Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛ)'

ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ВНЕ УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЯ / ОТНОШЕНИЕ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТА НИЮ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ГОРОДСКАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аллагулов Артур Минехотович, Сармутдинова Галия Бирикетовна

Статья посвящена изучению проблемы отношения учителей к трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности в контексте сравнительного анализа сельских и городских школ. Актуальность работы обусловлена необходимостью комплексного анализа различных подходов к трудовому воспитанию младших школьников, принятых в сельской и городской школах. Исследование процесса трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в различных социокультурных воспитательных пространствах позволит выявить насущные проблемы и на этой основе предложить пути их решения. Цель статьи - провести сравнительный анализ трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности на примере сельских и городских школ. Для изучения проблемы был проведен экспертный опрос учителей в период с сентября 2021 по январь 2022 г. с использованием сервиса Google Form. В качестве материалов исследования были использованы нормативные документы: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.», «Стратегия развития молодежи Российской Федерации до 2025 г.», Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ; методические рекомендации по вопросам организации воспитания, а также научные исследования по данной проблеме. В опросе приняли участие 183 учителя, из них из сельской школы 83 человека (n = 83), из школ города Оренбурга - 100 человек (n = 100). Участники эксперимента были ознакомлены с целью исследования и подтвердили свое согласие к сотрудничеству. В экспериментальной работе использовался метод анкетиро вания, который позволил определить проблемы организации трудового воспи тания младших школьников во внеурочной деятельности и предложить пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аллагулов Артур Минехотович, Сармутдинова Галия Бирикетовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF TEACHERS TO THE LABOUR-RELATED MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES: A COMPARATIVE ANALYSIS OF RURAL AND URBAN SCHOOLS

The article studies the problem of teachers’ attitude to the labour education of younger schoolchildren in extracurricular activities in the context of a comparative analysis of rural and urban schools. The relevance of the study is due to the need for a comprehensive analysis of various approaches to the labour education of younger schoolchildren adopted in rural and urban schools. The study of labour education of younger schoolchildren in extracurricular activities in various socio-cultural educational spaces will allow one to identify pressing problems and suggest ways of their solution. The purpose of the article is to present a comparative analysis of labour education of younger schoolchildren in extracurricular activities using the example of rural and urban schools. To study this topic, an expert survey of teachers was conducted in the period from September 2021 to January 2022 using the Google Form service. Normative documents used as research materials are the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025; the Strategy for the Development of Young People in the Russian Federation until 2025; Order No. 286 “On Adopting the Federal State Educational Standard of Primary General Education” (31.05.2021); methodological recommendations on the organisation of moral education, as well as relevant studies. 183 teachers took part in the survey, including those from rural schools (n = 83), schools of the city of Orenburg (n = 100). The participants of the experiment were familiarised with the purpose of the study and con rmed their willingness to cooperate. In the experimental work, the questionnaire method was used, which made it possible to identify the problems of organising the labour education of younger schoolchildren in extracurricular activities and suggest ways of solution.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ШКОЛ)»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Аллагулов Артур Минехотович, доктор пед. наук, профессор, Оренбургский государственный педагогический университет, Россия, Оренбург art_hist@bk.ru https://orcid.org/0000-0001-5490-6818

2022. Вып. 65. С. 111-119

DOI: 10.15382/sturIV202265.111-119

Сармутдинова Галия Бирикетовна, аспирант,

Оренбургский государственный педагогический университет, Россия, Оренбург galia_biriketovna@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-5586-8996

Отношение учителей к трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности (сравнительный анализ сельских и городских школ)

Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы отношения учителей к трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности в контексте сравнительного анализа сельских и городских школ. Актуальность работы обусловлена необходимостью комплексного анализа различных подходов к трудовому воспитанию младших школьников, принятых в сельской и городской школах. Исследование процесса трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в различных социокультурных воспитательных пространствах позволит выявить насущные проблемы и на этой основе предложить пути их решения. Цель статьи — провести сравнительный анализ трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности на примере сельских и городских школ. Для изучения проблемы был проведен экспертный опрос учителей в период с сентября 2021 по январь 2022 г. с использованием сервиса Google Form. В качестве материалов исследования были использованы нормативные документы: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.», «Стратегия развития молодежи Российской Федерации до 2025 г.», Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ; методические рекомендации по вопросам организации воспитания, а также научные исследования по данной проблеме. В опросе приняли участие 183 учителя, из них из сельской школы 83 человека (n = 83), из школ города Оренбурга — 100 человек (n = 100). Участники эксперимента были ознакомлены с целью исследования и подтвердили свое согласие к сотрудничеству. В экспериментальной работе использовался метод анкетиро-

А. М. Аллагулов, Г. Б. Сармутдинова

© Аллагулов А. М., Сармутдинова Г. Б., 2022.

