Научная статья на тему 'Базовые основы идеологии воспитания и обучения на примере республики саха (Якутия)'

Базовые основы идеологии воспитания и обучения на примере республики саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ИДЕОЛОГИЯ / РЕГИОНАЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ноговицын В.П.

Современные тренды воспитания и обучения школьников требуют конкурентоспособность, универсальность знаний, реализацию личностного потенциала человека, к чему препятствуют здоровье, поведение и качество образования в образовательных организациях Якутии. Эти проблемы можно решить формированием новой идеологии, соразмеряющих региональные, национальные и этнокультурные особенности, что интенсивно изучается учеными Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовые основы идеологии воспитания и обучения на примере республики саха (Якутия)»

Базовые основы идеологии воспитания и обучения на примере Республики Саха (Якутия)

Ноговицын Виктор Петрович

кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией экологии и устойчивости экосистем Севера Института естественных наук Северо-восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, nvp11_52@mail.ru

Современные тренды воспитания и обучения школьников требуют конкурентоспособность, универсальность знаний, реализацию личностного потенциала человека, к чему препятствуют здоровье, поведение и качество образования в образовательных организациях Якутии. Эти проблемы можно решить формированием новой идеологии, соразмеряющих региональные, национальные и этнокультурные особенности, что интенсивно изучается учеными Республики Саха (Якутия). Ключевые слова: качество образования, здоровье, преступность, идеология, региональность, национальность, этнопеда-гогика, научные исследования.

о

Е

СП

0

(Ч «9

01 г

Цель исследования: Поиск причин отставания школьного образования в вопросах воспитания и обучения школьников от других регионов и стран.

Методы/Статистический анализ: Для решения поставленной цели использованы следующие методы: анализ и синтез, прогнозирование, систематизация фактического материала, мониторинг подростковой преступности, обобщение итогов работы ученых, изучавших триединство воспитания и обучения (региональность, этнические особенности, индивидуализация в педагогике), в результате которых определены девять основ формирования новой идеологии образовательных организаций. Применены квалитативный и квантитативный методы исследования. В статье внимание сфокусировано на отсутствие идеологии воспитания и обучения. Использованы данные мониторинговых исследований, проведенных авторами в разные годы в Республике Саха (Якутия).

Полученные данные: Отсутствие идеологии образования препятствует улучшению воспитания, обучения в образовательных организациях республики, что отражается на негативные явления в обществе и отставанию качества образования, снижению рейтинга высшего образования. Исследования в области тысячелетних традиций народа, формировавшие мировоззрение народа может способствовать формированию идеологии в образовательных организациях, чем интенсивно занимаются ученые-педагоги Республики Саха (Якутия).

Введение. Становление новой системы образования в России началось с присоединения системы образования страны к Болонскому соглашению в сентябре 2003 года. С этого года начинается модернизация системы образования в стране, стремящаяся привести её к международному стандарту. Наиболее существенные шаги в этом плане сделаны в 2011-2013 гг. С 2011 года в школах начинают внедрять федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Принят комплекс мер по модернизации школьного образования: ликвидация очереди в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) детей 3-7 лет, независимая система оценки качества образования, обновление инфраструктуры школ, повышение квалификации учителей, пересмотр заработной платы в системе образования, введение дистанционного обучения, принятие Федерального Закона №273 «Об образовании в РФ», «Нацио-

нальная стратегия действий в интересах детей». По мнению специалистов инновационного центра «Сколково» все эти преобразования направлены на современные тренды воспитания и обучения школьников и молодежи страны, так как идет быстрая смена общественных формаций, повышение конкуренции, появление массы новых профессий, требующих универсальности личностного потенциала человека. В наше время за очень короткий срок прошли такие поколения молодежи, как поколение X, которая знает видеомагнитофон, компьютер, поколение Y, умеющее работать в интернете, пользующееся e-mail, мобильным телефоном, Google, IPone. Поколение Z, овладевшее Facebook, Twitter, Tinder, Foussguare, Google, Class. Теперь же наше поколение готовит Поколение Альфа - талантливых и самостоятельных детей. Такое бурное развитие диктует обществу, государству формировать идентичность, которая может быть достигнута за пределами системы образования, неформальным воспитанием и обучением. Такие качества личности, как ответственность, пробуждающаяся нравственность (совесть), компетентность и способности к творчеству становятся востребованными современным обществом. Современное общество требует технологические инновации, основанные на: адаптацию, что подразумевает подведение образования под темп и способность учащегося; подготовку детей с малых лет к жизни, что резко повысит роль семейного воспитания; бум образовательных стартов - долгосрочной, целенаправленной и комплексной помощи в подготовке растущих к различным влияниям жизни. При этом необходимо будет учитывать совместную деятельность и сотрудничество всех участников образовательных отношений, региональные, национальные и этнокультурные особенности, обеспечивать индивидуализированное и персонализированное образование. Педагогам предстоит добиться триединства содержания фундаментального ядра общего образования, разработать концепцию духовно-нравственного воспитания и развития личностного потенциала, разработать систему формирования и развития универсальных способностей и возможностей школьников. Все эти подходы, при их решении сетевыми технологиями, должны привести нас к си-нергетическому эффекту [1].

