Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ХОДЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ХОДЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальное общее образование / внеурочная деятельность младших школьников / трудовое воспитание / учитель / ученик / primary general education / extracurricular activities of primary school children / labor education / teacher / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.А. Абдуллаева, М.М. Байрамбеков

Статья посвящена комплексному исследованию ряда аспектов, связанных с эффективной реализацией трудового воспитания учащихся начальных классов средствами внеурочной деятельности. В ней также раскрываются некоторые проблемы, связанные с функционированием системы образования. На основе их исследования доказывается необходимость внесения существенных изменений в существующую систему начального общего образования. Далее термину «трудовое воспитание» даётся сущностная характеристика. Затем выявляются наиболее существенные, на взгляд авторов, факторы, влияющие на результативность такого воспитания. Определяются его ключевые функции применительно к реализации внеурочной деятельности с младшими школьниками. Демонстрируются основные задачи, на решение которых таковое должно быть направлено в современной начальной школе. Изучаются организационно-педагогические условия, соблюдение которых будет благоприятствовать их решению. Приводятся некоторые формы и методы организации внеучебной работы, позволяющие с максимальной эффективностью воплотить указанные условия в повседневной практике трудового воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF LABOR EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL DURING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article is dedicated to a comprehensive study of some aspects related to the effective use of labor education in primary school students by means of extracurricular activities. It also reveals some problems associated with functioning of the education system. Based on their research, the authors prove the necessity of making significant changes to the existing primary general education system. The term “labor education” is given an essential characteristic. The authors identify the most significant factors influencing the effectiveness of such education. Its key functions are defined in relation to the extracurricular activities implementation with younger schoolchildren. The main tasks are demonstrated, the solution of which should be aimed at in a modern primary school. Organizational and pedagogical conditions are being studied, the observance of which will favor their solution. Some organizing extracurricular work forms and methods are given, which make it possible to implement these conditions with maximum efficiency in the daily practice of labor education.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ХОДЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

7. Shlyahtina L.M. Muzejnayapedagogika: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: SPbGIK, 2021.

8. Stolyarov B.A. Muzejnaya pedagogika. Istoriya, teoriya, praktika. Moskva: Vysshaya shkola, 2004.

9. Yuhnevich M.Yu. Ya povedu tebya v muzej: uchebnoe posobie po muzejnojpedagogike. Moskva: Rossijskij institut kul'turologii, 2001.

10. Kozyr' Z.O., Tomilin A.N. Pedagogicheskie usloviya realizacii vospitatel'nogo potenciala v processe distancionnogo obucheniya kursantov kolledzha. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 115-117.

11. Dorofeev A.M., Tomilin A.N. Programmno-celevoj podhod kak metodologicheskaya osnova razvitiya patriotizma sovremennogo professionala. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 293-295.

12. Musaeva A.M. Vospitanie patriotizma uchaschihsya sredstvami muzejnoj deyatel'nosti. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2008; № 13: 216-220.

Статья поступила в редакцию 13.03.24

УДК 371

Abdullayeva N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Technology of Preschool and Additional Education, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: an-na05@mail.ru

Bayrambekov M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Drawing, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia); Head of the Sector of Culture and Art of the Nations of Dagestan, Dagestan Scientific Research Institute of Pedagogy n.a. A.A. Takho-Godi (Makhachkala, Russia), E-mail: bairambekov@mail.ru

SOME ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF LABOR EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL DURING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The article is dedicated to a comprehensive study of some aspects related to the effective use of labor education in primary school students by means of extracurricular activities. It also reveals some problems associated with functioning of the education system. Based on their research, the authors prove the necessity of making significant changes to the existing primary general education system. The term "labor education" is given an essential characteristic. The authors identify the most significant factors influencing the effectiveness of such education. Its key functions are defined in relation to the extracurricular activities implementation with younger schoolchildren. The main tasks are demonstrated, the solution of which should be aimed at in a modern primary school. Organizational and pedagogical conditions are being studied, the observance of which will favor their solution. Some organizing extracurricular work forms and methods are given, which make it possible to implement these conditions with maximum efficiency in the daily practice of labor education.

