ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
профессиональное образование и рынок труда
vocational education and labour market
Подготовка будущего педагога профессионального обучения к духовно-нравственному воспитанию
В. В. Кузнецов1
Юренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
в редакцию 6 мая 2021 г
Кузнецов Владимир Викторович — доктор педагогических наук, профессор ка- Статья поступила федры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, ORCID: 0000-0002-1267-8834, e-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена обоснованию аксиологического подхода к организации воспитательной работы студентов. В частности, определяются цели и результаты организованного воспитательного процесса в ходе подготовки студентов-бакалавров профессионального обучения.
Анализ теоретических исследований в области профессионально-педагогического образования позволил выдвинуть гипотезу о возможности создания педагогических условий для формирования компетенций, необходимых для осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся средних профессиональных образовательных организаций (техникумов и колледжей).
Выводы, приведенные в заключении статьи, опираются на результаты четырехлетнего исследования (с сентября 2017 по июнь 2021 года), включающего констатирующий, формирующий и заключительный педагогические эксперименты, участниками которого выступили студенты 1-4 курсов.
Диагностика духовно-нравственной воспитанности субъектов педагогической подготовки подтвердила правильность методологического подхода и используемых методов исследования. В ходе работы было доказано, что решение приоритетной задачи подготовки студентов к духовно-нравственному воспитанию рабочих и техников возможно в условиях университета. Особую роль в этом играют личности преподавателей педагогических дисциплин и общая духовно-нравственная обстановка в вузе.
Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, воспитание в профессиональном образовании, духовно-нравственное воспитание, воспитательная работа, общекультурные компетенции
Для цитирования: Кузнецов В. В. Подготовка будущего педагога профессионального обучения к духовно-нравственному воспитанию // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3. С. 21-32. https://d0i.0rg/10.52944/P0RT.2021.46.3.003
© Кузнецов В. В., 2021
профессиональное
образование и рынок труда ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
vocational education and labour market
Pedagogical training of the future vocational training teacher to the spiritual and moral education
V. V. Kusnetsov1
1Orenburg State University, Orenburg, Russia
Vladimir V. Kusnetsov — Doctor of Science (Pedagogy), Professor of the Department of General and Vocational Pedagogy, Orenburg State University, ORCID: 0000-0002-1267-8834, e-mail: [email protected]
Abstract. The article focuses on the justification of the axiological approach to the organisation of students' educational work; the goals and results of the organised educational process during the preparation of bachelor students of vocational training are determined.
Analysing theoretical research in the field of vocational and pedagogical education allowed the author to put forward a hypothesis about the possibility of creating a pedagogical environment suitable for the development of competencies necessary for the spiritual and moral education of secondary vocational educational organisations (technical schools and colleges) students. The conclusion of the article is based on the results of a four-year study (from September 2017 to June 2021) including asserting, shaping and final pedagogical experiments, the participants of which were 1-4 year students.
Diagnostics of the subjects of pedagogical training spiritual and moral upbringing proved that the methodological approach and the research methods used are the most suitable. During the research, the author proved that it is possible to solve the priority issue of preparing students for the spiritual and moral education of workers and technicians in the context of a modern university. Teachers of pedagogical disciplines and the university's general spiritual and moral situation play a special role in this.
Keywords: vocational pedagogical training, education in vocational education, spiritual and moral education, educational work, general cultural competencies
For citation: Kusnetsov, V. V. (2021). Pedagogical training of the future teacher of vocational training to the spiritual and moral education. Vocational Education and Labour Market, 3, 21-32. https://doi.org/10.52944/PORT.2021.463.003
Введение
В подготовке бакалавров — педагогов профессионального образования выделяют, как правило, три этапа:
- пропедевтический — раскрывающий сущность и структуру профессионально-педагогической деятельности педагога, его педагогическую культуру;
- формирующий — включающий в себя курсы, способствующие формированию фундаментальных знаний в области профессиональной педагогики («История педагогики» и «Философия образования», «Общая и профессиональная педагогика», «Педагогические технологии»);
- интегрирующий — включающий дисциплины, способствующие
систематизации педагогических знаний, интеграции общепрофессиональной, специальной и педагогической подготовки, выработке профессиональных педагогических умений. К ним относится дисциплина «Методика воспитательной работы».
