Научная статья на тему 'Особенности методики профессионального обучения в педагогическом вузе'

Особенности методики профессионального обучения в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER'S EDUCATION / МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INDUSTRIAL EDUCATION / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / PRACTICE-ORIENTED ASPECTS OF PROFESSIONAL LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутумова А.А., Алексеевнина А.К., Буслова Н.С., Зыбина Н.В.

Статья посвящена актуальной теме формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» в педагогическом вузе. Образовательная программа подготовки бакалавров профессионального обучения включает модули общетехнических, производственно-технологических и психолого-педагогических дисциплин, необходимых для формирования компетенций выпускника, в том числе профессиональных по группе «обучение по рабочей профессии». Авторы рассматривают процесс развития профессиональных компетенций бакалавров в контексте изучения дисциплины «методика профессионального обучения» во взаимосвязи с психологическими закономерностями формирования производственных умений обучающихся образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования. Эффективность методических приёмов, успешность проведения занятия во многом определяются практико-ориентированными аспектами, которые лежат в основе учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности обучающихся. В статье представлен анализ закономерностей процессов формирования и развития практических умений и навыков, технического мышления на занятиях производственного обучения. Выделена специфика упражнений как метода достижения определенных нормативов правильности и скорости действий будущих рабочих, имеющих значение также для развития их сенсорно-перцептивных и интеллектуальных качеств. Система методической подготовки студентов к профессиональной деятельности в качестве педагога-мастера, основанная на практико-ориентированных аспектах формирования производственных трудовых действий, характеризуется высокими показателями адаптации студентов, мотивации к педагогической деятельности, методической готовности, выполнения производственных заданий, что нашло подтверждение результатами экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутумова А.А., Алексеевнина А.К., Буслова Н.С., Зыбина Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF METHODOLOGY OF PROFESSIONAL TRAINING IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article focuses on a topic of forming readiness for professional-pedagogical activity of undergraduate students enrolled in “Vocational Training (by branches)” major program, Code 44.03.04, at a Teachers' College. The educational program of bachelors' professional training includes modules of general technical, industrial, technological and psycho-pedagogical disciplines necessary for to develop competencies of graduates, including a professional group of “training in a working profession”. The authors discuss the development of bachelors' professional competencies in the context of the discipline “Methodology of Professional Training” in connection with the psychological principles of forming production skills of students of educational institutions that teach secondary vocational education. The effectiveness of instructional techniques, the success of training is largely determined by practice-oriented aspects, which underlie learning and training and production activities of students. The article presents the analysis of regularities of formation and development of practical skills, technical thinking on the practice of industrial training. The work shows the specifics of exercise as a method to achieve certain standards of correctness and speed of action for future work, which are also important for the development of their sensory-perceptual and intellectual abilities. The system of methodical teaching students to professional activity of a teacher, a master of his profession, is based on the knowledge of practice-oriented focus of formation of the production of labor action, characterized by high rates of psychological adaptation of students, motivation for teaching, methodical readiness, execution of production tasks, which is confirmed by the results of experimental work.

Текст научной работы на тему «Особенности методики профессионального обучения в педагогическом вузе»

5. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. Москва: Музыка, 1988.

6. Мешко Н.К. Искусство народного пения: практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Москва, 1996; Ч. 1.

References

1. Kabalevskij D.B. Idejnye osnovy massovogo muzykal'nogo vospitaniya v Sovetskom Soyuz. Moskva, 1973.

2. Zhuravlev V.V. Mirhudozhestvennojkul'tury. Moskva: Mysl', 1987.

3. Kargin A.S. Muzykal'no-pevcheskij fol'klor: programmy obucheniya, scenarii, opyt: sbornik materialov. Moskva: Gosudarstvennyj respublikanskij centr russkogo fol'klora, 2012.

