Научная статья на тему 'ТАКТИКИ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ К ГИА'

ТАКТИКИ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ К ГИА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ДИСТАНЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / ТАКТИКА ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Людмила Анатольевна

В данной статье рассматриваются тактики дистанционной поддержки школьников в процессе обучения и подготовки к ГИА. Тактика поддержки школьников представляет собой комплекс методов и приемов психолого-педагогической помощи. В статье представлены такие тактики психолого-педагогической поддержки, которые осуществляются при помощи информационно-коммуникационных технологий. Это «защита», «помощь», «содействие», «сопровождение». Выбор соответствующей тактики дистанционной поддержки школьников зависит от результатов педагогической диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TACTICS OF THE REMOTE SUPPORT OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF LEARNING AND PREPARING FOR THE FINAL STATE EXAMINATION

This article presents the tactics of remote support of schoolchildren in the process of learning and preparing for the final State examination. Tactics of the support for schoolchildren is a set of methods and techniques of psychological and pedagogical assistance. The article presents the tactics of psychological and pedagogical support: "protection", "help", "assistance", "support", which are carried out with the help of the information and communication technologies. The choice of an appropriate tactics for remote support of schoolchildren depends on the results of the pedagogical diagnostics.

Текст научной работы на тему «ТАКТИКИ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ПОДГОТОВКИ К ГИА»

УДК 371.321

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Попова Л. А. Тактики дистанционной поддержки школьников в процессе обучения и подготовки к ГИА // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 2 (10) / июль. — С. 55-61. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/05jul2021/kvo207/

Попова Людмила Анатольевна | l.a.popova@mail.ru

Аспирант

Балтийский федеральный университет им. И. Канта Калининград, Россия

Тактики дистанционной поддержки школьников в процессе обучения и подготовки к ГИА

Аннотация. В данной статье рассматриваются тактики дистанционной поддержки школьников в процессе обучения и подготовки к ГИА. Тактика поддержки школьников представляет собой комплекс методов и приемов психолого-педагогической помощи. В статье представлены такие тактики психолого-педагогической поддержки, которые осуществляются при помощи информационно-коммуникационных технологий. Это «защита», «помощь», «содействие», «сопровождение». Выбор соответствующей тактики дистанционной поддержки школьников зависит от результатов педагогической диагностики.

Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка, дистанционная поддержка, тактика дистанционной поддержки.

Дистанционная поддержка школьников в процессе обучения и подготовки к ГИА в настоящий момент приобретает особую значимость. Каждый ученик в процессе обучения сталкивается с различными затруднениями. Особенные субъективные затруднения испытывают ученики в

процессе подготовки к ГИА. Такие затруднения могут быть связаны с изучением предмета (например, со сложностью заданий; большим объемом информации, которую необходимо усвоить; слабой подготовкой ученика в предыдущие годы и т. д.), с недостаточным развитием сфер индивидуальности (например, проблемы с внимательностью при выполнении заданий, с запоминанием большого объема информации, с чрезмерным волнением перед экзаменом, недостатком мотивации, неумением самостоятельно организовывать свою деятельность, распределять время подготовки к экзаменам и т. д.). Потребность учеников в помощи по преодолению таких затруднений часто обусловлена еще и тем, что результаты итоговых экзаменов могут повлиять на дальнейшее обучение, в том числе на поступление в вуз.

Помощь и содействие ученикам в ликвидации затруднений является одной из основных задач профессиональной деятельности педагога. В связи с цифро-визацией образования педагогическая помощь может быть предоставлена в дистанционном формате. Дистанционная поддержка школьников понимается нами

УДК 371.321

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Попова Л. А. Тактики дистанционной поддержки школьников в процессе обучения и подготовки к ГИА // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 2 (10) / июль. — С. 55-61. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/05jul2021/kvo207/

как профессиональная психолого-педагогическая поддержка школьников, организованная с помощью информационно-коммуникационных технологий. Основной целью такой поддержки является помощь ученику в преодолении субъективных затруднений с учетом его индивидуальных особенностей.

