Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / воспитательная работа в организации среднего профессионального образования / улучшение результатов воспитательной работы / студент / преподаватель / secondary vocational education / educational work in organization of secondary vocational education / improvement of results of educational work / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Х.А. Алижанова, М.А. Абдулаева

На основе анализа широкого круга научно-исследовательской литературы и рефлексии собственного педагогического опыта авторов в статье исследуются наиболее характерные особенности оптимальной организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования. Для этого в первую очередь обосновывается мысль о том, что в современных реалиях необходима углублённая модернизация такой деятельности. Терминам «воспитательная работа» и «воспитательная система» даются сущностные и структурные характеристики, наиболее приемлемые с точки зрения реализации учреждениями системы СПО миссии, возложенной на них современными обществом и государством. Демонстрируется совокупность принципов, которыми, на наш взгляд, должны руководствоваться административные работники, преподаватели и методисты таких учреждений, реализуя эту часть своих обязанностей. Предлагаются некоторые формы организации воспитательного процесса, характеризующиеся, по мнению авторов, достаточной эффективностью в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIVE WORK ORGANIZATION SPECIFICS IN INSTITUTIONS IMPLEMENTING SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMS

Based on the analysis of scientific research literature and reflection of the authors’ own pedagogical experience, the article examines the most characteristic features of optimal organization of educative work in secondary vocational educational institutions. An idea is substantiated that in modern realities such activities in-depth modernization is necessary. Terms “educative work” and “educative system” are given the essential and structural characteristics that are most acceptable from the point of view of the implementation by institutions of secondary vocational education entrusted to them by modern society and the state. Principles are demonstrated, which should be guided by administrative staff, teachers and methodologists of such institutions, implementing this part of their duties. The authors propose some organizing forms for the educative process, which, according to them, are characterized by sufficient effectiveness in modern conditions.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

4. Саввинова М.Н., Николаев Е.В. Социализация школьников средствами трудового воспитания. Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодёжи: теория и практика. 2023; № 1: 88-94.

5. Черненко Ю.В., Амангелдикызы Р Сущность трудового воспитания ребёнка в современных условиях. Наука и реальность. 2023; № 2 (14): 50-57.

6. Жданова С.Н. Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2007

7. Бурмистрова Е.В., Зарипова Т.В., Шабышева Ю.Е. Психолого-педагогическое сопровождение развития социальной компетентности младших школьников в образовательном процессе начальной школы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 8-12.

8. Нарыкова Г.В. Воспитание и социализация младших школьников в условиях реализации ФГОС. Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021; № 8: 59-66.

9. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников. Москва: ЮРАЙТ, 2021.

10. Сармутдинова Г.Б. Теория и практика трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности. Вестник Самарского государственного Технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2022; Т. 19, № 4: 5-16.

11. Мантрова М.С. К вопросу духовно-нравственного воспитания младших школьников. Карельский научный журнал. 2020; Т. 9, № 3 (32): 51-54.

12. Хайдарова М.Д. Единство трудового и эстетического воспитания школьников. Вестник науки и образования. 2020; № 23 (101): 63-65.

13. Байханов И.Б. Государственная политика как фактор развития национальной образовательной системы: базовые аспекты. Этносоциум и межнациональная культура. 2020; № 1 (139): 69-76.

14. Байханов И.Б. Качество образования как стратегическая цель региональной образовательной политики в наступающем учебном году. Вестник института развития образования Чеченской Республики. 2019; № 17: 5-13.

15. Напалков С.В. О некоторых аспектах классификации образовательных web-квестов. Сборник статей участников международной научно-практической конференции. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ 2020: 123-128.

References

1. Ivanova E.A. Deyatel'nostnyj metod obucheniya pri organizacii uroka v nachal'noj shkole. Vestniknauki. 2023; № 4 (61): 153-160.

2. Zajceva S.A., Kurbatova A.S. Formirovanie universal'nogo uchebnogo dejstviya modelirovanie na urokah tehnologii v nachal'noj shkole. Azimutnauchnyhissledovanij:pedagogika i psihologiya. 2020; T. 9, № 3 (32): 105-107.

3. Allagulov A.M., Abulkairova G.B. Osnovnye usloviya 'effektivnogo trudovogo vospitaniya mladshego shkol'nika. Obrazovatel'nye tehnologii v sovremennom uchebno-vospitatel'nom prostranstve: sbornik statej iV Vserossijskoj metodiko-prakticheskoj konferencii. Petrozavodsk: MCNP «Novaya nauka», 2021: 6-11.