111

вания, который позволил определить проблемы организации трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности и предложить пути их решения.

Ключевые слова: трудовое воспитание, воспитание, младший школьник, внеурочная деятельность, отношение учителя, отношение к трудовому воспитанию, сельская школа, городская школа.

Актуальность изучаемой проблемы обусловлена тем, что современная система российского образования призвана не просто обеспечить качественное формирование предметных знаний, умений, навыков, метапредметных и личностных результатов, которые зафиксированы в государственной образовательной политике, но и способствовать развитию и воспитанию подрастающего поколения с максимальным учетом тех общественных и экономических условий, в которых воспитанники будут жить и работать в будущем. Сегодня формируются новые возможности для будущего развития производительности труда во всех областях материального и духовного производства. Значительно возрастает интеллектуальный потенциал общества, создаются необходимые условия, обеспечивающие гармоничное и всестороннее развитие современного человека. В условиях динамично развивающихся рыночных отношений значимость трудового воспитания младшего школьника возрастает. В данной деятельности важную роль играет человеческий фактор, так как актуализируется проблема подготовки к труду подрастающего поколения. В центре внимания теории и практики воспитания младшего школьника рельефно высвечивается проблема трудового воспитания. Главная цель трудового воспитания — создание организационно-педагогических условий для непринужденного освоения трудовых умений и навыков с раннего возраста.

Подтверждение этому мы находим в том, что в действующих нормативных документах («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.», «Стратегия развития молодежи Российской Федерации до 2025 г.» и др.) заданы долгосрочные ориентиры для социальных институтов по развитию, воспитанию, повышению качества получаемого образования у подрастающего поколения России.

Проведенный анализ нормативно-правовых документов показал, что Государственная Дума Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации и другие государственные и общественные институты отмечают важность приобщения ребенка к труду с самого раннего возраста. Сензитивным (наиболее благоприятным) периодом для решения такой задачи выступают как раз дошкольный и младший школьный возраст.

Президент РАО О. Ю. Васильева отмечает, что «...без навыка трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от своего труда — невозможно жить... Семья и школа должны воспитывать трудолюбие с малых лет и с первых дней»1.

1 Цит. по: Николаева Н. Е. Из опыта работы молодежного центра «Перспективапро» (г. Ижевск) по взаимодействию с семьей в процессе трудового воспитания подрастающего поколения // Семья и трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Опыт работы по семейному трудовому воспитанию на основе национальных традиций РФ: сб. науч. статей. М., 2017. С. 41.

Трудовое воспитание проходит красной нитью через все направления деятельности общеобразовательной организации, так как нельзя говорить о всесторонне развитой личности, если человек отвлечен от труда. Основа трудового воспитания закладывается в раннем возрасте, начальная школа — первый трудовой коллектив. Поэтому в контексте трудового воспитания школа, как образовательное учреждение, является важнейшим партнером в развитии ребенка.

В связи с этим решающее значение в организации трудового воспитания младшего школьника приобретает внеурочная деятельность. Отметим, что на начальном этапе детьми движет любопытство и интерес, которые перерастают в желание творить, сделать что-то своими руками. Все это способствует постепенному приобщению ребенка к учебному труду.

Как показывают современные исследования, внеурочная деятельность формирует у детей позитивную установку по отношению к труду и, кроме того, восприятие труда как одной из важнейших ценностей человеческой деятельности; способствует формированию у младших школьников потребности в творческом труде, выполнении определенных видов деятельности и стремления реализовать свои знания, умения, навыки на практике. Наиболее продуктивной формой для организации трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности выступает школьный кружок. Несмотря на то что кружковая работа имеет длительную историю и организуется в отечественной образовательной системе с 20-х гг. ХХ в., она не потеряла своей привлекательности для современных детей, поэтому продолжает активно использоваться для развития и воспитания младшего школьника.

