Научная статья на тему 'Научно-образовательные центры: решение проблем малочисленных и малокомплектных школ'

Научно-образовательные центры: решение проблем малочисленных и малокомплектных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕР / МАЛОЧИСЛЕННЫЕ ШКОЛЫ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ноговицын В. П.

Исследование проблем малочисленных школ в условиях Якутии в связи с задачами интенсивного развития технологий в стране и современных оптимизационных процессов. Анализ законодательной базы малочисленных школ, тенденция развития системы образования в странах Болонского соглашения подсказывают поиск более рациональных решений, чем оптимизация сельских школ. Решение проблемы автор статьи видит в централизованной организации неформального образования в виде научно-образовательных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательные центры: решение проблем малочисленных и малокомплектных школ»

Научно-образовательные центры: решение проблем малочисленных и малокомплектных школ

Ноговицын Виктор Петрович

кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией экологии и устойчивости экосистем Севера Института естественных наук, Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, [email protected]

Исследование проблем малочисленных школ в условиях Якутии в связи с задачами интенсивного развития технологий в стране и современных оптимизационных процессов. Анализ законодательной базы малочисленных школ, тенденция развития системы образования в странах Болонского соглашения подсказывают поиск более рациональных решений, чем оптимизация сельских школ. Решение проблемы автор статьи видит в централизованной организации неформального образования в виде научно-образовательных центров. Ключевые слова: север, малочисленные школы, неформальное образование, Болонское соглашение, централизация.

о

Е

£

в) ^

0

в)

01 г

Цель исследования: Целью исследования является изучение путей повышения эффективности системы образования в образовательных организациях на северо-восточных территориях страны.

Методы/Статистический анализ: Для решения поставленных целей и задач нами использованы следующие методы: квалитативный и квантитативный, анализ и синтез, прогнозирование, систематизация фактического материала и обобщение лучших практик, в результате которых определены новые векторы развития малочисленных, малокомплектных и кочевых образовательных организаций. В статье внимание сфокусировано на централизованный научно-образовательный центр на уровне международных стандартов при реализации статьи закона о социальном туризме. Использованы данные мониторинговых исследований, проведенных авторами в разные годы в Республике Саха (Якутия), которые позволили расширить и углубить в содержательном, управленческом и организационном плане рассматриваемую проблему.

Полученные данные: в статье актуализированы проблемы сельских малочисленных, малокомплектных (в том числе кочевых) школ, создание организационно-педагогических условий повышения эффективности обучения, способы решения проблем школ созданием централизованной современной образовательной среды в условиях Якутии. Укрепление материально-технической базы централизованного неформального научно-образовательного центра, научно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса на основе обновленных традиций народа с учетом международных стандартов, внедрение современных интерактивных информационных технологий, разработка специальных дополнительных учебно-методических комплексов, учитывающих интересы и образовательные потребности обучающихся позволят найти алгоритм подходов к процессу воспитания и обучения учащихся сельских школ на основе принятой нормативно - правовой базы.

Введение. Геополитический интерес к проблемам Арктики возрос из-за исчерпания природных ресурсов в мире, что предопределяет, во-первых,

бурное развитие промышленности на северовосточных регионах страны. Во-вторых, миграцию большого количества людей разных национальностей в эти регионы [1] и специализаций, следовательно, высокую конкуренцию между коренными и пришлыми, между различными этносами, между специалистами [2]. В-третьих, необходимость ускоренного развития различных технологий [3] работы в условиях вечной мерзлоты. Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на IV Международном арктическом форуме «Арктика-территория диалога», подчеркнул: «Наша цель -обеспечить устойчивое развитие Арктики, а это создание современной инфраструктуры, освоение ресурсов, развитие промышленной базы, повышение качества жизни коренных народов Севера, сохранение их самобытной культуры, их традиций, бережное к этому отношение со стороны государства» [4]. Вопросы добычи и переработки ресурсов, обеспечение жизни людей соответствующей инфраструктурой не могут обойтись без подготовки высококвалифицированных кадров, адаптированных к северным условиям жизни в системе образования. При этом необходимо подчеркнуть, что вопросы подготовки высококвалифицированных кадров на северо-восточных территориях страны имеют не высокий уровень по сравнению с образовательными организациями развитых стран [5].

