Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ: ВЕКТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ: ВЕКТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ромм Татьяна Александровна

Несмотря на то, что в современной деятельности вузов сохраняются эффективные практики подготовки студентов к воспитательной деятельности, исследовательские данные подтверждают факт неудовлетворительного состояния готовности будущих педагогов к решению задач воспитания. Цель статьи - анализ затруднений и ресурсов, связанных с совершенствованием профессионального образования в аспекте реализации современных задач подготовки. Методологическими основами исследования стали положения научной школы Л.И. Новиковой о системном подходе в воспитании, теории социального воспитания в контексте социализации А.В. Мудрика, сетевой теории. Определены основные проблемы актуального состояния подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности (сокращение количественного и качественного содержания теоретический и практической подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности; несоответствие издаваемой учебной литературы по теории и методике воспитания актуальным задачам воспитательной деятельности; социальная незрелость студентов, слабая подготовка преподавателей в вопросах теории и практики воспитания и др.). Предлагается программа изменений в совершенствовании анализируемой проблемы: изменение целевых ориентиров в сторону усиления субъектной составляющей, развития системы воспитательной работы в вузе, имеющей профессионально-педагогическую ориентацию; изменение дизайна образовательных программ. Обозначены условия реализации предлагаемых изменений: проведение системных исследований актуальных вопросов воспитания в контексте подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности; формирование механизма эффективной обратной связи «вуз - школа - вуз»; развитие сетевых форматов подготовки; создание банка технологий практической подготовки в гибридном, дистанционном формате; обновление информационного ресурса подготовки; насыщение образовательного пространства вуза значимой с профессиональной точки зрения, интересной жизнью в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ромм Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING STUDENTS FOR UPBRINGING ACTIVITY AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION: VECTOR FOR CONTEMPORARY DEVELOPMENT

Despite the fact that effective practices of preparing students for upbringing activities persist in contemporary activities of higher education institutions, research evidence confirms the unsatisfactory state of preparedness of future pedagogues for upbringing tasks. The aim of the article is to analyse the difficulties and resources related to the improvement of vocational education and training in the aspect of the implementation of modern training tasks. What has become the methodological basis of the study are the provisions of Lyudmila Novikova’s scientific school on the systemic approach in upbringing, in the social theory of upbringing in the context of socialisation by Anatoliy Mudrik, network theory. The main problems of the current state of preparation of future pedagogues to upbringing activities are defined (reduction of quantitative and qualitative content of theoretical and practical training of future pedagogues to upbringing activities; discrepancy of published educational literature on the theory and methodology of upbringing to topical tasks of upbringing activities; social immaturity of students, poor teacher training in the theory and practice of upbringing and other). The programme of changes in the improvement of the analysed problem is proposed - change in the targets in the direction of strengthening the subjective component, development of the system of upbringing work in a higher education institution with professional-pedagogic orientation; change in the design of educational programmes. Conditions for the implementation of the proposed changes - systemic investigation of topical issues of upbringing in the context of training future pedagogues for upbringing activities - are outlined; forming an effective feedback mechanism «higher education institution - school - higher education institution»; developing network training formats; creating a bank of technologies for practical training in a hybrid, distance format; updating the information resource of training; saturating the educational space of higher education institution with life in a higher education institution, meaningful from a professional point of view, interesting.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ: ВЕКТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,

№ 4. С. 48-54. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021, vol. 27, № 4, pp. 48-54.

ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 378:37

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-48-54

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ: ВЕКТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ

Ромм Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, tromm@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5566-0418

Аннотация. Несмотря на то, что в современной деятельности вузов сохраняются эффективные практики подготовки студентов к воспитательной деятельности, исследовательские данные подтверждают факт неудовлетворительного состояния готовности будущих педагогов к решению задач воспитания. Цель статьи - анализ затруднений и ресурсов, связанных с совершенствованием профессионального образования в аспекте реализации современных задач подготовки. Методологическими основами исследования стали положения научной школы Л.И. Новиковой о системном подходе в воспитании, теории социального воспитания в контексте социализации А.В. Мудрика, сетевой теории. Определены основные проблемы актуального состояния подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности (сокращение количественного и качественного содержания теоретический и практической подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности; несоответствие издаваемой учебной литературы по теории и методике воспитания актуальным задачам воспитательной деятельности; социальная незрелость студентов, слабая подготовка преподавателей в вопросах теории и практики воспитания и др.). Предлагается программа изменений в совершенствовании анализируемой проблемы: изменение целевых ориентиров в сторону усиления субъектной составляющей, развития системы воспитательной работы в вузе, имеющей профессионально-педагогическую ориентацию; изменение дизайна образовательных программ. Обозначены условия реализации предлагаемых изменений: проведение системных исследований актуальных вопросов воспитания в контексте подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности; формирование механизма эффективной обратной связи «вуз - школа - вуз»; развитие сетевых форматов подготовки; создание банка технологий практической подготовки в гибридном, дистанционном формате; обновление информационного ресурса подготовки; насыщение образовательного пространства вуза значимой с профессиональной точки зрения, интересной жизнью в вузе.

Ключевые слова: воспитательная деятельность, воспитание, профессиональное воспитание, профессиональное образование

Для цитирования: Ромм Т.А. Подготовка студентов к воспитательной деятельности в вузе: вектор современного развития // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 48-54. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-48-54

Research Article

PREPARING STUDENTS FOR UPBRINGING ACTIVITY AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION: VECTOR FOR CONTEMPORARY DEVELOPMENT

Tatyana A. Romm, Doctor of Pedagogic Sciences, Novosibirsk State Pedagogic University, Novosibirsk, Russia, Russiatromm@ mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5566-0418

Abstract. Despite the fact that effective practices of preparing students for upbringing activities persist in contemporary activities of higher education institutions, research evidence confirms the unsatisfactory state of preparedness of future pedagogues for upbringing tasks. The aim of the article is to analyse the difficulties and resources related to the improvement of vocational education and training in the aspect of the implementation of modern training tasks. What has become the methodological basis of the study are the provisions of Lyudmila Novikova's scientific school on the systemic approach in upbringing, in the social theory of upbringing in the context of socialisation by Anatoliy Mudrik, network theory. The main problems of the current state of preparation of future pedagogues to upbringing activities are defined (reduction of quantitative and qualitative content of theoretical and practical training of future pedagogues to upbringing activities; discrepancy of published educational literature on the theory and methodology of upbringing to topical tasks of upbringing activities;

Вестник КГУ -Л 2021

© Ромм Т.А., 2021

social immaturity of students, poor teacher training in the theory and practice of upbringing and other). The programme of changes in the improvement of the analysed problem is proposed - change in the targets in the direction of strengthening the subjective component, development of the system of upbringing work in a higher education institution with professional-pedagogic orientation; change in the design of educational programmes. Conditions for the implementation of the proposed changes - systemic investigation of topical issues of upbringing in the context of training future pedagogues for upbringing activities - are outlined; forming an effective feedback mechanism «higher education institution - school - higher education institution»; developing network training formats; creating a bank of technologies for practical training in a hybrid, distance format; updating the information resource of training; saturating the educational space of higher education institution with life in a higher education institution, meaningful from a professional point of view, interesting.

Keywords: upbringing activity, upbringing, professional upbringing, professional education.

