Научная статья на тему 'Культурно-образовательный кластер в сельской местности'

Культурно-образовательный кластер в сельской местности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / СОТВОРЧЕСТВО ДЕТСТВА / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / CLUSTER / EDUCATION AND UPBRINGING / CO-CREATION OF CHILDHOOD / RURAL AREA / CULTURAL AND EDUCATIONAL CLUSTER / TERRITORIAL BELONGING / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Ульяна Алексеевна

Статья посвящена педагогическому аспекту кластерного подхода в условиях сельской образовательной среды. Автор обращает внимание на пространственный фактор в образовательной политике России и региона, предлагает рассматривать сельскую школу как механизм стабильности населения и сохранения сел в качестве исторически сложившегося типа расселения. Понятие «культурно-образовательный кластер» понимается как инновационный механизм интеграции кадровых, информационных, материальных, культурных, образовательных и организационных ресурсов различных учреждений, вступающих во взаимодействие в целях воспитания территориальной принадлежности детей, проживающих в сельской местности. Главная идея кластера исходит из понимания сельской жизни как экогармоничной, содержащей творческий потенциал будущего нации. Анализируется пятилетняя практика внедрения культурно-образовательного кластера в Таттинском улусе Республики Саха (Якутия), выявляются принципы, условия и направления его создания в сельской местности, описываются педагогические конструирующие проекты по укреплению территориальной и культурной принадлежности жителей села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Ульяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND EDUCATIONAL CLUSTER IN RURAL AREA

The paper discusses the pedagogical aspect of the cluster approach in a rural educational environment. It draws attention to the spatial factor in educational policy of Russia and the region. It considers a rural school as a mechanism that ensures the stability of rural population and preservation of Russian villages as a historical type of settlement. The author understands the concept of «cultural and educational cluster» as an innovative mechanism for integrating the personnel, information, material and other resources of various institutions that interact to form a sense of belonging among children living in rural areas. The main idea of the cluster comes from the understanding of rural life as eco-harmonious, containing the creative potential of the future of the nation. The paper analyzes the 5-year practice of introducing a cultural and educational cluster in the Tattinsky ulus (administrative district) of the Republic of Sakha (Yakutia). It identifies the principles, conditions and directions for creating a cultural and educational cluster in rural areas. Also, it describes pedagogical design projects to strengthen a sense of belonging of rural residents.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательный кластер в сельской местности»

УДК 37.014 +37.017.92:39(571.56) DOI 10.37972/chgpu.2020.95.81.017

У. А. Винокурова1'2

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова,

г. Якутск, Россия

2Арктический государственный институт культуры и искусств,

г. Якутск, Россия

Аннотация. Статья посвящена педагогическому аспекту кластерного подхода в условиях сельской образовательной среды. Автор обращает внимание на пространственный фактор в образовательной политике России и региона, предлагает рассматривать сельскую школу как механизм стабильности населения и сохранения сел в качестве исторически сложившегося типа расселения.

Понятие «культурно-образовательный кластер» понимается как инновационный механизм интеграции кадровых, информационных, материальных, культурных, образовательных и организационных ресурсов различных учреждений, вступающих во взаимодействие в целях воспитания территориальной принадлежности детей, проживающих в сельской местности. Главная идея кластера исходит из понимания сельской жизни как экогармоничной, содержащей творческий потенциал будущего нации.

Анализируется пятилетняя практика внедрения культурно-образовательного кластера в Таттинском улусе Республики Саха (Якутия), выявляются принципы, условия и направления его создания в сельской местности, описываются педагогические конструирующие проекты по укреплению территориальной и культурной принадлежности жителей села.

Ключевые слова: кластер, образование и воспитание, сотворчество детства, сельская местность, культурно-образовательный кластер, территориальная принадлежность, Республика Саха (Якутия).