На этом фоне высказывания людей, предсказывающих будущее, звучит угрожающе для современного положения образовательных организаций российского общества. Почётный доктор наук Гонконгского университета Джэк Ма на всемирном экономическом форуме в Давосе (2018 г.) говорил такие слова: «Чтобы не бояться будущего, нам следует уделить особое внимание образованию наших детей. То, чему мы учим наших детей сейчас, и способ, которым их обучаем, могут привести к тому, что в будущем они потеряют работу. Потому что какие-то расчеты машина будет делать в разы лучше. Детей уже сейчас надо учить с помощью творческого, инновационного подхода. Для образования это большая проблема. Если мы не изменим систему образования, через 30 лет мы окажемся в беде. Сейчас мы обучаем детей по системе, которая существовала лет 200, по системе, основанной на знаниях. Так мы не можем научить детей быть конкурентоспособными по сравнению с машинами. Машины — умнее». Для достижения успеха он предлагает достичь высокого коэффициента интеллекта (Ю). А для того, чтобы противостоять миру — нужно развивать эмоциональный интеллект (БО). Далее он предлагает развивать коэффициент любви для того, чтобы понять мир (Ю). Он убежден, что мы должны учить наших детей чему-то уникальному - что машины никогда не смогут освоить. Мы должны учить детей ценностям, вере, независимому мышлению, командной работе, заботе о других. И для этого надо заниматься мягкими навыками: спорт; музыка; рисование; искусство» [6].

Результат и обсуждение. В данной статье мы рассматриваем проблемы малочисленных и мало-

комплектных школ, в том числе кочевых, в которых обучаются дети представителей народов, живущих в условиях Севера. А в будущем могут учиться и дети тех работников, которые будут работать вахтенным способом в условиях тайги и тундры. Развитие малокомплектных школ, на наш взгляд, должно рассматриваться комплексно, не как отдельный сегмент, а в контексте улучшения качества жизни, благополучия жителей северных и арктических территорий. В контексте этих вопросов нашими исследованиями установлено, что в селе 1/3 населения живёт за счёт доходов работы в бюджетных учреждениях, 1/3 населения - за счёт различных государственных пособий, 1/3 - за счёт своего дворового хозяйства [7], что приводит к ниже среднему уровню жизни северян [8]. В таких сложных условиях правительство РС(Я) принимает Постановление №202 от 25.06.18г. "О стандартах структуры и параметров минимальной сети объектов социальной инфраструктуры РС (Я)". По сути это начальное решение об оптимизации учреждений культуры, здравоохранения и образования, где более 500 человек могут потерять работу в один момент. Общественная организация «Конгресс народа саха» выступил против этого документа. Правительству РС(Я) пришлось отменить своё решение, что требует дальнейших поисков решения проблем сельских школ.

Нами проведенные исследования утверждают, что из 651 образовательных организаций 627 были муниципальными организациями, шесть образовательных организаций были частными. Сельские образовательные организации постоянно оптимизируются, в годы исследований их количество составляло примерно 72% от общего числа школ в республике и обучалось 39% детей от общей численности школьников. Более трети общеобразовательных организаций являются малочисленными (204 школы) с минимальной инфраструктурой комплектации учебного процесса и финансируются вне зависимости от количества обучающихся. В 2015 г. функционировали 226 учреждений дополнительного образования школьников. 113 учреждений, 54 (47,8%) из них расположены в сельской местности. Дополнительным образованием по всей республике охвачено 73% (107 568 чел.). Анализ охваченных дополнительным образованием детей показал, что услугами учреждений дополнительного образования пользуются в основном подростки 10-17 лет (41,2%) в возрасте 5-18 лет. Условия обучения в большей степени зависит от административно-территориального деления республики, поэтому работы ведутся без должной инфраструктуры и оборудования. В местах компактного проживания малочисленных народов Севера функционируют 11 кочевых школ и детских садов. Они созданы для сохранения языков, самобытной культуры, традиций малочисленных народов. По данным переписи 2010 г. в Якутии проживают более 40 тысяч представителей малочисленных народов Севера, в том числе эвенков -21008, эвенов - 15071, долган - 1906, юкагиров -1281 и чукчей 670 человек. Между тем, в Якутии в

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

в)

01 г

арктических районах показатель рождаемости выше, чем в среднем по республике. Обучение на языках коренных малочисленных народов ведется в 40 образовательных организациях республики, в том числе в малокомплектных кочевых школах.