Отметим, что общие подходы к исследованию содержания внеурочной деятельности разработаны Л. Д. Гуткиной, которая рассматривает труд как средство по содействию воспитанию у младших школьников трудолюбия, развития целенаправленности у обучающихся, расширения их кругозора, а также развития коммуникативных, креативных, познавательных способностей; М. Р. Даниловой, исследующей тематическое коллективное объединение обучающихся, включающее разнообразные формы групповой деятельности, которые направлены на достижение конкретного образовательно-воспитательного результата; В. В. На-заренко, чей научный интерес касается систематической работы по организации досуга детей и приобщения их к полезной развивающей деятельности, расширения общих и углубления специальных знаний, удовлетворения индивидуальных интересов и склонностей, развития творческих способностей школьников.

концептуальные основания трудового воспитания младшего школьника представлены в работах А. С. Макаренко, обращавшего внимание на социальные условия жизни общества и коллектива; К. С. Чиряева, утверждавшего, что отношения человека с обществом, природой, с другими людьми осуществляется через труд; Р. И. Егоровой, изучавшей процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности, а также воспитание сознательного отношения и склонностей к труду как основной жизненной потребности через формирование привычки к труду.

Научный интерес представляют критерии трудовой воспитанности детей младшего школьного возраста, изложенные Л. Г. Григорьевой: отношение к фи-

зическому труду; отношение к учебе; отношение к людям; отношение к самому себе; отношение к коллективу; проявление творчества, активности и самостоятельности в труде2.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что внеурочная деятельность содействует адаптации к окружающему миру, во многом благодаря ей создается прочный фундамент для появления заинтересованности обучающихся в том или ином предмете, деятельности, творчества, развития и навыков коммуникации, самодисциплины, самоорганизации; сотрудничества и повышения своего уровня знаний и умений разного рода.

В ходе исследования нами определены наиболее конструктивные педагогические условия организации внеурочной деятельности младшего школьника, обеспечивающие результативность трудового воспитания: обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе; оптимизация учебной нагрузки обучающихся; учет возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

В приказе от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» отмечается, что внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией.

В качестве материалов для нашего исследования были выбраны: нормативно-правовые документы в сфере образования, разработанные методические рекомендации по осуществлению воспитательной деятельности в образовательных организациях (Институт стратегии развития образования РАО), а также теоретические исследования представителей современной педагогической мысли. Ключевым методом исследования выступил метод анкетирования. Анкетирование было проведено в период с сентября 2021 по январь 2022 г. с использованием сервиса Google Form. В опросе приняли участие 183 учителя, из них сельские школы представляли 83 человека (n = 83), а городские школы Оренбурга — 100 человек (n = 100). Анкета помогла выявить проблемы трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности и определить пути повышения качества воспитательной работы.

В данной статье были использованы взаимодополняющие методы исследования. Теоретические методы: анализ философской и психолого-педагогической литературы, нормативных документов, систематизация, количественный и качественный анализ фактического материал. Эмпирические методы: опрос, анкетирование, проективный метод, метод экспертных оценок, методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.

Нами был проанализирован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — ФГОС НОО), утвержденный Министерством просвещения Российской Федерации. Во ФГОС НОО сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школь-

2 См.: Григорьева Л. Г. Трудовое воспитание младших школьников в современной общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2014.

ной программы соответствующего уровня. Отметим, что ФГОС НОО обеспечивает личностное развитие учащихся, где одним из главных требований является трудовое воспитание3. Однако, как показали результаты анкетирования, 73% учителей сельских школ считают, что во ФГОС НОО должны быть прописаны качественные показатели, предусматривающие обязательства государства в сфере трудового воспитания младших школьников.

Привлечение обучающихся образовательной организации к труду, предусмотренному образовательной программой, осуществляется во время проведения учебных занятий и должно соответствовать гигиеническим нормам допустимых условий и видов работ. В сельских и городских школах опрошенные учителя (71 и 50% соответственно) считают, что в рамках трудовой деятельности, не предусмотренной образовательной программой, должна проводиться работа по следующим направлениям: обслуживающий труд (поддержание чистоты в классных кабинетах, дежурство по столовой, плановое дежурство по школе); общественно полезный труд (благоустройство территории, уборка урожая на пришкольном участке и иные направления правомерной трудовой деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации).

