Научная статья на тему 'ГЕРМЕНЕВТИКА В ПЕДАГОГИКЕ'

ГЕРМЕНЕВТИКА В ПЕДАГОГИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
герменевтика в педагогике / личностные смыслы / девинация / реконструкция текста / «смысл – сообщение» / «внутренний» смысл / формотворчество / hermeneutics in pedagogy / personal meanings / deviation / text reconstruction / “meaning-message” / “inner” meaning / form-making

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.А. Арутюнян, Ж.В. Богатырева

В статье говорится о том, какую роль играет герменевтика в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом в современном вузе. Её изучение реализуется на основе анализа работ отечественных и зарубежных философов. В целях наиболее полного раскрытия темы даётся сущностная характеристика термина «смысл – ценность». Затем определяются наиболее существенные его принципы. Формулируются общие правила, уровни и методы понимания, выполнение которых будет способствовать наиболее лучшему усвоению смысла текста студентом. Исследование образовательной практики герменевтики позволило выявить, что понимание – это педагогический процесс, через который происходит понимание всех имеющихся знаний о мире, в результате которого осуществляется рождение нового, «своего» знания. Лучшее понимание возникает потому, что интерпретатор, не обладая «непосредственным знанием» замыслов и намерений инициатора речи, вынужден стремиться к осознанию того, что осталось для него неясным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HERMENEUTICS IN PEDAGOGY

The article talks about the role of hermeneutics in the educational process carried out in a modern university. Its study is based on the analysis of works of Russian and foreign philosophers. In order to fully disclose the topic, the essential characteristic of the term “meaning – value” is given. Then the most essential principles of it are determined. The general rules, levels and methods of understanding are formulated, the implementation of which will contribute to the best assimilation of the meaning of the text by the student. A study of the educational practice of hermeneutics has revealed that understanding is a pedagogical process through which all available knowledge about the world is understood, as a result of which a new “one’s own” knowledge is born. A better understanding arises because the interpreter, without having “direct knowledge” of the intentions of the initiator of the speech, is forced to strive to realize much that remains unclear to him.

Текст научной работы на тему «ГЕРМЕНЕВТИКА В ПЕДАГОГИКЕ»

получать информацию от слушателя и следователя его руководителя практикой о результатах деятельности практиканта для принятия решений об оказании ему методической помощи в сложных следственных ситуациях для обеспечения законности и обоснованности данных решений в досудебном производстве.

По результатам прохождения производственной практики практиканту следует сдать экзамен. В связи с этим его своевременно следует ознакомить с

Библиографический список

перечнем вопросов и контрольными практическими заданиями для подготовки к сдаче экзамена по завершении производственной практики.

Успешное прохождение производственной практики слушателем создаст благоприятные предпосылки для завершения его обучения в высшем учебном заведении и формирования из него специалиста-следователя и обеспечит его готовность на основе профессиональных компетенций успешно расследовать уголовные дела подследственные следователю.

1. Гантемирова З.Э. Формирование коммуникативной компетентности юриста средствами эффективных форм и технологий взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2017.

2. Евтихов О.В., Адольф В.А. Теоретико-методологические основы формирования профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов: монография. Красноярск, 2014.

3. Мандель Б.Р Профессионально ориентированное обучение: проблематика и технологии: учебное пособие для обучающихся в магистратуре. Москва, Берлин, 2019.

4. Михайлова Т.Н. Формирование общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России в процессе их самоактуализации. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Улан-Удэ, 2018.

5. Пономарчук П.Н. Развитие исследовательской компетенции обучающихся по юридическому направлению в вузе: монография. Челябинск, 2013.

6. Серяева И.Ю. Профессиональная компетентность будущего специалиста. Педагогический журнал. Оренбург, 2004; № 4 (13): 20-25.

References

1. Gantemirova Z.'E. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti yurista sredstvami 'effektivnyh form i tehnologij vzaimodejstviya sub'ektov obrazovatel'nogo processa v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2017.

2. Evtihov O.V., Adol'f V.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya professional'noj kompetentnosti kursantov v vuze pravoohranitel'nyh organov: monografiya. Krasnoyarsk, 2014.