U. A. Vinokurova1'2 CULTURAL AND EDUCATIONAL CLUSTER IN RURAL AREA

'North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia 2Arctic State Institute of Culture and Arts, Yakutsk, Russia

Abstract. The paper discusses the pedagogical aspect of the cluster approach in a rural educational environment. It draws attention to the spatial factor in educational policy of Russia and the region. It considers a rural school as a mechanism that ensures the stability of rural population and preservation of Russian villages as a historical type of settlement.

The author understands the concept of «cultural and educational cluster» as an innovative mechanism for integrating the personnel, information, material and other resources of various institutions that interact to form a sense of belonging among children living in rural areas. The main idea of the cluster comes from the understanding of rural life as eco-harmonious, containing the creative potential of the future of the nation.

The paper analyzes the 5-year practice of introducing a cultural and educational cluster in the Tattinsky ulus (administrative district) of the Republic of Sakha (Yakutia). It identifies the principles, conditions and directions for creating a cultural and educational cluster in rural areas. Also, it describes pedagogical design projects to strengthen a sense of belonging of rural residents.

Keywords: cluster, education and upbringing, co-creation of childhood, rural area, cultural and educational cluster, territorial belonging, Republic of Sakha (Yakutia).

Актуальность исследуемой проблемы. Педагогический аспект кластерного подхода в формировании образовательной среды в сельской местности и управлении ею остается слабо изученным как в научном, так и в практическом аспекте. Целями статьи являются выявление принципов, условий и направлений создания культурно-образовательного кластера в сельской местности, описание педагогических проектов по укреплению территориальной принадлежности сельских жителей.

Материал и методика исследований. Проведен анализ проектной деятельности по научному обоснованию и внедрению культурно-образовательного кластера в Таттин-ском улусе Республики Саха (Якутия). Использован метод проектирования, сопровождающийся методами самоанализа, наблюдения, социологического изучения общественного мнения.

Результаты исследований и их обсуждение. Период новой системы воспитания и образования в России можно разбить на 2 этапа:

1) когда субъекты Российской Федерации взяли на себя разработку региональной образовательной политики (1991-2012): Республика Саха (Якутия) разработала и приняла к исполнению Концепцию обновления и развития своей национальной школы [3];

2) когда выстроилась федеральная образовательная политика благодаря принятию Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЭ [1], [10], создавшему единое образовательное пространство.

На первом этапе образование и воспитание подрастающего поколения Якутии строилось на этнокультурных ценностях народов республики вопреки охватившей почти все российское общество вахканалии западных культов потребительства, развлечения и прагматичности. Второй этап был нацелен на унификацию российской системы образования посредством введения ФГОС, коммерциализации образования как вида услуг, ограничения национально-регионального компонента в образовательно-воспитательном процессе.

Современная российская система образования не учитывает усиливающуюся социальную дифференциацию населения по стратам - богатый & бедный, сельский & городской, русский как представитель большинства & представитель языкового или этнического меньшинства и т. д. Преобладание сельских школ - это особенность российского пространства, не легитимизированный в образовательной политике. Большинство сельских школ расположены в депрессивных регионах и обречены на самоликвидацию при существующей правовой реальности, обеспеченности по подушевому финансированию. Следовательно, необходимо изыскать пути опережающего развития сельских школ и сельской молодежи, прежде всего в депрессивных регионах.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012) одним из полномочий государственной власти ее субъектов устанавливается «разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации» (ст. 8, п. 1) [10], (см. также [2]). В ст. 20 этого же закона определяется, что «экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» в целях обеспечения модернизации и развития системы образования предусматривает разработку и реализацию инновационных проектов и программ. Тем самым правовое регулирование процесса модернизации образования и воспитания подрастающего поколения россиян допускает сохранение и укрепление неизменных духовных, эт-

нокультурных ценностей многонационального народа в современном политико-правовом едином образовательном и культурном пространстве России.

Одним из по литико-правовых оснований для поиска инновационных моделей сельского образования стал Указ Президента «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», изданный 29 мая 2017 г. в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, с учетом результатов, достигнутых в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. На его основе разрабатываются стратегии развития и поддержки детства на ближайшие 10 лет. Следовательно, необходимо определить новые возможности взаимодействия социальных институтов в интересах детства и разработать инновационные модели, способствующие сотворчеству будущего детей в конкретном местожительстве.

