Научная статья на тему 'Уроки олонхо как c редство формирования этнической идентичности саха: предпосылки внедрения в образовательный процесс'

Уроки олонхо как c редство формирования этнической идентичности саха: предпосылки внедрения в образовательный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этническая идентичность / этническая идентификация / этническая личность / идентификационный маркер / этнопедагогика / олонхо / уроки олонхо / педагогика олонхо / образовательный процесс / ethnic identity / ethnic identification / ethnic personality / identification marker / ethnopedagogy / Olonkho / Olonkho lessons / Olonkho pedagogy / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилов Игорь Альбертович, Олесова Саргылана Гаврильевна

В данной статье ставится проблема формирования этнической идентичности человека саха в образовательном процессе школы. Для решения проблемы предлагается внедрение уроков олонхо в образовательный процесс с учетом федеральных государственных образовательных стандартов в контексте этнопедагогики, педагогики олонхо, сформировавшейся в системе образования Республики Саха (Якутия). Уроки олонхо рассматриваются как механизм достижения положительного результата в процессе этнической идентификации личности, а сам эпос как идентификационный маркер, позволяющий выработать у человека саха чувство принадлежности к якутскому народу за счет функции инкультурации олонхо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилов Игорь Альбертович, Олесова Саргылана Гаврильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LESSONS OF OLONKHO ARE MEANS OF FORMATING FOR THE ETHNIC IDENTIFICATION OF SAKHA: PREREQUISITES OF INTRODUCTION IN THE EDUCATIONAL PROCESS

This article attempts to pose the problem of the formation of the ethnic identity of a Sakha person in the educational process of school. To solve the problem, the authors propose the introduction lessons of Olonkho into the educational process, taking into account federal state educational standards in the context of ethnopedagogy, Olonkho pedagogy, formed in the educational system of the Sakha Republic (Yakutia). The lessons of olonkho are considered as a mechanism for achieving a positive result in the process of ethnic identification, and the epic itself as an identification marker that allows the Sakha to develop a sense of belonging to the Yakut people through the function of Olonkho inculturation.

Текст научной работы на тему «Уроки олонхо как c редство формирования этнической идентичности саха: предпосылки внедрения в образовательный процесс»

УДК 376.744

И.А. Данилов1, С.Г. Олесова2

УРОКИ ОЛОНХО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ САХА: ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

THE LESSONS OF OLONKHO ARE MEANS OF FORMATING FOR THE ETHNIC IDENTIFICATION OF SAKHA: PREREQUISITES OF INTRODUCTION IN THE

EDUCATIONAL PROCESS

В данной статье ставится проблема формирования этнической идентичности человека саха в образовательном процессе школы. Для решения проблемы предлагается внедрение уроков олонхо в образовательный процесс с учетом федеральных государственных образовательных стандартов в контексте этнопедагогики, педагогики олонхо, сформировавшейся в системе образования Республики Саха (Якутия). Уроки олонхо рассматриваются как механизм достижения положительного результата в процессе этнической идентификации личности, а сам эпос как идентификационный маркер, позволяющий выработать у человека саха чувство принадлежности к якутскому народу за счет функции инкультурации олонхо.

Ключевые слова: этническая идентичность, этническая идентификация, этническая личность, идентификационный маркер, этнопедагогика, олонхо, уроки олонхо, педагогика олонхо, образовательный процесс.

This article attempts to pose the problem of the formation of the ethnic identity of a Sakha person in the educational process of school. To solve the problem, the authors propose the introduction lessons of Olonkho into the educational process, taking into account federal state educational standards in the context of ethnopedagogy, Olonkho pedagogy, formed in the educational system of the Sakha Republic (Yakutia). The lessons of olonkho are considered as a mechanism for

1 Данилов Игорь Альбертович - студент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова.

E-mail: [email protected]

Danilov Igor' - student, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

2 Олесова Саргылана Гаврильевна - к.пед.н., доцент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова.

E-mail: [email protected]

Olesova Sargylana - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University.

achieving a positive result in the process of ethnic identification, and the epic itself as an identification marker that allows the Sakha to develop a sense of belonging to the Yakut people through the function of Olonkho inculturation.