Психолого-педагогическая поддержка школьников является объектом исследования многих ученых. Данное понятие ввел известный педагог О. С. Газ-ман. Он представлял поддержку как деятельность педагога, отличающуюся от обучения и воспитания, но гармонично дополняющую их. В дальнейшем вопросы психолого-педагогической поддержки рассматривались Т. В. Анохиной, Н. В. Касициной, Н. Н. Михайловой, С. М. Юсфиным и др. Как отмечают ученые, основная стратегия педагогической поддержки — помочь ребенку научиться самостоятельно преодолевать затруднения, «быть хозяином своей жизни» [Цит. по: 1, с. 3]. В зависимости от определенной ситуации, по мнению Н. В. Касициной, Н. Н. Михайловой, С. М. Юсфина, педагогу необходимо подбирать соответствующую тактику организации взаимодействия с учеником. Тактикой психолого-педагогической поддержки является комплекс методов, приемов, выбранных педагогом для оптимального достижения поставленных целей в конкретных условиях. Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин отмечают, что «педагог проектирует и реализует определенную тактику, исходя из характера проблемы, обстоятельств ее возникновения, отношения ребенка и окружающих

его людей к проблеме ребенка» [Цит. по: 2, с 110]. Заметим, что в таком случае диагностика затруднений ученика является одним из ключевых этапов организации такой профессиональной помощи. На основе диагностики строится весь алгоритм оказания поддержки, при необходимости производится корректировка взаимодействия, а также показывается результативность оказания профессиональной помощи. При помощи диагностики затруднений школьников педагог выбирает вид поддержки, тактику ее осуществления, методы взаимодействия и т. д.

На основании представлений ученых (О. С. Газмана, Н. Н. Михайловой, С. М. Юсфина, Н. В. Касициной, Н. С. Крупской, В. А. Адольфа, Н. Ф. Яковлевой и др.) мы рассматриваем следующие тактики дистанционной поддержки школьников в процессе обучения и подготовки к итоговой аттестации: «защита», «помощь», «содействие» и «сопровождение». Такие тактики могут применяться как при организации онлайн-занятия педагога с учеником (например, в рамках онлайн-консультации), так и в процессе самостоятельной работы ученика с электронным образовательным ресурсом. Каждая из указанных тактик требует от педагога умения осуществлять определенные действия в зависимости от результата педагогической диагностики. Рассмотрим методы и приемы дистанционной поддержки школьника в процессе обучения и подготовки к итоговой аттестации в зависимости от выбранной тактики поддержки в таблице 1.

УДК 371.321

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Попова Л. А. Тактики дистанционной поддержки школьников в процессе обучения и подготовки к ГИА // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 2 (10) / июль. — С. 55-61. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/05jul2021/kvo207/

Таблица 1 — Тактики дистанционной поддержки школьника в процессе обучения и подготовки к ГИА

Результаты педагогической диагностики Методы и приемы дистанционной поддержки школьника

Тактика дистанцио нной поддержки «защита»

У ученика отмечается:

- преобладание мотивов избегания неприятностей, порицания;

- отсутствие интереса к процессу подготовки к итоговой аттестации;

- нежелание возвращаться к нерешенным проблемам;

- объяснение своих затруднений внешними причинами;

- непринятие учебных задач, поставленных учителем, или их пассивное восприятие;

- недостаточный объем знаний, наличие затруднений предметного характера (ученик решает только простые задания в диагностических работах);

- воспроизведение готовых знаний, низкий уровень самостоятельности в выполнении заданий (при выполнении диагностических или тренировочных работ ученик выполняет только разобранные ранее задания);

- отрицательные эмоции, неудовлетворенность собой и учителем;

- отсутствие навыков самоконтроля;

- неумение дать оценку своей подготовке к итоговой аттестации;

- неумение увидеть смысл в своей деятельности, проанализировать ее результаты;

- страх перед итоговой аттестацией (часто можно услышать от ученика: «я не знаю, как решить эту задачу»; «я не могу ее решить»; «я не сдам экзамен» и т. д.);

- полное отсутствие уверенности в своей деятельности (при выполнении тренировочного теста, диагностических заданий постоянно сравнивает свою работу с работами товарищей, чаще всего ориентируется на их решения, а не на свои)

Деятельность педагога при организации

онлайн-занятия:

- мотивация деятельности ученика на каждом этапе деятельности;

- четкое определение требований к результату деятельности школьника;

- демонстрация уверенности в том, что каждый из учащихся способен достичь успеха в учебной деятельности, в том числе при сдаче экзаменов;

- интерес к ученику как личности;

- использование приема «здесь и сейчас», предложение ученику задания, адекватного уровню его обученности при постепенном усложнении задания, пока оно не будет доведено до необходимого уровня;

- обучение школьников элементарным навыкам самоконтроля;

- организация рефлексивной деятельности школьника.