For citation: Romm T.A. Preparing students for upbringing activity at higher education institution: vector for contemporary development. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 4, pp. 48-54. (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-48-54

Социальная значимость совершенствования подготовки педагогов к воспитательной деятельности не вызывает сомнения, что подтверждает социальный заказ государства, активная заинтересованность профессионального сообщества, осознанная потребность сферы образования в грамотном, современном педагоге, в сферу деятельности которого попадают не только задачи дидактического характера, но и вопросы, связанные с созданием воспитывающих ситуаций. В деятельности вузов сохраняются эффективные, осмысленные и апробированные практики подготовки студентов к воспитательной деятельности, в том числе опирающиеся на традиции в сфере подготовки специалистов для сферы воспитания, одним из ярких и успешных примеров которых может служить история существования историко-пе-дагогических факультетов, созданных в ряде вузов СССР, и ее современная трансформация [Беседы; Киселев, Киселева, Ромм; Магия], в основу деятельности которых были положены принципы систематической, непрерывной практической профессиональной направленности всего образовательного процесса, создания творческой, эмоционально и профессионально насыщенной воспитывающей среды, гуманистически ориентированной корпоративной культуры («духа факультета»), которые в совокупности создавали ценностно-смысловое поле жизнедеятельности людей (студентов, преподавателей), находившихся в нем.

Существующая реальность воспитания в школе свидетельствует о имеющихся затруднениях профессионального решения воспитательных задач педагогами. Многочисленные исследовательские данные (например: [Елькина, Лозован, Мартынова; Щелина]), мнение экспертного сообщества (М.В. Шакурова, Н.Л. Селиванова, П.В. Степанов и др.) подтверждают факт неудовлетворительной ситуации готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности: разрыв между системой подготовки в вузе и актуальной воспитательной деятельностью школы продолжает сохраняться [Селиванова, Степанов].

Учитывая тенденцию перехода школ (с 01.09.2020) к единой программе воспитания, важно понять, что можно и должно изменить в содержании подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности.

Цель статьи: анализ ресурсов и затруднений, связанных с совершенствованием профессионального образования в аспекте реализации задач подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в вузе.

Методологическими основами исследования стали положения: а) теории социального воспитания в контексте социализации А.В. Мудрика, в русле которой реализуются задачи профессионального воспитания, б) сетевой теории (Ч. Кадущин, Р. Хойс-линг), в) нормативно-интерпретативного подхода об амбивалентной, дуальной сущности социальных феноменов [Ромм М.В., Ромм Т.А.]. В исследовании применены методы теоретического анализа, анализ документов (образовательных программ профессиональной подготовки, рабочих программ по дисциплинам педагогического цикла, программ практик), метод экспертных заключений.

Обращение к объективной картине актуального состояния вопроса позволяет зафиксировать факт постоянного сокращения теоретического и практического содержания подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. За последние десятилетия произошло сокращение не только числа педагогических вузов (по данным 2020 г. - 33)1, но также аудиторных часов на теоретическую и методическую подготовку по педагогике в вузах (в среднем от 24 до 60 часов) при неоправданно большом числе компетенций (79), которые должны быть сформированы за это время. Распространенной стала практика передачи часов в части методики воспитания на предметные кафедры, где они в большинстве своем просто переориентированы на методику преподавания по предмету.

Произошло сокращение практик, связанных с содержанием воспитательной деятельности педагога. Наблюдается слабое соответствие содержания и форматов издаваемой учебной литературы по теории

и методике воспитания / методике воспитательной работе собственно актуальным задачам современного воспитания2.

Важным объективным фактором стало признание изменений - социальной незрелости студента педагогического вуза, в равной степени это касается смены поколений в преподавательском составе, сопровождаемой непониманием сущности воспитательной работы в школе, как следствие - неспособностью сформировать у будущих педагогов профессионального представления и позиции в отношении воспитания.

Эти объективные, фиксируемые проявления дополняются в последнее время изменениями, слабо отрефлексированными на современном этапе, но затрагивающими содержательную составляющую подготовки.

Несогласованность в профессиональном и общественном мнении представлений о деятельности педагога как воспитателя ведет к увеличению дефицита практико-ориентированной подготовки в вузе, выражающегося зачастую в демагогических избыточно- и лжетеоретических рассуждениях о значимости «воспитания вообще» вместо формирования устойчивых представлений об успешном решении реальных практических задач средствами воспитательной деятельности.

