Проектная деятельность как фактор совершенствования экологического просвещения школьников
Ноговицын Виктор Петрович,
кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией экологии и устойчивости экосистем Севера, Институт естественных наук Северо-восточного федерального университета имени М.К. Аммосова E-mail: [email protected]
На основе многолетнего опыта работы Природного парка «Ленские столбы» по экологическому просвещению школьников выявлены: необходимость тестирования интеллекта детей, учитывающего природные задатки детей к экологии; разработка научно обоснованного алгоритма развития школьников, действий воспитателей и учителей; применение по инерции классно-урочной формы работы в неформальном образовании. Современные технологии образования, основанные на са-мосовершенстовании своих способностей детей и молодежи могут повысить эффективность экоспросвещения, тем самым воспитать личности, способные реализовать свои возможности. Одним из эффективных форм работы неформального образования в современном мире становится проектный метод, развивающий творческое мышление школьников.
Ключевые слова. Экологическое просвещение, проблемы экологии, неформальное образование, проектный метод работы, реализация личностного потенциала.
Введение. В современном мире проблемы экологического просвещения стали актуальными из-за безграмотной, расточительной деятельности человека в природе, часто приводящие к нарушению экологического равновесия. Традиционный уклад жизни наших отцов и дедов защищал природу от разрушения, ибо каждый из них больше чем мы зависел от неё, кормились, одевались, строили, добывали, утепляли жильё, поэтому берегли природу. В наше время всё изменилось из-за рыночных условий сущестования, можно купить всё, что вынуждает людей боготворить деньги, как можно больше зарабатывать, добывать и продавать, не взирая на последствия, о которых можно лишь догадываться, наблюдая за вулканами, суна-ми, торнадо, наводнениями и засушливыми годами, ускоренными циклами потепления и местами не закономерно проявляемыми похолоданиями.
Природоохранные идеи имеют не большой исторический период. Условно их можно разделить на 4 этапа. К первому этапу природоохранного просвещения людей можно включить основанную в 1948 г. МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов). Основной задачей этой организации служила распространение знаний о природе, сохранение и восстановление разрушенных земель, возобновляемых природных ресурсов. В 1950 г. при этой организации была создана постоянная комиссия по просвещению. Эта комиссия во многих странах, особенно в промышленных, стала организовывать просветительскую деятельность в области охраны природных ресурсов. Второму этапу можно отнести принятие ЮНЕСКО и ЮнЕП Международной программы по образованию в области окружающей среды в середине 70-х годов. Третьим этапом признан в 80-х годах прошлого столетия организация всеобщего непрерывного экологического образования широких слоев населения. Пятому этапу относят наше время, когда сознание людей стремится преодолеть всемирный экологический кризис и желает перейти к экологически ориентированной цивилизации [1], поэтому слово «безопасность» начинает приобретать ключевое значение [2].
Основная часть. Наши исследования основаны на многолетнем опыте работы Природного парка «Ленские Столбы» и начинающему работать на уровне федеральных структур Национальному парку, исходя из которых мы предлагаем своё видение экологического просвещения школьников республики. Природный парк «Ленские столбы» был организован на основании указа президента Республики Саха (Якутия от 16 августа 1994 года № 837 и постановления правительства от 10 фев-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
раля 1995 года. На 36-й сессии Комитета по Всемирному наследию ЮНЕСКО 2 июля 2012 г. Ленские столбы вошли по природным критериям в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Распоряжением правительства РФ от 17 апреля 2019 г. № 763-р создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Ленские столбы», отнесенный в ведение Минприроды России. В уставе учреждения, утвержденного приказом Минприроды РФ от 04.06.2019 г. № 349 написано: экологическое просвещение населения, осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), сохранение и восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов на территории, выполнение работ по сохранению и разведению редких и исчезающих видов животных и растений.
Со времени организации природного парка одним из направлений деятельности учреждения была организация экологического просвещения населения, образование и воспитание будущих поколений якутян. В этих целях ежегодно на территории парка «Ленские столбы» организовывались экологические лагеря для отдыха и обучения детей, которые заложили основы экологического просвещения дополнительным образованием. Основной целью этих лагерей является «повышение уровня экологического образования, обучение навыкам научно-исследовательской работы, развитие краеведческого кругозора, организация отдыха и занятости детей, их оздоровление» [3], но требования к экопросвещению школьников становятся более природосообразными, культуросообраз-ными, человекосообразными и социосообраз-ными.
