DOI 10.25588/CSPU.2020.159.6.013
УДК 37.01 ББК 74.00
Ж. П. Черкасова
ORCID № 0000-000-5126-3191 Заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
Черемховский педагогический колледж, г. Черемхово, Иркутская область, Российская Федерация.
E-mail: jannacherkasova@mail. ru
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА И СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность обращения к проблеме духовно-нравственного воспитания детей и молодежи; представлен обзор основных идей современных исследователей по духовно-нравственному воспитанию обучающихся общеобразовательных школ и профессиональных организаций. Цель статьи — описать практику взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию педагогического колледжа с сельской школой.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются: теоретические — анализ и синтез, изучение научной литературы, обобщение педагогического опыта; эмпирические — наблюдение, тестирование.
Результаты. Описаны способы взаимодействия педагогического колледжа с сельской общеобразовательной школой по духовно-нравственному воспитанию: параллельное ведение курса ОРКСЭ в школе и колледже, проведение часов общения по духовно-нравственному воспитанию, консультативная работа и другая деятельность.
§ Обсуждение. Подчеркивается, что главными результатами
совместной работы по направлению духовно-нравственного воспи-. тания являются положительные изменения: для учеников сельской
N школы — в личностном, метапредметном, предметном планах; для
воспитанию.
Основные положения:
общеобразовательной школе и педагогическом колледже.
студентов педагогического колледжа — в повышении мотивации к изучению религиоведческих дисциплин; для педагогических работников — в росте их профессионального мастерства; для муни- ^
о
ципалитетов — в обеспечении территории кадрами, способных ка- | чественно осуществлять деятельность по духовно-нравственному а
о о
№
Заключение. Делается вывод о том, что практика духовно- н
о
нравственного воспитания в педагогическом колледже коррелирует- о
о а и
ся с будущей профессиональной деятельностью ее выпускников, что
а
в дальнейшем будет являться их конкурентным преимуществом. и
л
Ключевые слова: дефицит духовности; духовно- о нравственное воспитание; Основы религиозных культур и светской
и
этики; дополнительная профессиональная переподготовка; религио-
§
ведение; личностные, метапредметные, предметные результаты. е
ft
№
- представлены основные теоретические и методологиче- "о
л
ские идеи по проблеме духовно-нравственного воспитания обуча- и ющихся школ и профессиональных организаций;
- на примере Черемховского педагогического колледжа и сельской школы Черемховского района описано взаимодействие по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
а §
о д
е й с
№ |
- сделан акцент на основной механизм взаимодействия — я
№
параллельное ведение религиоведческих дисциплин в сельской й
й
и
ч
№ о
к
О
й О
к
О
1 Введение (Introduction)
Актуальность обращения к духовно-нравственной проблематике определяется, во-первых, необходимостью кардинального улучшения духовно-нравственной составляющей всего российского обще- к ства. Еще в декабре 2012 года президент В. В. Путин отметил, что Россия сегодня испытывает дефицит духовности, который выражается в равнодушии к общественным делам, приобретающий безобразные, агрессивные, вызывающие формы [1].
а
Во-вторых, актуальность обращения к духовно-нравственной проблематике определяется потребностью целенаправленной подготовки молодых людей к созидательному труду и общественной деятельности, формированию и развитию духовно-нравственной, духовно-познавательной активной личности, в-третьих, осознанием необходимости углубленного изучения религии как основы культуры, нравственности и духовности личности.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
В педагогической литературе накоплен большой теоретический материал по проблеме духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. Например, Б. Г. Ананьев, И. В. Бабурова говорят о приоритете ценностей образования, определяющих мотивы поведения обучающихся [2; 3]; А. Н. Ильин акцентирует внимание на нравственном обеднении современного образования и необходимости преодоления коммерциализации и бюрократизации в образовательных организациях [4]; В. А. Беляева, А. Е. Николаева, Е. А. Щеуло-ва пишут о духовности в контексте духовно-нравственного воспитания обучающихся [5; 6]; В. И. Блинов — о методологических обоснованиях воспитательных концепций по духовно-нравственному воспитанию [7]; А. А. Бодалев — о воспитании в студентах убеждений как высшей ценности [8]; Т. И. Власова, Л.А. Дегтева, В. Д. Шадриков — о формировании системы ценностей у обучающихся, в том числе экзистенциальных [9; 10; 11]; О. С. Газман — о «педагогике свободы» для учащихся [12]; Г. И. Гайсина — о культурологическом подходе в духовно-нравственном воспитании [13]; В. В. Игнатова — о влиянии процесса социализации на духовно-нравственное становление личности [14]; И. А. Галицкая, И. В. Метлик, О. М. Потаповская подчеркивают важность процесса взаимодействия различных социальных институтов в духовно-нравственном
а в о с
а к
ер воспитании детей и молодежи [15].