Возникает вопрос: возможно ли за период четырехлетней профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения так организовать педагогическую подготовку, что она позволит сформировать готовность студентов к духовно-нравственному воспитанию будущих рабочих и специалистов? Если да, то каким образом?
Вышеуказанная научная проблема нашла отражение в теме исследования «Педагогическая подготовка будущего педагога профессионального обучения к духовно-нравственному воспитанию обучающихся».
На важность духовно-нравственный компонента в содержании образования еще в 2002 году обратил внимание академик В. С. Леднев (Лед-нев, 2002). О необходимости духовно-нравственного воспитания и его механизмах писали педагоги, работающие как в светских, так и православных образовательных учреждениях (Абрамов, 2010; Беляев, 1999; Дивногорцева, 2019; Захарченко, 2019; Метлик, 2012; Склярова, 2006; Петракова, 2009). К сожалению, духовно-нравственному воспитанию рабочих и специалистов были посвящены лишь отдельные исследования (Кузнецов, 2012; Кузнецов, 2016).
Педагогическая подготовка студентов — бакалавров профессионального обучения к духовно-нравственному воспитанию обучающихся должна готовить будущих преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин к выполнению воспитательных задач, направленных на развитие духовности и нравственности будущих рабочих и специалистов. Формирование готовности студентов-бакалавров к осуществлению данной деятельности будет успешным, если в процессе четырехлетней подготовки удастся создать необходимые педагогические условия. Выявление таких условий, а также определение путей их создания в процессе обучения и воспитания студентов вуза, и явилось основной целью исследования.
Последовательный ряд задач отразил логику исследования:
- изучить состояние педагогической подготовки студентов-бакалавров профессионального обучения;
- проанализировать понятие «духовно-нравственное воспитание»,
- определить и проверить в ходе опытно-экспериментальной работы педагогические условия формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению духовно-нравственного воспитания будущих рабочих и специалистов;
- разработать методические рекомендации преподавателям вузов по организации педагогической подготовке студентов-бакалавров к духовно-нравственному воспитанию обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях.
профессиональное образование и рынок труда
vocational education and labour market
Специфика духовно-нравственного воспитания
Среди имеющихся видов воспитания духовно-нравственное разработано в наименьшей степени. Более того, ученые говорят, что, во-первых, оно неоднозначно трактуется, а во-вторых, тесно связано с осознанием
профессиональное образование и рынок труда
vocational education and labour market
таких понятий, как духовность и нравственность (Абрамов, 2010; Беляева, 1999; Бондаренко, 2014; Данилюк, Кондаков, Тишков, 2009).
Профессор И. В. Метлик в изданной в 2012 году коллективной монографии отмечает, что термин «духовность» восходит к понятию «дух» в его религиозно-философском понимании, и предлагает его развернутое описание:
1.Типичным является представление о духовности как наборе, комплексе лучших качеств человека — добро, доброжелательность, добропорядочность, любовь, для верующих — любовь к Богу. Для всех людей — любовь к Родине, своему народу, жизни, природе, труду.
2. К духовности относят: совесть, чувство долга, понимание нравственной ответственности за свое поведение, способность к покаянию и самокритике.
3. Компонентом духовности выступает милосердие, сострадание, жалость, забота о бедных, старых, больных и несчастных.
4. Идейно-эмоциональная возвышенность, высокий патриотизм, благородство дерзаний и реальных свершений — важный показатель духовности.
5. Понятие и чувство прекрасного. Без этого человек не может быть духовным.
6. Интеллект, стремление к знаниям и творчеству отличает духовного человека.
7. Важнейшим в современных условиях является отношение человека к природе — признак его духовности (Метлик, 2012).
Нравственность, по мнению С. Ю. Дивногорцевой, — это внешнее проявление духовности личности как механизма его реализации в отношениях с внешним миром и другими людьми (Дивногорцева, 2019).