Результат и обсуждение. Одним из главных непосредственных показателей качества учебы в школах республики является уровень подготовленности абитуриентов к учебе, поступающих в Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, как головного университета в Северо-восточном регионе страны. По результатам тестирований первокурсников обнаружены значительные пробелы в знаниях на уровне среднего общего образования. Показатели успеваемости студентов первого курса, принявших участие в диагностическом тестировании без деления на категории, дают не удовлетворительные результаты. Естественно, многие лучшие выпускники школ Якутии поступают в центральные ВУЗы страны,

поэтому полученные результаты тестирования могут быть чуть снижены по сравнению с общим реальным показателем выпускников республики. Шестилетние мониторинговые исследования показали, что с 2011 по 2017 гг. существенного улучшения показателей диагностического тестирования у первокурсников не наблюдается. В 2011 -2012 учебном году на «отлично» сдали тест 4,35% студентов, на «хорошо» - 4,35, на «удовлетворительно» - 65,22, на «плохо» - 26,09%. В 2016-2017 г. учебном году эти показатели в оценке «удовлетворительно» (63%) и «плохо» (23%) почти не изменились. Руководству университета пришлось просить кафедры и факультеты Институтов работать дополнительно. В отчёте за подписью проректора поручено: принять необходимые управленческие решения для повышения качества подготовки студентов первого курса, организовать дополнительные образовательные курсы по дисциплинам уровня среднего общего образования для студентов первого курса со слабой школьной подготовкой, провести корректирующие мероприятия для студентов, получивших низкие результаты на диагностическом тестировании. Поручения имеют и такие пункты: организовать разъяснительную, воспитательную работу по формированию правильной мотивации, понимания студентами необходимости прохождения обучения на дополнительных семинарах, в том числе проводимых ФДОП, при условии внедрения дистанционных выравнивающих курсов в СЭДО (п.2.2) обязать студентов, отстающих по школьным предметам на прохождение выравнивающих дистанционных курсов в СЭДО Моо^е (бесплатных) и контролировать посещаемость. Это положение требует дополнительных исследований по выявлению качества школьного образования в малокомплектных школах, доля которых составляет 71%. Правительство республики приняло решение оптимизировать малокомплектные школы в районах, которое было отменено по требованию общественных организаций республики. Глава Республики Саха (Якутия) А.С. Николаев, разъясняя реализацию 202 постановления правительства РС(Я), которое затронет многих, работающих в сфере образования, культуры и здравоохранения подчеркнул «Мы провели анализ и видим, что во многих малокомплектных школах качество образования низкое ...» [2]. Из этих неопровержимых данных можно заключить, что рейтинг школьного образования в Республике Саха (Якутия) не отвечает современным требованиям образованности.

Эти же показатели школьного образования не дают возможность повысить рейтинг ВУЗа. В рейтинге всех ВУЗов страны на тот же 2018 год СВФУ с 16536 студентами, 112 направлениями специальностей и с 4719 очками занимает 84 место из 2311 вузов. Основными критериями при составлении рейтинга стали: качество обучения, научная деятельность, международные связи, востребованность работодателями студентов вузов [3]. В связи с утерей востребованности многих профессий, унаследованные от прошлого, уже не соот-

о о ш и m 5 m

О m э m й А

X £ m

О

х О m

О DI и А ы о ш А X X m

о

Е

СП

о

01 г

ветствуют реальному спросу на рынке труда. Это обстоятельство создаст ещё более серьезные проблемы для образовательных организаций северо-восточных регионах страны.

