Научная статья на тему 'МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА'

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганиева Гульчачак Рафисовна, Шарафетдинова Зимфира Габдрахмановна

В эпоху смены парадигмы образования в условиях неопределенности задачи межнационального воспитания подрастающего поколения остаются крайне актуальными и значимыми. В статье раскрывается проблема межнационального воспитания младших школьников с учетом регионального компонента через этнопедагогизацию внеурочной деятельности. Представлена целостная модель межнационального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности средствами краеведения. В исследовании определены наиболее эффективные организационно-педагогические условия межнационального воспитания детей младшего школьного возраста, реализация которых осуществлялась через разработку и апробацию программы внеурочной деятельности «Диалог культур». В рамках программы были изучены культура и традиции многочисленных народов Татарстана (татар, русских, чувашей, башкир, удмуртов), проведено экскурсионное изучение культуры народов родного края, организовано взаимодействие семьи и школы по национальному и межнациональному воспитанию. В результате доказана эффективность межнационального воспитания младших школьников через приобщение к культуре народов родного края в условиях внеурочной деятельности. В современном мировом сообществе становится невозможным устранение влияния политических факторов на образование. Важно донести до сознания учеников суть процессов, происходящих в политической, экономической, культурной сферах мирового и российского общества. В условиях сегодняшних реалий в межнациональном воспитании детей важно обращаться к исторической памяти и довести до учеников истинную правду о становлении и развитии многонациональной республики и страны в целом. Перспективу дальнейшего исследования мы видим в формировании у подрастающего поколения готовности к противостоянию таким действиям, как попытка переписать историю Отечества, обеление практики фашизма и национализма, развязывание информационной «войны», через применение средств этнопедагогики и воспитание культуры межнационального взаимодействия. В начальной школе данный процесс следует осуществлять через воспитание дружелюбия, вежливости, толерантности в отношениях с людьми разных национальностей и нетерпимости к насилию, злу, лживости на принципах гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганиева Гульчачак Рафисовна, Шарафетдинова Зимфира Габдрахмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC UPBRINGING OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN, TAKING INTO ACCOUNT THE REGIONAL COMPONENT

The tasks of interethnic upbringing of the younger generation remain extremely topical and relevant in an era of paradigm shift in education under conditions of uncertainty. The article reveals the problem of interethnic upbringing of junior schoolchildren taking into account the regional component through ethnopedagogization of extracurricular activities. The article presents a holistic model of international education of junior schoolchildren in extracurricular activities by means of local studies. The study identified the most effective organizational and pedagogical conditions for the interethnic upbringing of children of primary school age. Implementation of organizational and pedagogical conditions of interethnic upbringing of junior schoolchildren was carried out through the development and testing of the program of extracurricular activities “Dialogue of Cultures” within the framework of which the culture and traditions of numerous people of Tatarstan were studied (Tatars, Russians, Chuvash, Bashkirs, Udmurts); excursion study of the culture of the people of the native land; organization of interaction between family and school on ethnic and interethnic upbringing. As a result, the effectiveness of interethnic upbringing of junior schoolchildren through the introduction to the culture of the people of the native land in the context of extracurricular activities has been proved. In the modern world community, it becomes impossible to eliminate the influence of political factors on education. It is important to convey to the students the essence of the processes taking place in the political, economic, cultural spheres of world and Russian society. In the conditions of today’s realities in the interethnic education of children, it is important to turn to historical memory and bring to the students the truth about the formation and development of a multinational republic and the country as a whole. We see the prospect of further research in the formation of the younger generation’s readiness to confront such actions as an attempt to rewrite the history of the Fatherland, justification the practice of fascism and nationalism, unleashing an information “war” through the use of means of ethnopedagogy and education of the culture of interethnic interaction. In primary school, this process should be carried out through the education of friendliness, politeness, tolerance in relations with people of different nationalities and intolerance to violence, evil, falsehood on the principles of humanism, trust, equality and cooperation.

