22. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы/Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363
23. Развития цифровой экономики в России до 2035 года: программа. Available at: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf
24. Belshaw D. What is «digital literacy». Degree of Doctor of Education. Durham University, 2011.
25. Setiawan M., Effendi N., Santoso T., Dewi V.I. Digital financial literacy, current behavior of saving and spending and its future foresight. Economics of Innovation and New Technology. 2020: 1 - 19.
26. Shen Y., Hu W., Hueng C. The Effects of Financial Literacy, Digital Financial Product Usage and Internet Usage on Financial Inclusion in China. MATEC Web of Conferences. 2018; Vol. 228: 5 - 12.
27. Cohen M., Nelson C. Financial Literacy: A Step for Clients towards Financial Inclusion. Global Microcredit Summit, Commissioned Workshop Paper. Valladolid, Spain, 2011. Available at: http://partnershipsagainstpoverty.org/wpcontent/uploads/2013/03/CohenM_Financial_Literac
28. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление. Педагогическое образование в России. 2018; № 8: 107 - 113.
29. Гимранова ГХ. Цифровая финансовая грамотность в эпоху цифровой трансформации экономики. Экономика и управление: научно-практический журнал. 2021; № 1 (157): 98 - 102.
30. Грибанов Ю.В. Цифровая трансформация социально-экономических систем на основе развития института сервисной интеграции. Диссертация ... доктора экономических наук. Санкт-Петербург, 2019.
References
1. Yakovleva N.O. Istoriografiya nauchnoj problemy kak rezul'tat istoriko-pedagogicheskogo analiza. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspeki. 2009; № 4: 60-66.
2. Gnatyshina E.V. Cennostno-smyslovye orientiry formirovaniya cifrovojkul'tury buduschegopedagoga. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Groznyj, 2019.
3. Jelley H. Measurement and Interpretation of Money Management Understandings of Twelfth-Grade Students. Doctoral dissertation. University of Cincinnati, 1958.
4. Graham P. Whither the equality of educational opportunity? Daedalus. 1980; Vol. 109 (3): 115 - 132.
5. Danes S.M., Hira T.K. Money management knowledge of college students. Journal of Student Financial Aid. 1987; Vol. 17 (1): 4 - 16.
6. Nosulya O.S. Genezis razvitiya informatizacii sovremennogo obschestva. Vestnik Doneckogo nacional'nogo universiteta. Seriya B: Gumanitarnye nauki. 2020; № 2: 148-156.
7. Terekulova I.N. Cifrovaya sreda kak pedagogicheskoe uslovie pozitivnoj socializacii obuchayuschegosya vo frankogovoryaschih stranah (Franciya, Kanada). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2019.
8. Huston S.J. Measuring financial literacy. Journal of Consumer Affairs. 2010; Vol. 44: 296 - 316.
9. Kim J. Financial knowledge and subjective and objective financial well-being. Consumer Interests Annual. 2001; Vol. 47: 1 - 3. Available at: www.consumerinterests.org/files/ public/Kim-Financialknowledge.pdf
10. Lusardi A., Mitchell O.S. Financial literacy and retirement preparedness. Business Economics. 2007; Vol. 42: 35 - 44.
11. Remund D.L. Financial Literacy Explicated: The Case for a Clearer Definition in an Increasingly Complex Economy. Journal of Consumer Affairs. 2010; Vol. 44 (2): 276 - 295.
12. Popokova E.G. Povyshenie finansovoj gramotnosti naseleniya na primere centra finansovogo obrazovaniya «Sity professors». Finansovye issledovaniya. 2009; № 3 (24): 56 - 59.
13. Kochmola K.V., Evlahova Yu.S. Povyshenie finansovoj gramotnosti kak instituta pozitivnoj socializacii. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2008; № 9: 79 - 81.
14. Kuzina O.E. Finansovaya gramotnost' molodezhi. Monitoring obschestvennogo mneniya: 'ekonomicheskie i social'nye peremeny. 2009; № 4 (92): 157 - 177.
15. Belehova G.V. «Vek zhivi - vek uchis'»: konceptual'nyj diskurs o finansovoj gramotnosti naseleniya. 'Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fatty, tendencii, prognoz. 2018; T. 11, № 6: 143 - 162.
