свидетельствуют об эффективности авторской программы кружка во внеурочной деятельности.
Таким образом, данные диагностического исследования позволили сделать выводы об уровне первоначальных этнокультурных знаний и представлений учащихся в отдельности и группы в целом. Полученные данные легли в основу разработки и реализации программы кружка «Традиции народов Севера» во внеурочной деятельности. Организация деятельности составляла содержание формирующего эксперимента. После проделанной работы по этнокультурному воспитанию учащихся был проведен контрольный эксперимент Данные контрольного эксперимента показали, что уровень первоначальных этнокультурных представлений и знаний учащихся экспериментальной группы по общим показаниям оказался выше, чем в контрольной группе. Это свидетельствует об эффективности авторской программы кружка «Традиции народов Севера» во
Библиографический список
внеурочной деятельности по приобщению учащихся к основам этнокультурного воспитания, позволяющей повысить уровень первоначальных этнокультурных представлений и знаний учащихся.
Самое важное в воспитании ребенка - это формирование этнокультурных ценностей с применением методов ознакомления детей с историей и культурой родного края и Родины в целом. Каждый ребенок должен знать свои истоки, корни, должен уважать культуру и быт народа саха, проживая в Республике Саха (Якутия). Кроме того, должны прививаться семейные ценности не только внутри семьи, но и в школе. И только соблюдая вышеперечисленные условия, мы сможем сформировать истинно доброе, духовно развитое поколение. Перспективы исследования вопроса видятся в дальнейшей разработке и апробировании авторской программы кружка «Традиции народов Севера» во внеурочной деятельности, основанной на традициях народов Севера.
1. Концепция воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия), 2021. Available at: https://iroipk-sakha.ru/wp-content/uploads/2021/06/%D0%9A%D0%BE%D0%B D%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F-2021-2030.pdf
2. Кожурова А.А., Шергина Т.А. Воспитание младших школьников в поликультурной среде. Якутск: Издательский дом СВФУ 2016.
3. Жиркова З.С. Циркумполярное образовательное пространство региона. Санкт-Петербург: Наукоемкие технологии, 2018.
4. Шергина Т. А., Бугаева А.П., Кожурова А.А. Этнокультурное воспитание младших школьников в условиях Арктики. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018.
5. Программа воспитательной работы МОБУ Национальная гимназия "Айыы Кыhата" ГО "Город Якутск', 2020. Available at: https://ykt-ak.obr.sakha.gov.ru/files/front/ download/id/2305133
References
1. Koncepciya vospitaniya detej imolodezhi v Respublike Saha (Yakutiya), 2021. Available at: https://iroipk-sakha.ru/wp-content/uploads/2021/06/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D 1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F-2021-2030.pdf
2. Kozhurova A.A., Shergina T.A. Vospitanie mladshih Shkolnikov v polikul'turnoj srede. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2016.
3. Zhirkova Z.S. Cirkumpolyarnoe obrazovatel'noe prostranstvo regiona. Sankt-Peterburg: Naukoemkie tehnologii, 2018.
4. Shergina T.A., Bugaeva A.P., Kozhurova A.A. 'Etnokul'turnoe vospitanie mladshih Shkolnikov v usloviyah Arktiki. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2018.
5. Programma vospitatel'noj raboty MOBU Nacional'naya gimnaziya "Ajyy Kyhata" GO "Gorod Yakutsk', 2020. Available at: https://ykt-ak.obr.sakha.gov.ru/files/front/download/ id/2305133
Статья поступила в редакцию 28.03.22
УДК 373.3
Shergina T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMATION OF VALUE FOUNDATIONS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN ETHNO-CULTURAL EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL. The article reveals a problem of forming value foundations in younger schoolchildren in ethno-cultural education based on a gender approach. Gender ethno-cultural education of primary school girls in Russian pedagogy and psychology is revealed. The level of the initial ethno-cultural knowledge and ideas of students is revealed. The author's program of ethno-cultural education has been developed and experimentally tested in the implementation of a gender approach based on the educational potential of the traditions of the Sakha people. A set of classes with creative tasks through ethno-cultural education in extracurricular activities has been tested. The ways of solving the main problems of the formation of value foundations in younger schoolchildren in ethno-cultural education in primary school are substantiated.