4. Psihologicheskijslovar'. Pod redakciej N.F. Dobrynina. S.E. Sovetova, Magadan, 1965.

5. Shamina L.V. Rabota s samodeyatel'nym horovym kollektivom. Moskva: Muzyka, 1988.

6. Meshko N.K. Iskusstvo narodnogo peniya: prakticheskoe rukovodstvo i metodika obucheniya iskusstvu narodnogo peniya. Moskva, 1996; Ch. 1.

Статья поступила в редакцию 21.06.17

УДК 378

Kutumova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tyumen State University (Tobolsk, Russia),

E-mail: a.a.kutumova@utmn.ru

Alekseevnina A.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tyumen State University (Tobolsk, Russia),

E-mail: a.k.alekseevnina@utmn.ru

Buslova N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tyumen State University (Tobolsk, Russia),

E-mail: n.s.buslova@utmn.ru

Zybina N.V., senior teacher, Tyumen State University (Tobolsk, Russia), E-mail: n.v.zybina@utmn.ru

FEATURES OF METHODOLOGY OF PROFESSIONAL TRAINING IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article focuses on a topic of forming readiness for professional-pedagogical activity of undergraduate students enrolled in "Vocational Training (by branches)" major program, Code 44.03.04, at a Teachers' College. The educational program of bachelors' professional training includes modules of general technical, industrial, technological and psycho-pedagogical disciplines necessary for to develop competencies of graduates, including a professional group of "training in a working profession". The authors discuss the development of bachelors' professional competencies in the context of the discipline "Methodology of Professional Training" in connection with the psychological principles of forming production skills of students of educational institutions that teach secondary vocational education. The effectiveness of instructional techniques, the success of training is largely determined by practice-oriented aspects, which underlie learning and training and production activities of students. The article presents the analysis of regularities of formation and development of practical skills, technical thinking on the practice of industrial training. The work shows the specifics of exercise as a method to achieve certain standards of correctness and speed of action for future work, which are also important for the development of their sensory-perceptual and intellectual abilities. The system of methodical teaching students to professional activity of a teacher, a master of his profession, is based on the knowledge of practice-oriented focus of formation of the production of labor action, characterized by high rates of psychological adaptation of students, motivation for teaching, methodical readiness, execution of production tasks, which is confirmed by the results of experimental work.

Key words: teacher's education, methodology of professional education, industrial education, practice-oriented aspects of professional learning.

А.А. Кутумова, канд. пед. наук, доц. Тюменского государственного университета, г. Тобольск,

Е-mail: a.a.kutumova@utmn.ru

А.К. Алексеевнина, канд. пед. наук, доц. Тюменского государственного университета, г. Тобольск,

Е-mail: a.k.alekseevnina@utmn.ru

Н.С. Буслова, канд. пед. наук, доц. Тюменского государственного университета, г. Тобольск,

Е-mail: n.s.buslova@utmn.ru

Н.В. Зыбина, преподаватель Тюменского государственного университета, г. Тобольск, Е-mail: n.v.zybina@utmn.ru

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Статья посвящена актуальной теме формирования готовности к профессионально-педагогической деятельности студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» в педагогическом вузе. Образовательная программа подготовки бакалавров профессионального обучения включает модули общетехнических, производственно-технологических и психолого-педагогических дисциплин, необходимых для формирования компетенций выпускника, в том числе профессиональных по группе «обучение по рабочей профессии». Авторы рассматривают процесс развития профессиональных компетенций бакалавров в контексте изучения дисциплины «методика профессионального обучения» во взаимосвязи с психологическими закономерностями формирования производственных умений обучающихся образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования. Эффективность методических приёмов, успешность проведения занятия во многом определяются практико-ориентированными аспектами, которые лежат в основе учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности обучающихся. В статье представлен анализ закономерностей процессов формирования и развития практических умений и навыков, технического мышления на занятиях производственного обучения. Выделена специфика упражнений как метода достижения определенных нормативов правильности и скорости действий будущих рабочих, имеющих значение также для развития их сенсорно-перцептивных и интеллектуальных качеств. Система методической подготовки студентов к профессиональной деятельности в качестве педагога-мастера, основанная на практико-ориентированных аспектах формирования производственных трудовых действий, характеризуется высокими показателями адаптации студентов, мотивации к педагогической деятельности, методической готовности, выполнения производственных заданий, что нашло подтверждение результатами экспериментальной работы.