16. Negroponte N. From being digital to digital beings. Ibm Systems Journal. 2000; Vol. 39 (3.4): 417 - 418.
17. Gilster P. Digital Literacy. New York: Wiley, 1997.
18. Negroponte N. From being digital to digital beings. Ibm Systems Journal. 2000; Vol. 39 (3.4): 417 - 418.
19. Rooij M.V., Lusardi R., Alessie J. Financial literacy and stock market participation. Journal of Financial Economics. 2011; Vol. 101, Issue 2: 449 - 472.
20. Servon L.J., Kaestner R., Cons J. Consumer financial literacy and the impact of online banking on the financial behavior of lower-income bank customers. Journal of consumer affairs. 2008; Vol. 42: 271.
21. Ob utverzhdenii Strategii povysheniya finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2023 gody. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25.09.2017 № 2039-r. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903/
22. O Strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody/ Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216363
23. Razvitiya cifrovoj 'ekonomiki v Rossii do 2035 goda: programma. Available at: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf
24. Belshaw D. What is «digital literacy». Degree of Doctor of Education. Durham University, 2011.
25. Setiawan M., Effendi N., Santoso T., Dewi V.I. Digital financial literacy, current behavior of saving and spending and its future foresight. Economics of Innovation and New Technology. 2020: 1 - 19.
26. Shen Y., Hu W., Hueng C. The Effects of Financial Literacy, Digital Financial Product Usage and Internet Usage on Financial Inclusion in China. MATEC Web of Conferences. 2018; Vol. 228: 5 - 12.
27. Cohen M., Nelson C. Financial Literacy: A Step for Clients towards Financial Inclusion. Global Microcredit Summit, Commissioned Workshop Paper. Valladolid, Spain, 2011. Available at: http://partnershipsagainstpoverty.org/wpcontent/uploads/2013/03/CohenM_Financial_Literac
28. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatizaciya i cifrovizaciya obrazovaniya: ponyatiya, tehnologii, upravlenie. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018; № 8: 107 - 113.
29. Gimranova G.H. Cifrovaya finansovaya gramotnost' v 'epohu cifrovoj transformacii 'ekonomiki. 'Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskijzhurnal. 2021; № 1 (157): 98 - 102.
30. Gribanov Yu.V. Cifrovaya transformaciya social'no-'ekonomicheskih sistem na osnoverazvitiya instituta servisnojintegracii. Dissertaciya ... doktora 'ekonomicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2019.
Статья поступила в редакцию 04.11.21
УДК 373.3
Shergina T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF THE VALUE BASIS OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION IN ARCTIC SCHOOLS. The article deals with the problem of the value basis of eth-no-cultural education in schools of the Arctic region. The theory and practice of implementing the program "Child self-development: creating an environment for children and youth" in the Republic of Sakha (Yakutia) are described, the ideal of ethno-cultural education in the Sakha people is revealed in a meaningful way, the basic moral values and key concepts in the traditional system of education contained in the sources of the Olonkho epic are determined. The article reveals the correlation between the national activity paradigm, within which federal standards have been developed and a modern school is functioning, and the activity essence of Olonkho pedagogy technology as a source and at the same time the embodiment of the wisdom of the people, its educational humanistic traditions.
Key words: ethno-cultural education, values, olonkho pedagogy, spiritual and moral development of personality, ethnopedagogy, school.
Т.А. Шергина, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ОСНОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ АРКТИКИ
В статье рассматривается проблема ценностного основания этнокультурного воспитания в школах Арктического региона. Описываются теория и практика по реализации программы «Саморазвитие ребёнка: создание среды для детей, молодежи» в Республике Саха (Якутия), содержательно раскрыт идеал этнокультурного воспитания в народе саха, определены основные нравственные ценности и ключевые понятия в традиционной системе воспитания,
содержащиеся в источниках эпоса олонхо. В статье выявлено соотношение отечественной деятельностной парадигмы, в рамках которой разработаны федеральные стандарты, функционирует современная школа, и деятельностной сущности технологии педагогики олонхо как источника и одновременно воплощения мудрости народа, его воспитательных гуманистических традиций.
Ключевые слова: этнокультурное воспитание, ценности, педагогика олонхо, духовно-нравственное развитие личности, этнопедагогика, школа.