3. Mandel' B.R. Professional'no orientirovannoe obuchenie: problematika i tehnologii: uchebnoe posobie dlya obuchayuschihsya v magistrature. Moskva, Berlin, 2019.

4. Mihajlova T.N. Formirovanie obschekul'turnoj kompetentnosti kursantov vuzov MVD Rossii v processe ih samoaktualizacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ulan-Ud'e, 2018.

5. Ponomarchuk P.N. Razvitie issledovatel'skoj kompetenciiobuchayuschihsya po yuridicheskomu napravleniyu v vuze: monografiya. Chelyabinsk, 2013.

6. Seryaeva I.Yu. Professional'naya kompetentnost' buduschego specialista. Pedagogicheskijzhurnal. Orenburg, 2004; № 4 (13): 20-25.

Статья поступила в редакцию 14.02.24

УДК 801.73

Arutyunyan O.A., Cand. of Sciences (Philosophy), senior teacher, Department of History, Philosophy and Psychology, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia); senior lecturer, Department of Social, Humanitarian and Natural Sciences, North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice (Krasnodar, Russia), E-mail: oxana.arutiunyan2018@yandex.ru

Bogatyreva Zh.V., senior teacher, Department of History, Philosophy and Psychology, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: bogathanna@mail.ru

HERMENEUTICS IN PEDAGOGY. The article talks about the role of hermeneutics in the educational process carried out in a modern university. Its study is based on the analysis of works of Russian and foreign philosophers. In order to fully disclose the topic, the essential characteristic of the term "meaning - value" is given. Then the most essential principles of it are determined. The general rules, levels and methods of understanding are formulated, the implementation of which will contribute to the best assimilation of the meaning of the text by the student. A study of the educational practice of hermeneutics has revealed that understanding is a pedagogical process through which all available knowledge about the world is understood, as a result of which a new "one's own" knowledge is born. A better understanding arises because the interpreter, without having "direct knowledge" of the intentions of the initiator of the speech, is forced to strive to realize much that remains unclear to him. Key words: hermeneutics in pedagogy, personal meanings, deviation, text reconstruction, "meaning-message", "inner" meaning, form-making

О.А. Арутюнян, канд. филос. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодар, доц., СКФ РГУП «Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия», г. Краснодар, E-mail: oxana.arutiunyan2018@yandex.ru Ж.В. Богатырева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодар, E-mail: bogathanna@mail.ru

ГЕРМЕНЕВТИКА В ПЕДАГОГИКЕ

В статье говорится о том, какую роль играет герменевтика в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом в современном вузе. Её изучение реализуется на основе анализа работ отечественных и зарубежных философов. В целях наиболее полного раскрытия темы даётся сущностная характеристика термина «смысл - ценность». Затем определяются наиболее существенные его принципы. Формулируются общие правила, уровни и методы понимания, выполнение которых будет способствовать наиболее лучшему усвоению смысла текста студентом. Исследование образовательной практики герменевтики позволило выявить, что понимание - это педагогический процесс, через который происходит понимание всех имеющихся знаний о мире, в результате которого осуществляется рождение нового, «своего» знания. Лучшее понимание возникает потому, что интерпретатор, не обладая «непосредственным знанием» замыслов и намерений инициатора речи, вынужден стремиться к осознанию того, что осталось для него неясным.

Ключевые слова: герменевтика в педагогике, личностные смыслы, девинация, реконструкция текста, «смысл - сообщение», «внутренний» смысл, формотворчество

Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время для педагогики и образования становится важным использование методов, принадлежащих современному миру и способствующих устойчивому развитию общества. Главными задачами образования является обучение и воспитание, способствующие развитию личности. И здесь востребован герменевтический метод, спецификой которого является осмысление философских текстов [1-7].

В статье проводится анализ герменевтического осмысления мира человеком при помощи текстов в работах С.А. Васильева, РИ. Павилениса, Ф. Шлейер-махера, РМ. Габитова [1, с. 237].

В исследовании философа С.А. Васильева рассматривается проблема «синтеза смысла при создании и понимании текста» [2, с. 93].

