Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальное общее образование / внеурочная деятельность младших школьников / эстетическое воспитание / методы эстетического воспитания / художественное творчество учащихся / primary general education / extracurricular activities of younger schoolchildren / aesthetic education / methods of aesthetic education / artistic creativity of students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.М. Байрамбеков, Д.И. Арслангереева

На основе изучения специальной литературы и анализа собственного педагогического опыта авторов в статье исследуются некоторые аспекты организации процесса эстетического воспитания младших школьников в условиях внеурочной деятельности. Перед этим в ней выявляются наиболее существенные преимущества, которые может дать правильная реализация указанного сегмента воспитательной работы с точки зрения достижения личностных результатов образовательного процесса. Далее раскрывается суть понятия «эстетическое воспитание». Определяются основные требования к его содержанию при организации внеурочной деятельности современных младших школьников. Базируясь на их исследовании, авторы рассматривают основные методы эстетического воспитания, применимые в ходе такой работы. Кроме того, они изучают некоторые из средств её реализации. Демонстрируются наиболее существенные, на наш взгляд, показатели, определяющие степень эстетической воспитанности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE PROCESS OF AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Based on the special literature study and the authors’ own pedagogical experience analysis, the article deals with some aspects of younger schoolchildren’s aesthetic education through extracurricular activities. The work proves high relevance of the aesthetic education in the current situation. The authors identify the most significant advantages that can be provided by the correct implementation of this educational work in terms of achieving personal results in the educational process. The authors explain the meaning of the concept of aesthetic education. The research determines the basic requirements for its content in the organization of extracurricular activities for primary school students. The authors consider the main methods applicable in such work. In addition, they are exploring some of its implementation means. The article singles out the most significant indicators determining the degree of students’ aesthetic education.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. Москва: Академия, 2011.

4. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. Санкт-Петербург: Питер, 2021.

5. Желтухина М.Р, Бусыгина М.В. Профайлинг как инновационная технология в подготовке студентов. Проблемы современного педагогического образования. 2022; Т. 76; № 3: 88-90.

6. Изард К.Э. Психология эмоций. Москва: Питер, 2009.

7. Гоулман Д. Деструктивные эмоции. Минск: ООО «Попурри», 2005.

8. Шишлова Е.Э. Структурно-функциональный анализ феномена самоэффективности преподавателя вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 212-214. Available at: http://scipro.ru/article/PS_12_2019.pdf

References

1. Leont'ev A.A. Pedagogicheskoeobschenie. Moskva; Nal'chik: 'El'-Fa, 1996.

2. Sokolova G.E. Kommunikativnye osnovy pedagogicheskogo obscheniya. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2019; № 4: 52-57.

3. Kan-Kalik V.A. Uchitelyu o pedagogicheskom obschenii. Moskva: Akademiya, 2011.

4. 'Ekman P. Psihologiya 'emocij. Ya znayu, chto ty chuvstvuesh'. Sankt-Peterburg: Piter, 2021.

5. Zheltuhina M.R., Busygina M.V. Profajling kak innovacionnaya tehnologiya v podgotovke studentov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; T. 76; № 3: 88-90.

6. Izard K.'E. Psihologiya 'emocij. Moskva: Piter, 2009.

7. Goulman D. Destruktivnye 'emocii. Minsk: OOO «Popurri», 2005.

8. Shishlova E.'E. Ctrukturno-funkcional'nyj analiz fenomena samo'effektivnosti prepodavatelya vuza. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 212-214. Available at: http://scipro.ru/article/PS_12_2019.pdf

Статья поступила в редакцию 24.03.24

УДК 378

Bayrambekov M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Drawing, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia); Head of Sector of Culture and Art of Nations of Dagestan, Dagestan Scientific Research Institute of Pedagogy n.a. A.A. Takho-Godi (Makhachkala, Russia), E-mail: bairambekov@mail.ru

Arslangereeva D.I., senior teacher, Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: arslangereeva84@mail.ru