Key words: value, value relations, junior student gender approach, ethno-cultural education, primary school.
Т.А. Шергина, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье раскрывается проблема формирования ценностных основ у младших школьников в этнокультурном воспитании на основе тендерного подхода. Раскрыты особенности тендерного этнокультурного воспитания девочек начальной школы, отраженные в отечественной педагогике и психологии. Выявлен уровень первоначальных этнокультурных знаний и представлений учащихся. Разработана и экспериментально проверена авторская программа этнокультурного воспитания при реализации гендерного подхода, базирующегося на воспитательном потенциале традиций народа саха. Апробирован комплекс занятий с творческими заданиями, реализующими задачи этнокультурного воспитания во внеурочной деятельности. Обоснованы пути решения основных проблем формирования ценностных основ у младших школьников на основе этнокультурного воспитания в начальной школе.
Ключевые слова: ценность, ценностные отношения, младший школьник гендерный подход, этнокультурное воспитание, начальная школа.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в современных условиях формированию у младших школьников ценностных основ этнокультурного воспитания в начальной школе стало уделяться пристальное внимание в связи с переменами, происходящими в российской системе образования, с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Кроме того, особая роль стала отводиться умственному, физическому и трудовому, нравственному воспитанию, что в целом предполагает духовное становление и развитие личности человека и его ценностных ориентаций. Согласно ФГОС начального общего образования, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятель-
ности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках [1].
Цель статьи следующая: теоретически обосновать и разработать, экспериментально проверить авторскую программу этнокультурного воспитания девочек при реализации гендерного подхода, базирующегося на воспитательном потенциале традиций народа саха.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы гендерного этнокультурного воспитания девочек начальной школы;
2. Выявить уровень сформированности первоначальных этнокультурных знаний и представлений учащихся.
3. Разработать и экспериментально проверить авторскую программу этнокультурного воспитания девочек при реализации гендерного подхода, базирующегося на воспитательном потенциале традиций народа саха.
Научная новизна состоит в обосновании вопросов формирования ценностных основ у младших школьников в этнокультурном воспитании на основе тендерного подхода. Предложены идейные основы разработки и апробации авторской программы этнокультурного воспитания во внеурочной деятельности на основе тендерного подхода в начальной школе.
Теоретическая значимость исследования определяется научной обоснованностью возможности реализации тендерного подхода в этнокультурном воспитании девочек младшего школьного возраста на основе народной педагогики, зафиксированной в традициях народа саха; разработанностью принципов, цели, содержания и технологий реализации экспериментальной программы.
Практическая значимость заключается в экспериментальной проверке авторской программы этнокультурного воспитания девочек на основе гендерного подхода, построенной на социально значимых ценностях и идеалах народной педагогики в этнокультурном воспитании девочек.
В общеобразовательных школах среди всех учащихся самый высокий процент развития приходится на девочек, которые неизменно превосходят своих сверстников-мальчиков той же этнической принадлежности. Это вызывает вопросы у множества специалистов различных областей - психологов, педагогов, врачей - о причинах такого относительного превосходства и его связи с общим благополучием этих девочек.
Ценность - это свойство предметов и явлений окружающей действительности иметь значение для человека в личностном, общественном и культурных отношениях [2].
Гендер (от английского gender, от лат gens - род) относится к характеристикам женщин, мужчин, девочек и мальчиков, которые формируются в обществе. Сюда входят нормы, модели поведения и роли, связанные с тем, чтобы быть женщиной, мужчиной, девочкой или мальчиком, а также отношениями друг с другом. Как социальная конструкция, гендер варьируется от общества к обществу и может меняться с течением времени [3].
Различия становятся более сложными в области психологии. Исследования показывают, что девочки имеют более высокий эмоциональный и социальный статус по сравнению с мальчиками. Другими словами, они, как правило, более эмпатичны по своей природе. Кроме того, девочки лучше справляются с многозадачностью, а это означает, что они, естественно, лучше используют оба полушария мозга при обработке информации. С другой стороны, мальчики врожденно тянутся к острым ощущениям и действиям. Они более склонны к деловому или прямому общению и социальным взаимодействиям. Им требуется больше времени, чтобы реагировать на эмоциональные стимуляторы, что затрудняет их быструю адаптацию в эмоционально сложных ситуациях. Такое ограничение также может повлиять на их успеваемость. Кроме того, современные исследования показывают, что мальчики более склонны к подвижной деятельности, более развиты физически, чем вербально, любят быть в группе и относительно бесстрашны. Напротив, у девочек раньше развиваются вербальные и жестовые коммуникативные способности, они лучше слушают и овладевают жестами [4].
