Научная статья на тему 'ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процессная модель / трудового воспитания / внеурочная деятельность / младший школьник / process model / model of labor education / labor / extracurricular activities / junior high school student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.Б. Сармутдинова

Автор статьи предлагает последовательность блоков процессной модели трудового воспитания младших школьников. Эта модель основана на деятельностном подходе, который учитывает приоритетность работы как социально значимой и личной потребности, а также активности. Также исследуемая модель включает аксиологический подход, который фокусируется на реализации ценностных ориентаций и рефлексивности во внеучебной деятельности. В статье также даны уточнения блоков авторской модели. Автор приводит свои определения понятий «процессная модель» и «трудовое воспитание младшего ученика». Обоснованно выделение этапов исследованного процесса (деятельностно-прогностический, эвристический, ценностно-ориентировочный). Представлена характеристика направлений трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности: профессиональное просвещение, общественно полезное, социальное. Теоретический анализ и анализ опыта автора позволил определить критерии (знаниевый, отношенческий и поведенческий) и уровневые показатели трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г.Б. Сармутдинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS MODEL OF LABOR EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

In the article, on the basis of an activity-based approach, concretized by a set of principles (priority of work as a socially significant and personal need for extracurricular activities, activity), and an axiological approach supplemented by a set of principles (implementation of value orientation in extracurricular activities, reflexivity), implemented in a sequence of blocks: targeted, meaningful, effective, a characteristic of the process model of labor is given education of younger students in extracurricular activities. The blocks of the author’s model have been clarified. The author’s characteristic of the concepts “process model”, “labor education of a younger student” is given. The allocation of the stages of the studied process (activity-predictive, heuristic, value-oriented) is justified. The characteristic of the directions of labor education of younger schoolchildren in extracurricular activities is presented: professional education, socially useful, social. The theoretical analysis and analysis of the author’s experience allows to determine the criteria (knowledge, relational and behavioral) and level indicators of labor education of younger schoolchildren in extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 376

Sarmutdinova G.B., teaching assistant, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: galia_biriketovna@mail.ru

THE PROCESS MODEL OF LABOR EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. In the article, on the basis of an activity-based approach, concretized by a set of principles (priority of work as a socially significant and personal need for extracurricular activities, activity), and an axiological approach supplemented by a set of principles (implementation of value orientation in extracurricular activities, reflexivity), implemented in a sequence of blocks: targeted, meaningful, effective, a characteristic of the process model of labor is given education of younger students in extracurricular activities. The blocks of the author's model have been clarified. The author's characteristic of the concepts "process model", "labor education of a younger student" is given. The allocation of the stages of the studied process (activity-predictive, heuristic, value-oriented) is justified. The characteristic of the directions of labor education of younger schoolchildren in extracurricular activities is presented: professional education, socially useful, social. The theoretical analysis and analysis of the author's experience allows to determine the criteria (knowledge, relational and behavioral) and level indicators of labor education of younger schoolchildren in extracurricular activities.

Key words: process model, model of labor education, labor, extracurricular activities, junior high school student

Г.Б. Сармутдинова, асс, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, E-mail: galia_biriketovna@mail.ru

ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор статьи предлагает последовательность блоков процессной модели трудового воспитания младших школьников. Эта модель основана на дея-тельностном подходе, который учитывает приоритетность работы как социально значимой и личной потребности, а также активности. Также исследуемая модель включает аксиологический подход, который фокусируется на реализации ценностных ориентаций и рефлексивности во внеучебной деятельности. В статье также даны уточнения блоков авторской модели. Автор приводит свои определения понятий «процессная модель» и «трудовое воспитание младшего ученика». Обоснованно выделение этапов исследованного процесса (деятельностно-прогностический, эвристический, ценностно-ориентировочный). Представлена характеристика направлений трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности: профессиональное просвещение, общественно полезное, социальное. Теоретический анализ и анализ опыта автора позволил определить критерии (знаниевый, отношенческий и поведенческий) и уровневые показатели трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: процессная модель, трудового воспитания, внеурочная деятельность, младший школьник