Объявленное Десятилетие детства побуждает нас серьезно задуматься над возможностями использования кластерного подхода в разработке инновационных моделей сотворчества детства. Это жизненный цикл одного школьного поколения: первоклассники 2018 г. выпустятся сформированными в соответствии с определяемыми приоритетами Десятилетия детства.

На наш взгляд, приоритеты должны исходить из точек пересечения локальных, региональных, российских, мировых моделей развития пространств и возможностей человеческого потенциала этнических, республиканских (национальных) и региональных сообществ. Приоритеты направлены на активизацию потенциальных субъектов педагогического процесса посредством кластерного подхода.

В настоящее время локальные сообщества отстранены от образовательного процесса, следовательно, они не могут влиять на будущее своих детей и их закрепление в месте их рождения и проживания. Молодое поколение сельчан не подготовлено к проживанию в своей исконной историко-культурной местности. Они отчуждены от нее в процессе образования и воспитания, не формирующей чувство территориальной и культурной принадлежности. Понятие «территориальная принадлежность» обозначает самые разнообразные индивидуальные или коллективные чувства, эмоции и настроения в отношении территорий, их образов и границ, а также способы их выражения [6, с. 33].

В настоящее время сложилась такая ситуация: чем лучше учит сельская школа, тем быстрее село безвозвратно теряет молодое поколение. В итоге происходит обезлюдива-ние сельской местности. Следовательно, следует осознать сельскую школу как механизм сохранения российских сел в качестве исторически сложившегося типа расселения. Для этого прежде всего следует сформировать отношение к детям на селе как к общей заботе всех сельских социальных институтов, производственных организаций, общественных и гражданских объединений. Только тогда наметившийся крен функции образовательной деятельности как предоставления образовательных услуг выправится как процесс сотворчества образовательного блага объединенными силами участников культурно-образовательного кластера.

Под культурно-образовательным кластером мы понимаем инновационный механизм интеграции кадровых, информационных, материальных и других ресурсов различных институтов воспитания, социализации и культурного развития, производственных и общественных организаций, вступающих во взаимодействие в целях воспитания территориальной и культурной принадлежности детей, проживающих в конкретной местности. Смысл создания подобного кластера состоит в преодолении ведомственных границ, объединении их ресурсов вокруг единой цели воспитания, что позволяет компенсировать недостатки одного ресурсами других, распространить достижения и компетенции отдельного участника на сферу деятельности всего кластера [2], [9], [11], [12]. В результате кооперации возникает новое качество отношений и эффективности образовательной деятель-

ности. Таким образом, целью создания культурно-образовательного кластера является организация благоприятной для ребенка территориальной художественно-эстетической и воспитательно-образовательной этнокультурной среды детства.

Культурно-образовательный кластер выполняет интеграционную (соединяющую возможности, потенциал и ресурсы объединенных организаций) и инновационную функции, реализуя новые идеи для воспитания успешной личности, сохраняющей свою национальную культуру, нацеленной на служение обществу и открытой миру.

Институты, составляющие кластер на основе взаимодополнения, образуют горизонтальные взаимосвязи для реализации различных долгосрочных комплексных программ, обеспечивают доступность дополнительного образования и ранней профессиональной ориентации, дают возможность для участия в этом процессе организациям и предприятиям как потенциальным работодателям, родительскому и территориальному сообществам.

Культурно-образовательный кластер представляет собой гибкую и мобильную структуру (точку роста), в основе которой лежит рыночной механизм взаимодействия участников образовательного процесса в целях обмена информацией; эффективного использования внутренних и внешних ресурсов; привлечения творческих, интеллектуальных, материальных и финансовых инвестиций в образовательную систему.

Включение организаций в образовательный кластер строится на основе территориальной близости, взаимовыгодного сотрудничества и совместного использования имеющейся базы и ресурсов. Такой подход обеспечивает индивидуализированное психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка.