Keywords: ethnic identity, ethnic identification, ethnic personality, identification marker, ethnopedagogy, Olonkho, Olonkho lessons, Olonkho pedagogy, educational process.

Этническая идентификация - это процесс отождествления человека с какой-либо этнической общностью, результатом которого является этническая идентичность личности. Вопросы, связанные с данным феноменом, приобретают большую актуальность в педагогической науке. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (далее - ФГОС), формирование этнической идентичности учащегося является одной из приоритетных задач современного образования [1], однако проблема остается нерешенной. Безусловно, это характерно для национальных субъектов, перед которыми стоит особая задача: «с одной стороны, образование должно способствовать сохранению и приумножению национальной культуры, с другой - необходимо обеспечение единства и целостности государственной школьной системы по общим надпредметным целям и результатам образования» [1]. В этом и заключается парадокс.

Наличие проблемы также подтверждают выводы этносоциологического исследования, проведенного в Якутии рядом ученых в 2014 году. Выборка респондентов пала на несколько поколений, среди которых было и молодое поколение, отучившееся по ФГОС. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в последнее время «происходит «размывание» этнической идентичности якутов» [5], но при этом гражданская идентичность формируется активнее.

Конечно, нельзя говорить, что педагогическая общественность Якутии

бездействует, что власти республики в лице Министерства образования и науки и иных

организаций не разрабатывают государственные программы. Благодаря плодотворной

работе энтузиастов, система образования нашей республики имеет бесценный

практический опыт этнокультурного образования. Кроме того, на законодательном уровне

принято немало нормативно-правовых актов по сохранению и возрождению

30

этнокультурных традиций, уклада жизни: базовая республиканская программа "Эркээйи" (1994 г.), "Государственная целевая программа по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса олонхо на 2007-2015 гг." (2007 г.) [9], типовая программа воспитания подрастающего поколения "Эркээйи-2" (2018 г.) и др.

В целом можно констатировать, что в республике создаются все благоприятные условия для внедрения этнопедагогики, результатом которого, несомненно, является этническая личность с высокоразвитой этнической идентичностью. К тому же ФГОС предполагает собой введение собственных региональных (национально-региональных) компонентов в образовательный процесс [11], что улучшает положение. Примечателен тот факт, что в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» [7] в Республике Саха (Якутия) создана образовательная система «Якутская школа», обеспечивающая реализацию ФГОС. В настоящее время в базисный учебный план республики включены родная (якутская) литература и родной (якутский) язык, культура народов Республики Саха (Якутия) [10], которые напрямую выступают инструментом формирования процесса этнической идентичности. Ведь возможность приобщать ребенка к родному языку, литературе и культуре, их изучение, основанное на принципе включения учащегося в родную, уникальную и неповторимую этнокультурную среду, способствует формированию этнической личности как носителя ценностей и традиций своего народа.

Мы убеждены в том, что этническая идентичность у учащегося может сформироваться в образовательном процессе, и придерживаемся мнения основателя российской научной педагогики К.Д. Ушинского, что в основе образования и воспитания человека должна лежать идея народности, способствующая формированию этнического самосознания личности [6]. Думается, что продвижение идеи народности в системе образования является одной из задач этнопедагогики. Если же говорить о якутской этнопедагогике, то отдельно можно отметить педагогику олонхо, которая, как писала Е.П. Чехордуна, «подразумевает использование педагогического потенциала героического

эпоса олонхо в учебно-воспитательном процессе и воплощает смысловое наполнение этнокультурного образования в условиях поликультурной среды» [8]. Педагогический аспект олонхо также высоко оценил этнопедагог Г.Н. Волков: «Олонхо, являясь концентрированным выражением духовной жизни якутского народа, несет на себе огромную педагогическую нагрузку: оно богато воспитательными идеями, в нем много образовательного материала, формирует любовь к народу и человечность, его текст развивает ум, память, внимание, наблюдательность. В олонхо получили отражение цели воспитания, определены черты личности и средства воздействия на чувства, знания подрастающего поколения» [2, С. 74].