Key words: primary general education, extracurricular activities of primary school children, labor education, teacher, student

Н.А. Абдуллаееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: ian-na05@mail.ru

М.М. Байрамбекое, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», зав. сектором культуры и искусства народов Дагестана ГБУ РД «Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики имени А.А. Тахо-Годи», г. Махачкала E-mail: bairambekov@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ХОДЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена комплексному исследованию ряда аспектов, связанных с эффективной реализацией трудового воспитания учащихся начальных классов средствами внеурочной деятельности. В ней также раскрываются некоторые проблемы, связанные с функционированием системы образования. На основе их исследования доказывается необходимость внесения существенных изменений в существующую систему начального общего образования. Далее термину «трудовое воспитание» даётся сущностная характеристика. Затем выявляются наиболее существенные, на взгляд авторов, факторы, влияющие на результативность такого воспитания. Определяются его ключевые функции применительно к реализации внеурочной деятельности с младшими школьниками. Демонстрируются основные задачи, на решение которых таковое должно быть направлено в современной начальной школе. Изучаются организационно-педагогические условия, соблюдение которых будет благоприятствовать их решению. Приводятся некоторые формы и методы организации внеучебной работы, позволяющие с максимальной эффективностью воплотить указанные условия в повседневной практике трудового воспитания. Ключевые слова: начальное общее образование, внеурочная деятельность младших школьников, трудовое воспитание, учитель, ученик

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения на страницах настоящей статьи, обусловлена рядом существенных особенностей развития человеческого общества на современном этапе. Галопирующие темпы научно-технического прогресса, непредсказуемая динамика практически всех аспектов жизни и возросшая социальная мобильность большинства людей обусловливают трансформацию в системе требований к осуществлению образовательного процесса в школе (Л.М. Алиомаров, Д.В. Григорьев, С.Р Малахмаева, П.В. Степанов).

Современный учащийся, в том числе осваивающий программу начального образования, не может и не должен быть пассивным реципиентом тех или иных компетенций (Е.А. Жесткова, С.А. Опарина, Т.В. Юсупхаджиева). Сегодня успешное прохождение как этой, так и последующих ступеней обучения, а затем - эффективная реализация различных видов социально значимой деятельности подразумевают превращение младшего школьника в активного участника педагогического процесса [1, с. 153].

Этим обусловлено возрастание важности формирования у него умений и навыков, связанных с самостоятельной познавательной деятельностью и эффективным практическим применением результатов таковой [2, с. 106]. Последнее, в свою очередь, представляется возможным посредством реализации как урочной, так и внеурочной деятельности (Е.М. Бахорский, В.П. Вахтеров, А.Л. Венгер, Е.А. Жигулина, ГА. Цукерман, А.Р Шумакова).

Одной из наиболее эффективных в плане развития у младших школьников вышеозначенных компетенций составляющих внеурочной работы является трудовое воспитание [3, с. 7]. Таким образом, сегодня необходимо осуществить теоретический и практико-ориентированный поиск оптимальной модели данного сегмента воспитательной деятельности, ориентированной на обучающихся, относящихся к указанной категории [4, с. 90-91]. Частично он будет реализован на страницах нашего исследования.

Из вышеизложенного следует, что целью последнего является освещение наиболее существенных аспектов реализации трудового воспитания учащихся начальных классов в ходе внеурочной деятельности.

Её достижение подразумевает решение следующих задач:

- дать сущностную характеристику процесса трудового воспитания;

- выявить факторы, влияющие на результативность такого воспитания;

- определить его ключевые функции применительно к внеурочной деятельности с младшими школьниками;

- исследовать основные задачи, на решение которых таковое должно быть направлено в современной начальной школе;

- изучить организационно-педагогические условия, соблюдение которых будет благоприятствовать их решению;

- продемонстрировать систему форм и методов организации внеучебной работы, позволяющих с максимальной эффективностью воплотить указанные условия в повседневной практике трудового воспитания.

По ходу решения перечисленных выше задач нами применялись следующие методы исследования:

- рефлексия собственного педагогического опыта;

- анализ специальной литературы.