Текст научной работы на тему «МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА»

УДК 37.035.6 DOI 10.37972/chgpu.2022.115.2.023

Г. Р. Ганиева, З. Г. Шарафетдинова

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны, Россия

Аннотация. В эпоху смены парадигмы образования в условиях неопределенности задачи межнационального воспитания подрастающего поколения остаются крайне актуальными и значимыми. В статье раскрывается проблема межнационального воспитания младших школьников с учетом регионального компонента через этнопедагогизацию внеурочной деятельности. Представлена целостная модель межнационального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности средствами краеведения.

В исследовании определены наиболее эффективные организационно-педагогические условия межнационального воспитания детей младшего школьного возраста, реализация которых осуществлялась через разработку и апробацию программы внеурочной деятельности «Диалог культур». В рамках программы были изучены культура и традиции многочисленных народов Татарстана (татар, русских, чувашей, башкир, удмуртов), проведено экскурсионное изучение культуры народов родного края, организовано взаимодействие семьи и школы по национальному и межнациональному воспитанию. В результате доказана эффективность межнационального воспитания младших школьников через приобщение к культуре народов родного края в условиях внеурочной деятельности.

В современном мировом сообществе становится невозможным устранение влияния политических факторов на образование. Важно донести до сознания учеников суть процессов, происходящих в политической, экономической, культурной сферах мирового и российского общества. В условиях сегодняшних реалий в межнациональном воспитании детей важно обращаться к исторической памяти и довести до учеников истинную правду о становлении и развитии многонациональной республики и страны в целом. Перспективу дальнейшего исследования мы видим в формировании у подрастающего поколения готовности к противостоянию таким действиям, как попытка переписать историю Отечества, обеление практики фашизма и национализма, развязывание информационной «войны», через применение средств этнопедагогики и воспитание культуры межнационального взаимодействия. В начальной школе данный процесс следует осуществлять через воспитание дружелюбия, вежливости, толерантности в отношениях с людьми разных национальностей и нетерпимости к насилию, злу, лживости на принципах гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества.

Ключевые слова: младшие школьники, межнациональное воспитание, диалог культур, региональный компонент

G. R. Ganieva, Z. G. Sharafetdinova

INTERETHNIC UPBRINGING OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN, TAKING INTO ACCOUNT THE REGIONAL COMPONENT

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny, Russia

Abstract. The tasks of interethnic upbringing of the younger generation remain extremely topical and relevant in an era of paradigm shift in education under conditions of uncertainty. The article reveals the problem of interethnic upbringing of junior schoolchildren taking into account the regional component through ethnopedagogization of extracurricular activities. The article presents a holistic model of international education of junior schoolchildren in extracurricular activities by means of local studies.

The study identified the most effective organizational and pedagogical conditions for the interethnic upbringing of children of primary school age. Implementation of organizational and pedagogical conditions of interethnic upbringing of junior schoolchildren was carried out through the development and testing of the program of extracurricular activities "Dialogue of Cultures" within the framework of which the culture and traditions of numerous people of Tatarstan were studied (Tatars, Russians, Chuvash, Bashkirs, Udmurts); excursion study of the culture of the people of the native land; organization of interaction between family and school on ethnic and interethnic upbringing. As a result, the effectiveness of interethnic upbringing of junior schoolchildren through the introduction to the culture of the people of the native land in the context of extracurricular activities has been proved.

In the modern world community, it becomes impossible to eliminate the influence of political factors on education. It is important to convey to the students the essence of the processes taking place in the political, economic, cultural spheres of world and Russian society. In the conditions of today's realities in the interethnic education of children, it is important to turn to historical memory and bring to the students the truth about the formation and development of a multinational republic and the country as a whole. We see the prospect of further research in the formation of the younger generation's readiness to confront such actions as an attempt to rewrite the history of the Fatherland, justification the practice of fascism and nationalism, unleashing an information "war" through the use of means of ethnopedagogy and education of the culture of interethnic interaction. In primary school, this process should be carried out through the education of friendliness, politeness, tolerance in relations with people of different nationalities and intolerance to violence, evil, falsehood on the principles of humanism, trust, equality and cooperation.