Вопросы воспитания в Советское время в связи с притеснением народных традиций семьи потеряли главную основу - влияние традиций на целое поколение людей, их переход из поколения в поколения. Замена этих традиций моральным кодексом строителя коммунизма имел свои позитивные результаты своей толерантностью, идентичностью в нравственном воспитании подрастающего поколения. Но, в связи с перестройкой государственного строя в образовательных организациях, начиная с 90-х годов прошлого столетия, утеряны основы идеологии нравственного воспитания, поэтому в стране долгое время не ставился вопрос воспитания на повестку дня. В связи с приходом к управлению образованием страны человека, изучавшего вопросы влияния религии в жизнь общества, появилась инициатива связывать школьное образование с мировыми религиями. По данным опроса государственных органов власти республики за период от 1991-2006 гг. отмечается ряд настораживающих негативных тенденций, среди которых - использование разнообразных форм работы миссионеров, знакомых с методикой психологического воздействия на слушателей, привлечение молодежи к религиозной деятельности, приобретение миссионерами недвижимости через подставных лиц в селах и районах. Неопределённость подрастающего поколения россиян к религиозной принадлежности могут иметь нравственные блуждания понятий, ценностей жизни, проявляемые конфликтами между различными конфессиями, религиозными объединениями, группами и т.д. По данным исследований 41,9% православных саха соблюдают якутские традиционные обычаи и обряды. Тогда как среди предпочитающих шаманизм и учение Айыы, доля соблюдающих православные обычаи составила всего лишь 6,3%. В общей сложности 72,8% респондентов якутской национальности независимо от вероисповедания, уровня религиозности соблюдают якутские обычаи и обряды. Среди русской молодежи православных обычаев придерживаются 76,3% [4], но неопределенное количество молодежи русской национальности придерживаются религиозных воззрений различных международных групп.

Развитие религии народов России гарантирует пункт 8 статьи 11 Федерального закона № 125-ФЗ от 26.09.1997 г. В 2012 г. вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации №84-р от 28 января «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». В связи с этим во всех общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) с 1 сентября 2012 года введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» ФЗ-273 об-

разовательная организация самостоятельно определяет основную образовательную программу, в том числе учебный план с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 с изменениями в редакции приказов от 26 ноября 2010г. №1241, от 22 сентября 2011г. №2357,18 декабря 2012 года №1060. Но, как было сказано выше, в многонациональной России традиционные религиозные объединения не могут охватить все народы, которые по той или иной причине не могут воспринимать эти религии.

Необходимость присутствия идеологии в образовании, следовательно, и в обществе высказывают многоопытные педагоги [5], отражение которой видно в тенденции роста негативных проявлений в обществе. С начала 90-х гг. в Республике Саха (Якутия) показатели преступности с каждым годом увеличивались до 1995 г., затем до 1997 г. несколько снижались, а с 1998 г. снова наблюдается неуклонный рост преступности в республике в целом и молодежной преступности, в частности. На конец 2001 г. впервые количество преступлений, совершенных молодыми жителями республики от 14 до 30 лет составило 65,4 % от общего числа осужденных. Наиболее распространенными видами преступления стали кража, грабеж, хулиганство и разбой (в 2000 г. - 848, 124, 135, 45, в 2001 г. - 757, 124, 169, 66 соответственно), т.е. в основном преобладают преступления, имеющие явную экономическую подоплеку [6]. Показатели подростковой преступности то снижаются, то повышаются. За 2016 г. «по итогам анкетного опроса 59,8% подростков, совершивших преступления, относятся к возрастной группе 16-17 лет, 40,2% -от 14 до 15 лет. Как показало социологическое исследование 76,7% несовершеннолетних, совершивших преступления, являются учащимися школ. Этот факт показывает низкий уровень функции воспитания учащихся в образовательных учреждениях» [7].