Девальвация профессиональной подготовки к воспитательной деятельности находит свое выражение в широко распространённом представлении том, что подготовить к воспитательной деятельности можно просто организацией участия студентов в разных социальных практиках. Как отмечено в исследовании М.В. Шакуровой, подобный эффект «иллюзорной причинности» формирует «у студентов и у преподавателей отношение к воспитательным практикам как к обыденным, освоение которых может вестись методом простого включения в активность; поддерживает в воспитательном процессе вуза установку на «предписанную успешность» тех обучающихся, кто проявляет большую активность» [Шакурова: 74]. Как следствие формируется «остаточный подход» к вопросам подготовки в этом направлении.

Слабое реагирование вузовских программ на происходящие изменения: диктантное обучение, гибридное обучение, цифровизация, изменения детей, -все это находит очень слабое отражение в программах подготовки, в том числе вследствие неповоротливости нормативно-бюрократической системы организации учебного процесса.

Важную задачу в условиях развитиях сетевых отношений и усилении роли работодателя в профессиональной подготовке педагога начинают занимать вопросы активизации и заинтересованности школы: отсутствие отработанной обратной связи и механизма «передачи продукта» - подготовленного специа-

листа - в школу ведет к так называемой «технологической непроницаемости» собственно вузовского процесса.

Сказанное и многое, что осталось за пределами данного анализа, должно составить предмет исследований и размышлений о том, в каком направлении возможны изменения, способные привести задачи профессиональной деятельности вуза по подготовке будущего педагога к успешной современной воспитательной деятельности.

Во-первых, это касается уточнения целевых ориентиров подготовки. Требования модернизации подготовки педагогов к воспитательной деятельности в направлении обновления программ и модулей профессионального образования в вузе, их совершенствование должно опираться на сохранение имеющегося теоретически обоснованного и апробированного ресурса теории и практики воспитания, обеспечивающего доказательность и эффективность предпринимаемых усилий.

Помимо признанных положений теории и методики профессионального образования, определяющих основы содержания подготовки педагогов к эффективному решению профессиональных задач в сфере воспитания, в том числе средствами профессионального, социального воспитания в вузе [Тимонин], для определения перспектив указанной деятельности значимое место сохраняют актуальные идеи современной теории воспитания, являющейся методологическим основанием рассмотрения роли и места педагога и его подготовки к воспитательной деятельности. Развитие теории воспитания последних лет сопровождалось привлечением к педагогическому анализу широкого контекста идей современного гуманитарного знания: герменевтики, феноменологии [Демакова; Степанов], - что способствовало разработке вопросов развития и усиления субъектности и обоснованию личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя [Григорьева; Шакурова]. Исследовательское внимание обращено к вопросам психолого-педагогической составляющей в формировании воспитательной компетентности будущих педагогов [Щелина], научно-методического сопровождения будущих педагогов как воспитателей [Александрова], осмыслению и обоснованию роли магистерской подготовки в наращивании профессиональной, в том числе воспитательной, компетентности студентов [Руденко] и др.

Учитывая имеющиеся количественные дефициты времени, отводимого на освоение указанных вопросов, ориентируясь на теоретические подходы воспитания научной школы Л.И. Новиковой, в русле которых разработана и апробирована в 2019 г. Примерная программа воспитания школы, целевая установка подготовки будущих педагогов к воспитательной

деятельности должна быть направлена на формирование профессиональной позиции педагога как воспитателя. Для этого в вузе важно создавать такое пространство, которое развивает, сохраняет интерес, мотивацию и эмоционально позитивное отношение будущих педагогов к воспитательной деятельности как профессиональной. А.С. Макаренко обращал внимание на то, что единственно приемлемая позиция педагога - это быть счастливым человеком: «...Нельзя быть несчастным. Наша этика требует... чтобы мы были счастливыми людьми. И счастливым человеком нельзя быть по случаю, счастливым человеком нужно уметь быть» [Макаренко: 61]. Закономерно, что обращение к эмоциональному фону воспитательной деятельности в целом и обоснование социально-психологической значимости и ресурс-ности эмоциональных состояний коллектива стало важнейшим элементом системы профессиональной подготовки студентов на историко-педагогических факультетах на протяжении многих лет [Кирпичник; Преемственность] и получило свое развитие в реализации успешных с точки зрения профессионального воспитания образовательных программ3.