Педагогическое моделирование способствует управлению моделируемым процессом, выявлению и снижению возможных рисков. Важнейшая задача образовательной организации - создание воспитательной социальной среды, поддержание идеала образованного, культурного и трудолюбивого человека, обладающего благородным духом и горячим сердцем. Очевидно, что необходимо совершенствовать трудовую подготовку, воспитание и профориентацию младших школьников, при этом главная цель - привить любовь к труду и уважение к людям, занятым трудом, а также ознакомить младших школьников с основами современного производства, развивать их трудовые навыки и способности, а также стимулировать осознанный выбор профессии. Трудовое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности формирует привычку к систематическому труду и должно иметь приоритетное значение в условиях модернизации образования.

Цель - теоретически обосновать продуктивность процессной модели трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности.

Объект - процессная модель трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности.

Задачи для достижения данной цели:

1. Уточнить содержание понятий «процессная модель», «трудовое воспитание младшего школьника».

2. Выявить этапы трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

3. Определить критерии и уровни трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Научная новизна процессной модели: уточнено содержание понятий «процессная модель», «трудовое воспитание младшего школьника»; выявлены этапы трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности; разработана и теоретически обоснована процессная модель трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности; определены критерии и уров-невые показатели процессной модели трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Методологическим основанием построения процессной модели трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности явились работы Dewar G. [1], Grochowalska M. [2], Алиомаров Л.М. [3], Аллагулов А.М. [4], Борыт-ко Н.М. [5], Григорьев Д.В. [6], Лодатко Е.А. [7], Мельничук И.А. [8], Опарина С.А. [9] в области актуальных общедидактических принципов педагогического моделирования.

Н.М. Борытко утверждает, что педагогическое моделирование является основой теоретического уровня научных исследований [5].

Модель - это система, воспроизводящая основные свойства исходной системы. А.А. Остапенко определяет модель как техническую реализацию структуры педагогической реальности [10], которая в нашем исследовании представляет процессную модель трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

В свою очередь, Б.А. Глинский определяет модель как связь теории с предметом исследования, отражающую систему элементов и их взаимосвязи [11].

В процессе создания модели процесса трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности мы руководствовались этапами моде-

лирования, определенными Н.М. Борытко [5]. Эти этапы включали поиск образной аналогии, проверку достоверности образа, его соответствия наблюдаемой реакции, введение аналогии в логические рамки и проверку материальности и ценности аналогии.

Авторская процессная модель трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности носит целенаправленный и управляемый характер, относится к процессному типу и отражает цель, содержание, методы, функции, формы работы, этапы, педагогические условия, критерии и уровни трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Методологической основой данной модели является деятельностный подход, основанный на идеях Ю.Ф. Кузнецова (совместная деятельность преподавателя и учащихся, направленную на достижение воспитательных, воспитательных и развивающих целей в процессе обучения [12]); Этот подход, также предложенный Т. А. Черниковой [13], основан на организации активного обучения с учетом развития личности учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей. Основная цель такого подхода - создать условия для саморазвития студентов и обеспечить основу для активации их возможностей для самообразования. Этот подход определяется как методологическая и технологическая направленность на достижение конкретного результата с использованием соответствующих дидактических, организационных и научно-методических инструментов.

Последовательность этапов (деятельностно-прогностический, эвристический, ценностно-ориентированный) содержит информацию о целях, методах и показателях эффективности. Выделяют два основных компонента процессной модели: информацию о состоянии моделируемого явления, включая цели, методы и показатели эффективности, и последовательность переходов между состояниями. Исследуемый процесс имеет упорядоченное, целенаправленное, управляемое и поступательное развитие, а также характеризуется непрерывностью.

Целевой блок процессной модели трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности связан с деятельностным и аксиологическим подходами, которые обеспечивают трудовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности как непрерывную связь.

В основе процессной модели лежит содержательный блок, представляющий взаимосвязь всех компонентов трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности: функции, методы, формы и направления трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Остановимся на задачах, которые отражены в содержательном блоке исследуемого процесса.

