Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности: к проблеме осмысления терминологии'

Педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности: к проблеме осмысления терминологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL SUPPORT / PEDAGOGICAL AID / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL / PEDAGOGICAL TERMINOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дивногорцева Светлана Юрьевна, Атрощенко Светлана Аскольдовна, Машарова Ксения Сергеевна

В течение последнего десятилетия актуальной инновационной задачей для российской школы является организация духовно-нравственного воспитания и развития личности. Изучение научных позиций российских ученых в понимании смысла и сущности понятий «духовность», «нравственность», «развитие» позволило авторам статьи обобщить светский и религиозный подходы, рассмотрев феномен духовно-нравственного развития личности, как поиск и обретение человеком форм духовного и нравственного бытия, в результате которых происходят качественные изменения в его личностных характеристиках, миросозерцании и деятельности. Отталкиваясь от этого определения, авторы статьи предлагают в качестве основного метода воспитания, направленного на развитие духовных и нравственных характеристик личности, педагогическое сопровождение. Цель статьи выявление различных аспектов научно-педагогического осмысления понятия «педагогическое сопровождение» относительно проблемы духовно-нравственного развития личности. Ее выполнение основано на использовании теоретических методов исследования анализе и сопоставлении таких понятий, как «педагогическое сопровождение» и схожего с ним, наиболее часто встречающегося в педагогических словарях, «педагогическая поддержка». В результате авторы статьи пришли к выводу о том, что педагогическое сопровождение, в отличие от педагогической поддержки, носящей фрагментарный характер, является пролонгированным методом воспитания, применение которого в наибольшей степени отвечает задачам духовно-нравственного развития личности. Результатом работы стало изложение подхода авторов к процессуальному наполнению феномена педагогического сопровождения духовно-нравственного развития личности, определение данного понятия в широком и узком смыслах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дивногорцева Светлана Юрьевна, Атрощенко Светлана Аскольдовна, Машарова Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support of the spiritual and moral development of an individual: to the problem of understanding terminology

Over the past decade, an urgent innovative task for the Russian school has been the institution of spiritual and moral education and personal development. The study of the scientific positions of Russian scientists in understanding the meaning and essence of the concepts of “spirituality”, “morality”, “development” allowed the authors of the article to generalize secular and religious approaches, considering the phenomenon of the individual's spiritual and moral development as a search and acquisition by the individual of forms of spiritual and moral being, as a result of which there are qualitative changes in their personal characteristics, world outlook and activity. Based on this definition, the authors of the article propose pedagogical support as the main method of education aimed at developing the spiritual and moral characteristics of the individual. The purpose of the article is to identify various aspects of the scientific and pedagogical understanding of the concept of “pedagogical support” regarding the problem of the spiritual and moral development of the individual. Its implementation is based on the use of theoretical research methods the analysis and comparison of concepts such as “pedagogical support” and a similar term that is most often found in pedagogical dictionaries “pedagogical support”. The authors of the article concluded that pedagogical support, in contrast to pedagogical aid, which is fragmented in nature, is a prolonged method of education, the use of which most closely meets the tasks of the spiritual and moral development of the individual. The result of the work was a presentation of the authors' approach to the process filling of the pedagogical support phenomenon of the individual's spiritual and moral development, the definition of this concept in a broad and narrow sense.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности: к проблеме осмысления терминологии»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-04/ Дата публикации: 31.08.2019 УДК 371.487

С. Ю. Дивногорцева, С. А. Атрощенко, К. С. Машарова

Педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности: к проблеме осмысления терминологии

В течение последнего десятилетия актуальной инновационной задачей для российской школы является организация духовно-нравственного воспитания и развития личности. Изучение научных позиций российских ученых в понимании смысла и сущности понятий «духовность», «нравственность», «развитие» позволило авторам статьи обобщить светский и религиозный подходы, рассмотрев феномен духовно-нравственного развития личности, как поиск и обретение человеком форм духовного и нравственного бытия, в результате которых происходят качественные изменения в его личностных характеристиках, миросозерцании и деятельности. Отталкиваясь от этого определения, авторы статьи предлагают в качестве основного метода воспитания, направленного на развитие духовных и нравственных характеристик личности, педагогическое сопровождение. Цель статьи - выявление различных аспектов научно-педагогического осмысления понятия «педагогическое сопровождение» относительно проблемы духовно-нравственного развития личности. Ее выполнение основано на использовании теоретических методов исследования - анализе и сопоставлении таких понятий, как «педагогическое сопровождение» и схожего с ним, наиболее часто встречающегося в педагогических словарях, - «педагогическая поддержка». В результате авторы статьи пришли к выводу о том, что педагогическое сопровождение, в отличие от педагогической поддержки, носящей фрагментарный характер, является пролонгированным методом воспитания, применение которого в наибольшей степени отвечает задачам духовно-нравственного развития личности. Результатом работы стало изложение подхода авторов к процессуальному наполнению феномена педагогического сопровождения духовно-нравственного развития личности, определение данного понятия в широком и узком смыслах.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, духовно-нравственное развитие личности, педагогическая терминология

