Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА'

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народная педагогика / этнопедагогика / этнокультурный компонент образования и воспитания / учебно-воспитательный процесс / folk pedagogy / ethnopedagogy / ethno-cultural component of education and upbringing / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Шергина

В статье рассматривается этнокультурный компонент содержания этнокультурного образования и воспитания в начальной школе. Целью исследования было теоретическое обоснование и проверка на практике приобщение учащихся начальной школы к основам этнокультурного воспитания. В соответствии с целью были определены задачи исследования. Базой практической части исследования стала национальная гимназия «Айыы кыhата». Проанализирована воспитательная программа национальной гимназии «Айыы Кыһата». Нами была разработана, апробирована авторская программа кружка «Традиции народов Севера» во внеурочной деятельности. Методы исследования: беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент. Определены факторы и педагогические условия организации этнокультурного воспитания в школах Арктического региона. Полученные результаты исследования имеют практическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETHNO-CULTURAL COMPONENT OF THE CONTENT OF EDUCATION IN SCHOOLS OF THE ARCTIC REGION

The article considers the ethno-cultural component of the content of ethno-cultural education and upbringing in primary school. The purpose of the study is the theoretical justification and practical verification of the introduction of primary school students to the basics of ethno-cultural education. In accordance with the purpose, the objectives of the study are determined. The basis of the practical part of the study is the national gymnasium “Aiyy Kyhata”. The educational program of the national gymnasium “Aiyy Kyhata” is analyzed. The researcher has developed and tested her own program of the circle “The Traditions of the Peoples of the North” in extracurricular activities, based on traditions of the peoples of the North. The research methods include conversation, questionnaire, testing, observation, pedagogical experiment. The obtained research results have practical significance, the factors and pedagogical conditions of the organization of ethno-cultural education in schools of the Arctic region are determined.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА»

Библиографический список

1. Шаламова О.О. Развитие ключевых компетенций будущего учителя иностранного языка в условиях гуманитарного вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Хабаровск, 2007.

2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Москва: Академия, 2004.

3. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования. Дополнительное образование. 2005; № 7: 9 - 11.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

5. Карпенко В.Л. Межкультурное взаимодействие - фактор формирования моделей жизнедеятельности в этнокультурах. Материалы IX Международной научно-практической конференции по востоковедению. Хабаровск: ТОГУ, 2020: 64 - 69.

6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Москва: Аркти-Глосса, 2000.

7. Воробьев Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2003; № 3: 30 - 35.

References

1. Shalamova O.O. Razvitie klyuchevyh kompetencij buduschego uchitelya inostrannogo yazyka v usloviyah gumanitarnogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Habarovsk, 2007.

2. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika imetodika. Moskva: Akademiya, 2004.

3. Filatova L.O. Kompetentnostnyj podhod k postroeniyu soderzhaniya obucheniya kak faktor razvitiya preemstvennosti shkol'nogo i vuzovskogo obrazovaniya. Dopolnitel'noe obrazovanie. 2005; № 7: 9 - 11.

4. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva: Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond «Znanie», 1996.

5. Karpenko V.L. Mezhkul'turnoe vzaimodejstvie - faktor formirovaniya modelej zhiznedeyatel'nosti v 'etnokul'turah. MaterialyIXMezhdunarodnojnauchno-prakiicheskojkonferencii po vostokovedeniyu. Habarovsk: TOGU, 2020: 64 - 69.

6. Gal'skova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: Arkti-Glossa, 2000.

7. Vorob'ev G.A. Razvitie sociokul'turnoj kompetencii buduschih uchitelej inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2003; № 3: 30 - 35.

