ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 211034 2021, № 05 (май) УДК 37.032:37.035.6
Опыт работы сельской гимназии по формированию личности на основе этнокультурных ценностей
Захарова Александра Ивановна1
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия
Ноговицына Светлана Степановна2
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия
Аннотация. Глобальный мир бросает вызов образованию в вопросах формирования личности. В этом аспекте актуальными являются организационно-педагогические условия, образовательные траектории и механизмы воспитания основ межнационального общения, уважительного отношения к ценностям и традициям народа; насыщение содержания образования этнокультурными ценностями, представляющими общечеловеческий интерес. Республика Саха (Якутия), расположенная в особых климатических условиях, многонациональная республика, имеющая региональную специфику в образовательной деятельности. Региональная специфика образовательной среды определена совместной деятельностью семьи, школы, учреждений культуры в условиях непосредственного общения на мероприятиях, направленных на освоение национальных традиций и обрядов. Образовательная среда характеризуется значительным опытом по введению национально-регионального компонента общего образования, интегрированных и модульных курсов по формированию этнокультурной, региональной и гражданской идентичности учащихся. В республике осуществляется дифференциация и индивидуализация обучения путем создания различных типов школ. К ним, в частности, относятся школы повышенного типа сети президентских школ Республики Саха (Якутия). Одной из таких школ является Чурапчинская улусная гимназия имени С. К. Макарова, которая в полной мере утвердила свой статус благодаря успешной организации научно-экспериментальной работы. Организуя педагогическую деятельность, гимназия исходит также из того, что каждая личность - это конкретный носитель своеобразия данного региона, его житель, органично связанный с ним и адаптированный к его социальным, экономическим, демографическим, культурным и климатическим условиям. Цель статьи - представить результаты опытно-экспериментальной работы Чурапчинской улусной гимназии им. С. К. Макарова Республики Саха (Якутия) по формированию Успешной личности - Тумус киhини иитии - в сельском социуме. Опытно-экспериментальная работа гимназии в контексте исследования опирается на результаты социокультурного анализа специфики улуса, региона, изучения этнокультурных ценностей, идеи философии народа саха, педагогики Олонхо. Под научным руководством профессора, доктора педагогических наук Д. А. Данилова была выявлена специфика образовательной организации по формированию Тумус киhи -Успешной личности - Тумус кьта. Опытно-экспериментальная работа по формированию Успешной личности (Тумус туттар киhини иитии) с опорой на этнокультурные ценности якутского народа является положительным опы-
Поступила в редакцию Received 24.02.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 11.05.21
Принята к публикации Accepted for publication 11.05.21 Опубликована Published 31.05.21
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Захарова Александра Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова», г. Якутск, Россия.
2 Ноговицына Светлана Степановна, студентка педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова», г. Якутск, Россия.
том работы коллектива гимназии. Практическая значимость работы включает тиражирование опыта работы школы в региональной системе образования России. Опыт может вызвать интерес специалистов как готовый вариант при разработке организационно-педагогических условий образовательного процесса по формированию личности обучающегося в национальных общеобразовательных организациях.
Ключевые слова: формирование личности, этнокультурные ценности, организационно-педагогическая модель, Тумус киhи.
Введение
Современная образовательная парадигма общего образования направлена на развитие природных сил школьника, на всемерную (осуществляемую всеми мерами, способами, средствами) активизацию его творческого потенциала. Огромное значение в формировании личности ребенка имеет социокультурная среда, в которой он растет. Добавим, что процесс становления личности идет в тесной взаимосвязи с национальными традициями, основой которых является традиционное мировоззрение народа. Очевидно, что установившиеся в народе традиции, обычаи, порядки обеспечивают самое главное, а именно - ядро формирования личности.
В якутской традиционной культуре имеются два значимых и знаковых явления: праздник Ысыах и сказание Олонхо. Они представляют собой базисную основу традиционного мировоззрения, взглядов, духовных ценностей якутского народа, в них особым образом выделяется взаимоотношение человека с природой, приобщение его к национальной культуре. Е. С. Сергина считает, что в национальной культуре можно выделить два уровня: в первом выражается национальный характер и психология, во втором - язык, искусство, философия [1]. И вот эти два уровня национальной культуры раскрываются во всей красе во время праздника Ысыах и исполнения Олонхо.
С давних пор народ саха празднует Ысыах различными традиционными играми, организуя празднество 21-22 июня. Ысыах является сокровенным древним праздником и представляет собой комплекс мероприятий по обожествлению матери-природы в виде различных обрядов. Строгое соблюдение структуры праздника является важным моментом. Празднество начинается с обряда «Встреча Солнца», символизирующего рождение нового года. Эту пору называли восхищенно-уважительно «куех унаар», «улуу тунах», что дословно можно перевести как «зеленая благодать», «великая благодать». Проходит обряд с обязательным участием белого шамана со свитой из семи девушек и девяти юношей. Совершая обряд встречи солнца в день летнего солнцестояния, люди просили на весь год благополучия, изобилия, богатства и здоровья от окружающей природы. По традиционным представлениям народа саха, как называют себя якуты, солнце как главное светило природы дает жизненную энергию при соприкосновении с божественной гармонией Вселенной. В центре празднества стоит Древо жизни - Аал-Луук Мас, символизирующее триединство мира: верхний, серединный и нижний. Кульминацией обрядовых действий является Алгыс - обряд поклонения высшим божествам, живущим на девяти уровнях верхнего мира, и прошение благодати. По-якутски обрядность обозначают как «сиэр-туом» - этикет, обычай, правило. Обрядность закрепляет связь с историческим прошлым народа, с его истоками, с миром пер-вопредков и тем самым обеспечивает существование и деятельность коллектива как сплошного целого. Целью обрядности является воспитание духовной, гуманной, гармоничной, целостной личности. Обрядовая педагогика народа саха имеет возрастную градацию: охранительные обряды (связанные с сохранением жизни, уходом, воспитанием), посвятительные (связанные со знанием традиции, соблюдением морально-этических норм обрядового действа), культовые (связанные с верованием). Соблюдение
обрядов обогащает духовный мир детей, формирует представления и взгляды о мироздании. Таким образом, воспитательная ценность обряда уникальна. Уникальность его состоит в том, что он способствует активизации самовыражения личности ребенка эмоциональной реакцией на конкретное событие [2].
Все истоки традиционной и духовной культуры народа испокон веков идут из того природного ландшафта, где жили его предки веками и где живет он сам. Удивительная по красоте аласная экосистема создает уникальную среду обитания народа саха. Пространственная среда Ысыаха представляет собой алаас - огромную по величине равнину, в центре которой устанавливается Аал-Луук Мас (Древо жизни). Все зрелища песни, танцы, спортивные состязания, соревнования сказителей Олонхо и оьуохай-хоровода, хомусистов, выставки мастеров, национальных блюд, кумысопи-тие и т. д. - всё происходит вокруг него.