Анализ основных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в области развития малокомплектных школ, в том числе кочевых, показал, функционирование малочисленных, малокомплектных и кочевых образовательных организаций регулируется федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и законами «Об образовании в Республике Саха (Якутия)», «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)». В 2008 г. внесены поправки в действующий закон «Об образовании в Республике Саха (Якутия)», куда вошли статьи, регулирующие деятельность малокомплектных школ. Статья 9 «Малокомплектные образовательные организации в Республике Саха (Якутия)» и статья 10 «Организация образовательного процесса в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». В данном законе впервые дается определение понятий «малокомплектные» и «кочевые» школы. В статье 10 говорится: «Для организации образовательного процесса в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) органами государственной власти и органами местного самоуправления создаются образовательные организации, реализующие основные образовательные программы, учитывающие кочевой образ жизни, основанный на исторически сложившихся традициях и обычаях, связанных с ведением традиционной хозяйственной деятельности и предполагающий постоянное перемещение в пределах маршрута кочевания без строгой привязанности к определенному пункту и месту жительства» [9].

Проблема выравнивания образовательных программ от дошкольного до старшего уровня образования на Аляске рассматривается в обзоре, сделанном Дж. Уильмсон, М. Диармид. Так же, как и у нас, в этом штате большинство школьников оканчивает свое формальное образование неподготовленным к новым этапам своей жизни. Это приводит к тому, что очень мало выпускников продолжают свое обучение в высших и средних специальных учебных заведениях и, если поступают, не оканчивают их. Вследствие этого работодатели отмечают то, что значительное количество молодых людей, которые пришли работать после окончания школы, не владеют навыками осознанного чтения, грамотного письма и счета на элементарном уровне. Без этих знаний невозможно на должном уровне освоить большинство современных профессий. В результате анализа создавшейся ситуации авторы исследования предлагают совершенствовать существующую модель образования. При этом все компоненты образовательной системы должны быть построены таким образом,

что по мере того, как дети или молодые люди переходили с одного этапа на другой, были практически подготовлены к следующему. Как показало исследование авторов, дети приходят в детский сад, школу, молодые люди в колледж или на работу неподготовленными к вызовам, с которыми они столкнутся на практике, не обладая навыками, которые требуются на каждом этапе обучения и профессионального становления [10].

Воспитание современной конкурентоспособной личности, отвечающей вызовам быстроменяющегося мира, - главная задача, которая стоит перед школой, в том числе и удаленными сельскими школами. Обеспечение качественного образования, в первую очередь, зависит от подготовки педагогических кадров, от уровня их профессиональной компетентности [11]. Республика, имея педагогический институт в федеральном университете не может полностью обеспечить кадрами образовательные организации. Так, каждый год по итогам комплектования образовательных организаций кадрами открываются до 700-800 вакансий, что говорит о снижении престижности профессии учителя, педагога. Наибольшее количество вакансий наблюдается в г. Якутске, Сун-тарском, Олекминском, Хангаласском, Верхоянском, Нюрбинском, Томпонском районах. Вакансии наибольшие наблюдаются по таким специальностям как начальные классы, математика, английский язык, русский язык и литература, педагог-психолог, воспитатель детей дошкольного возраста, музыкальный руководитель.

