Научная статья на тему 'ДИСЦИПЛИНА «МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ» В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ДИСЦИПЛИНА «МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ» В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / БАКАЛАВР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаран Евгения Петровна

Проблема формирования у будущих педагогов воспитательной компетенции является очень актуальной, поскольку осуществление воспитательного воздействия на обучающихся - одна из важнейших функций педагога, наряду с функцией обучения. Воспитание, тесно слитое с обучением, является одной из важнейших задач современного среднего профессионального образования (СПО), в рамках которого предстоит работать будущим бакалаврам направления 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям). В статье рассмотрена система преподавания курса «Методика воспитательной работы» в Азово-Черноморском инженерном институте в процессе обучения будущих бакалавров. Цель статьи - анализ роли воспитания в современном профессиональном образовании и выстраивание на основе этого анализа системы преподавания дисциплины «Методика воспитательной работы» в вузе. Использовались методы анализа и синтеза, критического обзора литературы, содержательной интеграции, выделения главного, а также метод включенного мониторинга при проведении исследования в вузе. В центре описанной системы формирования воспитательной компетенции студентов - будущих преподавателей СПО находится дисциплина «Методика воспитательной работы». Кроме того, данная система включает межпредметные связи с другими дисциплинами педагогической и психологической направленности, педагогические и другие практики, написание выпускной квалификационной работы. Проанализировано преподавание дисциплины «Методика воспитательной работы», в ходе которого особое внимание предлагается уделять коллективным формам учебной деятельности, выполнению проектных заданий, формированию методической грамотности студентов, развитию у них творческого подхода к воспитанию, написанию и защите курсовых работ. В качестве перспектив развития данной дисциплины указана ориентация на гуманизацию процесса воспитания и подготовку студентов к профессиональной деятельности в гуманной воспитательной среде. Результаты исследования могут быть использованы в ходе преподавания методики воспитательной работы в различных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCIPLINE "METHODS OF EDUCATIVE WORK" IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL COMPETENCE FORMATION AMONG FUTURE BACHELORS OF PROFESSIONAL EDUCATION

The problem of educational competence formation among future teachers is very relevant, since the implementation of pedagogical influence on students is one of the most important functions of a teacher, along with the function of teaching. The article considers the system of teaching the course "Methodology of educative work" at the Azov-Black Sea Engineering Institute in the process of training future bachelors. The purpose of the article is to analyze the role of upbringing in modern vocational education and to build the system of teaching the discipline "Methodology of educative work" at the university on the basis of this analysis. Methods of analysis and synthesis, critical review of literature, highlighting the essential things, as well as the method of participatory monitoring were used when conducting research at a university. Education, closely merged with training, is one of the most important tasks of modern secondary vocational education (SVE), within which future bachelors will have to work. The article describes the system of formation of the educational competence of students - future teachers of SVE, in the center of which is the discipline "Methodology of educative work". In addition, this system includes interdisciplinary connections with other pedagogical and psychological disciplines, pedagogical and other practices, writing a final qualifying work. The teaching of the discipline "Methodology of educative work" is analyzed, during which it is proposed to pay special attention to collective forms of educational activities, implementation of project tasks, formation of methodological literacy of students, development of their creative approach to education, writing and defending term papers. The orientation to humanization of the process of education and preparation of students for professional activity in a humane educational environment is indicated as the prospects for the development of this discipline. The results of the study can be used in the course of teaching the methodology of educative work in various universities.

Текст научной работы на тему «ДИСЦИПЛИНА «МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ» В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2023, № 09 (сентябрь) Раздел 5.8. Педагогика

ART 231079 DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11079 УДК 378.147

Дисциплина «Методика воспитательной работы» в системе формирования воспитательной компетенции у будущих бакалавров профессионального образования

Discipline "Methods of educative work" in the system of educational competence formation among future bachelors of professional education

Автор статьи

L

Author of the article

L

Гаран Евгения Петровна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков Азово-Черноморского инженерного института ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», г. Зерноград, Российская Федерация garan24@mail.ru ORCID: 0000-0002-0409-62^

Evgenia P. Garan,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of the Humanities and Foreign Languages, Azov-Black Sea Engineering Institute, Don State Agrarian University, Zernograd, Russian Federation garan24@mail.ru ORCID: 0000-0002-0409-621X

Конфликт интересов

I

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для цитирования

I

For citation

Гаран Е. П. Дисциплина «Методика воспитательной работы» в системе формирования воспитательной компетенции у будущих бакалавров профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 09. - С. 16-27. -URL: https://e-koncept.ru/2023/231079.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11079

E. P. Garan, Discipline "Methods of educative work" in the system of educational competence formation among future bachelors of professional education // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. -No. 09. - P. 16-27. - URL: https://e-kon-cept.ru/2023/231079.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11079

Поступила в редакцию Received 11.07.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 18.08.23

Принята к публикации Accepted for publication 18.08.23 Опубликована Published 30.09.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Гаран Е. П., 2023