Уместно отметить, что педагогика олонхо активно внедрялась в образовательные программы многих учебных заведений, начиная с детских садов, заканчивая учреждениями высшего образования, во время подъема национального самосознания и всплеска этнического развития. Были разработаны полноценные комплексы механизмов работы по данному направлению, составлены учебно-методические пособия, с размахом проводились исследования по изучению научно-педагогического компонента эпоса олонхо. Это время можно соотнести к периоду "этнического ренессанса" в нашей республики в постсоветский период. Завершающей стадией стало проведение первого десятилетия олонхо в Якутии, закончившегося в 2015 г. (2005-2015 гг.).

Но в то же время не стоит утверждать, что педагогика олонхо утратила свою силу, она, наоборот, ищет дополнительные формы и методы внедрения механизмов работы по этнокультурному образованию. По этому поводу у нас сложилось собственное видение. Мы считаем, что в образовательный процесс нужно добавить непосредственно уроки олонхо, на которых будут проводиться не только ознакомительные курсы, но также и курсы слушания и творческого чтения текстов олонхо, их подробного анализа, что в конечном итоге должно заметно способствовать формированию этнической идентичности у человека саха.

Данные уроки олонхо, которые должны будут нести мировоззренческие размышления героического эпоса, могут воспитать у ребенка морально-этические, эстетические ценности, обеспечить передачу философского представления народа саха, его нравственных устоев, а также предоставить возможность обучающимся «погрузиться» в самобытную среду, путем освоения ими материальных и духовных ценностей и традиций, хранящихся в текстах эпоса олонхо. Еще одним из важных моментов можно считать то, что данная образовательная программа будет содействовать принятию на себя важнейших функций непрерывной трансляции накопленного веками опыта из поколения в поколение.

К сожалению, на данный момент изучение олонхо в школе проводится только в рамках родной (якутской) литературы, а также с отдельными моментами по поводу олонхо можно ознакомиться на уроках национальной культуры, чего, конечно, недостаточно. Кроме того, важно понимать, что «приобщение учащихся к олонхо - трудоемкий и длительный процесс, требующий разносторонних подходов к поэтапному формированию знаний об эпосе, теоретико-литературных понятий, развития личностных качеств» [3], и его достижение будет малоэффективным, если будет проводиться только на уроках литературы. Необходимость проведения уроков олонхо также объясняется и тем, что в учебники якутской литературы с 5 по 11 классы включены лишь 6 отрывков текстов олонхо, а их всего насчитывается около 150 записанных материалов.

Этнопедагог Е.П. Чехордуна отметила, что «олонхо в особой художественно-эстетической форме отражает общественное сознание народа, его мировоззрение, историческую память и духовную культуру» [8]. Нужно пояснить, что все вышеназванные ученым символы - это идентификационные маркеры, позволяющие человеку соотносить себя с определенным этносом. Ранее из текста эпоса олонхо нами было обнаружено еще шесть основных этнических идентификационных маркеров саха: идентификация по этнониму «саха», идентификация по родному языку, идентификация по территории

проживания, идентификация по мифологическим образам-абаасы, идентификация по обрядово-ритуальным действиям и идентификация по образам-айыы. Наличие всех маркеров научно обосновано в работе автора статьи. Помимо этого, нами было доказано, что «олонхо является ключевым базовым фактором формирования и выражения этнической идентификации народа саха, а также претендует на роль целостного отдельного этнического маркера» [4]. Поэтому мы считаем, что если ранее в системе образования эпос олонхо рассматривался как составная часть, приобщающая учащегося к общечеловеческим ценностям путем освоения им духовно-нравственных идеалов, то в дальнейшем должен быть иной подход. В работе с олонхо мы должны иметь дело не только с текстом народного творчества, с богатством культуры саха, но и с отдельным символом, позволяющим выработать у человека саха чувство принадлежности к якутскому народу за счет функции инкультурации олонхо. В этом нам и видится необходимость внедрения уроков олонхо.