Рассуждая о сущности понятия «духовно-нравственное воспитание», И. В. Метлик предлагает понимать под духовно-нравственным воспитанием деятельность, «направленную на формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе определенного мировоззрения и соответствующей ему системы морали, культуры и образа жизни». Процесс духовно-нравственного воспитания предполагает мировоззренческое развитие личности в определенном направлении, а его цель, идеальный результат проявляется в освоении и присвоении воспитуемым определенных высших смысложизненных ценностей, выработке комплекса соответствующих нравственных качеств, формировании нравственной культуры личности. Результат духовно-нравственного воспитания — определенный образ (уклад) жизни человека, когда уже сам человек может являться хранителем, транслятором, творцом, воспитателем определенной духовно-нравственной культуры, традиции, образа жизни (Метлик, 2012).
Духовно-нравственное воспитание некоторыми учеными трактуется по-другому: как воспитание духовности и нравственности в некоем общем положительном смысле. Например, С. Ю. Дивногорцева, определяя основные понятия в области духовно-нравственного воспитания, считает, что, во-первых, должна быть опирающаяся на теоретико-методологические основания программа духовно-нравственного воспитания (Дивногорцева, 2019); во-вторых, необходимо определить и довести до педагогов и обучающихся основные понятия в области
профессиональное образование и рынок труда
vocational education and labour market
духовно-нравственного воспитания (воспитание, духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание); в-третьих, помимо программы необходимо иметь модель духовно-нравственного воспитания обучающихся, владеть методикой духовно-нравственного воспитания, его содержанием, методами, формами, результатами.
В системе среднего профессионального образования духовно-нравственное воспитание будущих рабочих и специалистов имеет специфические особенности1. С. В. Сорошева в своей диссертации доказывает, что духовно-нравственное воспитание студентов средних профессиональных учебных заведений будет более эффективным, если создать инновационную среду воспитания на основе использования системного, компетентностного, личностно-ориентированного, коммуникативного, культурологического подходов. Большая роль отводится инновационному содержанию и технологиям духовно-нравственного воспитания, построенных на принципах преемственности, толерантности, альтруизма, демократизма, сотрудничества и индивидуализации, а также созданию таких педагогических условий, как формирование инновационной среды, стимулирование устойчивых проявлений эмоционально-нравственных чувств, разработка критериев эффективности духовно-нравственного воспитания студентов, референтность носителей духовно-нравственных ценностей — участников педагогического процесса (Сорошева, 2010).
Педагогическое исследование
Выбор стратегии педагогического исследования, проведенного с сентября 2017 по июнь 2021 года, определялся, прежде всего, поиском ответа на принципиально важный вопрос: возможно ли за четыре года (от момента поступления до выпуска студентов — бакалавров профессионального обучения) в соответствии с имеющимся учебным планом и основной образовательной программой сформировать готовность студентов к духовно-нравственному воспитанию будущих рабочих и специалистов? При этом следует помнить, что в профессиональной среде уровень готовности студентов-бакалавров к решению воспитательных задач в целом оценивается как недостаточный (Павлова, 2010, Петрухина, 2015, Сорошева, 2010).
Оценка готовности студента к осуществлению духовно-нравственного воспитания интегрирует три компонента: мотивационно-оценочный, включающий мотивы, цели воспитательной деятельности; когнитив-но-деятельностный, характеризующийся педагогическими умениями, способствующими успешной воспитательной деятельности, и результативно-оценочный, обусловливающий самооценку и саморегуляцию деятельности по формированию духовности и нравственности будущих рабочих и специалистов.
Формирование такой готовности обеспечивается совокупностью необходимых и достаточных организационно-педагогических условий, указанных в гипотезе. Для проверки последней была разработана программа опытно-поисковой работы, в которой зафиксированы
1 В ФГОС СПО в редакции от 22.04.2021 обозначены общекультурные компетенции, которые необходимо сформировать в рамках модуля «духовно-нравственное воспитание». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401309408.
