Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ШКОЛЫ И ОБЩЕСТВННОГО ДВИЖЕНИЯ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ШКОЛЫ И ОБЩЕСТВННОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Невзорова Анна Витальевна

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания младших школьников. Представлено описание содержания и организации патриотического воспитания в школе. Дана характеристика разных видов общественных объединений, предполагающих работу с детьми. Показаны преимущества организации патриотического воспитания младших школьников в условиях взаимодействия школы и общественного движения. Сформулированы и обоснованы педагогические условия патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности при взаимодействии с общественным движением. Представлены результаты эмпирического исследования. Представлен анализ программы патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Изучено субъективное восприятие детьми интенсивности воспитательной деятельности, вовлеченности в разновозрастное взаимодействие. Изучено отношение младших школьников к социально-значимой деятельности в общественном движении. Сформулирован вывод о возможностях взаимодействия школы и общественного движения в целях патриотического воспитания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Невзорова Анна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF PRIMARY STUDENTS IN THE INTERACTION OF SCHOOL AND SOCIAL MOVEMENT

The article is devoted to the problem of patriotic education of primary school students. The description of the content and organization of patriotic education at school is presented. The characteristics of different types of public associations involving work with children are given. The advantages of organizing patriotic education of primary school students in the conditions of interaction between the school and the social movement are shown. The pedagogical conditions of patriotic education of primary school students in extracurricular activities in interaction with the social movement are formulated and substantiated. The results of an empirical study are presented. The analysis of the program of patriotic education of primary school students in extracurricular activities is presented. The subjective perception by children of the intensity of educational activity, involvement in the interaction of different ages has been studied. The attitude of primary school students to socially significant activities in the social movement is studied. The conclusion is formulated about the possibilities of interaction between the school and the social movement for the purposes of patriotic education of primary school students.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ШКОЛЫ И ОБЩЕСТВННОГО ДВИЖЕНИЯ»

Литература:

1. Азарьева, В.В. Разработка комплексного подхода к оценке качества образования [Текст] / В.В. Азарьева, А.Б. Звездова, Е.С. Мартюкова // Качество. Инновации. Образование. - 2016. - № 8-10 (135-137). - С. 5-10.

2. Багузина, Е.И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: дис. канд. пед. наук: 13.00.01: общая педагогика, история педагогики и образования. - М., 2012. - 238 с.

3. Белкина, В.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования / В.В. Белкина, Т.В. Макеева // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 5, Ч. 1. - С. 117-126.

4. Давиденко, Е.С. Формирование у студентов универсальных компетенций в процессе обучения иностранному языку / Е.С. Давиденко, Н.Л. Байдикова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2019. - Вып. 1 (830). - С. 116-130.

5. Казакова, Е.И. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ / Е.И. Казакова, Тарханова И.Ю. // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 5. - С. 127-135.

6. Карпушина, Ю.А. О проблеме формулирования универсальных компетенции ФГОС во (3++) (уровень бакалавриата) / Ю.А. Карпушина, О.Ю. Иванова // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2019. -№2 (83). - С. 239-242.

7. Сокол, И.Н. Классификация квестов / И.Н. Сокол // Молодий вчений. - 2014. - №6 (09). - С. 138-140. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://molodyvcheny.in.Ua/files/joumal/2014/6/89.pdf

8. Тарабарина, Ю.А. Оценивание сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов бакалавриата неязыковых направлений подготовки / Ю.А. Тарабарина // Балтийский гуманитарный журнал. - 2021. - Т.10. -№ 1(34). - С. 274-280.

9. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина; при участии К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 472 с.