Аннотация

Проблема формирования у будущих педагогов воспитательной компетенции является очень актуальной, поскольку осуществление воспитательного воздействия на обучающихся - одна из важнейших функций педагога, наряду с функцией обучения. Воспитание, тесно слитое с обучением, является одной из важнейших задач современного среднего профессионального образования (СПО), в рамках которого предстоит работать будущим бакалаврам направления 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям). В статье рассмотрена система преподавания курса «Методика воспитательной работы» в Азово-Черноморском инженерном институте в процессе обучения будущих бакалавров. Цель статьи -анализ роли воспитания в современном профессиональном образовании и выстраивание на основе этого анализа системы преподавания дисциплины «Методика воспитательной работы» в вузе. Использовались методы анализа и синтеза, критического обзора литературы, содержательной интеграции, выделения главного, а также метод включенного мониторинга при проведении исследования в вузе. В центре описанной системы формирования воспитательной компетенции студентов - будущих преподавателей СПО находится дисциплина «Методика воспитательной работы». Кроме того, данная система включает межпредметные связи с другими дисциплинами педагогической и психологической направленности, педагогические и другие практики, написание выпускной квалификационной работы. Проанализировано преподавание дисциплины «Методика воспитательной работы», в ходе которого особое внимание предлагается уделять коллективным формам учебной деятельности, выполнению проектных заданий, формированию методической грамотности студентов, развитию у них творческого подхода к воспитанию, написанию и защите курсовых работ. В качестве перспектив развития данной дисциплины указана ориентация на гуманизацию процесса воспитания и подготовку студентов к профессиональной деятельности в гуманной воспитательной среде. Результаты исследования могут быть использованы в ходе преподавания методики воспитательной работы в различных вузах.

Ключевые слова

Abstract

The problem of educational competence formation among future teachers is very relevant, since the implementation of pedagogical influence on students is one of the most important functions of a teacher, along with the function of teaching. The article considers the system of teaching the course "Methodology of educative work" at the Azov-Black Sea Engineering Institute in the process of training future bachelors. The purpose of the article is to analyze the role of upbringing in modern vocational education and to build the system of teaching the discipline "Methodology of educative work" at the university on the basis of this analysis. Methods of analysis and synthesis, critical review of literature, highlighting the essential things, as well as the method of participatory monitoring were used when conducting research at a university. Education, closely merged with training, is one of the most important tasks of modern secondary vocational education (SVE), within which future bachelors will have to work. The article describes the system of formation of the educational competence of students - future teachers of SVE, in the center of which is the discipline "Methodology of educative work". In addition, this system includes interdisciplinary connections with other pedagogical and psychological disciplines, pedagogical and other practices, writing a final qualifying work. The teaching of the discipline "Methodology of educative work" is analyzed, during which it is proposed to pay special attention to collective forms of educational activities, implementation of project tasks, formation of methodological literacy of students, development of their creative approach to education, writing and defending term papers. The orientation to humanization of the process of education and preparation of students for professional activity in a humane educational environment is indicated as the prospects for the development of this discipline. The results of the study can be used in the course of teaching the methodology of educative work in various universities.

Key words

образование, воспитание, методика воспитательной работы, бакалавр профессионального обучения, высшее образование, среднее профессиональное образование, методическая грамотность, проектная технология

Благодарности

education, upbringing, methods of educative work, bachelor of vocational training, higher education, secondary vocational education, methodological literacy, project-based technology

Acknowledgements

Автор выражает особую благодарность своим коллегам кандидату филологических наук, доценту И. А. Остапенко; кандидату филологических наук наук, профессору М. Н. Крыловой; доктору филологических наук, профессору И. В. Глушко и Крыловой; доктору филологических наук, профессору И. М. Лаврухиной за ценные советы при написании и оформлении данной статьи.

The author expresses special gratitude to her colleagues, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor I. A. Ostapenko; Candidate of Philological Sciences, Professor M. N. Krylova; Doctor of Philological Sciences, Professor I. V. Glushko; Doctor of Philological Sciences, Professor I. M. Lavrukhina for their valuable advice.

Введение / Introduction

В современных условиях, на данном уровне развития общества воспитанию обучающихся в различных образовательных организациях необходимо уделять значительное внимание. Педагог профессионального образования должен понимать, что воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, что образования без воспи-

тания вообще не может и не должно существовать. Как будущих педагогов учат обучению, так же они в период вузовского образования должны быть подготовлены к оказанию воспитательного воздействия на обучающихся. О том, что «необходимо подготовить педагогов к осуществлению реального запланированного воспитательного воздействия» [1], говорят практически все современные ученые. Будущий педагог должен быть готов к «реализации единства воспитания и обучения как ведущего фактора развития личности» [2]. Воспитательная функция является одной из ведущих в деятельности педагога и «требует глубокого теоретического обоснования, поиска новых путей и способов решения, совершенствования имеющихся, проверки их эффективности и широкого внедрения в практику подготовки будущих педагогов» [3]. Будущий бакалавр профессионального образования должен быть компетентен «в раскрытии способностей каждого обучаемого, воспитании порядочности, толерантности, инициативности, способности к творческому мышлению...» [4]. При этом необходимо учитывать изменившиеся в цифровую эпоху подходы к воспитанию [5].

В связи с вышесказанным курс «Методика воспитательной работы» стал значимым элементом учебных планов подготовки будущих бакалавров профессионального образования по направлению 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям). Отражено большое значение подготовки будущих бакалавров к организации процесса воспитания и в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО), где в категории «Построение воспитывающей образовательной среды» зафиксирована общепрофессиональная компетенция выпускника ОПК-4. «Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей» [6].

Обзор литературы / Literature review

Воспитание в наиболее обобщенном понимании трактуется в методической литературе как «процесс целенаправленного формирования личности» [7]. Более развёрнутое и детальное определение дается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где воспитательная деятельность определяется как направленная «на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [8].