Россия многие века живёт на основе традиций, поэтому сельская жизнь, близость к земле была всегда основой духовного и материального обеспечения жизни человека. Такое мировоззрение культуры россиян воспитывает в нас природосо-образность, социосообразность и человекосооб-разность общества, что и будет основой перехода человечества от биосферы в ноосферу. Тенденция развития комфортной жизни общества в больших городах и мегаполисах может иметь не предсказуемые последствия для россиян, так как народы России выбор способа выживания в условиях Севера выбрали давно. Через традиции передали своим детям своё любовное отношение к земле, к природе. Мы уверены в том, что окружающая среда в большей степени воспитывает человека, чем придуманные человеком средства и методы воспитания. Благодаря своей природе Россия славится своим Величием, не поддаётся порабощению чужих, в то же время широко известна добрым и веселым нравом своего населения. Доброта, в наше материализованное быстротекущее время, может стать основой взаимопонимания, справедливости, толерантного отношения этносов друг другу, следовательно, основой разума современного человека, движущей силой но-осферного мышления человечества. Таким образом, быть ближе к земле, к природе - основа благополучной жизни российского общества. Это мнение подтверждается исследователем мегаполисов Пауль Алакорном, который отмечает, что главной проблемой мегаполиса считает трату времени на

поездку от дома до работы и большие затраты на оплату жилья. Многие мегаполисы имеют плохую планировку города, что создаёт проблемы для жителей. У людей многих мегаполисов существует множество страхов перед безработицей, терактами, преступностью, ограблениями, экономическими и энергетическими кризисами, которые всё больше и больше требуют от людей финансовых затрат и потерю добропорядочных взаимоотношений. Исходя из этого люди материализацию своей жизни ставят выше духовного обогащения, последствия которого не могут быть благоприятными для общества. Автор предполагает, что будущее за средними городами, которые будут иметь хорошую планировку [12].

Решение проблем малочисленных, малокомплектных, кочевых школ необходимо искать в европейской системе образования, в особенности -северной Европы, работающих в контексте Болон-ского соглашения. Например, во время наших посещений в 1998 г. г. Оулу (Финляндия), нас ознакомили с подготовкой универсальных учителей, которые концентрируют внимание не на предметы, а на принципы воспитания и обучения. Более того финны режим работы образовательных организаций строят в соответствии с ритмом северной природы. Эти положения выводят Финляндию в один из передовых стран в системе образования, следовательно, и высокому уровню жизни.

В связи с вступлением в Болонскую декларацию нам необходимо определиться с понятиями «непрерывное образование», «формальное образование» и «неформальное образование». Непрерывное образование - это обучение и стратегия постоянного обновления, расширения и приобретения умений для поддержания собственного благосостояния и личностного развития до старости. Формальное образование - это программное, организованное получение образования, которое осуществляется в официальных (формальных) образовательных учреждениях, специально предназначенных для образовательных целей. П. Джарвис формальное образование определяет, как образовательную систему иерархически структурированную и действующую в большинстве государств [13]. Формальное образование подчинено системе стандарта формального образования, официально узаконенного со стороны государства и определяющему минимальные требования к знаниям и умениям, обеспечивающих выполнение обучающимися профессиональной деятельности в различных областях [14]. Минимальность или усредненность общих знаний ограничивает учащихся. Неформальное образование есть любое организованное и систематически осуществляемое за пределами формальной системы образования деятельность, направленное на решение образовательных задач в среде специальных подгрупп детей, молодежи и взрослых [15], которые мотивированы к определенным знаниям и интеллектуально имеют равный уровень подготовленности. Примерно такое же определение дала Ев-рокомиссия, что неформальным образованием

можно считать любую организованную деятельность вне форм образования образовательную деятельность, дополняющую формальное образование, которую описали В.В. и С.А. Мацкевичи [16]. Ещё в 1997 г. ЮНЕСКО предложила организовать педагогический процесс в виде образовательной триады - «формальное образование» («formal education») - «неформальное образование» («non-formal education») и «внеинституцион-ное образование» («informal education») [17], так как неформальное образование позволяет сформировать активно участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию [18] населения различных регионов страны. Преимуществом неформального образования перед формальным образованием, как считают исследователи, становится сознательное саморазвитие личности, которые полагаются на собственные способности и возможности, соразмеряя свой уровень знаний, соотнеся собственные мнения и чувства с мнениями и чувствами других людей [19].