Ссылка для цитирования:

Дивногорцева С. Ю., Атрощенко С. А., Машарова К. С. Педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности: к проблеме осмысления терминологии // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 21-32. сЬк 10.32744/р$е.2019.4.2

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-04/ Accepted: 16 June 2019 Published: 31 August 2019

S. Yu. DlVNOGORTSEVA, S. A. ATROSHCHENKO, K. S. MASHAROVA

Pedagogical support of the spiritual and moral development of an individual: to the problem of understanding terminology

Over the past decade, an urgent innovative task for the Russian school has been the institution of spiritual and moral education and personal development. The study of the scientific positions of Russian scientists in understanding the meaning and essence of the concepts of "spirituality", "morality", "development" allowed the authors of the article to generalize secular and religious approaches, considering the phenomenon of the individual's spiritual and moral development as a search and acquisition by the individual of forms of spiritual and moral being, as a result of which there are qualitative changes in their personal characteristics, world outlook and activity. Based on this definition, the authors of the article propose pedagogical support as the main method of education aimed at developing the spiritual and moral characteristics of the individual. The purpose of the article is to identify various aspects of the scientific and pedagogical understanding of the concept of "pedagogical support" regarding the problem of the spiritual and moral development of the individual. Its implementation is based on the use of theoretical research methods - the analysis and comparison of concepts such as "pedagogical support" and a similar term that is most often found in pedagogical dictionaries - "pedagogical support". The authors of the article concluded that pedagogical support, in contrast to pedagogical aid, which is fragmented in nature, is a prolonged method of education, the use of which most closely meets the tasks of the spiritual and moral development of the individual. The result of the work was a presentation of the authors' approach to the process filling of the pedagogical support phenomenon of the individual's spiritual and moral development, the definition of this concept in a broad and narrow sense.

Key words: pedagogical support, pedagogical aid, spiritual and moral development of the individual, pedagogical terminology

For Reference:

Divnogortseva, S. Yu., Atroshchenko, S. A., & Masharova, K. S. (2019). Pedagogical support of the spiritual and moral development of an individual: to the problem of understanding terminology. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 40 (4), 21-32. doi: 10.32744/ pse.2019.4.2

_Введение

а сегодняшний день в российском образовании приоритетными направлениями инновационных изменений и исследований считаются не только вопросы повышения качества обучения и формирования компетенций обучающихся, но и проблемы духовно-нравственного развития, воспитания личности. Методологической основой выстраивания содержания современного образования стала принятая в 2009 году «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [9]. Однако, как показали многочисленные наблюдения, проведенные авторами статьи в общеобразовательных школах и вузах, реализация Концепции проходит с затруднениями, вызванными разногласиями педагогического сообщества в понимании процессов духовного и нравственного развития и воспитания личности, отсутствием необходимой педагогической подготовки или нежеланием педагогов посвящать свое время и силы воспитанию детей, ссылаясь на воспитательные функции семьи. Эти три основные проблемы, на наш взгляд, решаемы при условии разъяснения и четкого определения для педагогов понятий «духовно-нравственное развитие и воспитание», характеристике принципов, методов и способов их работы, в том числе деятельности по педагогическому сопровождению учащихся.

В настоящей статье предлагается рассмотреть и выявить различные аспекты научно-педагогического осмысления понятия «педагогическое сопровождение» относительно проблемы духовно-нравственного развития личности.

Понятие «педагогическое сопровождение» вошло в научное поле отечественной педагогической мысли с 90-х годов ХХ века. Обращение с ключевым словосочетанием «педагогическое сопровождение» к каталогу диссертаций Российской государственной библиотеки позволило выявить, начиная с 2004 года, около 270 диссертационных исследований по этой теме, а в каталоге статей Российского индекса научного цитирования - 141 982 публикации. Наше внимание к проблеме педагогического сопровождения духовно-нравственного развития личности не случайно. В ходе многолетнего исследования феномена «духовно-нравственное воспитание» в контексте религиозной (православной) культурной традиции поиск адекватных для его эффективной реализации средств и методов привел нас к понятию педагогического сопровождения. В результате была предпринята попытка подробного анализа этих и других, схожих с ними, понятий, их возникновения, развития, смыслового наполнения.