Статья поступила в редакцию 29.03.22

УДК 373.3

Shergina T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: sherginata@mail.ru

THE ETHNO-CULTURAL COMPONENT OF THE CONTENT OF EDUCATION IN SCHOOLS OF THE ARCTIC REGION. The article considers the ethno-cultural component of the content of ethno-cultural education and upbringing in primary school. The purpose of the study is the theoretical justification and practical verification of the introduction of primary school students to the basics of ethno-cultural education. In accordance with the purpose, the objectives of the study are determined. The basis of the practical part of the study is the national gymnasium "Aiyy Kyhata". The educational program of the national gymnasium "Aiyy Kyhata" is analyzed. The researcher has developed and tested her own program of the circle "The Traditions of the Peoples of the North" in extracurricular activities, based on traditions of the peoples of the North. The research methods include conversation, questionnaire, testing, observation, pedagogical experiment. The obtained research results have practical significance, the factors and pedagogical conditions of the organization of ethno-cultural education in schools of the Arctic region are determined.

Key words: folk pedagogy, ethnopedagogy, ethno-cultural component of education and upbringing, educational process.

Т.А. Шергина, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имена М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: sherginata@mail.ru

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА

В статье рассматривается этнокультурный компонент содержания этнокультурного образования и воспитания в начальной школе. Целью исследования было теоретическое обоснование и проверка на практике приобщение учащихся начальной школы к основам этнокультурного воспитания. В соответствии с целью были определены задачи исследования. Базой практической части исследования стала национальная гимназия «Айыы кь^ата». Проанализирована воспитательная программа национальной гимназии «Айыы Кы^ата». Нами была разработана, апробирована авторская программа кружка «Традиции народов Севера» во внеурочной деятельности. Методы исследования: беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент. Определены факторы и педагогические условия организации этнокультурного воспитания в школах Арктического региона. Полученные результаты исследования имеют практическую значимость.

Ключевые слова: народная педагогика, этнопедагогика, этнокультурный компонент образования и воспитания, учебно-воспитательный процесс.

Актуальность исследования обусловлена рядом факторов. Согласно Конституции Российской Федерации воспитание подрастающего поколения создает педагогические условия и способствует интеллектуальному, духовному, всестороннему нравственному и физическому развитию обучающихся начальной школы, воспитанию гражданственности, патриотизма и уважения к старшим.

Современная «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определяет приоритетной задачей развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Формирование региональной, гражданской и этнокультурной идентичности в настоящее время в условиях Арктического региона образования и воспитания национальная школа становится поликультурной, билингвальной. Был принят приказ о Концепции воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) от 04.03.2021 № 01-03/298. В соответствии с изменениями Концепция определяет целевые установки воспитания, которые ориентируются на будущее [1].

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка на практике приобщения учащихся начальной школы к основам этнокультурного воспитания.

Задачи исследования: 1. Изучить теоретические основы педагогических условий организации этнокультурного воспитания учащихся начальной школы.

2. Выявить уровень первоначальных этнокультурных знаний и представлений учащихся. 3. Разработать и реализовать авторскую программу кружка «Традиция народов Севера» во внеурочной деятельности по приобщению учащихся к основам этнокультурного воспитания. 4. Обосновать методические рекомендации по организации этнокультурного воспитания учащихся в школах Арктического региона.

В своем исследовании мы опирались на научные исследования по этнокультурному воспитанию Г.Н. Волкова, Г.И. Губы, Л.Г Зенковой, Л.М. Захаровой, А.Б. Панькина, В.К. Шаповалова и т.д. В республике Саха (Якутия) ценности, идеалы традиционной культуры этнокультурного воспитания народа саха рассмотрены в трудах (В.Ф. Афанасьев, К.С. Чиряев, У.А. Винокурова, А.А. Григорьева, А.П. Оконешникова, Н.Д. Неустроева, Е.А. Барахсанова, Б.Н. Попова К.Д. Уткина, ГС. Попова, И.С. Портнягина, Баишева М.И. и др. Управление воспитательного процесса традиций народной педагогики (Л.И. Аманбмаева, Д.А. Данилов, А.Г Корнилова, Н.С. Сивцева). Воспитание детей в традициях этнопедагоги-ки раскрыты на примерах воспитательной практики (нравстенные традиции -С.Н. Шадрина, этнодидактические традиции, М.Г Колодезникова - этнодидакти-ческие традиции, традиции социума - Е.П. Чехордуна, А.П. Шамаева, Л.И. Ому-кова) [1; 2].