Одной из главных форм неформального образования является научно-образовательный центр - связующее звено школьного и высшего образования, который в условиях административно-территориального деления республики может иметь статус организационно-педагогической модели. В Федеральном законе от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт пятый второй статьи предусматривает создание ИНТЦ образовательной организацией, научной организацией, которые соответствуют критериям, установленным Правительством Российской Федерации». Пункт 1, статьи 2 гласит «инновационный научно-технологический центр - совокупность организаций, основной целью деятельности которых является осуществление научно-технологической деятельности, и иных лиц, деятельность которых направлена на обеспечение функционирования такого центра, действующих на определенной Правительством Российской Федерации территории». Пункт 2 этой статьи указывает цель ИНТЦ: «проект - совокупность мероприятий, направленных на достижение целей по созданию и обеспечению функционирования инновационного научно-технологического центра».

Вышел Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В преамбуле написано, что указ принят в целях «осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека».

Ожидаемый результат реализации НОЦ: Разработка и внедрение технологий мирового уровня;

о о ш и m 5 m

О m э m Д А

X £ m

О

х О m

0

01 и А ы о ш А X X m

0

в)

01 г

Рост ВЗИР; Позиционирование вузов в академическом пространстве и международных рейтингах; Целевая подготовка кадров; Создание прорывных научных результатов по приоритетам СНТР; Кооперация с организациями, действующими в реальном секторе экономики; Создание специализированных лабораторий для проведения НИР и ОКР в интересах проекта.

Социально-экономический эффект: Формирование элементов новой системы организации науки; Повышение уровня и статуса российской науки; Ускорение технологического развития Российской Федерации.

Достижение целей Указа: Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития;

Для решения вышеназванных проблем мы разработали проект ИНТЦ «Орто Дойду» (Срединный Мир). Проект «Орто Дойду» имеет три направления: воспитание, обучение и культурный досуг. Вопросы воспитания в целях концентрации внимания исследования и практической реализации проекта решили строить на основе традиций народа саха - титульного народа Республики Саха (Якутия) как имеющего наиболее положительный опыт реализации своего потенциала в суровых условиях севера, сумевшего увеличить свою численность в разы в ХУ1-Х1Х вв. Инновационное научно-техническое направление обучения должна охватить социальную структуру общества: предпринимательство, строительство, производство, традиции воспитания, обучение, вопросы экологии, режим труда и отдыха северян. Культурный досуг направлена на раскрытие и коммерциализацию туристского потенциала Севера и Арктики.

Заключение. Подводя итоги к сказанному, необходимо признать, что практика неформального образования во многих странах по линии Бо-лонского соглашения - возможный путь решения проблем существующей системы образования в целом, малочисленных, малокомплектных, в том числе и кочевых школ - в частности. Организационно-педагогической основой повышения эффективности системы образования или моделью неформального образования в административно-территориальных условиях Якутии может стать научно-образовательный центр, отвечающий требованиям Болонского соглашения. При этом реализация статьи закона о социальном туризме для образовательных организаций Республики Саха (Якутия) будет способствовать улучшению организационной работы. Для развития этой уникальной модели образования необходимо: развивать инфраструктуру и материально-техническую базу научно-образовательного центра; совершенствовать образовательные программы в соответствии с новыми требованиями времени, внедрять инновационные информационно-коммуникационные технологии; подготовить авторские коллективы из

числа ученых, учителей-практиков для разработки учебников нового поколения по направлениям социальной структуры общества; вести целенаправленную работу по социализации детей кочевья; консолидировать интеллектуальный потенциал педагогов Арктических регионов Российской Федерации и Болонского соглашения с целью поддержки и развития малокомплектных образовательных организаций; определить коэффициенты к нормативам оплаты педагогического труда учителей; разработать меры социальной поддержки педагогов, работающих научно-образовательном центре.

Следует выстроить методическую систему обучения в научно-образовательном центре, начиная с профессиональной ориентации школьников. С этой целью необходимо провести мониторинговые исследования, проанализировать нормативную правовую базу, условия обучения, изучить возможность подготовки универсальных учителей, специфику подготовки педагогических кадров в неформальном образовании, способствовать совершенствованию содержания и форм обучения. Необходимо внести изменения в федеральное законодательство, ввести специальную статью «неформальное образование», «лицензирование образовательной деятельности научно-образовательных центров». Предлагаем создать единый банк данных о программах поддержки школ Арктики, которые реализуются в субъектах Российской Федерации. На федеральном уровне разработать концепцию и целевую программу развития сети малокомплектных образовательных организаций, расположенных в Арктических регионах. Разработать программы подготовки и повышения квалификации педагогов научно-образовательного центра, носителей традиций народов, проживающих на Севере и Арктики Российской Федерации с целью совершенствования их профессиональных компетенций. Предложить персонифицированную форму повышения квалификации каждого педагога научно-образовательного центра. На федеральном уровне следует инициировать создание журнала, возможно, электронного, с целью обсуждения научно-методических проблем воспитания и обучения детей российского Севера и Арктики.