Сегодня стоит задача создания и разработки методики проведения и преподавания уроков олонхо, их форм и содержательности. В дальнейшем нужно углубить научное обоснование необходимости внедрения уроков олонхо в образовательную программу с учетом требований ФГОС и добиться применения на практике путем использования форм экспериментальной площадки.

Литература

1. Айварова, Н.Г. Формирование этнической идентичности в процессе образования / Н.Г. Айварова // Вестник Югорского государственного университета. - 2015. -№ 1 (36). - С. 9-16.

2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974. - 376 с.

3. Гоголева, М.Т. Изучение героического эпоса олонхо в якутской школе: дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. - Якутск: ЯГУ, 1999. - 232 с.

4. Данилов, И.А., Попова Г.С. Модель этнической идентификации человека саха: на материалах олонхо // Инновации и традиции педагогической науки - 2018: сб. материалов конф. - Киров, 2018. - C. 153-159.

5. Ефимов, В.С. Проблемы воспроизводства этнической идентичности народа саха (по материалам этно-социологического исследования) / В.С. Ефимов, А.В. Лаптева, У.С. Борисова // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2014. - № 2 (44). - С. 333-349.

6. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1990. -416 с.

7. ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации». - М.: 2012.

8. Чехордуна, Е.П. Героический эпос - бесценный ларец духовно-нравственного богатства народа саха / Е.П. Чехордуна // Народное образование. - 2012. - № 8. -С.239-243.

9. Чехордуна, Е.П. Этнокультурные основы педагогики олонхо [Электронный ресурс]: Монография / Е.П. Чехордуна - 2013. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

10. Базисный учебный план для образовательный учреждений Республики Саха (Якутия), реализующих программы общего образования (Принят постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 г., № 373) // http://old.sakha.gov.ru/node/240949 (дата обращения: 05.11.2018).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г., № 413) // https://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 01.11.2018).

References

1. Ajvarova, N.G. Formation of ethnic identity in the process of education / N.G.

35

Ajvarova // Bulletin of the Ugra State University. - 2015. - No. 1 (36). - P. 9-16

2. Volkov, G.N. Ethnopedagogy. - Cheboksary: Cheboksaryizdat, 1974. - 376 p.

3. Gogoleva, M.T. The study of the heroic epos olonkho in the Yakut school: Diss. Cand.

ped. sciences. - Yakutsk: YSU, 1999. - 232 p.

4. Danilov, I.A., Popova, G.S. Model of ethnic identification of a person Sakha: on

olonkho materials // Innovations and traditions of pedagogical science - 2018: Sat. materials conf. - Kirov, 2018. - P. 153-159.

5. Efimov, V.S. Problems of reproduction of the ethnic identity of the Sakha people

(based on ethno-sociological research) / V.S. Efimov, A.V. Lapteva, U.S. Borisova // Problems of history, philology, culture. - 2014. - No 2 (44). - P. 333-349.

6. Ushinskij, K.D. Pedagogical writings: 6 vol. Vol. 1. - Moscow: Pedagogika, 1990. -

416 p.

7. Federal Law No. 273 "On Education in the Russian Federation". - Moscow: 2012.

8. Chekhorduna, E.P. Heroic epic is a priceless casket of spiritual and moral wealth of the

Sakha people / E.P. Chekhorduna // Folk education. - 2012. - No. 8. - P. 239-243.

9. Chekhorduna, E.P. Ethnocultural basics of olonkho pedagogy [Electronic resource]: Monograph / E.P. Chekhorduna - 2013. - 1 electron wholesale disk (CD-ROM).

10. Basic curriculum for educational institutions of the Republic of Sakha (Yakutia), implementing general education programs (Adopted by the decree of the Government of the Republic of Sakha (Yakutia) of June 30, 2005, No. 373) // http://old.sakha.gov.ru/node/240949 (reference date: 11.05.2018).

11. Federal State Educational Standard of Basic General Education (Approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 6, 2009, No. 413) // https://minobrnauki.rf/documents/543 (reference date: 11.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.