4. Savvinova M.N., Nikolaev E.V. Socializaciya shkol'nikov sredstvami trudovogo vospitaniya. Obrazovanie i vospitanie doshkol'nikov, shkol'nikov, molodezhi: teoriya ipraktika. 2023; № 1: 88-94.

5. Chernenko Yu.V., Amangeldikyzy R. Suschnost' trudovogo vospitaniya rebenka v sovremennyh usloviyah. Nauka ireal'nost'. 2023; № 2 (14): 50-57.

6. Zhdanova S.N. Social'no-pedagogicheskaya teoriya 'esteticheskogo osvoeniya mira uchaschimisya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2007

7. Burmistrova E.V., Zaripova T.V., Shabysheva Yu.E. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya social'noj kompetentnosti mladshih shkol'nikov v obrazovatel'nom processe nachal'noj shkoly. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 8-12.

8. Narykova G.V. Vospitanie i socializaciya mladshih shkol'nikov v usloviyah realizacii FGOS. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psihologiya. 2021; № 8: 59-66.

9. Zemlyanskaya E.N. Teoriya i metodika vospitaniya mladshih shkol'nikov. Moskva: YuRAJT, 2021.

10. Sarmutdinova G.B. Teoriya i praktika trudovogo vospitaniya mladshego shkol'nika vo vneurochnoj deyatel'nosti. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo Tehnicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2022; T. 19, № 4: 5-16.

11. Mantrova M.S. K voprosu duhovno-nravstvennogo vospitaniya mladshih shkol'nikov. Karel'skijnauchnyjzhurnal. 2020; T. 9, № 3 (32): 51-54.

12. Hajdarova M.D. Edinstvo trudovogo i 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Vestnik nauki i obrazovaniya. 2020; № 23 (101): 63-65.

13. Bajhanov I.B. Gosudarstvennaya politika kak faktor razvitiya nacional'noj obrazovatel'noj sistemy: bazovye aspekty. 'Etnosociumimezhnacional'naya kul'tura. 2020; № 1 (139): 69-76.

14. Bajhanov I.B. Kachestvo obrazovaniya kak strategicheskaya cel' regional'noj obrazovatel'noj politiki v nastupayuschem uchebnom godu. Vestnik instituta razvitiya obrazovaniya Chechenskoj Respubliki. 2019; № 17: 5-13.

15. Napalkov S.V. O nekotoryh aspektah klassifikacii obrazovatel'nyh web-kvestov. Sbornik statej uchastnikov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Arzamas: Arzamasskij filial NNGU, 2020: 123-128.

Статья поступила в редакцию 17.03.24

УДК 378

Alizhanova Kh.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov

(Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

Abdulayeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head, Department of Theory and Methodology of Physical Culture, Dagestan State Pedagogical University

n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

THE EDUCATIVE WORK ORGANIZATION SPECIFICS IN INSTITUTIONS IMPLEMENTING SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMS. Based on the analysis of scientific research literature and reflection of the authors' own pedagogical experience, the article examines the most characteristic features of optimal organization of educative work in secondary vocational educational institutions. An idea is substantiated that in modern realities such activities in-depth modernization is necessary. Terms "educative work" and "educative system" are given the essential and structural characteristics that are most acceptable from the point of view of the implementation by institutions of secondary vocational education entrusted to them by modern society and the state. Principles are demonstrated, which should be guided by administrative staff, teachers and methodologists of such institutions, implementing this part of their duties. The authors propose some organizing forms for the educative process, which, according to them, are characterized by sufficient effectiveness in modern conditions.

Key words: secondary vocational education, educational work in organization of secondary vocational education, improvement of results of educational work, student, teacher

Х.А. Алижанова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

М.А. Абдулаева, канд. пед. наук, зав. каф. теории и методики физической культуры ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический

университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На основе анализа широкого круга научно-исследовательской литературы и рефлексии собственного педагогического опыта авторов в статье исследуются наиболее характерные особенности оптимальной организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования. Для этого в первую очередь обосновывается мысль о том, что в современных реалиях необходима углублённая модернизация такой деятельности. Терминам «воспитательная работа» и «воспитательная система» даются сущностные и структурные характеристики, наиболее приемлемые с точки зрения реализации учреждениями системы СПО миссии, возложенной на них современными обществом и государством. Демонстрируется совокупность принципов, которыми, на наш взгляд, должны руководствоваться административные работники, преподаватели и методисты таких учреждений, реализуя эту часть своих обязанностей. Предлагаются некоторые формы организации воспитательного процесса, характеризующиеся, по мнению авторов, достаточной эффективностью в современных условиях.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, воспитательная работа в организации среднего профессионального образования, улучшение результатов воспитательной работы, студент, преподаватель