Научная новизна исследования состоит в выявлении наиболее существенных факторов, оказывающих влияние на результаты трудового воспитания современного младшего школьника.

Его теоретическая значимость в основном сводится к определению тех задач, на решение которых такое воспитание с необходимостью должно быть направлено в современной начальной школе.

Практическая значимость состоит в демонстрации системы форм и методов, позволяющих с максимальной эффективностью реализовывать указанный сегмент воспитательной работы.

Процесс трудового воспитания младшего школьника представляет собой активную совместную деятельность участников образовательного процесса [5, с. 52]. Последняя характеризуется направленностью на достижение следующих результатов:

- вовлечение учащихся начальных классов в многообразный процесс трудовой деятельности [6, с. 99];

- рецепция ими производственного опыта предыдущих поколений;

- формирование системы трудовых умений и навыков;

- развитие творческого мышления (о чём свидетельствуют работы отечественных учёных: Н.Ф. Виноградова, Ю.Б. Добротенко, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, Н.А. Назарова и др.);

- складывание у учеников осознанного стремления к реализации трудовых функций как социально значимой деятельности.

Таким образом, один из ведущих факторов, обеспечивающих результативность интересующего нас процесса, - степень консолидации усилий субъектов воспитания [5]. Только достаточный её уровень позволяет достичь максимальной реализации воспитательного потенциала внеурочной деятельности в ходе специально организованных занятий с обучающимися [6; 7]. Такие занятия проводятся дополнительно, расширяя и углубляя компетенции, сформированные в ходе урочной работы.

Кроме того, как отмечают авторы Е.М. Бахорский, В.П. Вахтеров, ПФ. Пав-рилычева, Е.Э. Кочурова, А.В. Молокова, И.Н. Попова, РН. Шикова и др., определённое значение в этом плане имеют грамотные подготовка и проведение занятий подобного типа. Реализация данного фактора позволит развивать самостоятельность младших школьников и их индивидуальные способности [1, с. 159].

Не последнюю роль в данном процессе играет также реализуемый в ходе подобных занятий механизм удовлетворения интересов младших школьников и формирования у них необходимых компетенций, которые необходимы для их дальнейшего развития (А.Н. Кузибецкий, В.Ю. Розка, М.А. Святина).

На основе вышеизложенного можно с определённой долей уверенности говорить о том, что сегодня в системе внеурочной деятельности трудовое воспитание выполняет три важные функции (табл. 1).

Таблица 1

Функции трудового воспитания

Наименование Особенности реализации

Воспитательная В процессе участия в специально организованной трудовой деятельности происходит формирование у учащихся начальных классов ряда нравственных качеств, таких как трудолюбие, организованность, любознательность и др. [2, с. 107]

Развивающая Посредством включения младших школьников в разнообразные виды деятельности происходит развитие их психических процессов, интеллектуальных способностей, а также стимулирование познавательного интереса и стремления к осуществлению различных видов общественно полезного труда

Обучающая Реализация трудового воспитания средствами внеурочной деятельности во многом способствует развитию у детей, относящихся к рассматриваемой возрастной категории, системы представлений о нравственных основах труда, формированию соответствующих знаний, умений и навыков [6, с. 101]

Зная о сущности рассматриваемого сегмента воспитательной работы, реализуемой в пространстве начальной школы, основных факторах, обеспечивающих успешность такового, а также присущих ему функциях, перейдём к описанию задач, на решение которых он должен быть ориентирован. В их число входят:

- воспитание у интересующей нас категории школьников ценностного отношения к труду [8, с. 62];

- формирование осознанного стремления к реализации различных форм трудовой и творческой деятельности;

- развитие когнитивной активности [9, с. 254];

- привитие представлений о различных формах организованной культур-но-досуговой деятельности [10, с. 6].