При разработке и применении электронных

ресурсов для самостоятельной работы ученика:

- использование игровых учебных электронных ресурсов;

- включение заданий в соответствии с уровнем обученности;

- сложные задания в интерактивном рабочем листе (электронном учебнике, электронной рабочей тетради) разбиваются на элементарные, легкие;

- включение ссылок на аналогичные задания, алгоритмы решения задания, правила, формулы, свойства и т. д.;

- «мягкое», ненавязчивое управление деятельностью ученика на каждом этапе, присутствие элементов общения в рамках электронного ресурса (например, включение в электронный ресурс элементов для обратной связи, обмена мнениями, вопросами и др.);

- поддерживающие комментарии при выполнении каждого задания;

- элементы рефлексии при выполнении заданий в интерактивном листе;

- контроль выполнения заданий (диагностические тесты, опросники, указание на ошибки и рекомендации по их исправлению и др.)

№ 2 (10) / 2021 КАЛИНИНГРАДСКИЙ Попова Л. А. Тактики дистанционной поддержки

июль ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ Научно-методический школьников в процессе обучения и подготовки к ГИА // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. —

УДК электронный журнал № 2 (10) / июль. — С. 55-61. — URL: https://koirojournal.

371.321 ru/realises/g2021/05jul2021/kvo207/

Результаты педагогической диагностики Методы и приемы дистанционной поддержки школьника

Тактика дистанционной поддержки «помощь»

У ученика выявляются: - неустойчивые мотивы, интерес к результату учения и к отметке учителя, в том числе к результату итоговой аттестации; - понимание связи результата итоговой аттестации со своими знаниями и умениями; - умение определять расход времени и сил на достижение цели, которое не всегда получается применить в реальной ситуации (например, при решении диагностических работ); - наличие затруднений предметного характера при подготовке к итоговой аттестации (ученик решает многие тестовые задания в диагностических работах, делает ошибки, иногда возникает желание разобраться с более трудными заданиями, но они у него не получаются); - устойчивая неуверенность в себе из-за постоянного неуспеха. Ученик соотносит трудность задания и свои возможности его выполнить, при этом воспроизводит только готовые знания, имея низкий уровень самостоятельности в выполнении заданий (при выполнении диагностических или тренировочных работ ученик выполняет только разобранные ранее задания), выполняя ряд учебных действий по инструкции, образцу, который предлагает учитель. При этом, ученик сам: - может осуществлять самоконтроль на отдельных этапах деятельности; - может выполнить самооценку, однако она часто неадекватна; - стремится понять, в чем причина его неудачи при выполнении деятельности; - обращается за помощью к педагогу, родителям, одноклассникам Деятельность педагога при организации онлайн-занятия: - ориентация ребенка на результат деятельности, сопровождающаяся анализом его эмоций и чувств; - уважение и доброжелательное отношение к ученику; - создание ситуаций выбора для выполнения заданий (при выполнении учеником заданий по образцу / предложенному алгоритму): письменно или устно, каким из предложенных / возможных способов, самостоятельно или с помощью учителя и т. д.; - обучение школьника самоконтролю на всех этапах процесса обучения и подготовки к итоговой аттестации; - поддержка позитивных эмоций школьника по поводу его деятельности; - помощь ученику в самостоятельном анализе проблем в учении и подготовке к итоговой аттестации. При разработке и применении электронных ресурсов для самостоятельной работы ученика: - использование игровых электронных ресурсов (игровые упражнения, викторины, веб-квесты); - проектирование содержания учебного материала на основании «ключевых задач» (выделение в сложных заданиях элементов простых, «ключевых задач»); - предоставление самостоятельного выбора заданий, а также выполнения этих заданий; - включение элементов тренинга; - включение ссылок на аналогичные задания, алгоритмы решения задания, правила, формулы, свойства и т. д.; - поддерживающие комментарии при выполнении каждого задания; - элементы рефлексии при выполнении заданий в интерактивном листе; - контроль выполнения заданий (диагностические тесты, опросники, указание на ошибки и рекомендации по их исправлению и др.)