Актуальность исследования продиктована рядом важных факторов. В современной педагогической науке и практике повышенное внимание уделяется планированию и реализации воспитательной работы (Ф.Н. Алипханова, А.В. Ермилова, О.Е. Кучерова, Н.С. Лукин, О.В. Парахина, И.Л. Сизова, О.А. Шаталов). Проблемы, связанные с соответствующей деятельностью, обсуждаются применительно ко всем уровням образования, не исключая среднее профессиональное (Т.С. Артюхина, З.Т. Кулаева, Л.А. Саенко) [1-15]. Своё отражение они нашли и на страницах нормативно-правовых актов.

Например, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» прямо говорится о необходимости формирования у обучающихся таких качеств, как гражданственность, патриотизм, правовая культура, ответственность и трудолюбие [1]. В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г в качестве одной из приоритетных задач системы образования называется формирование выпускника, искренне разделяющего «российские традиционные духовные ценности». Действуя на основе последних, он сможет «реализовать свой потенциал в условиях современного общества», так как это является одним из важнейших условий его готовности «к мирному созиданию и защите Родины» [2].

В подобных условиях, конечно, сохраняется основная цель существования организаций системы СПО - подготовка успешного профессионала [3, с. 112]. Но при этом всё большее значение приобретает генерация организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие нравственной личности (ПА. Бордовский, А.А. Нестеров, Т. А. Султанова, Е.В. Ткачева, С.Ю. Трапицын). Соответственно, необходимым представляется глубокое реформирование действующей в них воспитательной системы [4, с. 29]. Администрация, преподаватели и методисты должны сосредоточить своё внимание на такой организации соответствующего процесса, которая будет в максимальной степени способствовать нравственному и творческому развитию будущих профессионалов среднего звена, их максимальной самореализации [5, с. 39].

Один из вариантов построения в пространстве учреждения СПО системы воспитательной деятельности, на взгляд авторов, удовлетворяющей приведённым выше требованиям, будет рассмотрен на страницах настоящего исследования.

Отсюда, его цель - освещение наиболее характерных черт организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования.

Для достижения этой цели необходимым представляется решение следующих задач:

- дать термину «воспитательная работа» трактовку, наиболее приемлемую с точки зрения реализации учреждением системы сПо миссии, возложенной на него современными обществом и государством;

- рассмотреть сущность и структуру понятия «воспитательная система» применительно к условиям организации, осуществляющей деятельность по программам среднего профессионального образования;

- продемонстрировать совокупность принципов, которыми, на наш взгляд, должны руководствоваться административные работники, преподаватели и методисты такой организации, реализуя эту часть своих обязанностей;

- предложить некоторые формы организации воспитательного процесса, характеризующиеся, по мнению авторов, достаточной эффективностью в современных условиях.

В ходе решения этих задач применялись следующие методы исследования: рефлексия собственного педагогического опыта, анализ специальной литературы, затрагивающей проблематику, поднимаемую на страницах настоящей статьи.

Её научная новизна состоит в рассмотрении сущности и структуры дефиниций «воспитательная работа» и «воспитательная система» применительно к организации СПО, функционирующей в современных условиях.

Теоретическая значимость заключается в демонстрации наиболее существенных, на взгляд авторов, принципов, которыми должны руководствоваться работники системы среднего профессионального образования, занимаясь воспитательной деятельностью.

Практическая значимость состоит в рассмотрении некоторых форм организации соответствующего процесса, могущих быть достаточно эффективными на текущей стадии социально-политического, экономического и культурного развития России и мира.

В пространстве современной организации СПО воспитательная работа представляет собой такую деятельность, реализуя которую педагогический работник осуществляет поддержку обучающегося и одновременно создаёт условия для его самореализации (Е.Н. Подшивалова, Е.П. Сичинский, И.Р Сташкевич, З.А. Федосеева). Так происходит стимуляция выработки у будущего специалиста среднего звена способности личности к успешной адаптации в современном обществе с его непредсказуемой динамикой [6, с. 125].