1. Развитие мотивационных факторов, в том числе удовлетворение потребностей, стимулирование интереса, чувства ответственности, позитивного и эмоционально напряженного отношения к работе.

2. Формирование комплекса знаний, необходимых для успешного выполнения трудовых задач, выбора профессии, самоопределения в обществе, жизни и карьеры.

3. Определение способов ведения общественно полезной и продуктивной деятельности. Применение теоретических знаний на практике, умение творчески мыслить.

Уточним направления трудового воспитания младших школьников во внеклассной деятельности:

- Профессиональное просвещение - это знакомство младших школьников с современными видами труда и особенностями различных профессий. В рамках данного направления проводятся систематические мероприятия, направленные на выявление студентов с особыми способностями и интересами, чтобы помочь им сделать правильный выбор профессии, соответствующей их индивидуальным возможностям.

- Общественно-полезное направление включает в себя такие мероприятия, как помощь ветеранам и инвалидам, изготовление игрушек, ремонт школьной библиотеки и уборка исторических памятников.

- Социальное направление позволяет удовлетворить бытовые нужды семьи или коллектива путем выполнения младшими школьниками личностно значимой работы, такой как уборка, стирка личных вещей, уход за животными, уход за цветами, покупка продуктов, создание комфорта и удобства в доме, а также мелкий ремонт одежды. Они также участвуют в мероприятиях по самообслуживанию в школе, включая уборку классов, подготовку помещений к занятиям и уборку мусора на территории школы. Вне школы младшие школьники занимаются деятельностью по самообслуживанию во внеклассных учреждениях, таких как студии, секции, клубы, оздоровительные лагеря, а также в рамках походов и экскурсий.

Именно социальное направление трудового воспитания младших школьников обеспечивает воспитание сознательного отношения к труду, рассматриваемого как основная потребность, а также развитие таких качеств, как трудолюбие, добросовестность, способствующих успеху в труде.

Результативный блок включает критерии и уровневые показатели трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Выявлено, что продуктивность трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности определяется посредством следующих критериев: знаниевый, от-ношенческий и поведенческий.

Результаты исследования позволяют определить содержание уровней по знаниевому критерию трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности:

1. Высокий уровень: младшие школьники, полностью осведомленные о работе взрослых, аналитически и последовательно описывают, как организована их работа. Во время общения с учителем они проявляют самостоятельность.

2. Достаточный уровень: младшие школьники, обладающие достаточными знаниями взрослой работы, осмысленно и последовательно характеризуют процесс организации работы, хотя и могут совершать небольшие ошибки. Однако они не всегда проявляют самостоятельность при общении с учителем.

3. Базовый уровень получения знаний - младшие школьники не имеют полного понимания работы взрослых. Они не всегда точно описывают эту работу и пропускают некоторые шаги при объяснении процесса организации работы. Во время беседы они не проявляют ярких эмоций и ориентируются на реакцию взрослых.

4. Низкий уровень приобретения знаний - младшие школьников незнакомы с взрослыми профессиями и не имеют представления о том, как организована их работа. Они не проявляют положительных эмоций и не являются независимыми.

Характеристика уровней по отношенческому критерию трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности позволяет отметить следующее:

1. Высокий уровень: младшие школьники во внеурочной деятельности по отношению к трудовому образованию характеризуется тем, что они успешно ука-

Библиографический список

зывают название инструментов в соответствии с определенными профессиями и приводят практические примеры. Они также понимают, что конечный результат зависит от направления рабочих процессов и могут объяснить последствия отсутствия работы для сотрудника, а также привести пример результата другой профессии.

2. Достаточный уровень: младшие школьники во внеурочной деятельности по отношению к трудовому образованию означает, что они могут назвать инструменты в соответствии с определенными профессиями, хотя они могут совершать небольшие ошибки. Они также могут привести примеры из жизни и описать трудовые операции других профессий. Они достаточно понимают, что трудовые процессы направлены на достижение определенного результата и могут объяснить последствия отсутствия работы для сотрудника, а также назвать результаты работы в других профессиях.