ORGANIZATION OF THE PROCESS OF AESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. Based on the special literature study and the authors' own pedagogical experience analysis, the article deals with some aspects of younger schoolchildren's aesthetic education through extracurricular activities. The work proves high relevance of the aesthetic education in the current situation. The authors identify the most significant advantages that can be provided by the correct implementation of this educational work in terms of achieving personal results in the educational process. The authors explain the meaning of the concept of aesthetic education. The research determines the basic requirements for its content in the organization of extracurricular activities for primary school students. The authors consider the main methods applicable in such work. In addition, they are exploring some of its implementation means. The article singles out the most significant indicators determining the degree of students' aesthetic education.

Key words: primary general education, extracurricular activities of younger schoolchildren, aesthetic education, methods of aesthetic education, artistic creativity of students

М.М. Байрамбеков, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», зав. сектором культуры и искусства народов Дагестана ГБУ РД «Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики имени А.А. Тахо-Годи», г. Махачкала, E-mail: bairambekov@mail.ru

Д.И. Арслангереева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: arslangereeva84@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На основе изучения специальной литературы и анализа собственного педагогического опыта авторов в статье исследуются некоторые аспекты организации процесса эстетического воспитания младших школьников в условиях внеурочной деятельности. Перед этим в ней выявляются наиболее существенные преимущества, которые может дать правильная реализация указанного сегмента воспитательной работы с точки зрения достижения личностных результатов образовательного процесса. Далее раскрывается суть понятия «эстетическое воспитание». Определяются основные требования к его содержанию при организации внеурочной деятельности современных младших школьников. Базируясь на их исследовании, авторы рассматривают основные методы эстетического воспитания, применимые в ходе такой работы. Кроме того, они изучают некоторые из средств её реализации. Демонстрируются наиболее существенные, на наш взгляд, показатели, определяющие степень эстетической воспитанности обучающихся.

Ключевые слова: начальное общее образование, внеурочная деятельность младших школьников, эстетическое воспитание, методы эстетического воспитания, художественное творчество учащихся

Актуальность темы исследования обосновывается тенденцией, при которой эстетическое воспитание традиционно представляет собой одну из важнейших проблем в теоретической и практической педагогике (И.Ф. Гончаров, Н.А. Дмитриева, Б.Т. Лихачев, К.А. Макаров, В.И. Толстых, Б.А. Эренгросс). Реализация данного процесса оказывает существенное влияние на формирование следующих личностных характеристик: эмоции, интеллект, линия поведения индивида в социуме (С.А. Воробьева, С.М. Каргапольцев, В.П. Рева).

В данной связи стоит отметить, что эстетическое отношение человека к окружающей действительности развивается на протяжении всей его жизни. Однако возрастные особенности оказывают на его ход мощное влияние [1, с. 222]. Пожалуй, важнейшим в этом отношении является младший школьный возраст [2, с. 235]. Последний представляет собой сензитивный период в развитии ребёнка, когда он становится особенно восприимчивым к эстетическим идеалам, в наибольшей степени готов к формированию художественного вкуса (Л.А. Безбо-родова А.А. Беляев, А.С. Жук, Л.И. Новиков, В.И. Толстых).

В соответствующем процессе не последнюю роль играет школа. Реализуя образовательный процесс, педагоги, методисты и администрация компетентно решают ряд воспитательных задач, в том числе направленных на

формирование эстетических качеств личности обучающихся [3, с. 240]. При этом наибольшей эффективностью обладают средства внеурочной деятельности [4, с. 83].

Соответственно, в качестве цели нашего исследования мы избрали освещение основных моментов организации эстетического воспитания младших школьников в ходе внеурочной деятельности.

Поставленной цели соответствуют задачи:

- раскрыть суть понятия «эстетическое воспитание»;

- определить основные требования к его содержанию при организации внеурочной деятельности современных младших школьников;

- рассмотреть основные методы эстетического воспитания, применимые в ходе такой работы;

- изучить соответствующие им средства;

- продемонстрировать наиболее существенные показатели эстетической воспитанности обучающихся.