С 2016 года руководство парка стал обращать больше внимание на методологию работы со школьниками, увеличить охват, искать новые подходы, формы и методы работы с детством, о чём свидетельствует охват мероприятий по эколого-просвятительской деятельности. За 4 года охват составил 11729 участников (2016 г. - 2452, 2017 г. - 2450, 2018 г. - 2704, 2019 г. - 3123), занятия с родителями, учителями и воспитателями стали вести выдающиеся личности республики. Во всех мероприятиях принимают участие учащиеся близлежащих к парку школ района, однако стоит отметить, что самыми активными участниками стали учащиеся школ г. Покров-ска № 1, № 2, № 3, Мохсоголлохская, Булгуннях-тахская, Немюгюнская СОШы. Для организации работы лагерей, экспедиций и научных работ составляются программы занятий, заключаются долгосрочные Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в сфере экологического просвещения с Северо-Восточным Федеральным университе-5 том им. М.К. Аммосова, Институтом биологиче-5 ских проблем криолитозоны СО РАН, Институтом мерзлотоведения, Якутской государственной еЗ сельскохозяйственной академией, Покровским ав колледжем. Школьная экспедиция «Эллэйаада»
под руководством учителя-краеведа Ноговицына П.Р. много лет выезжает в археологические, палеонтологические, ботанические, энтомологические, орнитологические экспедиции. На базе МБОУ «Покровская СОШ № 1 им. И.М. Яковлева» со школьниками 2-6 классов работает методист Центра дополнительного образования детей Титова Л.Н. Масштабные меропряития проводит Тит-Аринская школа, где директором работает Абрамова Э.П. Школьники, по предложению руководителей, участвуют в работе улусных, республиканских научно-практических конференций, победители участвуют на конкурсах детского творчества и олимпиадах. Так выглядит отчёт отдела экопро-свещения природного парка «Ленские столбы», но, наш интерес к экопросвещению по предложению нового руководства парка направлен не на отчёт, а на содержание работы, на алгоритм развития, на результативность многолетней работы экологического просвещения, благодаря которым видны были бы изменения в сознании людей, отношение людей к окружающей среде, в том числе и к чистоте своего села, к природе своего края, что демонстрируют цивилизованные страны мира.
Наш анализ экологической ситуации в республике показал, что якутяне ещё не достигли международных стандартов в экологическом воспитании подрастающего поколения, пока наше мышление природа не сообразна, что и вынуждает искать более эффективные методы работы. Ухоженность, озеленение территорий населенных пунктов, проблемы утилизации бытовых, химических и иных отходов, использованных и отработавших свой срок автомототехники, негативное влияние свалок на луга, на пашни, на водоёмы, частые лесные пожары в большинстве случаев по вине людей, отсутствие масштабных работ по лесовосста-новлению, приводящие к обмелению рек и озёр, засушливости сенокосных угодий, десятилетиями не убираемые заброшенные старые дома, целые посёлки геологов в горах, на островах Северного Ледовитого океана, прогрессирующее овраго-образование посреди сел и деревень, не соответствие ритма северной природы ритму работы образовательных организаций, приводящие людей к нарушению работы систем организма [4], низкому рейтингу образовательных организаций [5, 6, 7], и другим экологическим вопросам остаются не решенными многие годы [8]. Последствия плохой экологии проявляются на состояние здоровья детей, о чём свидетельствуют врачебные наблюдения и научные исследования. Наш анализ данных государственной статистики по числу случаев заболеваний детей в дошкольных образовательных учреждениях за 2005 год показывает, что частота случаев заболеваний гриппом и острыми инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей занимают 71% от всех других заболеваний. Этот же диагноз для детей школьного возраста равен 60% от всех других заболеваний [9], но уже в ранге хронических. Единожды заболев, мы не можем справиться с болезнями всю жизнь.
