Научная статья на тему 'Духовные основания корпоративного образования работников (на примере предприятий легкой промышленности)'

Духовные основания корпоративного образования работников (на примере предприятий легкой промышленности) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РАБОТНИКА / КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДПРИЯТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / SPIRITUALITY / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF AN EMPLOYEE / CORPORATE EDUCATION / CORPORATE CULTURE / TRAINING CENTER OF A LIGHT INDUSTRY ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамов Сергей Иванович, Кузнецов Владимир Викторович, Уржунцева Светлана Александровна

Главной задачей учебных центров предприятий, компаний, фирм является создание педагогических условий, способствующих повышению нравственных устоев, духовности рабочих, специалистов и руководителей различного уровня. Результаты исследования показали, что одним из направлений продуктивного решения обозначенных проблем выступает повышение воспитательных возможностей учебных центров предприятий, корпораций и компаний. Акцент в процессе обучения делается на формирование духовности и нравственности работников на примере функционирующих учебных центров предприятий легкой промышленности Оренбургской и Московской областей. Теоретико-методологической основой реализации педагогических условий выступают положения личностно-деятельностного и культурологического подходов, задающие ориентиры вовлечения курсантов учебных центров предприятий в духовно-нравственную деятельность. Предложенные авторами педагогические условия: наличие учебно-методического обеспечения духовно-нравственного воспитания работников, направленность учебного процесса не только на формирование профессиональных компетенций, но и на духовный уровень работников предприятия легкой промышленности, наличие богатого духовного опыта преподавателей учебного центра предприятия и наставников позволили в значительной степени повысить уровень духовно-нравственной культуры работников предприятий легкой промышленности. Практическая реализация вышеуказанных педагогических условий способствует формированию духовности и нравственности рабочих, специалистов и руководителей, повышению качества корпоративного образования работников предприятий и компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамов Сергей Иванович, Кузнецов Владимир Викторович, Уржунцева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL GROUNDS FOR CORPORATE EDUCATION OF EMPLOYEES (ON THE EXAMPLE OF LIGHT INDUSTRY ENTERPRISES)

The main task of educational centers of enterprises, companies, firms is the creation of pedagogical conditions that promote the enhancement of the moral foundations, spirituality of workers, specialists and managers of various levels. The results of the research showed that one of the directions of the productive solution of the indicated problems is the increase of the educational opportunities of the training centers of enterprises and companies. The emphasis on the formation of spirituality and morality of workers on the example of training centers of light industry enterprises in the Orenburg and Moscow regions. The theoretical and methodological basis for the realization of pedagogical conditions is the position of personality-activity and culturological approaches that set the guidelines for involving cadets of educational centers of enterprises in the spiritual and moral activities. The pedagogical conditions offered by the authors: the availability of educational and methodological support for the spiritual and moral education of workers, the orientation of the educational process not only to the formation of professional competencies, but also to the spiritual level of the workers of the light industry enterprise, the rich spiritual experience of the teachers of the training center of the enterprise and mentors degree to raise the level of spiritual and moral culture of workers of light industry enterprises. Practical implementation of the above pedagogical conditions for the formation of the spiritual and moral culture of workers in light industry will significantly improve the quality of corporate education for light industry workers and significantly affect the corporate culture of enterprises.

Текст научной работы на тему «Духовные основания корпоративного образования работников (на примере предприятий легкой промышленности)»

педагогические Абрамов Сергей Иванович, Кузнецов Владимир Викторович, Уржунцева Светлана Александровна

науки ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ...

УДК 37

ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)

© 2018

Абрамов Сергей Иванович, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой

общей и социальной педагогики Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (127051, Россия, Москва, Лихов переулок, 6, строение 1, e-mail: serganika@mail.ru) Кузнецов Владимир Викторович, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Уржунцева Светлана Александровна, аспирант Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: svetlanaurg@mail.ru)

Аннотация. Главной задачей учебных центров предприятий, компаний, фирм является создание педагогических условий, способствующих повышению нравственных устоев, духовности рабочих, специалистов и руководителей различного уровня. Результаты исследования показали, что одним из направлений продуктивного решения обозначенных проблем выступает повышение воспитательных возможностей учебных центров предприятий, корпораций и компаний. Акцент в процессе обучения делается на формирование духовности и нравственности работников на примере функционирующих учебных центров предприятий легкой промышленности Оренбургской и Московской областей. Теоретико-методологической основой реализации педагогических условий выступают положения личностно-деятельностного и культурологического подходов, задающие ориентиры вовлечения курсантов учебных центров предприятий в духовно-нравственную деятельность. Предложенные авторами педагогические условия: наличие учебно-методического обеспечения духовно-нравственного воспитания работников, направленность учебного процесса не только на формирование профессиональных компетенций, но и на духовный уровень работников предприятия легкой промышленности, наличие богатого духовного опыта преподавателей учебного центра предприятия и наставников - позволили в значительной степени повысить уровень духовно-нравственной культуры работников предприятий легкой промышленности. Практическая реализация вышеуказанных педагогических условий способствует формированию духовности и нравственности рабочих, специалистов и руководителей, повышению качества корпоративного образования работников предприятий и компаний.

