сотрудника ОВД. // В сборнике: Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 62-64.
6. Маремуков Р.Б. Педагогическое мастерство и его значение в образовательном процессе образовательных организаций МВД России. // Евразийский юридический журнал. 2018. № 1 (116). С. 331-332.
7. Нагоева М.А. Обучение как условие подготовки к профессиональной деятельности. // В сборнике: Наука и научный потенциал - основа устойчивого развития общества сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2018. С. 61-63.
8. Нагоева М.А. Современные формы организации самообразовательной деятельности слушателей. // В сборнике: Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 137-140.
9. Отаров А.А., Гаужаева В.А. Организация учебных занятий с использованием интерактивных методов при подготовке курсантов, обучающихся по узкой специализации «предварительное следствие в органах внутренних дел». // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 6. С. 312-314.
10. Рубан Д.А. Деятельность курсовых офицеров в рамках учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России. // Перспективы науки. 2018. № 10 (109). С. 243-246.
11. Сурцев А.В. Самостоятельная подготовка слушателей и курсантов в образовательных организациях МВД России. //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 263-266.
12. Хадиков Р.Ш. Организационно-педагогические условия развития личностно-профессиональных качеств сотрудников ОВД и их реализация в системе первоначального обучения. // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 270.
13. Шамаев А.М. Информационное обеспечение антитеррористической деятельности. //Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-2. С. 181-184.
Педагогика
УДК 373.3
учитель начальных классов, аспирант Михайлова Елена Николаевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 муниципального образование (г. Горячий Ключ),
Карачаево-Черкесский Государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск)
К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье представлена попытка рассмотреть один из подходов в решении проблемы патриотического воспитания младших школьников. Представлено описание опыта разработки и реализации программы патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, программа патриотического воспитания, младший школьник, внеурочная деятельность.
Annotation. The article presents an attempt to consider one of the approaches in solving the problem of the patriotic education of younger schoolchildren. The description of the experience of the development and implementation of the program of patriotic education of younger students in extracurricular activities.
Keywords: patriotic education, patriotic education program, junior schoolchild, extracurricular activities.
Введение. Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма - одной из базовых национальных ценностей в духовно-нравственном развитии и воспитании личности гражданина России.
Разработка программы патриотического воспитания обучающихся объясняется социальным заказом общества на формирование патриотических чувств и активной гражданской позиции личности и отсутствием этих качеств или их слабым развитием у учащихся, несогласованностью между знаниями учащихся о патриотизме и неумением следовать им в жизни, между желанием делать добро и отсутствием умений или условий.
Психологами установлено, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят взрослые, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для постоянного нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.
Программа патриотического воспитания «Растем патриотами» разработана в соответствии с нормативно-правовыми и научно-методическими документами: Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования России до 2020 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», программами «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В этих документах отмечается необходимость усиления функций воспитания в работе общеобразовательных учреждений, и одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Также потребность в патриотическом воспитании отражена в краевых целевых программах «Патриотическое воспитание населения Краснодарского края на 2012-2015 гг.», «Духовно-нравственное развитие детей и молодежи, становление и укрепление семейных традиций в Краснодарском крае на 2012-2014 гг.», в государственной программе Краснодарского края «Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан», в программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ СОШ № 4 г. Горячий Ключ.
Изложение основного материала статьи. Региональный компонент служит важнейшим фактором, определяющим направленность патриотического воспитания на формирование личности человека как
представителя своего региона. Основываясь на вышеназванные документы и письма министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края 2016 года «О повышении эффективности патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций и молодёжи Кубани» и «О совершенствовании работы по обучению и воспитанию на основе историко-культурных традиций кубанского казачества», определили направленность разработанной нами программы «Растём патриотами».
Цель программы: создание условий для формирования патриотических чувств и качеств личности младшего школьника через внеурочную деятельность.
Задачи программы:
- формирование первоначальных представлений о государственных символах России, края, родного города;
- формирование представлений о важнейших законах нашей страны, правах и обязанностях гражданина России, правилах поведения в обществе, на природе, формирование умения отвечать за свои поступки;
- формирование представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России, края, родного города, воспитание уважения к защитникам Родины;
- формирование представления о народах Российской Федерации, об их исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- развитие интереса к содержанию и значению государственных праздников, к важнейшим событиям в истории и современной жизни Российской Федерации, края, родного города;
- формирование уважительного отношения к русскому языку как государственному языку межнационального общения;
- воспитание уважения к школе, родному городу, краю, народу, России.