В 2021 году была обсуждена и принята Концепция воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия), в то же время велась работа по обновлению и актуализации программы «Эркээйи», которая была внедрена в годы возрождения национальной школы в 1990-е годы и успешно себя зарекомендовала, позволив вдохнуть новую струю в систему образования в республике и став основой для воспитания целого поколения детей и молодежи в духе традиций воспитания родного народа. В настоящее время разработана программа «Эркээйи-2» авторским коллективом.
В 90 годах ХХ века под руководством министра образования Е.П. Жирко-ва и при поддержке первого Президента Республики Саха М.Е. Николаева была утверждена Концепция обновления национальных школ, которая получила высокую оценку педагогической общественности России и других государств мира. В 1992 году сотрудник Союза детских общественных и пионерских организаций Ильина Т.М., доктор психологических наук Оконешникова А.П. вместе с известными педагогами республики разработали программу «Эркээйи» по воспитанию детей в условиях возрождения и развития национальной культуры саха [1].
Во-первых, реализация в жизнь программы «Эркээйи» подняла на новый содержательный уровень систему воспитательной работы, создала благодатные условия для детей для осознания себя частью народа. Ребятам была предоставлена возможность реализовать свои способности. Они с малых лет учились создавать проекты и программы, самостоятельно их защищать и вводить в практику детского движения: «Юный предприниматель», «Юный бизнесмен», «Юный журналист», «Политолог», «Я - министр», «Мой город» и др. Выступления учащихся с лучшими проектами в лагерях «Океан», «Орленок» вызывали интерес членов жюри. А самое ценное в том, что дети стали творческими людьми, они выросли и хотят внести свой вклад в развитие республики, в международные проекты.
Во-вторых, по всей республике проведена и проводится широкомасштабная работа по сохранению и развитию традиций и культуры коренных народов.
По программе «Эркээйи» не только дети, но и взрослое население повсеместно стали развивать традиционные промыслы. Так, уважаемый всем народом республики житель села Баяга Таттинского улуса Б.Ф. Неустроев - Мандар Уус вырастил целую плеяду народных мастеров, организовал школу обучения ремеслу. Баягинцы в созданных ими лагерях «Огница Мандар Уус», «Природный звук Хатылаевых» обучают, приобщают к национальной культуре детей из Якутска и многих улусов. Одаренные от природы творческие люди открывают лагеря, центры для обучения детей. Таким образом, заложена основа для претворения в жизнь основной идеи «Эркээйи» - возрождение национальной культуры.
В-третьих, учеными и передовыми учителями составлены действующие программы по разным направлениям воспитательной работы. Так, программа «Сатабыл» («Умение» Кондратьев П.П.), «Педагогика олонхо» (Чиряев К.С., Че-хордуна Е.П., Филиппова Н.И.), технология СЭДИП (Чиряев К.С., Чехордина Е.П., Филиппова Н.И.), «Педагогика Севера» (Никитина Р.С., Федоров ПМ.) в школьной практике внесли новое направление в педагогическую деятельность. В школе «Огница Айыы», в школе-лаборатории «Сергелях» (рук. Степанова В.Е.) разработаны пути создания образовательных сфер «Мышление и деятельность», содержанием которых является саморазвитие ребенка в соответствии с меняющимся миром. Таким образом, найдены пути отхода от пресловутого штампа «воспитательная работа» при становлении взрослеющего, самообучающегося ребенка как успешного человека своего времени. Заложены основы для создания «очеловеченной» школы с 1 по 11 класс, развивающей личность ребенка. В современных условиях этнокультурное воспитание человека возникла потребность возрождения этнокультурных ценностей народа Арктического региона Республики Саха (Якутия).
Цель настоящего исследования состоит в выявлении особенностей ценностного основания этнокультурного воспитания в школах Арктического региона. Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
1. Проанализировать теоретическую литературу по теме исследования, программу «Саморазвитие ребёнка: создание среды для детей, молодежи» (Эр-кээйи-2).
2. Рассмотреть теорию и практику программу «Саморазвитие ребёнка: создание среды для детей, молодежи», ценности и ключевые понятия в традиционной системе этнокультурного воспитания, содержащиеся в педагогике олонхо.