От больной матери рождаются больные дети. Анализ результатов всероссийской диспансеризации в республике за 2007 год выявил весьма тревожную картину. Диспансеризацией было охвачено 95,7% детей. Выявлено детей с отклонениями в здоровье 56,1%. Данные по улусам удручающие. В Оленекском улусе выявлено детей с отклонениями в здоровье 95,4%, в Аллаиховском - 88,4%, Намском - 80,3%, Усть-Майском - 81,6%, Средне-колымском - 81%, Томпонском - 74,5%, Мегино-Кангаласском - 71%, г. Якутске - 67%. Отклонения - не заболевания, но они показатель слабого здоровья детей, поэтому учёные рекомендуют разработать региональные программы по профилактике ОРЗ у детей с учетом особенностей региона [10]. Причинами такого позитивно не прогрессирующего явления, на наш взгляд, стали, естественно, нехватка финансовых средств дотационного региона во время продолжающегося масштабного кризиса в стране, о котором устали говорить селяне.
Основная причина нашего отставания от передовых технологий целенаправленного воспитания личности в экологии, по нашим исследованиям, кроется в: отсутствии тестирования интеллекта детей, учетывающего природные задатки детей к экологии, побуждающее их интерес к животному и растительному миру; отсутствие научно обоснованного алгоритма действий учителей и воспитателей в экологическом просвещении школьников, что даёт поверхностные знания; применение по инерции классно-урочной формы работы для множества детей разного возраста ограничивает свободу творческого взаимодействия объекта и субъекта познания. Последовательная грамотная работа в этих направлениях имеет возможность воспитать личности, способные реализовать свои возможности. Сочетание возраста и интеллекта детей имеет важное значение в обучении, что демонстрирует авторская школа Н.А. Алексеевой, 25 лет добивающейся 100% успеваемости и 100% поступаемости школьников в ВУЗы страны и мира. Нина Афанасьевна на практике доказала исследования академии наук СССР о том, что интеллект детей наиболее ярко проявляется с 5 до 6 и с 12 до 14 лет, что может быть грамотно использовано педагогами [11]. Более того форма работы также имеет значение, если учесть выдающиеся достижения образовательных организаций мира, подписавших Болонское соглашение. По данным научных исследований эта форма работы даёт наибольший эффект в образовании [12, 13, 14], итогом которого может быть инновационное воспитание сознательной личности, формирующей форму общественного сознания, реализующей совокупность идей, теорий, взглядов, мотиваций, отражающих экологическую сторону отношений между человеком и природой [15].
Экологическое воспитание - это воспитание духовного обогащения человека через его интеллект, способности понимать явления природы, доводящий индивида до устойчивого позитивного
к окружающей среде сознания. Человек с самого раннего детства находится во власти природы, его жизнь полностью зависит от состояния окружающей среды. Наше поколение людей стали свидетелями глобального экологического кризиса во всём мире и начали переосмысливать достижения мировой цивилизации, в чём неоценимую роль начала играть наука. Роль науки в области изучения окружающей среды и образования людей по вопросам экологии было начато с Конференции оОн в Рио-де-Жанейро в 1992 году, где было заявлено, что экологическое просвещение - важнейшая составляющая государственной экологической политики [16]. Объединение различных наук вокруг экологического просвещения выдвигает на повестку дня не только живые организмы и их сообщества, но и биосферу в целом, поиск инновационных форм и методов формирования экологического мировоззрения у людей. Исходя из этого утверждения мы имеем возможность отметить, что личность, обогащенный знаниями о коэволюции человека и природы может достичь многого в направлениях социальной структуры современного общества: предпринимательстве, строительстве, производстве, воспитании, обучении, защите экосистемы, досуге.