Духовность в контексте профессионального образования рассматривалась в работах С. Я. Батышева, Е. В. Белоконевой, В. И. Бон-
даренко, Г.С. Васильевой, Е. Л. Владимировой, С. А. Владимировой, В. В. Кузнецова, В. А. Макаровой, И. В. Михалец, С. В. Соры-
шевой [16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23] и др. X
о
Однако необходимо констатировать, что на сегодняшний 0
о
день наблюдается явно недостаточное количество разработок, ре- ^
№
комендаций, указаний по духовно-нравственной проблематике, §
№ Л
имеющих практико-ориентированный характер. §
о
Для педагогического колледжа малого города вышеперечис- §
о
ленные противоречия актуализируются нацеленностью своей дея- § тельности по подготовке кадров, прежде всего, для близлежащих ж
л
территорий, в том числе, сельских образовательных организаций. о
о
В данном смысле педагогический колледж становится свое- §<
ж
образным духовно-нравственным центром, с одной стороны, осо-
§
знающим важность обращения к таким категориям, как духовность, о нравственность, духовно-нравственное воспитание, с другой сто- ж роны, оказывающим конкретную практическую помощь муниципальным образовательным учреждениям в программном, методическом, организационном обеспечении деятельности по духовно-нравственному образованию.
Цель данной статьи — представить практический опыт взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию Черемховско-
№ о
о № £
Р5
а §
о д
е й о S №
So
го педагогического колледжа с сельскими школами, являющихся е
д
а
г о
г 5
ч
е
с
к о
г о
к о
площадками по отработке и апробации как религиоведческих курсов и дисциплин духовно-нравственной направленности, так и методов, форм, технологий, направленных на ценностное развитие обучающихся.
3 Результаты (Results) д
Начальной точкой подобного взаимодействие стал курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Несмотря на то, что Иркутская область в 2010-2011 гг. не вошла в число экспериментальных регионов по его апробации, преподаватели педагогического колледжа на основе договоров с сельскими
а
«о
о и
а «
школами ввели данный предмет сначала в качестве факультативного курса, а начиная с 2012 года — как основной предмет учебного плана общеобразовательной школы.
Работа шла в тесном контакте педагогического колледжа с руководством сельской школы, классным руководителем, который курировал факультатив и являлся связующим звеном между преподавателем колледжа и родителями детей 4-го класса. С последними проводилось совместными усилиями школы и колледжа родительское собрание по разъяснению общих принципов, цели, задачи, структуры, особенностей преподавания курса ОРКСЭ. Данная работа осложнялась тем, что ни дети, ни учителя сельских школ, ни родители ничего или почти ничего не знали о религии, ее высоком духовно-нравственном и культурологическом потенциале. Поэтому в качестве «золотой середины» родители предпочитали из 6 модулей ОРКСЭ выбирать для изучения их детей «Основы светской этики», тем самым подтвердив, что образование в России является светским и что в их сознании до сих пор силен советский лозунг о религии как опиуме для народа.
Родители не учитывали, что содержание данного модуля связано со сложными духовно-нравственными категориями (мораль, альтруизм, милосердие, эмпатия, гражданственность и т. п.), требующих серьезного философского осмысления и адаптации для осознания их учениками 4-го класса. Вместе с тем, подобный 100 % выбор родителей одного модуля закрыл проблему нехватки педагогических кадров.