Таким образом, воспитательная система учреждения, реализующего образовательную деятельность по соответствующим программам, представляет собой социально-педагогический объект, функционирование которого подчинено не только целям, непосредственно связанным с воспитанием студентов, но и целям каждого студента, направленным на удовлетворение его образовательных потребностей и интересов [7, с. 139]. Его структура отличается некоторой сложностью. Она включает следующие компоненты:

- индивидуально-групповой [8, с. 69];

- ценностно-ориентационный;

- функционально-деятельностный;

- пространственно-временной;

- диагностико-аналитический [5, с. 40].

Таким образом, центральное место в воспитательном процессе современной организации СПО должна занимать личность студента [4, с. 32]. Соответственно, при решении воспитательных задач педагоги должны руководствоваться следующими принципами:

- добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям;

- непрерывное совершенствование системы собственных профессиональных и личностных компетенций (Н.В. Быстрова, Н.А. Захарова, С.А. Зиновьева, Е.С. Илюшина, А.А. Пирогова, А.В. Хижная, М.С. Шапкин);

- уважительное отношение к обучающимся [3, с. 115];

- умение выслушать и понять каждого из них.

Если говорить о конкретных формах организации воспитательного процесса, то определённая эффективность присуща студенческому самоуправлению [8, с. 70]. Последнее, по существу, представляет собой активность обучающихся, направленную на управление и руководство деятельностью своего коллектива (Д.А. Казначеев, С.Н. Казначеева, Е.Ф. Котенко, С.М. Маркова, Е.А. Уракова, О.В. Юдакова). Реализация такой деятельности в полной мере невозможна без формирования студенческого актива.

Работа с этим, последним, должна быть направлена на формирование у обучающихся умений и навыков, необходимых для эффективной реализации различных видов деятельности в составе больших и малых групп [6, с. 127]. В число таких компетенций входят:

- организаторские умения;

- навыки реализации эффективной коммуникации с использованием различных, в том числе инновационных, инструментов;

- способность выстраивать взаимодействие с другими людьми на основании системы общепринятых духовно-нравственных ценностей [9, с. 45];

- умения и навыки, необходимые для конструктивно разрешения конфликтных ситуаций.

В качестве организационных видов студенческого самоуправления могут выступать студенческий совет, студенческий профсоюз, студенческое информационное бюро, старостат, студенческий парламентский клуб и др. Цель деятельности студенческого совета, например, состоит в обеспечении условий для гармоничного развития личности обучающихся [10, с. 151]. Этой цели подчинены следующие задачи:

- обеспечение реализации прав студентов на управление образовательным процессом [11, с. 63-64];

- развитие социальной активности студенческой молодёжи (Д.В. Григорьев, М.В. Данилова, Е.И. Есина);

- содействие саморазвитию обучающихся, в том числе средствами организованной досуговой деятельности [7, с. 145].

Таким образом, по ходу деятельности студенческого совета происходит формирование гражданской культуры и активной гражданской позиции обучающихся. Кроме того, у них формируются такие качества, как сознательность, самостоятельность и способность к саморазвитию [10, с. 153].

Ещё одна, также достаточно эффективная в современных условиях форма организации воспитательного процесса - студенческое общественное объединение [3, с. 118]. Такие объединения могут иметь научно-исследовательскую, культурно-досуговую, спортивно-оздоровительную, гражданско-патриотическую или иную направленность. Их воспитательный потенциал реализуется, прежде всего, путём создания условий, обеспечивающих возможность реального участия студентов в жизни организации СПО. Происходит это за счёт создания пространства, внутри которого учащиеся могут предлагать идеи, а также формировать и реализовывать управленческие навыки [8, с. 68].

Например, участие в студенческих общественных объединениях граждан-ско-патриотической направленности способствует интенсификации процесса становления будущих специалистов среднего звена как граждан и патриотов. В свою очередь, сформированные таким образом компетенции в будущем позволят выпускникам ОО с большей вероятностью занять достойное положение в обществе благодаря систематическим проявлениям сознательной гражданской активности в ходе трудовой деятельности [12, с. 50].

Деятельность объединений спортивно-оздоровительной направленности нацелена, прежде всего, на формирование у студентов ориентированности на здоровый образ жизни. Именно в ходе реализации подобной деятельности происходит интеграция личных интересов студентов с и общественными [9, с. 47]. Таким образом, осуществляется развитие каждого студента как личности, характеризующейся наличием сформированной системы ценностей и идеалов, в которую входит соответствующее отношение к занятиям физической культурой и спортом [12, с. 53].