Ключевые слова: педагогическое образование, методика профессионального обучения; производственное обучение; практико-ориентированные аспекты профессионального обучения.

Востребованность рабочих профессий на рынке труда определила образовательную концепцию педагогических вузов по подготовке квалифицированных педагогических кадров для системы среднего профессионального образования. Реализация данной концепции осуществляется в соответствие с требованиями новых стандартов по подготовке бакалавров профессионального обучения разных профилей [1]. Название профиля определяется отраслью экономики или сферой профессиональной деятельности, как например, энергетика, электроника, радиотехника, связь, строительство, сервис, прикладная информатика (по отраслям), мехатроника и т. д. [2].

Психолого-педагогическая и технико-технологическая составляющие образования выпускника педагогического вуза с квалификацией «бакалавр профессионального обучения» позволяют ему осуществлять профессиональную деятельность в качестве преподавателя специальных дисциплин или педагога-мастера производственного обучения в учебных заведениях, реализующих образовательные программы начального, среднего и дополнительного профессионального образования, в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов.

В систему подготовки бакалавров - будущих преподавателей входит обучение по общетехническим, производственно-технологическим дисциплинам, целью которого является формирование теоретической базы знаний и практических умений по общим и специальным видам профессиональной деятельности по отраслям. Так, например, в образовательную программу по профилю подготовки «Электроника, радиотехника, связь» входят дисциплины: материаловедение, электротехника, радиоэлектроника, электроизмерительные приборы, технологии обслуживания радиоэлектронного оборудования и связи. Дисциплины включают учебный материал о классификации электроматериалов, об общих принципах и закономерностях устройства и применения технических объектов, технологических процессов.

Кроме этого, студенты в обязательном порядке осваивают рабочую профессию и получают документ о соответствующей квалификации. Это необходимо для того, чтобы будущие преподаватели не только имели общее представление о характере профессиональной деятельности рабочего, но и смогли организовать и осуществить обучение по стандартам подготовки квалифицированного, конкурентоспособного специалиста. В данном направлении студенты профиля подготовки «Электроника, радиотехника, связь» получают профессию слесаря контрольно-измерительной аппаратуры третьего разряда.

Формирование готовности к педагогической деятельности проводится на всем протяжении обучения студентов в вузе, но основной дисциплиной, осуществляющей данную подготовку, является методика профессионального обучения. Методика профессионального обучения - это самостоятельный раздел педагогического знания о проектировании процесса формирования профессиональных знаний и умений обучающихся. Эффективная организация учебного процесса предполагает не только знание преподавателем содержания технико-технологических дисциплин, но и дидактических закономерностей реализации данного процесса, а также возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании. Формирование и развитие ключевых компетенций бакалавров профессионального обучения в контексте реализации учебного процесса в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих, составляет цель изучения дисциплины.

Разработанная нами программа дисциплины «Методика профессионального обучения» состоит из разделов:

1. Общие вопросы дидактического проектирования в учебных заведениях среднего профессионального образования. Тематика раздела представлена следующим содержанием: профессионально-квалификационные требования к подготовке квалифицированных рабочих; сущность, задачи и характеристика профессионального образования (на примере отрасли); научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования; общетехническая, общетехнологическая и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования; методы, средства и формы теоретического и практического обучения: понятия, сущность и характеристика; дидактическая деятельность педагога профессиональной школы: сущность, функции, структура, содержание.