Для развития интереса к новому для детей предмету, преподаватели колледжа задействовали целый комплекс разнообразных методов, форм и средств обучения: групповые работы, мини-проектирование, терминологический бег, инсценировки, составление памяток и кодексов, рисование в мандале, галереи образов, ассоциативные рисунки, педагогические ситуации, работа с притчами, развивающий канон, фокус-формула, займи позицию, эссе, побудь поэтом и т. п.
Как правило, образовательный процесс сопровождался не перегруженным текстовым материалом, разнообразной по содержанию мультимедийной презентацией. Промежуточное тестирова- ^
о
ние показало, что ОРКСЭ нравится 83 % учеников 4-ого класса | сельской школы. Родители также положительно оценили новый для 3
своих детей курс, отметив, что он позволяет укреплять связи шко-
совместное выполнение заданий, формировать уважительное отношение к людям других национальностей, а также расширять об-
№ О
№ №
лы с семьей, улучшать взаимоотношения детей и родителей через §
о № о о
О
а ^
щий культурный кругозор учеников и в целом формировать у них ж
№
духовно-нравственную культуру. №
Духовно-нравственная направленность курса ОКСЭ была продолжена разработкой и реализацией факультативного курса для о учеников 5-ого класса сельской школы «Обычаи и традиции рус- №
л Й
ского народа».
Положительная практика ведения ОРКСЭ накапливалась также за счет параллельного ведения данной дисциплины в самом педагогическом колледже. Студенты специальности «Преподавание в начальных классах» уже более 10 лет получают дополнительную профессиональную переподготовку «Религиоведение», где на изучение учебной дисциплины ОРКСЭ отводится достаточно много часов. Подробно изучая каждый из 6 модулей, студенты накапли- е вают содержательный и методический багаж знаний о мировых религиях, способах преподавания духовно-нравственных курсов в общеобразовательной школе. Кроме того, после изучения ОРКСЭ, студенты приобретают доступ к накопленному большому банку презентаций и электронных книг религиоведческой и духово- д нравственной направленности (более 50 авторских презентаций преподавателей, 100 проектов студентов, 20 звуковых лекций, 20 электронных книг, 30 видеофильмов и др.).
Благодаря заключенному договору о сотрудничестве студенты колледжа, после теоретической подготовки, используя накоп-
ленные ресурсы, имеют возможность на практике закрепить полученные знания. При этом, кроме ведения пробных уроков по модулю «Основы светской этики» по ОРКСЭ, в сельской школе апробируются другие формы взаимодействия:
- проведение часов общения по духовно-нравственному воспитанию с младшими школьниками студентами колледжа;
- проведение круглых столов, практикумов, интенсивов с работодателями на базах сельских школ;
- консультация учителей по вопросам организации работы по духовно-нравственному воспитанию;
- составление совместного банка учебно-методического обеспечения, каталогов презентаций, рекомендаций по духовно-нравственной тематике;
- организация внеклассных мероприятий, в том числе кружковой деятельности студентами колледжа в соответствии с планами, как колледжа, так и школы.
4 Обсуждение (Discussion)
Мы убеждены, что совместная работа педагогического колледжа с сельской школой по направлению духовно-нравственного воспитания, несомненно, имеет положительный эффект.
Во-первых, у учеников сельской школы наблюдаются положительные изменения в личностном (стали более доброжелательными, эмоционально отзывчивыми), метапредметном (умеют осуществлять информационный поиск для выполнения заданий по духовно-нравственной проблематике, осмысливать тексты разных стилей и жанров, осознанно выстраивать речевые высказывания, вести диалог); предметном (понимают и осознают основных духовно-нравственные понятия, ценности) планах.
§
§ Во-вторых, наблюдается стабильный интерес у студентов к
<3
^ изучению религиоведческих дисциплин. Обучающиеся к выпуск-
^ ному курсу начинают осознавать важность и необходимость ис-
N пользования полученных духовно-нравственных знаний в обыден-
ной жизни, многие из них переосмысливают собственные взгляды, поведение, отношения. Положительные изменения в студентах подтверждаются исследованиями мотивации их учения в рамках ^ ДПО Религиоведение. Для большинства из них уровень мотивации но составляет 44 %, что соответствует высокому уровню. Отрадно, что
о с
дагогов, совершенствование методического мастерства в духовно-нравственном направлении. Для ряда специалистов участие в планировании, реализации деятельности по духовно-нравственному воспитанию — это раскрытие собственных индивидуальных возможностей, организация ситуаций для профессионального самоопределения, профессионального позиционирования.