Желание воздействовать на личность обучающегося естественно для любого педагога, который при этом ориентируется как на собственные представления о том, что такое воспитанный человек, так и на принятые в обществе в данный период его функционирования правила и нормы. Педагог стремится сформировать человека, который соответствует общественным ожиданиям и сможет, по его мнению, продолжить развитие общества, членом которого является.

Как отмечают исследователи, «направленность на обеспечение единства обучения и воспитания» является одной из фундаментальных основ современного образования [9]. Воспитание перестало жить отдельно, существовать как обособленный вид воздействия на обучающихся. Оно тесно слилось с обучением, порой составляя с ним единое целое, и в таком виде может (и должно) быть малозаметно для обучающихся. Прямое воспитательное воздействие, тем более нотации, поучения, бесконечные наставления, в современный период развития общества полностью утратило свою эффективность, хотя, надо признать, и ранее особенно действенным не было. В какой-то мере

воспитание должно сегодня стать некоторой «тайной» преподавателя: обучающийся должен знать, что его учат, оказывают на него образовательное влияние, а воспитание должно проходить попутно, без излишнего афиширования, словно бы «само по себе». Именно такое умение - организовать воспитание целенаправленно, осознанно, но ненавязчиво и даже незаметно - необходимо формировать в будущем педагоге.

И. А. Остапенко полагает, что выпускник, ставший бакалавром профессионального образования, должен состояться как преподаватель, воспитатель и психолог [10], то есть три данные ипостаси в профессиональной компетентности педагога существуют в неразрывном виде и являются частью общекультурной компетенции [11].

Выпускники бакалавриата по направлению 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) могут работать в различных образовательных организациях, но основная сфера, на деятельность в которой они ориентированы в соответствии с ФГОС ВО, - среднее профессиональное образование (СПО) - работа в училищах, техникумах, колледжах.

Научной основой исследования стали разнообразные труды по методике воспитательной работы. А. Н. Аверков акцентирует необходимость соотнесения воспитательной работы в образовательной организации с государственной идеологией [12]. М. В. Хорошилова справедливо отмечает, что основой воспитательной деятельности должна стать командная работа педагога и родителей в процессе воспитания [13]. М. Пинкварт полагает, что воспитательный стиль и направления воспитания должны соотноситься с академической успеваемостью детей и подростков [14]. Схожие мысли относительно воспитания старшеклассников в мегаполисе высказывают С. Боатенг, Э. Т. Ампофо и Э. А. Сефах [15]. Э. Ставрулаки, М. Ли и Дж. Гупта выявляют значительную роль воспитательной работы для учебной мотивации обучающихся [16]. По мнению А. В. Неупокоевой, Е. В. Шевченко и других, как важный элемент воспитательной работы следует рассматривать научно-исследовательскую деятельность [17]. Ф. Ф. Булатова полагает, что в процессе внеклассной воспитательной работы у учащихся старших классов развивается интеллектуально-творческий потенциал [18]. В. В. Федяев говорит о большом воспитательном потенциале социокультурных мероприятий [19]. Г. А. Менщикова и Т. Н. Малиновская предлагают обращать больше внимание на организацию внеаудиторной деятельности как инструмент воспитания [20]. О. В. Сухова делится опытом исследовательской историко-краеведческой работы в качестве механизма воспитательного воздействия на обучающихся [21]. Е. П. Неделин выделяет несомненную важность игровых образовательных технологий в процессе воспитания [22].

Воспитательная деятельность сегодня, как полагают А. Фицджеральд, Г. Парр и Дж. Уильямс, весьма противоречива и во многом зависит от мировоззренческих установок самого педагога, от его точки зрения на различные предметы, от жизненного опыта [23], а также от учебного заведения и общества в целом. В связи с этим можно встретить в научных исследованиях противоречащие друг другу взгляды. Так, А. Л. Золкин и Н. В. Галанина заявляют о необходимости духовного воспитания обучающихся и приобщения их к православным ценностям [24], а М. В. Колмакова - о важности атеистического воспитания [25]. Отсутствие единых установок по поводу воспитания или их нечеткость увеличивают ответственность преподавателя.

Работ, в которых раскрывалась бы суть дисциплины «Методика воспитательной работы», давалось бы обоснование ее изучения и выстраивалась бы система преподавания, на наш взгляд, недостаточно. В имеющихся исследованиях слабо применяются системный, комплексный подходы. Необходимо выявить значение курса «Методика

воспитательной работы» как значимого звена системы формирования воспитательной компетенции будущего педагога, функционирующего наряду с прочими звеньями - межпредметными связями, педагогическими и другими практиками, написанием научно-исследовательских работ и др.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Исследование проводилось на базе Азово-Черноморского инженерного института (АЧИИ), где подготовка бакалавров по направлению 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) проводится уже в течение более двадцати лет (первый выпуск состоялся в 2007 году). Были проанализированы учебный план направления, нормативно-методическая документация дисциплины «Методика воспитательной работы», подготовленная в соответствии с требованиями ФГОС ВО и применяемая для обучения по данному направлению (рабочая программа и фонд оценочных средств), документация смежных дисциплин, учебные и методические пособия по дисциплине и т. п. В ходе данной деятельности применялись методы анализа и синтеза.

С помощью метода критического обзора была проанализирована научная и методическая литература по методике воспитательной работы. Метод содержательной интеграции позволил выявить в проанализированных трудах главное, что легло в основу настоящего исследования.