Литература

1. Тьерри Годен. К концу XXI века города Якутск и Игарка станут одними из самых крупных городов России. /Рассказ о будущем столетии / Газета «Якутия», №12(40), 28.03.2000 г.

2. Тоффлер Элвин. Третья волна. - М.: АСТ, 1999. - 784 с.

3. Василенко В. Технологические уклады в контексте стремления экономических систем к иде-альности//социально-экономические проблемы державы: журнал. - Тернополь, 2013. -Т.8, №1. -С.65-72.

4. Путин В.В. Выступление на IV Международном арктическом форуме «Арктика - территория диалога», 30 марта 2017 г. Режим доступа:

http://kremlin.ru/events/president/news/54149. 5 апреля 2017 г.

5. Ноговицын В.П., к.п.н., Саввинов А.С., д.филос.н., СВФУ им. М.К.Аммосова. Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров в Якутии. Арктика: перспективы устойчивого развития: сборник докладов участников Международной научно-практической конференции (Якутск: ГАУ «Центр стратегических исследований Республики Саха (Якутия)», 2015 - 576 с. (с.129-137).

6. Джек Ма: из-за того, как мы учим детей, они могут потерять работу. Режим доступа: https://forbes.kz/process/education/djek_ma_izza_tog o_kak_myi_uchim_detey_oni_mogut_poteryat_rabotu/ 10.06.2018.

7. Ноговицын В.П. Оло^у хоhуйууга холонуу / В.П. Ноговицын ; [ред.: В.В.Кириллин, П.И.Попов].

- Дьокуускай : Бичик, 2007. - 152 с. (Возможные пути улучшения жизни народа саха / В.П.Ноговицын ; [ред.: В.В.Кириллин, П.И.Попов.].

- Якутск : Бичик, 2007. - 152 с.).

8. Reducing Regional Discrepancy: The Stratege of the Russian Government for The Far East / Seunrae KIM // HUFS, Korea Understanding Northeastern Siberia and the Arctic Region: Society, Culture, and Politics : HK International conference, March 9, 2018, Minerva complex, Hankuk University of Foreign Studies (HUFS) Seoul, Korea / hosted by: Inststute of Russian Studies, HUFS, North-Eastern Federal University in Yakutsia ; sponsored by: National research Foundation of Korea. - Seoul, Korea, 2018. - С. 85 - 96.

9. Закон Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 1401-З №359-V «Об образовании в Республике Саха (Якутия)» (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: www.base.garant.ru/26752566/. 20.05.2018 г.

10.G. Williamson, McDiarmid, Alexandra Hill. Alignment of Alaska's Educational Programs from Pre-School through Graduate Study: A First Look ISER Working Paper 2010.1 Revised January 2010. https://www.citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download? doi=10.1.1.

11.Профессиональный стандарт педагога. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/.../12.02.15. Профстандарт_педагога_%28проект%29^Г 24.09.2017 г.

12. Исследователь мегаполисов Пауль Алакорн о том, где нужно жить и чего бояться в больших городах. Режим доступа: https://www.the-village.ru/village/city/city-interview/169449-intervyu-paul-alakorn 09.09.2019.

13.Jarvis, P. International Dictionary of Adult and Continuing Education // P. Jarvis - London, UK and Sterling, USA: Kogan Page, 1999, с.79.

14.Скрынник, И.К. Неформальное образование как средство повышения эффективности деятельности некоммерческих организаций: дис. ... канд. пед. наук: Ставрополь, 2006. - 217 с.

15.Coombs P. and Ahmed M. Attacking Rural Poverty. How non-formal education can help, Baltimore: John Hopkins Press., 1974.