Педагогика

УДК 37.034

кандидат педагогических наук, доцент Невзорова Анна Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ШКОЛЫ И

ОБЩЕСТВННОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме патриотического воспитания младших школьников. Представлено описание содержания и организации патриотического воспитания в школе. Дана характеристика разных видов общественных объединений, предполагающих работу с детьми. Показаны преимущества организации патриотического воспитания младших школьников в условиях взаимодействия школы и общественного движения. Сформулированы и обоснованы педагогические условия патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности при взаимодействии с общественным движением. Представлены результаты эмпирического исследования. Представлен анализ программы патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Изучено субъективное восприятие детьми интенсивности воспитательной деятельности, вовлеченности в разновозрастное взаимодействие. Изучено отношение младших школьников к социально-значимой деятельности в общественном движении. Сформулирован вывод о возможностях взаимодействия школы и общественного движения в целях патриотического воспитания младших школьников.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, младший школьник, общественное движение, внеурочная деятельность.

Annоtation. The article is devoted to the problem of patriotic education of primary school students. The description of the content and organization of patriotic education at school is presented. The characteristics of different types of public associations involving work with children are given. The advantages of organizing patriotic education of primary school students in the conditions of interaction between the school and the social movement are shown. The pedagogical conditions of patriotic education of primary school students in extracurricular activities in interaction with the social movement are formulated and substantiated. The results of an empirical study are presented. The analysis of the program of patriotic education of primary school students in extracurricular activities is presented. The subjective perception by children of the intensity of educational activity, involvement in the interaction of different ages has been studied. The attitude of primary school students to socially significant activities in the social movement is studied. The conclusion is formulated about the possibilities of interaction between the school and the social movement for the purposes of patriotic education of primary school students.

Key words: patriotic education, primary school student, social movement, extracurricular activities.

Введение. Проблема патриотического воспитания детей и молодежи приобрела в последние годы особую актуальность. Она может быть рассмотрена в нескольких ракурсах: как объективная общественная необходимость, как социальный заказ государства системе образования, как теоретическая проблема, требующая осмысления и систематизации в новых социокультурных условиях и, наконец, как проблема образовательной практики. С точки зрения объективной общественной необходимости, проблема патриотического воспитания молодого поколения актуальна в контексте национальной безопасности, сохранения исторической памяти, сохранения преемственности поколений, единых общенациональных ценностей и единой стратегии общественного развития, создания условий для развития свободного человека со сформировавшимся зрелым мировоззрением, характеризующимся ценностным отношениям к Родине, отечественной культуре, литературе, истории, традициям, общенациональному наследию [3, 6, 7, 12]. Второе направление рассмотрения проблемы патриотического воспитания - в русле социального заказа государства, государственной образовательной политики. Значимость патриотического воспитания молодежи для государства аргументируется федеральными нормативно-правовыми документами, а также изменениями, происходящими в образовании в последние годы в сфере воспитательной деятельности. Очевидно, что мы имеем в виду широко обсуждаемые педагогической общественностью следующие события: 1) принятие Федерального закона от 31 июля 2020 года №304 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской федерации" по вопросам воспитания обучающихся"; разработка институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО примерных рабочих программ воспитания для детских садов, школ и колледжей; 2) проведение пилотного исследования на базе десяти регионов РФ, предполагающего введение в

школах новой должности - советник по воспитанию и работе с детскими объединениями; роль советника заключается в организации современного воспитательного процесса в школе с точки зрения развития деятельности детских и молодежных общественных объединений, трансляции федеральной и региональной повестки по основным мероприятиям и конкурсам, помощи в реализации инициатив учеников, увеличении охвата школьников, принимающих участие в интересных им событиях, точечной работе по профилактике негативных явлений в детской и молодежной среде, трансляции лучших практик и примеров наставничества; 3) популяризация организованного Министерством просвещения РФ и российским движением школьников открытого конкурса по отбору кандидатов на должность советника директора школы по воспитанию и работе с детскими объединениями "Навигатор детства".

С позиции теоретического обобщения проблемы патриотического воспитания детей и молодежи перед научным педагогическим сообществом стоит задача интеграции богатейшего опыта российской и советской педагогики и образования, научных достижений педагогов новейшего времени с новыми вызовами современности [1, 8, 9]. Необходима разработка инварианта, универсальной концепции воспитания, учитывающей нестабильность, переменчивость современных социокультурных условий, которая обеспечила бы эффективность решения задач воспитания, продвижение национального воспитательного идеала независимо от меняющихся внешних обстоятельств.