Поскольку автор статьи включен в процесс преподавания дисциплины «Методика воспитательной работы» в АЧИИ, то применялся также метод включенного мониторинга, позволивший оценить процесс преподавания дисциплины, ее роль в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности, отношение к ней студентов и т. п.

Результаты исследования / Research results

Успех будущей воспитательной деятельности сегодняшнего студента во многом зависит от того, насколько правильно и успешно организовано преподавание курса «Методика воспитательной работы». Поэтому мы считаем, что здесь нет мелочей: важно содержание курса, используемые образовательные технологии, формы и методы обучения и т. п. Рассмотрим некоторые элементы системы преподавания данной дисциплины, доказавшие свою эффективность в АЧИИ.

Дисциплина «Методика воспитательной работы» изучается студентами в шестом семестре (второй семестр третьего курса); на ее изучение учебным планом отводится 18 лекционных часов, 36 практических и 90 часов самостоятельной работы. Завершается изучение дисциплины написанием курсовой работы и сдачей экзамена.

При изучении дисциплины ставятся следующие цели: 1) обеспечение профессиональной подготовки студентов в области воспитания; 2) получение студентами опыта конструирования и организации воспитательного процесса в учреждениях общего и профессионального образования, а также в детско-юношеских и молодежных объединениях различного типа; 3) освоение современных воспитательных технологий, основ эффективного педагогического взаимодействия.

К началу изучения курса «Методика воспитательной работы» студенты уже знакомы с понятием воспитания и его основными свойствами, принципами, особенностями, закономерностями. Такое знакомство происходит в рамках предшествующих дисциплин «Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Психология личности», «Психология профессионального образования», «Общая и профес-

сиональная педагогика», «Методика профессионального обучения» и др. Можно сказать, что данная дисциплина является завершающей в блоке курсов воспитательной направленности. Многочисленные и глубокие межпредметные связи создают у студентов представление о системности как обязательном условии оказания воспитательного воздействия на обучающихся.

Значимым компонентом подготовки студентов к будущей воспитательной деятельности является формирование и развитие у них методической грамотности, которая представляет собой «состояние и строй педагогического мышления, профессионального сознания педагога, при котором он способен осознавать (представлять, понимать, "видеть") методику организации воспитательного процесса на всех его уровнях» [26]. Необходимо вооружить будущих педагогов методиками и методами воспитательной работы, сформировать знания о них и приступить к выработке первоначальных умений применять эти знания на практике.

В ходе изучения дисциплины «Методика воспитательной работы» методическую направленность имеют темы «Методы воспитания», «Технологии воспитательной деятельности», «Методика индивидуального подхода к обучающимся в воспитательном процессе», «Планирование воспитательной работы», «Методика ведения внеаудиторной воспитательной работы», «Воспитательное мероприятие как форма организации воспитательного процесса» и др. По данным темам запланировано проведение не только лекционных, но и практических занятий с тем, чтобы способствовать развитию у будущих бакалавров методической грамотности.

Одним из условий успешного обучения дисциплине «Методика воспитательной работы» является разнообразие форм, методов, средств и технологий обучения, которые применяет преподаватель. Чем меньше ординарности на занятии, тем эффективнее педагог формирует «интерактивную поисковую деятельность обучающихся, мотивирует их к самостоятельному добыванию знаний, позволяет добиться взаимопонимания между ними, учит работать в группе, где развиваются коммуникативные, лидерские качества» [27].

Полезно использование коллективных форм работы как с соревновательным эффектом, так и без. Участвуя в коллективных обсуждениях, работая в паре, совместно выполняя задания, студенты учатся слушать друг друга, привыкают к атмосфере коллегиальности, которая должна сложиться в их будущем педагогическом коллективе. К примеру, на практическом занятии по теме «Функции и основные направления деятельности куратора» студенты группы делятся на подгруппы, каждой из которых дается задание создать элемент «портрета куратора»: одна группа работает над «головой», вторая - над «туловищем», третья - над «конечностями». Результаты представляются в наглядной форме на листе ватмана: студенты каждой подгруппы рассказывают об обдуманных ими качествах куратора и делают соответствующий рисунок с выносками на ватмане. В конце занятия можно задать вопросы: «Вы хотели бы, чтобы у вас был такой куратор?», «Хотите сами стать таким куратором?»

Несомненна большая значимость проектных заданий и вообще использования проектной технологии - «системы обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся творческих практических заданий» [28]. В будущем педагогу предстоит создавать и реализовывать образовательные и воспитательные проекты практически каждый день, поскольку каждое занятие и каждое воспитательное мероприятие по сути представляет собой проект. Мы считаем, что студент должен приступать к выполнению проекта к моменту окончания изучения

курса, когда его основные компетенции по организации воспитательного воздействия уже сформированы. Наиболее эффективным и связанным с реальной педагогической работой является выполнение такого проекта, как разработка и проведение воспитательного мероприятия. Проект представляет собой «способ достижения цели через детальную разработку проблемы и создания определенного продукта» [29], и в данном случае в качестве этого продукта выступает воспитательное мероприятие. Студентам (индивидуально, в парах или в группах) предлагается подготовить мероприятие на любую тему, которую они захотят выбрать, в одной из форм: круглый стол, чаепитие, игра, игра-соревнование, дискуссия, коллективное творческое дело, социальная акция, конкурс, викторина, час откровения, час общения, виртуальная экскурсия, праздник, выставка, литературная гостиная, аукцион и др. Преподаватель контролирует конспект - сценарий мероприятия (структуру, содержание, оформление и т. п.), а студент проводит в форме деловой игры фрагмент занятия в собственной группе. Другие студенты в это время играют роли «обучающихся» и участвуют в мероприятии, подготовленном «педагогом».