_Материалы и методы

Материалами исследования послужили следующие источники: словари и справочники, научные разработки ученых, представленные в диссертационных исследованиях, статьях; научно-методическая литература по вопросам педагогики. В качестве методов исследования были использованы: анализ литературы, систематизация теоретических данных, понятийно-терминологический анализ для разработки понятийного аппарата, сравнительно-сопоставительный анализ, структурно-частотный анализ.

_Результаты исследования

В результате анализа понятия «педагогическое сопровождение» были выявлены: определенные расхождения в его трактовке и активном использовании; практически полное отсутствие фиксации в отечественных словарях. Относительно проблемы педагогического сопровождения духовно-нравственного развития личности установлено, что на сегодняшний день оно не является предметом широкого научного интереса, что входит в противоречие с требованиями практической педагогической деятельности. Авторами статьи предложен собственный подход к смысловому и процессуальному наполнению феномена педагогического сопровождения духовно-нравственного развития личности.

_Обсуждение результатов

Для разъяснения понятия «педагогическое сопровождение» прежде всего обращаемся к педагогическим словарям и справочникам, делая запрос на слово «сопровождение» и словосочетание «педагогическое сопровождение». Среди определений слова «сопровождать» в словаре С.И. Ожегова находим: «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [16]. Просмотр около десяти словарей педагогических терминов [15; 1; 18; 12 и др.] результатов не дал. Лишь в одном из них было обнаружено определение понятия «педагогическое сопровождение». Авторы соответствующей статьи отмечают, что это понятие неразрывно связанное с другим - «педагогическая поддержка»; последнее, в свою очередь, «многие исследователи рассматривают как стратегию и тактику образования XXI в.» [17, с. 144]. «Педагогическое сопровождение, - отмечается в статье словаря, - входит в систему понятий «педагогики поддержки» - одной из современных педагогических парадигм» [17, с. 144]. Также авторы статьи словаря склонны считать педагогическое сопровождение как одну их форм педагогической поддержки, применяемую к старшеклассникам. По их мнению, «понятие «педагогическое сопровождение» наиболее активно применяется в связи с профессиональным самоопределением школьников. С позиции социально-профессионального самоопределения педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей». В то же время авторы статьи указывают, что «педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение - разные формы педагогической деятельности, объединяет их то, что они ориентированы на развитие индивидуальности», а «чтобы почувствовать процесс в его общем и особенном» предлагается «расставить акценты в педагогической деятельности по возрастным группам: забота - малышам, помощь - младшим, поддержка - подросткам, сопровождение - старшеклассникам». Согласно позиции авторов получается, что «педагогическая поддержка постепенно перерастает в педагогическое сопровождение» [17, с. 144-145]. Анализ подхода авторов к определению данного понятия выявляет противоречие в их позиции, поскольку в одном месте они отмечают, что педагогическое сопровождение есть одна из форм педагогической поддержки, а далее утверждают, что поддержка плавно переходит в сопровождение. Кроме того, на наш взгляд, авторами сужен объем понятия, поскольку

в педагогическом сопровождении, безусловно, нуждается не только процесс профессионального самоопределения.

Обращаемся к словарям за разъяснением понятия «педагогическая поддержка». Отметим, что данное понятие, в отличие от «педагогического сопровождения» встретилось нами в большей половине из десяти просмотренных словарей. Чтобы не приводить все найденные определения, отметим наиболее часто упоминаемые авторами характеристики рассматриваемого понятия. Как правило, авторы отмечают, что педагогическая поддержка - это деятельность профессиональных педагогов и психологов (или социальных педагогов, если речь, например, идет о близком понятии «социально-педагогическая поддержка» [24]) по оказанию превентивной и (или) оперативной помощи детям (также упоминаются подростки и семьи), как правило, в решении их различного рода индивидуальных проблем, связанных с обучением, коммуникацией, физическим и (или) психическим здоровьем и проч. [12; 18; 24; 27]. В словаре Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова дано еще одно, отличное от всех просмотренных, определение педагогической поддержки, которая включает «помощь учителям и родителям в преодолении социальных, психологических и личностный трудностей» [12, с. 256], представляет собой «процесс совместного с ребенком определения его

f W V V V /

собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем)...» [12, с. 256].