Особое место в освоении этнокультурных ценностей народа саха занимает Олонхо - эпос народа саха, провозглашенный ЮНЕСКО шедевром нематериального культурного наследия человечества. В систему ценностей, которые выражает Олонхо, входит любовь к Родине, победа добра над злом, благословение семейного счастья. Главными являются идеи непрерывности человеческого бытия и жизни, гармонии человека и природы, гуманистического и созидательного начала, целостности мира. Эти идеи подчеркивают усиление связи поколений, возвращение людей к своим истокам, имеющим консолидирующую силу, взаимопонимание разных культур многонационального народа Республики Саха (Якутия). Главный герой Олонхо - сильный плотью и духом богатырь, защитник, лучший представитель рода, владеющей силой духа, любящий жизнь, свободный и успешный в делах. В Олонхо сосредоточена вся красота устного творчества народа саха. В слове, которое несет Олонхо, заключен человеческий дух народа саха (покаяние, благословение, заклинание, завещание).
Вот эти два культурных мероприятия, составляющие единую этнокультурную среду народа саха, и становятся благодатной средой, генерирующей мощный потенциал для личностного становления, оставляя в сердцах людей неизгладимое впечатление с младенческих лет, приобщая их к традиционной культуре, этнокультурным ценностям своего народа, и становятся основой мировосприятия.
В Республике Саха (Якутия) Ысыах ежегодно празднуется масштабно, народ готовится к нему заранее, в течение целого года: шьет национальную одежду, приобретает специальную посуду для кумысопития, учит песни и танцы, планирует свое участие в различных видах национального единоборства, запевал. Соревнование олон-хосутов является обязательным атрибутом празднования Ысыах. В последние годы в республике проводятся отдельно Ысыах Олонхо, где активно участвуют все: и дети, начиная с дошкольного возраста, и старцы. Это положение влечет за собой особую форму образовательной деятельности в школах. В школах организуются внеучебные занятия по развитию устной художественной речи на родном языке. Олонхосутов -сказителей Олонхо - готовят с младенческого возраста. Это особое направление воспитательной работы во всех национальных школах республики. Олонхосуты всегда пользовались особым уважением, они были долгожданными гостями ещё с тех времен, когда народ саха жил обособленно в аласах. Философское учение о природе и человеке, опыт духовного познания вселенной народ саха сохранил в Олонхо. В нем отражены все пласты духовной культуры народа, философские размышления о мире и месте человека в нем.
Преподаватели многих национальных школ республики видят в Олонхо педагогический потенциал, способный воздействовать на духовно-нравственное, патриотическое, гражданственное воспитание учащейся молодежи. Признав себя частью живой природы, человек может воспитывать в себе физическую силу (буор кут - сила земли), духовное начало (салгын кут - сила воздуха), открыть природный дар (ийэ кут - сила матери). Единство трех кут (дух) в традиционном мировоззрении народом саха принимается как изначальная божественная природная данность, показатель жизненной силы - «сур». В воззрениях народа саха человек имеет власть над своим предназначением. Таким образом, «кут-сур» можно укрепить, гармонизируя систему взглядов «буор-кут» и «салгын-кут» и создав соответствующие организационно-педагогические условия для гармонизации системы взглядов [3].
Не оспаривается тот факт, что личность является носителем определенных этнокультурных ценностей, в которых заключено ее отношение к природе, к людям и самому себе.
Актуальной остается позиция, основанная на том, что творческие способности развиваются более эффективно, если личностью признается этническая индивидуальность, усваиваются этнокультурные ценности. Так происходит обретение жизненных, природных и индивидуальных духовных сил, необходимых для формирования личности успешной во всех отношениях.
Деятельность Чурапчинской улусной гимназии строится на идеях гуманизма по обеспечению реальных организационно-педагогических условий ее функционирования. Одним из основополагающих условий при этом является свобода личности. Из свободы личности органически вытекает проблема свободы творчества. Свобода является одним из главных качеств творческой личности. Герой Олонхо, всецело воспевающий свободу, воспитанный на этнокультурных ценностях своего народа, впитавший с молоком матери мудрость и духовную силу народа, становится идеальной моделью, образцом формирования успешной личности - Тумус Киьи, является творцом своего жизненного успеха в мире глобализации. У народа саха испокон веков были личности - Тумус к^и (Успешный человек). Так народ саха называл человека, который был особой праведности, ума и мудрости, который мог выстроить стратегию и тактику во всех сферах жизнедеятельности, мотивирован на процветание рода, волевой, успешный в делах и поступках, самодостаточный и пользующийся уважением рода. Педагоги Чурапчинской улусной гимназии проявляют творческое отношение к делу: пять учителей успешно защитили кандидатские диссертации, обобщив свой творческий опыт педагогической деятельности по результатам опытно-экспериментальной работы. Их труд доказал жизненность одного из положений: система образования производит самого человека, создавая условия для его постоянного самосовершенствования, самоустановления.
Исследователями признается, что поликультурность современного мира ставит перед педагогикой задачу воспитания личности, освоившей этнокультурные ценности своего народа, уважающей культуру других этносов, стремящейся к конструктивному взаимодействию с людьми другой национальности и в то же время обладающей устойчивым этническим самосознанием и этнокультурной и гражданской идентичностью личности. Ценности представляют собой специфические явления материального и духовного характера, обладающие позитивной значимостью для человека, класса и общества в целом. Культурные ценности - это ценности, заложенные в объектах культуры. Исходя из этих понятий, дадим определение понятию «этнокультурные ценности». Этнокультурные ценности - это ценности, заложенные в объектах
национальной культуры народа. Отметим, что в глубинных основах культуры любого народа содержатся сходные для всех культурные ценности, которые вступают в роли универсальных, общечеловеческих. Общечеловеческие ценности существуют, поскольку человек принадлежит единому биологическому виду, что составляет внутреннюю основу человеческого единства.
Таким образом, у личности, сформированной на этнокультурных ценностях, преобладает качество личности, представленное в совокупности этнокультурных знаний (родного языка, традиций, обычаев, ритуалов народа, уклада жизни народа, культуры), эмоциональной составляющей (чувство гордости за культуру своего народа, многонациональной Родины, понимание важности конструктивных межнациональных отношений, уважение и признание суверенности культур других народов) и проявления этнокультурных навыков и умений в действиях, связанных с национальным укладом жизни, традициями, обрядами и ритуалами, особенностями межнационального общения.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Проблема формирования личности с точки зрения ценностных ориентаций стала предметом изучения зарубежных и отечественных философов, социологов, психологов, педагогов в семидесятых годах XX века. Социологические исследования о ценностях впервые появились в трудах Д. Дильтея. Он дал обоснование того, что для человека важными являются «ценности, пережитые в чувстве». По Дильтею, жизненные ценности составляют неотделимость чувства и ценности, ее достижение [4].
В определении природных ценностей американский психолог М. Рокич выделяет систему взаимосвязанных ценностей - термальных и инструментальных, передающихся из поколения в поколение. Согласно взглядам М. Рокича, основные индивидуальные ценности закладываются еще в детстве в процессе социализации и маловероятно, что их удастся изменить в зрелом возрасте [5].
Социолог Герт Хофстеде впервые осуществил методику эмпирической проверки и верификации измерения ценностей на базе новой методологии. Используя информацию в результате факторного анализа, он описал воздействие культуры общества на индивидуальные ценности его членов и то, как они влияют на их поведение. Вывел шесть измерений культуры, но подчеркнул, что измерения культуры являются лишь основой, помогающей оценить конкретную культуру для облегчения принятия решений, не отрицал существование и других факторов, подлежащих рассмотрению, например личных качеств, семейной истории и личного благосостояния [6].