Также респонденты оценили качество примерных программ воспитания: 42% сельских учителей считают, что документы несут полезную информацию, в городе Оренбурге 50% учителей придерживаются аналогичного мнения. Также 88% сельских и 72% городских учителей отметили, что следует вырабатывать в современных детях потребность трудиться. Среди ответов городских педагогов встречались следующие мнения: «Да, обязательно. Детей необходимо приучать трудиться. Объем работы должен соответствовать возрасту и быть по силам»; сельские учителя согласились с коллегами. Наиболее популярный ответ: «Да, без труда — нельзя». Существенная часть опрошенных заявили, что учеба в школе включается в трудовую деятельность младшего школьника (сельские учителя 47%, городские 30%). Респондентам был предложен вопрос: «Стоит ли привлекать детей к общественно полезному труду?». На данный вопрос положительно ответили большинство учителей: 87% сельских и 80% городских. Полученные ответы наглядно показывают, что учителя положительно относятся к трудовому воспитанию в начальной школе. По вопросу «Где должно начинать трудовое воспитание — в школе или в семье?» ответы коллег разделились: 60% сельских и только 50% городских педагогов считают, что трудовое воспитание должно начинаться в школе.

Кроме того, оценка учителями организационных условий труда показала, что современной школе требуются инновации, раскрывающие новые возможности для производительного труда. Так, только 28% сельских учителей ответили, что для дальнейшего роста производительности труда учеников создано достаточно возможностей и только 21% учителей городских школ поддержали данный ответ. Здесь можно обратить внимание на то, что большинство учителей

3 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован 05.07.2021 № 64100). URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 06.02.2022).

(72% и 79%) недовольны условиями организации и ставят вопрос о разработке действенного инструментария трудового воспитания и педагогических возможностей внеурочной деятельности.

На вопрос: «Развиты ли познавательный интерес к знаниям, потребность в творческом труде, стремление применять знания на практике у младших школьников?», 61% сельских и 50% городских учителей ответили положительно. Остальные считают, что у младших школьников недостаточно развит познавательный интерес к знаниям, не все дети проявляют потребность в творческом труде и не все стремятся применять знания на практике.

Сравнительный анализ сельских и городских школ показал, что учителя считают значимым фактором трудовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности. При этом значительное количество респондентов сельских и городских школ затруднились с оценкой используемых педагогических возможностей внеурочной деятельности в данной сфере.

Рассмотрим частные мнения педагогов, высказанные ими в ходе обсуждения вопросов трудового воспитания.

Наталия Михайловна (с. Михайловка): «Трудовое воспитание должно начинаться с семьи и школы. Мне кажется, что в столь юном возрасте это особенно актуально. Я сама начала работать рано, в связи с семейными обстоятельствами, и могу сказать, что большая радость и получение зарплаты, и повышение финансовой грамотности в начале жизненного пути, и помощь родителям, и поднятие авторитета в собственных глазах».

Адэлия Равхатовна (с. Саратовка) заявила, что «необходимо вернуть в систему образования трудовое воспитание, необходимо возобновить полезный труд в школах, вернуть сельские бригады, работу на приусадебных участках, уборку школьных помещений — это все никак не угрожает здоровью школьников».

Любовь Александровна (с. Изобильное) утверждает, что «в сельских школах у младших школьников достаточно развит познавательный интерес к знаниям, дети самостоятельно проявляют потребность в творческом труде и стремятся применять знания на практике».

Ольга Сергеевна (г. Оренбург) выделила обратное: «в городских школах дети не проявляют познавательный интерес к знаниям, у них нет особой потребности в творческом труде, нет стремления применять знания на практике».

Альфия Равильевна (г. Оренбург) отметила, что «трудовое воспитание является фундаментом творческой активности и результатом учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении младшего школьника».

Александра Александровна (г. Оренбург) обозначила, что «трудовое воспитание является отработкой навыков учебного поведения, дети вооружены основными навыками самообслуживания, у них формируются навыки трудовой коллективной деятельности».

Итак, можно сделать вывод по проведенному опросу учителей, что представители сельского населения на 7—10% больше поддерживают возобновление трудового воспитания в школах. Они склоняются к полезному труду в школах, выступают за то, чтобы вернуть сельские бригады, работу на приусадебных участках, уборку школьных помещений. Учителя города Оренбурга склоняются

к мнению, что трудовая деятельность включает в себя, в первую очередь, учебу в школе.