Отметим, что в англоязычной литературе нами также найдено употребление термина «педагогическая поддержка» (Pedagogical Support) (употребление термина «педагогическое сопровождение» обнаружить не удалось). Например, в «Glossary of statistical terms» находим понятие «pedagogical support for students» (педагогическая поддержка студентов). В статье поясняется, что педагогической поддержкой занимаются профессиональные сотрудники, которые предоставляют услуги студентам в освоении ими учебных программ [8]. Термин «педагогическая поддержка» употребляется также в отношении развития каких-либо качеств личности или особых социальных групп: например, педагогическая поддержка саморазвития личности одаренных подростков) [28]; педагогическая поддержка при подготовке аспирантов как преподавателей колледжа (диссертация на соискание ученой степени доктора наук, Университет Северной Дакоты) [29]. В диссертации на соискание ученой степени доктора наук (издана в Королевском технологическом институте Швеции), посвященной проблемам компьютерных наук, указанная терминология употреблена по отношению не к учащимся, а способу обучения (Pedagogical support vector learning) [30]. Устная консультация по проблеме употребления терминов «педагогическое сопровождение» или «педагогическая поддержка» с доктор философии в области образования, научным координатором Высшей школы окружающей среды Католического университета Святого Сердца (Милан, Италия) А. Висши помогла выяснить, что в итальянском педагогическом словаре данная терминология отсутствует; употребляются термины «consulenza pedagogica» в значении «педагогический совет» применительно для различных областей педагогического знания и практики, а также «supporto didattico» (учебная поддержка), означающий инструментарий в деятельности педагога.

Таким образом, можно констатировать, что в отличие от понятия «педагогическая поддержка» термин «педагогическое сопровождение» пока еще не зафиксирован в основной массе педагогических словарей при наличии в России достаточно большого количества научных работ по проблеме педагогического сопровождения, авторы которых так или иначе определяют это понятие и исследуют различные аспекты педа-

готического сопровождения. Прежде всего, о педагогическом сопровождении говорят относительно проблемы личностных изменений: самоопределения школьников [22], социализации [14], развития различных психических процессов [11], старения [7] и проч., изучая всевозможные категории лиц разного возраста: семьи [13], детей с нарушениями здоровья [25], подростков с нарушениями поведения [26], одаренных детей [23], детей-сирот и оставшихся без попечения родителей [5] и проч., как правило, включенных в различные виды образовательной деятельности [3; 23; 26].

Наличие такой вариативности объектов и направлений педагогического сопровождения свидетельствует о том, что эта проблема актуальная, комплексная, касающаяся не только образовательных учреждений, но и семьи, учреждений внешкольного образования и проч., а деятельность по педагогическому сопровождению может носить пролонгированный характер. Ряд научных работ оперирует термином «психолого-педагогическое сопровождение», которое в 1998 году на Первой всероссийской конференции специалистов системы сопровождения было определено, как «особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития в условиях образовательного процесса» [25, с.12]. Имеются исследования, в которых под сопровождением понимается метод, «обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора» и предполагающий «взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого...» [5, с. 54]. В.Ю. Ромайкин рассматривает сопровождение как процесс, содержащий комплекс целенаправленных психолого-педагогических действий, обеспечивающих включенность ребенка в различные события и стимулирующих его развитие на основе рефлексии происходящего [21, с.89]. Л.В. Байбородова и М.И. Рожков под психолого-педагогическим сопровождением понимают процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи личности и систему корректирующих воздействий на нее [4, с.93]. М.Р. Битянова и ряд других исследователей склонны рассматривать психолого-педагогическое сопровождение как вид профессиональной деятельности педагога-психолога. Указанный автор разработала теорию сопровождения и модель соответствующей деятельности школьного психолога. Она определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного обучения и развития [6].

В фокусе внимания также целого ряда других исследований находится феномен «социально-педагогического сопровождения», которое, по мнению М.И. Рожкова, направлено на поддержку ребенка в построении им своих социальных отношений, на обучение ребенка новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации. Указанный автор считает, что «воспитание и социально-педагогическое сопровождение диалектически связаны между собой. Социально-педагогическое сопровождение он называет фактором воспитания и отмечает, что работа механизма воспитывающих влияний невозможна без социально-педагогического сопровождения, предполагающего не решение проблемы за кого-то, но стимулирование самостоятельности личности в принятии решения» [Цит. по: 23, с.32].

Что касается термина «педагогическое сопровождение», как правило, в научных работах дается определение педагогического сопровождения какого-либо процесса - профессионального саморазвития, дистанционного обучения, адаптации личности и т.п. Проведенный структурно-частотный анализ выявил следующие наиболее часто употребляемые исследователями общие характеристики понятия «педагогическое со-

провождение» и соответствующей деятельности: создание оптимальных условий для развития тех или иных качеств, деятельность по оказанию адекватной помощи и поддержки в решении возникающих проблем, нейтрализация (либо коррекция) имеющихся факторов, негативно влияющих на те или иные качества, процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поддержки в освоении того или иного опыта или приобретения того или иного качества, создание благоприятных условий для этого, предполагающие свободу выбора сопровождаемого. Таким образом, идя вслед за большинством исследователей, мы согласились с тем, что определять значение понятия «педагогическое сопровождение» необходимо по отношению к исследуемому явлению или процессу; считаем, что педагогическое сопровождение является одним из пролонгированных методов воспитания, включающих в себя педагогическую поддержку как прием воспитания, использование которого необходимо при возникновении у сопровождаемой в процессе воспитания личности проблем.