Сторонником индивидуальной свободы личности как ценности был английский социолог Гербарт Спенсер. По Г. Спенсеру, свобода личности должна ограничиваться только свободой другой личности. Концепция Г. Спенсера становится актуальной в свете сегодняшних реалий в жизни общества в целом [7].
Интересной представляется модель ценностной системы израильского психолога Шалома Шварца, который обосновал независимость и взаимосвязь личностных и культурных ценностей. По теории Ш. Шварца, под ценностями подразумеваются «познанные» потребности, непосредственно зависящие от культуры, среды, менталитета конкретного общества.
Проанализировав взгляды современных исследователей, обнаруживаем непосредственное влияние ценностей на формирование общества, а также жизни, взгля-
дов и поведения личности. Ценности выступают регулятором человеческого поведения. Ценности постепенно становятся убеждениями и принципами личности, носителя той или иной этнокультуры [8].
Об определяющей роли этнокультурных ценностей в процессе формирования личности говорил К. Д. Ушинский, рассуждая о народности воспитания, исторической преемственности человеческих поколений, значении родного языка в нравственно-этическом воспитании. Педагог считал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», далее: «как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был тот образец, точно так же нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы» [9]. Педагогические идеи о культурологической концепции образования и воспитания, исторической и культурной преемственности поколений, духовных силах человека подтверждают огромную важность этнокультурных ценностей в формировании личности. Г. Н. Волков этническое воспитание рассматривает как направление, изучающее педагогический опыт народов, и как метод очеловечивания подрастающего человека [10].
Необходимость этнокультурной коннотации в системе образования в целом активно утверждается с ХХ века в трудах А. Б. Афанасьевой по этнокультурному образованию [11]. Автор заключает, что в культурном притяжении личности можно рассматривать традиционность, целостно воплощенную в этнокультуре и ее традициях. Подчеркивает, что этнокультурная составляющая лежит в основе культурного поля личности, обеспечивая силу притяжения, ощущаемую человеком как сила любви к малой и большой Родине, являющуюся ядром чувства патриотизма. Поэтому возникает интерес к этнокультурному пласту и потребность в его познании в сотворчестве и культуросообразности. Таким образом, освоение этнокультурных ценностей своего и других народов обусловливает многоуровневую идентичность личности: субэтническую и этническую, суперэтническую — российскую для гражданина нашей страны, надэтническую — планетарную [12].
Широкий социокультурный анализ, сделанный в Якутии сторонником социокультурного подхода в образовании А. М. Цирульниковым, открывает педагогику выживания и жизни, «вписанную в пространство двора, города, села, мироздания» в школах, укорененных в исторической традиции, включенных в современный контекст жизни, нацеленных в будущее [13]. А. М. Цирульников провел широкомасштабную экспедицию по районам Якутии и сделал вывод о том, что образование начинается с места проживания ребенка, где формируется его мировоззрение под влиянием этнокультурных ценностей своего народа [14].
В формировании позитивной этнокультурной идентичности в условиях поликультурного образования огромную роль играет семья. Именно семья является благодатной средой, где ребенок получает представление об иерархии ценностей, отношении к окружающему миру, природе, людям и самому себе, о добре и зле, нормах человеческого общежития [15]. Считается, что гармония личности предполагает сбалансированность материальной, духовной, психологической, биологической, индивидуальной и семейно-общинной составляющих. Такая личность способна «к самоограничению, обладает выносливостью, выдержкой, готовностью противостоять внешнему давлению, справедливостью, честностью, неприятием неправды и лицемерия, милосердием, терпимостью, великодушием, сострадательностью, а также стремлением к сбережению своей культуры, языка, наследия прошлого и среды обитания» [16].
О том, что в современных реалиях существует опасность размывания этнотипич-ного в культуре этноса, особенно в сознании молодежи, говорит И. С. Сухоруков. Он считает, что идентичность как набор личностных качеств человека, позволяющих ему осознавать и ощущать себя частью целого - социального мира, помогает органично войти в социокультурную среду, воспринимать и принимать ее как свою собственную, референтную, комфортную, релевантную. Автор важность формирования этнокультурной идентичности будущих граждан России видит в интеграции усилий всех субъектов социального воспитания детей с опорой на разработку и реализацию целостной программы гражданско-патриотического воспитания подростков и юношества, формирования в них бережного, уважительного отношения к национальной истории и культуре [17]. Очевиден факт, что формирование личности на этнокультурных ценностях невозможно без осознания ею своей этнокультурной идентичности. Современные исследователи А. В. Репринцев, И.С. Сухоруков утверждают, что поскольку специфика формирования этнокультурной идентичности может проявляться через взаимодействие и взаимообогащение многообразием народов и этноидентичностей, то государственную монолитность определяет культурная идентичность. Отметим, что интеграция полиэтнического населения в единую политическую нацию - одна из ключевых проблем российского государства. Поэтому важную роль в ее разрешении играет разработка целостной социально-педагогической системы формирования этнокультурной идентичности с учетом этнокультурных особенностей [18].
Имеется множество определений понятия «этнокультурные ценности». Анализ имеющихся определений позволяет сделать вывод: о комплексности данного понятия, которое имеет тесную взаимосвязь с аксиологическими основами, с историей, социологией, культурологией, этнологией; об его интегральности - от семейных ценностей до общечеловеческих, мировых; об аспектах понятия как совокупности ценностей материальной и духовной жизни этноса; об ориентированности на этническую идентификацию и национальную интеграцию. Е. С. Самойлова об уровнях этнокультурных ценностей в педагогической науке пишет: «Этнокультурные ценности рассматриваются на взаимосвязанных уровнях, основанных на вечных высших гуманистических ценностях; следующий уровень содержит семейные и природные ценности, которые объединяют ценности каждого отдельного народа; последний уровень сочетает в себе исторические и этнические ценности, включающие в себя ценности конкретного этноса с общей исторической картиной, нацеленные на стратегически важные процессы "этнической идентификации и межкультурной интеграции"» [19].
Таким образом, этнокультурные ценности — это понятие интегральное, комплексное. Этнокультурные ценности — это совокупность ценностей общечеловеческой и национальной культур, ориентированных на этническую идентификацию и национальную интеграцию; понятие интегральное - от ценностей конкретного этноса до высших гуманистических ценностей, комплексное, связанное с историей, социологией, культурологией, этнологией.