Организация патриотического воспитания строится на следующих принципах: принцип нравственного примера педагога, принцип социально-педагогического партнёрства, принцип индивидуально-личностного развития, принцип интегративности, принцип социальной востребованности.
Данная программа ориентирована на учащихся 6,6-11 лет, рассчитана на 4 года до 1350 часов (1 класс -до 330 часов, 2-4 классы до 340 часов ежегодно) и предполагает неравномерное их распределение с возможностью организовать занятия крупными блоками (интенсивами). Реализуется программа в отдельно взятом классе классным руководителем (количество часов зависит от возможностей школы, т.е. классный руководитель может вести до 10 часов в неделю, которые отводятся в учебном плане на внеурочную деятельность) [1].
Программа составлена концентрически с учётом возрастных особенностей младших школьников: 1 концентр - 1 класс «Моя семья, моя школа», 2 концентр - 2 класс «Моя малая родина, мой город», 3 концентр - 3 класс «Мой край», 4 концентр - 4 класс «Моя страна»; с 1 по 4 класс идёт расширение базовых ценностей. Приведем фрагмент содержания программы в табл. 1
Таблица 1
Содержание программы «Растем патриотами» (фрагмент)
Задачи воспитания Формирование первоначальных представлений о государственных символах России, края, родного города, школы, семьи
Виды деятельности и формы организации работы Тематика занятий
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Познавательные беседы, классные часы «Моя семья», «Мой класс», «Символы», «Символика моей семьи, класса, школы» «Кто такой глава города? Глава моего города», «Символика родного города» «Символика Краснодарского края», «Кто такой губернатор? Губернатор Краснодарского края» «Государственные символы моей Родины», «Кто такой президент? Президент моей страны», «Символы президентской власти»
Проектная деятельность Коллективный проект «Герб нашего класса» Исследовательский проект «История символики родного города» Исследовательские проекты «История герба Краснодарского края», «История гимна Краснодарского края», «История флага Краснодарского края» Исследовательские проекты «История Российского герба», «История появления гимна России», «История флага России»
Туристско- краеведческая деятельность: экскурсии, путешествия, походы Экскурсия в школьный музей Экскурсии в городской историко- краеведческий музей. Ознакомительная экскурсия «Мемориальные памятники родного города» Экскурсия в краевой историко-археологичский музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына Заочное путешествие «Москва - столица нашей Родины». Образовательная экскурсия «Государственные награды Российской Федерации»
Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали Конкурсы рисунков «Герб моего класса», «Символика моей семьи»
Проблемно-ценностное общение Встречи с интересными людьми (бывшими учащимися школы, жителями города)
В ходе отбора содержания программы «Растём патриотами» учитывали базовые национальные ценности, изложенные в Программе духовно-нравственного развития и воспитания на ступени общего начального образования: любовь к России, своему народу, своему краю, своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьёй; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, свободы совести и вероисповедания [2, 3].
Программой предусмотрено использование различных видов деятельности в ходе освоения ее содержания: игровая деятельность; познавательная деятельность; творческая деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); туристско-краеведческая деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; проектная деятельность.
Освоение программы предполагает получение следующих результатов:
- первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний и элементарных представлений об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
- второй уровень результатов - формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, к Конституции и законам Российской Федерации; русскому языку, народным традициям, старшему поколению;
- третий уровень результатов - приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия: первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации.
В программе обозначены планируемые личностные и метапредметные результаты. В качестве примера приведем некоторые. Так, к планируемым личностным результатам отнесены: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения; гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина России и жителем края, чувства гордости за свою Родину, народ, кубанское казачество, историю; осознание ответственности за свое благополучие; осознание своей этнической принадлежности; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества и др.
К метапредметным результатам отнесены: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах; сбор, анализ, обработка, запись, оценка информации; ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, слушать собеседника; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии и др.
Формы контроля: анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа; сочинение.