Keywords: junior schoolchildren, interethnic education, dialogue of cultures, regional component

Введение. В современных условиях развития общества приоритетными являются культурологический и аксиологический подходы к воспитательному процессу, которые актуализируют изучение культуры народов родного края в условиях современной образовательной организации. На сегодняшний день накоплен богатый зарубежный и отечественный педагогический опыт национального и межнационального воспитания (Я. А. Комен-ский [7], А. С. Макаренко [9], И. Г. Песталоцци [15], В. А. Сухомлинский [16], К. Д. Ушин-ский [17] и другие). В ряде исследований раскрыты сущность и содержание национального и межнационального воспитания, преемственные связи в вопросах приобщения детей к культуре родного и других народов (М. И. Богомолова [1], Г. Н. Волков [2], [3], Г. Р. Ганиева [4], С. И. Денисенко [5], И. П. Иванова [6], З. Г. Нигматов [11], Ф. Ф. Хари-сов [19], С. А. Харитонова [20], Р. И. Хузин [21], А. В. Шафикова [22] и другие).

Вместе с тем существует необходимость научного обоснования организационно-педагогических условий межнационального воспитания младших школьников с учетом регионального компонента.

Цель исследования - выявить и обосновать организационно-педагогические условия межнационального воспитания младших школьников в условиях внеурочной деятельности с учетом регионального компонента.

Актуальность исследуемой проблемы. В условиях новых общественных реалий, связанных с усилением геополитических и межэтнических конфликтов во всем мире, проблема межнационального воспитания подрастающего поколения становится особенно актуальной в многонациональной Российской Федерации, в том числе в Республике Татарстан. Когда на уровне большинства западных государств происходит утрата таких ценностей, как дружба, единство, взаимопонимание, позитивное сотрудничество, толерантность, существует необходимость в целенаправленной организации процесса межнационального воспитания обучающихся всех образовательных ступеней. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определяется важность развития высоконравственной личности с опорой на отечественные традиции [14]. В решении этого вопроса важную роль играют национальные традиции народов своего края,

которые несут в себе ценностные ориентации и принципы. Особую роль в сохранении здорового взаимодействия национальных культур играет образование. В Российской Федерации в соответствии с законом «Об образовании» (2012) осуществляется реализация мер, направленных на национальное и межнациональное воспитание, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей [13]. В рамках реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования у младших школьников формируются основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; происходит осознание своей этнической и национальной принадлежности, знакомство с ценностями многонационального российского общества; начинается становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций в урочной и внеурочной деятельности [18]. Для связывания обучения и воспитания с потребностями поликультурной среды региона применяется краеведческий подход на уроках по разным учебным предметам, внедряются факультативные занятия по основам религиозной культуры и светской этики, организуется внеурочная деятельность, направленная на воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма, основанных на духовных и нравственных ценностях общества нашего государства.

Материал и методы исследования. Методологическая основа исследования опирается на историко-педагогические исследования [5], [7], [11], [15], [14], научные идеи о становлении и развитии личности средствами народной педагогики и краеведения [2], [3], [4], [9], [17], [20], теоретические положения о воспитании культурной идентичности, толерантности, гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения [1], [8], [10], [12], [19].

Главными методами исследования стали теоретический анализ источников и литературы по теме исследования, изучение и анализ программных документов и учебников начального образования, обобщение передового педагогического опыта, а также опросно-диагностические методы.

Результаты исследования и их обсуждение. Межнациональное воспитание М. И. Богомолова определяет как целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников с целью приобщения их к культурному наследию общества, формирования взаимоотношений на дружественной основе, положительного межнационального общения, проявления дружелюбия, симпатии, толерантности к разным народам [1, с. 4]. Межнациональное воспитание младших школьников мы представляем как процесс формирования и развития у них дружелюбия, вежливости, толерантности по отношению к людям разных национальностей и нетерпимости к насилию, злу, лживости с опорой на принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества.

В условиях поликультурной структуры общества краеведение является действенным средством национального и межнационального воспитания, под которым понимается изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры родного края [4]. В исследовании вопросов межнационального воспитания младших школьников мы опирались на этнографическое направление краеведческой науки.

Межнациональное воспитание младших школьников средствами краеведения осуществлялось на основе разработанной нами целостной модели, позволяющей использовать педагогические возможности национальных культур. В структуре модели представлен процесс приобщения учеников начальной школы к культурному наследию следующих многочисленных народов Татарстана: татар, русских, чувашей, башкиров, удмуртов. Компоненты модели представлены на рис. 1.