Исследователь Р.П. Павиленис считает, что процесс познания человека, заключающийся в развитии его умения ориентироваться в мире, является процессом образования смыслов, или концептов. Особенностью философского

истолкования является выяснение философских проблем эпохи и содержащихся в тексте неявных ответов на них.

Цель исследования - рассмотреть основные возможные существующие теории и показать, что понимание философского текста есть важная часть педагогического процесса.

Задачи, которые необходимо решить для достижения цели, следующие:

- провести историко-философский анализ проблемы понимания;

- определить уровни понимания текстов [3, с. 56-59];

- выявить общие правила и методы понимания [4, с. 128];

В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:

- изучение специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику;

- анализ опыта в работах С.А. Васильева, Р. И. Павилениса, Ф. Шлейерма-хера, РМ. Габитова.

Научная новизна исследования состоит в том, что в процессе исследования проведен герменевтический анализ на основе работ исследователей С.А. Васильева, РИ. Павилениса, Ф. Шлейермахера, РМ. Габитова [1, с. 237]. В статье показано, что усвоение любой новой информации о мире осуществляется на основе опыта. Процесс познания человека, заключающийся в развитии его умения ориентироваться в мире, является процессом образования смыслов, или концептов.

В статье разработаны и общие правила, а также уровни понимания философского текста. Понимание текста имеет различные уровни: ниже авторского понимания, или же недостаточное понимание; на уровне автора; лучше авторского понимания. Показана и взаимосвязь смысла и понимания. Несмотря на обилие работ, посвященных теме исследования, наблюдается нехватка комплексных исследований, посвященных проблемам использования герменевтики в педагогике. Данная статья призвана отчасти заполнить соответствующую нишу

Теоретическая значимость заключается в определении общих правил понимания философских и учебных текстов.

Практическая значимость состоит в использования герменевтических приемов в образовательной деятельности конкретного вуза.

Герменевтический подход в педагогике обращает внимание на выработку личностных смыслов, которые и являются важным результатом педагогического процесса. Герменевтическое осмысление мира человеком осуществляется при помощи текстов. Участие живой человеческой речи, слова во всякой практической деятельности по освоению человеком окружающей природы является настолько очевидным фактом, что он нашел свое отражение в раннехристианской литературе в виде мифа о сотворении мира посредством слова.

По С.А. Васильеву, смысл есть то, что служит основой отождествления и различия предметов, ибо всякий предмет как определенное бытие представляет собой сугубо человеческую ценность.

В состав смысла входит индивидуальный опыт, глубоко личностные отношения индивида к предмету и возникающие отсюда ожидания, привязанности, эмоции, памятные ассоциации, которые выделяют данный предмет из множества похожих на него.

Индивидуальные аспекты смысла, если они начинают воспроизводиться в деятельности других людей и поколений и тем самым приобретают социальную ценность, получают статус значений в коллективном сознании, которые каждый индивид должен усвоить в процессе овладения языком и формами деятельности.

По отношению к индивиду эти общезначимые компоненты смысла оказываются регулятивными принципами ориентации и поведения в социально организованном мире, которым он должен подчиняться, чтобы жить в обществе и находить взаимопонимание.

Мир и его реальности осмыслены, поскольку они разумны и обеспечивают в сообществе людей основу их адекватного поведения и скоординированной деятельности.

Усвоение любой новой информации о мире осуществляется каждым индивидом на базе той, которой он уже располагает. Процесс познания человека, заключающийся в развитии его умения ориентироваться в мире, является процессом образования смыслов, или концептов.

Согласно Р.И. Павиленису, усвоить некоторый смысл (концепт), значит, построить некоторую структуру, состоящую из имеющихся концептов.

Очевидно, что образование такой системы предполагает в качестве изначальных данных некоторые первичные концепты как необходимые условия построения концептуальной системы.

С внешней точки зрения всегда имеется отношение несовместимости, выраженное разной степенью отрицания между вводимым в систему концептом и теми, которые уже содержатся в системе.