Снижение уровня жизни населения, безработица, отсутствие социальной справедливости, расслоение общества на богатых и бедных и потеря надежды на улучшение условий коррелирует со здоровьем детей. Результаты Всероссийской диспансеризации детей 2002 года подтвердили тенденцию снижения доли здоровых детей за последние 10 лет (с 45,5% до 33,89%), с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. При этом состояние здоровья детей, проживающих в сельской местности, хуже, чем детей-горожан. Так, здоровые дети, проживающие в городе, составляют 36,9%, тогда как в сельской местности - 29,02% [8]. На северо-восточных территориях страны эти показатели намного хуже, которые раскрыл Первый президент республики на собрании учителей: «Диспансеризацией было охвачено 95,7% детей республики. Оказалось, что 56,1% детей имеют отклонения в состоянии здоровья. А в Оленекском улусе 95,4% детей имеют отклонения, в Аллаихов-

ском - 88,4%, Намском - 80,3%, Усть - Майском -81,6%, Среднеколымском - 81%, Томпонском -74,5%, Мегино-Кангаласском - 71%, г. Якутске -67%» [9]. Вышеприведенные сведения доказывают мнение Центра исследований Детского фонда Организации Объединённых Наций (ЮНИСЕФ), что Россия пока не соответствует их критериям охраны здоровья детей.

В наше время, при развитой информационной осведомленности населения об уровне культурной жизни различных народов, почти невозможно нивелировать исконную форму бытия даже малочисленных народов страны. Современное информационное пространство мощно влияет на культурные универсалии народов мира, превращая их в динамичные категории, общепонятные международные знания. Поэтому требуется политика сохранения народов страны за счёт уважения и распространения, например, через социальный туризм их внутренней культуры, традиций, ибо страна с двуглавым орлом должна сохранить не только своё выгодное геополитическое положение в мире, но и качество и количество своего населения. Наше мнение подтверждается мнением основоположника русской народной школы и педагогики К.Д. Ушинского, что "У каждого народа своя собственная национальная система воспитания, а поэтому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным". По мнению Г.Н. Волкова, основоположника этно-педагогики в России, «... без прошлого нет будущего, вниманием к прошлому измеряется истинная просвещённость народа, прошлого нет только у дикарей. ... «золотая формула» этнопедагогики: без памяти - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа как исторической личности» [10].

Сегодня как никогда актуальны новые направления в воспитании и обучении, где тщательно взвешены, обсуждены и разработаны все методы и способы работы с подрастающим поколением, способного к универсальному созиданию, способного руководить развитием не только в узко профессиональной стезе, а в самом широком смысле интеллектуально развитого человека. Эволюция жизни обусловлено стремлением каждого конкретного поколения развитием трех основополагающих начал и созиданием соответствующего образовательного пространства:

1. Должна быть возможность гармоничного приложения в современной воспитательно-образовательной действительности хорошо изученных, проанализированных традиций, знаний и опыта предыдущих поколений.

2. Должны овладеть знаниями, действенными методами для гармоничного сочетания учения предков и современного уровня достижений науки, чтобы душа, физическое тело, мыслительная деятельность развивались в соответствии с эпохой.

3. Для дальнейшего развития нации, народа необходима преемственность положительных ре-

зультатов всего накопленного знания, опыта, достижения, которые сохранены в научных исследованиях психологов и педагогов разных времён и народов.

Нам необходимо подготовить свои трудовые ресурсы к мировой конкуренции высококвалифицированных специалистов с универсальными способностями и возможностями. На территории Севера и Арктики пока проживает всего 1% населения страны, сумевшие в древние времена освоить суровые климатические условия, воспитавшие в себе сильный дух, крепкое тело и природосооб-разный разум, идентичный ноосферному мышлению. В век бурной миграции людей по всему миру Сибирь и Север России имеют тенденцию увеличения количества населения со всего мира. На основе анализа подобных исследований, выбора выводов, соответствующих к современной научно-технической и технологической составляющей современной жизни, мы пришли к следующим девяти заключениям, которые могут быть заделом в разработке идеологии северного сообщества народов, следовательно, и конкретной концепции воспитания:

1. Главной основой признания народа считается язык. В языке народа саха, как нам представляется возможным сказать, скрыты пока не понятные, научно ещё не полностью доказанные, но имеющие какие-то таинства из истории идентичных народов. Не имея большого запаса слов, он имеет способность присвоить другие языки и многое становится понятным. Эти вопросы изучаются ведущими учеными народа саха [11].

2. Люди, имеющие незаурядные способности от природы, утверждают, что окружающий нас мир живой, имеет своё высокое сознание, каждая местность в природе имеет свою душу и дух, всё в жизни зависит от космического пространства, Вселенной1. Сезонные изменения природы подтверждают явление живости природы, а мнение о зависимости нашей планеты давно были высказаны многими выдающимися учеными [12].