Решению подобных задач будет способствовать соблюдение субъектами образовательных отношений некоторых организационно-педагогических условий. Перечислим их:

- принятие в ходе урочной и особенно внеурочной деятельности системы мер, направленных на формирование у обучающихся представлений о существовании прямой связи между формируемыми у них компетенциями, с одной стороны, и реальными условиями современного общества - с другой (Е.Ю. Анохина, Т.И. Власова, Ю.А. Добровольский, Е.А. Ефимова, Т.А. Филиппова, Е.В. Ярославцева);

Библиографический список

1.

2.

3.

- постоянная актуализация формируемых знаний, умений и навыков, стремление к их соответствию компетенциям, необходимым для осуществления деятельности представителями наиболее востребованных на сегодняшний день профессий [11, с. 51];

- организация на занятиях совместной продуктивной деятельности обучающихся, подразумевающей создание ситуаций, разрешение которых возможно только посредством реализации сотрудничества и взаимопомощи в их среде [12, с. 64];

- генерация бесконфликтной среды, особенности которой обеспечивают повышение эффективности реализации соответствующих форм деятельности.

Практическое воплощение данных условий в ходе внеурочной деятельности предполагает преимущественное использование ряда прогрессивных организационных форм (А.И. Алпатова, ПМ. Андреева, П.И. Арапова, Е.Н. Жданова, Н.М. Полуэктова, Е.А. Турлова, С.И. Фомина). В данной связи следует отметить индивидуальную работу, а также работу в малых группах. Положительную роль также может сыграть привлечение родителей к воспитательной деятельности.

Кроме того, весьма желательным является широкое применение различных методов активного и интерактивного обучения.

В качестве примеров применения различных методов активного и интерактивного обучения можно привести следующие: игровое моделирование; дискуссия; задания поискового характера; практикум.

При этом особенную роль в данном процессе играют различные практикумы, которые можно проводит по различным предметам, им необходимо уделить особое внимание в силу их большой эффективности при грамотном использовании.

Практикум является таким методом обучения, благодаря которому уже младшие школьники в полной мере становятся не пассивными объектами педагогического воздействия, но активными субъектами, соавторами воспитательного процесса (М.Н Саввинова, Е.В. Николаев).

В этой связи определённые трансформации претерпевает также роль учителя, когда он уже применительно к учащимся начальных классов демонстрирует уважение к личностному опыту каждому учащегося, делая всех учеников активными участниками образовательного процесса. [12, с. 63]. При этом учитель выступает уже не в качестве единственного источника информации, но как организатор и координатор воспитательного процесса. Он обязан наставлять младших школьников, указывать им правильный путь к самостоятельному формированию знаний, умений и навыков на основе имеющегося материала. По существу, в ходе реализации рассматриваемого метода педагогический работник лишь управляет процессом формирования и совершенствования у детей ценностного отношения к труду, осознанного стремления к реализации различных форм трудовой и творческой деятельности, познавательной активности, а равно начальных представлений о различных формах организованного культурного досуга [11, с. 53]. Практикум, таким образом, позволяет интегрировать и рационально использовать различные средства и формы воспитательной деятельности.

В целом, как отмечают современные исследователи, приобщение молодёжи к труду, поиск эффективных методов для этого и внедрение их на все ступени образовательной системы РФ позволят существенно повысить и качество образования, более эффективно реализовать российскую образовательную политику [13; 14]. По ходу его реализации учащиеся могут принимать участие в самых различных видах деятельности. К последним относятся:

- образовательные игры, направленные на знакомство с различными видами трудовой деятельности [15, с. 126];

- реализация тех или иных её элементов с представлением результатов в форме коллажа, презентации и др.;

- упражнения, направленные на формирование системы знаний о различных профессиях и их роли в жизни общества.

Подобные мероприятия могут различаться по следующим параметрам: содержание; условия реализации.

Однако все они направлены на совершенствование трудовых умений учащихся и воспитание у них трудолюбия [15, с. 127].

Таким образом, подготовка учащихся к жизни и деятельности в современных социокультурных условиях подразумевает внесение существенных изменений в систему начального общего образования. В ходе реализации образовательной программы педагогам-практикам следует уделять повышенное внимание формированию у детей комплекса умений и навыков, связанных с самостоятельной познавательной деятельностью и эффективным практическим применением её результатов. На это должна быть направлена как урочная деятельность, так и внеурочная.