Во-вторых, представляется важным из всего многообразия задач подготовки определить такое квалификационное ядро профессии, которое должно стать ключевым в фокусе профессионального образования - профессиональные навыки. Обращение к указанной Примерной программе воспитания позволяет очень внятно определить, что таким квалификационным ядром подготовки должны стать навыки по созданию условий для совместной деятельности взрослых и детей; детей, педагогов и родителей и т. п., способность создавать различные детские, детско-взрослые общности. Сказанное актуализирует вопросы методической подготовки в воспитательной деятельности, тогда как анализ затруднений, который был осуществлен в ходе апробации Примерной программы воспитания, показал разнообразие трудностей педагогов именно в решении задач организации совместной жизнедеятельности детско-взрос-лых общностей.

В условиях усиления процессов цифровизации жизни формируются новые воспитывающие среды - в пространстве интернета, 3D-реальности, молодежных субкультур, что «расширяет» границы воспитания и, как следствие, требует иного профессионального языка будущего педагога (как минимум его расширение языком ИКТ), иных форматов взаимодействия (с использованием digital-средств), этического самоопределения в диалоге с разными партнерами на разных площадках (социальные сети, родительские чаты, ПИок и т. п.).

В-третьих, подобное целеполагание потребует изменения дизайна программ подготовки.

Прежде всего это должно затронуть преодоление дефицита часов на теоретическое обучение. Очевидно, что возможно традиционно пойти по линии увеличения часов и разработки отдельного модуля, связанного с вопросами воспитательной работы. Однако установка просто на расширение информации и увеличение просветительского содержания оказывается недостаточно эффективной. Нужен иной подход к подаче этой информации, нужна переработка теоретического материала, ориентация на возможности проблемно-центрированного подхода, который позволит структурировать информацию в контексте практических задач деятельности будущих педагогов:

- «обеспечивающая информация» аккумулирует теоретическое знание, которое помогает осмыслить профессиональные проблемы (закономерности воспитания как одного из основных педагогических процессов и т. п.);

- «процедурная информация» обобщает содержание, актуальное для решения профессиональных проблем на практике (вопросы методики воспитательной работы в различных аспектах);

- знание так называемых «рутинных» алгоритмов позволит обеспечить решение оперативных, типовых задач без дополнительных затрат времени на поиск их решения (работа с документами, решение организационно-технических вопросов, соблюдение регламентов).

Однако анализ успешных практик и опыта подготовки педагогов к воспитательной деятельности показывает перспективность иного пути, связанного с дополнением аудиторной учебной работы - внеаудиторной, внеучебной, в ходе которой происходит отработка профессиональных, социальных навыков, аккумуляция эффективного опыт поведения в социальных ситуациях, опыта позитивных отношений, самореализация студентов в активности4.

В процессах разнообразных воспитательных практик, организованных вузом, развивается агентность -активная самостоятельность, способность человека к действию, способность выступать в качестве самостоятельного агента и делать осознанный и свободный выбор. Степень этой свободы определяется, в частности, принадлежностью человека к определенной социальной группе. На это «работает» организация жизнедеятельности в вузе, достижение «корпоративности», ощущение «элитности» в принадлежности к профессии, к вузу у студентов и преподавателей. В этом контексте усиливается значимость всего обыденного, опыта отношения с миром и к миру на принципах общности всех и со всеми.

