Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН'

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее общее образование / патриотическое воспитание / традиционное воспитание / этнокультурный туризм / старшеклассник / secondary general education / patriotic education / traditional education / ethnocultural tourism / high school student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.А. Асваров

На основе рефлексии собственного педагогического опыта автора и анализа широкого круга специальной литературы проведено исследование ключевых особенностей процесса формирования патриотического сознания старшеклассников средствами этнокультурного туризма. В качестве примера взят такой полиэтнический и поликультурный регион, как Республика Дагестан. Для этого в первую очередь автор доказывает необходимость модернизации деятельности, направленной на патриотическое воспитание старших школьников в современных реалиях. Затем он демонстрирует, какую роль этнокультурный туризм может играть в указанном процессе. Характеризуются основные виды последнего. Описываются наиболее существенные особенности организации такой деятельности на территории Дагестана. Рассмотрены педагогические условия, соблюдение которых представляется необходимым с точки зрения оптимальной организации работы со старшеклассниками, направленной на всестороннее изучение ими историко-культурного наследия дагестанского народа с широким использованием средств этнокультурного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.А. Асваров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS IN HIGH SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF ETHNOCULTURAL TOURISM WITH REGARD TO THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Based on the author’s pedagogical experience reflection and the analysis of special literature, the work studies the key features of the process of forming patriotic consciousness in high school students with the help of ethnocultural tourism. As an example such a multiethnic and multicultural region as the Republic Dagestan is taken. The author proves the need to modernize activities aimed at patriotic education among senior schoolchildren in modern realities. The research demonstrates what role ethno-cultural tourism can play in this process. The main types of the latter are characterized. The most significant features of such activities organization in Dagestan are described. The author observes pedagogical conditions, which are necessary for the optimal organization of work with high school students aimed at their comprehensive study of the different ethnical and cultural commonalities, living in Dagestan historical and ethnographic heritage with ethnocultural tourism extensive use.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН»

Первое условие - разработка и широкое применение в системе среднего общего образования определённых приёмов и методов [4, с. 53]. Подбор этих, последних, должен быть организован таким образом, чтобы предоставить старшеклассникам следующие возможности:

- постижение ведущих принципов демократии и гуманизма [3, с. 242];

- реализация активных поисков собственных роли и места в текущей социокультурной действительности [5, с. 46];

- наиболее полное раскрытие собственного духовного потенциала [2, с. 18].

Следующее организационно-педагогическое условие заключается в том,

что процесс формирования интересующих нас ценностей у современных учащихся старшей школы должен характеризоваться двумя специфическими чертами. К ним относятся:

- комплексность;

- планомерность [6, с. 250].

Приведённые выше организационно-педагогические условия могут быть реализованы средствами как урочной деятельности, так и внеурочной [7, с. 9-10]. Их сочетание позволит комплексно воздействовать на ход процесса развития соответствующих качеств [8, с. 180]. Последний включает два основных этапа.

На первом из них, познавательном, осуществляется развитие у старших школьников понимания принципов цивилизованного общества [9, с. 141]. Формируется также осознанное принятие идей патриотического отношения к своей стране и её народу [7, с. 11]. Целесообразной при этом представляется организация деятельности субъектов педагогического процесса по следующим направлениям:

- складывание у старшеклассников системы умений и навыков, связанных с реализацией самостоятельной когнитивной активности в данной области (А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова, А.Н. Томилин);

- формирование у них понимания важности достижения приемлемых результатов процесса патриотического воспитания [10, с. 44];

Библиографический список

- развитие у обучающихся системы принципов и ценностных установок, вкуса и нравственных ценностей [9, с. 13].

Второй этап, репродуктивный, связан с организацией такой деятельности старшеклассников, которую можно охарактеризовать наличием направленности на вовлечение данной категории учащихся в процесс формирования гражданско-патриотических ценностей [8, с. 181]. Соответствующие образовательные результаты могут быть достигнуты, прежде всего, за счёт активности обучающихся в рамках практических занятий [2, с. 19]. При этом могут быть реализованы следующие направления деятельности субъектов образовательных отношений:

- планирование активности, направленной на формирование у учащихся патриотизма с использованием средств урочной и внеурочной деятельности [10, с. 46];

- разработка и реализация соответствующих сценариев и планов.

Критерии и показатели, в соответствии с которыми может быть оценён уровень развития системы гражданско-патриотических ценностей у учащихся старших классов современных российских школ, представлены в табл. 1.