Этнокультурные ценности прочно укоренились во всех регионах России, отражая её многонациональность. В современном мире очень важно сохранять особенности культуры любого народа, предотвращая уничтожение ценного наследия предков, созданного веками. Якутский ученый-педагог В. Ф. Афанасьев определяет этническое своеобразие системы воспитания народа саха на основе анализа имеющихся на тот период материалов семейного и трудового воспитания в регионе и указывает на уникальность, самобытность и своеобразие традиционной системы семейного воспитания
якутского народа как феномена мировой культуры [20]. Теории и практике семейной этнопедагогики саха посвящено исследование А. А. Григорьевой, где дается характеристика этнопедагогического пространства якутской семьи, которая развивается вместо с изменениями, происходящими в обществе, и переживет любой кризис. Старшие члены семьи - носители культуры своего народа - создают нравственную среду как важнейший фактор воспитания. Этнокультурные ценности семейного пространства рассматриваются как феномен воспитания детей в якутских семьях [21]. Среди региональных исследований в рамках темы можно отметить труды Л. А. Афанасьева - Тэрис, известного в Якутии ученого, который с 90-х годов прошлого века первым начал научные исследования на тему традиционной веры народа саха - религии Айыы [22]. Тэрис считает, что морально-этическое, психическое, духовное самосовершенствование человека позволяет ему воспринимать все живое, весь окружающий мир как самого себя, что жизнь - эта необходимая часть, составляющая всей Земли и Вселенной [23]. В исследованиях социолога У. А. Винокуровой о теории арктической циркумполярной цивилизации этнокультурные ценности народов Арктики воспринимаются как исторический феномен в развитии человечества [24]. Психолого-педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса в национальных школах Республики Саха (Якутия) на основе освоения этнокультурных ценностей описаны в концепции национальной школы Е. П. Жиркова [25]. Основоположник научной школы по изучению образовательных практик в Арктике Н. Д. Неустроев подчеркивает, что нравственность как величайшая гуманистическая ценность составляет ядро этнической культуры при формировании личности совершенного человека, что каждая культура создает идеалы совершенного человека [26]. Этнопедагог И. С. Портнягин считает, что основа системы этнокультурного образования заключена в глубинах народной памяти, что народ саха сохранил вековые ценности учения Айыы, школы воспитания «Кут-сюр», педагогики Олонхо как духовно-нравственного учения [27]. Всесторонне изучил и дал объективную оценку общих основ и национальной самобытности народа саха профессор Д. А. Данилов [28]. О том, что реализация этнокультурных проектов в образовательных организациях раскрывает широкий диапазон работы школы и семьи в совместных проектах по воспитанию таких качеств, как патриотизм, способствует развитию устойчивого интереса к познанию и принятию иных национальных ценностей, говорит М. Н. Попова [29]. В исследованиях Е. С. Жирковой определены мировоззренческие аспекты содержания культурологического образования как источника духовного воспитания учащихся в современной общеобразовательной школе, даны теоретические обоснования путей, средств, методов приобщения учащихся к традиционному мировоззрению народа саха при практически-деятельностном изучении национальной культуры народов Якутии [30].
Таким образом, сама жизнь ставит перед педагогической наукой актуальную задачу всестороннего изучения и внедрения в практику того педагогического богатства, которое накоплено народом в его многовековой образовательной деятельности. Обращение к национальному, духовному богатству, этнокультурным ценностям народа является залогом эффективного решения поставленной проблемы.
Анализ трудов вышеуказанных исследователей позволил выделить позиции в теоретических подходах к формированию Тумус к^и - Успешной личности:
- освоение жизненных ценностей, составляющих неотделимость чувств и ценностей;
- развитие системы индивидуальных взаимосвязанных ценностей, передающихся из поколения в поколение;
- влияние культуры о бщества на индивидуальные ценности и поведение личности;
- выделение системы ценностей, которая выступает регулятором человеческого поведения, постепенно становясь убеждениями и принципами личности, носителя той или иной этнокультуры;
- значение родного языка в нравственно-этическом воспитании и природных дарований личности;
- влияние этнокультурной составляющей ядра культурного поля личности, которая обеспечивает силу любви к малой и большой Родине и лежит в основе чувства патриотизма;
- формирование мировоззрения под влиянием этнокультурных ценностей своего народа;
- значение индивидуальной свободы личности в выборе пути своего развития; свободы творчества;
- значение семьи как благодатной среды, где ребенок получает представление об иерархии ценностей, отношении к окружающему миру, природе, людям и самому себе, о добре и зле, нормах человеческого общежития;
- формирование личности на этнокультурных ценностях невозможно без осознания своей этнокультурной идентичности;
- влияние трудового воспитания в регионе на уникальность, самобытность и своеобразие традиционной системы семейного воспитания якутского народа как феномена мировой культуры;
- значение нравственности как величайшей гуманистической ценности, составляющей ядро этнической культуры.
Теоретическая основа исследования позволила разрешить проблему формирования Тумус к^и - Успешной личности в сельском социуме на основе философии этнокультурного образования, общечеловеческих ценностей и духовной культуры якутского народа, выжившего в суровых климатических условиях севера, сохранившего свою этническую индивидуальность и продолжающего успешно развиваться в меняющемся мире.
Методологическая база исследования
Теоретико-методологическую базу исследования составили: психологические и социологические исследования о ценностях (Д. Дильтей, М. Рокич, Г. Хофстеде, Г. Спенсер, Ш. Шварц); идеи о народном воспитании и об определяющей роли этнокультурных ценностей в процессе формирования личности (К. Д. Ушинский, Г. Н. Волков, А. Б. Афанасьева); современные представления о формировании этнокультурной идентичности личности (И. С. Сухоруков, А. В. Репринцев); идея становления личности на этнокультурных ценностях народа саха (В. Ф. Афанасьев, А. А. Григорьева, Л. А. Афанасьев - Тэрис, у. А. Винокурова); концепция развития национальной школы в Республике Саха (Якутия) (Е. П. Жирков, Н. Д. Неустроев); идея формирования личности в этнокультурной среде (Е. С. Сергина, И. С. Портня-гин, Д. А. Данилов, М. Н. Попова); мировоззренческие аспекты культурологического образования (Е. С. Жиркова); проблема формирования этнокультурных ценностей в современной педагогической науке (Е. С. Самойлова); теория формирования личности на ценностях этнической культуры З. М. Езиевой, Р. Р. Нахоковой [31].
Созвучные с нашим исследованием теоретические подходы к обучению и воспитанию по педагогике олонхо в контексте формирования этнокультурной и граждан-
ской идентичности школьника находим у Ф. В. Ядрихинской [32]. Единство этнокультурного и общечеловеческого представлено у С. В. Тимофеевой, которая пишет, что «общечеловеческие и этнические культурные коды человека хотя и отличаются в этнических основаниях, но в общечеловеческих, гуманных, идеальных аксиологических измерениях, безусловно, будут совпадать: совесть, честь, великодушие, сострадание, милосердие, любовь, дружба - это ценности общечеловеческого порядка» [33]. Концепция школы по формированию успешной личности разработана на основе анализа социокультурной, национальной особенностей региона, его культуры, традиций, обычаев, ценностей, концепции национального образования.
На практике опытно-экспериментальной работы по реализации идеи формирования Успешной личности - Тумус к^и использовался комплекс процедур, в результате осуществления которых получены итоговые результаты-показатели по изучаемому объекту. Процедуры осуществляются в совокупности, именно поэтому они рассматриваются как единый комплекс и могут характеризовать методологию проведенного исследования. Для достижения цели исследования использованы следующие общенаучные методы: теоретический анализ психолого-педагогической и социальной литературы по проблеме исследования, социокультурный анализ улуса по А. М. Ци-рульникову, синтез, обобщение, генерализация и сравнение информации по проблеме исследования; эмпирические методы: наблюдение, опрос, беседа, анкетирование; статистические: математическая обработка данных. Анкетирование родителей показало, что большая часть родителей желает видеть будущее своего ребенка в его успешности в любом деле, при этом чтобы он знал историю, традицию и культуру своего народа, родной язык, владел иностранными языками, чтобы мог выстраивать диалог с другими народами на равных. В эксперименте участвовали родители обучающихся гимназии, всего 180 человек.