Основными принципами деятельности кластера являются:

1) сохранение и укрепление духовных, этнокультурных ценностей локального сообщества;

2) формирование единых управленческих подходов к созданию и развитию креативной образовательной и воспитательной среды;

3) объединение образовательных и воспитательных запросов, потребностей, интеллектуального, духовного потенциала и ресурсов региональных, этнокультурных сообществ, работодателей, бизнеса, науки и государства;

4) открытость деятельности, межведомственного взаимодействия;

5) целесообразность, практичность и перспективность интеграции;

6) межведомственный принцип управления.

Решение о создании культурно-образовательного кластера принимается советом депутатов сельского муниципального образования совместно с администрацией поселения, родительским сообществом и общественными организациями.

К условиям создания кластера относятся:

1) территориальная близость, то есть все участники образовательного кластера должны находиться в пространственной близости;

2) равноправное социальное партнерство, выражающееся в добровольных договорных отношениях участников кластера;

3) создание единого сетевого информационного пространства общения, распространения знаний, новых технологий, инновационной продукции, результатов деятельности, обеспечивающее сетевое кластерное взаимодействие.

Для разработки механизмов формирования системы дополнительного образования детей, направленной на воспитание личности, укорененной в исконных культурах, нацеленной на служение обществу и открытой миру, на базе Таттинского центра развития творчества детей и юношества в Таттинском улусе Республики Саха (Якутия) создана опорная площадка Педагогического института Северо-Восточного федерального универ-

ситета имени М. К. Аммосова (СВФУ). В соответствии с Соглашением № 66-10/14 от 27.10.2014 о сотрудничестве СВФУ с данным центром учебно-научная лаборатория этнокультурного образования Педагогического института провела 1-2 декабря 2014 г. выездной семинар в с. Ытык-Кюель. В нем приняли участие педагоги системы общего и дополнительного образования, представители сферы культуры, музеев и родительской общественности. Слушатели обсудили проблемы совершенствования дополнительного образования посредством технологий «Сатабыл» (канд. пед. наук П. П. Кондратьева) и «Куолаан иитии» (канд. пед. наук Л. С. Ядрихинской), педагогики олонхо (канд. пед. наук Е. П. Чехордуна), музейной педагогики (д-ра соц. наук У. А. Винокуровой), этнической музыки (А. К. Калининского), музейной педагогики (М. С. Винокуровой). Результатом научного педагогического семинара стало решение общественности Таттинского улуса создать этнокультурно-образовательный кластер, объединяющий ресурсы администрации улуса, педагогического, родительского сообществ и бизнес-структур в целях воспитания подрастающего поколения жителей Таттинского улуса.

Распоряжением Главы Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) М. М. Сорова в начале 2015 г. был создан культурно-образовательный кластер «Таатта иитэр-уерэтэр эйгэтэ», основной целью которого провозглашена поддержка развития системы дополнительного образования детей на базе Дома детского творчества. Исходя из особенностей социально-педагогической среды улуса, существовавший тогда Центр творчества детей и юношества изменил свою концепцию и был переименован в Дом детского творчества «Сатабыл» (Знания. Умения. Навыки).

Были определены кадровые, информационные, материально-технические ресурсы для обеспечения деятельности культурно-образовательного кластера. Кадровые ресурсы были организованы под руководством заместителя главы улуса по социальной политике, в структуру кластера вошли уполномоченный орган управления образованием в улусе, образовательные учреждения всех видов, учреждения социокультурной сферы, работодатели, бизнес-структуры, научные организации, этнокультурная лаборатория Педагогического института, общественные организации взрослых и детей. Деятельность кластера включена в общую информационную среду улуса, Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) [5], [7].

Была создана сетевая структура участников образовательного кластера, сплоченных вокруг его ядра инновационной деятельности. Материально-технической базой для реализации конкретного проекта стали ресурсы всех партнеров кластера, что снизило затраты на аренду помещений, оборудования, транспорта и т. д. В каждом проекте создается соотстветствующее кластерное взаимодействие; организация, предоставляющая основной управленческий ресурс, становится ядром кластера и устанавливает систему взаимоотношений между его элементами по реализации проекта.