Таким образом, на современной стадии развития среднего общего образования и социума в целом чрезвычайно важной представляется интенсификация процесса развития системы гражданско-патриотических ценностей старшеклассников. Последняя может быть осуществлена путём внесения прогрессивных изменений в организацию как учебной, так и внеучебной деятельности лиц, осваивающих соответствующие образовательные программы.

Внедрение форм работы, реализация которых может положительно сказаться на формировании у обучающихся таких ценностей, представляется вполне возможным в большинстве российских школ. Для этого потребуется лишь некоторая модернизация практикуемых сегодня форм образовательной деятельности. То же можно сказать и о системе оценивания достигнутых образовательных результатов.

1. Землянская A.n. Историческое развитие педагогического управления. Управление образованием: теория и практика. 2021; № 3: 120-127.

2. Олесов Н.П. Проблема воспитания на основе этнокультурных ценностей в контексте глобализационных процессов. Современное педагогическое образование. 2020; № 3: 17-19.

3. Урусова Л.Х., Шигалугова М.Х. О проблеме современного образования в условиях глобализации. Образование и право. 2022; № 4: 240-244.

4. Панин Д.Ю. Воспитание гражданина-патриота: теоретический аспект. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021; Т. 13, № 4: 49-56.

5. Кукубаева A.X., Ерниязова Д.Т. Самоактуализация личности в поликультурной образовательной среде. Достижения науки и образования. 2022; № 1(81): 44-47.

6. Буранок С.О., Левин ЯА Педагогические условия формирования гражданской идентичности. Самарский научный вестник. 2021; № 4: 247-251.

7. Aртеменко H.A., Белогуров С.В. О системе формирования ценностных установок студентов вузов при изучении гуманитарных дисциплин. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 8-12.

8. Ри К.К. Патриотическое воспитание молодёжи в рамках факультативной деятельности студентов младших курсов вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 179-181.

9. Калекин A.A. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза на основе культурологического подхода. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2019.

10. Томилин A.H. Педагогические условия применения метода стимулирования в воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодёжью. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 44-47.

11. Титова СА Духовно-нравственное воспитание. Минск: Красико-Принт, 2015.

12. Николаева Е.И., Петрусевич A.A. Формирование ценностей и ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности. Педагогическое образование в России. 2021; № 5: 61-66.

References

1. Zemlyanskaya A.P. Istoricheskoe razvitie pedagogicheskogo upravleniya. Upravlenie obrazovaniem: teoriya iprakíika. 2021; № 3: 120-127.

2. Olesov N.P. Problema vospitaniya na osnove 'etnokul'turnyh cennostej v kontekste globalizacionnyh processov. Sovremennoepedagogicheskoeobrazovanie. 2020; № 3: 17-19.

3. Urusova L.H., Shigalugova M.H. O probleme sovremennogo obrazovaniya v usloviyah globalizacii. Obrazovanie i pravo. 2022; № 4: 240-244.

4. Panin D.Yu. Vospitanie grazhdanina-patriota: teoreticheskij aspekt. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2021; T. 13, № 4: 49-56.

5. Kukubaeva A.H., Erniyazova D.T. Samoaktualizaciya lichnosti v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede. Dostizheniya nauki i obrazovaniya. 2022; № 1(81): 44-47.

6. Buranok S.O., Levin Ya.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya grazhdanskoj identichnosti. Samarskijnauchnyj vestnik. 2021; № 4: 247-251.

7. Artemenko N.A., Belogurov S.V. O sisteme formirovaniya cennostnyh ustanovok studentov vuzov pri izuchenii gumanitarnyh disciplin. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 8-12.

8. Ri K.K. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v ramkah fakul'tativnoj deyatel'nosti studentov mladshih kursov vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 179-181.

9. Kalekin A.A. Patrioticheskoe vospitanie kursantov voennogo vuza na osnove kul'turologicheskogo podhoda. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2019.

10. Tomilin A.N. Pedagogicheskie usloviya primeneniya metoda stimulirovaniya v vospitatel'no-patrioticheskoj deyatel'nosti s uchaschejsya molodezh'yu. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 44-47.

11. Titova S.A. Duhovno-nravstvennoe vospitanie. Minsk: Krasiko-Print, 2015.

12. Nikolaeva E.I., Petrusevich A.A. Formirovanie cennostej i cennostnyh orientacij shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021; № 5: 61-66.