Вопросы экологии поднимаются Генеральной ассамблеей ООН для устойчивого развития различных обществ, что можно достичь, как полагают они, формированием и развитием экологической культуры населения посредством информирования. Конечно, в современном мире средства массовой информации играют важную роль в развитии любого общества, но, как нам кажется, эффективность работы зависит не только от информации, а в большей степени от методологии возрождения народных традиций и их обновления на основе достижений современной науки. Это и есть новизна данной статьи, так как эти традиции служили людям много тысяч лет без какой-либо образовательной политики посредством информирования. Правильно построенная, научно обоснованная система знаний, имеющая устойчивые традиции в обществе, дадут нам признать взаимную зависимость между человеком, его культурой и его биофизическим окружением [17], гарантированные государственными законодательными актами [18]. Основы для такой работы разработаны и гарантируют формирование экологического просвещения у населения законодательством РФ в области охраны окружающей среды, ООПТ и др. природоохранными законами, такими как: 1. ФЗ «Об охране окружающей среды», 2. ФЗ «Об экологической экспертизе», 3. ФЗ «О радиоционной безопасности», 4. ФЗ «Об отходах производства и потребления» и другие [19].
Американский психолог Говард Гарднер в 1994 году отметил, что школьная система лишает возможности детей узнавать что-либо, не входящее в программу предмета, что приводит их к отсутствию успеха в жизни, следовательно, невозможности найти себя. По его мнению, восемь ти-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
пов интеллекта человека: логико-математический, лингвистический, межличностный, визуально-пространственный, телесно-кинетический, экзистенциальный, натуралистический, музыкальный являются основными природными задатками, а при правильном развитии способными реализоваться в жизни [20]. Автор труда экологическое просвещение относит к натуралистическому типу мышления, при которой дети получают удовольствие от взаимодействия с природой. Их желанными занятиями могут быть эксперименты с природными явлениями, например, проращивание растений, походы на природу, ухаживание за животными. Такие школьники по мере взросления чаще всех борются с загрязнением природы.
Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление школьниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами [21, 22]. Формы работы с детьми по всей стране почти одинаковые, они отличаются лишь подходами, как сказано было выше, отсутствием системности, постоянства и соразмерением усложнения темы занятий в зависимости от возраста и интеллекта. Опыты, например, проводят со старшеклассниками, поисковые действия - со школьниками младшего и среднего возраста. Для старшего возраста детей более подходят круглогодичное наблюдение и уход за комнатными и уличными растениями. Экологическую тропу для младших можно приукрасить наблюдениями за изменением природных явлений, играми: «Найди по описанию», «Что, где растёт?», «Угадай животное», «Отгадай и нарисуй», «Когда это бывает?», «Загадки о животных», театрализованными занятиями и т.д., чтобы дети стали сами думать, попытаться решить задачи, заданные воспитателями, учителями. Для групп старшего возраста обычно проводятся целенаправленные праздники и развлечения, например, по темам этнических традиций при переходе зимы на весну, или осени на зимние месяцы. Их роль заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка сопряженное познанием явлений природы, что запомнится надолго. Такие мероприятия называют ещё комплексными занятиями, они решают разные задачи и строятся на разных видах деятельности. Их можно проводить во всех возрастных группах.
К основным методам работы большинство педагогов относят наглядные (наблюдения, рассматривание картин, фильмов и т.д.), практические (игры, практический труд, опыты и т.п.) и словесные (рассказ, беседа, чтение и т.д.), забывая при 5 этом инновационную проектную деятельность о [23], которая отличается, во-первых, свободой творческого исследования, во-вторых, самостоя-еЗ тельным достижением результата от интеллекту-ав ального или физического труда, что даёт школь-
нику чувство достоинства. По нашим наблюдениям такая работа является итогом совместной учебно-познавательной деятельностью учащихся, учителя и родителей, имеющих общую цель, согласованные методы работы, способы достижения общего результата. Это метод самосовершенствования и реализации способностей и возможностей школьников, доводящий их до реализации личностного потенциала. Проектный метод обучения предполагает в начале работы процесс поиска, следовательно, исследования, а сам проект -это решение определенной, ясно осознаваемой задачи, поэтому проектная деятельность может продолжаться долгое время. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), что предполагает творческое индивидуальное или коллективное мышление, имеющее результат. Следовательно, этот метод развивает в детях познавательное мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно думать, интегрировать знания многих наук. Такой метод работы соответствует требованиям ФГОС, поэтому в учебном плане ФГБУ Национальный парк «Ленские столбы» мы стали предусматривать индивидуальной метод работы со школьниками как учебный проект.