В свою очередь, определённым потенциалом обладает трудовое воспитание. Будучи организованным в соответствии с условиями, рассмотренными в тексте настоящей статьи, оно с большой вероятностью позволит сформировать у обучающихся систему необходимых компетенций. Важную роль при этом играет реализация ряда методов и форм активного и интерактивного обучения.

Иванова Е.А. Деятельностный метод обучения при организации урока в начальной школе. Вестник науки. 2023; № 4 (61): 153-160.

Зайцева С.А., Курбатова А.С. Формирование универсального учебного действия моделирование на уроках технологии в начальной школе. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020; Т. 9, № 3 (32): 105-107.

Аллагулов А.М., Абулкаирова ГБ. Основные условия эффективного трудового воспитания младшего школьника. Образовательные технологии в современном учебно-воспитательном пространстве: сборник статей IV Всероссийской методико-практической конференции. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021: 6-11.

4. Саввинова М.Н., Николаев Е.В. Социализация школьников средствами трудового воспитания. Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодёжи: теория и практика. 2023; № 1: 88-94.

5. Черненко Ю.В., Амангелдикызы Р Сущность трудового воспитания ребёнка в современных условиях. Наука и реальность. 2023; № 2 (14): 50-57.

6. Жданова С.Н. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2007

7. Бурмистрова Е.В., Зарипова Т.В., Шабышева Ю.Е. Психолого-педагогическое сопровождение развития социальной компетентности младших школьников в образовательном процессе начальной школы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 8-12.

8. Нарыкова Г.В. Воспитание и социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС. Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021; № 8: 59-66.

9. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. Москва: ЮРАЙТ, 2021.

10. Сармутдинова Г.Б. Теория и практика трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности. Вестник Самарского государственного Технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022; Т. 19, № 4: 5-16.

11. Мантрова М.С. К вопросу духовно-нравственного воспитания младших школьников. Карельский научный журнал. 2020; Т. 9, № Э (32): 51-54.

12. Хайдарова М.Д. Единство трудового и эстетического воспитания школьников. Вестник науки и образования. 2020; № 23 (101): 63-65.

13. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты. Этносоциум и межнациональная культура. 2020; № 1 (139): 69-76.

14. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в наступающем учебном году. Вестник института развития образования Чеченской Республики. 2019; № 17: 5-1Э.

15. Напалков С.В. О некоторых аспектах классификации образовательных web-квестов. Сборник статей участников международной научно-практической конференции. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ 2020: 123-128.

References

1. Ivanova E.A. Deyatel'nostnyj metod obucheniya pri organizacii uroka v nachal'noj shkole. Vestniknauki. 2023; № 4 (61): 153-160.

2. Zajceva S.A., Kurbatova A.S. Formirovanie universal'nogo uchebnogo dejstviya modelirovanie na urokah tehnologii v nachal'noj shkole. Azimutnauchnyhissledovanij:pedagogika i psihologiya. 2020; T. 9, № Э (32): 105-107.

3. Allagulov A.M., Abulkairova G.B. Osnovnye usloviya 'effektivnogo trudovogo vospitaniya mladshego shkol'nika. Obrazovatel'nye tehnologii v sovremennom uchebno-vospitatel'nom prostranstve: sbornik statej IV Vserossijskoj metodiko-prakticheskoj konferencii. Petrozavodsk: MCNP «Novaya nauka», 2021: 6-11.

4. Savvinova M.N., Nikolaev E.V. Socializaciya shkol'nikov sredstvami trudovogo vospitaniya. Obrazovanie i vospitanie doshkol'nikov, shkol'nikov, molodezhi: teoriya ipraktika. 2023; № 1: 88-94.

5. Chernenko Yu.V., Amangeldikyzy R. Suschnost' trudovogo vospitaniya rebenka v sovremennyh usloviyah. Nauka ireal'nost'. 2023; № 2 (14): 50-57.