Статья поступила в редакцию 12.02.24

УДК 378

Asvarov N.A., Cand. of Sciences (History), Senior Lecturer, Rector, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia),

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

FORMATION OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS IN HIGH SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF ETHNOCULTURAL TOURISM WITH REGARD TO THE REPUBLIC OF DAGESTAN. Based on the author's pedagogical experience reflection and the analysis of special literature, the work studies the key features of the process of forming patriotic consciousness in high school students with the help of ethnocultural tourism. As an example such a multiethnic and multicultural region as the Republic Dagestan is taken. The author proves the need to modernize activities aimed at patriotic education among senior schoolchildren in modern realities. The research demonstrates what role ethno-cultural tourism can play in this process. The main types of the latter are characterized. The most significant features of such activities organization in Dagestan are described. The author observes pedagogical conditions, which are necessary for the optimal organization of work with high school students aimed at their comprehensive study of the different ethnical and cultural commonalities, living in Dagestan historical and ethnographic heritage with ethnocultural tourism extensive use.

Key words: secondary general education, patriotic education, traditional education, ethnocultural tourism, high school student

Н.А. Асваров, канд. ист. наук, доц., ректор ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

На основе рефлексии собственного педагогического опыта автора и анализа широкого круга специальной литературы проведено исследование ключевых особенностей процесса формирования патриотического сознания старшеклассников средствами этнокультурного туризма. В качестве примера взят такой полиэтнический и поликультурный регион, как Республика Дагестан. Для этого в первую очередь автор доказывает необходимость модернизации деятельности, направленной на патриотическое воспитание старших школьников в современных реалиях. Затем он демонстрирует, какую роль этнокультурный туризм может играть в указанном процессе. Характеризуются основные виды последнего. Описываются наиболее существенные особенности организации такой деятельности на территории Дагестана. Рассмотрены педагогические условия, соблюдение которых представляется необходимым с точки зрения оптимальной организации работы со старшеклассниками, направленной на всестороннее изучение ими историко-культурного наследия дагестанского народа с широким использованием средств этнокультурного туризма.

Ключевые слова: среднее общее образование, патриотическое воспитание, традиционное воспитание, этнокультурный туризм, старшеклассник

Актуальность темы статьи объясняется необходимостью развития у представителей современной учащейся молодёжи ценностного отношения к Родине (ПП. Долженко, Е.Е. Кабанова, М.В. Костина, А.М. Мусаева, В.Е. Соболенко, Е.В. Фролова). Интенсификация данного направления воспитательной работы сможет помочь будущим поколениям найти симметричные ответы на ряд серьёзных вызовов, связанных с глобализационными процессами [1, с. 278-279].

Формирование патриотического сознания у молодого поколения, в частности у учащихся старших классов, представляется эффективным в случае организации их личного знакомства с культурными богатствами малой Родины. Сказанное особенно актуально применительно к такому полиэтническому региону, как Республика Дагестан [2, с. 4]. В свою очередь, одним из наиболее эффективных путей знакомства школьников с народными обычаями и ремёслами, бытом и традициями является этнокультурный туризм [3, с. 50]. Его рассмотрению в данном качестве посвящено настоящее исследование.

Соответственно, цель статьи состоит в исследовании основных особенностей процесса формирования патриотического сознания старшеклассников средствами этнокультурного туризма на примере Республики Дагестан.

Достижение этой, последней, подразумевает решение следующих задач: доказать необходимость модернизации процесса патриотического воспитания старших школьников на современном этапе развития соответствующего сегмента отечественной образовательной системы; продемонстрировать роль, которую этнокультурный туризм может играть в данном процессе; охарактеризовать его основные виды; рассказать об особенностях организации такой деятельности на территории РД; рассмотреть педагогические условия, соблюдение которых необходимо с точки зрения оптимальной организации работы со старшеклассниками, направленной на всестороннее изучение ими историко-культурного наследия дагестанского народа с широким использованием средств этнокультурного туризма.

Автором применялись следующие методы исследования: анализ собственного педагогического опыта, изучение литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.

Научная новизна статьи заключается в демонстрации той роли, которую этнокультурный туризм может играть в данном процессе.

Теоретическая значимость состоит в освещении ключевых особенностей организации такой деятельности на территории Республики Дагестан.