3. Познание системной сути исконных народных традиций, исходящих из ученья «Кут-СYP» позволит освободиться от оков негативного поведения в семье, обществе, вредных привычек, преступного мышления [13]. При этом триединым законом достижения реализации личностного потенциала каждого человека становится сопряженное самовоспитание духа, тела и разума, философию которого сохранили и довели до нас многие народы Востока [14].

4. Основы ученья «Кут-СYP» раскрывают нам тайные механизмы совершенства духа, тела и разума, формирующие саморазвитие, самосовершенствование своих способностей и возможностей, из чего складывается мировоззрение народа, отражение которого в свою очередь приводит людей к творческому подходу к жизни, следовательно, и достижению уровня личности [15]. Эти тайны

1Иванову Федоту Петровичу 55 лет, живёт в с. Жемкон Вилюй-ского улуса Республики Саха (Якутия).

о о и и т

г

т

О т э т Д А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о

Е

СП

о

01 г

продиктованы предкам каждого народа природо-сообразным мышлением.

5. Народный эпос «Олонхо» (воспевание жизни) - это завет предков о жизнеутверждающих традициях народа в овладении профессиональными навыками, которая, при раскрытии сути деятельности может быть такой же основой формирования и реализации личностного потенциала человека. Научные исследования педагогов [16] стали раскрывать эти тайны и использовать как алгоритм быстрого усвоения учебного материала, что практически доказала авторская школа Н.А. Алексеевой 25-летней стопроцентной успеваемостью школьников.

6. Духовная культура народа саха, концепция национальных школ, раскрывающие стиль одежды народа саха, разрисованные национальными узорами-символами, женские украшения, мужские знаки, принадлежности одежды, символизирующие статус и тому подобные характеристики, атрибуты посуды, национальные узоры, способы приготовления пищи, соразмеренные с метаболизмом северян, возвышают самодостаточное достоинство каждого представителя этноса [17].

7. Благословение, основанное на сокровенном языке человека, имеющего таинственные связи с природой - особый ритуал, способный изменить многое негативное в позитивный лад, что практически подтверждается деятельностью людей с экстрасенсорными способностями, которыми богаты северные народы России [18].

8. Народный праздник «Ысыах», проводимый с 20 по 25 июня во время летнего солнцестояния имеет огромное количество ритуалов, церемоний, мероприятий, которые, также таинственно воспитывают в народе природосообразность, человеко-сообразность, связывая людей с процессами в природе, в космическом пространстве, во Вселенной. Наблюдения за этим процессом дают, во-первых, понятия о соразмерении ритма природы с ритмом и темпом жизни, во-вторых, осознание со-циосообразности, воспитание коллективного разума в людях [19].

9. Если каждый из нас сумеет закрепить в себе исконные народные традиции, отражающие правила жизни в экстремальных условиях Севера, жизнь людей будет более благополучной, справедливой, ответственной и совестливой, что и демонстрируют жители Арктического региона Земли, о чём утверждают более 50 научных статей ученых Республики Саха (Якутия).

Выводы.

1. Проблемы школьного образования в Республике Саха (Якутия) исходят из отсутствия идеологии воспитания и обучения, что отражается на негативном поведении подрастающего поколения, здоровье населения Севера и снижении рейтинга вузовского образования.

2. Взгляды выдающихся педагогов К.Д. Ушин-ского и Г.Н. Волкова о национальных основах педагогической деятельности являются базовой основой идеологии воспитания и обучения подрастающего поколения в многонациональной России.

3. Труды современных педагогов Республики Саха (Якутия), направленные на раскрытие сути и научное обоснование исконных традиций народа имеют неотразимые позитивные перспективы формирования идеологии воспитания и обучения для образовательных организаций северовосточных регионов страны, отличающихся клима-тогеографическими особенностями природы.

Рекомендации.

Для выявления реального положения дел в вопросах воспитанности и обучаемости учащихся общеобразовательных школ республики необходимо составить программу фундаментальных научных исследований школьников и студентов в общеобразовательных организациях сёл и деревень. Эту сложную научную деятельность могут выполнить учёные психологи и педагоги СевероВосточного Федерального университета имени М.К. Аммосова. На основе итогов исследований университет может подготовить рекомендации о формировании идеологии воспитания и обучения, о внесении изменений и дополнений в Закон об образовании Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации для северо-восточных регионов страны.

Литература

1. Кондаков А. Цифровое образование: матрица возможностей. Режим доступа: http://ito2018.bytic.rU/uploads/materials/2.pdf

11.09.2018.