Поскольку нас интересует процесс духовно-нравственного развития личности, то далее мы будем характеризовать феномен педагогического сопровождения этого процесса. Отметим, что ряд исследователей уже занимались исследованием проблемы педагогического сопровождения духовного и нравственного развития личности. Так, например, в исследовании Н.Л. Полторацкой совершенно верно, на наш взгляд утверждается, что «каждый человек - потенциально нравственная личность», требующая педагогического сопровождения в нравственном воспитании, понимаемом автором работы как «взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на оказание помощи и поддержки в разрешении нравственно-духовных и личностных проблем сопровождаемого, непрерывное и последовательное обеспечение возможности для его продуктивного нравственного роста» [19, с.7].

Е.О. Бабич, исследуя особенности социально-педагогического сопровождения нравственного воспитания обучающихся в системе начального профессионального образования, отметила, что это субъект-субъектные и субъект-объектные продолжительные взаимодействия с целью приобщения к ресурсам социальных институтов, к социальной деятельности, социальным отношениям, имеющие своей целью формирование социальной активности личности через включение воспитанников в социально значимую деятельность [3, с.9-11].

В работе В.А. Айрапетовой утверждается, что педагогическое сопровождение есть «новая содержательная и организационно-управленческая функция гуманизации воспитания», «форма партнерского взаимодействия, в процессе которого согласуются смыслы духовной деятельности и создаются условия для формирования личностной позиции» [2, с.6].

Н.В. Пояркова среди сущностных характеристик педагогического сопровождения профессионально-нравственного становления личности выделила такие, как: «опосредованный характер педагогической помощи», «диалогический характер», «ситуационный характер», «взаимодействие на субъект-субъектной основе», включающее «создание благоприятного эмоционального фона», консультирование, поощрение самостоятельности, возвышение достоинства личности, «реализацию разнообразных форм профессионально-нравственного поведения», рефлексию [20, с. 10-11].

В целом поиск научных работ по проблеме педагогического сопровождения духовно-нравственного развития личности показал их немногочисленность и в основном акцентирование внимания авторов на нравственных аспектах воспитания личности. В этой связи перед нами встала задача определиться с пониманием смысла и сущности

духовно-нравственного развития личности, а также выяснить, насколько необходим для этого метод педагогического сопровождения.

Интерес в течение довольно длительного периода времени одного из авторов этой статьи к проблемам духовности, нравственности, религии, культуры, воспитания и их взаимодействию позволил обобщить изыскания в ряде научных работ. Так, в одной из них, было резюмировано, что существует два основных подхода к определению понятия «духовность». Один из них - так называемый светский - «под духовностью понимает имеющийся у человека запас знаний, умение вести себя, его культуру, интеллект, ум, стремление жить не одними лишь материальными интересами, но проявление интереса к музыке, театру, литературе и проч. Духовность с этой точки зрения - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности, потребности познания и альтруизма». С точки зрения другого мировоззренческого подхода, изложенного в работах по теологии, религиозной философии и педагогике, «духовность - понятие более широкое, включающее в себя любовь к ближнему, внутреннюю свободу личности и проч. проявления, основанные на религиозных ориентациях». Духовность человека здесь «определяется силой его устремленности к Богу, степенью познания Бога и готовностью к исполнению Его воли». Одновременно была выделена и та общая основа, которая объединяет два выше указанных подхода: духовность есть ключевое звено механизма принятия решений и доминанта поведения человека; она представляет собой причину всего того, что с человеком происходит; духовность подлежит развитию вследствие воспитательных влияний; она взаимосвязана с нравственностью личности. Нравственность была охарактеризована как внешнее проявление духовности личности, как ее способность действовать в соответствии со своими духовными началами. Нравственные нормы и принципы нравственной деятельности получают идейное обоснование в категориях духовности. Нравственность, таким образом, характеризует «горизонтальные» (социальные) отношения личности, ее взаимодействие с другими личностями и обществом в целом [10].