2. Организационно-технические условия производственного обучения. Содержание раздела посвящено вопросам пе-

дагогического, правового и материального обеспечения производственного обучения, методике разработки и применения дидактических средств в учебном процессе.

3. Технологический подход к профессионально-производственной подготовке. В этом разделе представлены темы технологической деятельности педагога профессионального обучения, приводящей к оптимизации и высокой результативности учебного процесса.

Эффективность методических приёмов формирования профессиональных компетенций, успешность проведения занятия во многом определяются педагогическими, методическими и психологическими закономерностями, которые лежат в основе учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности обучающихся. В методике профессионального обучения практико-ориентированная направленность влияет на развитие понятийного мышления, понимания учебной информации, мо-тивационной сферы, выполняет ориентировочную функцию [3, с. 46].

В этой связи важной темой методики профессионального обучения является организация учебно-производственной деятельности обучающихся средних профессиональных заведений, включающая два уровня описания: внешнюю (процессуальную, предметную) и внутреннюю.

Внешними предметными действиями учения являются выполнение элементов технологических процессов производства, например: настройка приборов, выполнение приёмов монтажа оборудования, проверка качества проведенной работы. Осваиваемые приёмы трудовой деятельности, способы взаимодействия с объектами труда определяют перед обучающимися ряд учебно-производственных задач и конкретизируют целый перечень предметных действий, основанных на сформированных знаниях о способах деятельности, приобретенном ранее опыте. Вместе с тем в процессе производственной деятельности происходит познание, накопление опыта, развитие профессионального мастерства обучающегося. Внешняя процессуальная, предметная сторона обучения связана с так называемыми внутренними психическими процессами.

Организация производственного обучения педагогом-мастером с применением методов инструктирования, упражнений, практических работ определяет внутреннюю сторону учебно-производственной деятельности обучающегося, которая включает такие процессы как восприятие и осмысление заданий педагога-мастера, обдумывание и планирование этапов работы, анализ методов самоконтроля, поиск рациональных приёмов выполнения заданий. Данные процессы обусловлены реальной предметной деятельностью, которая включена в процесс производственного обучения. В условиях выполнения учебно-производственных и практических задач познавательные процессы являются результатом действий обучающихся. Но характер внешней, процессуальной стороны деятельности обучающихся определяется процессом протекания внутренних, психических процессов учения.

Таким образом, внешняя и внутренняя сторона учебно-производственной деятельности переходят друг в друга, находясь во взаимообусловленном единстве, в результате чего у обучающихся формируются умения и навыки, закрепляются, расширяются, конкретизируются ранее приобретенные знания, происходит освоение способов профессиональной деятельности, опыта технического мышления.

Техническое мышление обеспечивает решение задач профессионально-технической деятельности обучающихся как технологических, конструкторских, возникающих при ремонте и обслуживании оборудования.

Культура речи педагога-мастера состоит из педагогических и предметных норм культуры речи. Педагогические нормы предполагают знание и соблюдение особенностей профессионально направленной (дидактической) речи обучающихся, владение голосом, речевым аппаратом, знание основ педагогического общения, умение применять различные словесные методы, знание методов и форм самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития в сфере культуры педагогического общения, знание культуры межнационального общения. Предметные нормы включают в себя знание предмета речи [4].

Педагог-мастер на занятиях производственного обучения создает ситуации, например, связанные с проблемами качества трансляции высокочастотных сигналов или выбора систем по-жарно-охранной сигнализации, решение которых осуществляется на основе известных мыслительных операций как обобщение,

анализ, синтез, сравнение, идеализация, противопоставление, классификация и т. д. Характерным для развития технического мышления является применение перечисленных операций в технической деятельности и на техническом материале в условиях творческого поиска. Особенности технического мышления во многом определяют методические приёмы обучения учащихся применять профессиональные знания на практике, в процессе их производственного обучения [5].