Тактика дистанционной поддержки «содействие»

У ученика проявляются следующие черты: - интерес к разным способам добывания знаний; - осознанное соотнесение мотивов и целей своих действий; Деятельность педагога при организации онлайн-занятия: - одобрение деятельности школьника, поддержка его интеллектуальной инициативы в поиске новых способов деятельности;

№ 2 (10) / 2021 КАЛИНИНГРАДСКИЙ Попова Л. А. Тактики дистанционной поддержки

июль ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ Научно-методический школьников в процессе обучения и подготовки к ГИА // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. —

УДК электронный журнал № 2 (10) / июль. — С. 55-61. — URL: https://koirojournal.

371.321 ru/realises/g2021/05jul2021/kvo207/

Результаты педагогической диагностики Методы и приемы дистанционной поддержки школьника

- попытки самостоятельно дополнить список поставленных учителем учебных задач (например, при подготовке к итоговой аттестации помимо тех заданий, которые предлагает педагог, ученик может предложить рассмотреть еще и другие задания); - понимание связи результата экзамена со своими возможностями, соотнесение трудности задачи и своих возможностей; - умение определить расход времени и сил при выполнении экзаменационных вариантов, умение составить четкий план своей работы; - присутствие затруднений предметного характера при подготовке к итоговой аттестации, при этом ученик уверенно решает тестовые задания в диагностических работах, решает некоторые задачи повышенной сложности, но при этом испытывает неуверенность; - может осуществлять пошаговый самоконтроль (по ходу работы), обладает саморегуляцией; - адекватная самооценка; - неумение самостоятельно найти новые эффективные способы деятельности, более рациональное решение заданий и т. д. - ученику может быть предложено сложное задание, но с условием положительной отметки в случае успеха; - использование приемов перевернутого обучения (когда ученик сам разбирает сложные примеры, а затем рассказывает педагогу); - инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, их оформления; - стимулирование выполнения заданий (использование в тексте интересных фактов, необычное содержание заданий, мотивирующие к обучению личные обращения и др.); - гибкое реагирование на пожелания ученика в изменении способов организации учебного взаимодействия; - обеспечение условий для перехода от эмоционально-чувственной рефлексии к рациональной (например, обсуждение таких вопросов: «Что получилось / что не получилось при выполнении заданий?»; «Почему?»; «Что нужно сделать, чтобы в следующий раз получилось?» и др.). При разработке и применении электронных ресурсов для самостоятельной работы ученика: - проектирование содержания учебного материала на основании «ключевых задач» (выделение в сложных заданиях элементов простых, «ключевых задач»); - включение дополнительных заданий, в зависимости от характера затруднений школьника и его интересов (дополнительные тренинги, творческие задания, предметные олимпиады и т. д.); - включение ссылок на аналогичные задания, алгоритмов решения заданий, правил, формул, свойств, обучающих вебинаров, видеороликов разборов заданий повышенной сложности и т. д.; - использование игровых электронных ресурсов (викторины, веб-квесты, решение видеокейсов); - самоконтроль выполнения заданий (диагностические тесты с элементами автопроверки, самопроверка решения заданий при помощи готовых решений и т. д.)