Развитие, рассматриваемое как общая философская категория трактуется как «необратимое, направленное, закономерное изменение» объекта [15, с.183], согласно словарю С.И. Ожегова - «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему» [16]. В этом контексте, а также учитывая приведенное выше понимание понятий духовности и нравственности, духовно-нравственное развитие будем понимать, как поиск и обретение человеком форм духовного и нравственного бытия, в результате которых происходят качественные изменения в его личностных характеристиках, миросозерцании и деятельности. Отметим, что духовно-нравственное развитие личности не предполагает прямого управления со стороны педагогов или родителей, поскольку духовность и нравственность как качества личности могут быть приняты и развиты только в порядке личного выбора, личных волевых усилий, но при организации особого рода воспитательной деятельности с использованием пролонгированного метода - педагогического сопровождения. При этом основная задача, которая стоит перед педагогом, применяющим этот метод, с одной стороны, организовать для духовно-нравственного развития личности педагогически целесообразную целостную воспитательную среду, сочетая коллективные формы работы с индивидуальными, создавая оптимальные межлич-

ностные отношения взаимодействия, учитывая необходимость свободы выбора и стимулируя осознанный нравственный выбор со стороны сопровождаемого. С другой стороны, принимая во внимание, что каждая личность несет в себе положительный потенциал, но одновременно отрицательные наклонности и качества, важно при организации педагогического сопровождения духовно-нравственного развития личности проводить работу по корректировке и исправлению «недостатков» личности, вести поиск скрытых ресурсов индивида, что предполагает погруженность в реальную жизнь человека, особые отношения между участниками педагогического процесса. Педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности предполагает использование таких приемов воспитания, как заинтересованное наблюдение, консультирование, личностное участие, индивидуальная помощь, поддержка личности. И та, и другая задачи в конечном итоге должны вести к свободному принятию личностью духовно-нравственных норм взаимодействия с собой и окружающим миром.

Постановка такого рода двуединой задачи в деятельности педагогического сопровождения духовно-нравственного развития личности влечет за собой понимание этого феномена в широком и узком смыслах. В широком смысле педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности - это подсистема образовательной системы школы, вуза, учреждения дополнительного образования и т.п., в контексте которой реализуется специальная деятельность преподавательского состава. В узком смысле - непосредственная фасилитативная деятельность педагога по отношению к обучающимся, помощь им и их поддержка в сложных жизненных обстоятельствах. И в том, и в другом случае педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности необходимо рассматривать как систему действий и мероприятий, обеспечивающую создание необходимых и достаточных условий перехода от позиции управления воспитанием к активизации собственных духовных и нравственных ресурсов и потенциалов личности, что требует от педагога выполнений функций стимуляции, поддержки, регуляции, коррекции, фасилитации, направленных на актуализацию мотива как системообразующего компонента духовного и нравственного развития личности.

Заключение

Вследствие проведенного структурно-частного и понятийно-терминологического анализа удалось прийти к двум определениям понятия «педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности». Согласно первому определению, трактующему данное понятие в широком смысле, педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности есть подсистема образовательной системы учебных учреждений, представляющая собой целенаправленную, заранее спланированную, непрерывную, комплексную деятельность преподавательского состава, направленную на включение обучающихся в такого рода события и социальные отношения, которые способствуют стимулированию их личностного самостоятельного поиска и обретению форм духовного и нравственного бытия, качественным изменениям в их личностных характеристиках, миросозерцании и деятельности. Во втором, узком смысле, педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности мы понимаем как непосредственную фасилитативную индивидуальную деятельность педагога по отношению к обучающемуся, включающую поиск ресурсов

духовно-нравственного развития ребенка, поддержку в сложных жизненных обстоятельствах, нейтрализацию и (или) коррекцию факторов, негативно влияющих на духовно-нравственное развитие личности, диалог, направленный на создание условий для формирования личностной позиции по принятию сопровождаемым оптимальных нравственно-ориентированных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

2. Айрапетова В.А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 20 с.

3. Бабич Е.О. Социально-педагогическое сопровождение нравственного воспитания учащихся учреждений начального профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 23 с.

4. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: учебно-методическое пособие. Ярославль: Академия развития, 2003. 256 с.

5. Бережная О.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот как средство их социализации: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. 191 с.

6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 2000. 298 с.

7. Гогицаева О.У.. Педагогическое сопровождение старения: дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2005. 225 с.

8. Глоссарий статистических терминов ОЭСР. URL: https://stats.oecd.org/glossary/detail.asp?ID=2031 (дата обращения: 15.03.2019).

9. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.

10. Дивногорцева С.Ю. Модель духовно-нравственного воспитания личности // Педагогическое образование и наука. 2016. № 4. С. 58-64.

11. Карелина И.О. Педагогическое сопровождение ребенка в процессе развития у него понимания и вербализации эмоциональных состояний: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2004. 208 с.