Методические приёмы развития технического мышления на основе психологических закономерностей применения «затрудняющих условий»: нахождение решения проблемы в ограниченном промежутке времени или в новом варианте конструктивного исполнения, в условиях информационной недостаточности или перенасыщенности составляют основу тренингов дидактического проектирования будущих бакалавров. Например, студенты учатся применять метод мозгового штурма для реализации обучающих целей обучения по монтажу радиоэлектронных схем.

Одним из ведущих направлений в методике профессионального обучения является формирование сенсомоторных навыков, типичных для профессий выбранной отрасли [6]. Например, для смежных рабочих профессий отрасли «Электроника, радиотехника и системы связи» - монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, монтажник связи, радиомеханик общими сенсомоторными навыками являются навыки элементной пайки, соединения монтажных проводов, наладки измерительных приборов, регулировки оборудования.

Навыки формируются при многократном, целенаправленном выполнении действий, называемом упражнением. Система упражнений на занятиях производственного обучения подбирается педагогом-мастером с целью достижения определенных нормативов правильности действий, потом их качества и быстроты. Количество используемых упражнений определяется скоростью формирования профессиональной системы действия. Кроме моторных качеств развиваются сенсорно-перцептивные и интеллектуальные качества трудовой деятельности.

В процессе выполнения упражнений у обучающихся постепенно формируются согласованность и координация движений и действий, которые доводятся до автоматизма и максимальной рациональности, внимание переносится с процесса на результат, создаются условия для выполнения более сложной анали-тико-синтетической деятельности. Для создания таких условий предлагается использование современных технических средств обучения - макеты физических установок, мини-лаборатории электроники, оптики, механики, радиотехники, конструкторы, си-муляторы на базе информационно-коммуникационных технологий для моделирования сложных технических систем [7].

Формирование профессиональных умений и навыков на основе упражнений проходит в следующие этапы:

1. Формирование представления о последовательности выполнения трудовых действий на основе их аудиовизуального восприятия с последующим мысленным воспроизведением.

2. Многократное практическое воспроизведение действий, продуктивное для улучшения показателей.

3. Комплексное выполнение действий, сочетающихся в трудовых приемах и операциях.

Библиографический список

На занятиях по организации производственного обучения перед студентами ставится задача разработки алгоритма формирования трудового навыка у обучающегося по получаемой профессии [8]. Эффективность алгоритма проверяется на примерах видов профессиональной деятельности с анализом взаимодействия педагога и обучающегося, в роли которых выступают сами студенты. Ими выделяются такие психологические аспекты как осмысление целей и способов трудовых действий, процессы переноса и интерференции навыка, вторичная автоматизация навыка. Прогноз быстроты формирования профессиональных навыков определяется также рядом психических процессов, связанных с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы: подвижности и уравновешенности нервных процессов, типа нервной системы. Например, темп обучения на начальном этапе у лиц с подвижностью и лабильностью нервной системы выше, но наблюдаются недочеты в качестве работы. Вхождение «инертных» в трудовой процесс проходит медленнее, но наработка навыков более основательное с точки зрения соблюдения технологии. Но общий результат обучения со временем становится одинаковым. Таким образом, студенты отрабатывают различные варианты организации процесса формирования профессиональных навыков на занятиях теоретического обучения с переходом на педагогическую практику в систему среднего профессионального обучения.

Система методической подготовки студентов к профессиональной деятельности преподавателя, педагога-мастера, основанная на практико-ориентированной направленности формирования производственных действий, характеризуется высокими показателями психологической адаптации студентов, мотивации к педагогической деятельности, методической готовности, выполнения производственных заданий, что нашло подтверждение результатами экспериментальной работы.

Выводы:

1. Интеграция технико-технологической и психолого-педагогической направленности составляют основу курса методики профессионального обучения для бакалавров профессионального обучения.

2. Системообразующим фактором педагогической подготовки студентов в условиях многоуровневого образования является его целостность, основанная на интеграции содержания федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных программ, интегрированных учебных планов.