Экологическое просвещение школьников, как и практиковалось в учреждении, проводятся на основе концепции взаимодействия Национальных парков с образовательными организациями на основе кооперации с научно-исследовательскими институтами РАН, расположенными на территории Республики Саха (Якутия) в зависимости от возрастной периодизации детей: дошкольники, начальные - с 1 по 4 классы, средние - с 5 по 9, старшие - с 10 по 11 классы. Темы просвещения, в зависимости от сложности, можно составить по проектам: чистое село, чистый улус, чистая республика, чистая страна; народные традиции взаимодействия с природой; охрана и восстановление растительного мира; охрана и восстановление животного мира; экологический мониторинг и методы защиты природы; возобновляемые и не возобновляемые природные ресурсы; история организации мировых и российских парков; очистные сооружения водных ресурсов; международные требования по содержанию чистоты воздуха; производство и переработка отходов; экология человека. При этом необходимо стремиться к участию и победы на конкурсах предприятий и организаций Республики Саха (Якутия), Российской Федерации, Всемирного фонда охраны природы (WWF).
Заключение. Работа по экопросвещению школьников в Республике Саха (Якутия) не в полной мере отвечала современным тенденциям самостоятельного развития мышления школьников по требованиям ФГОС, поэтому реализация личностного потенциала учащихся образовательных организаций осуществлялось не достаточно. Эти недостатки образовательной политики видны в экологических проблемах сел и деревень, рай-
онов и республики. Основными причинами такой работы можно назвать отсутствие границ общего, особенного и индивидуального в образовательном процессе, что требует применение принципов неформального образования. Решение проблемы экологического просвещения необходимо добиться воспитанием разумности в человеке с самого раннего возраста. Разумность - основа личности в обществе. А личность можно воспитать на основе системных знаний о совести, порядочности, человечности, соответствующих его интеллекту, возрасту и имеющихся в нём природных задатков. А задатков у разных детей может быть множество, поэтому учёт интереса детей имеет исключительно важное значение. Личность, реализующий свой потенциал в вопросах экологии, может добиться успеха в любом направлении социальной структуры общества. Для достижения цели воспитания личности, умеющего реализовать себя необходимо: изучить суть неформального и информального образования на основе нормативно-правовых документов Болонского соглашения; выявить тестированием интеллекта заложенные задатки детей к вопросам экологии; разработать алгоритм развития сознания человека, доводящее воспитателей и учителей до уровня личности; научно-обосновать программу проектной деятельности школьников в зависимости от возраста и интеллекта обучающихся.
Рекомендации. Экологическому просвещению необходимо уделить более серьёзное государственное внимание, обеспечив современной методической и материальной базой, реализацией статей социального туризма для образовательных организаций, воспитанием экологической культуры школьников на основе мировоззрения народов, проживающих на данной географической территории и климатической зоне, грамотному сочетанию формального и неформального форм образования на основе пунктов Болонского соглашения.
Литература
1. Шкаликова У.О. Экологическое просвещение: становление, сущность и принципы. Режим доступа: http://amgpgu.ru/upload/ iblock/880/shkalikova_u_o_ekologicheskoe_ prosveshchenie_stanovlenie_sushchnost_i_ printsipy.pdf 19.03.2020.
2. Ермаков Д.С. Экологическое образование: от изучения экологии - к решению экологических проблем. / Д.С. Ермаков, И.Т. Суравеги-на. - Новомосковск: НФ УРАО, 2005 г. - 142 с.
3. Протодъяконова Н.И. Организация летнего детского отдыха на территории Национального парка «Ленские столбы» / Н.И. Протодъяконова // Сборник научных трудов. Якутск. - 2001. С. 260.
4. Ноговицын В.П. Жизнь в согласии с природой - основа повышения качества образования (организационно-педагогические основы образования) // Наука и образование. - 2006. -№ 1(41). - С. 91-95.
5. Forbes. ru: http://www.forbes.ru/forbeslife-photogaNery/obrazovanie/244491-10-luchshikh-rossiiskikh-vuzov/photo/1.
6. «Эксперт РА» подготовил третий ежегодный рейтинг вузов России. Режим доступа: https:// raexpert.ru/releases/2014/Jun05b 16.06 2015.