3. Описать подходы к решению проблемы ценностного основания этнокультурного воспитания в школах Арктического региона.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые проведено комплексное исследование традиционного этнокультурного воспитания детей в Республике Саха (Якутия) как неисчерпаемого источника философии жизни, формирования мировоззрения, самобытной жизни деятельности в условиях Арктического региона. В связи с этим теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что проанализирована и изучена программа «Саморазвитие ребёнка: создание среды для детей, молодежи» (Эркээйи-2), получены более обширные представления о традиционной системе этнокультурного воспитания, со-
держащиеся в педагогике олонхо. Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования позволяют обосновать необходимость комплекса решения проблемы ценностного основания этнокультурного воспитания в школах Арктического региона и предложить к использованию технологию педагогики олонхо как механизм реализации ФПОС нового поколения на основе этнокультурного образования и воспитания.
В программе «Саморазвитие ребёнка: создание среды для детей, молодежи», призванной обеспечить условия для саморазвития ребёнка, содержание воспитательной работы распределено по возрастным периодам. Развитие ребёнка опирается на родной язык, на добрые народные традиции и исконные занятия, на этнопсихологию, нацелено на развитие умелого и успешного человека и является надежной основой для совместной деятельности [1].
В развитии личности современных детей встречаются серьезные проблемы.
Первая: замедлилось создание среды саморазвития детей в каждом микрорайоне, школе, семье. Не налажено рефлексивное образование, направленное на самоопределение ребенка по программе «Я - личность».
Вторая: родители, воспитатели, учителя не осознают себя в качестве наставника, приобщающего ребенка к реальной жизни.
Третья: не получили широкого распространения инновационные технологии, развивающие личность ребенка.
Четвертая: тревожит то, что население (особенно городское) с изменившимся менталитетом, не заботясь о будущем детей, живет повседневными буднями, довольствуется этим.
Пятая: в последнее время увлеклись формальными мероприятиями, не уделяем должного внимания созданию прочной духовной среды для детей и юношества.
Для обеспечения нововведений, соответствующих вызовам времени, необходимо придерживаться следующих требований:
1) обеспечить организацию «Воспитания детей и юношества в духовной деятельности» (В.Е. Степанова) во всех сферах - в школе, в общественных детских организациях, в системе дополнительного образования, в семье, в социуме с опорой на традиции и культуру народа;
2) в этой работе должны принять участие все народы, населяющие республику, все должны развивать родные языки и национальную культуру;
3) организационно должна быть обеспечена защита прав ребенка, поддержка детских общественных организаций, сотрудничество с разными социальными, гражданскими объединениями;
4) родитель - основная сила в деле развития ребенка для становления у него прочных умений и навыков выбора правильного жизненного пути и стремления стать зрелым, ответственным человеком.
Обновленная программа в соответствии с реалиями XXI века дополнена новыми подходами. Изменено название программы - «Саморазвитие ребёнка: создание среды для детей, молодежи». Это значит, что на смену понятию «воспитание» приходит понятие «рост, развитие».
«Эркээйи» - вехи, установленные для указания пути следования. Родитель, учитель, воспитатель, следуя этим вехам, выбирает свою дорогу, свои методы общения с ребёнком. Маленький ребенок, подражая им, идет след в след; подросток шагает рядом; юноша проторяет собственный путь, свою индивидуальную траекторию.
В школе, в детском саду, в семье, в микросоциуме вместо воспитательно-назидательной работы планомерно проводится совместная деятельность: наставническая, развивающая, приобщающая к умениям и навыкам, компетенциям. Основное содержание обновления - ребенок, молодой человек, которые с малых лет осознают себя как личность, способны к саморазвитию, стремятся развить свой потенциал, самостоятельно приобретают необходимые компетенции, выстраивают отношения с людьми, способны к анализу и внесению коррекции в свое поведение, ответственны. Вокруг ребенка создается единое развивающее пространство, объединяющее семью, детский сад, школу, жителей и учреждения микросоциума [1; 2; 3].
Прогресс, развитие основаны на идеалах. Идеал человека в нашем государстве - блестящий ум, свободное мышление, преданность Родине, воспитанность, моральная устойчивость, способность противостоять реалиям сегодняшнего мира.
Программа составлена в соответствии со «Стратегией развития воспитательной работы в РФ до 2025 года» и в перспективе может быть использована до 2028 - 2030 г
По программе у коренных народов республики в целях возрождения началась работа по развитию их языков, культурных ценностей, традиций в воспитании детей. Олонхо получило всемирное признание. Дети с 5-6 лет приобщаются ко многим видам национальной культуры: олонхо, хомусу и др. Уверены, что результаты нашей работы по возрождению многовековой национальной культуры не будут преданы забвению. Рассмотрим более их подробнее.