Научная новизна исследования состоит в том, что уточнено содержание этнокультурного компонента воспитания в школах, раскрыта региональная особенность его реализации в условиях арктического региона.

Теоретическое значение определяется тем, что предложены методические подходы и условия для реализации этнокультурного воспитания учащихся начальной школы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов в организации этнокультурного воспитания учащихся в начальной школе во внеурочной деятельности, а также педагогам дополнительного образования.

Понятие «этнокультурный компонент образования» в педагогической литературе дает нам полное представление об укладе жизни народа, богатстве национальной культуры, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, способствует развитию творческих возможностей детей, саморазвитию, идентификации; социализации - становлению школьника как гражданина и патриота страны, толерантного к другим народам и сообществам (этническим, религиозным). Способом реализации этнокультурного компонента является корректировка учебного плана и программ. Основные направления школ с этнокультурным компонентом отражают разработку, внедрение авторских педагогических технологий, программ [3].

Эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи.

Результат воспитания - способность и готовность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию). Необходимо обновить содержание и технологию воспитательной системы с модифицированием сегодняшнего и будущего поколения.

Исследователи этнокультурного воспитания выяснили, что имеется преемственная связь между национальными традициями в педагогической работе и стабильная, устоявшаяся с тех времен эффективность в формировании детей как наилучших представителей народа саха. Наиболее большое значение в целях развития народных традиций приобретает распространение концептуального метода, который был разработан ученым-этнопедагогом ПН. Волковым, в целях совершенствования воспитания в общеобразовательных школах Якутии путем реализации изучения этнических традиций для привития обучающимся младшего школьного возраста национально-культурных ценностей и духовного развития [4].

Рассмотрим опыт работы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Национальной гимназии «Айыы Кь^ата» городского округа «город Якутск». Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Национальная гимназия «Айыы Кы^ата» начало функционировать с сентября 2019 года.

Нами был проведен анализ программы воспитательной работы учреждения с 1-го по 4-й классы города Якутска. Целью воспитательной программы является консолидация собственных воспитательных ресурсов с партнерскими проектами и социальными агентами в новых материально-технических условиях. Задача воспитательной программы - разработать единую программу воспитания обучающихся с учетом специфики гимназии [5].

Опыт работы по организации этнокультурного воспитания учащихся в начальной школе на примере «Айыы кы^ата» проанализировали по классам.

В первом классе цель - развивать самостоятельность в организации своей жизнедеятельности. Вся система воспитательной работы основана на содержании «Саха уерэьэ» в системе ключевых понятий и представленного в годичном цикле материального слоя жизнедеятельности по месяцам согласно системе воспитательной работы школы (сахалыы ей-санаа ситимин ис хоhооно: ыйда-рынан ейдебул ситимэ. чиэппэрдэринэн ейдебул ситимнэрэ.)

Учебно-познавательная деятельность реализовывалась через проведение таких мероприятий, как беседа «Родина моя - Якутия», внеклассное мероприятие «Посвящение в первоклассники», классный час «Мы теперь ученики», «Есть много профессий», фотовыставка «Семейный альбом», классный час «Умники и умницы», интеллектуальная игра «Моя Республика», классный час «Этикет, или правила хорошего тона», праздник «Прощай, букварь!», «Ысыах».

Родители являются инициаторами и организаторами всех внеклассных мероприятий, проводимых в классе и в школе. Организуют классные часы, спортивные соревнования, помогают в проведении мероприятий, праздников. В соответствии с целями и задачами анализ воспитательной работы показывает, что способствует формированию коллектива класса, нравственному, интеллектуальному и физическому становлению личности, созданию развития творчески и индивидуальных способностей.