7. Ноговицын В. П., к.п.н., Саввинов А.С., д.фи-лос.н., СВФУ им. М.К. Аммосова. Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров в Якутии. Арктика: перспективы устойчивого развития: сборник докладов участников Международной научно-практической конференции (Якутск: ГАУ «Центр стратегических исследований Республики Саха (Якутия)», 2015-576 с.
8. Экстремальные природные явления и катастрофы: Т. 1. Оценка и пути снижения негативных последствий экстремальных природных явлений. (Ред.А.О. Глико). - M: 2011. -436 с.
9. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия), 2006: статистический сборник. -Якутск, Сахаполиграфиздат, 2006. - 608 с.
10. Лядов Д.В. Совершенствование организации профилактических мероприятий по снижению заболеваемости в дошкольных учреждениях. -Москва, 2014. - 145 с.
11. Алексеева Н. А., Алексеева Н.А. Инновационная образовательная система обучения и воспитания учащихся с двумя основными программами со сроками обучения 5-6 и 9 лет: сб. статей. Т. II / Н.А. Алексеева, Н.А. Алексеева. -Новосибирск: Наука, 2017. C. 90. - 241 с.
12. Тутынина Е.В. Неформальное экологическое образование учащихся и пути его реализации на региональном уровне: дис. ... канд. пед. наук: Санкт-Петербург, 2000. - 172 с.
13. Харисов Ф.Ф. Дополнительное образование -фактор социального и профессионального самоопределения детей и молодежи // Вестник образования. № 20. 2007, с. 30-32.
14. Ройтблат О.В. Развитие неформального образования в современном социокультурном пространстве России //Человек и образование: журнал. - 2013. - № 1. - С. 25-28.
15. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. - М.: Россия молодая. Экология, 1992 г. - 367 с.
16. Пушкарь, В.С. Экология: человек и биосфера: учебное пособие / В.С. Пушкарь, Л.В. Якименко. - Владивосток: изд-во ВГУЭС, 2011 г. - 228 с.
17. Соломонов Н.Г. Фундаментальные и прикладные проблемы экологии и развитие научно-образовательного потенциала Якутии. -Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2002. С. 15-27.
18. Лаевская Е.В. Основные направления совершенствования законодательства об экологической информации / Е.В. Лаевская, В.Е. 23. Лизгаро, И.С. Шахрай // Право и демократия: сб. науч. тр. - Минск: БГУ, 2006 г. - Спец. вып. - С. 97-108.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
19. Бринчук М.М. Экологическое право / М.М. Бринчук. Учебник. 2 - изд. - 2003. С. 670.
20. 8 типов интеллекта: классификация по Говарду Гарднеру. Режим доступа: https:// ru.thpanorama.com/articles/curiosidades/ los-8-tipos-de-inteligencia-de-howard-gardner-teora-mltiple.html 19.03.2020.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение. 2011 г.
22. Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО в ГБПОУ КСУ 10. М, 2015. 24 с.
23. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. - М.: первое сентября, 2010. - 44 с.
PROJECT ACTIVITY AS A FACTOR OF IMPROVING ENVIRONMENTAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN
Nogovitsin V.P.
Institute of natural sciences of M.K. Ammosov North-Eastern Federal University
Based on years of experience of the Nature Park «Lena pillars» in ecological education of schoolchildren identified: the need to test children's intelligence, cetywayo natural inclinations of children to ecology; development of an evidence-based algorithm development of pupils, the actions of educators and teachers; application of inertia class-lesson form of work in non-formal education. Modern educational technologies based on self-improvement of the abilities of children and young people can increase the effectiveness of eco-education, thereby educating individuals who are able to realize their capabilities. One of the most effective forms of non-formal education in the modern world is the project method, which develops the creative thinking of schoolchildren.
Keyword: environmental education, environmental problems, non-formal education, project method of work, realization of personal potential.
References
1. Shkalikova U.O. Environmental education: formation, essence and principles. Access mode: http://amgpgu.ru/upload/ iblock/880/shkalikova_u_o_ekologicheskoe_prosveshchenie_ stanovlenie_sushchnost_i_printsipy.pdf 19.03.2020.