Степень несовместимости между концептами системы показывает возможность определения одних концептов другими, т. е. возможность перехода от одних концептов к другим, к построению новых концептов в данной концептуальной системе.

Как отмечают исследователи [2; 3 и др.], семантическая проблематика языка невольно погружается в проблематику анализа концептуальных систем и их взаимоотношений друг с другом, а также взаимоотношений этих систем с объективной действительностью.

При таком подходе человек - носитель языка - рассматривается не как «исполнитель», а как активный субъект познания, наделенный индивидуальным и социальным опытом, системой информации о мире, на основе которой он осуществляет коммуникацию. Поэтому он считает, что проблема смысла должна здесь рассматриваться как поиск ответа на вопрос о том, что знает человек, когда он понимает то или иное высказывание.

Поиск смысла приводит к тому, что человек видит не только дальше, но и больше, замечает в окружающей природе такие явления, которые раньше не привлекали его внимания, оставаясь «вещью в себе».

Другими словами, человек открывает новые «миры» даже в старых границах, казалось бы, хорошо знакомой действительности и осваивает их не только практически, но и эмоционально.

С учётом того, что материя несотворима, творческая активность человека реализуется как формотворчество [2, с. 93]. В результате всё то, что существо-

вало лишь в голове человека, становится определенностью, т. е. приобретает смысл.

При этом в результате собственной деятельности каждый человек «творит предмет», поскольку придает ему личностную смысловую определенность.

Вся мировая культура выражается с помощью текстов. Мы живем в мире текстов, транслируем культуру через тексты, и наш успех во многом зависит от того, как мы можем разгадать, расшифровать знаки и символы, которые заложены в текстах.

Понимание - это процесс, через который происходит понимание всех имеющихся знаний о мире, в результате чего происходит рождение нового, «своего» знания [3, с. 56-59].

Как вообще возможно понимание, и что является его необходимым условием?

Согласно воззрениям учёного Ф. Шлейермахера [6], в основе понимания текста лежит сходство и различие между автором и читателем.

При этом автор заостряет внимание на том факте, что если бы между ними не было никакого различия, то не было бы и проблемы понимания текста - всё написанное и сказанное автором усваивалось бы читателями непосредственно.

И наоборот, если бы автор и читатель или двое говорящих были бы абсолютно чужды друг другу, не существовало бы исходного пункта для понимания. Словом, понимание образуется посредством (достигается) наличия близости по духу и мыслей между читателем и автором (между двумя говорящими), так и известного различия, «чужеродности» между ними.

Отношения тождества и различия являются универсальным условием понимания. При этом основной средой понимания является язык. Понимание возможно, прежде всего, в процессе общения на основе языка.

Между тем человек и язык тесно взаимосвязаны:

- язык, с одной стороны, изменяется и развивается благодаря воздействию на него индивидуальности человека,

- с другой стороны, автор (говорящий) зависит от норм языка.

Нормативность языка ограничивает степень индивидуального мышления.

Последний всегда оказывает сопротивление «власти языка».

Эти две тенденции в какой-то момент взаимно определяют и ограничивают друг друга, вследствие чего возникает определённая «конструкция» - данное конкретное произведение или речь, что и является предметом истолкования.

При этом Фридрих Шлейермахер исходит из того, что не может быть дано «ни полного знания языка», «ни полного знания человека». Единственный выход из этого положения поэтому заключается в том, чтобы видеть в истолковании искусство, смыслотворчество [3, с. 56-59].

Разработаны и общие правила понимания текста.

В первом правиле говорится, что истолкование должно начинаться с «общего обзора», который дает возможность понять «единство» произведения и основные черты композиции. «Единство произведения», т.е. его тема, рассматривается в качестве принципа, руководящего автором, а «основные черты композиции» - в качестве его «своеобразной природы», раскрывающейся в процессе следования этому принципу.

Второе правило - всегда необходимо иметь в виду взаимосвязь целого и

части.

Третье правило требует «совершенного понимания стиля». Мысль и язык постоянно «переходят друг в друга», в силу чего в стиле всегда отражается своеобразный способ мышления автора.