5 Заключение (Conclusion)
коррелируется с будущей профессиональной деятельностью ее выпускников. Поэтому от того, насколько студенты будут сами обла-
их будущее и возможное конкурентное преимущество.
низкой мотивации к преподаванию религиоведческих дисциплин у студентов за более чем 10 лет работы не диагностировано. нн
В-третьих, подобная работа позволяет закрыть кадровый дефицит муниципальных территорий в части как преподавания курсов
ОРКСЭ, ОДНКНР и подобных, так и в целом по организации работы Ж
е
по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. де
3
В-четвертых, совместная работа оказывает существенное Й
и
влияние на рост профессионализма учителей сельских школ и педа- о гогов колледжа, на переориентацию профессиональных позиций пе- 3
№
0
о
о
1 о
а
о
д
е с о и
В заключение считаем необходимым отметить, что вся прак- е
да
тика духовно-нравственного воспитания в педагогическом колледже го
г
и ч е с к о г о
дать духовно-нравственными ценностями и инструментарием по ор- о ганизации работы по духовно-нравственному воспитанию, зависит ед
а к о
Библиографический список g
1. Россия испытывает дефицит духовности, - считает глава государства s
g
Владимир Путин / Фома : [сайт]. URL: https://foma.ru/rossiya-ispyityivaet-deficzit- g duxovnosti-schitaet-glava-gosudarstva-vladimir-putin.html (дата обращения: 12.11.2020). ff
а
«о
о
SJ
а kl?
N
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб. : Питер, 2001. - 272 с.
3. Бабурова И. В. Воспитание ценностных отношений школьников в образовательном процессе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Смоленск, 2009. - 44 с.
4. Ильин А. Н. Образование, поверженное реформами : монография. Москва : Университетская книга, 2019. - 392 с.
5. Беляева В. А. Духовно-нравственное воспитание личности в школе и вузе : монография. Рязань : Рязанский гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2007. - 140 с.
6. Щеулова Е. А., Николаева А. Е. Духовно-нравственное воспитание современной молодежи как основа формирования и развития личности [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации : Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». 2016. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/74749 (дата обращения: 12.11.2020).
7. Блинов В. И. Эволюция аксиологических оснований теории и практики образования в России (XVIII-начало ХХ в.). М. : Прометей, 2002. - 232 с.
8. Бодалев А. А. Об управлении развитием отношений // Мир психологии. 1996. № 2. С. 7-15.
9. Власова Т. И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999. - 44 с.
10. Дегтева Л. А. Развитие духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа [Электронный ресурс] // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ 2016. № 3 (6) июль - сентябрь. С. 155-158.
11. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. М. : Издательство «Институт психологии РАН», 2009. - 656 с.
12. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века// Новые ценности образования. М. : Инноватор, 1996. Вып. 6. С. 10-39.
13. Гайсина Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2002. - 37 с.
14. Игнатова В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2000. - 49 с.
15. Метлик И. В., Потаповская О. М., Галицкая И. А. Взаимодействие социальных институтов в духовно-нравственном воспитании детей в российской школе: монография. М. : ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2018. - 240 с.
16. Батышев С. Я. Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М. : Из-во ЭГВЕС, 2009. - 456 с.
виях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2010. - 207 с.
J. Р. Сherkasova
Deputy Director for Teaching and Educational Work,
Cheremkhovo, Irkutsk region, Russia.
E-mail: jannacherkasova@mail. ru
EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH UNDER INTERACTION CONDITIONS OF PEDAGOGICAL COLLEGE AND RURAL SCHOOL
17. Белоконева Е. В. Формирование гуманистических ценностей у студентов медицинских вузов в процессе изучения иностранного языка : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2012. - 21 с.