Мальчики и девочки совершенно разные с социальной, биологической и психологической точек зрения.
Воспитывать мальчиков и девочек вместе - это как заниматься двумя разными видами спорта, с разным оборудованием и по разным правилам одновременно. Их тела другие, они думают по-другому и реагируют на ситуации по-разному.
У всех учителей в подходе к этнокультурному воспитанию должен быть стандарт правил и структуры, но они также должны уважать различия между мальчиками и девочками. Всегда есть исключения, и некоторые вещи больше связаны с личностью, чем с полом, но в общем можно выделить 3 основных различия между мальчиками и девочками [4].
1. Дисциплина
Мальчики: для многих мальчиков дисциплина может означать, что педагог должны быть прямолинейным в общении с ними. Он должен следить за тем, что говорит, чтобы не унизить, быть чутким и ощущать, что его полностью понимают. Если учитель обнаруживает, что начинает раздражаться из-за того, что его не слушают, следует попросить повторить то, что было сказано.
Девочки: для девочек дисциплина больше зависит от того, как педагог говорит, чем от того, что говорит. Иногда эмоции, которые он выражаете своими словами, - это все, что они чувствуют.
2. Поощрение
Мальчики: когда дело доходит до поощрения мальчиков, они жаждут услышать, что их одобряет отец. Поэтому он не должен стесняться говорить, что гордится сыном, и не только по какому-либо поводу, когда мальчик сделал что-то хорошее, а просто потому, что он - сын.
Девочки: доверие имеет большое значение для большинства девушек. Когда педагог поощряет их, он должен повторить это снова и снова, пока они не почувствуют, что это говорится искренне.
3. Мотивация
Мальчики: мальчиков мотивирует тестирование окружающего мира. Они хотят испытать свою силу, сражаясь, проверить свою храбрость, взобравшись выше на дерево, проверить границы, увидев, что для них окажется безнаказанным. Ими движет конкуренция и достижения.
Девочки: Девушки мотивированы отношениями. Они хотят, чтобы их увидели, делать что-то вместе с другими, привлекать внимание противоположного пола. Они пытаются выяснить, кому и чему можно и нельзя доверять [3].
Частное общеобразовательное учреждение «Сахат», образованное в 2017 году, является единственной в Якутске гендерной школой для мальчиков. Образовательная работа этого учреждения призвана приобщить детей к общечеловеческим этнокультурным ценностям, развить творческое воображение и любознательность как основу познавательной активности. Целостное и всестороннее развитие детей обеспечивает включение их в исследовательские проекты, творческие занятия и другие виды совместной деятельности друг с другом и с взрослыми, которые позволят детям изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения, формулировать вопросы и осознавать собственные возможности.
Результатом обучения детей начальной школы в личностном плане станет:
- готовность и способность к саморазвитию, принятие и освоение социальной роли обучающегося и личностного смысла учения;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, этнокультурных ценностей и чувств.
Экспериментальная работа проводилась в частном общеобразовательном учреждении «Сахат», где на данный момент учатся 156 мальчиков. Школа для девочек называется «Аламай». Частное общеобразовательное учреждение «Аламай» было образовано в 2020 году.
В воспитании мальчиков большое внимание уделяется физическому воспитанию будущих мужчин, их здоровью. Ученики должны уметь работать с транспортом, получить навыки охоты, рыболовства, общения с домашними животными. Поэтому ребята активно гуляют, здесь часты дневные походы в лес с обедом на природе, школьники регулярно посещают музеи, выставки, обязательны сезонные выезды на традиционную якутскую ловлю рыбы - мунха.