Четвёртое правило - «уравнение» позиций автора и истолкователя. Читатель еще до осуществления герменевтической процедуры должен иметь представление о том, как задан «предмет и язык» автору, каково «своеобразие» его манеры.

Пятое правило говорит об использовании методов «дивинации» и «сравнения».

Шестое правило дает ориентацию на отношение понимания идеи произведения. Последнюю следует определять только исходя из объединения двух моментов - «материала» (содержания) и «круга действия» (адресата произведения). Само содержание ещё не обусловливает собой «способ исполнения». Цель произведения (его идея) лежит вне его и обычно определяется «характером» тех людей (того «круга»), для которых оно пишется [4, с. 128].

Понимание текста имеет различные уровни: ниже авторского понимания, или же недостаточное понимание; на уровне автора; лучше авторского понимания.

Этим уровням соответствуют различные ступени творческой активности читателя. Например, нередко читатель не понимает текст или понимает недостаточно.

При этом, по мнению О.А. Арутюнян и Ж.В. Богатыревой, следует особо отметить, что возможные недоразумения, возникающие между читателем и автором, могут иметь двоякую природу: «либо читатель не способен в силу своей подготовки следить за мыслью автора, либо вопрос, который излагает автор, преподносится неясно и многозначно» [5, с. 458-459].

Поэтому подтягивание, «уравнение» позиций читателя и автора, как отмечалось выше, является необходимым условием понимания текста.

Задача прочтения философского текста заключается в том, чтобы суметь, исходя из собственных умонастроений, проникнуть в умонастроение автора, ко-

торого собираются понять, более того, суметь понять автора лучше, чем он сам себя понимал, «чтобы соответствующую речь понять также хорошо, а затем лучше, чем ее инициатор».

Что делает возможным лучшее понимание текста? Лучшее понимание возможно благодаря соответствующему анализу понятий, используемых автором, внесению в них четкости, ясности.

При этом И. Кант исходил из некоторого превосходства интерпретатора (читателя) над автором, а Шлегель определял принцип лучшего понимания исходя из методологического требования разделения автора (его замыслов) и произведения (реализации этих замыслов).

Только тот, кто стремится проникнуть в содержание произведения, не имеющее границ и в этом смысле бесконечное, в состоянии его понять лучше, чем сам автор. Именно потому, что произведение превосходит замыслы автора, оно может быть лучше понято, чем его понимал автор.

Лучшее понимание возникает потому, что истолкователь, не обладая «непосредственным знанием» замыслов и намерений инициатора речи», вынужден стремиться к осознанию многого оставшегося для него неясным.

Понимание, по Фридриху Шлейермахеру, может быть достигнуто реконструированием текста, речи. Для этого он формулирует принцип «герменевтического круга»: понимание целого исходя из части и части - исходя из целого [6, с. 68].

Например, определение значения слова осуществляется в рамках «герменевтического круга»: исходя из данного употребления, определить значение и, исходя из значения, найти употребление, заданное в качестве неизвестного.

Разрешение герменевтического круга Фридрих Шлейермахер видит в методе «дивинации» (что буквально означает «интуитивная догадка»).

Библиографический список

С помощью «дивинации» читатель может в самом общем виде угадывать «исходный пункт» грамматического истолкования и «общую сферу» значения слова.

При этом интуитивно чувствуя (ощущая) её, читатель методом аналогии и сравнения отдельных случаев употребления слова, в конце концов, приходит к точной логической фиксации того, что в начале «привиделось» ему лишь в самом неопределённом виде.

В результате можно сказать, что общий процесс понимания совершается по кругу:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- от «дивинации» (интуитивного акта) к сравнительной процедуре,

- от аналогии и сравнения - снова к «дивинации».

При этом оба этих метода - интуитивный и сравнительный - в равной степени необходимы для успешного достижения понимания смысла слова и предложения.

Завершая исследование, отметим, что понять текст, значит, «вступить в игру с ним». Тем самым человек, понимающий «текст», понимает на самом деле «свой текст», посредством своего языка вступает в игру с бытием [7].

Понимание текста возникает тогда, когда язык текста и язык понимающего сливаются в одном общем горизонте.