1 Цель

Создать условия для межнационального воспитания младших школьников средствами краеведения

Приобщить младших школьников к общечеловеческим ценностям через ознакомление с культурой разных народов Татарстана

Формировать толерантное, дружественное отношение к людям разных национальностей

Развивать умения и навыки позитивного взаимодействия с людьми разных национальностей

II. Организационно-педагогические условия

Целенаправленная организация внеурочной краеведческой работы по изучению культуры народов Татарстана Организация межкультурной коммуникации через обеспечение взаимодействия школы с социально-педагогической средой (внешкольные учреждения) Применение воспитательного потенциала культуры народов родного края в семейном воспитании на принципах диалога культур

Ш. Содержание процесса межнационального воспитания

Организация внеурочной краеведческой деятельности по программе «Диалог культур»

Экскурсионное изучение культуры народов родного края (татар, русских, чувашей, башкиров, удмуртов)

Реализация плана совместной деятельности школы и семьи по изучению культуры народов ближайшего окружения

Освоение культуры народов Татарстана в познавательной, развлекательно-познавательной, практической, творческой деятельности

Изучение элементов культуры

народов своего края во внешкольных культурных учреждениях

Организация взаимодействия семьи и школы по национальному, межнациональному воспитанию

Сформированность знаний о культурных особенностях своего и других народов родного края

Дружелюбное поведение по отношению к представителям разных народов

Рис. 1. Модель межнационального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности с учетом регионального компонента

Модель межнационального воспитания младших школьников с учетом регионального компонента опирается на применение системно-деятельностного подхода и состоит из следующих компонентов: цель, педагогические условия, содержание, деятельность, результат. Реализация данной модели была осуществлена по трем основным направлениям: 1) разработка и апробация программы внеурочной деятельности «Диалог культур», в рамках которой были организованы разные виды деятельности детей по изучению культуры многочисленных народов Татарстана; 2) экскурсионное изучение культуры народов родного края (татар, русских, чувашей, башкиров, удмуртов); 3) организация взаимодействия семьи и школы по национальному и межнациональному воспитанию.

Опытно-экспериментальная работа была проведена в МБОУ «Гимназия № 54» (татарская) г. Набережные Челны Республики Татарстан с младшими школьниками 3-го класса с количественным составом 56 человек в течение 2020/21 учебного года и состояла из трех этапов.

1. Констатирующий этап. На данном этапе опытно-экспериментальной работы проводилась диагностика уровня сформированности знаний о культуре народов родного края на основе педагогического наблюдения, изучения и анализа продуктов деятельности детей, анкетирования.

Результаты проведенной диагностики были оценены по следующим критериям: полнота и достоверность знаний о жизнедеятельности своего и других народов, проявление интереса к их традициям; характер отношения к представителям своего и других народов; поступки в соответствии с приобретенными знаниями, готовность оказать помощь людям разных национальностей.

2. Формирующий этап. На данном этапе были проведены внеурочные факультативные занятия по разработанной нами программе «Диалог культур», организованы экскурсии в культурные учреждения г. Набережные Челны, реализован план совместной деятельности школы и семьи по национальному и межнациональному воспитанию.

3. Контрольный этап. Была осуществлена повторная диагностика уровня сформиро-ванности знаний у младших школьников экспериментальной и контрольной групп о культуре народов родного края по методам констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Проанализированы результаты процесса формирования у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к представителям разных национальностей как результата приобщения к общечеловеческим ценностям через изучение культуры народов Татарстана.

Результаты диагностики констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы позволили составить объективное представление о процессе межнационального воспитания в национальной образовательной организации и сделать следующие выводы:

- для приобщения младших школьников к культуре своего и других народов родного края следует организовать специальную работу по межнациональному воспитанию;

- в процесс ознакомления детей с культурой разных народов следует привлекать родителей;

- знания у младших школьников о национальных и общечеловеческих ценностях недостаточны, они не проявляют к ним живого интереса, что требует экскурсионного изучения культуры разных народов.