3. Базовый уровень младших школьников во внеурочной деятельности применительно к трудовому образованию предполагает, что они знакомы с некоторыми инструментами, помогающими взрослым в их работе, но не всегда способны назвать конечный результат трудового процесса.

4. Низкий уровень младших школьников во внеурочной деятельности по отношению к трудовому воспитанию означает, что они не знают названий профессий и даже с помощью взрослого человека не в состоянии их идентифицировать. Они могут знать только два или три инструмента или они могут не знать их вообще. Они также не могут назвать трудовые операции или назвать очень мало. Они также не могут определить, в какой профессии совершается определенная трудовая операция.

Содержание уровня по поведенческому критерию трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности дает основание отметить следующее:

1. Высокий уровень: младшие школьники, достигшие высокого уровня, демонстрируют способность самостоятельно отвечать и формулировать свои выводы. Они обладают обширным багажом знаний, включающим характеристики тяжелого труда у взрослых и детей в общей форме или на конкретных примерах.

2. Достаточный уровень: младшим школьникам, достигшим достаточного уровня, иногда требуется помощь, чтобы ответить самостоятельно и сформулировать выводы. Они обладают достаточно полным комплексом знаний, который включает в себя особенности трудолюбия у взрослых и детей в общей форме или на конкретных примерах.

3. Базовый уровень: младшие школьники, достигшие базового уровня, обладают определенными знаниями, но часто отвечают на вопросы дополнительными вопросами. Их знания неполны, потому что они не учитывают определенные аспекты тяжелой работы и ее важность.

4. Низкий уровень: младшие школьники, достигшие низкого уровня, либо не отвечают на вопросы, либо испытывают трудности и путаются. Их знаний недостаточно, так как они отвечают только на наводящие вопросы и дают односложные ответы.

Реализация процессной модели обеспечивает поэтапное, продуктивное трудовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности. Представленные условия, позволяющие контролировать этот процесс и прогнозировать его исход, также являются частью этой модели. Таким образом, можно сделать вывод, что младшие школьники постепенно приобретают такими качествами, как трудолюбие, добросовестность, способность быть успешным в труде, понимают значимость труда взрослых, содержательно и последовательно дают характеристику организации своего труда.

1. Dewar G. Features of children's of play. Scientific journal. 2016; № 4. 34-76.

2. Grochowalska M. Interactive learning environment for children in the beliefs of pre-school teachers. Pedagogical journal. 2016; № 11: 1-34.

3. Алиомаров Л.М. Труд как воспитательный элемент современного общества. Проблемы и перспективы развития образования. Пермь: Меркурий, 2013: 68-69.

4. Аллагулов А.М., Абулкаирова ГБ. Актуальность трудового воспитания младшего школьника в современной начальной школе. Современные проблемы науки и образования. 2020; № 1.

5. Борытко Н.М. Моделирование в психолого-педагогических исследованиях. Известия ВГПУ. 2006; № 1.

6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителей. Москва: Просвещение, 2010.

7. Лодатко Е.А. Типология педагогических моделей. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. Тольятти, 2014; № 1 (16): 126-128.

8. Мельничук И.А. Трудовое и профессиональное воспитание младших школьников: пособие для педагогов учреждений общего сред него образования с белорусским и русским языками обучения. Минск: Национальный институт образования, 2022.

9. Опарина С.А. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности. Начальная школа. 2018; № 12: 37-41.

10. Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. Москва: Народное образование, 2007.

11. Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования: гносеологический анализ. Москва: Издательство МГУ 1965.

12. Кузнецов Ю.Ф. Деятельностный подход к учению и основные категории педагогики. Специальное образование. 2006; № 6.

13. Черникова Т. А. Роль деятельностного подхода в современных образовательных технологиях. Успехи современного естествознания. 2005; № 5: 33-34. References

1. Dewar G. Features of children's of play. Scientific journal. 2016; № 4. 34-76.

2. Grochowalska M. Interactive learning environment for children in the beliefs of pre-school teachers. Pedagogical journal. 2016; № 11: 1-34.

3. Aliomarov L.M. Trud kak vospitatel'nyj 'element sovremennogo obschestva. Problemy iperspektivy razvitiya obrazovaniya. Perm': Merkurij, 2013: 68-69.