По ходу решения перечисленных выше задач авторами применялись такие методы исследования, как рефлексия собственного педагогического опыта и анализ специальной литературы.

Его научная новизна заключается в определении основных требований к содержанию эстетического воспитания при организации внеурочной деятельности современных младших школьников.

Теоретическая значимость состоит в демонстрации методов и средств, применимых по ходу такой деятельности.

Практическая значимость видится в рассмотрении основных показателей эстетической воспитанности учащихся начальных классов.

Первая составляющая сложного термина «эстетическое воспитание» - дефиниция «эстетика» (нем. Ästhetik, от др.-греч. аюбпаф в дословном переводе на русский язык означает «чувство» или «чувственное восприятие» [2, с. 236]. Отсюда следует, что интересующий нас сегмент воспитательной работы представляет собой процесс формирования прекрасных чувств [4, с. 85]. При этом в современной эстетике прекрасное связывают с искусством, со способностью индивида воспринимать таковое, следовать ему в жизни и, соответственно, творить прекрасное (О.П Алавидзе, Д.К. Бусурашвили, Е.Н. Мишина, Е.А. Савина, В.М. Сенкевич, И.Т. Суравегина, М.Д. Таборидзе).

Исходя из вышеизложенного, цель эстетического воспитания состоит в организации художественной и иной деятельности учеников начальных классов, направленной на формирование у них ряда компетенций. К таковым относятся:

- полноценное восприятие прекрасного в искусстве и окружающей действительности [5, с. 139];

- развитие творческих задатков обучающихся в области искусства;

- формирование у них системы эстетических понятий и идеалов [2, с. 67].

Так как эстетическое воспитание, в том числе во внеурочной деятельности, осуществляется средствами искусства, его содержание должно включать в себя приобщение учеников начальных классов современных российских школ к разным видам и жанрам такового. Соответственно, в программу воспитательной работы, реализуемой с младшими школьниками, необходимо включить следующие:

- произведения изобразительного искусства;

- музыку;

- литературные произведения [7, с. 10].

Соответствующий материал необходимо использовать, прежде всего, в целях реализации ключевого компонента эстетического воспитания - овладения учащимися системой знаний, связанных с правильным восприятием искусства [3, с. 242]. К таковым относятся:

- представления о его основных стилях, жанрах и направлениях;

- знания о специфике отражения объективной действительности в разных его формах [5, с. 140].

В структуру рассматриваемого компонента также входит развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков, позволяющих анализировать произведения искусства и аргументировано выражать собственное мнение на их счёт [1, с. 223].

Далее важную роль в содержании эстетического воспитания многие современные авторы отводят формированию у учеников художественного вкуса (Д.А. Асанова, С.Р Абдыкадырова, Д.К. Исакова, В.С. Леднев, М.С. Шадиева). Этот, последний, по своей природе носит комплексный характер и связан, прежде всего, с восприятием и пониманием прекрасного. Соответственно, для его развития необходимо научить детей видеть красоту в произведениях искусства, обогащать кругозор и соответствующим образом корректировать собственное поведение [7, с. 12].

Следующий компонент эстетического воспитания - привлечение учащихся к художественному творчеству [6, с. 68]. Посредством такового возможно складывание у них способностей к занятиям изобразительным искусством, музыкой и/ или литературным творчеством [8, с. 75].

Реализация этих компонентов может и должна осуществляться в ходе всех составляющих внеурочной деятельности младших школьников. По ходу их реализации соответствующим целям должны быть подчинены действия педагога, межличностные отношения в ученическом коллективе и др. [9, с. 62]. Кроме того, активность субъектов образовательных отношений следует направлять на вовлечение учеников в занятия художественным творчеством, а равно и создание организационно-педагогических условий, позволяющих им сделать первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве (Ф.Т. Баитова, Е.В. Домаренко, А.А. Коростелева, Т.В. Кочкина, А.Н. Пронина, Н.М. Шабашова). Для реализации данной цели могут быть предприняты различные меры. К ним относятся:

- генерация различных кружков и секций;

- проведение встреч с выдающимися деятелями культуры и искусства [10, с. 257];

- организация конкурсов и олимпиад.