В неразрывной связи с поиском решений на теоретическом уровне находится и образовательная практика, для которой оказываются существенными и необходимыми готовые технологические решения в области воспитания, позволяющие во всероссийском масштабе в условиях массового образования достигать высокой результативности воспитательной деятельности педагогов [5, 8, 10, 11]. Все эти аргументы позволяют судить о высокой степени актуальности, востребованности образовательной практикой исследований в области патриотического воспитания вообще и его организации при взаимодействии школы и общественного движения в частности.

Изложение основного материала статьи. Советский опыт использования воспитательных ресурсов детских общественных организаций в решении вопросов патриотического воспитания детей и молодежи подтвердил свою уникальность и действенность на территории большой страны в условиях массового образования на протяжении нескольких поколений советских людей. Его эффективность подтверждается нормами поведения, устоями, стереотипами, характерными для старших поколений граждан нашей страны. Общественные организации, являющиеся аналогами организаций советского периода - октябрятская, пионерская - хоть и сохранились, уже не имеют прежнего размаха и весьма малочисленны. Вместе с тем, опросы общественного мнения ВЦИОМ показывают заинтересованность и поддержку граждан в возрождении подобных детских и юношеских организаций. К примеру, исследование общественного мнения 2021 года показало, что большинство россиян (79%) считают, что в современной России нужна организация, подобная комсомолу [3]. На смену организациям советского периода пришли другие детские общественные организации, объединения и движения, некоторые из которых получили всероссийское распространение за достаточно короткий период времени. Специфика каждой из перечисленных форм социальной активности определяется следующими характеристиками:

- общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения; это родовое понятие по отношению к общественным организациям и движениям, которые являются, по существу, организационно-правовыми формами общественных объединений;

- общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

- общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения [13].

Наиболее популярными среди современных детских объединений стали Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация Российское движение школьников, которое насчитывает уже более двух миллионов человек, а также Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», объединившее более миллиона детей и подростков. Реализация задач патриотического воспитания во взаимодействии школы с общественными объединениями, организациями или движениями выводит воспитательный процесс на качественно новый уровень. Согласно законодательству, несовершеннолетние могут стать членами общественной организации с 8 лет [13]. Младшие школьники только начинают осваивать социальный опыт, в этот период значительно расширяется круг общения, сферы осваиваемых видов деятельности, появляется психическое новообразование младшего школьного возраста - внутренняя позиция школьника. Высока восприимчивость детей младшего школьного возраста к содержанию патриотического воспитания в силу их эмоциональности и непосредственности, желании быть хорошим, получать похвалу. В то же время, исследования нравственных представлений младших школьников показывают, что в этом возрасте нравственные представления о хорошем человеке носят ограниченный, формальный характер, являются менее развернутыми и образными, чем у подростков [4]. Этот результат необходимо учитывать в воспитательной работе, поскольку более ясному осознанию нравственных ценностей, формированию более ясных нравственных представлений в младшем школьном возрасте способствуют не столько пассивные методы воспитания, такие как беседы, разъяснения и назидания, сколько деятельностная основа воспитательной среды, получение ребенком собственного опыта участия в социально-значимых делах класса и школы.

Исследование, проведенное нами в общеобразовательной школе, реализующей программу внеурочной деятельности патриотической направленности во взаимодействии с общественным движением «Юнармия», подтвердило эффективность воспитательной деятельности, реализуемой с учетом специфики участия младших школьников в работе детского движения. Такая специфика обусловлена следующими педагогическими условиями: ценностно-смысловое содержание деятельности; активная вовлеченность в разновозрастное взаимодействие; социально-значимые результаты деятельности. В исследовании приняли участие 33 ученика начальной школы со 2 по 4 класс и 32 родителя.

