Научная статья на тему 'Проблема воспитания на основе этнокультурных ценностей в контексте глобализационных процессов'

Проблема воспитания на основе этнокультурных ценностей в контексте глобализационных процессов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / EDUCATION SYSTEM / ETHNO-CULTURAL VALUES / GLOBALIZATION PROCESSES / EDUCATION / INFORMATION SOCIETY / HEALTHY LIFESTYLE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олесов Николай Петрович

Сущностные изменения в современном мире, отражающиеся в базовых тенденциях, таких как глобализационные процессы, тотальная информатизация всех сторон жизнедеятельности, новый человек как представитель цифрового общества, ускоряющаяся и углубляющаяся изменчивость в технике, технологии, знаниях отражается на системе образования и делает актуальным проблему воспитания нового субъекта образовательной деятельности. В статье отмечается значимость потенциала этнокультурных ценностей в совершенствовании системы воспитания подрастающего поколения обеспечивающих социальную и этнокультурную идентификацию личности. Поставлена проблема формирования культуры здорового образа жизни представителей цифрового поколения в системе регионального пространства Якутии на основе этнокультурных ценностей. Методология исследования базировалась на использовании системного, аксиологического, средового, личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Методами исследования явились базовые методы педагогических исследований: анализ и обобщение научной литературы по теме исследования. Результатом исследования явилось определение ориентиров построения процесса воспитания и культуры здорового образа жизни, отвечающих на вызовы современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олесов Николай Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF EDUCATION BASED ON ETHNO-CULTURAL VALUES IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION PROCESSES

Essential changes in the modern world, reflected in basic trends such as globalization processes, total Informatization of all aspects of life, the new person as a representative of the digital society, accelerating and deepening variability in technology, knowledge, is reflected in the education system and makes the problem of educating a new subject of educational activity relevant. The article notes the importance of the potential of ethno-cultural values in improving the system of education of the younger generation providing social and ethno-cultural identification of the individual. The problem of forming a culture of healthy lifestyle of representatives of the digital generation in the system of the regional space of Yakutia on the basis of ethno-cultural values is posed. The research methodology was based on the use of system, axiological, environmental, personality-oriented and activity-based approaches. The research methods were the basic methods of pedagogical research: analysis and generalization of scientific literature on the topic of research. The result of the study was to determine the guidelines for building the process of education and culture of a healthy lifestyle that meet the challenges of today.

Текст научной работы на тему «Проблема воспитания на основе этнокультурных ценностей в контексте глобализационных процессов»

Проблема воспитания на основе этнокультурных ценностей в контексте глобализационных процессов

Олесов Николай Петрович,

к.п.н., доцент, СВФУ имени М.К. Аммосова E-mail: [email protected]

Сущностные изменения в современном мире, отражающиеся в базовых тенденциях, таких как глобализационные процессы, тотальная информатизация всех сторон жизнедеятельности, новый человек как представитель цифрового общества, ускоряющаяся и углубляющаяся изменчивость в технике, технологии, знаниях отражается на системе образования и делает актуальным проблему воспитания нового субъекта образовательной деятельности. В статье отмечается значимость потенциала этнокультурных ценностей в совершенствовании системы воспитания подрастающего поколения обеспечивающих социальную и этнокультурную идентификацию личности. Поставлена проблема формирования культуры здорового образа жизни представителей цифрового поколения в системе регионального пространства Якутии на основе этнокультурных ценностей. Методология исследования базировалась на использовании системного, аксиологического, средового, лич-ностно-ориентированного и деятельностного подходов. Методами исследования явились базовые методы педагогических исследований: анализ и обобщение научной литературы по теме исследования. Результатом исследования явилось определение ориентиров построения процесса воспитания и культуры здорового образа жизни, отвечающих на вызовы современности.

Ключевые слова: система воспитания, этнокультурные ценности, глобализационные процессы, образование, информационное общество, культура здорового образа жизни.

Современный этап развития цивилизации характеризуют рядом существенных изменений, проявившихся в разных сторонах жизнедеятельности человека и общества в целом, в его социокультурном, экономическом и политическом измерении. Определяющими факторами развития цивилизации являются глобализационные процессы, переход к постиндустриальному этапу развития, связанному со становлением информационного общества, динамизм технико-технологических процессов. Перечисленные факторы неоднозначно влияют на жизнь человека и человечества в целом.

В частности, глобализационные процессы, позволяющие рассматривать любого человека в планетарном масштабе с возможностью получения образования в любом месте земного шара, в том числе и с использованием современных информационных технологий, расширяют географию и возможность трудоустройства любого специалиста, однако имеют и негативные последствия, связанные с унификацией культуры, языка, что несомненно ставит под угрозу сохранение этнокультурных ценностей и традиций малых народов, в том числе и народа саха.

В рамках глобализационных процессов с их угрозой в нивелировании специфики и особенностей отдельных народов и их культур актуализируется воспитательная функция образования в презентации национальных и этнокультурных традиций и ценностей, обеспечивающих социальную и этнокультурную идентификацию личности. Данная позиция отражена в трудах теории средового подхода в развитии образовательного и воспитательного пространства (С.К. Бондарева, В.А. Конев, М.И. Рожков, В.Д. Семенов и др.). Безусловно, ориентация на общечеловеческие ценности, их освоение с учетом самобытности и уникальности народа саха позволяет выстраивать систему воспитания, адекватную запросам времени.