В воспитании девочек большое внимание уделяется знаниям о родной национальной культуре, социальных нормах поведения и духовно-нравственных ценностях этноса. После прохождения обучения девочки должны уметь готовить, танцевать, вежливо и бережно относится друг к другу, ценить дружеские отношения. Поэтому девочки активно ходят на разные внеурочные занятия.
Педагогический эксперимент проходил в три этапа: первый этап - констатирующий - проведен в сентябре 2021 года. На данном этапе осуществлена диагностика первоначальных этнокультурных знаний и представлений учащихся 1 классов экспериментальной и контрольной групп. В исследовании принимали участие 16 девочек младшего школьного возраста. На констатирующем этапе проведена диагностика уровня первоначальных этнокультурных знаний и представлений обучающихся 1 класса. Диагностика осуществлялась по методике «О традициях якутской народной культуры» М.Д. Маханевой и О.Л. Князевой, предназначенной для выявления этнокультурных знаний младших школьников о традициях народов Севера. Вторая методика представляет собой модифицированный вариант диагностики (мониторинг программы «Детство») Акуловой О.В., предназначенной для определения представления и особенностей ценностного отношения обучающихся к традиционной культуре народов Севера. В начальных классах идет адаптация ребенка к социуму. Дети могут ознакомиться с интересными занятиями в виде шитья, вышивок, якутскими традиционными блюдами, культурой и эпосом олонхо, с особенностями национального якутского костюма, со значением праздничных событий по временам года.
Второй этап - формирующий - проходил с 6 сентября 2021 по 22 февраля 2022 гг, во время которого была разработана и апробирована авторская программа этнокультурного воспитания младших школьников на основе гендерного подхода во внеурочной деятельности. Всего проведено 12 занятий. На каждом занятии девочки выполняли задания по разным видам творческой деятельности (приведены в табл. 1).
Третий этап - контрольный - проведен в феврале 2022 года. Осуществлена повторная диагностика первоначальных этнокультурных знаний и представлений, определяющая динамику сформированности ценностных основ этнокультурного воспитания учащихся первого класса экспериментальной и контрольной групп и позволяющая оценить эффективность формирующего этапа.
Анализ литературы по исследуемой проблеме и обобщение практического опыта убедительно доказывает, что в начальных классах идет адаптация ребенка к социуму. Дети могут ознакомиться с интересными занятиями в виде шитья, вышивок, якутскими традиционными блюдами, с культурой и эпосом олонхо, особенностями национального якутского костюма, со значением праздничных событий по временам года. По формированию ценностных основ у младших школьников на основе гендерного подхода в процессе внеурочной деятельности проведены системные занятия. В тестируемом классе учащиеся отлично прошли весь представленный материал по авторской программе. Девочки проявили огромный интерес к этническим особенностям тематического урока. Внеурочная деятельность при правильно выстроенной организации раскрывает широкий простор для гендерного подхода в этнокультурном воспитании девочек. На
Таблица 1
Комплекс занятий этнокультурного воспитания младших школьников на основе гендерного подхода
№ п/п Название внеурочного деятельности Цель Задачи
1. Истоки народного творчества саха Создать условия для развития творческой деятельности, самовосприятия, личности в целом и трудолюбия - раскрыть истоки народного творчества саха; - совершенствовать умения и формировать навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; - формирование творческих способностей, духовной культуры; - осуществлять трудовое, этнокультурное воспитание школьников; - воспитать в школьниках уважение к своему государству, любовь, патриотизм; - добиться самостоятельности в творческом мышлении
2. Национальная кухня Создание условий для использования труда как эффективное средство социализации и индивидуализации личности ребенка - формирование у обучающихся ценностного отношения к трудовому становлению; - выявление первичного уровня знаний о кулинарии, побуждение интереса к кулинарному искусству; - формирование у школьников навыков правильного, здорового и рационального питания; - развитие у обучающихся стремления к участию в общественной деятельности, уважения к труду, этнокультурное воспитание школьников
3. Педагогика олонхо Формирование этнокультурных ценностей в условиях наилучшей социализации учеников общеобразовательных школ - формирование базовых знаний об этнокультуре своего народа саха; - формирование коммуникативных умений, социализация младших школьников; - развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации; - профориентационная работа: знакомство с работой журналиста, корреспондента, художника, корректора и др.