Анализ программы внеурочной деятельности младших школьников патриотической направленности «Школа +» позволил изучить ценностно-смысловое содержание деятельности детей. Содержание программы предполагает участие детей в школьных, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах гражданско-патриотической направленности в активном взаимодействии с родителями. Формы и методы патриотического воспитания при взаимодействии с движением «Юнармия» очень разнообразны, они включают встречи с представителями правовых структур, встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы; посещение музеев боевой и трудовой славы, интерактивные игры, дебаты, дискуссии патриотическо-правовой тематики, уроки Мужества, празднование Дней воинской славы, участие в работе школьного музея, физкультурные и оздоровительные мероприятия патриотической направленности, походы и экскурсии по родному краю, показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы.

Субъективное восприятие младшими школьниками степени их вовлеченности в разновозрастное взаимодействие в связи с участием в деятельности «Юнармии» изучалось с помощью анкетирования учеников. Наиболее высокую активность и вовлеченность дети испытывают в процессе участия в таких событиях, как конкурсы, викторины конференции, спортивно-оздоровительные мероприятия, митинги, литературно-музыкальные представления, концерты к знаменательным датам. Встречи с ветеранами военных действий, солдатами и офицерами срочной службы, несмотря на то, что не являются слишком частыми, отмечены детьми как наиболее значимые события, они оказывают на детей сильное эмоциональное впечатление, оставляют неизгладимый след в их памяти.

Осознание и самооценка детьми социально-значимых результатов деятельности в процессе участия в событиях, проводимых совместно с движением «Юнармия», проводилась с помощью анкетирования. Результаты показали, что наиболее высоко ученики оценивают и понимают социальную значимость своего участия в культурно-массовых мероприятиях, заботе о ветеранах и пожилых людях, трудовых делах по уборке и озеленению территории, изучении истории края для оформления и функционирования школьного музея. Наряду с анкетированием младших школьников, был проведен опрос родителей для изучения их мнения по поводу участия их детей в деятельности «Юнармии». Родители подтвердили необходимость организации школой патриотического, правового воспитания детей, отметили желание детей посещать военно-патриотический кружок, действующий в школе постоянно в рамках взаимодействия школы с движением «Юнармия». Также родители отметили убежденность в том, что подрастающее поколение необходимо воспитывать в духе патриотизма и любви к своей Родине и такую воспитывающую среду позволяет создать именно участие детей в деятельности Юнармии. При этом треть опрошенных родителей отметили, что влияние семьи на патриотическое воспитание детей не столь существенно, как события, организованные в школе, и столько же родителей сообщили о позитивных изменениях в поведении их детей за время участие в школьных мероприятиях совместно с «Юнармией». Важное значение в патриотическом воспитании детей в русле движения «Юнармии», приобретении ими социального опыта имеет и сама структура, органы детского самоуправления внутри организации. Участниками юнармейского отряда могут быть обучающиеся общеобразовательной школы достигшие 8-ми летнего возраста и изъявившие желание участвовать в юнармейском движении. После принятия торжественной клятвы в создавшемся юнармейском отряде формируются органы управления и выбираются руководители. Юнармейский отряд состоит из Совета отряда, отделений отряда, руководство которыми осуществляет командир отряда (заместитель командира). Руководящие органы включают Высший руководящий орган юнармейского отряда - Совет отряда. В состав Совета юнармейского отряда входят координатор отряда, командир отряда, заместитель командира отряда, командиры отделений. Эта структура, координация деятельности самими детьми под руководством взрослых способствует формированию субъектности деятельности, повышает личностную значимость событий, тем самым оказывает влияние на систему ценностей и нравственные представления младших школьников, что подтвердилось в процессе качественного анализа сочинений младших школьников на тему "Что значит быть патриотом?", в которых наиболее частотными были отмечены следующие суждения: нужно любить свой дом, свою Родину, знать о Великой Отечественной войне, стремиться к тому, чтобы все люди жили мирно на всей земле, чтобы люди своей страны никогда не знали бед. Младшие школьники доступным им простым языком выразили искренние чувства по отношению к своей Родине и своей стране.