Рассмотрим этапы создания и реализации кластера.

/ этап (концептуальный). Основными задачами этапа являются формирование муниципального заказа на создание кластера, его координационного совета, объединяющего образовательные организации, учреждения культуры и науки, спорта, здравоохранения, бизнеса, общественные объединения, заинтересованные в достижении целей и задач кластера. Предпринимается научное многоуровневое обсуждение проекта концепции кластера, выявление проблемных зон социально-педагогической среды, перспектив его развития в условиях региональной и муниципальной реалий, определение маршрутов взаимодействий.

II этап (проектный). Его главная задача - разработка и запуск образовательных проектов, направленных на достижение целей и задач кластера, подписание договоров с социальными партнерами.

Основными формами реализации инновационных проектов на втором этапе становятся муниципальные, межулусные, региональные экспериментальные площадки и мероприятия, а также сеть проблемных лабораторий, стажировочных площадок и мастерских по актуальным направлениям кластера, работающих на основе проектной деятельности.

Шэтап (сетевой интеграции). Важнейшей задачей этого этапа реализации целей и задач культурно-образовательного кластера должен стать переход к качественно новой социальной инфраструктуре, соответствующей модернизации социальной, образовательной и культурной политики по воспитанию современной личности.

Структура модели Таттинского культурно-образовательного кластера состоит из 3 плоскостей [1]:

1) организационно-территориальная структура (кластерная плоскость) - различные среды, их объединения;

2) ресурсная структура - это кластерная вертикаль: объединение ресурсов (кадровых, финансовых, материальных, информационных, образовательных и т. д.);

3) функциональная структура - пересечение кластерной плоскости и кластерной вертикали: функция - инновационное решение задачи. Она состоит из четырех сред:

1) социальной - представители власти, общественные и политические организации, социальные учреждения: Администрация МР «Таттинский улус», МКУ «УУО», Администрация МО «Таттинский наслег», МО «Жохсогонский наслег», семейные музеи Торгов-киных и А. Канаевой, общественная организация «Айылгаана», Общественная организация регионального отделения «Матери России» Таттинского улуса, улусная инспекция Охраны природы, отдел Военного комиссариата по Чурапчинскому и Таттинскому улусам, РЭС, ГАУ РС(Я) Якутлесресурс, Отделение МВД России по Таттинскому району, отдел молодежи и семейной политике МР «Таттинский улус», ОГПС РС(Я) по МР «Таттинский улус», Таттинский филиал лесничества, ГИБДД отделения МВД России по Таттинскому району; население улуса, домохозяйства, семьи;

2) научно-образовательной: Лаборатория этнокультурного образования Педагогического института СВФУ, кафедра социологии и управления персоналом Финансово-экономического института СВФУ, кафедра организации работы с молодежью Чурапчин-ского государственного института физической культуры и спорта;

3) экономической - система экономических хозяйствующих субъектов (производственные предприятия, предприятия торговли, сферы услуг: ИП Т. И. Ноенохова, ИП Е. Я. Лысканова, магазин «Олимп» ИП А. Ф. Устинова, магазин «Маарыкчаан» ИП Е. Д. Ефремовой, ИП А. Д. Гуляева, ТД «Алдаана» У. Г. Тарабукина, ПО «Прогресс» Н. Н. Васильева, ИП 3. Н. Николаева, магазин «Уйгу» ИП В. М. Никифорова, магазин «Чолбон» ИП Д. В. Дуюкова, магазин «Лидер» А. И. Постникова, ИП Г. М. Гоголева, магазин «Твой дом» ИП А. X. Семенова, ИП И. В. Гоголева, ИП У. Н. Ефимова, Ветуправ-ление, ПО «Прогресс»;

4) социокультурной (организации культуры, спорта, здравоохранения, дополнительного образования) - Литературно-художественный музей «Татта», музей Государственности с. Черкех, Таттинское управление культуры и духовности, ДЮСШ, Таттинский ЦРБ, КДЦ «Сарыал».