Практическая значимость сводится к рассмотрению организационно-педагогических условий, соблюдение которых необходимо с точки зрения оптимальной реализации работы со старшеклассниками, направленной на всестороннее изучение ими историко-культурного наследия региона средствами этнокультурного туризма.

Сегодня формирование патриотического сознания школьников является одной из ключевых задач образовательной системы [4, с. 107]. Результат её оптимального решения - осознание каждым молодым гражданином России необходимости активного участия в самых разных аспектах жизни её общества (Т.А. Асеева, М.Л. Пельфонд, Л.И. Ростовцева, Е.Ю. Мирошина, З.К. Селиванова, Я.Ю. Шашкова, П.В. Шевченко). Недостаточная степень выраженности данного качества у выпускников школ приведёт к тому, что большинство из них в той или иной степени попадут в ловушку ценностей, лишённых общественного и гражданского наполнения [1, с. 280].

Вместе с тем обозначенная во введении тенденция к интенсификации развития внутреннего туризма способствует существенной актуализации интересующего нас направления воспитательной работы [2, с. 8]. Широкое привлечение учащихся старшей школы к занятиям этническим туризмом с большой вероятностью будет способствовать их знакомству и сближению с окружающей социокультурной действительностью (Н.П. Герасименко, ПВ. Ефремова, Ю.С. Константинов, Т.Э. Курмаев, Т.Р Лыкова, С.С. Митрахович). Потенциал данной формы организации внеучебной работы в плане воспитания патриотизма учащихся проявляется в ряде важных аспектов. Перечислим их:

- углубление познаний в истории многочисленных этнических общностей, населяющих РД [5, с. 91];

- формирование у школьников системы базовых представлений, касающихся особенностей и путей формирования неповторимого культурного пространства республики [6, с. 24];

- развитие осознанного стремления к сохранению и трансляции обычаев и традиций региона;

- сохранение преемственности поколений.

Таким образом, этнокультурный туризм позволяет существенно расширить кругозор обучающихся, предоставить им возможности для более глубокой интеграции в природное, культурное и социальное пространство республики [5, с. 90]. Современным педагогам известны два вида соответствующей деятельности участников образовательного процесса (табл. 1).

Таблица 1

Виды этнокультурного туризма как деятельности, направленной на патриотическое воспитание учащихся

Вид Роль в патриотическом воспитании старшеклассников

Знакомство с достопримечательностями и посещение музеев Формирование чувства гордости за страну и республику, сопричастности к их истории

Развитие у учеников старших классов осознанного стремления к сохранению исторической памяти [4, с. 112]

Углубление знакомства учащихся с национальной одеждой, изделиями традиционных художественных промыслов, старинными хозяйственными инструментами и др.

Посещение этнических общностей, сохранивших традиционные особенности организации быта Возможность приобщиться к повседневной жизни представителей коренных народов Дагестана [6, с. 25]

Участие старшеклассников в подготовке и проведении традиционных праздников, а значит, формирование у них более глубоких представлений о данной стороне культуры своего региона

Участие в мастер-классах, позволяющих сформировать умения и навыки, связанные, например, с производством изделий народного декоративно-прикладного искусства [7, с. 60]

На сегодняшний день Республика Дагестан представляет собой один из наиболее перспективных в туристическом отношении регионов Российской Федерации [8, с. 199]. Дальнейшее совершенствование указанной отрасли возможно по двум направлениям (табл. 2).

Таблица 2

Направления развития этнокультурного туризма на территории РД

Наименование Примеры топонимов, на территории которых представляется возможной реализация данного направления

Организация работы музеев-заповедников на базе интересных в культурном отношении поселений с. Амузги, с. Ицари, с. Каракюре, с. Ку-бачи, с. Сулевкент, с. Шиназ

Создание природно-историко-культур-ных комплексов на местах исторических событий Пора Ахульго, с. Гимры, с. Рича, х. Хи-циб [9, с. 145]

Подобные туристические объекты должны рассматриваться в качестве действенного образовательного и воспитательного средства, позволяющего зна-

Таблица 3

Условия эффективного формирования патриотизма старшеклассников средствами этнокультурного туризма

Условие Особенности реализации

Осуществление патриотического воспитания в пространстве образовательных организаций В школах РД такое воспитание реализуется, прежде всего, через внеурочную работу. Примерами такой деятельности является участие учеников, например, в республиканских патриотических акциях, посвящённых Великой Победе, иным памятным датам, памяти различных деятелей, отличающихся особыми заслугами в тех или иных сферах [5, с. 92]