Необходимо затронуть вопрос и о методах эстетического воспитания учащихся начальной школы, применимых в ходе внеурочной деятельности. Таких методов в современной педагогической науке и практике известно множество (Л.В. Андреева, М.В. Куимова, А.М. Рашидов, Л.В. Серых). Их выбор зависит от многих факторов. В число таковых входят, например, качество и объём учебного материала, конкретные виды и формы организации деятельности, возраст обучающихся [9, с. 65]. При этом современное состояние разработки интересующей нас проблематики позволяет выделить три метода, характеризующихся определённой эффективностью (табл. 1).

Таблица 1

Эффективные методы эстетического воспитания учащихся начальных классов в ходе внеурочной деятельности

Метод Формируемые компетенции

Проблемных ситуаций Умения, связанные с осуществлением практических действий по созданию различных произведений искусства [11, с. 141]

Мотивация к реализации творческой деятельности

Приучения Привычки и навыки поведения, соответствующего эстетическим нормам

Убеждения Знания о прекрасном и безобразном в искусстве и окружающем мире [10, с. 260]

Умение видеть прекрасное в предметах искусства, природе, поступках людей и др.

Таким образом, методология подобной работы с младшими школьниками существенно отличается от применимой при работе с детьми дошкольного возраста [8, с. 77]. Объясняется это следующим образом: дошкольники приобщаются к прекрасному почти исключительно через зрительное восприятие и связанное с ним понимание важности воспринимаемых образов. Со своей стороны учащиеся начальных классов уже могут активно «преобразовывать» окружающий мир под руководством педагога [12, с. 129].

Отсюда следует, что как охарактеризованные в табл. 1, так и другие методы должны использоваться таким образом, чтобы научить детей, осваивающих программы начального общего образования, не просто смотреть и оценивать. Они также должны освоить систему знаний, умений и навыков, связанных с оформлением собственных мыслей и чувств в материальной форме [13, с. 83].

В ходе руководства соответствующей деятельностью младших школьников педагогический работник может применять множество художественно-эстетических средств. Выделим среди них несколько основных:

- искусство;

- труд (О.В. Гаврюк, Л.А. Грицай, А.Е. Коновалов, Л.Ю. Кошелева, Б.М. Неменский, С. Обухова, В.Н. Шацкая);

- окружающая среда [14, с. 66-67];

- игровая деятельность;

- общение.

Эти и другие средства наряду с методами составляют систему эстетического воспитания [12, с. 132]. Важнейшим из них является искусство.

В данном качестве оно может быть с успехом реализовано, например, в ходе занятий традиционными промыслами [5, с. 141]. Необходимым при этом представляется соблюдение следующих условий:

- поддержание особой эмоциональной атмосферы увлечённости;

- реализация живого общения между участниками воспитательного процесса;

- создание проблемных ситуаций на таких занятиях [13, с. 85].

При их выполнении искусство будет способствовать побуждению у обучающихся способности видеть окружающий мир через призму образности. Следовательно, у них интенсифицируется формирование чуткости к прекрасному и способности вносить элементы творчества в собственную жизнь [14, с. 70].

По сути, лишь после использования искусства смогут по-настоящему эффективно использоваться другие средства [15, с. 143]. При этом следует помнить, что их эффективность во многом зависит от сформированного у школьников отношения к применению различных средств эстетического воспитания.

Теперь следует сказать о показателях эстетической воспитанности. К ним относятся:

- степень сформированности у младшеклассников системы эстетических потребностей;

- уровень развития у них художественного вкуса [11, с. 146];

- наличие эстетических умений и способностей к занятиям искусством.

Таким образом, выраженность у учащихся начальных классов эстетической

воспитанности находит своё отражение в сформированности эстетического идеала и художественного вкуса, их взаимосвязи с переживанием, оценкой и восприятием произведений искусства и окружающей действительности [15, с. 145].