В зависимости от поставленных задач количество кластерных плоскостей и сочетание элементов в них могут быть различны.

Образовательные программы кластера разработаны на основе инициатив креативных педагогов и мастеров, проживающих в различных поселениях, работающих в разных учреждениях и развивающих этнокультурные компетенции детей и молодежи [4], [8]. Главная идея кластера исходит из понимания сельской жизни как экогармоничной, содержащей творческий потенциал будущего нации [1], [3]. Общий проект кластера назван «Путь Победы» и утверждает 3 главных ценности для человека: семью, любовь к родине, труд.

Первый проект, направленный на укрепление семейных ценностей, носит название «Ыал ытык мала» (Семейные реликвии). Он создает единое воспитательное пространство «семья - образовательное учреждение - социум - ойкумена», вовлекая детей и родителей в проектную социально значимую деятельность с использованием семейных реликвий.

Проект реализуется в виде общественной демонстрации, выставки семейных реликвий с рассказом о них детьми и старшими членами семьи. Видео, рисунки и другие работы ребят, выполненные совместно со старшими членами семьи, публикуются в СМИ, оформляются в виде буклетов, школьных сочинений, музейных экспонатов. Проект получил широкую поддержку общественности в улусе и за его пределами. Семейная реликвия оказалась тем золотым звеном, на который нанизан семейный код любви в семье: раскрывает историю семейных ценностей, вклад семьи в общее дело, сохраняет живую память об умерших и их заветы молодым, демонстрирует творческие способности членов семьи, побуждая профессиональное самоопределение детей, укрепляет чувство семейственности разросшихся и разъехавшихся поколений семей.

Семейная реликвия способствует укреплению воспитательного потенциала родителей, взаимопониманию детей и старших членов семьи, повышению интереса к родословным, созданию памятных вещей для будущих поколений, воспитанию чувства принадлежности к односельчанам.

Второй проект, «Любовь к родине», воспитывает чувство причастности к местам проживания предков. В наше время села, в которых родились и выросли солдаты Великой Отечественной войны, ветераны тыла и жертвы репрессий, заброшены, начинают исчезать, а вместе с ними забываются и истории их жителей. Участники кластера решили помочь сохранению истории исчезающего села Даккы путем создания интерактивной карты, которая хранила бы исторические данные, и открыть там летний оздоровительно-трудовой лагерь семейно-детского отдыха. Одним из жителей села был Д. А. Петров, единственный из якутов кавалер трех орденов «Славы». С помощью его односельчан в 2015-2016 гг. выполнена электронная карта села, воспроизведен его визуальный облик, выявлены потомки семей, живших до войны на центральной усадьбе колхоза, совершена экскурсия с ними на место бывшего села, разработан план по его восстановлению в виде круглогодично действующего лагеря труда и отдыха для детей и семей, преимущественно потомков жителей исчезнувшего села.

По третьему проекту («Труд как утверждение и выражение жизни») проводится улусный чемпионат «1ишог8кШз - 0§о сатабыла» по 9-16 направлениям. Его цель - развитие этнокультурной трудовой компетенции детей, а особенность его состоит в парности участников: в зависимости от видов конкурса пары состоят из ребенка и родителя (мать/отец), сестер и братьев, ребенка и дедушки/бабушки, наставника и ребенка. В отличие от классического .ГишогЗкШз, в него были включены традиционные трудовые умения (изготовление орудий лова, приготовление пищи на костре, дэйбиир (комаромахалки), создание якутских орнаментов и др.). Конкурс пробуждает семейную память, способствует укреплению семейных трудовых ценностей, профессиональной ориентации детей, сплочению локальных сообществ. Он настолько понравился родителям и участникам кластера, что подобные мероприятия были проведены на поселенческих уровнях и был организован республиканский конкурс в рамках Республиканской сельской педагогической ярмарки в Таттинском улусе в 2016 и 2019 гг. В 2018 г. на III Региональном чемпионате 1ишог8кШз таттинская команда показала отличные результаты: она приняла участие в 18 из 22 предложенных видов и заняла 14 призовых мест.