Организация туристической деятельности не только в пространстве общеизвестных объектов культурного наследия, но и их ближнего окружения Вблизи известного своими традиционными промыслами посёлка Кубачи расположен древний Амузги, который некогда являлся крупным центром по производству холодного оружия. Постижение основных вех его истории, связей с другими ремесленными поселениями, зарождения, развития и заката традиционных производств позволит учащимся понять, что интересные с исторической и этнографической точек зрения места не являются некими отдельными феноменами. Кубачи, Амузги и иные ремесленные центры - лишь наиболее яркие примеры, иллюстрирующие развитие самобытной культуры народов Дагестана, их неповторимый исторический путь [7]

Обязательное изучение памятников не только федерального и регионального, но и местного значения Позволит учащимся осознать, что исторические и культурные процессы не сводятся к масштабным деяниям выдающихся людей. Они непрерывны и находят своё выражение в жизни и самых различных аспектах деятельности их района, населённого пункта, школы, их самих как граждан страны и республики, как продолжателей дела предков [9, с. 146]

Планирование и реализация этнокультурного туризма, направленного на осознание связей, сформированных между республикой и другими субъектами РФ В ходе участия в культурно-исторических экскурсиях и турах, культурно-этнических поездках, походах и др. старшеклассники должны прийти к пониманию истории и культуры своего региона как одной из важных составляющих культурно-исторического пути страны, тесно связанной с другими. Полезным будет знакомство с архитектурными памятниками, городской средой иных регионов, экспозициями функционирующих в их культурном пространстве музеев. Реализация таких форм работы с большой вероятностью будет способствовать их формированию как патриотов своей страны [10; 11]

комить учеников с культурным наследием региона, его историей. Причём в последнем случае речь идёт как об отдельных, наиболее ярких, судьбоносных для республики и России событиях, так и о ходе исторического процесса, его движущих силах, особенностях их действия в пространстве РД и РФ [10, с. 196]. При непосредственном знакомстве с подобными объектами (а не с характеризующим их контентом) у учащихся, конечно, интенсивнее формируются новые знания о них [3, с. 49]. Однако ещё более важным в данном случае представляется складывание иного восприятия уже известной информации, касающейся сведений о достаточно хорошо изученных исторических местах (Н.В. Александрова, О.В. Алексеева, А.В. Вилкова, С.А. Фадеева). Возможность непосредственного взаимодействия с «ожившими» историей и культурой малой родины (а опосредованно - и большой) будет способствовать интенсификации формирования у старших школьников эстетических чувств, уважения к исторической памяти, к выдающимся деяниям предков [8, с. 201]. Тем самым у учащихся, относимых к этой возрастной категории, зарождает-

Библиографический список

ся гордость за своё Отечество, любовь к нему и, следовательно, патриотизм [1, с. 282]. Организация с учащимися старших классов работы по изучению историко-культурного наследия Дагестанского народа средствами этнокультурного туризма будет с большей вероятностью способствовать развитию их патриотического сознания в случае соблюдения четырёх педагогических условий (табл. 3).

Из вышеизложенного следует, что формирование патриотического сознания является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных задач воспитательной работы, проводимой с учащимися старшей школы [12; 13]. Учитывая новейшие тенденции в развитии экономики нашей страны, такие как рост значения в ней внутреннего туризма, следует сказать и об увеличении его роли в процессе достижения указанных результатов. Культурно-историческое богатство Республики Дагестан также будет способствовать высокой эффективности этнокультурного туризма в данном качестве. При этом необходимо соблюдение четырёх педагогических условий, рассмотренных в тексте статьи.

1. Иншаков С.М. Глобализационные процессы в мире и их влияние на национальную безопасность. Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2019; Выпуск 4 (833): 276-283.

2. Газилов М.Г. Проблемы и пути развития внутреннего туризма в России на примере туристического центра Гуниб в Дагестане. Сервис plus. 2022; Т. 16, № 3: 3-9.

3. Дорохова Т.С., Галагузова М.А., Дорохова Е.С. содержание гражданско-патриотического воспитания в современном российском обществе: к постановке проблемы. Профилактика зависимостей. 2020; № 1 (21): 48-52.

4. Буланова М.Б. Профессия педагог: новые формы патриотического воспитания школьников. ВестникРГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2023; № 2: 105-114.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Дибиров РМ. Туристско-краеведческая деятельность обучающихся - эффективное средство патриотического воспитания. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 90-92.