Программа прошла четырехлетнюю апробацию в образовательной практике МОУ СОШ №4 г. Горячий Ключ. Для решения первой задачи программы «Формирование первоначальных представлений о государственных символах России» с учащимися были проведены следующие мероприятия: классный час «Государственные символы моей Родины»; исследовательский проект «История появления гимна России»; заочное путешествие «Москва - столица нашей Родины»; встреча с почётным гражданином города, депутатом городского совета Г.В. Мамай.
Для решения второй задачи «Формирование представлений о важнейших законах нашей страны, правах и обязанностях гражданина России, правилах поведения в обществе, на природе, формирование умения отвечать за свои поступки» были проведены мероприятия: беседа «Что значит быть настоящим
гражданином?»; исследовательский проект «Главные законы России»; конкурс знатоков «Я знаю Конституцию РФ»; диспут «Что такое преступление»; викторина «Знаешь ли ты Конституцию РФ?»; коллективное творческое дело «Охрана природы - законы и правила для детей».
Для решения третьей задачи «Формирование представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России, воспитание уважения к защитникам Родины» прошли мероприятия: классный час «900 дней стойкости, мужества, отваги...»; исследовательский проект «Лица Победы»; экскурсия по местам боевой славы нашего города; конкурс военно-патриотической песни; встреча с жительницей блокадного Ленинграда В.А. Черновой; общешкольная линейка, посвящённая освобождению города от немецко-фашистских захватчиков; акция «Ветеран живёт рядом»; акция «Посылка солдату».
Для решения четвёртой задачи «Формирование представления о народах Российской Федерации, об их исторической судьбе, о единстве народов нашей страны» были проведены мероприятия: классный час «Россия - многонациональное государство»; цикл игр «Играем в национальные игры народов России»; коллективное творческое дело «Мы помним, мы гордимся!».
Для решения пятой задачи «Развитие интереса к содержанию и значению государственных праздников, к важнейшим событиям в истории и современной жизни Российской Федерации» были проведены следующие мероприятия: праздник «День Победы»; вахта Памяти.
Для решения шестой задачи «Формирование уважительного отношения к русскому языку как государственному языку межнационального общения» были проведены: конкурс чтецов «Живая классика»; конкурс сочинений «За что я люблю русский язык».
Для решения последней поставленной задачи «Воспитание уважения к народу и России» были проведены мероприятия: конкурс декоративно-прикладного искусства «Кубанский сувенир»; заочная экскурсия по разным регионам России; праздник «Пасха в кубанской семье».
Были отобраны эффективные формы организации внеурочной деятельности: познавательные беседы, классные часы; экскурсии, путешествия, походы; выставки, конкурсы; праздники, концерты, фестивали; встречи с интересными людьми; игры, тренинги; коллективные творческие дела; просмотр видео- и кинофильмов; акции, благотворительные мероприятия.
Выводы. Принцип построения и организации образовательной среды младших школьников в рамках программы, направленный на формирование патриотических чувств и качеств личности, основывался на ведущих методологических подходах: гуманистическом, системно-деятельностном, личностно-развивающем, аксиологическом.
Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность патриотического воспитания младших школьников, явились:
- совместное программирование предстоящей деятельности с учащимися, родителями, педагогами;
- актуализация воспитательного потенциала семьи в патриотическом воспитании;
- взаимодействие с учреждениями дополнительного образования;
- использование в патриотическом воспитании потенциала учебных предметов (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, кубановедение);
- использование интерактивных, диалогово-коммуникативных, деятельностных педагогических технологий для активного и всестороннего участия и взаимодействия субъектов образовательного процесса по патриотическому воспитанию младших школьников;
- целенаправленная работа классного руководителя по патриотическому воспитанию младших школьников на основе системного, поэтапного, непрерывного использования различных форм и методов патриотического воспитания и комплекса мероприятий;
- личный пример педагога и родителей в проявлениях патриотических качеств и чувств личности.
Анализ полученных нами данных убедительно доказывает действенность и эффективность
разработанной нами программы патриотического воспитания младших школьников «Растем патриотами», которая с учетом организационно-педагогических условий создает благоприятные условия для формирования патриотизма младших школьников.
Литература:
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / авт.-сост. Д.В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ [Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казачёнок и др.]; под ред. А.Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2011. - 127 с.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росси / сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - 23 с.