Краеведческая деятельность с младшими школьниками экспериментальной группы по межнациональному воспитанию во внеурочной деятельности была организована по специально разработанной нами интегративной программе «Диалог культур», состоящей из четырех взаимосвязанных разделов:

1. Мы - наследники культуры татарского народа.

2. Наши дружные соседи.

3. Дружба и братство дороже богатства.

4. Край родной, навек любимый.

По первому разделу программы были проведены внеурочные занятия по ознакомлению с языком, религией, музыкой, устным народным творчеством, традициями, праздниками татарского народа. Проведенные занятия преследовали цели обогащения младших школьников знаниями о культуре татарского народа и воспитания чувства гордости за свою нацию.

В процессе изучения второго раздела программы дети познакомились с культурой следующих многочисленных народов Татарстана: русских, чувашей, башкир, удмуртов. Сравнивая культуру татарского народа с другими культурами, младшие школьники познали, как много существует общего в разных культурах и как своеобразно это общее выражается в культурном наследии разных народов.

По третьему разделу программы были проведены внеурочные занятия по освоению глубинных связей национальных культур. Приобщая младших школьников к национальному опыту мирного сосуществования с окружающей социальной средой, мы старались вызвать интерес не только к ближайшему национальному окружению, но и мировой цивилизации в целом. Организованные познавательные, творческие, практические, развлекательно-познавательные виды деятельности по изучению родственных связей происхождения многих национальных культур, исторических контактов народов друг с другом способствовали формированию представлений у детей о единстве общечеловеческой истории. Младшие школьники были подведены к пониманию того, что культура каждого народа при всей своей самобытности способна к взаимообогащению традициями гостеприимства, дружбы и товарищества.

Проведенные по четвертому разделу программы занятия были нацелены на формирование у младших школьников знаний о культурных ценностях Татарстана, связанных с сегодняшними социально-экономическими преобразованиями. Историко-краеведческий материал, использованный на занятиях для организации деятельности учеников, помог раскрыть развитие взаимоотношений между соседними культурами в прошлом и изменения, произошедшие в XXI в. Изучение природы, символики, национального состава, городов, знаменитых личностей, достопримечательностей Татарстана способствовало осмыслению социокультурного прошлого и настоящего своего региона, воспитанию чувств патриотизма и гражданственности.

Поскольку в решении задач национального и межнационального воспитания важную роль играют установки и личный пример взрослых членов семьи, мы организовали совместные мероприятия с родителями по изучению национальных культур народов, проживающих по соседству. В рамках педагогического просвещения родителей были проведены круглые столы, собрания, лекции и практикумы по этнопедагогике и воспитанию детей в духе единства народов. Организация совместной деятельности детей и взрослых заключалась в проведении семейных праздников, вечеров, конкурсов по изучению культурного богатства родного края.

В воспитании младших школьников в духе единства людей разных национальностей и развития у них межкультурной коммуникации были также использованы возможности экскурсионного изучения культуры народов Татарстана. Были проведены экскурсии по изучению декоративно-прикладного искусства, музыки, танцев татарского народа в МБОУ «Детская школа искусств (татарская) № 13», где у младших школьников была возможность участвовать в творческих мастер-классах педагогов дополнительного образования. С сокровищем мусульманского учения, изложенного в Коране, религиозными традициями татарского и других мусульманских народов дети глубже познакомились в мечети «Тауба», где хазрат рассказал о возникновении исламской религии, священной книге

«Коран». Во время экскурсии в мечеть младшие школьники получили массу ярких впечатлений, впитали неповторимый дух мусульманских народов. Освоению культуры русского, башкирского, чувашского, удмуртского народов способствовали организованные с младшими школьниками тематические экскурсии в Дом дружбы народов «Родник» города Набережные Челны, где у ребят была возможность пообщаться с представителями различных культур, мастерами народного искусства. Для ознакомления с гончарным ремеслом была организована экскурсия в мастерскую, где дети приняли участие в мастер-классе по изготовлению глиняной посуды на гончарном круге, познакомились с орнаментом разных этносов и украсили посуду традиционными узорами народов Татарстана. В ходе экскурсии дети вступали в межкультурную коммуникацию, учились понимать и принимать самобытность народов ближайшего окружения, что способствовало осознанию единства духовной природы людей разных национальностей.