Ключевые слова: духовность, духовное и нравственное воспитание, духовно-нравственная культура работника, корпоративное образование, корпоративная культура, учебный центр предприятия легкой промышленности.

© 2018

SPIRITUAL GROUNDS FOR CORPORATE EDUCATION OF EMPLOYEES (ON THE EXAMPLE OF LIGHT INDUSTRY ENTERPRISES)

Abramov Sergey Ivanovich, candidate of pedagogical sciences, head of the department

of General and social pedagogy Orthodox St. Tikhon Humanitarian University (127051, Russia, Moscow, Likhovper., 6, building 1, e-mail: serganika@mail.ru) Kuznetsov Vladimir Viktorovich, doctor of pedagogical sciences, professor of the department

of General and professional pedagogy Urzhuntseva Svetlana Aleksandrovna, post-graduate student Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Pobedy Avenue, 13, e-mail: svetlanaurg@mail.ru) Abstract. The main task of educational centers of enterprises, companies, firms is the creation of pedagogical conditions that promote the enhancement of the moral foundations, spirituality of workers, specialists and managers of various levels. The results of the research showed that one of the directions of the productive solution of the indicated problems is the increase of the educational opportunities of the training centers of enterprises and companies. The emphasis on the formation of spirituality and morality of workers on the example of training centers of light industry enterprises in the Orenburg and Moscow regions. The theoretical and methodological basis for the realization of pedagogical conditions is the position of personality-activity and culturological approaches that set the guidelines for involving cadets of educational centers of enterprises in the spiritual and moral activities. The pedagogical conditions offered by the authors: the availability of educational and methodological support for the spiritual and moral education of workers, the orientation of the educational process not only to the formation of professional competencies, but also to the spiritual level of the workers of the light industry enterprise, the rich spiritual experience of the teachers of the training center of the enterprise and mentors degree to raise the level of spiritual and moral culture of workers of light industry enterprises. Practical implementation of the above pedagogical conditions for the formation of the spiritual and moral culture of workers in light industry will significantly improve the quality of corporate education for light industry workers and significantly affect the corporate culture of enterprises.

Keywords: spirituality, spiritual and moral education, spiritual and moral culture of an employee, corporate education, corporate culture, training center of a light industry enterprise.

Теория корпоративного образования в России значи- ским ценностям.

мо обогащается за счет анализа исследований педагогов, Понятие «духовность» - фундаментальная сторо-

ученых в области духовного и нравственного воспита- на сущности человека, его внутренний мир, форма че-

ния [1, 2, 3, 4]. Учеными были выявлены воспитательные ловеческого самосознания, самоидентификации - это

возможности любого образовательного учреждения, в проявление высших устремлений работника предпри-

том числе и учебных центров предприятий, корпораций, ятия. Для любой организации очень важно, какие люди

фирм. работают в ней, насколько они совестливы, толерантны,

В предлагаемой статье под духовностью мы понима- самокритичны. Чувство долга, понимание нравствен-

ем стремление человека жить не только одними матери- ной ответственности за свое поведение, способность к

альными ценностями, но и проявление интереса к нрав- самокритике, отвращение ко лжи и ненависти отличают

ственности, морали, желание быть добрее, милосерднее, работников, обладающих нравственными и духовными

чище в духовном плане, быть честным и принципиаль- качествами. Духовное пространство предприятия, его

ным, бережно относиться к общечеловеческим россий- корпоративная культура, этика являются необходимыми

Abramov Sergey Ivanovich, Kuznetsov Vladimir Viktorovich, Urzhuntseva Svetlana Aleksandrovna SPIRITUAL GROUNDS FOR CORPORATE EDUCATION OF EMPLOYEES ...

pedagogical sciences

факторами повышения качества и производительности профессиональной деятельности.