18. Бондаренко В. И. Формирование духовности будущих специалистов в условиях высшего учебного заведения // Молодой ученый. 2014. № 4 (63). С. 919-923.
19. Васильева Г. С., Владимирова Е. Л., Владимирова С. А. Общество. Культура. Образование: монография. М. : Издательский дом Академии Естествознания, 2017. - 212 с. §
20. Кузнецов В. В. Духовное и нравственное воспитание будущих рабо- ^ чих в системе начального профессионального образования / Вестник Оренбург- 0 ского государственного университета. 2012. № 2. С. 103-108. ^
21. Макарова В. А. Формирование и развитие духовности будущего учи- 8
о
теля в процессе профессиональной подготовки в вузе : дис ... д-ра пед. наук. Ка- » луга, 2001. - 373 с. §
22. Михалец И. В. Психолого-педагогические условия развития духовно- ^
^
нравственных отношений будущих учителей : автореф. дис. ... канд. психол. £
з
наук. Тамбов, 2004. - 24 с. §
§
23. Сорышева С. В. Духовно-нравственное воспитание студентов в усло- ^
о §
ORCID No. 0000-0001-5126-3191 §
3
o ^
State Budgetary Professional Educational Institution of the Irkutsk Region §
o
'Cheremkhovsky Pedagogical College", §
o' s
s f
SPIRITUAL AND MORAL £
t
o'
a
Abstract £
Introduction. The article substantiates the urgency of ad- ^
R
3
dressing the problem of spiritual and moral education of children and youth; provides an overview of the main ideas of modern re- o searchers on the spiritual and moral education of students in sec-
ondary schools and professional organizations. The purpose of the article is to describe the practice of interaction in the spiritual and moral education of a pedagogical college with a rural school.
Materials and methods. The main research methods are: theoretical — analysis and synthesis, study of scientific literature, generalization of pedagogical experience; empirical - observation, testing.
Results. Methods of interaction of a pedagogical college with a rural general education school on spiritual and moral education are described: parallel teaching of the course of ORCE at school and college, conducting hours of communication on spiritual and moral education, consulting work and other activities.
Discussion. It is emphasized that the main results of joint work in the direction of spiritual and moral education are positive changes: for students of a rural school - in personal, meta-subject, subject plans; for students of a pedagogical college - in increasing the motivation to study religious studies; for teaching staff - in the growth of their professional skills; for municipalities - in providing the territory with personnel capable of efficiently carrying out activities on spiritual and moral education.
Conclusion. It is concluded that the practice of spiritual and moral education in a pedagogical college is correlated with the future professional activities of its graduates, which in the future will be their competitive advantage.
Keywords: lack of spirituality; Spiritual and moral education; Foundations of Religious Cultures and Secular Ethics; Additional professional retraining; Religious studies; Personal, meta-subject, subject results.
a
o Highlights:
Presents the main theoretical and methodological ideas on u the problem of spiritual and moral education of students in s schools and professional organizations;
On the example of the Cheremkhovsky pedagogical college and the rural school of the Cheremkhovo region, interaction on the spiritual and moral education of children and youth is described;
Emphasis is placed on the main mechanism of interaction -the parallel teaching of religious studies in a rural secondary school and a pedagogical college.
References
1. Rossiya ispytyvayet defitsit dukhovnosti, - schitayet glava gosu-
tq
darstva Vladimir Putin [Russia is experiencing a lack of spirituality, - said the §
2
a ^
o' s
s a
a s d
o
a
g
head of state Vladimir Putin]. Sayt "Foma" [Website of Russia "Foma"]: Available at: https://foma.ru/rossiya-ispyityivaet-deficzit-duxovnosti-schitaet-glava-gosudarstva-vladimir-putin.html (Accessed: 21.01.2021). (In Russian). g
2. Anan'yev B.G. (2001), O problemakh sovremennogo chelovekoz- £ naniya [On the problems of modern human knowledge]. Izdatel'stvo "Piter", ^
St. Petersburg, 272 p. (In Russian). ^
o
3. Baburova I.V. (2009), Vospitaniye tsennostnykh otnosheniy §
shkol'nikov v obrazovatel'nom protsesse (Avtoreferat dissertatsii na so - §
s
iskaniye uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk) [Education of val- £
ue attitudes of schoolchildren in the educational process (An abstract of a
£
dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences)]. Smolensk, 2
S' s
2
44 p. (In Russian).