3. Преподавание технико-технологических дисциплин должно быть подчиненно целям контекстного обучения, т.е. формированию психологической и практической готовности студентов к созданию ситуации развития личности при изучении дисциплины. Профессионально-педагогическая направленность преподавания технико-технологических дисциплин создает условия осознанной мотивации на профессию.

4. Практико-ориентированный аспект процесса обучения рассматривается как ведущий, и поэтому содержание методической подготовки студентов должно учитывать психологические особенности формирования умений и навыков профессиональной деятельности будущего рабочего.

1. Перечень профилей направлений подготовки бакалавров. Available at: http://edu.tltsu.ru/sites/site.php?m=30705&s=124

2. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студ. пед. вузов. Под редакцией В.Д. Симоненко. Москва: Вента-на-Граф, 2007.

3. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2007.

4. Алексеевнина А.К. Методическая система развития культуры речи в процессе обучения физике студентов физического факультета педагогической специальности. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2010; 4; Ч. 2: 106 - 110.

5. Пилипец Л.В., Клименко Е.В., Буслова Н.С., Пилипец Т.С. Становление готовности к исследовательской деятельности: школа - вуз -профессия. Фундаментальные исследования. 2014; 8 - 1: 198 - 202.

6. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» (уровень бакалаврита). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440304.pdf

7. Зыбина Н.В. IT-технологии в процессе подготовки специалистов среднего звена. Педагогика и психология в интегрированном пространстве науки и практики: Материалы X Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Тобольск: Тобольский пединститут им. Д.И. Менделеева (филиал) ТюмГУ в г. Тобольск, 2016: 123 - 127.

8. Кутумова А.А., Шебанова Л.П. Формирование проектировочных умений у бакалавров профессионального обучения. Современные проблемы науки и образования. 2015; 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21087

References

1. Perechen'profilej napravlenijpodgotovkibakalavrov. Available at: http://edu.tltsu.ru/sites/site.php?m=30705&s=124

2. Obschaya i professional'naya pedagogika: uchebnoe posobie dlya stud. ped. vuzov. Pod redakciej V.D. Simonenko. Moskva: Ventana-Graf, 2007.

3. 'Erganova N.E. Metodika professional'nogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007.

4. Alekseevnina A.K. Metodicheskaya sistema razvitiya kul'tury rechi v processe obucheniya fizike studentov fizicheskogo fakul'teta pedagogicheskoj special'nosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2010; 4; Ch. 2: 106 - 110.

5. Pilipec L.V., Klimenko E.V., Buslova N.S., Pilipec T.S. Stanovlenie gotovnosti k issledovatel'skoj deyatel'nosti: shkola - vuz - professiya. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; 8 - 1: 198 - 202.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.04 «Professional'noe obuchenie (po otraslyam)» (uroven'bakalavrita). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440304.pdf

7. Zybina N.V. IT-tehnologii v processe podgotovki specialistov srednego zvena. Pedagogika i psihologiya v integrirovannom prostranstve nauki ipraktiki: Materialy X Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii. Tobol'sk: Tobol'skij pedinstitut im. D.I. Mendeleeva (filial) TyumGU v g. Tobol'sk, 2016: 123 - 127.

8. Kutumova A.A., Shebanova L.P. Formirovanie proektirovochnyh umenij u bakalavrov professional'nogo obucheniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21087

Статья поступила в редакцию 16.06.17

УДК 44.06.08: 37.048.44

Polovova V.S., postgraduate, Moscow State Pedagogical University, professional consultant of"Career Design" Company, expert

in organization of work with youth, (Moscow, Russia), E-mail: val.polovova@ya.ru

Reut D.V., Doctor of Sciences (Economics), senior lecturer, Professor, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia),