Активность учащихся в составе общественных объединений, имеющих культурно-досуговую направленность, способствует, прежде всего, их нравственно-эстетическому воспитанию. Их функционирование должно быть подчинено цели, сводящейся к созданию комплекса условий, способствующих культурной и творческой самореализации обучающихся [11, с. 64]. Достижению этой, последней, способствует реализация следующих задач:

- выявление и реализация творческого потенциала каждого участника [13, с. 107];

- поддержка самовыражения обучающихся в условиях глобальных перемен [13];

- содействие воплощению общественно значимых молодёжных инициатив на практике (РР. Закиева, Т.М. Коньшина, А.В. Леонтьев, Н.С. Пряжников, В.В. Сериков);

- сохранение и преумножение традиций конкретной ОО;

- реализация организационно-педагогических условий для формирования необходимых цифровых компетенций [14].

Их решение может осуществляться путём реализации таких мероприятий, как музыкально-литературные композиции, отчётные концерты, смотры и конкурсы различной тематики из значения (от локальных до международных) [15, с. 142].

При этом, вне зависимости от направленности такого рода объединений, крайне желательно, чтобы в их работе сбыли задействованы учащиеся всех курсов и специальностей [14, с. 183]. Таким образом можно будет организовать среди обучающихся взаимодействие, проникнутое чувством товарищества и кол-

Библиографический список

лективным духом (РР. Закиева, А.В. Леонтьев, Т.М. Коньшина, В.В, Краевский, Н.С. Пряжников, Т.Ю. Садовникова, В.В. Сериков). Студенты получат возможность сформировать компетенции, необходимые для эффективной реализации различных видов социально значимой профессиональной деятельности в группах, разнородных по своему составу, но объединённых стремлением к общей цели [15, с. 150].

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что сегодня воспитательная работа является важной частью деятельности организации среднего профессионального образования. При этом требования, выдвигаемые современными обществом и государством к выпускникам таких учреждений, делают необходимым глубокое реформирование данной системы.

Предлагаемое авторами построение такой работы с большой вероятностью позволит улучшить результаты формирования у будущих специалистов среднего звена ряда важных личностных компетенций. Принимая же во внимание существующие наработки педагогов-исследователей и практиков в данной области, она уже сегодня может быть без особых проблем внедрена в образовательное пространство учреждений СПО, действующих на территории Российской Федерации.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/

3. Ермакова В.С., Ибрагимова А.И., Кузнецов М.С. Опыт успешных практик организации образовательного процесса в деятельности учреждений среднего профессионального образования. Наука и школа. 2022; № 6: 110-119.

4. Матюшенко С.В., Князева О.О., Сосковец Л.А. Особенности воспитательной деятельности в омском филиале университета «Синергия». Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021; Т. 10, № 1: 29-34.

5. Козырь З.О. Диагностический инструментарий и процедура его конструктивного применения для объективной оценки результатов реализации воспитательного потенциала учебного заведения СПО в процессе дистанционного обучения курсантов. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 39-42.

6. Малиновский Е.С., Ангеловская С.К., Молчанов С.Г. Формирование и оценивание социальной активности обучающихся профессиональной образовательной организации. Инновационное развитие профессионального образования. 2022; № 1: 124-130.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ващенко Е.В. Создание организационно-педагогических условий для формирования профессиональных адаптационных качеств обучающихся СПО. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021; № 3 (43): 139-146.

8. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Филатова Е.В. Принципы современного образовательного процесса. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 67-4: 68-70.

9. Сидоров А.Н., Быстрова Н.В. Особенности успешной адаптации студентов к условиям вуза. Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: Мининский университет, 2020: 45-47.

10. Ахмедьянова А.Х. Гармоничное развитие личности обучающихся средствами родного языка и культуры как основа гражданско-патриотического воспитания. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022; № 4 (37): 151-155.

11. Семенова В.В., Реклер Е.Н. Обеспечение прав студентов во время дистанционного обучения. Национальная ассоциация учёных. 2021; № 74: 62-64.

12. Егошина Н.Г. Возможности современного вуза для патриотического воспитания студентов. THEORIA: педагогика, экономика, право. 2023; № 4 (1): 48-54.