Целенаправленное изучение национальных особенностей, материальной и духовной культуры народов ближайшего окружения во внеурочной деятельности способствовало не только обогащению знаний детей о культуре народов Татарстана, но и развитию таких качеств личности, как милосердие, сопереживание, терпимость, отзывчивость, дружелюбие. Младшие школьники научились проявлять уважение и терпение к представителям разных культур, выстраивать дружественные взаимоотношения с детьми разных национальностей.

Выводы. На основе теоретико-методологических исследований, цели научного исследования и сущности понятия «межнациональное воспитание» нами были определены критерии сформированности у младших школьников знаний о культуре народов родного края: представления детей о культуре своего и других народов, наличие интереса к их традициям; эмоционально-ценностное отношение к представителям разных народов; поступки учеников в соответствии с приобретенными знаниями, их отношение к людям разных национальностей. Каждый критерий включал в себя определенные показатели, по наличию и совокупности которых мы могли определить низкий, средний и высокий уровни сформированности знаний о культуре народов своего региона. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа по межнациональному воспитанию младших школьников через этнопедагогизацию внеурочной деятельности путем реализации программы «Диалог культур», организацию экскурсий в культурные учреждения родного города и обеспечение взаимодействия школы с семьей показала положительную динамику уровня сформированно-сти знаний о культуре народов родного края у младших школьников экспериментальной группы. Апробированные нами организационно-педагогические условия межнационального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности с учетом регионального компонента оказались достаточно эффективными. Сравнительный анализ количественных и качественных данных констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы подтвердил эффективность модели межнационального воспитания младших школьников во внеурочной деятельности с учетом регионального компонента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богомолова М. И., Захарова Л. М. Межнациональное воспитание детей : учеб. пособие. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : ФЛИНТА, 2021 . - 176 с.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М. : Академия, 1999. - 168 с.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1976. - 326 с.

4. Ганиева Г. Р. Приобщение младших школьников к культуре народов Татарстана : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Ульяновск, 2007. - 244 с.

5. Денисенко С. И. Национальное своеобразие современного российского воспитания // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2019. -№ 4(833). - С. 41-52.

6. Иванова И. П. К проблеме формирования социальной компетентности подростков в полиэтнической среде // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2019. -№ 3. - С. 241-248.

7. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 1. - М. : Педагогика, 1982. - 656 с.

8. Культура чувашского края : учеб. пособие / сост. В. В. Николаев. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1995. - 275 с.

9. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 2. - М. : Педагогика, 1977. - 320 с.

10. Маликов Р. Ш. Патриотическое и интернациональное воспитание младших школьников средствами татарской детской литературы и фольклора : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Казань, 1995. - 226 с.

11. Нигматов З. Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 - Казань, 1980. - 226 с.

12. Никитина Г. А. Народная педагогика удмуртов. - Ижевск : Удмуртия, 1997. - 135 с.

13. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения : 24.03.2022).

14. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс]. - URL : https://docs.cntd.ru/document/ 566284989 (дата обращения : 20.03.2022).

15. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 1 / под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Киарон. - М. : Педагогика, 1981. - 336 с.

16. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев : Рад. школа, 1988. - 270 с.

17. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. Т. 4 / сост. С. Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1989. - 528 с.

18. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - URL : https://fgos.ru/ (дата обращения : 24.03.2022).

19. Харисов Ф. Ф. Образовательный ресурс национальной культуры. - Казань : Хэтер, 1998. - 128 с.

20. Харитонова С. А. Развитие полиэтнической культуры учащихся средствами фольклора в образовательном процессе начальной школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Улан-Удэ : Бурят. гос. ун-т, 2003. - 234 с.

21. Хузин Р. И. Формирование толерантности у младших школьников средствами этнопедагогики : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Казань, 2009. - 205 с.

22. Шафикова А. В. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Казань, 1999. - 193 с.

Статья поступила в редакцию 08.04.2022

REFERENCES

1. Bogomolova M. I., Zaharova L. M. Mezhnacional'noe vospitanie detej : ucheb. posobie. - 4-e izd., ispr. I dop. - M. : FLINTA, 2021 . - 176 s.