12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. 448 с.

13. Коряковцева О.А. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи: дис. ... канд .пед наук. Кострома, 2002. 154 с.

14. Кривулина Т.В. Особенности готовности будущих педагогов к педагогическому сопровождению социализации детей с ограниченными возможностями // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 4. С. 343-346.

15. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.

16. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка// URL: http://www.ozhegov.com/words/33752.shtml (дата обращения: 12.03.2019).

17. Педагогический словарь: справочное издание / авт.-сост. И.П. Андриади, С.Ю. Темина. М.: ИНФРА, 2016. 224 с.

18. Педагогический словарь: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др. // Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Изд. Центр «Академия», 2008. 352 с.

19. Полторацкая Н.Л. Педагогическое сопровождение нравственного воспитания личности в научном наследии П.Д. Юркевича: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2006. 22 с.

20. Пояркова Н.В. Педагогическое сопровождение профессионально-нравственного становления будущего учителя в педагогическом колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009. 27 с.

21. Ромайкин В.Ю. Формирование воспитывающей среды кадетского корпуса: дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2004. 254 с.

22. Сапожникова Т.Н. Модель подготовки специалистов к педагогическому сопровождению жизненного самоопределения старшеклассников // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2009. № 11. С. 59-62.

23. Сидорина Н.А. Социально-педагогическое сопровождение развития одаренности подростков в детском оздоровительном лагере: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006. 226 с.

24. Словарь педагогического обихода: основные термины и понятия по общей и социальной педагогике / под ред. С.Н. Тихомирова. М.: Московский университет МВД России, 2012. 120 с.

25. Тютина Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей, больных туберкулезом: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. 184 с.

26. Уфаев К.В. Социально-педагогическое сопровождение подростков с нарушениями общения в условиях общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 149 с.

27. Яровова Т.В. Словарь педагогических терминов. Одинцово: АНОО ВПО ОГИ, 2013. 313 с.

28. Bevz O. Pedagogical Support of Personality Self-Development of Gifted Adolescents in Ukrainian and The USA Schools // The Advanced Science Journal. 2011. Issue 1. pp. 47-51.

29. Emmel B. H. Perceptions of GTAs about their graduate teaching experiences: The effects of pedagogical support/ mentoring. (Doctoral dissertation, The University of North Dakota). 2002. Available at: http://search.proquest. com/docview/305516947?accountid=27313 (дата обращения: 18.08.2019)

30. Stockholms, Kungl & Roobaert, Danny & Tekniska Hgskolan, Kungl. Pedagogical Support Vector Learning - A Pure Learning Approach to Object Recognition. 2001.

REFERENCES

1. Azimov E.G., Schukin A.N. A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching). Moscow, Publishing house of IKAR, 2009. 448 p. (in Russ.)

2. Ayrapetova V.A. Pedagogical support of the spiritual formation of high school students in the process of their introduction to the Russian art culture: Abstract Diss PhD Ped. Sci., Saint-Petersburg, 2005. 20 p. (in Russ.)

3. Babich E.O. Socio-pedagogical support of moral education of students of primary vocational education institutions: Abstract Diss PhD Ped. Sci., Moscow, 2012. 23 p. (in Russ.)

4. Bayborodova L.V., Rozhkov M.I. Educational work in a children's country camp: a teaching aid. Yaroslavl, Development Academy Publ., 2003.256 p. (in Russ.)

5. Berezhnaya O.V. Psychological and pedagogical support of orphans as a means of their socialization: Diss PhD Ped. Sci., Stavropol, 2005. 191 p. (in Russ.)

6. Bityanova M.R. Organization of psychological work at school. Moscow, Genesis Publ., 2000. 298 p. (in Russ.)

7. Gogitsaeva OU. Pedagogical support of aging: Diss PhD Ped. Sci., Vladikavkaz, 2005. 225 p. (in Russ.)

8. OECD Glossary of Statistical Terms. Available at: https://stats.oecd.org/glossary/detail.asp?ID=2031 (accessed March 15, 2019).

9. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia. Moscow, Education Publ., 2009. 23 p. (in Russ.)

10. Divnogortseva S.Yu. Model of spiritual and moral education of a person. Pedagogical education and science. 2016. no. 4. pp. 58-64. (in Russ.)

11. Karelina I.O. Pedagogical support of the child in the process of developing his understanding and verbalization of emotional states: Diss PhD Ped. Sci., Yaroslavl, 2004. 208 p. (in Russ.)

12. Kodzhaspirova G.M., Kodjaspirov A.Yu. Dictionary of pedagogy. Moscow, ICC "Mart"; Rostov-on-Don, Publ. Center "Mart", 2005. 448 p. (in Russ.)