На основе проведенных процедур была разработана концепция школы «Тумус кыьа», разработана модель формирования Тумус к^и - Успешной личности в сельском социуме. По определению этнографа П. С. Афанасьева, «Тумус киьи (Успешный человек» - «туохха эмэ ордук кыайыылаах-хотуулаах, кэлбит-барбыт, инники сыл-дьар» - это человек, добивающийся поставленной цели, общественного признания, активный, находящийся на переднем плане [33]. От мудрости такого человека зависела судьба целого народа. Таким образом, Тумус к^и - лучший представитель своего рода, вобравший в себя лучшие качества человека, воспитанный на лучших традициях и ценностях народа, являющийся защитой, опорой народа. Такой человек обладает высокой культурой со своей этнической самобытностью, способностью жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире.
Таким образом, модель Тумус киьи в нашем представлении — это личность творческая, свободная, духовная, с высокой направленностью на достижение цели. Личность - это образованный, здоровый плотью и духом, ответственный человек будущего, патриот, гражданин, семьянин, человек мира.
Феномен Тумус к^и связан с его готовностью и способностью обеспечить субъектам целостность, самостоятельность и эффективность в деятельности. Данное личностное свойство Тумус к^и в значительной мере предопределяет его способности по выработке стратегий поведения в ситуациях достижения высоких результатов. Психологическая основа этого выражается в общих способностях, креативности, оптимизме, вере в успех, мотивации, ценностных установках. Мы считаем, что такие ка-
чества, как внутренняя свобода - это вера в значимость и важность своего дела, понимание своей миссии, высокая работоспособность, энтузиазм, вера в себя, постоянное стремление к развитию и самосовершенствованию, достигаются на основе освоения этнокультурных ценностей. Именно наличие высокой мотивации достижения, стремление к успеху определяют реальные результаты деятельности Тумус к^и -Успешной личности. Выделены особенные качества такой личности:
- непрерывное развитие личности, знающей свою родословную, любящей родной очаг, уважающей традиции, понимающей свое предназначение (терутттээх-уустаах, эйгэлээх, айылгалаах, аналлаах);
- физическая выносливость в гармонии с психологическим здоровьем (чел кут-таах, чэгиэн-чэбдик, тулуурдаах) как залог обеспечения успешности;
- проявление способности, смекалки и сноровистости в жизнедеятельности; незаурядной способности убеждать; целенаправленности в получении определенной профессии, (барыга сыстагас, дьогурдаах, сатабыллаах, ылыннарыылаах тыллаах, идэлээх);
- способность предвидеть и разуметь события, эрудированность, наделенность острым умом (еркен ейдеех, киэн билиилээх-керуулээх, анааран керер кыахтаах);
- коммуникабельность, убедительная речь, владение несколькими языками (тус-бас тыллаах, элбэх омук тылын ба^шыыр кыахтаах);
- призванный защитить людской род (дьонун-норуотун араначчылыыр);
- особая гибкость: умеет идти на компромисс, признавать свое поражение без личной трагедии, поскольку уверен в успехе (мындыр толкуйдаах);
- творческая активность как качество, демонстрирующее высокую успешность (айар дьогурдаах).
Результаты исследования
В образовательной организации определены приоритетные направления деятельности: учебно-методическая работа педагогов, научно-исследовательская деятельность обучающихся и педагогов, работа со способными и одаренными детьми, социальное партнерство, научно-методический этнокультурный центр «Педагогика Олонхо» и пр. Педагогика Олонхо разрабатывается в республике последние десятилетия в стенах института национальных школ РС(Я) на основе гуманистических воззрений народа саха. В основе педагогики Олонхо лежит идея всесторонней справедливости, победы добра над злом, установления добрых взаимоотношений людей с друг другом, природой, людей, наделенных качеством сотворить лучший мир.
Педагогами гимназии разработаны и обновлены образовательные программы в соответствии с данной концепцией. Разработаны и внедрены программы элективных курсов «Уроки олонхо», «Орто дойду олого», «Жизнь замечательных людей (Sucessful People)» на английском языке, «Особенности чтения по эпосу Олонхо» и т. д. Гимназия вышла на новый уровень учебно-воспитательной деятельности: установлены связи с учеными научных учреждений РС(Я), с университетом, с ассоциацией молодых ученых республики для научных исследований. Разработаны и успешно реализуются проекты: «Бар5а» - совет бабушек и дедушек, «Эр тойон» - социально-культурный проект отцов, «Мохсо5ол» - клуб для мальчиков 5-7-х классов, «Дьулуура» -совет женщин микрорайона, «Ай талаан» - мастерская национального шитья, «Чэбдик» - летняя научно-исследовательская полевая школа, пресс-центр «Сайдыс» -школа юного корреспондента, «Тускун» - фольклорная студия учителей и учащихся,
«Школа межкультурного общения» - языковая школа с углубленным изучением английского языка, «Кун-еркен» - научно-исследовательская, фольклорно-этнографи-ческая школа-экспедиция, «Робототехника», «ГГ-парк», театральная студия, хор, литературная гостиная по русской литературе. В гимназии особое место уделяется изучению родного языка, выступлению на родном языке, знанию якутского фольклора; при этом основным языком обучения является русский.
Гимназия - экспериментальная площадка ФГАОУ «Федеральный институт развития образования» (г. Москва) по теме «Накопление передовых образовательных практик и развитие сетевого взаимодействия в области образовательной робототехники и научно-технического творчества детей и молодежи». Работа осуществляется по четырем направлениям: привлечение внимания молодого поколения к инженерным профессиям; развитие интереса детей к научно-техническому творчеству, технике, современным технологиям, развитие алгоритмического и логического мышления; выявление и дальнейшая поддержка талантливой молодежи в области исследовательской работы и технического творчества; создание условий для повышения мотивации школьников к научной и творческой деятельности по пространственному конструированию, моделированию, автоматическому управлению роботами. Гимназия стала площадкой проведения республиканских соревнований «ИКАР», «ИАКРе-нок», робототехники, фестиваля «РобоФест».
На примере воина, заслуженного учителя РСФСР Степана Кузьмича Макарова, уважительно называемого «якутский Маресьев», чье имя гордо носит Чурапчинская улусная (районная) гимназия, строится патриотическое воспитание гимназистов. Ежегодно в его честь гимназия организует республиканский конкурс «Лучший учитель истории и обществознания». Пример самоотверженного труда С. К. Макарова во благо народа является одним из аспектов воспитательной работы гимназии.