Такую «обыденную повседневность» может создавать системная воспитательная работа в вузе, обеспечивающая мощный мотивационный эффект, способная повлиять на формирование готовности,

собственно, к воспитательной деятельности. Работа с мотивацией тесно связана со стимулированием интереса, созданием пространства для разнообразной активности, насыщением ее профессиональными смыслами. Идея о том, что, проживая в вузе те ситуации, которые тебе потом предстоит реализовывать в другой роли в школе, привлекательна, но требует квалифицированного сопровождения. А это, в свою очередь, требует пересмотра роли и места воспитательной деятельности и ее носителей в вузе, в противном случае велик риск сведения всего к набору отчетных мероприятий.

Несомненно, необходимо усилить роль практической подготовки. Опыт историко-педагогического образования подтверждает и актуализирует ресурсы непрерывной, рассредоточенной практики с привлечением лучших педагогов-практиков, выпускников. Создание и реализация подобного ресурса возможно в процессе формирования и поддержания сетевых, партнерских отношений, на основе которых возможны корреляция содержания практики с реальными действиями школы, оперативная обратная связь, эффективные модели помощи выпускникам, будущим педагогам в преодолении затруднений. Одним из вариантов организации подобного сетевого взаимодействия могут быть базовые кафедры, однако их создание требует обновления нормативно-правового сопровождения, кадрового вопроса.

Для того чтобы предлагаемые изменения были реализованы, важно выделить условия, которые сделают это возможным.

Необходимы системные исследования наиболее актуальных вопросов воспитания (цифровизация воспитания, цифровизация подготовки, дистант) в контексте подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности и важны механизмы адаптации результатов этих исследований в сферу практической деятельности. Для этого необходимо сохранять и развивать научные центры, аккумулирующие и инициирующие данные разработки, поддерживающие научные контакты.

Формирование механизма эффективной обратной связи «вуз - школа - вуз» должно позволить оперативно выявлять затруднения, неэффективности существующих практик подготовки и вносить коррективы.

Сетевые основы подготовки становятся ведущими в формировании партнерских отношений, способствуя усилению практико-ориентированности подготовки за счет заинтересованности школы в этом процессе.

Актуальным на данном этапе становится формирование банка данных имеющихся и разрабатываемых технологий практической подготовки в гибридном, дистанционном формате.

Необходимо создание актуального информационного ресурса подготовки: нужны новые учебные по-

собия как по содержанию, так и по формату (тренажеры, кейсовые форматы).

Очевидно, должна быть продолжена работа по насыщению образовательного пространства вуза интересной жизнью, значимой не только с точки зрения личностной субъектности, но - профессионально субъектной.

Также не менее важна презентация данной деятельности в профессиональном сообществе, привлечение внимания к этим вопросам.

Примечания

1 Примерная программа воспитания. URL: http://form.instrao.ru/ (дата обращения: 14.11.2021).

2 Министерство просвещения. Педагогическое образование. URL: https://edu.gov.ru/activity/ main_activities/teacher_education (дата обращения: 14.11.2021).

3 Теория и методика воспитания. Шпаргалка: кратко, самое главное. URL: https://www.diagram.com. ua/info/konspekti-shpargalki/konspekti-shpargalki286. shtml (дата обращения: 15.11.2021).

4 Федеральная инновационная площадка на базе ФГБОУВО «Костромской государственный университет». Система подготовки кадров для организации воспитательной деятельности в образовательных организациях. URL: https://ksu.edu.ru/svedeniya-ob-organizatsii/struktura-i-organy-upravleniya/instituty/ institut-pedagogiki-i-psikhologii/federal-naya-innovatsionnaya-ploshchadka.html (дата обращения: 14.11.2021).

Список литературы

Александрова Е.А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 14 - 21.

Беседы о факультете: документально-публицистические очерки / сост. В.А. Кудинов. Кострома, 2002. 168 с.

Демакова И.Д., Шустова И.Ю. Педагог как воспитатель: значимые характеристики воспитательной деятельности, принцип событийности в воспитании // Педагогическое искусство: научно-практический журнал. 2017. № 2. С. 100-108.