Мы считаем важным обращать внимание студентов на высокий уровень творчества, который может и должен быть применен в любой воспитательной деятельности. Будущим педагогам необходимо объяснить и показать в ходе практических занятий, что «воспитательный процесс по своей сути является очень гибким, многофакторным и специфическим, в отличие от процесса обучения, который имеет четкую логику, систему, алгоритм организации и специфику реализации» [30], не умаляя при этом значение творчества в выборе форм, методов обучения и образовательных технологий.

Заключительным этапом формирования методической подготовки по дисциплине становится выполнение курсовой работы, в обязательном порядке включающей методическую составляющую. Студентам предлагается осуществить выбор тем из перечня: «Роль и технология учебных игр в воспитании обучающихся», «Сущность и методика процесса перевоспитания», «Современные воспитательные системы в профессиональном образовании», «Возможности духовно-нравственного воспитания в профессиональном образовании» и другие, причем каждая из тем предполагает творческий подход к какой-то актуальной проблеме воспитания и ее решение как теоретическими, так и практическими методами, предполагающими развитие методической грамотности.

Важным этапом написания курсовой работы мы считаем ее открытую защиту в присутствии комиссии из преподавателей выпускающей кафедры, других студентов группы и всех желающих. В ходе защиты курсовых работ студенты демонстрируют уровень теоретической подготовки по дисциплине «Методика воспитательной работы», начальную стадию формирования практических и методических умений, творческий подход, активность, инициативность, заинтересованность в проведении воспитательной работы в дальнейшей профессиональной деятельности.

В период после изучения дисциплины, защиты курсовой работы и сдачи экзамена студенты, в соответствии с учебным планом, проходят педагогическую практику воспитательной направленности. Поскольку практика проходит в летний период, ее базами становятся организации, осуществляющие летний оздоровительный отдых детей и подростков: санатории, оздоровительные лагеря, детские оздоровительные центры и т. п. Студентам предстоит в ходе данной практики выполнять роли педагогов-организаторов или вожатых, организуя отдых и воспитание детей и подростков, обеспечивая их безопасность. С целью лучшей подготовки к данному виду учебной деятельности в рабочую программу дисциплины «Методика воспитательной работы» внесена тема «Работа педагога-организатора в летнем оздоровительном

лагере», изучаемая теоретически (на лекции) и практически (на практическом занятии). Студенты получают все необходимые знания, которые помогут им приступить к собственной педагогической деятельности в период практики. Навыки организации воспитательной работы применяются и на других практиках студентов данного направления подготовки.

Для студентов, особенно заинтересовавшихся воспитательной работой, возможностью продолжить данную деятельность, углубить свои знания, сосредоточиться на формировании умений и навыков по воспитанию становится написание выпускной квалификационной работы (ВКР). В течение последних лет в АЧИИ были защищены ВКР воспитательной направленности по таким темам: «Формирование толерантных отношений в молодежной среде как часть воспитательной системы в профессиональном образовании на примере ГБПОУ РО "Зерноградский техникум агротехноло-гий"», «Формирование ценностных ориентаций обучающихся учреждений среднего профессионального образования на примере ГБПОУ РО "Зерноградский техникум агротехнологий"» и др.

Перспективы преподавания дисциплины «Методика воспитательной работы». Данная дисциплина, преподаваемая в описанной выше системе, по нашему мнению, будет продолжать оставаться востребованной в процессе подготовки бакалавров профессионального образования. При этом в ходе планирования ее преподавания следует учитывать, что изменяются сами подходы к воспитанию.

И. М. Лаврухина и И. В. Глушко считают, что в современных условиях студенты «переориентируются на самообучение, самообразование, самовоспитание» [31], в связи с чем, несомненно, изменится роль преподавателя. Его задачей станет уже не воспитание как таковое, а помощь обучающимся в организации самовоспитания. Представители молодого поколения сегодня обладают большими возможностями в самостоятельном получении знаний, они легко ориентируются в постоянно развивающемся информационном поле. Воспитание как целенаправленный процесс в данном случае часто становится малоэффективным. Преподаватель должен занять место партнера обучающегося по образовательному процессу, что соответствует интерактивному характеру современного образования. В вопросах воспитания его роль тоже трансформируется: он становится не наставником, а консультантом. Осуществляя подготовку бакалавров к педагогической деятельности, которая будет вестись в следующих десятилетиях, мы должны учитывать происходящие в обществе трансформации и переориентировать студентов на новый характер взаимодействия с обучающимися.

Еще одна тенденция, о которой необходимо сказать, связана с отношением к молодежи как возрастной группе в обществе и его постепенной трансформацией. Как отмечают специалисты, в современном российском обществе молодежь понимается как «проблемный ресурс» [32], который надо различными способами вывести из сферы «проблемности», сделать более «удобным» и менее сложным в управлении. Такое понимание молодежи должно меняться, что неизбежно отразится в инновациях в сфере воспитания. Необходимо подходить к воспитанию с гуманных позиций, видя в воспитуемых не «проблему», а полноценных граждан, находящихся в поиске собственной идентичности и своего места в обществе.