профессиональное образование и рынок труда
vocational education and labour market
взаимосвязанные констатирующий, формирующий и заключительный педагогический эксперименты, в проведении которых в течение четырех лет участвовали студенты — бакалавры профессионального обучения, преподаватели педагогических дисциплин, эксперты из числа преподавателей вузов: философы, психологи, методисты (всего 235 человек). В процессе сбора и обработки данных принимали участие аспирантка Т. А. Синотова и студентка Е. В. Уржунцева, преподаватели-педагоги.
В ходе констатирующего эксперимента выяснялся уровень готовности студентов успешно решать задачи духовно-нравственного воспитания будущих рабочих и специалистов среднего звена, а также определялся исходный уровень духовно-нравственной воспитанности будущих бакалавров (Дивногорцева, 2019):
- наличие чувства ответственности;
- добросовестное отношение к выполняемым обязанностям;
- умение и желание делать правильный нравственный выбор;
- тактичность в общении;
- бесконфликтность;
- уважительное отношение к окружающим;
- отзывчивость;
- доброжелательность;
- скромность;
- совестливость;
- проявление чувства милосердия и сострадания к ближним;
- знать добро, любить добро и быть в состоянии творить добро.
Изучение исходного уровня духовно-нравственной воспитанности
студентов проводилось по методике М. И. Шиловой (Шилова, 2010).
В результате на высоком уровне духовно-нравственной воспитанности находилось в начале опытно-поисковой работы 0% студентов, на среднем — 23,2%, на низком — 76,8%.
Логика формирующего педагогического эксперимента, проведенного в течение четырех лет со студентами — бакалаврами профессионального обучения, была такой.
В полном соответствии с гипотезой создавались следующие педагогические условия: в экспериментальных студенческих группах на первом курсе формировали представления студентов о духовно-нравственном воспитании и роли педагогической культуры педагога профессионального обучения, его личностных характеристиках и требованиях, предъявляемых профессионально-педагогической, воспитательной деятельностью к личности педагога профессионального обучения.
На втором, третьем и четвертом (выпускном) курсах отбиралось такое содержание изучаемых педагогических дисциплин, которое, с одной стороны, способствовало формированию готовности к осуществлению духовно-нравственного воспитания, а с другой, позволяло студентам повышать свою духовность и нравственность. Особое внимание уделялось личности преподавателя педагогики, работающего в экспериментальных группах, его педагогической и духовно-нравственной культуре. Практики, подбор учебников по профессиональной педагогике, спецкурсы и факультативы имели явную духовно-нравственную направленность. Руководители педагогического факультета и кафедр обращали внимание на состояние образовательной среды в университете, ее воспитательной
профессиональное
_ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ образование и рынок труда
vocational education and labour market
роли в духовно-нравственном воспитании студентов в соответствии с предложенной С. Ю. Дивногорцевой моделью, состоящей из ценностно-целевого блока, теоретического, содержательного, операционно-дея-тельностного и оценочно-результативного (Дивногорцева, 2019).
Преподавание педагогических дисциплин с первого по четвертый курсы опиралось на учебники по профессиональной педагогике, созданные автором статьи (Кузнецов, 2016а; Кузнецов, 2016б).
Заключительный педагогический эксперимент, проведенный в мае-июне 2021, года позволил сравнить его результаты с данными констатирующего педагогического эксперимента. Через четыре года за счет изменений в ценностно-смысловой сфере студентов на низком уровне духовно-нравственной воспитанности оказался один студент (3%), на среднем — 10 (48,5%) и на высоком — 10 (48,5%).