Таким образом, в современной теории и практике педагогики, а также на основе полученных эмпирических данных можно утверждать, что важнейшую роль в трудовом воспитании младшего школьника играют семья и школа. Именно там ребенок имеет возможность включаться в различные виды трудовой деятельности, выполнять трудовые поручения, наблюдать за трудовой деятельностью взрослых, оказывать им посильную помощь. Однако возникает очень серьезная проблема: как наиболее эффективно организовать трудовое воспитание младших школьников? Наибольшим потенциалом обладает организация внеурочной деятельности, а наиболее продуктивной ее формой — кружковая работа.

Проведенное анкетирование среди учителей сельских и городских школ показало, что значимость организации трудового воспитания младшего школьника осознается большинством респондентов. При этом отношение к ее видам и формам различается. Это обусловлено разными социокультурными и воспитательными возможностями образовательных организаций. Несомненно, что проблеме трудового воспитания сегодня уделяется большое внимание. Перед научно-педагогическим сообществом встает серьезная стратегическая задача — разработка действенного инструментария трудового воспитания, в том числе использование педагогических возможностей внеурочной деятельности.

Список источников

Григорьева Л. Г. Трудовое воспитание младших школьников в современной общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2014. Николаева Н. Е. Из опыта работы молодежного центра «Перспективапро» (г. Ижевск) по взаимодействию с семьей в процессе трудового воспитания подрастающего поколения // Семья и трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Опыт работы по семейному трудовому воспитанию на основе национальных традиций РФ: сб. науч. статей. М., 2017. C. 41-46.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован 05.07.2021 № 64100). URL: http://publica-tion.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 06.02.2022).

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.

Artur Allagulov, Doctor of Sciences in Education, Professor, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia art_hist@bk.ru https://orcid.org/0000-0001-5490-6818

2022. Vol. 65. P. 110-119

DOI: 10.15382/sturIV202265.111-119

Galiya Sarmutdinova, Graduate Student, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia galia_biriketovna@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-5586-8996

The Attitude of Teachers to the Labour-Related Moral Education of Younger Schoolchildren in Extracurricular Activities: A Comparative Analysis of Rural and Urban Schools

Аbstract: The article studies the problem of teachers' attitude to the labour education of younger schoolchildren in extracurricular activities in the context of a comparative analysis of rural and urban schools. The relevance of the study is due to the need for a comprehensive analysis of various approaches to the labour education of younger schoolchildren adopted in rural and urban schools. The study of labour education of younger schoolchildren in extracurricular activities in various socio-cultural educational spaces will allow one to identify pressing problems and suggest ways of their solution. The purpose of the article is to present a comparative analysis of labour education of younger schoolchildren in extracurricular activities using the example of rural and urban schools. To study this topic, an expert survey of teachers was conducted in the period from September 2021 to January 2022 using the Google Form service. Normative documents used as research materials are the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025; the Strategy for the Development of Young People in the Russian Federation until 2025; Order No. 286 "On Adopting the Federal State Educational Standard of Primary General Education" (31.05.2021); methodological recommendations on the organisation of moral education, as well as relevant studies. 183 teachers took part in the survey, including those from rural schools (n = 83), schools of the city of Orenburg (n = 100). The participants of the experiment were familiarised with the purpose of the study and confirmed their willingness to cooperate. In the experimental work, the questionnaire method was used, which made it possible to identify the problems of organising the labour education of younger schoolchildren in extracurricular activities and suggest ways of solution.

A. Allagulov, G. Sarmutdinova

Keywords: labour education, moral education, primary school student, extracurricular activities, teacher's attitude, attitude to labour education, rural school, urban school.

References

Nikolaeva N. (2017) "Iz opyta raboty molodezhnogo tsentra "Perspektivapro" (g. Izhevsk) po vzaimodeistviiu s sem'ei v protsesse trudovogo vospitaniia podrastaiushchego pokoleniia" [From the experience of the work of the youth centre Perspektivapro (Izhevsk) in the sphere of interaction with the family in the process of labour education of the younger generation], in Sem'ia i trudovoe vospitanie podrastaiushchego pokoleniia v kontekste Strategii vospitaniia v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda. Opyt raboty po semeinomu trudovomu vospitaniiu na osnove natsionalnykh traditsii RF [Family and labour education of the younger generation in the context of the Strategy of education in the Russian Federation for the period till 2025. Experience of work in the sphere of family labour education based on national traditions of the Russian Federation. A colelction of articles]. Moscow, pp. 41-46 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 25.02.2022

The article was submitted 25.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.