Елькина О.Ю., Лозован Л.Я., Мартынова А.В. Исследование отношения студентов педагогических профилей к будущей профессиональной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 5. С. 82 - 89.

Кирпичник А.Г. Научная школа психологии в Костромском государственном университете: семидесятые - восьмидесятые годы ХХ века // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 1. С. 253 - 256.

Киселев Н.Н., Киселева Е.В., Ромм Т.А. Новосибирский истпед: связь времен // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Ювенология. Социальная работа. Социокинетика. 2007. Т. 13, № S. C. 11 - 18.

Магия Листпеда: педагогические принципы адаптационного сбора студентов: юбилейный сб. ст. к 40-летию основания кафедры педагогики и психологии ИИГСО / под ред. Н.П. Аникеевой, Т.А. Ромм. Новосибирск, 2010. 136 с.

Макаренко А.С. Методика воспитательной работы. Избранные труды. М., 2016. 249 с.

Преемственность и инновации в профессиональном воспитании студентов / рук. ред. группы К.А. Воронина. М., 2011. 176 с.

Ромм М.В., Ромм Т.А. Конструирование теоретических образов социальных феноменов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2010. Т. 8, № 2. С. 32 - 36.

Руденко И.В. Подготовка студентов магистратуры к воспитательной работе в образовательной организации на основе апостериорной модели // Балканское научное обозрение. 2021. № 1 (11). С. 9 - 13.

Селиванова Н.Л., Степанов П.В. Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение // Образование и саморазвитие. 2018. Т. 13, вып. 2. С. 45 - 52.

Степанов П.В. Специфика теории воспитания как гуманитарного знания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1 (28). С. 20 - 30.

Тимонин А.И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18, № 1-1. С. 55 - 58.

Шакурова М.В. Влияние «иллюзорной причинности» на качество подготовки будущих педагогов кво-спитательной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 1 (58). С. 62 - 75.

Щелина Т.Т. О системном подходе к воспитанию студентов в контексте их личностно-профессиональ-ного развития в вузе // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. М., 2021. С. 77 - 81.

References

Aleksandrova Е.А. Nauchno-metodicheskoe sopro-vozhdenie pedagogov [Scientific and methodological support of teachers]. Iaroslavskii pedagogicheskii vest-nik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2020, vol. 6 (117), pp. 14 - 21. (In Russ.)

Besedy o fakul'tete: dokumental'no-publitsistiches-kie ocherki [Talks about the Faculty: documentary and

journalistic essays], comp. by V.A. Kudinov. Kostroma, 2002, 168 p. (In Russ.)

Demakova I.D., Shustoval.Ju. Pedagog kak vospita-tel': znachimye harakteristiki vospitatel'noj dejatel'nosti, princip sobytijnosti v vospitanii [Teacher as educator: significant characteristics of educational activity, the principle of coexistence in education]. Pedagogicheskoe iskusstvo. Nauchno-prakticheskij zhurnal [Pedagogical Art. Scientific and practical journal], 2017, vol. 2, pp. 100 - 108. (In Russ.)

Elkina O.Yu, Lozovan L.Ya., Martynova A.V Issle-dovanie otnosheniia studentovpedagogicheskikh profilei k budushcheiprofessional'noi deiatel'nosti [Research of the attitude of students of pedagogical profiles for future professional activity]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2020, vol. 5, pp. 82 -89. (In Russ.)

Kiselev N.N., Kiseleva E.V., Romm T.A. Novosi-birskii istped: sviaz' vremen [Novosibirsk Istped: The Link of Times]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvenno-go universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriia: Pedagogi-ka. Psikhologiia. Iuvenologiia. Sotsial'naia rabota. Sot-siokinetika [Vestnik of Kostroma state university. Series: Pedagogy. Psychology. Juvenology. Social Work. So-ciokinetics], 2007, vol. 13/ S, pp. 11 - 18. (In Russ.)

