0КОЛА л воспитание
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС — бесценный ларец духовно-нравственного богатства народа саха
Екатерина Петровна Чехордуна,
ведущий научный сотрудник Института национальных школ Республики Саха (Якутия), кандидат педагогических наук
Героический эпос любого народа выражает самобытность этого этноса. Эпос народа саха олонхо, воплощает жизнеутверждающую философию, народную мудрость традиционного образа жизни и как ресурс сохранения духовно-нравственной самобытности способствует внедрению педагогики олонхо: воссозданию исконных ценностей, формированию нравственной ориентации современных детей, передаёт им накопленное духовное наследие народа.
• героический эпос • народная педагогика • философские идеи
• базовые ценности педагога олонхо
Р
одное слово как один из факторов народной педагогики — первооснова национальной культуры. Художественный язык олонхо, его образы
способствуют воспитанию многих поколений народа саха.
Мир олонхо, созданный творческим гением народа, провозглашён ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. Он всеобъемлющ, в нём отражены все пласты духовной культуры народа. Как отметил профессор А.М. Лобок, «олонхо — это культурная память, которая создаёт смысловое, мировоззренческое поле для процесса живой мыследеятельности современных якутов, выступает живым источником философских размышлений о мире и месте человека в нём»1.
Язык олонхо определяется системностью и внутренней структурированностью. Так, отдельные аспекты жизни общества, явлений природы, по которым у народа саха сложились свои представления, понятия, воззрения (например, физиология человека, животный или растительный мир, географические, астрономические, астрологические и физические знания, психология) представлены в олонхо в целостном и упорядоченном виде.
Философские воззрения в эпосе тесно переплетаются с обычаями, бытом, нравами народа.
Эпос олонхо выражает системное представление о жизнедеятельности человека в суровых климатических условиях Севера. Во-первых, духовно-нравственные устойчивые представления о добре и зле, свободе-неволе, правде-лжи, ответственности, самопожертвовании, совести, долге; умении давать нравственную оценку поступкам и делам; ориентироваться в системе духовно-нравственных ценностей. Во-вторых, в нём представлены аспекты жизни народа саха — социально-личностные: умение вести традиционный образ жизни, занятия традиционными промыслами, хозяйствование; сострадание, сопереживание, оказание помощи человеку, попавшему в беду или нуждающемуся в помощи, защите и поддержке; соблюдение норм здорового образа жизни; стремление к духовно-
1 Лобок А.М. Алмазная земля педагогики олонхо. Опыт педагогического эпоса. 1 часть. Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2007.
нравственному совершенствованию. Отражены в олонхо культурные традиции, обычаи, обряды.
Эти координаты сопряжены с народной педагогикой, которая на современном этапе развития общества помогает восстановить утраченные функции социокультурных сфер в духовной жизни народа. Она вобрала в себя всё лучшее, что есть в педагогической культуре общества. Например, почтительное отношение к родителям, к людям старшего поколения; к окружающей природе; гостеприимство, скромность, трудолюбие, философское отношение к жизни и многое другое.
Новые взгляды на идеи и содержание эпоса убедительно доказывают, что олон-хо в современном мире — явление национальной и общечеловеческой ценности. Глубокий анализ мифологических основ олонхо, его идейно-эстетического содержания, жанровой, сюжетно-композицион-ной структуры служит благодатной почвой для дальнейших научных исследований, для практической воспитательной деятельности педагогов.
Мы переживаем сегодня новое отношение на уровне государственной поддержки в Республике Саха к потенциалу великих, глубоко народных философских идей героического эпоса. Своеобразная трансформация жизнеутверждающих идеалов олонхо в современные формы, методы, способы и средства воспитания требуют углублённого изучения не только его языкового материала, но и наиболее значимых мировоззренческих установок народа саха (в олонхо — племени ай-ыы), его нравственно-этических норм, традиций и обрядов.
На наш взгляд, олонхо как ресурс сохранения духовно-нравственной самобытности народа способствует выработке новой системы воспитания, которая оказывает влияние на развитие современного общества в условиях межкультурной интеграции. Поэтому в настоящее время назрела
.ЖОЛА И ВОСПИТАНИЕ
необходимость вести фундаментальные исследования внутренней составляющей олонхо, его духовно-гуманистического, ценностно-ориента-ционного содержания.