В гимназии внедрены предметные элективные курсы, организована проектная деятельность обучающихся, клубы по интересам. Ведется планомерный и системный мониторинг образовательно-воспитательного процесса, осознанности выбора профильного направления. Работают зимние и летние образовательные школы, гимназисты успешно вовлечены в научно-социальную программу «Шаг в будущее». Ребята успешно участвуют в международных, всероссийских научно-практических конференциях. Готовят научные доклады на трех языках: на родном, русском и английском, успешно выступают на всероссийских и международных площадках - конференциях, форумах и пр.
Одним из факторов вовлечения гимназистов в активный образовательный процесс является наличие библиотеки с современным оборудованием, сайт библиотеки имеет четырнадцать популярных разделов.
Чурапчинская улусная гимназия является ресурсным центром Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, робототехники ЛИТЕХ, обладателем гранта главы РС(Я), региональным отделением Малой АН РС(Я), победителем конкурса на получение статуса РС(Я) «Точка роста»; школой-спутником Международной арктической школы, школой-партнером ГАУ ДО РС(Я) ЦО и ОД «Сосновый бор», опорной школой АН РС(Я), лауреатом республиканской педагогической ярмарки в номинации «Политехническая школа как вектор развития инновационных образовательных систем». Все эти достижения образовательной организации -результат успешности гимназистов, воспитанных в лучших традициях народной мудрости, и доказывают, что в стенах этой гимназии организованы педагогические условия для развития Успешной личности - Тумус киьи.
Сегодня выпускники гимназии успешно трудятся во всех сферах жизнедеятельности Республики Саха (Якутия), в городах России и за рубежом во благо родной страны.
Таким образом, опыт работы Чурапчинской улусной (районной) гимназии, основанный на концепции народной педагогики - философии Олонхо, шедевре нематериальной ценности народа саха, доказывает, что организационно-педагогические условия для формирования успешной личности - Тумус киьи - реализованы и развиваются.
Обращение к этнокультурным ценностям в вопросах формирования успешной личности вызвано тем, что этнокультурная ценность, которая на протяжении веков проявила свою жизнеспособность, устойчивость своих норм, традиций, обычаев, дает человеку чувство психологического комфорта, чувство защиты и поддержки в условиях изменяющегося мира.
Заключение
Опытно-экспериментальная работа Чурапчинской улусной гимназии Республики Саха (Якутия) показала состоятельность идеи формирования Тумус к^и -Успешной личности в условиях сельского социума. Выявлены основные принципы содержания образовательного процесса, реализуемого на основе этнокультурных ценностей: принцип культуросообразности образовательного процесса, который предусматривает опору на национальные традиции народа, его культуру, опору на национально-этническую обрядность, обычаи; принцип диалога культур, который осуществляет ориентацию обучающихся на доверие и взаимовыручку, уважительное отношение к ценностям и традициям другого народа, толерантность; принцип гуманитаризации, предполагающий насыщение содержания образования ценностями, представляющими общечеловеческий интерес; принцип природосообразности - руководство факторами естественного, природного развития ребенка; принцип гуманности, предполагающий уважительное отношение к каждому человеку, посвящение себя служению на пользу другим людям, своему народу. Также особое внимание уделяется созданию образовательного пространства как фактору культурного потенциала внутреннего и внешнего окружения образовательного учреждения в развитии личности обучающегося.
Проблема формирования личности в современных условиях сложна. Вызовы быстро изменяющегося мира требуют людей с заданными качествами, знаниями, умениями, навыками, компетентностями на определенный промежуток времени до следующего нового открытия в технологическом, социально-экономическом мире. Человеку каждый раз приходится заново обучаться пониманию окружающего мира и реагировать на его вызовы. Поэтому поиск универсальных основ формирования личности с устойчивыми духовно-нравственными качествами, которые позволят ему освоить новое и дадут силу противостоять негативным факторам, приводит к обращению к этнокультурным ценностям, передаваемым из поколения в поколение. Этнокультурные ценности основаны на идеях добра, диалога, уважения, содружества, гуманного отношения человека к человеку и природе, что составляет основу формирования духовных сил человека.
Таким образом, обращение к проблеме формирования этнокультурных ценностей определено приоритетами современной национальной политики России - важностью этнической идентификации и межкультурной интеграции.
Ссылки на источники
1. Сергина Е. С. Этнопедагогика: учеб. пособие. - Якутск: ЯГУ, 2009. - 106 с.
2. Основы педагогики олонхо / Е. П. Чехордуна, Н. И. Филиппова, Д. Г. Ефимова, Н. П. Карпова. - Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2010. - 248 с. (на языке саха).
3. Портнягин И. С. Этнопедагогика «кут-сюр» в воспитании и развитии личности ученика якутской школы: дис. ... д-ра наук. - Якутск, 1999. - 363 с.
4. Дильтей В. Описательная психология. - СПб.: «Алетейя», 1996. - 153 с.
5. Рокич М. Природа человеческих ценностей // Свободная пресса. - 1973. - № 5. - С. 20-28.
6. Хофстеде Г., МакКрэй Р. Р. Возвращаясь к обсуждению личности и культуры: связь личностных черт и культурных осей / пер. с англ. В. В. Солодникова // Социологический журнал. - 2010. - № 4. - С. 1-33.
7. Спенсер Г. Основания социологии: в 2 т. Т. 1. - М.: Книга по требованию, 2011. - 505 с.
8. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. - 2008. - Т. 5. - № 2. - С. 36-67.
9. Ушинский К. Д. О народном воспитании // Пед. соч.: в 6 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1988. - С. 195-256.
10. Волков Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. - М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. - Т. 1. - 460 с.
11. Афанасьева А. Б. О понятиях культурного поля и этнокультурного ядра личности в образовательном процессе // Вопросы культурологии. - 2009. - № 5. - С. 51-56. - URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16536764.
12. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Знание, понимание, умение. - 2009. - № 3. - С. 189-195. - URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2009/3/Afanasieva/29_2009_3.pdf.
13. Цирульников А. М. Социокультурная модернизация и развитие образования в регионах: учеб. пособие. -М.: ФИРО, 2017. - С. 30-31.
14. Цирульников А. М. Педагогика кочевья / Министерство образования Республики Саха [Якутия]. - Якутск, 2009. - 210 с.
15. Геллер Г. А. Семья в системе факторов формирования этнокультурной идентичности личности ребенка // Этнокультурное образование в современном мире (г. Саратов, 18-20 апреля 2017) / науч. ред. Е. А. Александрова; ред.-сост. И. В. Кошкина. - М.: Издательство «Перо», 2017. - C. 101-108. - URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/conf/inf/2017-09/sb_etnokult_obr _v_sovr _mire _2017.pdf.
16. Пашков А. Г. Риски и противоречия этнокультурного воспитания детей и молодежи в условиях глобализации современного мир // Этнокультурное образование в современном мире: сб. науч. ст. по материалам Всерос. очно-заоч. науч.-метод. конф. «Этнокультурное образование в современном мире» (г. Саратов, 18-20 апреля 2017) / науч. ред. Е. А. Александрова; ред.-сост. И. В. Кошкина. - М.: Издательство «Перо», 2017. - С. 561-562.
17. Сухоруков И. С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2016. - Т. 2. - № 4. - С. 53-60.
18. Репринцев А. В., Сухоруков И. С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. - 2017. - № 7(256). - Вып. 33. - С. 143.