Родной язык. Ребенок, развивающийся с рождения в среде родного языка на песнях - тойуках и владеющий им, способен по мере взросления уважать, воспринимать и знать языки других народов. Для нас, граждан многонациональной республики, гарантией жизни в мире и согласии является взаимное уважение к языкам, традициям, культуре друг друга. Все: родитель, житель микросоциума, руководитель, наставник-воспитатель, должны понимать, что от нашей консолидации в формировании будущего поколения зависит мощь великой России.
В новом веке у народов усилилась тяга к добрым традициям предков. Традиции имеет две формы: первая - издревле установленный распорядок жизни, превращенный в обычаи; вторая, приученная - ставшее привычным правило поведения, профессиональный навык. При создании развивающей среды для ребёнка полезно сочетать обе формы. Добрые традиции различаются в следующем:
1. Бытовые традиции. В семейном укладе: строительство, двор, обустройство жилья; все виды умений. Для обеспечения преемственности: изучение родословной, бережное отношение к доброму имени рода. Семейные традиции: благословение, рождение ребенка; свадьба; охота; личная гигиена, очищение, чистота ума, здоровый образ жизни.
2. Обычаи северного народа. Сочетание природных понятий: земля - внутренний, небо - внешний темп жизни, обустройство жизни. Влияние природы (климата, экологии) на продолжение рода.
3. Трудовые традиции: скотоводство, коневодство, оленеводство; охота и рыболовство. Изделия из дерева, кости, бересты, изо льда и снега, из золота, меди, железа. Приготовление пищи. Шитье: из материи, кожи, бисера. Значимость трудовых навыков, их природосообразность. Влияние старшего поколения на выбор ребёнком профессии, роль родителей.
4. Нравственные традиции: мягкий, спокойный характер, терпимость; гостеприимство, хлебосольство. Острый находчивый ум; советник с убеждающей речью, выдержка, воля и т.д.
Гармония с природой: восприятие цветовой палитры и звуковой гаммы, обостренное внимание, развитая память, закаливание тела и духа, телесное совершенство.
5. Традиции вероисповедания. Основа прекрасного: значимость очищения. Умение оберегаться, защищаться цельным сознанием. Жить в правде, избегать всего негативного. Август - месяц очищения.
6. Традиции воспитания ребенка. Центр внимания семьи - ребенок. Преемственность в продолжении рода. Вечный огонь родного очага.
Айыысыт - учение с глубоким содержанием, с множеством обрядов. Основа учения - алгыс (благословение). Алгыс посвящают священному огню, роженице, при проводах Айыысыт, памятным местам и др.
Учение Айыысыт - вершина прекрасного, очеловечивание с помощью прекрасного, пробуждение чувства любви. Любовь - животворная сила: детская любовь к родителям, любовь мужчины и женщины, другие любовные отношения.
Сокровенная мечта родителей: их ребенок, впитавший в себя красоту жизни и труда, стремится к нравственному совершенству, осознает свое предназначение: продолжение рода, служение народу.
Понимание своего предназначения в жизни, стремление его исполнить.
7. Традиции народного творчества: увлечение красотой узоров и формой посуды, одежды, народной музыкой, песнями-тойуками, осуохаем; фольклорными произведениями: олонхо, сказками, загадками, баснями, пословицами, скороговорками и т.д. [1].
В настоящее время в воспитании эффективно используется технология педагогика олонхо. Провозглашение якутского героического эпоса олонхо Юнеско
Библиографический список
в ноябре 2005 г шедевром устного и нематериального наследия человечества -это не только признание значения олонхо на мировом уровне, но и огромная ответственность перед мировым сообществом и будущими поколениями. Поэтому правительством Республики Саха (Якутия) была принята государственная целевая программа по сохранению, популяризации и распространению героического эпоса олонхо на десять лет (2006-2015 гг.). Эта программа способствовала тому, что изучение олонхо вышло на новый уровень: это многочисленные издания текстов олонхо, перевод архивных материалов на цифровые носители, перевод текстов олонхо на русский и другие языки, различные мероприятия, конференции на школьном, улусном, республиканском, российском и международном уровнях, это ысыахи и Дни олонхо, конкурсы и фестивали исполнителей олонхо, открытие Театра олонхо, Ассоциации олонхо, строительство Домов олонхо [4].