2. Ermakov D.S. Ecological education: from studying ecology - to solving environmental problems. / D.S. Ermakov, I.T. Suravegi-na. - Novomoskovsk: NF urao, 2005-142 p.
3. Protodyakonova N.I. Organization of summer children's recreation on the territory Of the national Park «Lena pillars» / N.I. Protodyakonova // Collection of proceedings. Yakutsk, 2001, P. 260.
4. Nogovitsyn V.P. Life in harmony with nature-the basis for improving the quality of education (organizational and pedagogical bases of education) // Science and education. - 2006. -№ 1(41). - Pp. 91-95.
5. Forbes. ru: http://www.forbes.ru/forbeslife-photogallery/ obrazovanie/244491-10-luchshikh-rossiiskikh-vuzov/photo/1.
6. Expert RA has prepared the third annual rating of Russian universities. Mode of access: https://raexpert.ru/releases/2014/ Jun05b 16.06 2015.
7. Nogovitsyn V. P., Ph. D., Savvinov A.S., D. Philos.n., NEFU named after M.K. Ammosov. Problems of training highly qualified personnel in Yakutia. Arctic: prospects for sustainable development: a collection of reports of participants of the International scientific and practical conference (Yakutsk: GAU « center for strategic studies of the Republic of Sakha (Yakutia)», 2015576 p.
8. Extreme natural phenomena and catastrophes: Vol. 1. Assessment and ways to reduce the negative consequences of extreme natural phenomena. (Ed. And.About. Glyco). - M: 2011. -436 c.
9. Statistical Yearbook of the Republic of Sakha (Yakutia), 2006: statistical collection. - Yakutsk, Sakhapoligraphizdat, 2006. -608 p.
10. Lyadov D.V. Improving the organization of preventive measures to reduce morbidity in preschool institutions. Moscow, 2014, 145 p.
11. Alekseeva N. A., Alekseeva N.A. Innovative educational system of training and education of students with two main programs with terms of training 5-6 and 9 years: collection of articles. Vol. II / N.A. Alekseeva, N.A. Alekseeva. - Novosibirsk: Nauka, 2017. p. 90. - 241 p.
12. Cotinine E.V. Informal environmental education of students and ways of its implementation at the regional level: dis. ... candidate of pedagogical Sciences: Saint Petersburg, 2000. - 172 p.
13. Kharisov F.F. Additional education-a factor of social and professional self-determination of children and youth // Bulletin of education. No. 20. 2007, p. 30-32.
1. 14. Roitblat O.V. Development of non-formal education in the modern socio-cultural space of Russia // Man and education: jour nal. - 2013. - no. 1. - Pp. 25-28.
14. Reimers N.F. Hope for the survival of humanity. Conceptual ecology. - Moscow: young Russia. Ecology, 1992, 367 p.
15. Pushkar, V.S. Ecology: man and the biosphere: a textbook / V.S. Pushkar, L.V. Yakimenko. - Vladivostok: VSUES publishing house, 2011-228 p.
16. Solomonov N.G. Fundamental and applied problems of ecology and development of scientific and educational potential of Yakutia. Yakutsk: YAF Publishing house SB RAS, 2002. P. 15-27.
17. Laevskaya E.V. Main directions of improving legislation on environmental information / E.V. Laevskaya, V. E. 23. Lizgaro, I.S. Shakhray // Law and democracy: SB. nauch. Tr. - Minsk: BSU, 2006-Special issue-P. 97-108.
18. Brinchuk M.M. Environmental law / M.M. Brinchuk. Textbook. 2-ed. - 2003. P. 670.
19. 8 types of intelligence: classification by Howard Gardner. Mode of access: https://ru.thpanorama.com/articles/curiosidades/ los-8-tipos-de-inteligencia-de-howard-gardner-teora-mltiple. html 19.03.2020.
20. Federal state educational standard of primary General education. - M.: Education. Two thousand eleven
21. Methodological recommendations for the organization of project activities of students in accordance with the requirements of the Federal state educational standard soo in GBPOU KSU10. M, 2015. 24 p.
22. Stupnitskaya M.A. What is a training project? / M.A. Stupnit-skaya. - Moscow: first of September, 2010. - 44 p.
о с
u