Истолкование философского текста может, конечно, значительно расширять тот смысл, который в него вкладывал автор, а порой и вступать в противоречие с авторской позицией и взглядами.

При этом основная цель философского истолкования - выявить последовательную логическую зависимость между философскими проблемами эпохи и содержащимися в тексте неявными ответами на них, а также сформулировать порождаемые текстом новые философские вопросы.

1. Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев, 1988.

2. Павиленис РИ. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. Москва, 1983.

3. Арутюнян О.А. Приемы анализа философского текста. Актуальные вопросы филологических исследований: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Н.М. Шанского. Краснодар. 2021: 56-59.

4. Арутюнян О.А. Понимание философского текста как смыслотворчество. Диссертация кандидата философских наук. Краснодар, 2007.

5. Арутюнян О.А., Богатырева Ж.В. Структурный анализ текста. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 5 (54): 458-459.

6. Габитова РМ. «Универсальная» герменевтика Фридриха Шлейермахера. Герменевтика: история и современность. Москва, 1985: 68.

7. Арутюнян О.А., Богатырева Ж.В. Понимание философского текста как творчество. Вестник университета (Государственный университет управления). 2013; 10: 191-195.

References

1. Vasil'ev S.A. Sintez smysla pri sozdanii i ponimanii teksta. Kiev, 1988.

2. Pavilenis R.I. Problema smysla: sovremennyjlogiko-filosofskijanaliz yazyka. Moskva, 1983.

3. Arutyunyan O.A. Priemy analiza filosofskogo teksta. Aktual'nye voprosy filologicheskih issledovanij: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 100-letiyu so dnya rozhdeniya N.M. Shanskogo. Krasnodar. 2021: 56-59.

4. Arutyunyan O.A. Ponimanie filosofskogo teksta kak smyslotvorchestvo. Dissertaciya kandidata filosofskih nauk. Krasnodar, 2007.

5. Arutyunyan O.A., Bogatyreva Zh.V. Strukturnyj analiz teksta. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 5 (54): 458-459.

6. Gabitova R.M. «Universal'naya» germenevtika Fridriha Shlejermahera. Germenevtika: istoriya isovremennost'. Moskva, 1985: 68.

7. Arutyunyan O.A., Bogatyreva Zh.V. Ponimanie filosofskogo teksta kak tvorchestvo. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2013; 10: 191-195.

Статья поступила в редакцию 11.02.24

УДК 378

Asvarov N.A., Cand. of Sciences (History), Senior Lecturer, Rector, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia),

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF CIVIC AND PATRIOTIC VALUES OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE MODERN SCHOOL SPACE. Based on the analysis of research works and the reflection of the author's own pedagogical experience, the paper identifies the most characteristic features of development of the system of civil and patriotic values in high school students. At the same time, the modern Russian schools educational space functioning specifics are taken into account. First of all, attention is paid to the ways of the development of the corresponding segment in Russian education system over the past three decades. On the basis of their research results, the work proves the necessity to intensify educating civic and patriotic values in a modern high school student. Its essential characteristic is given. The most significant organizational and pedagogical conditions for the formation of appropriate competencies are considered. An adequate method of forming such values system is demonstrated. The researcher studies the main criteria and indicators, according to which an objective assessment of their development level can be carried out.

Key words: secondary general education, patriotic education, civic education, national identity, high school students

Н.А. Асваров, канд. ист. наук, доц., ректор ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова»,

г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Основываясь на анализе широкого круга литературы, затрагивающей соответствующую проблематику а равно и рефлексии собственного педагогического опыта автор настоящей статьи выявляет наиболее характерные черты процесса развития системы гражданско-патриотических ценностей учащихся старших классов. При этом учитывается специфика функционирования образовательного пространства современных российских школ. В первую очередь внимание уделяется особенностям развития соответствующего сегмента российской системы образования на протяжении трёх последних десятилетий. На основании результатов их изучения доказывается необходимость интенсификации процесса воспитания гражданско-патриотических ценностей у современного старшего школьника. Даётся его сущностная характеристика. Далее рассматриваются наиболее существенные организаци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.