13. Koryakovtseva O.A. Socio-pedagogical support of a young family: Diss PhD Ped. Sci., Kostroma, 2002. 154 p.

14. Krivulina T.V. Features of the readiness of future teachers for pedagogical support of the socialization of children with disabilities. Bulletin of the Kostroma State University named after O. N. Nekrasov. 2009, vol. 15, no. 4. pp. 343-346. (in Russ.)

15. Novikov A.M. Pedagogy: a dictionary of a system of basic concepts. Moscow, IET Publishing Center, 2013. 268 p. (in Russ.)

16. Ozhegov S.I. Explanatory Dictionary of the Russian Language. Available at: http://www.ozhegov.com/words/33752. shtml (accessed 12 March 2019). (in Russ.)

17. Pedagogical Dictionary: reference edition / Ed. I.P. Andriadi, S.Yu. Temina. Moscow, INFRA Publ., 2016. 224 p. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Pedagogical Dictionary: a training manual for students. higher textbook. institutions / V.I. Zagvyazinsky, A.F. Zakirova, T.A. Strokova et al. // Ed. V.I. Zagvyazinsky, A.F. Zakirova. Moscow, Publishing. Center "Academy", 2008. 352 p. (in Russ.)

19. Poltoratskaya N.L. Pedagogical support of moral education of the personality in the scientific heritage of P.D. Yurkevich: Abstract Diss PhD Ped. Sci., Smolensk, 2006. 22 p. (in Russ.)

20. Poyarkova N.V. Pedagogical support of professional and moral formation of a future teacher in a teacher training college: Abstract Diss PhD Ped. Sci., Volgograd, 2009. 27 p. (in Russ.)

21. Romaykin V.Yu. The formation of the educational environment of the cadet corps: Abstract Diss Doctor Ped. Sci.,. Yaroslavl, 2004. 254 p. (in Russ.)

22. Sapozhnikova T.N. A model of training specialists for the pedagogical support of life self-determination of high school students. Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant. Series: Philology, pedagogy, psychology. 2009. no. 11. pp. 59-62. (in Russ.)

23. Sidorina N.A. Social and pedagogical support for the development of giftedness of adolescents in a children's recreation camp: Diss PhD Ped. Sci.,. Kostroma, 2006. 222 p. (in Russ.)

24. Dictionary of pedagogical use: basic terms and concepts in general and social pedagogy / ed. S.N. Tikhomirova. Moscow, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2012. 120 p. (in Russ.)

25. Tyutina E.A. Psychological and pedagogical support of children with tuberculosis: Diss PhD Ped. Sci., Stavropol, 2005. 184 p. (in Russ.)

Ufaev K.V. Social and pedagogical support for adolescents with communication disorders in a comprehensive school: Diss PhD Ped. Sci., Saint-Petersburg, 2005. 149 p. (in Russ.)

Yarovova T.V. Dictionary of pedagogical terms. Odintsovo: ANO VPO OGI, 2013.331 s. (in Russ.)

Bevz O. Pedagogical Support of Personality Self-Development of Gifted Adolescents in Ukrainian and The USA

Schools. The Advanced Science Journal. 2011. Issue 1. pp. 47-51.

Emmel B. H. Perceptions of GTAs about their graduate teaching experiences: The effects of pedagogical support / mentoring. (Doctoral dissertation, The University of North Dakota). 2002. Available at: http://search.proquest. com/docview/305516947?accountid=27313 (accessed 18 August 2019)

Stockholms, Kungl & Roobaert, Danny & Tekniska Hgskolan, Kungl. Pedagogical Support Vector Learning - A Pure Learning Approach to Object Recognition. 2001.

26.

27.

28.

29.

30.

Информация об авторах Дивногорцева Светлана Юрьевна

(Российская Федерация, Москва) Доцент, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования ОЧУ ВО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-4143-2614

Атрощенко Светлана Аскольдовна

(Российская Федерация, Арзамас) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математического образования ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-9998-9423

Машарова Ксения Сергеевна

(Российская Федерация, Москва) Аспирант кафедры педагогики института «Высшая школа образования» Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-5339-6462

Information about the authors

Svetlana Yu. Divnogortseva

(Russian Federation Moscow)

Associate Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Pedagogy and Methods of Primary Education St. Tikhon's Orthodox University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-4143-2614

Svetlana A. Atroshchenko

(Russian Federation, Arzamas) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical and Mathematical Education National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-9998-9423

Ksenia S. Masharova

(Russian Federation Moscow) Postgraduate student, Department of Pedagogy,

Institute of Higher Education Moscow Pedagogical State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-5339-6462

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.