2. Павлова А. Глава Якутии объяснил, кого затронут сокращения в бюджетной сфере. Режим доступа: http://ysia.ru/author/alyona/ 25.04.2019.

3. Рейтинг вузов на 2018 г. Режим доступа: http://vuzoteka.ru/вузы 11.09.2018.

4. Мигалкин А.В. Анализ религиозной ситуации в Республике Саха (Якутия. Режим доступа: http://pravkhabarovsk.ru/blog/analiz-religioznoi-sityacii-v-respyblike-saha-yakytiya-/ 07.05.2019).

5. Евгения Исаевна Михайлова / [сост.: В.М. Саввинов, О.Г. Сидоров, Е.П. Власова, И.Г. Федоров]. - Якутск: Бичик, 2014. - 232 с. (Почетные граждане республики).

6. Ноговицын В.П. Прошлое, настоящее, грядущее саха. - Новосибирск: Наука, 2004. - 268 с.

7. Попова В.Е. Преступность среди несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия). Режим доступа: https://scienceforum.ru/2018^1^^/2018006034

02.10.2019.

8. Решение коллегии Минздрава РФ "Об итогах всероссийской диспансеризации детей" (Протокол ОТ 22.04.2003 N 7) Режим доступа: http://rudoctor.net/medicine2009/bz-kw/med-lmzat.htm 07.05.2019.

9. Николаев М.Е. О новой парадигме развития образования. Выступление от 23 августа 2007 г. Режим доступа: http://nlib.sakha.ru:83/index.php/ru/2008-11-03- 0801-16/49-2007-08-23- 25.10.2007 г.

10.Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2-х т. - М.: Издательский дом Магистр-пресс, 2002. Т.1. а33.

11.Левин Г.Г. Исторические связи якутского языка с древнетюркскими языками VII - IX вв. : в сравнительно-сопоставительном аспекте с восточно-тюркскими и монгольскими языками : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.02.02 / Левин Герасим Герасимович; [Место защиты: Ин-т гуманитар. исслед. и проблем малочисленных народов Севера СО РАН]. - Якутск, 2013. - 44 с.

12.Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь.

- М.: Мысль, 1973. - 347 с.

13.Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа саха. М.: Academia, 1998. 184 с.

14.Чойжинимаева С. Г. Тибетская медицина: единство тела, разума и духа. О болезнях ветра, желчи и слизи / С. Г. Чойжинимаева — «Питер», 2015 — (Азбука восточной медицины).

15.Ноговицын, В. П. Историко-культурный контекст воспитания как основа формирования творческих способностей современных школьников [Текст] : [монография] / В. П. Ноговицын ; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. образования «Сев.-Вост. федер. ун-т имени М. К. Аммосо-ва». - М. : АНО Изд. Дом «Науч. обозрение», 2018.

- 174 с., ил., табл.

16.Чехордуна Е.П. Педагогика олонхо в системе регионального этнокультурного образования / Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации: коллективная монография / отв. ред. У.А. Винокурова.

- Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015. - 416 с. -С.210-222.

17.Национальная школа: концепция и технология развития : Докл. и материалы междунар. конф., Якутск, 16-21 марта 1993 г. / Под общ. ред. Е. П. Жиркова. - М.: Просвещение, 1993. - 318, [1] с. : ил.

18.Протопопова, Н.И. Олох эргиирэ / Н. И. Протопопова. - Дьокуускай : Бичик, 2007. (Эдьиий Дора CYбэтэ = Советы от Эдьиий Доры).т. 1: Т. 1. - 2007.

- 77, [2] с.

19.Романова Е.Н. Мифология и ритуал в якутской традиции : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.07. - Москва, 1999. - 388 с. : ил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Basic fundamentals of ideology of education and training on

the example of the Republic of Sakha (Yakutia) Nogovitsin V.P.

North Institute of natural sciences of M.K. Ammosov North-Eastern

Federal University Modern trends of education and training of schoolchildren require competitiveness, universality of knowledge, realization of personal potential of a person, which is hindered by health, behavior and quality of education in educational institutions of Yakutia. These problems can be solved by the formation of a new ideology, commensurate with regional, national and ethno-cultural characteristics, which is intensively studied by scientists of the Republic of Sakha (Yakutia). Key words: quality of education, health, crime, ideology, regionality, nationality, ethnopedagogy, scientific research.