6. Алиханова Б.А. Этнотуризм и его потенциал в формировании патриотического сознания на примере Республики Дагестан. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 75-3: 24-26.

7. Абдурахманов Ш.Н. Основные направления патриотического воспитания. Проблемы педагогики. 2020; № 6 (51): 60-62.

8. Ваджибов М.Д. Применение региональных элементов в патриотическом воспитании студентов на занятиях по риторике в условиях дагестанского полиязычия. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 199-202.

9. Сулейманова РВ., Сулейманова Т.Р Современные подходы к организации гражданско-патриотического воспитания старшеклассников. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 145-146.

10. Матусевич В.З., Керимов М.М. Пути оптимизации гражданско-патриотического воспитания в современной школе. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 71-3: 71-75.

11. Керимов М.М. Взаимовлияние культур народов России: роль конфессионального фактора. Научная мысль Кавказа. 2009; № 4.

12. Светличный Е.Г., Везетиу Е.В. Влияние социального окружения на образовательные успехи и планы современных подростков. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 309-311.

13. Вовк Е.В., Ваганова О.И. Народные подвижные игры как средство патриотического воспитания младших школьников. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 59-1: 98-101.

References

1. Inshakov S.M. Globalizacionnye processy v mire i ih vliyanie na nacional'nuyu bezopasnost'. Vestnik MGLU. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2019; Vypusk 4 (833): 276-283.

2. Gazilov M.G. Problemy i puti razvitiya vnutrennego turizma v Rossii na primere turisticheskogo centra Gunib v Dagestane. Servís plus. 2022; T. 16, № 3: 3-9.

3. Dorohova T.S., Galaguzova M.A., Dorohova E.S. soderzhanie grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v sovremennom rossijskom obschestve: k postanovke problemy. Profilaktika zavisimostej. 2020; № 1 (21): 48-52.

4. Bulanova M.B. Professiya pedagog: novye formy patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Iskusstvovedenie. 2023; № 2: 105-114.

5. Dibirov R.M. Turistsko-kraevedcheskaya deyatel'nost' obuchayuschihsya - 'effektivnoe sredstvo patrioticheskogo vospitaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 90-92.

6. Alihanova B.A. 'Etnoturizm i ego potencial v formirovanii patrioticheskogo soznaniya na primere Respubliki Dagestan. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 75-3: 24-26.

7. Abdurahmanov Sh.N. Osnovnye napravleniya patrioticheskogo vospitaniya. Problemy pedagogiki. 2020; № 6 (51): 60-62.

8. Vadzhibov M.D. Primenenie regional'nyh 'elementov v patrioticheskom vospitanii studentov na zanyatiyah po ritorike v usloviyah dagestanskogo poliyazychiya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 199-202.

9. Sulejmanova R.V., Sulejmanova T.R. Sovremennye podhody k organizacii grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya starsheklassnikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 145-146.

10. Matusevich V.Z., Kerimov M.M. Puti optimizacii grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya v sovremennoj shkole. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-3: 71-75.

11. Kerimov M.M. Vzaimovliyanie kul'tur narodov Rossii: rol' konfessional'nogo faktora. Nauchnaya mysl'Kavkaza. 2009; № 4.

12. Svetlichnyj E.G., Vezetiu E.V. Vliyanie social'nogo okruzheniya na obrazovatel'nye uspehi i plany sovremennyh podrostkov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 309-311.

13. Vovk E.V., Vaganova O.I. Narodnye podvizhnye igry kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 59-1: 98-101.

Статья поступила в редакцию 17.02.24

УДК 378

Bagicheva Zh.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Dagestan State Medical University of the Ministry

of Health of the Russian Federation (Makhachkala, Russia), E-mail: zhasmira2013@yandex.ru

Gasanova D.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education,

Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: gasanovadiana@yandex.ru

IMPLEMENTATION OF PERSONALIZED EDUCATION TECHNOLOGIES IN THE RUSSIAN NATIONAL EDUCATIONAL PRACTICE OF HIGHER EDUCATION. The authors identify the ways that exist for implementation of personalized education technologies in a modern Russian university. Before considering this subject, they pay attention to the current modern Russian society in general and the corresponding educational system segment in particular development state. Based on their research, the need to optimize the interaction between the subjects of the educational process is proved, including by expanding the integration of the above-mentioned technologies into it. The work studies the term "personalized education" and defines its essential characteristics. The most significant features of its similarities and differences with other developmental learning models are determined. The paper describes the theoretical basis of designing and implementing training sessions in accordance with the model. The corresponding methodology is offered. The authors highlight the influence that the implementation of this model can have on the professional and personal development of students.