Введение новых проектов вызвал синергетический эффект не только внутри Тат-тинского улуса, но и за его пределами. Практику введения кластерного подхода у них пе-

реняли Чурапчинский, Верхоянский, Нюрбинский, Оймяконский улусы, на базе Таттин-ского культурно-образовательного кластера проведен ряд республиканских мероприятий. Социологический опрос, проведенный в 2016 г., выявил высокую степень поддержки общественностью кластерного подхода [4].

Резюме. Проведенное теоретическое обоснование, разработанная на его основе модель культурно-образовательного кластера в сельской местности показали эффективность его реализации. Определены 6 основных принципов организации кластера, условия для его эффективной деятельности.

Культурно-образовательный кластер Таттинского улуса Республики Саха (Якутия) успешно реализует, начиная с 2015 г., проект «Путь Победы». Его опыт оценен педагогической и родительской общественностью как лучшая практика, и он распространяется по всей республике.

Реализованные проекты кластера - «Семейная реликвия», «Любовь е родине», «Труд как утверждение и выражение жизни» - активизировали историческую память о семейных ценностях, об исторической родине, повысили престиж человека труда, открыли ценность наследственной профессиональной одаренности, понимание труда как проявление и выражение жизни. Образовательные организации стали открытой педагогической площадкой для всего социума, утверждая, что дети - наша общая забота.

ЛИТЕРАТУРА

Х.Винокурова У. А., Портнягина А. В. Направления деятельности Таттинского культурно-образовательного кластера в сфере дополнительного образования детей // Дополнительное образование Якутии. - 2016. - № 2. - С. 59-65.

2. Грудцына Л. Ю. Вопросы формирования кластерной системы в Российской Федерации // Международный научно-практический журнал «Правозащитник». - 2013. - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://pravozashitnik.net.

3. Жирков Е. П. Как возродить национальную школу: идеи и новые подходы. Концепция; шаги Республики Саха (Якутия): программа действий. Пути и механизмы реализации. - М.: Просвещение, 1992. - 238 с.

4. Луковцева М. Н. Культурно-образовательный кластер этнопедагогики «Таатта» // Педагогика любви : материалы межрегиональной научно-практической конференции «X Волковские этнопедагогические чтения». - Горно-Алтайск, 2016. - С. 154-157.

5. Отношение родителей к дополнительному образованию детей: результаты социологического исследования / под ред. У. А. Винокуровой, Г. Г. Алексеевой, Ю. И. Жегусова, А. Е. Местникова. - Чурапча : ЧГИФКиС, 2016. - 50 с.

6. Под небом Южной Азии. Территория и принадлежность: геополитическое конструирование и субъектность воспитания обитаемых пространств / отв. ред. А. В. Бочковская. - М. : Наука ; Вост. лит-ра, 2016.-799 с.

7. Портнягина А. В., Сартаева Е. И. Развитие этнокультурной компетенции детей посредством взаимодействия кластерной системы «родитель - дети - социум» // Аргуновские чтения - 2016 : материалы Международной научно-практической конференции. - Якутск, 2016. - С. 165-171.

8. Сивцева И. А. Синергетический подход в организации культурно-образовательного кластера «Таатта» // Педагогика любви : материалы межрегиональной научно-практической конференции «X Волковские этнопедагогические чтения». - Горно-Алтайск, 2016. - С. 157-159.

9. Соколова Е. И. Термин «образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики // Непрерывное образование. XXI век. - 2014. - Вып. № 2(6) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://cyberleninka.rU/article/n/termin-obrazovatelnyy-klaster-v-ponyatiynom-pole-sovremennoy-pedag

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_rAW_140174/.

11. Шилин К. И. Живая педагогика как система совершенствования человека-творца: эко-нормативный прогноз // Энциклопедия Живого знания. Т. 28. - М. : ЛитагентРидеро, 2017. - С. 236.

12. Щепакин К. М. Формирование образовательных кластеров региона // Известия Тульского государственного университета. Серия: Экономические науки. -2013. -Вып. 3,ч. 1. -С. 208-218.