Поэтому при формировании в учебном центре предприятия образовательного процесса важно духовность работников, нравственные и моральные принципы ставить в центр учебно-воспитательного процесса. Руководители учебных структур предприятий, работники службы управления персоналом должны особое внимание уделить не только и не столько решению практических задач предприятия, но в значительной степени обеспечить учебный центр здоровой морально-психологической обстановкой, создать педагогические условия, позволяющие работникам обогащать свою духовность, изучая литературу, формирующую корпоративную и этическую культуру, воспитывающую духовно и нравственно (Кузнецов В.В., Новиков А.М., Метлик И.В. и

др.).

Предлагаемая концепция основана на положениях и идеях К.Д. Ушинского, современных ученых А.В. Беляевой, Т.И. Власовой, С.И. Абрамова, Т.В. Скля-ровой.

Анализируя работы ученых по теории и практике корпоративного образования, можно сказать, что количество педагогических исследований по теории и методике профессионального воспитательного характера незначительно. Кроме того, большинство исследований носит чисто дидактический характер.

Перечислим составляющие кризиса в отечественном корпоративном образовании. Во-первых, нет однозначного представления о человеке - работнике предприятия или корпорации (кризис целей). Во-вторых, «... всплыли вечные вопросы» об отношении корпоративного образования и общества, как единой целостной динамической системы (кризис мировоззренческий). В-третьих, нет достаточной теоретической базы, с помощью которой стало бы возможным привести в порядок и пояснить многообразие образовательных концепций и фактов (кризис теории). В-четвертых, существует кризис компетентности преподавателей учебных структур корпораций и предприятий [1, 5].

Это способствует разрушению нравственности и духовности работников предприятий, размывает идеалы и ценности, которые сформировались в России под влиянием христианства [6, 7, 8]. Стремление к телесным наслаждениям и материальным удовольствиям вытесняет и подменяет готовность к духовному и нравственному совершенствованию, формированию культуры, в том числе корпоративной (Метлик И.В., Новиков А.М.).

В некоторых случаях пробуждающийся духовный интерес ведет работника не к книгам, театру, а заменяется тягой к мистике, оккультизму. Он оказывается вовлеченным в религиозные секты, вследствие чего, его представления о справедливости, патриотизме, гуманизме становятся искаженными, возникает духовная опустошенность, которая приводит к всевозможным зависимостям (наркомания, игромания, алкоголизм), толкает в противозаконный бизнес [4, 8, 9].

Профессиональная педагогика, изучающая специфику корпоративного образования, должна своевременно осмыслить наследие христианства, выводы педагогов, ученых о нравственном и духовном воспитании [4, 8].

Человечество, как отмечает академик А.М. Новиков, совершило стремительный переход в абсолютно новую - постиндустриальную - эпоху своего существования. В связи с этим «перед системой образования во всем мире, в том числе и в России, остро стоит проблема радикальной перестройки его целей, содержания, форм, методов, средств и всей его организации в соответствии с требованием Нового времени» [9].

Человек, его образованность, культура, духовность, нравственная позиция, является основанием развития и прогресса любой страны, человечества в целом [7].

Академик А.М. Новиков, анализируя возможные варианты развития человеческой общности в постинду-

стриальную эпоху, делает особый акцент на сформированную предшествующими десятилетиями и столетиями духовность российского работника. Автор делает вывод, что в России, с развитием своего образования, более привлекательным является «возвышение в каждом человеке духовного начала» [9, с.43].

Корпоративное образование, как и любой вид образования, учитывает тот факт, что решающее значение в современных условиях приобретают духовность и нравственность [10]. Именно эти факторы помогут человечеству усмирить возрастающую силу разрушения, силу Зла и употребить возрастающее влияние своего интеллекта с целью созидания и Добра.

Образование, в том числе корпоративное, которое работает на перспективу, признает особенно важными качества личности человека, работника, его приоритеты поведения и мировоззрения, что в результате составляет нравственный, духовный, культурный ресурс общества и цивилизации [4].

На базе учебных центров предприятий легкой промышленности России в течение 2017-2018 годов проходила опытно-экспериментальная работа по определению духовного потенциала корпоративного образования. Нас заинтересовали такие предприятия легкой промышленности, как: группа компаний «Восток-Сервис», «Новая звезда» г. Подольск, концерн «Курсктрикотажпром» г. Курск, «Ореана» г. Оренбург, «Орника» г. Орск.

В группе компаний «Восток-Сервис», миссией которой является - сохранение здоровья работающих граждан, большое внимание уделяется формированию корпоративной культуры сотрудников. Корпоративная система обучения дает возможность каждому работнику усовершенствовать свои знания в сфере использования современных материалов и технологий производства средств индивидуальной защиты, менеджмента. В процессе преподавания дисциплин компетентные педагоги уделяют внимание духовно-нравственному воспитанию сотрудников, бережному отношению к материалам и оборудованию, честности, порядочности, милосердию, взаимопомощи и т. п.