Key words: higher education, pedagogical technologies in higher education, personalized education, individual educational trajectory, educational needs of students

Ж.Б. Багичева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения

Российской Федерации, г. Махачкала, E-mail: zhasmira2013@yandex.ru

Д.И. Гасанова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: gasanovadiana@yandex.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Авторы статьи определяют возможности, существующие для воплощения технологий персонифицированного образования в практике современного российского вуза. Пред рассмотрением данного предмета они уделяют внимание состоянию развития современного российского общества в целом и соответствующего сегмента образовательной системы в частности. На основании их исследования доказывается необходимость оптимизации взаимодействия между субъектами учебно-воспитательного процесса, в том числе путём расширения интеграции в него указанных выше технологий. Термину «персонифицированное образование» даётся сущностная характеристика. Определяются наиболее существенные черты его сходства и различия с другими развивающими моделями обучения. Выявляется теоретическая основа процессов проектирования и реализации учебных занятий в соответствие с такой моделью. Описывается соответствующая методология. Затем изучается то влияние, которое реализация этой модели может оказывать на профессиональное и личностное становление студентов.

Ключевые слова: высшее образование, педагогические технологии в высшем образовании, персонифицированное образование, индивидуальная образовательная траектория, образовательные потребности студентов

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения на страницах настоящей статьи, может быть обоснована фактом существенных изменений в сфере высшего образования (И.Ш. Пубаева, Д.А. Забара, Ю.А. Корольченко, С.Ю. Самохвалова, А.И. Титова, А.П. Тюменцева). В свою очередь, трансформация среды современного вуза происходит под влиянием процессов, фиксирующихся в экономической, социальной и культурной жизни России и мира (Т.В. Абанкина, А.Н. Красилова, ПА. Ястребов).

Так, немалую роль в ней сыграли меры по профилактике и борьбе с пандемией СШй-19. Осуществлённый в глобальном масштабе переход к массовой реализации дистанционного и смешанного форматов обучения, связанное с ним разрушение привычной модели коммуникации участников образовательного процесса способствовали интенсификации поисков новых форм взаимодействия между ними [1, с. 206]. На сегодняшний день результаты таковых дают нам право с определённой долей уверенности заявить, что модернизация системы высшего образования должна реализовываться по трём основным направлениям (табл. 1).

Таким образом, сегодня расширение использования технологий персонифицированного образования в высшей школе является важным шагом на пути организации продуктивного взаимодействия между субъектами учебно-воспитательного процесса, а значит, и дальнейшего поступательного развития данной отрасли в целом [4, с. 333]. Наиболее характерным особенностям их реализации в текущих условиях посвящена статья.

Её цель - определение возможностей, существующих для практического воплощения технологий персонифицированного образования в практике современного российского вуза.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть суть понятия «персонифицированное образование»;

- определить черты сходства и различия такового с другими развивающими моделями обучения;

- выявить теоретическую основу процессов его проектирования и реализации;

Таблица 1

Направление Особенности реализации

Повышение гибкости и мобильности участников образовательного процесса Может быть воплощено путём разработки методик применения средств взаимодействия между субъектами образовательных отношений, реализуемых, в том числе, в режиме онлайн, которые позволят максимально учитывать индивидуальные образовательные потребности и возможности будущих профессионалов [2, с. 299]

Изменение отношений в системе «преподаватель - студент» Необходимо создание таких образовательных ситуаций, в которых обучающиеся смогут проявлять активность как субъекты, готовые осмыслить собственный опыт, оценить и обосновать ценностные отношения, а основной задачей педагогического работника является генерация условий, позволяющих мотивировать будущих специалистов, бакалавров и магистров к реализации образовательных целей

Интеграция в аудиторную и внеаудиторную работу перспективных образовательных форматов В настоящее время наиболее востребованным форматом образования является персонализированное обучение, в ходе реализации которого сам субъект развития делает осознанный выбор его направления. Студентам должна быть предоставлена возможность для выбора тех практик, которые помогают достичь личного, более высокого уровня [3, с. 13]

Направления модернизации высшего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.