Динамика готовности студентов успешно решать задачи духовно-нравственного
воспитания
Показатель готовности 1 курс 4 курс
Готовность студента-бакалавра профессионального обучения к осуществлению духовно-нравственного воспитания характеризуется наличием системы знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной деятельности по формированию духовности и нравственности будущих рабочих и специалистов (изменилась) 33.3% 66,7%
Положительное отношение студентов к воспитанию духовности и нравственности обучающихся (изменилось) 43,2% 68,6%
Наличие интереса к изучению структуры человека, его духовности и нравственности (изменилось) 48,7% 76,5%
Представления студентов об условиях и особенностях деятельности по воспитанию духовности и нравственности будущих рабочих и специалистах среднего звена(изменились) 23,5% 78,6%
Владение студентами способами и приемами воспитания духовности и нравственности рабочих и специалистов (изменилось) 11,2% 67,8%
Самооценка собственной деятельности по воспитанию духовности и нравственности будущих рабочих и специалистов (изменилась) 9,3% 48,3%
Заключение
1. Педагогическая подготовка студентов-бакалавров профессионального обучения к осуществлению духовно-нравственного воспитания будущих рабочих и специалистов среднего звена опирается на аксиологический подход к воспитанию студентов и нацелена на формирование готовности к выполнению задач по воспитанию духовности и нравственности будущих рабочих и техников. Аксиологический подход изначально определяет всю систему духовно-нравственного воспитания, весь уклад студенческой жизни, в основе которого — национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл высшего профессионально-педагогического образования. Он определяет субъектов образовательного процесса — преподавателей педагогики и студентов-бакалавров как носителей базовых национальных ценностей, способных успешно решать профессиональные и учебные задачи на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.
профессиональное образование и рынок труда
vocational education and labour market
2. Обьект педагогической подготовки (духовно-нравственное воспитание будущих рабочих и специалистов среднего звена) определяет, с одной стороны, процесс проектирования содержания педагогической подготовки с первого по выпускной курсы, с другой — позволяет выделить в рабочей программе, фонде оценочных средств специфику целей и содержания духовно-нравственного воспитания студентов средних профессиональных учебных заведений.
3. В ходе проведения четырехлетней опытно-поисковой работы было установлено, что педагогическая подготовка к духовно-нравственному воспитанию требует: во-первых, целенаправленного воспитания духовно-нравственных качеств самих студентов — бакалавров профессионального обучения; во-вторых, наличия у них теоретических и практических знаний в области духовности и нравственности их будущих студентов (рабочих и техников); в-третьих, понимания специфики воспитательного процесса, а именно: в осознании того факта, что результат от воспитательного воздействия наступает не сразу. Управление процессом духовно-нравственного воспитания студентов системы среднего профессионального образования строится, в основном, на обратных связях, а главной целью и результатом воспитательного воздействия является самовоспитание. Успешность такого управления определяется во многом личностью воспитателя и знанием психологических и индивидуальных особенностей самих воспитанников.
4. Содержание и ход опытно-поисковой работы, анализ ее результатов свидетельствуют о следующем:
- педагогическая подготовка студентов — бакалавров профессионального обучения, направленная на реализацию духовно-нравственного компонента в системе среднего профессионального образования, должна помочь им увидеть в будущих рабочих и специалистах, прежде всего, человека со свойственными ему духовно-нравственными качествами;
- формирование личности рабочих и техников возможно посредством создания условий, направленных на видение субъектами воспитательного процесса такой трудовой деятельности, в которой проявляются совесть, милосердие, гражданско-патриотическая позиция, демонстрируется осознанное поведение на основе традиций общечеловеческих ценностей (требование ФГОС, общекультурная компетенция ОК-5).
5. Учебники по профессиональной педагогике должны отражать приоритеты в области духовно-нравственного воспитания будущих рабочих и техников.
6. Образовательная среда вуза педагогического профиля должна способствовать стремлению студентов стать чище, выйти из стен вуза духовным и нравственным.
7. К педагогическим условиям эффективной педагогической подготовки следует отнести:
- отбор содержания лекционных, практических занятий с учетом их воспитательного потенциала;
- наличие на педагогической кафедре преподавателей педагогики, имеющих высокий уровень духовно-нравственной воспитанности;
- наличие рабочей программы и календарного плана по духовно-нравственному воспитанию.
8. Понимая под духовно-нравственной воспитанностью субъектов образовательного процесса комплексное свойство личности формировать нужные качества, можно посредством ее диагностики выявлять, с одной стороны, уровень духовно-нравственной воспитанности, с другой — особенности проявления ее качеств.