Таким образом, исследование взаимодействия школы с детским общественным движением во внеурочной деятельности с целью патриотического воспитания младших школьников показало высокую эффективность подобной организации воспитательной деятельности при создании таких педагогических условий, как ценностно-смысловое содержание деятельности, активная вовлеченность младших школьников в разновозрастное взаимодействие и участие в социально-значимой деятельности.

Выводы. Исследование проблемы патриотического воспитания младших школьников во взаимодействии школы и детского движения в процессе внеурочной деятельности позволило сформулировать следующие выводы.

1. Современные младшие школьники развиваются в специфических социокультурных условиях, характеризующихся следующими рисками: насыщенность информационной среды, слабая осведомленность детей и молодежи в вопросах исторического прошлого нашей страны, стремительный технологический прогресс, что может выступать в роли негативных факторов в обеспечении преемственности поколений и формировании у детей системы общенациональных ценностей, что обусловливает высокую актуальность теоретической и практической разработки вопросов патриотического воспитания подрастающего поколения.

2. Эффективности патриотического воспитания младших школьников способствует деятельностная основа воспитательной среды, организованная во взаимодействии школы и детского общественного движения. Подобная организация воспитания оказывает влияние на формирование нравственных представлений и нравственных отношений младших школьников.

3. Педагогическими условиями патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности во взаимодействии школы и детского общественного движения являются ценностно-смысловое содержание деятельности; активная вовлеченность в разновозрастное взаимодействие; социально-значимые результаты деятельности.

4. Взаимодействие школы и семьи, вовлеченность родителей в систему воспитательной работы школы оказывает позитивное влияние на результативность патриотического воспитания младших школьников.

Литература:

1. Воспитание - стратегический национальный приоритет: материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвященной 100-летию со дня рождения действительного члена АПН СССР и РАО ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ НОВИКОВОЙ (23 января 2018 года, г. Владимир) / Отв. ред. А.В. Гаврилин. - Владимир: ВИРО, 2018. В 2-х ч. Ч.1. - 416 с.

2. ВЦИОМ. Комсомол: можем повторить? URL:https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/komsomol-mozhem-povtorit (дата обращения 03.05.22)

3. Даскал, В.Я. Проблема патриотического воспитания школьников в современных социокультурных условиях / В.Я. Даскал, А.В. Невзорова // Православная русская школа: традиции, опыт, возможности, перспективы: материалы XII всероссийской научно-практической конференции. Обитель - Братство Милосердия Свято-Алексиевская Пустынь. -Ярославль, 2020. - С. 377-381.

4. Калачева, Е.С. Особенности нравственных представлений младших школьников и подростков / Е.С. Калачева, Е.В. Карпова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании. Сборник научных статей IV международной научно-практической конференции. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020. - С. 192-193.

5. Культурно-досуговая работа с детскими и юношескими организациями Юнармии: учебное пособие / Б.В. Воробьев, О.Ю. Коваленко, В.И. Колношенко [и др.]. - М.: Военный университет, 2020. - 264 с.

6. Невзорова, А.В. Национальный воспитательный идеал в современном начальом общем образовании / А.В. Невзорова // Герценовские чтения. Начальное образование. - СПб.: ООО Смыслолет, 2021. - Т.12. - №1. - С. 92-97.

7. Невзорова, А.В. Ресурсы реализации современного национального воспитательного идеала / А.В. Невзорова // Евразийский образовательый диалог: материалы международного форума. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования", 2021. - С. 169-173.

8. Проектирование, внедрение и оценка эффективностивоспитательной деятельности в образовательной организации: учебно-методическое пособие / Э.Р. Сафаргалиев, Ю.В. Комарова, А.В. Павлова [и др.]. - Ульяновск: Зебра, 2018. - 447 с.

9. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания: учебник и практикум для академического бакалавриата / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 330 с.

10. Рустамова, С.У. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников / С.У. Рустамова // Педагогическое искусство. - 2021. - №1. - С. 113-117.