Руководство концерна «Курсктрикотажпром» отдает предпочтение наставнической деятельности с молодыми и начинающими работниками. Высоко и разносторонне образованные специалисты концерна передают свои знания, опыт, способствуют формированию основы духовно-нравственной культуры концерна, профессионально важных нравственных качеств, культуре межличностных отношений.

В указанных компаниях сформировалось особое профессиональное сообщество, включающее знающих свое дело, инициативных сотрудников, нацеленных на достижение результата в профессиональном, нравственном и духовном развитии.

В ходе опытно-экспериментальной работы были созданы такие педагогические условия в этих учебных центрах, чтобы они позволили с одной стороны работнику легкой промышленности противодействовать любым проявлениям Зла, а с другой - восстановить нравственность, духовность, возродить культурные ценности, Мир и Смысл человеческой жизни.

Системный и глубокий кризис, который поразил важнейшие сферы духовной жизни человечества - науку, религию и образование, - привел к фактическому расколу единого материально-духовного пространства цивилизации, породил все более углубляющийся разрыв между Знанием и Верой, самым неблагоприятным образом сказался и продолжает сказываться на состоянии и развитии корпоративного образования, в частности, в учебных структурах предприятий легкой промышленности [11].

По мнению ведущих специалистов в области корпоративного образования, «являясь важнейшей частью непрерывного образования, представляет собой совокупность образовательных структур и учебных программ

педагогические науки

Абрамов Сергей Иванович, Кузнецов Владимир Викторович, Уржунцева Светлана Александровна ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ...

предприятий, компаний, корпораций, обеспечивающих свои производственные потребности в высококвалифицированных, компетентных конкурентоспособных рабочих и специалистах». Данный вид образования предусматривает единый процесс профессионального обучения и целенаправленного формирования корпоративной, духовно-нравственной культуры его субъектов, осуществляемый в интересах компании [5, 6, 7, 12, 13, 14].

Организаторам корпоративного образования, службе управления персоналом надлежит создавать такие педагогические условия, которые позволяют работникам самостоятельно разбираться в представлениях о духовности и нравственности, повышать собственную духовную и нравственную культуру [4].

Кузнецов В.В., в многочисленных работах, посвященных корпоративному образованию, считает, что оно «нуждается в глубокой, радикальной и срочной трансформации». «Модели корпоративного образования в виде внутрифирменного обучения, получившие широкое распространение во второй половине ХХ века, больше не работают» [5, 6, 7, 12, 13, 14].

Именно в сфере корпоративного образования возникает решение принципиально иной по содержанию педагогической задачи. Все большее использование высоких технологий, повсеместное применение автоматизации, компьютеризации и роботизации производства делает процесс обучения и профессионального совершенствования непрерывным, заставляет работников учиться и переучиваться на протяжении всей жизни в учебных структурах предприятий. Формирование же готовых теоретических знаний уйдет на второй план, как и традиционное представление о корпоративном обучении [13, 15].

Руководители учебных структур, на наш взгляд, будут озабочены не столько качеством образовательного процесса в учебном центре предприятия, сколько разработкой прогнозов на ближайшее будущее. Внутри крупной учебной структуры корпорации, по всей видимости, возникнут те, которые будут специализироваться только на преподавании, и другие, занимающиеся организацией специального наставничества и прикладных стажировок [14].

Ориентация корпоративного образования на обязательное трудоустройство его субъектов потребует более качественного подхода к оценке сформированных профессиональных компетенций и итоговой аттестации обучающихся в учебном центре. Трудоустроиться после обучения в учебном центре сможет не каждый, а только «сертифицированный», т.е. получивший сертификат. Появится необходимость в разработке теории экспертизы и аттестации посредством независимых методов и объективных характеристик.

Изменяющаяся экосистема обучения потребует спе-циалистов-дидактологов, которые, зная на практике производство, сбыт, маркетинг, будут способны разрабатывать неизвестные ранее дидактические инновационные модели, как корпоративного обучения, так и других развивающихся форм менторства [13].

Именно в наставничестве и менторстве можно увидеть возможности индивидуального подхода к повышению духовно-нравственной культуры начинающих, молодых работников легкой промышленности, нуждающихся именно в духовной подсказке, анализе смысла жизни и общечеловеческих ценностей, духовного осмысления профессиональной деятельности.

Говоря о духовных основаниях корпоративного образования, подчеркнем наше понимание духовности работника легкой промышленности. Это, прежде всего, идеал, идеи и ценности к которым стремится работник корпорации. Нельзя, во-первых, приравнивать духовность к общей культуре работника. Во-вторых, духовность, на наш взгляд, - это системообразующий компонент его духовно-нравственной культуры.