В целом, как видим, перспективы преподавания дисциплины «Методика воспитательной работы» состоят в гуманизации воздействия на студентов и подготовке их к более гуманному взаимодействию с обучающимися в процессе их воспитания.

Заключение / Conclusion

Воспитание является неотъемлемой составляющей современного процесса обучения, о какой бы образовательной организации ни шла речь. В процессе подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.04, к осуществлению воспитательной деятельности в образовательных организациях СПО большое значение имеет дисциплина «Методика воспитательной работы».

В вузовском преподавании формируется целостная система, с помощью которой осуществляется подготовка будущих педагогов к выполнению ими воспитательной функции. Система включает собственно дисциплину «Методика воспитательной работы», написание и защиту по ней курсовой работы, прохождение воспитательной педагогической и других последующих практик, межпредметные связи с дисциплинами педагогической и психологической направленности, на которых в обязательном порядке присутствуют темы по воспитанию, а для заинтересованных студентов -написание ВКР на тему, связанную с воспитанием обучающихся. Впрочем, в ВКР по другим темам (педагогического, психологического, методического планов) элементы воспитания также присутствуют и отрабатываются студентами.

Основными тенденциями, в соответствии с которыми мы считаем необходимым строить преподавание дисциплины «Методика воспитательной работы», являются межпредметность, разнообразие форм, методов, средств и технологий обучения, формирование методической грамотности, творческое понимание воспитания, ориентация на гуманистический подход к воспитанию.

Ссылки на источники / References

1. Робский В. В. О психологии воспитания и основаниях методики воспитательной работы // Кубанская школа. -2021. - № 1. - С. 84.

2. Ермакова Л. И., Янюшкина Г. М. Подготовка бакалавров педагогического образования к организации воспитательной работы в школе в условиях дистанционного формата педагогической практики // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2. - С. 71.

3. Семенов А. А., Яицкий А. С. Подготовка будущих учителей биологии к реализации воспитательной функции // Самарский научный вестник. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 254.

4. Осин А. К. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей через проектную деятельность // Велес. - 2018. - № 1-3 (55). - С. 15.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям). - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-04-professionalnoe-obuchenie-po-otraslyam-124/

6. Forkosh Baruch A., Erstad O. Upbringing in a Digital World: Opportunities and Possibilities // Technology, Knowledge and Learning. - 2018. - No. 23. - Р. 377-390.

7. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - С. 43.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (последняя редакция). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/

9. Крылова М. Н. Фундаментальность высшего образования как фактор сохранения его эффективности в условиях трансформации системы образования // Социально-экономические системы в условиях глобальных трансформаций: проблемы и перспективы развития: сб. науч. тр. по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. - Нальчик: Кабардино-Балкарский ГАУ, 2022. - С. 269.

10. Остапенко И. А. Производственная профессионально-квалификационная практика как способ подготовки бакалавров профессионального обучения к будущей профессиональной деятельности // Вестник Донского государственного аграрного университета. - 2020. - № 2-2 (36). - С. 79.

11. Белогорцев Н. Н. Воспитательная работа как форма развития общекультурных компетенций у студентов гуманитарных вузов // Инновационная наука. - 2017. - № 2-2. - С. 166-168.

12. Averkov A. N. State ideology and basis for designing educational work in educational institutions // Bulletin of Polessky State University. Series in Social Sciences and Humanities. - 2022. - № 2. - С. 58-64.

13. Хорошилова М. В. Командная работа учителя и родителей как основа воспитательной работы классного руководителя // Вопросы педагогики. - 2021. - № 11-1. - С. 429-432.

14. Pinquart M. Associations of Parenting Styles and Dimensions with Academic Achievement in Children and Adolescents: A Meta-analysis // Educational Psychology Review. - 2016. - No. 28. - Р. 475-493.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Boateng S., Ampofo E. T., Sefah E. A. Pontificating the relationship between parenting styles and academic performance of senior high school students in the Kumasi Metropolis, Ghana // Educational Research for Policy and Practice. - 2021. - No. 20. - Р. 247-262.

16. Stavrulaki E., Li M., Gupta J. Perceived parenting styles, academic achievement, and life satisfaction of college students: the mediating role of motivation orientation // European Journal of Psychology of Education. - 2021. -No. 36. - Р. 693-717.

17. Неупокоева А. В., Шевченко Е. В., Сычевский А. В., Вайчас А. А. Научно-исследовательская работа обучающихся на кафедре медицинской и биологической физики ИГМУ как элемент воспитательной работы // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. - 2021. - № 10. - С. 200-204.

18. Булатова Ф. Ф. Опытно-экспериментальная работа по развитию у учащихся старших классов интеллектуально-творческого потенциала во внеклассной воспитательной работе // NovaUm.Ru. - 2020. - № 24. - С. 88-91.

19. Fedyaev V. V. Questions of the socio-cultural direction of educational work in the military educational institution of the russian guard // Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. - 2022. - No. 1 (6). - Р. 73-76.

20. Менщикова Г. А., Малиновская Т. Н. Внеаудиторная работа как одна из форм организации воспитательной работы на кафедре иностранных языков БЮИ МВД России // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. - 2019. - № 33. - С. 47-49.

21. Сухова О. В. Исследовательская историко-краеведческая работа (проект) в воспитательной работе студентов СПО // Современное образование: наука и практика. - 2019. - № 1 (12). - С. 66-69.

22. Неделин Е. П. Игровые образовательные технологии в практике воспитательной работы в условиях довузовской общеобразовательной организации МО РФ // Символ науки: международный научный журнал. - 2022. -№ 7-2. - С. 24-26.