4. Якутские настольные игры Определить условия для формирования познавательных аспектов в работе со школьниками посредством якутских настольных игр у детей младшего школьного возраста - формирование базовых знаний об этнокультуре своего народа; - формирование коммуникативных умений, социализация младших школьников; - привитие национальных и этнических ценностей народа саха; - помощь в формировании внутренней самостоятельности и навыков самоорганизации; - формирование творческого мышления; - привитие навыков толерантности к мнению других и владения ораторскими способностями в выступлениях и в диалогах
констатирующем этапе, по сравнению с результатами контрольного этапа, видно повышение знаний об особенностях якутской традиционной культуры, активности и любознательности. Во время внеурочного занятия девочки научились любить и видеть красоту природы, воплощать в своих творческих работах чувства и мысли. Продуктивное использование педагогического опыта этнокультурного
Библиографический список
воспитания девочек на основе гендерного подхода способствует дальнейшему развитию в контексте современных тенденций образования и воспитания: гуманизации обучения, духовно-нравственному и личностному развитию, формированию патриотических чувств, этнокультурному воспитанию, культуры межнационального общения.
1. Шергина Т. А., Бугаева А.П., Кожурова А.А. Этнокультурное воспитание младших школьников в условиях Арктики. Якутск: Издательский дом СВФУ 2018.
2. Баишева М.И. Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха. Якутск: Издательский дом СВФУ 2015.
3. Кожурова А.А., Шергина Т.А. Воспитание младших школьников в поликультурной среде. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016.
4. Чехордуна Е.П., Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н. и др. СЭДИП как образовательная технология педагогики олонхо. Киров: Издательство МЦИТО, 2021.
References
1. Shergina T.A., Bugaeva A.P., Kozhurova A.A. 'Etnokul'turnoe vospitanie mladshih Shkolnikov v usloviyah Arktiki. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2018.
2. Baisheva M.I. Stanovlenie sozidayuschego cheloveka v 'etnokul'turnyh tradiciyah naroda saha. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2015.
3. Kozhurova A.A., Shergina T.A. Vospitanie mladshih shkol'nikov v polikul'turnojsrede. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2016.
4. Chehorduna E.P., Neustroev N.D., Neustroeva A.N. i dr. S'EDIPkakobrazovatel'naya tehnologiya pedagogikiolonho. Kirov: Izdatel'stvo MCITO, 2021.
Статья поступила в редакцию 31.03.22
УДК 37.014.3
Serebryakova N.V., postgraduate, Institution of Additional Education (Mytishchi, Russia), E-mail: [email protected]
Stepanova L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Regional University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF SCHOOL FAILURE IN THE SCIENTIFIC AND JOURNALISTIC CREATIVITY OF P.P. BLONSKY. The article presents an analysis of the most significant journalistic works by P.P. Blonsky, a prominent domestic teacher and psychologist of the 20-30s of the twentieth century, devoted to one of the key problems of learning - school failure, which was considered by him exclusively in the context of continuity and development of progressive pedagogical ideas of the past based on knowledge of the laws of mental, primarily mental development of the child. In the analyzed journalistic publications, which published the works of P.P. Blonsky, the innovative component of his ideas regarding the organization of the educational process, the need not only for training, but also for the education of the child's mind, which ensures the full development of the student, is shown. The enduring importance of the issues of overcoming and preventing school failure considered by P.P. Blonsky, based on a solid psychological basis, is emphasized.
Key words: P.P. Blonsky, education, upbringing, school failure, pedagogical journalism.
Н.В. Серебрякова, соискатель, педагог дополнительного образования, г. Мытищи, E-mail: [email protected]
Л.А. Степанова, д-р пед. наук, проф., Московский государственный областной университет, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ В НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ П.П. БЛОНСКОГО
Статья посвящена анализу наиболее значимых публицистических работ видного отечественного педагога и психолога 20-30-х годов ХХ века П.П. Блонского, посвященных одной из ключевых проблем обучения - школьной неуспеваемости, которая рассматривалась им исключительно в контексте преемственности и развития прогрессивных педагогических идей прошлого на основе знаний закономерностей психического, в первую очередь умственного развития ребенка. В анализируемых публицистических изданиях, публиковавших работы П.П. Блонского, показана инновационная составляющая