Помимо духовности, в структуре духовно-нравственной культуры работника легкой промышленности лежат его убеждения, интересы, предпочтения (мировоззренческий компонент), а также ценности человека (аксиологический компонент), профессионально важные нравственные черты: честность, доброта, справедливость и т.п. (личностный компонент).

Профессиональный и жизненный опыт, становление личности и профессионала, значимые духовно-нравственные и профессиональные качества, способности каждого работника компании - это целевые объекты корпоративного образования, которые требуют обновления и оспособления [5].

Новиков А.М., рассматривая сравнительную таблицу компонентов парадигм образования в индустриальном и постиндустриальном обществе, полагает, что корпоративное образование, существовавшее ранее чаще всего как внутрифирменное обучение, было сосредоточено, в основе, только на нужды производства. Корпоративное образование в настоящее время должно быть направлено на самореализацию работника, построение его профессиональной карьеры, воспитание духовной и нравственной культуры [9].

Мотивации и потребности работника предприятия являются предметом изучения организаторов корпоративного образования, службы управления персоналом. Необходимо организовать корпоративное обучение, чтобы максимально заинтересовать обучающегося в получении образования, чтобы он получал удовлетворение от достижения результатов (по А.М. Новикову).

Эффективное корпоративное образование, на наш взгляд, представляет собой с одной стороны сложную динамическую систему, а с другой - личностную ценность для каждого работника корпорации. Благодаря организации педагогического процесса, формирующего высокую корпоративную культуру с ее системообразующим духовно-нравственным компонентом, обновляется жизненный опыт, происходит личностный и профессиональный рост, профессиональное оспособление и развитие профессионально важных качеств. Корпоративное образование - это объект новой развивающейся науки - эдукологии [14].

В заключение статьи необходимо сказать, что в современных условиях на многих уровнях - философском, публицистическом, религиоведческом - приобретает популярность категория духовности. Можно сделать следующие выводы:

1) Корпоративное образование неотделимо от корпоративной культуры предприятия. Последняя является его целью, включает в себя объективные результаты деятельности работников корпорации, которые отражаются в формах общественного сознания (язык, обыденное сознание, политическая идеология, право, мораль, религия, искусство, наука, философия), а также субъективные человеческие силы и способности, духовно-нравственная культура, реализуемые в деятельности каждого работника корпорации. Это важнейшая подсистема системы непрерывного образования.

2) Выделенные нами духовные основания корпоративного образования служат самореализации и духовно-нравственному обогащению руководителей, специалистов и рабочих предприятий и корпораций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре. М.: 1999.

2. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов-на Дону, 1999. 221 с.

3. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: 2012. 275 с.

4. Метлик И.В., Галицкая И.А., Ситников А.В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе /Под ред. д.п.н. И.В. Метлика. М.: ПРО — Пресса, 2012. 321 с.

5. Кузнецов В.В., Уржунцева С.А. Корпоративное образование

Abramov Sergey Ivanovich, Kuznetsov Vladimir Viktorovich, Urzhuntseva Svetlana Aleksandrovna SPIRITUAL GROUNDS FOR CORPORATE EDUCATION OF EMPLOYEES ...

pedagogical sciences

одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых // Методология профессионального образования: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. М.: ФБГУ РАО. 2018. — С. 67-73.

6. Кузнецов В.В. Духовно-нравственная культура как объект профессиональной педагогики //Журнал ФЭС. Международный научный Вестник ОПУ. г. Воронеж. 2018. С. 47-51.

7. Кузнецов В.В. Духовно-нравственная культура как педагогический феномен //Духовно-нравственная культура в высшей школе. 1917 — 2017 гг. - осмысление истории. М.: РУДН. 2017. С. 47-52.

8. Абрамов С.И. Парадоксальность патриотического и духовно-нравственного воспитания. Научные исследования и разработки // Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. №1. С. 10-16.

9. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008. 136 с.

10. Новиков А.М. Развитие отечественного образования. М.: Эгвес, 2005. 176 с.

11. Ризви С., Барбер М., Донелли К. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 15-25.

12. Кузнецов В. В. Корпоративное образование. — Екатеринбург, 2010. 227 с.

13. Кузнецов В.В. Корпоративное образование: содержание и сущность // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 1. С. 41-48.

14. Кузнецов В.В. Развитие российского корпоративного образования в условиях постиндустриального общества // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 2. С. 52—58.

15. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. М.: Эгвес, 2009. 456 с.

Статья поступила в редакцию 02.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.