Таким образом, в современной школе сохраняется необходимость эффективной реализации эстетического воспитания учащихся начальных классов. Последнюю возможно осуществлять, в том числе, в ходе внеурочной деятельности. Необходимым при этом является использование системы определённых методов и средств.

Соответствующий процесс может быть по-настоящему эффективным лишь в том случае, если меры, направленные на формирование эстетических качеств личности учащихся, будут реализовываться в ходе всех составляющих их внеурочной деятельности. Только обеспечение соответствующей направленности всей этой системы позволит эффективно формировать у младших школьников эстетические идеалы и художественный вкус во взаимосвязи с переживанием, оценкой и восприятием произведений искусства и окружающей действительности.

Библиографический список

1. Aлексеенко Н.В. Музыкально-практическая деятельность как среда личностно-эстетического развития младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 202Э; № 1 (98): 222-224.

2. Arnn^^ A.E. Эстетическое воспитание как процесс формирования личности ребенка. Социальная безопасность в евразийском пространстве: материалы II Международной научной конференции. Москва: Aвтономнaя некоммерческая организация высшего образования «Институт деловой карьеры», 202Э: 2Э4-2Э8.

3. Симонова Е.С. К вопросу о целеполагании в эстетическом воспитании в современном педагогическом пространстве. Художественное образование в мире: вчера, сегодня, завтра: материалы XVI Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 202Э: 2Э9-244.

4. Паршина Н.Ю. Проблема эстетического воспитания младших школьников в современных условиях. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 202Э; T. 12, № Э (87): 8Э-87.

5. Винокур Н.Н. К проблеме развития художественно-эстетических способностей младших школьников: региональный компонент. Вестник магистратуры. 2022; № Э-2 (126): 1Э9-141.

6. Байханов И.Б. Самообразование как детерминат социально-профессионального развития личности. Миссия конфессий. 2020; T. 9, Ч. 1, № 8 (49): 860-865.

7. Жданова С.Н. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей. Aвтореферaт диссертации ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2007.

8. Гасанова AM. Особенности развития художественно-творческих способностей младших школьников наглядными средствами обучения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № Э: 75-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Николаева Е.И., Петрусевич A.A. Формирование ценностей и ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности. Педагогическое образование в России. 2021; № 5: 61-66.

10. Соколова С.Г, Бубнова A.C Обобщение опыта реализации моделей внеурочной деятельности по формированию эстетической культуры у учащихся начальных классов средствами народного искусства. Актуальные проблемы организации образовательного процесса в начальной школе: сборник научных статей. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2020: 254-261.

11. Самойленко Д.С. Проектные формы в эстетическом воспитании молодёжи. Цифровая наука. 2020; № 6: 140-147.

12. Комарова 1С., Москвина A.C Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в новых социокультурных условиях. Проблемы современного образования. 2020; № 2: 127-1Э4.

13. Рамазанова ЭА, Кандаева НА Средства народного творчества в эстетическом воспитании учащихся. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020; № 2: 82-85.

14. Кобазова Ю.В., Погребняк В.В. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства. Современное педагогическое образование. 202Э; № 11: 66-70.

15. Русакова T. Г Педагогическая поддержка становления духовного мира дошкольника и младшего школьника. Вестник Оренбургского государственного университета. Приложение: Гуманитарные науки. 2005; № 4.1: 141-146.

References

1. Alekseenko N.V. Muzykal'no-prakticheskaya deyatel'nosti kak sreda lichnostno-'esteticheskogo razvitiya mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 202Э; № 1 (98): 222-224.

2. Akimenko A.E. 'Esteticheskoe vospitanie kak process formirovaniya lichnosti rebenka. Social'naya bezopasnost' v evrazijskom prostranstve: materialy II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva: Avtonomnaya nekommercheskaya organizaciya vysshego obrazovaniya «Institut delovoj kar'ery», 202Э: 2Э4-2Э8.