4. Ilyin A.N. (2019), Obrazovaniye, poverzhennoye reformami [Obra- n
zovaniye, poverzhennoye reformami]. Monografiya, Izdatel'stvo Universi- ^
o"
tetskaya kniga, Moscow, 392 p. (In Russian). g
5. Belyayeva V.A. (2007), Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye lich- p
nosti v shkole i vuze [Spiritual and moral education of the personality in a
g
school and university]. Monografiya, Izdatel'stvo Ryazanskiy gosudartsven- g
nyy universitet imeni S. A. Yesenina, Ryazan', 140 p. (In Russian). l
6. Shcheulova Ye.A. & Nikolayeva A.Ye. (2016), Dukhovno- l nravstvennoye vospitaniye sovremennoy molodezhi kak osnova formirovaniya c^ i razvitiya lichnosti [Spiritual and moral education of modern youth as the basis for the formation and development of personality]. Elektronnyy nauch- ia
no-prakticheskiy zhurnal "Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i inno- gg
S
vatsii", 12. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/74749 (Ac- ^ cessed: 12.11.2020). (In Russian). l
7. Blinov V.I. (2002), Evolyutsiya aksiologicheskikh osnovaniy teorii i praktiki obrazovaniya v Rossii (XVIII-nachalo XX v.) [Evolution of the axio-logical foundations of the theory and practice of education in Russia (XVIII -early XX century)]. Izdatel'stvo "Prometey", Moscow, 232 p. (In Russian).
8. Bodalev A.A. (1996), Ob upravlenii razvitiyem otnosheniy [On management of the development of relations]. Mir psikhologii, 2. 7-15. (In Russian).
9. Vlasova T.I. (1999), Teoretiko-metodologicheskiye osnovy i praktika vospitaniya dukhovnosti sovremennykh shkol'nikov (Avtoreferat dissertatsii na so-iskaniye uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk) [Theoretical and methodological foundations and practice of upbringing the spirituality of modern schoolchildren (An abstract of a dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences)]. Rostov-na-Donu, 44 p. (In Russian).
10. Degteva L.A. (2016), Razvitiye dukhovno-nravstvennykh tsen-nostey u studentov kolledzha [Development of spiritual and moral values among college students]. Elektronnyy nauchno-metodicheskiy zhurnal Omskogo gosudastvennogo universiteta, 3 (6) (iyul' - sentyabr'), 155-158. (In Russian).
11. Shadrikov V.D. (2009), Ot individa k individual'nosti: Vvedeniye v psikhologiyu [From individual to individuality: An introduction to psychology]. Izdatel'stvo "Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk", Moscow, 656 p. (In Russian).
12. Gazman O.S. (1996), Pedagogika svobody: put' v gumanistich-eskuyu tsivilizatsiyu XXI veka [Pedagogy of freedom: the path to the humanistic civilization of the XXI century]. Novyye tsennosti obrazovaniya, Izdatel'stvo "Innovator", Moscow, 6, 10-39. (In Russian).
13. Gaysina G.I. (2002), Kul'turologicheskiy podkhod v teorii i praktike pedagogicheskogo obrazovaniya (Avtoreferat dissertatsii na so -iskaniye uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk) [Culturological approach in the theory and practice of pedagogical education (An abstract of a dissertation for the degree of Doctor of Pedagogical Sciences)]. Moscow, 37 p. (In Russian).
14. Ignatova V.V. (2000), Pedagogicheskiye faktory dukhovno -tvorcheskogo stanovleniya lichnosti v protsesse sotsializatsii i usloviya ikh
a realizatsii (Avtoreferat dissertatsii na so-iskaniye uchenoy stepeni doktora
vo
§ pedagogicheskikh nauk) [Pedagogical factors of the spiritual and creative
rk
er formation of the individual in the process of socialization and the conditions
^ for their implementation (An abstract of a dissertation for the degree of Doc-
P
>S tor of Pedagogical Sciences)]. Chelyabinsk, 49 p. (In Russian).