Email: dmreut@gmail.com

PROFESSIONAL MODELLING AS A METHOD OF YOUNG PEOPLE TRAINING FOR IMPLEMENTATION OF THEIR CONSCIOUS CHOICE OF FURTHER PROFESSIONAL ACTIVITY. The researchers study the development and deployment of a new model of career guidance. Changes of economy, science and technology, digitalization of some professions, deleting of borders between them demand such innovations. Importance of individualization of the purposes and education content, formation of the conscious relation of the personality to its life is growing. The work presents results of approbation of the professional orientation course for learners, based on the authors' approach called "professional modeling". It includes the professional orientation tools and the authors' methods, as well as "the social constructivism". It is used as a set of the actions that form abilities of the personality to make a conscious choice. This set of actions includes group psychological trainings, game methods, conversations with the professional consultant / tutor.

Key words: career guidance, self-determination, game methods, social constructivism, individualization.

В.С. Половова, аспирант МПГУ, профконсультант АНО ДО «Дизайн карьеры», специалист по организации работы

с молодежью, г. Москва, E-mail: val.polovova@ya.ru

Д.В. Реут, д-р экон. наук, доц., проф., Московский Государственный Педагогический Университет МПГУ, г. Москва,

E-mail: dmreut@gmail.com

ПРОФМОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена разработке и внедрению новой модели профориентации. Этого требуют изменения экономики, науки и техники, дигитализация ряда профессий, стирание границ между ними. Растёт важность индивидуализации целей и содержания образования, формирования осознанного отношения личности к своей жизни. Излагаются результаты апробации профориентационного курса для обучающихся, основанного на авторском подходе, названном «профмоделированием». Он включает известные профориентационные инструменты и авторские методы в русле «социального конструктивизма», реализуется в формате мероприятий, направленных на формирование способности делать осознанный выбор. В том числе -групповых психотренингов, игровых методов, бесед с профконсультантом / тьютором.

Ключевые слова: профориентация, самоопределение, игровые методы, социальный конструктивизм, индивидуализация.

Быстроменяющаяся действительность предъявляет молодым профессионалам требование быть мобильными, гибкими, стрессоустойчивыми, готовыми работать в ситуации неопределенности. Основной задачей для молодого человека сегодня становится формирование высокой степени осознанности, ответственности за рациональность своих действий. Важной предпосылкой формирования этих качеств является предварительный этап выбора направления профессиональной деятельности.

По мнению многих исследователей, правильный выбор профессии является ключевым смыслообразующим фактором в жизни человека. Ведущий эксперт в сфере профориентации Н.С. Пряжников пишет: «сущность профессионального самоопределения можно определить, как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения» [1].

Каковы же причины, порождающие необходимость разработки и внедрения новой системы профориентации в нашей стране?

С одной стороны - это объективные социально-экономические тенденции, проявившиеся в мире, а именно: автоматизация, механизация и компьютеризация профессий почти во всех видах современной профессиональной деятельности, стирание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

границ между профессиями, актуализация междисциплинарных областей, существенные экономические перемены, происходящие каждые несколько десятилетий. Данные тенденции стимулируют человека к развитию компетенций, недоступных роботу (креативность и эмоциональный интеллект [2]), к освоению надпрофессиональных универсальных компетенций. Сегодня он должен быть готовым к ситуации многокарьерности и смены устоявшихся форм профессиональной деятельности. С другой стороны - это давно намечавшиеся или уже реализующиеся подходы в системе основного и дополнительного образования, связанные с индивидуализацией и формированием осознанного отношения личности к своей судьбе.

Коллектив автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Дизайн карьеры» под руководством профессора, доктора психологических наук А.С. Огнева разработал комплексную программу по выбору профессии для старшеклассников. В ней был определен подход, который мы предлагаем в качестве альтернативы классической профориентации, под которой обычно понимаются «рекомендации человеку относительно выбора его будущей профессии» [3]. Этот термин широко используется и затрагивает определенное тестирование навыков и способностей, психологическую оценку личности, мотивации, целей в жизни и т. д. Профориентация призвана направ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.