19. Самойлова Е. С. Проблема формирования этнокультурных ценностей в современной педагогической науке // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 3. - С. 20-25. - URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/1998/%D0%.
20. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск: Якуткнигоиздат, 1979. - 184 с.
21. Григорьева А. А. Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.06. -М., 1999. - 365 c.
22. Афанасьев Л. А. - Тэрис. Айыы суола (Дорога Айыы). - Якутск: Бичик, 2002. - С. 198.
23. Афанасьев Л. А. - Тэрис, Павлов А. Н. - Дабыл. Танха (Айыы итэ5элин у^ин ситимэ). - Якутск: Бичик, 2001. - 64 с.
24. Винокурова У. А., Яковец Ю. В. Арктическая циркумполярная цивилизация // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 12-1. - С. 76-77. - URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=10792.
25. Жирков Е. П. Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе. -Якутск, 1993. - 142 с.
26. Неустроев Н. Д. Этнопедагогика как тип культурно-исторической педагогики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 396-400. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95364.htm.
27. Портнягин И. С. Этнопедагогика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа саха. - M.: Academia, 1998. - 184 с.
28. Данилов Д. А. Служение педагогической науке. - М.: Образование и Информатика, 2007. - 480 с. + 4 с. вкл., ил.
29. Попова М. Н. Взаимодействие семьи и школы в формировании этнокультурной компетенции учащихся якутской школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 19. - С. 161-165. - URL: http://dlib.rsl.ru/rsl01010000000/rsl01010169000/rsl01010169919/rsl01010169919.pdf.
30. Жиркова Е. С. Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа саха: дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 1999. - 166 с.
31. Езиева З. М., Накохова Р. Р. Этнокультурные ценности как факторы формирования личности в образовательной среде // Обзор педагогических исследований. - 2020. - Т. 2. - С. 118-123.
32. Ядрихинская Ф. В. Педагогика олонхо: развитие и воспитание современного школьника // Правовые основы функционирования государственных и региональных языков в условиях дву- и многоязычия (мировой опыт реализации языковой политики в федеративных государствах: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. -Казань, 2019. - С. 234-237.
33. Тимофеева С. В. Формирование культурного кода человека как педагогическая проблема // Образование и общество. - 2019. - № 6 (119). - С. 3-10.
34. Афанасьев П. С. Саха тылын бьтаарыылаах кылгас тылдьыта: оскуола^а кеме тылдьыт. - 2-е изд., перераб. и доп. - Дьокуускай (Якутск): Бичик, 2012. - 679, [1] с.
Aleksandra I. Zakharova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Technology, Teachers' Training Institute, NorthEastern Federal University named after M.K.Ammosov, Yakutsk, Russia [email protected] Svetlana S. Nogovitsina,
Student, Teachers' Training Institute, North-Eastern Federal University named after M.K.Ammosov, Yakutsk, Russia [email protected]
Model of forming a successful personality based on ethno-cultural values
Abstract. The global world is challenging education in terms of personality formation. In this aspect, organizational and pedagogical conditions, educational trajectories and mechanisms for cultivating the foundations of interethnic communication, respectful attitude to the values and traditions of the people are relevant; introduction to the educational content ethno-cultural values of universal humanitarian interest. The Republic of Sakha (Yakutia), located in severe climatic conditions, is a multinational republic with regional specifics in educational activities. The regional specifics of the educational environment is determined by the joint activities of family, school, cultural institutions in the context of direct communication at events aimed at mastering national traditions and rituals. The educational environment is characterized by significant experience in the introduction of the national-regional component of general education, integrated and modular courses aimed at the formation of ethno-cultural, regional and civic identity of students. Differentiation and individualization of education is carried out in the republic through the establishment of various types of schools. These include, in particular, the advanced schools network of presidential schools of the Republic of Sakha (Yakutia). One of these schools is the Churapchinsk ulus (district) gymnasium named after S. K. Makarov, which fully confirmed its status thanks to the successful organization of scientific and experimental work. Organizing pedagogical activities, the gymnasium also proceeds from the fact that each person is a specific bearer of the given region originality, its inhabitant, organically connected with it and adapted to its social, economic, demographic, cultural and climatic conditions. The purpose of the article is to present the results of the experimental work of the Churapchinsk ulus gymnasium named after S.K. Makarov of the Republic of Sakha (Yakutia) on the formation of a Successful personality - TyMyc KMhMHM mmtmm - in rural society. The experimental work of the gymnasium in the context of the study is based on the results of the socio-cultural analysis of the ulus (district), region specifics, the study of ethno-cultural values, the ideas of the philosophy of the Sakha people, and the pedagogy of Olonkho. Under the supervision of D.A. Danilov, professor, Doctor of Education, they identified the specifics of the educational organization in order to form TyMyc KMhw - Successful personality - TyMyc Kbiha. Experimental work on the formation of a Successful personality (TyMyc Tyrrap KwhMHM mmtmm) based on the ethno-cultural values of the Yakut people is a positive experience of the gymnasium collective work. The practical significance of the work includes replicating the experience of the school in the regional education system of Russia. This experience may be interesting for specialists as a ready-made option in the development of organizational and pedagogical conditions of the educational process for the formation of the student's personality in national educational organizations.
Key words: personality formation, ethno-cultural values, organizational and educational model, TyMyc KMhw. References
1. Sergina, E. S. (2009). Etnopedagogika: ucheb. posobie, YaGU, Yakutsk, 106 p. (in Russian).
2. Chekhorduna, E. P., Filippova, N. I., Efimova, D. G. & Karpova, N. P. (2010). Osnovy pedagogiki olonho, Kompaniya "Dani-Almas", Yakutsk, 248 p. (in Yakut).
3. Portnyagin, I. S. (1999). Etnopedagogika "kut-syur" v vospitanii i razvitii lichnosti uchenika yakutskoj shkoly: dis. ... d-ra nauk, Yakutsk, 363 p. (in Russian).
4. Dil'tej, V. (1996). Opisatel'naya psihologiya, Aletejya, St. Petersburg, 153 p. (in Russian).
5. Rokich, M. (1973). "Priroda chelovecheskih cennostej", Svobodnaya pressa, № 5, pp. 20-28 (in Russian).
6. Hofstede, G. & MakKrej, R. R. (2010). "Vozvrashchayas' k obsuzhdeniyu lichnosti i kul'tury: svyaz' lichnostnyh chert i kul'turnyh osej", Sociologicheskij zhurnal, № 4, pp. 1-33 (in Russian).
7. Spenser, G. (2011). Osnovaniya sociologii: v 21. T. 1, Kniga po trebovaniyu, Moscow, 505 p. (in Russian).
8. Shvarc, Sh. (2008). "Kul'turnye cennostnye orientacii: priroda i sledstviya nacional'nyh razlichij", Psihologiya, t. 5, № 2, pp. 36-67 (in Russian).
9. Ushinskij, K. D. (1988). "O narodnom vospitanii", Ped. soch.: v 61. T. 1, Pedagogika, Moscow, pp. 195-256 (in Russian).
10. Volkov, G. N. (2002). Pedagogika lyubvi. Izbrannye etnopedagogicheskie sochineniya: v 21, MAGISTR-PRESS, Moscow, t. 1, 460 p. (in Russian).