Сказанное выше ставит перед образованием проблемы сопротивления унификации и сохранения этнокультурных ценностей и традиций народа в рамках системы воспитания. В данных условиях вопросы воспитания молодежи актуализируются как государственный приоритет развития страны. При этом воспитание подрастающего поколения понимается не только как передача опыта старшего поколения молодежи, но и как передача им культурных ценностей и всей накопленной культуры.

Педагогические предпосылки исследования проблемы сохранения народом собственной на-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

циональной идентичности содержатся в идеях Я.А. Коменского, отмечающего потенциал народных традиций и обычаев, их творческое использование в процессе воспитания [3]. Аналогичная точка зрения представлена в работах К.Д. Ушинского, который отмечает связь системы воспитания и истории народа, потребностями, материальной и духовной культуры и в целом народной психологией. Ученый подчеркивает уникальность воспитательной системы конкретного народа, опирающуюся на язык, быт, традиции, природу, культуру.

Переход к постиндустриальному этапу развития, связанному со становлением цифрового информационного общества, проникновение информационных технологий в жизнедеятельность людей, не только качественно изменил жизнь, но и сформировал нового человека, представителя цифрового поколения.

Глобальное информационное пространство, интернет и социальные сети, являются атрибутом современности и определяющей, значимой средой пребывания современного молодого человека. Естественно влияние среды, информационного пространства на систему ценностей подрастающего цифрового поколения.

Исследователи выделяют постматериальные ценности людей цифрового поколения: высокая самооценка, самоуверенность, мобильность, гибкость, легкость восприятия нового, частая смена места и окружения, ориентация на стремительный рост, ориентация на сегодняшний день и быстро-достижимые цели, слабовыраженная забота о будущем. Стремятся вести здоровый образ жизни, однако имеют о нем поверхностное представление [1].

В исследовании А.В. Подстраховой относительно ценности и жизненных ориентиров цифрового поколения отмечены их главные черты:

- несформированность моральных ценностей;

- индивидуально-практические установки в общении;

- компьютерная зависимость;

- общение в социальных сетях в ущерб реальной жизни;

- эгоизм, инфантилизм;

- пожелание взрослеть и брать на себя ответственность;

- завышенная самооценка;

- негативное отношение к критике;

- страх неудач;

- отсутствие долгосрочного планирования в личной жизни и карьере [6]. Представленные выше характерные особенности представителей цифрового поколения актуализируют педагогическую проблему поиска путей и механизмов воспитательного процесса, направленного на нивелирование негативного

5 влияния цифровой среды и формирование чело-5 века, удовлетворяющего современным требованиям, способного к плодотворной жизнедеятель-° ности в условиях современности. При изучении ав и решении данной проблемы необходимо осно-

вываться на труды К.А. Абульхановой-Славской, С.И. Осиповой, Н.В. Гафуровой, В.В. Серикова и др. С их точки зрения, личностно-ориентиро-ванный подход, позволяет рассматривать обучающихся как субъектов образовательного процесса, занимающих активную позицию в освоении культуры здорового образа жизни в системе регионального воспитательного пространства.

Представляется целесообразным использование идей этнопедагогики для решения названной проблемы воспитания цифрового поколения обучающихся. Интеграция общественно-исторического, индивидуально-личностного смысла происходящих процессов на основе этно-педагогических ценностей, позволит самоопределиться и самореализоваться обучающимся в региональном образовательном пространстве.

Условия жизни и быта в региональном образовательном пространстве, являющиеся природным, социальным и национальным окружением человека, способствуют формированию в его духовном мире этнических ценностей. Исследователи нравственности и духовности людей, проживающих в северных районах отмечают сущностную неизменность этнических ценностей, их устойчивость в своей основе.

Ценности населения народов Якутии определяются как представления о добре, истине и красоте и включают в себя синтез ценностей:

- единства человека с природой;

- установленный порядок регулярно совершаемых действий (обычаи, церемонии, ритуалы);

- сохранение гармонии в мире и природе;

- забота о детях и старшем поколении;

- справедливость, доброжелательность;

- трудолюбие, терпение, упорство, высокая работоспособность;

- толерантность в отношении многообразия культур и языков [2].

Императив изменений, характеризующийся их углублением и расширением, определяет требования непрерывного образования современного человека для того, чтобы быть адекватным этому процессу, пополнять свое образование новыми знаниями, осваивать новые виды деятельности, приобретать новые компетентности. Все это возможно, если обучающийся, представитель цифрового поколения будет здоров, способен занимать активную позицию в освоении культуры здорового образа жизни в системе воспитания регионального пространства.

Особенности обучающегося цифрового поколения такие как: компьютерная зависимость и как следствие неактивный образ жизни, приводящий к гиподинамии; инфантилизм и эгоизм; завышенная самооценка; страх неудач; отсутствие долгосрочного планирования в личной жизни и карьере; поверхностное представление о здоровом образе жизни актуализируют проблему воспитания культуры здорового образа жизни.