Во втором классе в первую очередь следует обратить внимание на воспитание в детях доброго, вежливого отношения друг к другу, ответственности за порученное дело, самостоятельности. Использовать для этого как короткие ежедневные беседы, тематические классные часы, так и другие внеклассные мероприятия.

В третьем классе перспективными целями воспитательной работы является развитие мотивации обучающихся к учебной деятельности и повышение успеваемости. Просмотр спектаклей в «Саха академический театр Олонхо», «Театре юного зрителя» способствовало сплочению классного коллектива. Всем классом

посетили музей Хомуса, Национальный художественный музей, музей «Россия -моя история». Учащиеся посещают студию танца «Айылгы». Все обучающиеся заняты в различных кружках и секциях. Родителям были предложены следующие тематические собрания: «Дьиэ кэргэн сыhыана», «Психологические особенности ребенка».

Мы пришли к выводу, что участие обучающихся в общешкольных и классных мероприятиях способствует формированию сплоченности и коллегиальности в коллективе каждого класса.

Каждый класс проанализирован по следующим пунктам:

1. Количество учащихся на начало и конец учебного года по классам - количество учеников прибавилось.

2. Активность в мероприятиях каждого класса была высоко оценена.

3. Активность в мероприятиях школы по процентным показателям, в сравнении с прошлыми годами, улучшилась.

4. Количество детей из группы риска уменьшилось.

5. Количество классных часов держится на высоком уровне.

6. Количество родительских часов осталось неизменным.

7. Культурно-массовые мероприятия стали реже в связи с эпидемической обстановкой, но это не повлияло на результаты воспитательного процесса среди детей школьного возраста.

Для наглядного примера можно привести некоторые моменты из программы по этнокультурному воспитанию: с сентября по декабрь традиционно проводятся мероприятия «Куех хонуу» («Зеленая трава»), День матери в РС(Я), Мун-ха, НПК «Кемуел ей», конкурс якутских настольных игр «Хабылык, Хаамыска».

В традициях народа саха имеется множество познавательных игр, которые развивают воображение, зрительную память, ловкость, терпение и силу воли. Всеми этими свойствами обладает настольная игра «Хаамыска» («камушек»), которая развивает ловкость, логичность мышления, четкость действий и волевые способности. Большинство игр служили для детей не только развлечением, но и имели также важный аспект по воспитанию и привитию ценностей.

Настольная игра «Хабылык»: якутский народ издревле почитал лошадь и считал ее священным символом, что нашло отражение во всех легендах и эпо-сах. В данной игре по правилам имеется 30 лошадей - деревянные с резьбой палочки, остальные 6 палочек имеют метки, которые отождествляют поколения лошадей:

1 метка - жеребенок;

2 метки - двухлетний жеребенок;

3 метки - трехлетний жеребенок;

4 метки - четырехлетний жеребенок;

5 меток - пятилетний жеребенок;

6 меток - жеребец.

Таким образом, анализ опыта работы по организации этнокультурного воспитания учащихся в начальной школе на примере «Айыы кы^ата» показывает эффективность этнокультурного воспитания в начальной школе [4] путем изучения этнических традиций с целью привития детям школьного возраста национально-культурных ценностей и духовного развития.

Исследование проводилось на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Национальная гимназия «Айыы Кы^ата» городского округа «город Якутск». Педагогический эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В эксперименте принимали участие учащиеся 4 классов в количестве 82, из них контрольной группе - 41 обучающийся, в контрольной - 41 обучающийся. На первом этапе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностическая работа по выявлению уровня первоначальных этнокультурных знаний и представлений учащихся в экспериментальной и контрольной группах.. В исследовании принимали участие 82 школьника 4 классов. Диагностическим инструментарием послужили следующие методики: адаптированный опросник, в основе которого лежат работы ПН. Волкова, Т.С. Комарова, И.В. Кюнкриковой, Т.В. Поштаревой, беседа на основе работ М.Д. Маханевой и О.Л. Князевой и методика «Знатоки» (составленная П.Ю. Соколовой на основе игрового задания Т.К. Солодухиной).