Тактика дистанционной поддержки «сопровождение»

У ученика проявляются: - устойчивый интерес к разным способам добывания знаний; - мотивы ответственности на основе осознания причастности к результатам учебной деятельности, подготовки к итоговой аттестации; Деятельность педагога при организации онлайн-занятий: - поддержка высокого уровня мотивации, позитивного эмоционального настроя; - дистанционное сопровождение проявляется в совете, рекомендациях, информировании учащихся;

УДК 371.321

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Попова Л. А. Тактики дистанционной поддержки школьников в процессе обучения и подготовки к ГИА // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 2 (10) / июль. — С. 55-61. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/05jul2021/kvo207/

Результаты педагогической диагностики

Методы и приемы дистанционной поддержки школьника

четкая постановка целей обучения и подготовки к итоговой аттестации; настойчивость и упорство в ходе преодоления затруднений при достижении целей в обучении и подготовки к итоговой аттестации; затруднения предметного характера при подготовке к итоговой аттестации (например, ученик в диагностических работах уверенно решает тестовые задания (при этом считает их скучными и неинтересными), задания повышенной сложности, а при решении задач высокого уровня сложности испытывает неуверенность, однако все равно проявляет особенный интерес к решению подобных заданий); адекватный самоконтроль и самооценка (высокая самооценка); проявление желания к

самообразованию

- проявление уважения к выбору школьника, даже если не вполне согласен;

- помощь в корректировке индивидуальной траектории обучения и подготовки к итоговой аттестации;

- помощь в решении нестандартных задач, постановке (творческих) целей.

При разработке и применении электронных

ресурсов для самостоятельной работы ученика:

- включение дополнительных заданий, в зависимости от характера затруднений школьника и его интересов (дополнительные тренинги, творческие задания, предметные олимпиады, вузовские олимпиады и т. д.);

- включение ссылок на обучающие вебинары, видеоролики разборов заданий повышенной сложности и т. д.;

- использование игровых электронных ресурсов (исследовательские веб-квесты);

- самоконтроль выполнения заданий (диагностические тесты с элементами автопроверки, самопроверка решения заданий при помощи готовых решений и т. д.)

Заметим, что при организации поддержки дистанционной сохраняются ключевые идеи психолого-педагогической поддержки. При выборе тактики «защита» основными задачами педагога являются помощь ученику в преодолении страха, блокирующего его учебную деятельность, защита ученика от негативных обстоятельств. Выбирая тактику «помощь», педагогу необходимо подстраховать ученика от неудач в учебной деятельности, помочь развитию уверенности в собственных силах, получению позитивных эмоций от учебной деятельности. Педагог, выбирающий тактики «содействие» и «сопровождение», занимает позицию консультанта, предоставляя ученикам

возможности для самостоятельного выбора элементов учебной деятельности, оказывая содействие ученику в преодолении страха перед таким выбором. При этом тактика «сопровождение» чаще используется педагогом тогда, когда ученик уже практически готов решать свои проблемы и активно к этому стремится, изредка нуждаясь в совете профессионала.

Отметим также, что при работе с учениками педагог может использовать как одну из рассмотренных тактик дистанционной поддержки, так и несколько в сочетании, в зависимости от определенной проблемной ситуации. Умение пользоваться подобными тактиками

УДК 371.321

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Попова Л. А. Тактики дистанционной поддержки школьников в процессе обучения и подготовки к ГИА // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2021. — № 2 (10) / июль. — С. 55-61. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2021/05jul2021/kvo207/

позволяет педагогу оказывать результативную дистанционную поддержку ученику при организации онлайн-занятия или самостоятельной работы ученика с электронным ресурсом.

Список литературы

1. Касицина, Н. В. Четыре тактики педагогики поддержки: эффективные способы взаимодействия учителя и ученика / Н. В. Касицина, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. — М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2010. — 158 с.

2. Михайлова, Н. Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. — М.: МИРОС, 2001. — 208 с.

Lyudmila A. Popova

Immanuel Kant Baltic Federal University Kaliningrad, Russia

Tactics of the remote support of schoolchildren in the process of learning and preparing for the final State examination

Abstract. This article presents the tactics of remote support of schoolchildren in the process of learning and preparing for the final State examination. Tactics of the support for schoolchildren is a set of methods and techniques of psychological and pedagogical assistance. The article presents the tactics of psychological and pedagogical support: "protection", "help", "assistance", "support", which are carried out with the help of the information and communication technologies. The choice of an appropriate tactics for remote support of schoolchildren depends on the results of the pedagogical diagnostics.

Keywords: psychological and pedagogical support, remote support, tactics of remote support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.