23. Fitzgerald A., Parr G., Williams J. Diverse perspectives and lived experiences of educational work // The Australian Educational Researcher. - 2022. - No. 49. - Р. 481-488.

24. Золкин А. Л., Галанина Н. В. Философские основания взаимодействия РПЦ и ОВД по формированию стратегии воспитательной работы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2017. - № 4 (40). - С. 305-306.

25. Kolmakova M. V. The book as an element of atheistic upbringing through the example of the atheist guide series // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2020. - Vol. 13. - No. 8. - Р. 1310-1316.

26. Вязгина В. И. Способы развития методической грамотности педагогов в сфере воспитания // Зборшк наву-ковых прац Акадэми паслядыпломнай адукацьп. - 2021. - № 19. - С. 120.

27. Ермакова Л. И., Янюшкина Г. М. Подготовка бакалавров педагогического образования к организации воспитательной работы в школе ... - С. 71.

28. Остапенко И. А., Крылова М. Н. Педагогика высшей школы: учеб. пособие. - Зерноград: АЧИИ, 2017. - С. 74.

29. Осин А. К. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей через проектную деятельность. - С. 19.

30. Сутягина Т. В. Развитие soft-компетенций будущих педагогов в образовательной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2021. -Т. 27. - № 4. - С. 245.

31. Лаврухина И. М., Глушко И. В. Возможности и перспективы формирования ренессансного человека в современной системе образования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2022. - № 4. - С. 120.

32. Silvan K. Russian Youth Forums: Sites of Managed Youth Empowerment // YOUNG. - 2021. - No. 29 (5). - Р. 456.

1. Robskij, V. V. (2021). "O psihologii vospitaniya i osnovaniyah metodiki vospitatel'noj raboty" [On the psychology of education and the foundations of the methodology of educative work], Kubanskayashkola, № 1, p. 84 (in Russian).

2. Ermakova, L. I., & Yanyushkina, G. M. (2021). "Podgotovka bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya k organi-zacii vospitatel'noj raboty v shkole v usloviyah distancionnogo formata pedagogicheskoj praktiki" [Training of pedagogical education bachelors for the organization of educative work at school in the conditions of the distance format of pedagogical practice], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 2, p. 71 (in Russian).

3. Semenov, A. A., & Yaickij, A. S. (2017). "Podgotovka budushchih uchitelej biologii k realizacii vospitatel'noj funkcii" [Preparation of future biology teachers for the implementation of the educative function], Samarskij nauchnyj vestnik, t. 6, № 4 (21), p. 254 (in Russian).

E. n. Tapan

4. Osin, A. K. (2018). "Formirovanie professional'nyh kompetencij budushchih uchitelej cherez proektnuyu deyatel'nost'" [Formation of professional competences of future teachers through project-based activities], Veles, № 1-3 (55), p. 15 (in Russian).

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu pod-gotovki 44.03.04. Professional'noe obuchenie (po otraslyam) [Federal State Educational Standard of Higher Education - Bachelor's degree in the area of training 44.03.04. Vocational training (in different areas of industry)]. Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-04-professionalnoe-obuchenie-po-otraslyam-124/ (in Russian).

6. Forkosh, Baruch A., Erstad, O. (2018). "Upbringing in a Digital World: Opportunities and Possibilities", Technology, Knowledge and Learning, No. 23, pp. 377-390 (in English).

7. Azimov, E. G., & Shchukin, A. N. (2009). Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [New Dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching)], IKAR, Moscow, p. 43 (in Russian).

8. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" ot 29.12.2012 N 273-FZ(poslednyaya redakciya) [Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated 29.12.2012 N 273-FZ (latest revision)]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (in Russian).

9. Krylova, M. N. (2022). "Fundamental'nost' vysshego obrazovaniya kak faktor sohraneniya ego effektivnosti v uslovi-yah transformacii sistemy obrazovaniya" [The fundamental nature of higher education as a factor of preserving its effectiveness in the conditions of the education system transformation], Social'no-ekonomicheskie sistemy v usloviyah global'nyh transformacij: problemy i perspektivy razvitiya: sb. nauch. tr. po materialam II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Kabardino-Balkarskij GAU, Nal'chik, p. 269 (in Russian).

10. Ostapenko, I. A. (2020). "Proizvodstvennaya professional'no-kvalifikacionnaya praktika kak sposob podgotovki ba-kalavrov professional'nogo obucheniya k budushchej professional'noj deyatel'nosti" [Professional qualification practice as a way to prepare bachelors of professional training for future professional activity], Vestnik Donskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, № 2-2 (36), p. 79.

11. Belogorcev, N. N. (2017). "Vospitatel'naya rabota kak forma razvitiya obshchekul'turnyh kompetencij u studentov gumanitarnyh vuzov" [Educational work as a form of development of general cultural competences among students of liberal arts universities], Innovacionnaya nauka, № 2-2, pp. 166-168 (in Russian).

12. Averkov, A. N. (2022). "State ideology and basis for designing educational work in educational institutions", Bulletin of Polessky State University. Series in Social Sciences and Humanities, № 2, pp. 58-64 (in English).

13. Horoshilova, M. V. (2021). "Komandnaya rabota uchitelya i roditelej kak osnova vospitatel'noj raboty klassnogo rukovoditelya" [Teamwork of the teacher and parents as the basis of the educative work of the class teacher], Voprosy pedagogiki, № 11-1, pp. 429-432 (in Russian).