9. Изучение результатов эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении — один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия образовательной организации, но и внешняя по отношению к вузу или колледжу среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач не всегда возможно. Однако отказаться от диагностики духовно-нравственной воспитанности нельзя, так как студенты будут обречены на стихийное существование и развитие.
10. Проектирование содержания учебной программы по педагогическим дисциплинам должно ориентировать на общественно-государственный заказ в сфере профессионального воспитания. В содержании изучаемых студентами в течение четырех лет педагогических дисциплин должны быть определены ключевые темы разделов, представляющие возможности подготовки бакалавров к реализации задач духовно-нравственного воспитания обучающихся. Так, в курсе «Введение в профессионально-педагогическую специальность» особо следует акцентировать внимание на требованиях к личности педагога профессионального обучения, его профессиональных ценностях, компетентности, общей и профессиональной культуре, типологии профессиональных позиций педагога, философских основаниях педагогики, общечеловеческих ценностях.
На втором курсе целесообразно при изучении курса «Общая и профессиональная педагогика» обратить внимание на сущность воспитания и его виды, гуманистическое и гражданское воспитание, специфику духовно-нравственного воспитания, федеральный государственный стандарт и формирование общекультурных компетенций у будущих рабочих и специалистов.
На старших курсах целесообразно в процессе изучения теории и методики воспитательной работы, методики профессионального обучения, а также производственной и педагогических практик, обратить внимание на внеурочную деятельность в техникуме и колледже, на технологии воспитательного процесса, сущность воспитания, программу воспитательной работы и календарно-тематическое планирование. Важно подобрать такие педагогические условия, которые смогут положительно повлиять на готовность бакалавров профессионального обучения к успешному решению задач духовно-нравственного воспитания.
профессиональное образование и рынок труда
vocational education and labour market
Литература
1. Абрамов С. И. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города: автореф. дисс ... канд. пед. наук. М., 2010. 44 с.
профессиональное образование и рынок труда
vocational education and labour market
2. Беляева В. А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: автореф. дисс ... докт. пед. наук. М., 1999. 44 с.
3. Бондаренко В. И. Формирование духовности будущих специалистов в условиях высшего учебного заведения // Молодой ученый, 2014. № 4. С. 919-923.
4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 266 с.
5. Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях образовательного учреждения. М.: ПСТГУ 2019. 235 с.
6. Захарченко М. В. Кто ты человек? Размышления об антропологических основаниях педагогики // Лествица полноты образования человека. Опыт научной дискуссии / Науч. ред. и сост. А. А. Остапенко. М.: НИИ школьных технологий, 2019. 232 с.
7. Кузнецов В. В. Духовное и нравственное воспитание будущих рабочих в системе начального профессионального образования // Вестник ОГУ 2012. № 2. С. 76-82.
8. Кузнецов В. В. Методика профессионального обучения. М.: Юрайт, 2016. 184 с.
9. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. М.: Юрайт, 2016. 186 с.
10. Леднев В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 6. С. 44-52.
11. Метлик И. В., Галицкая И. А., Ситников А. В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе. М.: Про-пресс, 2012. 265 с.
12. Павлова Н. В. Понятие подготовки как педагогической категории // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 8. С. 18-25.
13. Петракова Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: автореф. дисс . докт. пед. наук. М., 1999. 46 с.
14. Петрухина О. А., Феттер И. В. Подготовка студентов педагогического вуза к духовно-нравственному воспитанию школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 136-144.
15. Склярова Т. В. Православное воспитание в контексте социализации. М.: ПСТГУ 2006. 175 с.
16. Сорошева С. В. Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды среднего профессионального образования: автореф. дисс ... канд. пед. наук. Якутск, 2010. 42 с.
17. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990. 198 с.
References
Abramov, S. I. (2010). Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye shkol'nikov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya v usloviyakh malogo goroda [Spiri-
tual and moral education of schoolchildren in the system of additional education in a small town] [PhD Thesis]. (In Russ.)