Статья поступила в редакцию 17.05.2019

REFERENCES

1. Vinokurova U. A., Portnyagina A. V. Napravleniya deyatel'nosti Tattinskogo kurturno-obrazovatel'nogo klastera v sfere dopolnitel'nogo obrazovaniya detej // Dopolnitel'noe obrazovanie Yakutii. - 2016. - № 2. - C. 59-65.

2. Grudcyna L. Yu. Voprosy formirovaniya klasternoj sistemy v Rossijskoj Federacii // Mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskij zhurnal «Pravozashchitnik». - 2013. - № 2 [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://pravozashitnik.net.

3. Zhirkov E. P. Как vozrodit' nacional'nuyu shkolu: idei i novye podhody. Koncepciya; shagi Respubliki Saha (Yakutiya): programma dejstvij. Puti i mekhanizmy realizacii. -M. : Prosveshchenie, 1992. -238 s.

4. Lukovceva M. N. Kul'turno-obrazovatel'nyj klaster etnopedagogiki «Taatta» // Pedagogika lyubvi : materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii «X Volkovskie etnopedagogicheskie chteniya». -Gorno-Altajsk, 2016. - S. 154-157.

5. Otnoshenie roditelej к dopolnitel'nomu obrazovaniyu detej: rezul'taty sociologicheskogo issledovaniya / pod red. U. A. Vinokurovoj, G. G. Alekseevoj, Yu. I. Zhegusova, A. E. Mestnikova. - Churapcha : ChGIFKiS, 2016.-50 s.

6. Pod nebom Yuzhnoj Azii. Territoriya i prinadlezhnost': geopoliticheskoe konstruirovanie i sub'ektnost' vospitaniya obitaemyh prostranstv / otv. red. A. V. Bochkovskaya. - M. : Nauka ; Vost. lit-ra, 2016. - 799 c.

7. Portnyagina A. V., Sartaeva E. I. Razvitie etnokul'turnoj kompetencii detej posredstvom vzaimodejstviya klasternoj sistemy «roditel' - deti - socium» // Argunovskie chteniya - 2016 : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Yakutsk, 2016. - S. 165-171.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Sivceva I. A. Sinergeticheskij podhod v organizacii kurturno-obrazovatel'nogo klastera «Taatta» // Pedagogika lyubvi : materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii «X Volkovskie etnopedagogicheskie chteniya». - Gorno-Altajsk, 2016. - S. 157-159.

9. Sokolova E. I. Termin «obrazovatel'nyj klaster» v ponyatijnom pole sovremennoj pedagogiki // Nepreryvnoe obrazovanie. XXI vek. - 2014. - Vyp. № 2(6) [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : https://cyberleninka.ni/article/n/tenmn-obrazovatelnyy-klaster-v-ponyatiynom-pole-sovremennoy-pedagogiki.

10. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ [Elektronnyj resurs], -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

11. Shilin К. I. Zhivaya pedagogika как sistema sovershenstvovaniya cheloveka-tvorca: ekonormativnyj prognoz // Enciklopediya Zhivogo znaniya. T. 28. - M. : LitagentRidero, 2017. - S. 236.

12. Shchepakin К. M. Formirovanie obrazovatel'nyh klasterov regiona // Izvestiya Tul'skogo gosudar-stvennogo universiteta. Seriya: Ekonomicheskie nauki. - 2013. - Vyp. 3, ch. 1. - S. 208-218.

The article was contributed on May 17, 2019 Сведения об авторе

Винокурова Ульяна Алексеевна - доктор социологических наук, кандидат психологических наук, доцент, руководитель научно-исследовательского центра циркумполярной цивилизации Арктического государственного института культуры и искусств, профессор кафедры социологии и управления персоналом Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия; e-mail: [email protected]

Author information

Vinokurova, Ulyana Alekseevna - Doctor of Sociology, Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of the Research Center of Circumpolar Civilization, Arctic State Institute of Culture and Arts, Professor of the Department of Sociology and Personnel Management, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.