3. Simonova E.S. K voprosu o celepolaganii v 'esteticheskom vospitanii v sovremennom pedagogicheskom prostranstve. Hudozhestvennoe obrazovanie v mire: vchera, segodnya, zavtra: materialy XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: Novosibirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 202Э: 2Э9-244.

4. Parshina N.Yu. Problema 'esteticheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov v sovremennyh usloviyah. Mezhdunarodnyjzhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 202Э; T. 12, № Э (87): 8Э-87.

5. Vinokur N.N. K probleme razvitiya hudozhestvenno-'esteticheskih sposobnostej mladshih shkol'nikov: regional'nyj komponent. Vestnikmagistratury. 2022; № Э-2 (126): 1Э9-141.

6. Bajhanov I.B. Samoobrazovanie kak determinat social'no-professional'nogo razvitiya lichnosti. Missiya konfessij. 2020; T. 9, Ch. 1, № 8 (49): 860-865.

7. Zhdanova S.N. Social'no-pedagogicheskaya teoriya 'esteticheskogo osvoeniya mira uchaschimisya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2007.

8. Gasanova A.M. Osobennosti razvitiya hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej mladshih shkol'nikov naglyadnymi sredstvami obucheniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № Э: 75-77.

9. Nikolaeva E.I., Petrusevich A.A. Formirovanie cennostej i cennostnyh orientacij shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021; № 5: 61-66.

10. Sokolova S.G., Bubnova A.S. Obobschenie opyta realizacii modelej vneurochnoj deyatel'nosti po formirovaniyu 'esteticheskoj kul'tury u uchaschihsya nachal'nyh klassov sredstvami narodnogo iskusstva. Aktual'nye problemy organizacii obrazovatel'nogo processa v nachal'noj shkole: sbornik nauchnyh statej. Cheboksary: Chuvashskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2020: 254-261.

11. Samojlenko D.S. Proektnye formy v 'esteticheskom vospitanii molodezhi. Cifrovaya nauka. 2020; № 6: 140-147.

12. Komarova T.S., Moskvina A.S. 'Esteticheskoe vospitanie detej doshkol'nogo vozrasta v novyh sociokul'turnyh usloviyah. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020; № 2: 127-1Э4.

13. Ramazanova 'E.A., Kandaeva N.A. Sredstva narodnogo tvorchestva v 'esteticheskom vospitanii uchaschihsya. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2020; № 2: 82-85.

14. Kobazova Yu.V., Pogrebnyak V.V. 'Esteticheskoe vospitanie mladshih shkol'nikov na urokah izobrazitel'nogo iskusstva. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 202Э; № 11: 66-70.

15. Rusakova T.G. Pedagogicheskaya podderzhka stanovleniya duhovnogo mira doshkol'nika i mladshego shkol'nika. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Prilozhenie: Gumanitarnye nauki. 2005; № 4.1: 141-146.

Статья поступила в редакцию 17.03.24

УДК 378

Asvarov N.A., Cand. of Sciences (History), Senior Lecturer, Rector of Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia),

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

PATRIOTIC EDUCATION OF HIGH SCHOOLS STUDENTS IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN BY MEANS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The article highlights the most characteristic features of fostering patriotism in high school students in the Republic of Dagestan. The author focuses his attention mostly on extracurricular activities. The paper describes essential and structural characteristics of teaching patriotism through the educational process and presents the most relevant ones for the Dagestan secondary general education system. Priority directions are demonstrated. It turns out what role the traditional culture of various ethnocultural communities in Dagestan can play in optimizing the results of patriotic education. Some forms of organization of extracurricular activities are proposed, providing for the implementation of various elements of traditional culture. The main organizational and pedagogical conditions are identified, the observance of which with a certain probability will contribute to optimization of the results.

Key words: traditional pedagogy, patriotic education, general secondary education, high school students, extracurricular activities

Н.А. Асваров, канд. ист. наук, доц., ректор ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова»,

г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

18Э

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.