Belyaeva, V. A. (1999). Teoriya i praktika dukhovno-nravstvennogo stanovleni-ya i razvitiya lichnosti uchitelya v svetskoy i pravoslavnoy pedagogicheskoy kul'ture [Theory and practice of spiritual and moral formation and development of the teacher's personality in secular and Orthodox pedagogical culture] [Doctoral dissertation]. Moscow. (In Russ.)
Bondarenko, V. I. (2014). Formation of spirituality of future specialists in a higher educational institution. Young Scientist, 4, 9-14. https://mo-luch.ru/archive/63/9898. (In Russ.)
Danilyuk, A. Ya., Kondakov, A. M., & Tishkov, V. A. (2009). Kontseptsiya duk-hovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia]. Moscow: Prosveshcheniye. (In Russ.)
Divnogortseva, S. Yu. (2019). Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye lichnosti v usloviyakh obrazovatelnogo uchrezhdeniya [Spiritual and moral education of the individual in an educational institution]. Moscow: PSTGU. (In Russ.)
Zakharchenko, M. V. (2019) Kto ty chelovek? Razmyshleniya ob antropolo-gicheskih osnovaniyah pedagogiki [Who are you man? Reflections on the anthropological foundations of pedagoky]. In A. A. Ostapenko (Ed.), Lestvitsa polnoty obrazovaniya cheloveka. Opyt nauchnoy diskussii [The ladder of the completeness of human education. Experience of scientific discussion] Moscow: NII shkol'nykh tekhnologiy. (In Russ.)
Kuznetsov, V. V. (2012). Emotional and moral education of future workers in the system of primary and high education. Vestnik Orenburg State University. 2, 76-82. http://vestnik.osu.ru/doc/1233/article/6269/lang/1. (In Russ.)
Kuznetsov, V. V. (2016). Metodika professional'nogo obucheniya [Vocational training methodology]. Moscow: Urait. (In Russ.)
Kuznetsov, V. V. (2016). Obshchaya i professional'naya pedagogika [General and vocational pedagogy]. Moscow: Urait. (In Russ.)
Lednev, V. S. (2002). Duhovno-nravstvennaya kultura v obrazovaniy cheloveka [Spiritual and moral culture in human education]. Standards and Monitoring in Education, 6, 44-52. (In Russ.)
Metlik, I. V., Galitskaya, I. A., & Sitnikov, A. V. (2012). Dukhovno-nravstven-noye vospitaniye: voprosy teorii, metodologii i praktiki v rossiyskoy shkole [Spiritual and moral education: questions of theory, methodology and practice in the Russian school]. Moscow: Pro-press. (In Russ.)
Pavlova, N. V. (2010). Ponyatie podgotovky kak pedagogicheskoy kategorii [The concept of training as a pedagogical category]. Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i yestestvennykh nauk [Actual Problems of the Humanities and Natural Sciences], 8, 18-25. (In Russ.)
Petrakova, T. I. (1999). Gumanisticheskiye tsennosti obrazovaniya v protsesse dukhovno-nravstvennogo vospitaniya podrostkov [Humanistic values
профессиональное образование и рынок труда
vocational education and labour market
профессиональное образование и рынок труда
vocational education and labour market
of education in the process of spiritual and moral education of adolescents]. [Doctoral dissertation]. (In Russ.)
Petrukhina, O. A. & Fetter, I. V. (2015). Preparing students of the pedagogikal university students for spiritual and moral education of schoolchildren. Modern Problems of Science and Education, 3, 136-144. (In Russ.)
Sklyarova, T. V. (2006). Pravoslavnoye vospitaniye v kontekste sotsializatsii [Orthodox education in the context of socialization]. Moscow: PSTGU. (In Russ.)
Sorosheva, S. V. (2010). Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye studentov v usloviyakh innovatsionnoy sredy srednego professional'nogo obrazovaniya [Spiritual and moral education of students in an innovative environment of secondary vocational education]. [PhD thesis]. (In Russ.)
Shilova, M. I. (1990). Uchitelyu o vospitannosti shkol'nikov [To the teacher about the upbringing of schoolchildren]. Moscow: Pedagogika. [In Russ.]