11. Щербина, Е.Н. Возможности детского общественного объединения в оциальном воспитании младших школьников / Е.Н. Щербина // Инновации в науке и практике. Сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. - Уфа: ООО "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2021. - С. 137-145.

12. Щуркова, Н.Е. Система достойного воспитания / Н.Е. Щуркова. - Москва: Издательство АСТ, 2020. - 256 с.

13. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ (дата обращения 12.03.22)

Педагогика

УДК 37.018.2

кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); учитель начальных классов Семенова Тамара Дмитриевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Томторская средняя общеобразовательная школа имени братьев Г.А. и А.А. Пономаревых» (с. Томтор); студентка 3 курса Аристова Александра Андреевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УДЬУОР УТУМА» (ШКОЛА ПРЕДКОВ)

Аннотация. Проблема духовно-нравственного воспитания школьников является проблемой всего поколения. И всегда была актуальным, востребованным вопросом для многих ученых, методистов и педагогов. Они подчеркивали, что духовно-нравственное воспитание должно вестись систематично, непрерывно и в единстве с урочной и внеурочной деятельностью. В свою очередь, внеурочная деятельность - это эффективное условие для духовно-нравственного воспитания и формирования нравственных ценностей. Приоритетным направлением духовно-нравственного воспитания детей в Республике Саха (Якутия) является приобщение к национальной культуре и традициям. Понимая важность вопроса авторами затронута весьма интересная тема, разработана рабочая тетрадь внеурочной деятельности начальной школы «Школа по тропе предков».

Программа внеурочной деятельности направлена на изучение родословной своей семьи для обучающихся младших классов. Авторы предлагают ознакомиться с содержанием рабочей тетради и представляют результаты реализации исследования.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание, концепция воспитания, родословная семьи, семейные ценности, обычаи, традиции.

Annоtation. The problem of spiritual and moral education of schoolchildren is a problem of the whole generation. And it has always been an urgent, in-demand issue for many scientists, methodologists and teachers. They emphasized that spiritual and moral education should be conducted systematically, continuously and in unity with regular and extracurricular activities. In turn, extracurricular activities are an effective condition for spiritual and moral education and the formation of moral values. The priority direction of spiritual and moral education of children in the Republic of Sakha (Yakutia) is familiarization with national culture and traditions. Realizing the importance of the issue, the authors touched upon a very interesting topic, developed a workbook of extracurricular activities of primary school "School on the path of ancestors".

The extracurricular activity program is aimed at studying the pedigree of their family for elementary school students. The authors propose to familiarize themselves with the contents of the workbook and present the results of the study.

Key words: extracurricular activities, spiritual and moral education, the concept of education, family pedigree, family values, customs, traditions.

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УДЬУОР УТУМА» (ШКОЛА ПРЕДКОВ)

Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) процесс образования понимается не только как процесс обучения знаниям, умениям и навыкам, но и как процесс воспитания и развития личности, утверждение духовно-нравственных, моральных, семейных и других ценностей. В требованиях ФГОС написано, что программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников должна быть направлена на обеспечение единой системы обучения, развития и воспитания. Этому должны способствовать содержательно организованные и систематически проводимые в единстве урочные и внеурочные занятия, в совместной педагогической работе семьи и других институтов общества.

Исходя из выше сказанного можно считать, что главной задачей школы выступает воспитание личности, обладающего духовно-нравственными ценностями и способного к жизненному самоопределению. Самым подходящим возрастом для формирования нравственных ценностей является младший школьный возраст. В этом возрасте потенциал воспитания разностороннего развития личности высок. Это определяется тем, что младший школьный возраст наиболее сенситивный.

Где, внеурочная деятельность играет важную роль в формировании нравственных ценностей младших школьников. Различные направления внеурочной деятельности позволяют детям развивать свои способности, так как он не ограничивается урочным форматом, нацелена на всестороннее развитие личности обучающегося.

Одним из направлений внеурочной деятельности является - духовно-нравственное направление которое нацелено на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.