13. Байханов И.Б. Особенности управления человеческими ресурсами в условиях глобальных перемен. Власть истории и история власти. 2022; Т. 8, № 1 (35): 20-29.

14. Байханов И.Б. Формирование цифровых компетенций в условиях трансформации образовательных систем. Миссия конфессий. 2021; Т. 10, № 7 (56): 705-712.

15. Коровин А.Ю., Заббарова М.Г Сущность и структура социокультурной среды профессионального колледжа. Концепт. 2023; № 05: 140-153.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 N 996-r. Available at: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/

3. Ermakova V.S., Ibragimova A.I., Kuznecov M.S. Opyt uspeshnyh praktik organizacii obrazovatel'nogo processa v deyatel'nosti uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya. Nauka i shkola. 2022; № 6: 110-119.

4. Matyushenko S.V., Knyazeva O.O., Soskovec L.A. Osobennosti vospitatel'noj deyatel'nosti v omskom filiale universiteta «Sinergiya». Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij. 2021; T. 10, № 1: 29-34.

5. Kozyr' Z.O. Diagnosticheskij instrumentarij i procedura ego konstruktivnogo primeneniya dlya ob'ektivnoj ocenki rezul'tatov realizacii vospitatel'nogo potenciala uchebnogo zavedeniya SPO v processe distancionnogo obucheniya kursantov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 39-42.

6. Malinovskij E.S., Angelovskaya S.K., Molchanov S.G. Formirovanie i ocenivanie social'noj aktivnosti obuchayuschihsya professional'noj obrazovatel'noj organizacii. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2022; № 1: 124-130.

7. Vaschenko E.V. Sozdanie organizacionno-pedagogicheskih uslovij dlya formirovaniya professional'nyh adaptacionnyh kachestv obuchayuschihsya SPO. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2021; № 3 (43): 139-146.

8. Bystrova N.V., Zinov'eva S.A., Filatova E.V. Principy sovremennogo obrazovatel'nogo processa. Problemysovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 67-4: 68-70.

9. Sidorov A.N., Bystrova N.V. Osobennosti uspeshnoj adaptacii studentov k usloviyam vuza. Innovacionnyepodhodykresheniyuprofessional'no-pedagogicheskihproblem: sbornik statej po materialam V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnij Novgorod: Mininskij universitet, 2020: 45-47.

10. Ahmed'yanova A.H. Garmonichnoe razvitie lichnosti obuchayuschihsya sredstvami rodnogo yazyka i kul'tury kak osnova grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2022; № 4 (37): 151-155.

11. Semenova V.V., Rekler E.N. Obespechenie prav studentov vo vremya distancionnogo obucheniya. Nacional'naya associaciya uchenyh. 2021; № 74: 62-64.

12. Egoshina N.G. Vozmozhnosti sovremennogo vuza dlya patrioticheskogo vospitaniya studentov. THEORIA: pedagogika, 'ekonomika, pravo. 2023; № 4 (1): 48-54.

13. Bajhanov I.B. Osobennosti upravleniya chelovecheskimi resursami v usloviyah global'nyh peremen. Vlast'istoriiiistoriya vlasti. 2022; T. 8, № 1 (35): 20-29.

14. Bajhanov I.B. Formirovanie cifrovyh kompetencij v usloviyah transformacii obrazovatel'nyh sistem. Missiya konfessij. 2021; T. 10, № 7 (56): 705-712.

15. Korovin A.Yu., Zabbarova M.G. Suschnost' i struktura sociokul'turnoj sredy professional'nogo kolledzha. Koncept. 2023; № 05: 140-153.

Статья поступила в редакцию 20.03.24

УДК 378

Achmizova S.Ya., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English Philology, Adygeya State University (Maykop, Russia),

E-mail: achmizova2012@mail.ru

PROSPECTS FOR APPLICATION OF ONLINE-PLATFORMS IN COMPUTERIZATION OF MODERN EDUCATION. The article considers prospects for the application of online-platforms (Zoom, MTS Link) in computerization of modern education in Russia for students majoring in foreign languages. The author defines a pandemic as a factor for intensive computerizing of the whole system of education, and higher education as a part of it. Considering the psyco-physiological features of students, the author states the effectiveness of application of online-platforms in education, and provides a thorough description of Zoom application in teaching process, and MTS Link as an alternative due to geopolitical situation in the world. Taking into account the best practices of Russian educational institutions, the possibility

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.