14. Pinquart, M. (2016). "Associations of Parenting Styles and Dimensions with Academic Achievement in Children and Adolescents: A Meta-analysis", Educational Psychology Review, No. 28, pp. 475-493 (in English).

15. Boateng, S., Ampofo, E. T., & Sefah, E. A. (2021). "Pontificating the relationship between parenting styles and academic performance of senior high school students in the Kumasi Metropolis, Ghana", Educational Research for Policy and Practice, No. 20, pp. 247-262 (in English).

16. Stavrulaki, E., Li, M., & Gupta, J. (2021). "Perceived parenting styles, academic achievement, and life satisfaction of college students: the mediating role of motivation orientation", European Journal of Psychology of Education, No. 36, pp. 693-717 (in English).

17. Neupokoeva, A. V., Shevchenko, E. V., Sychevskij, A. V., & Vajchas, A. A. (2021). "Nauchno-issledovatel'skaya rabota obuchayushchihsya na kafedre medicinskoj i biologicheskoj fiziki IGMU kak element vospitatel'noj raboty" [Research work of students at the Department of Medical and Biological Physics of ISMU as an element of educative work], Si-stema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektivy, № 10, pp. 200-204 (in Russian).

18. Bulatova, F. F. (2020). "Opytno-eksperimental'naya rabota po razvitiyu u uchashchihsya starshih klassov intel-lektual'no-tvorcheskogo potenciala vo vneklassnoj vospitatel'noj rabote" [Experimental work on the development of intellectual and creative potential of high school students in extracurricular educational work], NovaUm.Ru, № 24, pp. 88-91 (in Russian).

19. Fedyaev, V. V. (2022). "Questions of the socio-cultural direction of educational work in the military educational institution of the russian guard", Izvestiya Saratovskogo voennogo instituta vojsk nacional'noj gvardii, No. 1 (6), pp. 73-76 (in English).

20. Menshchikova, G. A., & Malinovskaya, T. N. (2019). "Vneauditornaya rabota kak odna iz form organizacii vospitatel'noj raboty na kafedre inostrannyh yazykov BYuI MVD Rossii" [Extracurricular work as one of the forms of educational work organization at the Department of Foreign Languages in the BLI of the Ministry of Internal Affairs of Russia], Vestnik uchebnogo otdela Barnaul'skogo yuri-dicheskogo instituta MVD Rossii, № 33, pp. 47-49 (in Russian).

21. Suhova, O. V. (2019). "Issledovatel'skaya istoriko-kraevedcheskaya rabota (proekt) v vospitatel'noj rabote studentov SPO" [Research historical and local history work (project) in the educative work of students], Sovremennoe obrazovanie: nauka i praktika, № 1 (12), pp. 66-69 (in Russian).

22. Nedelin, E. P. (2022). "Igrovye obrazovatel'nye tekhnologii v praktike vospitatel'noj raboty v usloviyah dovuzovskoj obshcheobrazovatel'noj organizacii MO RF" [Gaming educational technologies in the practice of educative work in the conditions of the pre-university educational organization of the Ministry of Defense of the Russian Federation], Simvol nauki: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal, № 7-2, pp. 24-26 (in Russian).

23. Fitzgerald, A., Parr, G., & Williams, J. (2022). "Diverse perspectives and lived experiences of educational work", The Australian Educational Researcher, No. 49, pp. 481-488 (in English).

24. Zolkin, A. L., & Galanina, N. V. (2017). "Filosofskie osnovaniya vzaimodejstviya RPC i OVD po formirovaniyu strategii vospitatel'noj raboty" [The philosophical foundations of the interaction of the Russian Orthodox Church and the Department of Internal Affairs to design the strategy of educative work], Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii, № 4 (40), pp. 305-306 (in Russian).

25. Kolmakova, M. V. (2020). "The book as an element of atheistic upbringing through the example of the atheist guide series", Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, vol. 13, No. 8, pp. 1310-1316 (in English).

26. Vyazgina, V. I. (2021). "Sposoby razvitiya metodicheskoj gramotnosti pedagogov v sfere vospitaniya" [Methods of methodological literacy development among teachers in the field of education], Zbornik navukovyh prac Akademii paslyadyplomnaj adukacyi, № 19, p. 120 (in Russian).

27. Ermakova, L. I., & Yanyushkina, G. M. (2021). Op. cit., p. 71.

28. Ostapenko, I. A., & Krylova, M. N. (2017). Pedagogika vysshej shkoly [Higher school pedagogy]: ucheb. posobie, AChII, Zernograd, p. 74 (in Russian).

29. Osin, A. K. (2018). Op. cit., p. 19.

30. Sutyagina, T. V. (2021). "Razvitie soft-kompetencij budushchih pedagogov v obrazovatel'noj deyatel'nosti" [Development of soft competences of future teachers in education], Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universi-teta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika, t. 27, № 4, p. 245 (in Russian).

31. Lavruhina, I. M., & Glushko I. V. (2022). "Vozmozhnosti i perspektivy formirovaniya renessansnogo cheloveka v sovremennoj sisteme obrazovaniya" [Opportunities and prospects for the formation of a Renaissance Human in the modern education system], Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov, № 4, p. 120 (in Russian).

32. Silvan, K. (2021). "Russian Youth Forums: Sites of Managed Youth Empowerment", YOUNG, No. 29 (5), p. 456 (in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.