В данном исследовании под культурой здорового образа жизни будем понимать: во-первых,

часть общей культуры человека; во вторых, ин-тегративное динамическое качество обучающегося, определяющее способ самореализации своей жизнедеятельности, в третьих, культура здорового образа жизни базируется на принципах нравственности, активной жизненной позиции, рациональной организованности субъекта жизнедеятельности, в четвертых, в структуре культуры здорового образа жизни выделяется моти-вационно-ценностная компонента как осознание ценности здоровья; когнитивная компонента как освоение знания о компонентах составляющих здорового образа жизни; процессуально-деятель-ностная компонента как вовлечение обучающихся в активные систематические занятия физической культурой для обеспечения их оздоровительного эффекта.

Представленные выше тренды, влияющие на систему образования и воспитания (глобали-зационные процессы, тотальная информатизация и связанный с ней новый субъект образовательного процесса, императив изменений) актуализируют проблему разработки системы воспитания культуры здорового образа жизни как компонента в целостной системе воспитания, включающей в том числе духовно-нравственный аспект как развитие ценностно-смысловой сферы обучающихся цифрового поколения.

Сказанное выше, а также принимая к сведению мнение В.П. Ноговицына определим ориентиры для построения процесса воспитания и культуры здорового образа жизни:

- использование хорошо изученных традициях и опыте предыдущих поколений;

- интеграция учения предков в современным уровнем развития науки, «чтобы душа, физическое тело, мыслительная деятельность развивались в соответствии с эпохой»;

- преемственность опыта, достижения разных времен и народов;

- ориентация на системную сущность учения «Кут-Сюр», раскрывающих механизмы совершенствования духа, тела и разума;

- опора на жизнеутверждающие традиции народа. [4]

Литература

1. Богданов С.И., Султанов К.В., Воскресенский А.А. Постматериальные ценности и жизненные ориентации поколения Z: цифровая молодежь в образовательной системе современной России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2018,- № 187. - С. 24-30.

2. Винокурова У.А. Якутские ценности в начале XXI века // Новые исследования Тувы. 2017,-№ 3. - С. 84-99.

3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.И. Пискунова и др. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.

4. Ноговицын В.П. Базовые основы идеологии воспитания и обучения на примере Республики Саха (Якутия) // Современное педагогическое образование. 2019. - № 10.- С. 38-43.

5. Осипова С.И., Богданова А.И. Сохранение культурной идентичности в условиях глобали-зационных процессов // Педагогический журнал. - 2018. - Том 8, № 1А. - С. 285-294.

6. Подстрахова А.В. Поколение «цифрового века»: жизненные ориентиры и образовательные ценности // Молодой ученый. - 2019. - № 15. -С.287-290.

THE PROBLEM OF EDUCATION BASED ON ETHNO-CULTURAL VALUES IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION PROCESSES

Olesov N.P.

NEFU named after M.K. Ammosov

Essential changes in the modern world, reflected in basic trends such as globalization processes, total Informatization of all aspects of life, the new person as a representative of the digital society, accelerating and deepening variability in technology, knowledge, is reflected in the education system and makes the problem of educating a new subject of educational activity relevant. The article notes the importance of the potential of ethno-cultural values in improving the system of education of the younger generation providing social and ethno-cultural identification of the individual. The problem of forming a culture of healthy lifestyle of representatives of the digital generation in the system of the regional space of Yakutia on the basis of ethno-cultural values is posed. The research methodology was based on the use of system, axiological, environmental, personality-oriented and activity-based approaches. The research methods were the basic methods of pedagogical research: analysis and generalization of scientific literature on the topic of research. The result of the study was to determine the guidelines for building the process of education and culture of a healthy lifestyle that meet the challenges of today.

Keywords: education system, ethno-cultural values, globalization processes, education, information society, healthy lifestyle culture.

References

1. Bogdanov S.I., Sultanov K.V., Voskresensky A.A. Post-Material values and life orientations of generation Z: digital youth in the educational system of modern Russia. Izvestiya RSPU im. A.I. Herzen. 2018, - No. 187. - Pp. 24-30.

2. Vinokurova U.A. Yakut values at the beginning of the XXI century / / New studies of Tuva. 2017, - No. 3. - Pp. 84-99.

3. Komensky Ya.A. Selected pedagogical works / ed. by A.I. Pisku-nov et al. - M.: Pedagogy, 1982. - 656 p.

4. Nogovitsyn V.P. Basic foundations of the ideology of education and training on the example of the Republic of Sakha (Yakutia) // Modern pedagogical education. 2019. - No. 10. - Pp. 38-43.

5. Osipova S.I., Bogdanova A.I. Preservation of cultural identity in the conditions of globalization processes. Pedagogical journal. - 2018. - Volume 8, no. 1A. - Pp. 285-294.

6. Podstrahovat A.V. Generation of "digital age": life goals and educational values // Young scientist. - 2019. - No. 15. - Pp. 287290.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.