2. Volkov G. N. Etnopedagogika. - M. : Akademiya, 1999. - 168 s.

3. Volkov G. N. Etnopedagogika chuvashskogo naroda. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 1976. - 326 s.

4. Ganieva G. R. Priobshchenie mladshih shkol'nikov k kul'ture narodov Tatarstana : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Ulyanovsk, 2007. - 244 s.

5. Denisenko S. I. Nacional'noe svoeobrazie sovremennogo rossijskogo vospitaniya // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. - 2019. - № 4(833). - S. 41-52.

6. Ivanova I. P. K probleme formirovaniya social'noj kompetentnosti podrostkov v polietnicheskoj srede // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2019. - № 3. -S. 241-248.

7. Komenskij Ya. A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya : v 2 t. T. 1. - M. : Pedagogika, 1982. - 656 s.

8. Kul'tura chuvashskogo kraya : ucheb. posobie / sost. V. V. Nikolaev. - Cheboksary : Chuvash. kn. izd-vo, 1995. - 275 s.

9. Makarenko A. S. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya : v 2 t. T. 2. - M. : Pedagogika, 1977. - 320 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Malikov R. Sh. Patrioticheskoe i internacional'noe vospitanie mladshih shkol'nikov sredstvami tatarskoj detskoj literatury i fol'klora : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Kazan', 1995. - 226 s.

11. Nigmatov Z. G. Narodnye tradicii kak sredstvo vospitaniya socialisticheskoj gumannosti u starshih podrostkov : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01 - Kazan', 1980. - 226 s.

12. Nikitina G. A. Narodnaya pedagogika udmurtov. - Izhevsk : Udmurtiya, 1997. - 135 s.

13. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : feder. zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (poslednyaya redakciya) [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya : 24.03.2022).

14. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda : rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 № 996-r [Elektronnyj resurs]. - URL : https://docs.cntd.ru/document/566284989 (data obrashcheniya : 20.03.2022).

15. Pestalocci I. G. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya : v 2 t. T. 1 / pod red. V. A. Rotenberg, V. M. Kiaron. -M. : Pedagogika, 1981. - 336 s.

16. Suhomlinskij V. A. Serdce otdayu detyam. - Kiev : Rad. shkola, 1988. - 270 s.

17. Ushinskij K. D. Pedagogicheskie sochineniya : v 6 t. T. 4 / sost. S. F. Egorov. - M. : Pedagogika, 1989. -

528 s.

18. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty [Elektronnyj resurs]. - URL : https://fgos.ru/ (data obrashcheniya : 24.03.2022).

19. Harisov F. F. Obrazovatel'nyj resurs nacional'noj kul'tury. - Kazan' : Heter, 1998. - 128 s.

20. Haritonova S. A. Razvitie polietnicheskoj kul'tury uchashchihsya sredstvami fol'klora v obrazovatel'nom processe nachal'noj shkoly : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Ulan-Ude : Buryat. gos. un-t, 2003. - 234 s.

21. Huzin R. I. Formirovanie tolerantnosti u mladshih shkol'nikov sredstvami etnopedagogiki : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Kazan', 2009. - 205 s.

22. Shafikova A. V. Mul'tikul'turnyj podhod k obucheniyu i vospitaniyu shkol'nikov : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Kazan', 1999. - 193 s.

The article was contributed on April 08, 2022

Сведения об авторах

Ганиева Гульчачак Рафисовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Набережночелнинского государственного педагогического университета, г. Набережные Челны, Россия, https://orcid.org/0000-

0002-8824-2009, ganievagr@yandex.ru

Шарафетдинова Зимфира Габдрахмановна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования Набережночел-нинского государственного педагогического университета, г. Набережные Челны, Россия, https://orcid.org/0000-0003-0620-6256, gazega@mail.ru

Author Information

Ganieva, Gulchachak Rafisovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Primary and Pre-school Education, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny, Russia, https://orcid.org/0000-0002-8824-2009, ganievagr@yandex.ru

Sharafetdinova, Zimfira Gabdrakhmanovna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Primary and Pre-school Education, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny, Russia, https://orcid.org/0000-

0003-0620-6256, gazega@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.