4. Allagulov A.M., Abulkairova G.B. Aktual'nost trudovogo vospitaniya mladshego shkol'nika v sovremennoj nachal'noj shkole. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020; № 1.

5. Borytko N.M. Modelirovanie v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah. Izvestiya VGPU. 2006; № 1.

6. Grigor'ev D.V. Vneurochnaya deyatel'nost'shkol'nikov: metodicheskijkonstrukton posobie dlya uchitelej. Moskva: Prosveschenie, 2010.

7. Lodatko E.A. Tipologiya pedagogicheskih modelej. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. Tol'yatti, 2014; № 1 (16): 126-128.

8. Mel'nichuk I.A. Trudovoe i professional'noe vospitanie mladshih shkol'nikov: posobie dlya pedagogov uchrezhdenij obschego sred nego obrazovaniya s belorusskim i russkim yazykami obucheniya. Minsk: Nacional'nyj institut obrazovaniya, 2022.

9. Oparina S.A. Razvitie poznavatel'nogo interesa mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Nachal'naya shkola. 2018; № 12: 37-41.

10. Ostapenko A.A. Modelirovanie mnogomernojpedagogicheskoj real'nosti: teoriya i tehnologii. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2007.

11. Glinskij B.A. Modelirovanie kak metod nauchnogo issledovaniya: gnoseologicheskij analiz. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1965.

12. Kuznecov Yu.F. Deyatel'nostnyj podhod k ucheniyu i osnovnye kategorii pedagogiki. Special'noe obrazovanie. 2006; № 6.

13. Chernikova T.A. Rol' deyatel'nostnogo podhoda v sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologiyah. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2005; № 5: 33-34.

Статья поступила в редакцию 12.01.24

УДК 371.214

Sukhanova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), doctoral postgraduate, The Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: tv.sukhanova@mail.ru

ON THE INFLUENCE OF HYGIENIC STANDARDS UPON THE CURRICULUM OF RUSSIAN SCHOOLS. The article reveals the influence of hygienic standards, which determine the maximum volume of teaching load, on the formation of Russian school curricula. The author presented results of a retrospective analysis of the dynamics of the indicator of the maximum permissible volume of educational workload for schoolchildren for 1966-2023. The article shows instability and significant fluctuations in the values of this indicator. The author introduces a concept of "curriculum capacity," which is understood as the maximum allowable amount of instructional time for studying all school subjects during a certain academic period. Hygienic standards of teaching load influence both the selection of educational content at school and the distribution of educational time between school subjects.

Key words: curriculum, school, content of education, hygienic standards, history of pedagogy

Т.В. Суханова, канд. пед. наук, докторант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: tv.sukhanova@mail.ru

О ВЛИЯНИИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ НА ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ РОССИЙСКИХ ШКОЛ

Статья посвящена изучению влияния гигиенических норм, которые определяют предельные объемы учебной нагрузки, на формирование учебных планов российской школы. Представлены результаты ретроспективного анализа динамики предельно допустимых объемов учебной нагрузки школьников за 1966-2023 гг.; показана неустойчивость, и зафиксированы существенные колебания значений показателя. Автор вводит понятие «емкость учебного плана», которое понимается как предельный (максимальный) объем учебного времени на освоение всех образовательных программ по учебным предметам и курсам в течение некоторого учебного периода. Доказано, что гигиенические норм учебной нагрузки оказывают влияние как на отбор содержания общего образования, так и на распределение учебного времени между учебными предметами.