11. Afanas'eva, A. B. (2009). "O ponyatiyah kul'turnogo polya i etnokul'turnogo yadra lichnosti v obrazovatel'nom processe", Voprosy kul'turologii, № 5, pp. 51-56. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=16536764 (in Russian).
12. Afanas'eva, A. B. (2009). "Etnokul'turnoe obrazovanie: sushchnost', struktura soderzhaniya, problemy sovershenstvovaniya", Znanie, ponimanie, umenie, № 3, pp. 189-195. Available at: http://www.zpu-jour-nal.ru/zpu/contents/2009/3/Afanasieva/29_2009_3.pdf (in Russian).
13. Cirul'nikov, A. M. (2017). Sociokul'turnaya modernizaciya i razvitie obrazovaniya vregionah: ucheb. posobie, Moscow FIRO, pp. 30-31 (in Russian).
14. Cirul'nikov, A. M. (2009). Pedagogika kochev'ya, Ministerstvo obrazovaniya Respubliki Saha [Yakutiya], Yakutsk, 210 p. (in Russian).
15. Geller, G. A. (2017). "Sem'ya v sisteme faktorov formirovaniya etnokul'turnoj identichnosti lichnosti rebenka", in Aleksandrova, E. A. & Koshkina, I. V. (eds.). Etnokul'turnoe obrazovanie v sovremennom mire (g. Saratov, 18-20 aprelya 2017), Moscow Izdatel'stvo "Pero", pp. 101-108. Available at: https://www.sgu.ru/sites/de-fault/files/conf/inf/2017-09/sb_etnokult_obr _v_sovr _mire _2017.pdf (in Russian).
16. Pashkov, A. G. (2017). "Riski i protivorechiya etnokul'turnogo vospitaniya detej i molodezhi v usloviyah globalizacii sovremennogo mir", in Aleksandrova, E. A. & Koshkina, I. V. (eds.). Etnokul'turnoe obrazovanie v sovremennom mire (g. Saratov, 18-20 aprelya 2017), Moscow Izdatel'stvo "Pero", pp. 561-562 (in Russian).
17. Suhorukov, I. S. (2016). "Formirovanie etnokul'turnoj identichnosti podrostkov i yunoshestva v kontekste stanovleniya v Rossii grazhdanskogo obshchestva: opyt empiricheskogo issledovaniya", Nauchnyj rezul'tat. Peda-gogika i psihologiya obrazovaniya, t. 2, № 4, pp. 53-60 (in Russian).
18. Reprincev, A. V. & Suhorukov, I. S. (2017). "Formirovanie etnokul'turnoj identichnosti podrostkov i yunoshestva kak problema sovremennoj psihologii i social'noj pedagogiki", Nauchnye vedomosti. Seriya Gumanitarnye nauki, № 7(256), vyp. 33, p. 143 (in Russian).
19. Samojlova, E. S. (2018). "Problema formirovaniya etnokul'turnyh cennostej v sovremennoj pedagogicheskoj nauke", Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 3, pp. 20-25. Available at: http://journals.uspu.ru/attach-ments/article/1998/%D0% (in Russian).
20. Afanas'ev, V. F. (1979). Etnopedagogika nerusskih narodov Sibiri i Dal'nego Vostoka, Yakutsk Yakutknigoizdat, 184 p. (in Russian).
21. Grigor'eva, A. A. (1999). Teoriya i praktika semejnoj etnopedagogiki naroda Saha: dis.... d-ra ped. nauk: 13.00.06, Moscow, 365 p. (in Russian).
22. Afanas'ev L. A. - Teris (2002). Ajyy suola (Doroga Ajyy), Bichik, Yakutsk, p. 198 (in Yakut).
23. Afanas'ev, L. A. - Teris & Pavlov, A. N. - Dabyl (2001). Tanha (Ajyy ite5elin ugehin sitime), Bichik, Yakutsk, 64 p. (in Yakut).
24. Vinokurova, U. A. & Yakovec, Yu. V. (2016). "Arkticheskaya cirkumpolyarnaya civilizaciya", Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya, № 12-1, pp. 76-77. Available at: http://www.expeducation.ru/ru/arti-cle/view?id=10792 (in Russian).
25. Zhirkov, E. P. (1993). Metodologiya i tekhnologiya obnovleniya soderzhaniya obrazovaniya v nacional'noj shkole, Yakutsk, 142 p. (in Russian).
26. Neustroev, N. D. (2015). "Etnopedagogika kak tip kul'turno-istoricheskoj pedagogiki", Nauchno-metodicheskij el-ektronnyjzhurnal "Koncept", t. 26, pp. 396-400. Available at: http://e-koncept.ru/2015/95364.htm (in Russian).
27. Portnyagin, I. S. (1998). Etnopedagogika "kut-syur": pedagogicheskie vozzreniya naroda saha, Academia, Moscow, 184 p. (in Russian).
28. Danilov, D. A. (2007). Sluzhenie pedagogicheskoj nauke, Obrazovanie i Informatika Moscow, 480 p. + 4 p. vkl., il. (in Russian).
29. Popova, M. N. (2015). "Vzaimodejstvie sem'i i shkoly v formirovanii etnokul'turnoj kompetencii uchashchihsya ya-kutskoj shkoly", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", t. 19, pp. 161-165. Available at: http://dlib.rsl.ru/rsl01010000000/rsl01010169000/rsl01010169919/rsl01010169919.pdf (in Russian).
30. Zhirkova, E. S. (1999). Pedagogicheskie osnovy priobshcheniya uchashchihsya nacional'noj shkoly k tradicionnomu mirovozzreniyu naroda saha: dis.... kand. ped. nauk, Yakutsk, 166 p. (in Russian).
31. Ezieva, Z. M. & Nakohova, R. R. (2020). "Etnokul'turnye cennosti kak faktory formirovaniya lichnosti v obra-zovatel'noj srede", Obzor pedagogicheskih issledovanij, t. 2, pp. 118-123 (in Russian).
32. Yadrihinskaya, F. V. (2019). "Pedagogika olonho: razvitie i vospitanie sovremennogo shkol'nika", Pravovye osnovy funkcionirovaniya gosudarstvennyh i regional'nyh yazykov v usloviyah dvu- i mnogoyazychiya (mirovoj opyt real-izacii yazykovoj politiki v federativnyh gosudarstvah: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf., pp. 234-237 (in Russian).
33. Timofeeva, S. V. (2019). "Formirovanie kul'turnogo koda cheloveka kak pedagogicheskaya problema", Obrazovanie i obshchestvo, № 6 (119), pp. 3-10 (in Russian).
34. Afanas'ev, P. S. (2012). Saha tylyn byhaaryylaah kylgas tyld'yta: oskuola^a keme tyld'yt, 2-e izd., pererab. i dop., Bichik, D'okuuskaj (Yakutsk), 679, [1] p. (in Yakut).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Захарова А. И., Ноговицына С. С. Опыт работы сельской гимназии по формированию личности на основе этнокультурных ценностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 05 (май). - С. 100-116. - URL: http://e-kon cept. ru/2021/211034.htm.
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11034
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Захарова А. И., Ноговицына С. С., 2021
www.e-koncept.ru