15. Metlik I.V., Potapovskaya O.M., Galitskaya I.A. (2018), Vzai-modeystviye sotsial'nykh institutov v dukhovno-nravstvennom vospitanii de-tey v rossiyskoy shkole [Interaction of social institutions in the spiritual and moral education of children in the Russian school]. Monografiya, Iz-datel'stvo Federal'noye gosudarstvennoye byudzhetnoye nauchnoye uchrezhdeniye "Institut izucheniya detstva, sem'i i vospitaniya Rossiyskoy akademii obrazovaniya", Moscow, 240 p. (In Russian).
16. Edrs.: Batyshev S.Ya., Novikov A.M. (2009), Uchebnik dlya stu- f
dentov, obuchayushchikhsya po pedagogicheskim spetsial'nostyam i naprav- §
d
leniyam [Textbook for students studying in pedagogical specialties and direc- ^
tions]. Izdatel'stvo "EGVES", Moscow, 456 p. (In Russian). f
—-4
17. Belokoneva Ye.V. (2012), Formirovaniye gumanisticheskikh tsen- &
s
nostey u studentov meditsinskikh vuzov v protsesse izucheniya inostrannogo f
i
yazyka (Avtoreferat dissertatsii na so-iskaniye uchenoy stepeni kandidata §
o
g
I
§
pedagogicheskikh nauk) [Formation of humanistic values among students of ^ medical universities in the process of studying a foreign language (Abstract of dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences)]. Yelets,
21 p. (In Russian). §
g
18. Bondarenko V.I. (2014), Formirovaniye dukhovnosti budushchikh o spetsialistov v usloviyakh vysshego uchebnogo zavedeniya [Formation of spirituality of future specialists in the conditions of a higher educational in- g stitution]. Molodoy uchenyy, 4 (63), 919-923. (In Russian). i
19. Vasil'yeva G.S., Vladimirova Ye.L., Vladimirova S.A. (2017), |
a
Obshchestvo. Kul'tura. Obrazovaniye [Society. Culture. Education]. Mono- g grafiya, Izdatel'stvo Izdatel'skiy dom Akademii Yestestvoznaniya, Moscow, 212 p. (In Russian). s
20. Kuznetsov V.V. (2012), Dukhovnoye i nravstvennoye vospitaniye budushchikh rabochikh v sisteme nachal'nogo professional'nogo obrazovani-
i i
o' §
s ff
ya [Spiritual and moral education of future workers in the system of primary 5
vocational education]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universi- ja teta, 2, 103-108. (In Russian). i
a
21. Makarova V.A. (2001), Formirovaniye i razvitiye dukhovnosti 1
O
budushchego uchitelya v protsesse professional'noy podgotovki v vuze (Dis- 1
¡5
sertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni doktora pedagogicheskikh nauk) 5
[Formation and development of spirituality of the future teacher in the pro- g cess of professional training at the university (A dissertation for the degree
a
of Doctor of Pedagogical Sciences)]. Kaluga, 373 p. (In Russian).
22. Mikhalets I.V. (2004), Psikhologo-pedagogicheskiye usloviya ^
o
razvitiya dukhovno-nravstvennykh otnosheniy budushchikh uchiteley 1
(Avtoreferat dissertatsii na so-iskaniye uchenoy stepeni kandidata psikholog-icheskikh nauk) [Psychological and pedagogical conditions for the development of spiritual and moral relations of future teachers (Abstract of dissertation for the degree of candidate of psychological sciences)]. Tambov, 24 p. (In Russian).
23. Sorysheva S.V. (2010), Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye stu-dentov v usloviyakh innovatsionnoy sredy uchrezhdeniy srednego profession-al'nogo obrazovaniya (Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk) [Spiritual and moral education of students in an innovative environment of institutions of secondary vocational education (A dissertation for the degree of candidate of pedagogical Sciences)]. Yakutsk, 207 p. (In Russian).
a v o s
srka
e
6 S