Ключевые слова: учебный план, школа, содержание образования, гигиенические нормы, история педагогики

При обсуждении школьных учебных планов к числу актуальных вопросов, наиболее остро воспринимаемых педагогической общественностью, традиционно относится распределение аудиторной учебной нагрузки между учебными предметами. Эта прикладная проблема является производной от фундаментальной научной проблемы структурирования содержания общего образования. В ключевых отечественных теоретико-методологических разработках, посвященных структуре содержания общего образования (В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, Л.М. Перминова, М.Н. Скаткин и др.) [1, с. 47], несмотря на различие концептуальных подходов, прослеживается идея первичности структуры содержания образования по отношению к структуре учебного плана. Так, по мнению И.К. Журавлева, распределение учебных часов должно быть детерминировано «ролью и значением учебного предмета» [2, с. 190] в достижении целей образования. При этом представители всех научных школ едины в признании объективной необходимости ограничить объем содержания общего образования определенными рамками. «Конструирование содержания образования как педагогически адаптированной модели культуры, <...> опредмечивание замысла о целях обучения» [3, с. 22] всегда сопряжено с противоречием между стремлением к точности, полноте модели - и закономерностями развития обучающихся (в частности, особенностями когнитивного развития). Известно, что повышение качества образования не находится в прямой зависимости от расширения его содержания. В связи с этим при формировании школьных учебных планов учитываются гигиенические нормы, ограничивающие объем учебной нагрузки в соответствии с возрастными физиологическими возможностями растущего человека.

В ходе исследования мы зафиксировали различные наименования документов, регулирующих организацию образовательного процесса («Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ», «Гигиенические требования к условиям обучения школьников», «Санитарно-эпидемиологические требования» и пр.). В рамках статьи для обозначения объекта исследования мы используем понятие «гигиенические нормы». Объект исследования: гигиенические нормы учебной нагрузки в российских школах. Предмет исследования: показатели предельно допустимого объема учебной нагрузки обучающихся (далее - предельная учебная нагрузка).

Цель исследования: изучить влияние гигиенических норм учебной нагрузки на учебный план российской школы.

В ходе проведенного исследования решались задачи анализа показателей предельной учебной нагрузки школьников, их ретроспективного сопоставления, выявления их влияния на школьные учебные планы.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении гигиенических норм учебной нагрузки на общетеоретическом уровне в качестве фактора

влияния на школьный учебный план и (косвенно) на содержание образования. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании введения понятия «емкость учебного плана», практическая значимость работы заключается в изучении динамики показателей гигиенических норм учебной нагрузки школьников.

Исследования в сфере школьной гигиены начались в XIX в.; физиолог и гигиенист Ф.Ф. Эрисман одним из первых обратил внимание на отрицательное влияние учебных перегрузок на физическое развитие и состояние здоровья школьников. На основе проведенных наблюдений и экспериментальных исследований он зафиксировал, что «.число уроков слишком велико и учащиеся чрезвычайно завалены приготовительными работами .» [4, с. 22-23] и предложил меры по упорядочиванию учебных занятий. В дальнейшем были разработаны шкала дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся, шкала трудности учебных предметов и требования к организации образовательного процесса, в том числе гигиенические нормативы аудиторной образовательной нагрузки. В 1974 году в СССР впервые утверждены санитарные правила, нормирующие отдельные аспекты организации образовательного процесса, с течением времени показатели предельной учебной нагрузки школьников постоянно пересматривались.

Решения об изменении этих показателей обосновывались физиологами (в Научном центре охраны здоровья детей, подростков и молодежи РАМН традиционно проводятся лонгитюдные исследования влияния учебных нагрузок на здоровье школьников [5]), принимались с учетом мнения Академии педагогических наук (Российской академии образования), при этом и сегодня механизм определения показателей предельной учебной нагрузки не прозрачен, преемственности в инструментарии измерений и оценки не наблюдается. Несмотря на предпринимаемые усилия по оптимизации предельной нагрузки, к этим показателям остается много вопросов.

Сегодня в России гигиенические нормы учебной нагрузки в школах закрепляются в форме нормативных документов и регламентируют, в частности, следующие параметры образовательного процесса: продолжительность учебной недели, предельный (максимальный) недельный объем аудиторной образовательной нагрузки и внеурочной деятельности, продолжительность урока и требования к составлению расписания, объем времени для выполнения домашних заданий [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для анализа влияния гигиенических норм учебной нагрузки на учебный план российской школы в своем исследовании мы вводим понятие «емкость учебного плана». Это расчетный показатель, определяющий предельный (максимально допустимый) объем учебного времени на освоение всех образователь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.