На констатирующем этапе проведена диагностика уровня первоначальных этнокультурных знаний и представлений обучающихся 4 классов экспериментальной и контрольной групп. Результаты показали в экспериментальной группе низкий уровень первоначальных этнокультурных знаний - 32%, средний - у 63%, высокий уровень показали 5% детей. В контрольной группе низкий уровень первоначальных этнокультурных представлений и знаний у 24% детей, средний -у 61%, высокий - у 15%.

На формирующем этапе с целью приобщения учащихся начальной школы к основам этнокультурного воспитания нами была разработана и апробирована авторская программа кружка «Традиция народов Севера» во внеурочной деятельности. По данной программе проводились занятия два раза в неделю с детьми экспериментальной группы.

Третий - контрольный этап. Проводили повторную диагностику уровня первоначальных этнокультурных знаний и представлений. Определили динамику развития этнокультурного воспитания обучающихся 4 классов экспериментальной и контрольной групп. Таким образом, в экспериментальной группе провели внеурочные занятия по авторской программе первоначальных этнокультурных знаний и представлений учащихся четвертых классов. Полученные результаты

свидетельствуют об эффективности авторской программы кружка во внеурочной деятельности.

Таким образом, данные диагностического исследования позволили сделать выводы об уровне первоначальных этнокультурных знаний и представлений учащихся в отдельности и группы в целом. Полученные данные легли в основу разработки и реализации программы кружка «Традиции народов Севера» во внеурочной деятельности. Организация деятельности составляла содержание формирующего эксперимента. После проделанной работы по этнокультурному воспитанию учащихся был проведен контрольный эксперимент. Данные контрольного эксперимента показали, что уровень первоначальных этнокультурных представлений и знаний учащихся экспериментальной группы по общим показаниям оказался выше, чем в контрольной группе. Это свидетельствует об эффективности авторской программы кружка «Традиции народов Севера» во

Библиографический список

внеурочной деятельности по приобщению учащихся к основам этнокультурного воспитания, позволяющей повысить уровень первоначальных этнокультурных представлений и знаний учащихся.

Самое важное в воспитании ребенка - это формирование этнокультурных ценностей с применением методов ознакомления детей с историей и культурой родного края и Родины в целом. Каждый ребенок должен знать свои истоки, корни, должен уважать культуру и быт народа саха, проживая в Республике Саха (Якутия). Кроме того, должны прививаться семейные ценности не только внутри семьи, но и в школе. И только соблюдая вышеперечисленные условия, мы сможем сформировать истинно доброе, духовно развитое поколение. Перспективы исследования вопроса видятся в дальнейшей разработке и апробировании авторской программы кружка «Традиции народов Севера» во внеурочной деятельности, основанной на традициях народов Севера.

1. Концепция воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия), 2021. Available at: https://iroipk-sakha.ru/wp-content/uploads/2021/06/%D0%9A%D0%BE%D0%B D%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F-2021-2030.pdf

2. Кожурова А.А., Шергина Т.А. Воспитание младших школьников в поликультурной среде. Якутск: Издательский дом СВФУ 2016.

3. Жиркова З.С. Циркумполярное образовательное пространство региона. Санкт-Петербург: Наукоемкие технологии, 2018.

4. Шергина Т. А., Бугаева А.П., Кожурова А.А. Этнокультурное воспитание младших школьников в условиях Арктики. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018.