References

1. Kondakov A. Digital education: a matrix of opportunities. Access

mode: http://ito2018.bytic.ru/uploads/materials/2.pdf

09/11/2018.

2. Pavlova A. The head of Yakutia explained who will be affected by

budget cuts. Access mode: http://ysia.ru/author/alyona/ 04/25/2019.

3. Rating of universities for 2018. Access mode: http://vuzoteka.ru/

high schools 09/11/2018.

4. Migalkin A.V. Analysis of the religious situation in the Republic of

Sakha (Yakutia. Access mode:

http://pravkhabarovsk.ru/blog/analiz-religioznoi-sityacii-v-respyblike-saha-yakytiya-/ 07.05.2019).

5. Evgenia Isaevna Mikhailova / [comp .: V.M. Savvinov, O.G. Sidorov, E.P. Vlasova, I.G. Fedorov]. - Yakutsk: Bichik, 2014 .-232 p. (Honorary Citizens of the Republic).

6. Nogovitsyn V.P. Past, present, future Sakha. - Novosibirsk: Nauka, 2004 .-- 268 p.

7. Popova V.E. Juvenile delinquency in the Republic of Sakha (Yakutia). Access mode: https://scienceforum.ru/2018/article/2018006034 10/02/2019.

8. Decision of the board of the Ministry of Health of the Russian

Federation "On the results of the all-Russian medical examination of children" (Minutes dated OT 22.04.2003 N 7) Access mode: http://rudoctor.net/medicine2009/bz-kw/med-lmzat.htm 05/07/2019.

9. Nikolaev M.E. About the new paradigm of educational development. Speech dated August 23, 2007. Access mode: http://nlib.sakha.ru:83/index.php/ru/2008-11-03-08-01-16 / 492007-08-23-25.10. 2007 year

10. Volkov G.N. The pedagogy of love. Selected ethnopedagogical works: in 2 volumes. - M.: Publishing House Magister-press, 2002. V. 1. p.33.

11. Levin G.G. Historical ties of the Yakut language with the ancient Turkic languages of the 7th-9th centuries : in a comparative aspect with the East Turkic and Mongolian languages: abstract of thesis. ... doctors of philological sciences: 02.10.02 / Levin Gerasim Gerasimovich; [Place of protection: Institute of Humanities. researched and problems of the small peoples of the North SB RAS]. - Yakutsk, 2013 .-- 44 p.

12. Chizhevsky A.L. Earthly echo of solar storms. - M.: Thought, 1973. - 347 p.

13. Portnyagin I.S. Ethnopedagogy "kut-sur": pedagogical views of the Sakha people. M .: Academia, 1998.184 s.

14. Chojinimaeva S. G. Tibetan medicine: the unity of the body, mind and spirit. About diseases of the wind, bile and mucus / S. G. Choyzhinimaeva - "Peter", 2015 - (Alphabet of Oriental Medicine).

15. Nogovitsyn, V. P. The historical and cultural context of education as the basis for the formation of the creative abilities of modern schoolchildren [Text]: [monograph] / V. P. Nogovitsyn; Feder. state author educate. institution of higher Education "North-East. Feder. University named after M.K. Ammosov. " - M.: ANO Ed. House "Scientific. Review ", 2018. -174 p., ill., tab.

16. Chekhorduna E.P. Olonkho pedagogy in the system of regional ethnocultural education / Ethnocultural education in the Far Eastern Federal District of the Russian Federation: collective monograph / ed. ed. U.A. Vinokurova. - Yakutsk: Media Holding "Yakutia", 2015. - 416 p. - S.210-222.

17. National School: Concept and Technology for Development: Dokl. and international materials. Conf., Yakutsk, March 16-21, 1993 / Under the general. ed. E.P. Zhirkova. - M.: Education, 1993. - 318, [1] p. : ill.

18. Protopopova, N.I. Oloh Ergire / N.I. Protopopova. - Gyokuuskai: Beechik, 2007. (Edyi Dora sbate = Tips from Edyi Dora). 1: T. 1. - 2007. - 77, [2] p.

19. Romanova E.N. Mythology and ritual in the Yakut tradition: the dissertation ... doctors of historical sciences: 07.00.07. -Moscow, 1999 .-- 388 p. : ill.

о о ш n m 5 m

О m n m й А

X £ m

О

x О m

0

01 n А

ы о

Ш А X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.