Мировоззренческие представления и художественный язык олонхо — это основа развития интеллекта, формирования эмоциональной сферы ребёнка, становления творческой личности, способной создавать этнические и общечеловеческие культурные ценности. В героическом эпосе воплощены в художественных образах прогрессивные идеи и помыслы, показаны средства, формы, методы и приёмы воспитательного воздействия, отражены народные идеалы воспитания человека.
Весь процесс формирования человека в олон-хо — это результат восполнения различных ценностей, содействующих становлению человека созидающего, успешного, человека-оптимиста, обладающего морально-этическими, духовно-нравственными качествами, любящего и уважающего историю, культуру своего народа.
Учителя школ республики широко используют педагогический потенциал олонхо в образовательном пространстве. На его материале изучаются жизнь, быт, традиции, обычаи, обряды народа в целостной системе. Это подлинно народная школа, которую проходил каждый саха. Обществу важно, чтобы у подрастающего поколения были сформированы качества, адекватные национальным ценностям. Использование педагогического потенциала героического эпоса в учебно-воспитательном процессе характеризуется сегодня как педагогика олон-хо. В республике разработана концепция «Педагогика олонхо», цель которой — воспитание детей, разносторонне развитых, социально ориентированных, творчески мыслящих и работоспособных. Определены структура, содержание понятий, ценности по педагогике олон-хо как системы традиционного воспитания народа саха. Воспитание детей в духе идей олонхо начинается с ранних лет, с дошкольного возраста. При использовании идей педагогики олонхо учителя и воспитатели руководст-воуются такими основными принципами:
• воспитание ценностных ориентаций, имеющих определяющую жизненную значимость для формирования личности подростка;
На восемь веков - мы одна семья.
Расцвело заповедное лоно земли; Взошло, теплом и светом даря, Солнце счастливой судьбы... Добрый выпал нам жребий — В радости жить, Множиться, расцветать, Горя былого не знать...
Так на благодатной Средней земле
Изобилием всяческим одарён, Неколебимой судьбой наделён, Дружною семьёй окружён, Счастливо жил, говорят, Защитник народа саха Богатырь могучий Нюргун Боотур.
Пусть на три века Продлится твой век! Пусть изобилие твоё Не расточится за девять веков! Неомрачаемым счастьем сияй, Ни в чём ущерба не знай! Многочаден да будет твой дом, Всяческим наполнен добром! Да расплодятся твои Бесчиленные стада! Да не коснутся твоих детей Нужда, болезнь, беда!
На десять долгих веков Теперь породнимся мы, На девять веков Мы с вами друзья, На восемь веков Мы одна семья.
Перевод П.А. Ойунского
ОЛОНХО — якутский героический эпос, воплотивший древнейшее эпическое искусство якутов. Он состоит из многих сказаний, близких в сюжетном и стилистическом отношении. Стихотворные строки перемежаются ритмической прозой, прозаическими вставками. Исполняется народными сказителями — олонхосутами. Речи персонажей поются, остальной текст исполняется говорком, часто без инструментального сопровождения. Каждое сказание называется по имени главного героя-богатыря: «Нюргун Боотур Стремительный», «Кулун Куллустуур» и других. В основе сюжетов — борьба богатырей со злыми однорукими или одноногими чудовищами, защита справедливости и мирной жизни.
Для Олонхо характерны фантастика и гиперболы в изображении богатырей в сочетании с реалистическими описаниями быта. Олонхо широко бытует среди якутского народа, имена и образы любимых богатырей стали нарицательными. Главный герой эпоса — богатырь или богатырка из племени Айыы. Основная их функция — борьба за создание семьи, защита интересов рода. Остальные персонажи группируются вокруг главного героя, представляя собой членов семьи и племени. Монологи героев олонхо содержат информацию из прошлого, которая проясняет ту или иную ситуацию или предсказания божеств-покровителей, отражает эмоциональное состояние героев, дающее импульс к дальнейшему развитию сюжета.
В начале ХХ века в каждом якутском селении насчитывалось по несколько олонхосу-тов — сказителей олонхо. Один из основоположников современной якутской литературы и поэзии якутский советский писатель и общественный деятель — Ойунский, Платон Алексеевич — был страстным любителем и популяризатором олонхо. В юности он сам был олонхосутом. Именно он записал самый известный якутский олонхо — Нюргун Боо-тур Стремительный.
В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества.