6. Zhdanova S.N. Social'no-pedagogicheskaya teoriya 'esteticheskogo osvoeniya mira uchaschimisya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2007

7. Burmistrova E.V., Zaripova T.V., Shabysheva Yu.E. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya social'noj kompetentnosti mladshih shkol'nikov v obrazovatel'nom processe nachal'noj shkoly. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 8-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Narykova G.V. Vospitanie i socializaciya mladshih shkol'nikov v usloviyah realizacii FGOS. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psihologiya. 2021; № 8: 59-66.

9. Zemlyanskaya E.N. Teoriya i metodika vospitaniya mladshih shkol'nikov. Moskva: YuRAJT, 2021.

10. Sarmutdinova G.B. Teoriya i praktika trudovogo vospitaniya mladshego shkol'nika vo vneurochnoj deyatel'nosti. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo Tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2022; T. 19, № 4: 5-16.

11. Mantrova M.S. K voprosu duhovno-nravstvennogo vospitaniya mladshih shkol'nikov. Karel'skijnauchnyjzhurnal. 2020; T. 9, № Э (32): 51-54.

12. Hajdarova M.D. Edinstvo trudovogo i 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020; № 23 (101): 63-65.

13. Bajhanov I.B. Gosudarstvennaya politika kak faktor razvitiya nacional'noj obrazovatel'noj sistemy: bazovye aspekty. 'Etnosociumimezhnacional'naya kul'tura. 2020; № 1 (139): 69-76.

14. Bajhanov I.B. Kachestvo obrazovaniya kak strategicheskaya cel' regional'noj obrazovatel'noj politiki v nastupayuschem uchebnom godu. Vestnik instituta razvitiya obrazovaniya Chechenskoj Respubliki. 2019; № 17: 5-1Э.

15. Napalkov S.V. O nekotoryh aspektah klassifikacii obrazovatel'nyh web-kvestov. Sbornik statej uchastnikov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Arzamas: Arzamasskij filial NNGU, 2020: 123-128.

Статья поступила в редакцию 17.03.24

УДК 378

Alizhanova Kh.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov

(Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Abdulayeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head, Department of Theory and Methodology of Physical Culture, Dagestan State Pedagogical University

n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

THE EDUCATIVE WORK ORGANIZATION SPECIFICS IN INSTITUTIONS IMPLEMENTING SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMS. Based on the analysis of scientific research literature and reflection of the authors' own pedagogical experience, the article examines the most characteristic features of optimal organization of educative work in secondary vocational educational institutions. An idea is substantiated that in modern realities such activities in-depth modernization is necessary. Terms "educative work" and "educative system" are given the essential and structural characteristics that are most acceptable from the point of view of the implementation by institutions of secondary vocational education entrusted to them by modern society and the state. Principles are demonstrated, which should be guided by administrative staff, teachers and methodologists of such institutions, implementing this part of their duties. The authors propose some organizing forms for the educative process, which, according to them, are characterized by sufficient effectiveness in modern conditions.

Key words: secondary vocational education, educational work in organization of secondary vocational education, improvement of results of educational work, student, teacher

Х.А. Алижаноеа, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

М.А. Абдулаееа, канд. пед. наук, зав. каф. теории и методики физической культуры ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический

университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На основе анализа широкого круга научно-исследовательской литературы и рефлексии собственного педагогического опыта авторов в статье исследуются наиболее характерные особенности оптимальной организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования. Для этого в первую очередь обосновывается мысль о том, что в современных реалиях необходима углублённая модернизация такой деятельности. Терминам «воспитательная работа» и «воспитательная система» даются сущностные и структурные характеристики, наиболее приемлемые с точки зрения реализации учреждениями системы СПО миссии, возложенной на них современными обществом и государством. Демонстрируется совокупность принципов, которыми, на наш взгляд, должны руководствоваться административные работники, преподаватели и методисты таких учреждений, реализуя эту часть своих обязанностей. Предлагаются некоторые формы организации воспитательного процесса, характеризующиеся, по мнению авторов, достаточной эффективностью в современных условиях.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, воспитательная работа в организации среднего профессионального образования, улучшение результатов воспитательной работы, студент, преподаватель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.