5. Программа воспитательной работы МОБУ Национальная гимназия "Айыы Кыhата" ГО "Город Якутск', 2020. Available at: https://ykt-ak.obr.sakha.gov.ru/files/front/ download/id/2305133

References

1. Koncepciya vospitaniya detej imolodezhi v Respublike Saha (Yakutiya), 2021. Available at: https://iroipk-sakha.ru/wp-content/uploads/2021/06/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D 1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F-2021-2030.pdf

2. Kozhurova A.A., Shergina T.A. Vospitanie mladshih Shkolnikov v polikul'turnoj srede. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2016.

3. Zhirkova Z.S. Cirkumpolyarnoe obrazovatel'noe prostranstvo regiona. Sankt-Peterburg: Naukoemkie tehnologii, 2018.

4. Shergina T.A., Bugaeva A.P., Kozhurova A.A. 'Etnokul'turnoe vospitanie mladshih Shkolnikov v usloviyah Arktiki. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2018.

5. Programma vospitatel'noj raboty MOBU Nacional'naya gimnaziya "Ajyy Kyhata" GO "Gorod Yakutsk', 2020. Available at: https://ykt-ak.obr.sakha.gov.ru/files/front/download/ id/2305133

Статья поступила в редакцию 28.03.22

УДК 373.3

Shergina T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: sherginata@mail.ru

FORMATION OF VALUE FOUNDATIONS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN ETHNO-CULTURAL EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL. The article reveals a problem of forming value foundations in younger schoolchildren in ethno-cultural education based on a gender approach. Gender ethno-cultural education of primary school girls in Russian pedagogy and psychology is revealed. The level of the initial ethno-cultural knowledge and ideas of students is revealed. The author's program of ethno-cultural education has been developed and experimentally tested in the implementation of a gender approach based on the educational potential of the traditions of the Sakha people. A set of classes with creative tasks through ethno-cultural education in extracurricular activities has been tested. The ways of solving the main problems of the formation of value foundations in younger schoolchildren in ethno-cultural education in primary school are substantiated.

Key words: value, value relations, junior student gender approach, ethno-cultural education, primary school.

Т.А. Шергина, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: sherginata@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье раскрывается проблема формирования ценностных основ у младших школьников в этнокультурном воспитании на основе тендерного подхода. Раскрыты особенности тендерного этнокультурного воспитания девочек начальной школы, отраженные в отечественной педагогике и психологии. Выявлен уровень первоначальных этнокультурных знаний и представлений учащихся. Разработана и экспериментально проверена авторская программа этнокультурного воспитания при реализации гендерного подхода, базирующегося на воспитательном потенциале традиций народа саха. Апробирован комплекс занятий с творческими заданиями, реализующими задачи этнокультурного воспитания во внеурочной деятельности. Обоснованы пути решения основных проблем формирования ценностных основ у младших школьников на основе этнокультурного воспитания в начальной школе.

Ключевые слова: ценность, ценностные отношения, младший школьник гендерный подход, этнокультурное воспитание, начальная школа.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что в современных условиях формированию у младших школьников ценностных основ этнокультурного воспитания в начальной школе стало уделяться пристальное внимание в связи с переменами, происходящими в российской системе образования, с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФПОС НОО). Кроме того, особая роль стала отводиться умственному, физическому и трудовому, нравственному воспитанию, что в целом предполагает духовное становление и развитие личности человека и его ценностных ориентаций. Согласно ФПОС начального общего образования, образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятель-

ности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках [1].

Цель статьи следующая: теоретически обосновать и разработать, экспериментально проверить авторскую программу этнокультурного воспитания девочек при реализации гендерного подхода, базирующегося на воспитательном потенциале традиций народа саха.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы гендерного этнокультурного воспитания девочек начальной школы;

2. Выявить уровень сформированности первоначальных этнокультурных знаний и представлений учащихся.

3. Разработать и экспериментально проверить авторскую программу этнокультурного воспитания девочек при реализации гендерного подхода, базирующегося на воспитательном потенциале традиций народа саха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.