• личностно ориентированный подход, предполагающий использование необходимых форм и методов работы с учётом психологических особенностей каждой возрастной группы школьников;
• воспитание на культурных традициях (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов Республики Саха и Российской Федерации), боевых традиций — бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу (культура производства, сознательное отношение к труду);
• лингвокультурологический принцип, требующий всемерного сохранения и развития якутского языка как языка своей нации, средства сохранения и воспроизводства культуры народа саха.
Основные составляющие педагогики олон-хо — традиционные знания, морально-нравственные ценности, традиционные национальные промыслы.
Педагогика олонхо основывается на освоении целостной картины мира (извечность Неба, происхождение Земли, пространственная структура мира), на понимании места, назначения и способностей человека. По воззрениям олонхо, во Вселенной существуют три мира: верхний, где обитают боги, средний — населённый людьми и их окружением, нижний — со злыми духами, представителями чёрной силы.
Ключевые понятия олонхо, несущие в себе познавательный и воспитательный потенциал, классифицируют по таким основным группам: миропонимание, предназначение человека, эпический богатырь, идеал народа, морально-этические нормы, вера, религия и обряды, противоборствующие силы, материальная культура, сила слова.
По воззрениям эпоса олонхо, народ саха стремится устроить свою жизнь на принципах Айыы, на основе философского
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
учения «кут-сюр». Кут (дух, душа) — основа жизненной силы, энергии человека. По мировоззрению олонхо, человек имеет три души (кут): ийэ кут, салгын кут, буор кут. Ийэ кут — это генетическая память, умственные способности человека. Салгын кут — стремление, желание, мечта человека, его духовность. Буор кут — физическое развитие человека (телосложение, рост).
В олонхо восхваляется человек, прошедший школу жизни, сочетающий в себе все три кут (души). Богатыри описываются как сильные, волевые, физически, духовно, нравственно здоровые люди племени айыы. Таким образом, героический эпос олонхо — не только крупный жанр устного народного творчества, но и энциклопедия народной жизни. И потому в современных условиях величественный эпос олонхо изучается как «якутская философия, как духовность народа саха» (А.Е. Морди-нов). А известный исследователь этнопедаго-гики академик РАО Г.Н.Волков считает, что «...олонхо — самое концентрированное выражение духовной жизни якутского народа».
Национальные базовые ценности российского образования сформулированы в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В содержании героического эпоса олонхо сопряжены такие ценности, как жизнь, человек, патриотизм, семья, добродетели, воля, страдание и его преодоление, труд, природа, вера в её силы, человечество, солидарность, художественное слово, вещи. Ценность жизни определяется в олонхо противоборством двух начал: силы светлой и тёмной. При этом светлая сила, как олицетворение жизнеутверждающих идеалов олонхо всегда одерживает победу над тёмной — над злыми духами. В этой жизни личность человека айыы раскрывается как основная ценность. Люди айыы обладают такими качествами, как воля целеустремлённость, смелость, самообладание, скромность, мудрость, сострадание.
Таким образом, педагогика олонхо воплощает смысловое наполнение этнокультурного образования в условиях поликультурной среды.
В героическом эпосе даётся полное описание созидательного труда кузнецов, столяров, воспевается труд коневодов, животноводов. Мастерами кузнечных, столярных дел изготавливались красивые берестяные, деревянные вещи — посуда, утварь. Мастера-швеи шили женские наряды из мехов, ткани. В укладе крестьянской семьи саха труд организовывался как творческое взаимодействие старшего и младшего поколений. В семье формируются способы и навыки трудового обучения. Труд как первооснова жизнедеятельности человека и огромный материальный фактор воспитывал духовно-нравственные ценности, трудовые навыки, умение жить в суровых климатических условиях Севера. Деятельная взаимосвязь поколений становилась фактором материального и духовного прогресса народа. Это осталось до сих пор, традиция не утрачена. Тем самым у современных школьников формируется этнокультурная компетентность, основанная на знаниях и опыте, полученных не только в школе на уроках, но и в реальной жизни.
Результатом активного использования в школе педагогики олонхо становится формирование самосознания, гражданской и этнической идентичности личности ребёнка, способность к социальной и межкультурной коммуникации, уважение людей различных социальных групп, ориентация в поликультурной среде, в многонациональном обществе.
Олонхо стал надёжным помощником учителей в воспитании детей. И останется им навсегда. НО