Поколение, родившееся в послевоенное время, стало свидетелем угасания среды олонхо. Хотя это поколение еще застало живое исполнение олонхо, но оно все больше оставалось на уровне кратковременного исполнения на сцене самодеятельных концертов. Но имели место значимые события: с 1947 г. на сцене театра ставилась и периодически возобновлялась опера «Нюргун Боотур Стремительный»; появился комплект грампластинок в девятичасовом исполнении олонхо замечательного артиста ПП Колесова; в 1975 г. был издан великолепный перевод олонхо П.А. Ойунского поэтом Владимиром Державиным на русском языке; была проведена большая коллективная работа якутских писателей по подстрочному переводу под руководством Семена Петровича Данилова; в 80-х годах появилась большая серия живописных полотен художника В.Т. Степанова; создавались научные труды ученых-фольклористов И. Пухова, ПУ. Эргис, Н. Емельянова и др.
Появление понятия педагогики олонхо предопределено как ответственностью перед будущими поколениями, так и огромным воспитательным и образовательным потенциалом содержания олонхо. Дети подключились в процесс внедрения педагогики олонхо: исполняют, ставят спектакли, рисуют, исследуют тексты олонхо, жизнь и деятельность олонхосутов, создают мультфильмы, игрушки и тем самым постигают народную мудрость, заложенную в олонхо.
Педагогика олонхо, цель которой - воспитание детей, разносторонне развитых, социально ориентированных, творчески мыслящих и работоспособных, впитавших с детства ценности родной культуры и мировоззрения, что позволит им успешно развиваться в условиях глобализации современного информационного мира, сохраняя лучшие традиции и образцы культуры родного народа как представителей уникальной арктической цивилизации. В ранее разработанной Концепции педагогики олонхо определены структура, содержание понятий, ценности педагогики олонхо как единой системы традиционного воспитания народа саха, разработана технология СЭДИП в рамках данной педагогики [4].
Таким образом, актуализация особенности ценностного основания этнокультурного воспитания в школах Арктического региона, жизненно важных вопросов возрождения родной культуры и языка, традиций природосообраз-ного этнокультурного воспитания, отраженная в учебных планах и программах того времени, позволила взрастить целое поколение детей коренного народа Севера, впитавших индигенные знания, умения, навыки, традиционные компетенции, ценности, которые позволяют сохранить и развить в себе этническую идентичность, уважение к собственным и чужим традициям, сформировать чувство патриотизма относительно свой малой Родины и своего государства, планеты и мира в целом. Конечной целью этнокультурного развития и воспитания личности является формирование ее этнокультурной самодостаточности к созиданию, что заключается в развитии компетентности, открытости, толерантности, интеграции.
1. Кожурова А.А., Шергина Т. А. Воспитание младших школьников в поликультурной среде. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016.
2. Баишева М.И. Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха. Якутск: Издательский дом СВФУ 2015.
3. Саморазвитие: создание среды для детей и молодежи (Эркээйи-2): программа. Якутск, 2018.
4. Чехордуна Е.П., Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н. Технология педагогики олонхо «СЭДИП»: Издательский дом Академия, 2019. References
1. Kozhurova A.A., Shergina T.A. Vospitanie mladshih Shkolnikov v polikul'turnojsrede. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2016.
2. Baisheva M.I. Stanovlenie sozidayuschego cheloveka v 'etnokul'turnyh tradiciyah naroda saha. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2015.
3. Samorazvitie: sozdanie sredy dlya detej i molodezhi ('Erk'e'eji-2): programma. Yakutsk, 2018.
4. Chehorduna E.P., Neustroev N.D., Neustroeva A.N. Tehnologiya pedagogikiolonho «S'EDIP»: Izdatel'skij dom Akademiya, 2019.
Статья поступила в редакцию 02.11.21
УДК 378
Voskovskaya A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
INFLUENCE OF THE EMOTIONAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT ON THE PROCESS OF LEARNING AND TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION. Nowadays, research of the emotional intelligence influence on learning, teaching, and education in general is being widespread. This article analyzes various definitions of emotional intelligence, the influence of emotional intelligence and affective factors in the context of learning and teaching a foreign language. The work also focuses on researching students' self-assessment of emotional intelligence, as well as their perception of