Kirpichnik A.G. Nauchnaia shkola psikhologii v Kostromskom gosudarstvennom universitete: semide-siatye-vos'midesiatye gody ХХ veka [The Scientific School of Psychology at Kostroma State University: The Seventies and Eighties of the Twentieth Century]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika [Vestnik of Kostroma state university. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2019, vol. 25/1, pp. 253 - 256. (In Russ.)

Magiia Listpeda: pedagogicheskie printsipy adap-tatsionnogo sbora studentov: iubileinyi sbornik statei k 40-letiiu osnovaniia kafedry pedagogiki i psikhologii IIGSO [The Magic of Listped: Pedagogical Principles of Adaptation Gathering of Students: an Anniversary Collection of Articles for the 40th Anniversary of the Establishment of the Department of Pedagogy and Psychology of the IHGSE], ed. by N.P. Anikeeva, T.A. Romm. Novosibirsk, 2010, 136 p. (In Russ.)

Makarenko A.S. Metodika vospitatel'noi raboty: iz-brannye trudy [Methodology of Educational Work. Selected works]. Moscow, 2016, 249 p. (In Russ.)

Preemstvennost' i innovatsii v professionalem vospitanii studentov [Continuity and innovation in the professional education of students], ed. by K.A. Voronina. Moscow, 2011, 176 p. (In Russ.)

Romm M.V., Romm T.A. Konstruirovanie teoreti-cheskikh obrazov sotsial'nykh fenomenov [The Construction of Theoretical Images of Social Phenomena]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.:

Filosofiia [Vestnik of Novosibirsk State University. Ser.: Philosophy], 2010, vol. 8/2, pp. 32 -36. (In Russ.)

Rudenko I.V. Podgotovka studentov magistratury k vospitatel'noi rabote v obrazovatel'noi organizatsii na osnove aposteriornoi modeli [Preparation of master students for educational work in an educational organization based on the aposteriary model]. Balkanskoe nauchnoe obozrenie [Balkan Scientific Review], 2021, vol. 5 / 1(11). (In Russ.)

Selivanova N.L., Stepanov P.V. Podgotovka budush-chego pedagoga kak vospitatelia: teoreticheskoe obespe-chenie [Training of would-be teacher as a tutor: theoretical support]. Obrazovanie Isamorazvitie [Education and self-development], 2018, vol. 3/2, pp. 45 - 52. (In Russ.)

Timonin A.I. Professional'noe vospitanie kak vos-pitanie sotsial'noe [Vocational education as social education]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Ser.: Pedagogika. Psi-khologiia. luvenologiia. Sotsial'naiarabota. Sotsiokineti-ka [Vestnik of Kostroma state university. Series: Pedagogy. Psychology. Juvenology. SocialWork. Sociokinetics], 2012, vol.18/1-1, pp. 55 - 58. (In Russ.)

Shakurova M.V. Vliianie «illiuzornoi prichinnos-ti» na kachestvo podgotovki budushchikh pedagogov k vospitatel'noi deiatel'nosti [The influence of "illusory causality" on the quality of future teachers' preparation for educational activity]. Otechestvennaia I zarubezhnaia pedagogika [Domestic and Foreign Pedagogy], 2019, vol. 2/1 (58), pp. 62 - 75. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shchelina T.T. O sistemnom podkhode k vospitaniiu studentov v kontekste lichnostno-professional'nogo raz-vitiia v vuze [On the systematic approach to the education of students in the context of their personal and professional development at the university]. Novaia psikhologiia professional'nogo trudapedagoga: ot nestabil'noi real'nosti k ustoichivomu razvitiiu [The New Psychology of Professional Work as a Teacher: From Unstable Reality to Sustainable Development]. Moscow, 2021, pp. 77 - 81. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 29.10.2021; одобрена после рецензирования 16.11.2021; принята к публикации 16.11.2021.

The article was submitted 29.10.2021; approved after reviewing 16.11.2021; acceptedfor publication 16.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.