16.Мацкевич В.В., Мацкевич С.А. Водолажская Т. Стандарты и стандартизация в неформальном образовании: подходы и определения // Адукатар: [журн. неформальн. образования]. - 2006. - №9. -С. 13-21.

17.Non-formal education. In Glossary of Adult Learning in Europe / ed. By Paolo Federighi. -Hamburg : UNESCO Institute for Education, 1999. -122 pp.

18.Меморандум непрерывного образования европейского Союза. URL: http://www.znanie.org/ jornal/n1_01/nepreriv_obraz.html (дата обращения: 11.09.2012).

19.Jeffs, T. Using Informal Education. An alternative to casework, teaching and control / T. Jeffs, M.K. Smith (eds). - Milton Keynes : Open University Press. - 1999. - 68 pp., с. 23.

Scientific and educational centers: solving the problems of

small and ungraded schools Nogovitsin V.P.

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University The Study of problems of small schools in Yakutia in connection with the problems of intensive development of technologies in the country and modern optimization processes. Analysis of the legal framework of small schools, the trend of development of the education system in the countries of the Bologna agreement suggest the search for more rational solutions than the optimization of rural schools. The author sees the solution of the problem in the centralized organization of non-formal education in the form of scientific and educational centers. Key words: North, small schools, non-formal education, Bologna

agreement, centralization. References

1. Thierry Godin. By the end of the 21st century, the cities of Yakutsk and Igarka will become one of the largest cities in Russia. / Story about the next century / Newspaper "Yakutia", No. 12 (40), 03/28/2000

2. Toffler Alvin. Third wave. - M .: AST, 1999 .-- 784 p.

3. Vasilenko V. Technological patterns in the context of the desire

of economic systems for ideality // socio-economic problems of the state: journal. - Ternopol, 2013. -T.8, No. 1. - S. 65-72.

4. Putin V.V. Speech at the IV International Arctic Forum "The Arctic

- Territory of Dialogue", March 30, 2017. Access mode: http://kremlin.ru/events/president/news/54149. April 5, 2017

5. Nogovitsyn V.P., Ph.D., Savvinov A.S., Doctor of Philosophy,

NEFU. M.K. Ammosova. Problems of training highly qualified personnel in Yakutia. The Arctic: prospects for sustainable development: a collection of reports of participants in the International Scientific and Practical Conference (Yakutsk: State Autonomous Institution "Center for Strategic Studies of the Republic of Sakha (Yakutia)", 2015 - 576 pp. (P. 129-137).

6. Jack Ma: due to the way we teach children, they may lose their

jobs. Access Mode:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://forbes.kz/process/education/djek_ma_izza_togo_kak_m yi_uchim_detey_oni_mogut_poteryat_rabotu/ 06/10/2018.

7. Nogovitsyn V.P. Ol^u hohuyuuga holonuu / V.P. Nogovitsyn; [ed

.: V.V. Kirillin, P.I. Popov]. - Dyokuuskay: Beechik, 2007 .-- 152 p. (Possible ways to improve the life of the Sakha people / V.P. Nogovitsyn; [Ed .: V.V. Kirillin, P.I. Popov.] - Yakutsk: Bichik, 2007. - 152 p.).

8. Reducing Regional Discrepancy: The Stratege of the Russian Government for The Far East / Seunrae KIM // HUFS, Korea Understanding Northeastern Siberia and the Arctic Region: Society, Culture, and Politics: HK International conference, March 9, 2018, Minerva complex , Hankuk University of Foreign Studies (HUFS) Seoul, Korea / hosted by: Inststute of Russian Studies, HUFS, North-Eastern Federal University in Yakutsia; sponsored by: National research Foundation of Korea. - Seoul, Korea, 2018 .-- S. 85 - 96.

9. Law of the Republic of Sakha (Yakutia) dated 15.12.2014 1401-З

No. 359-V "On Education in the Republic of Sakha (Yakutia)" (as amended). Access mode: www.base.garant.ru/26752566/. 05/20/2018

о о и n m 5 m

О m n m й А

X £ m О

x О m

О DI n А ы о и А X X m

10. G. Williamson, McDiarmid, Alexandra Hill. Alignment of Alaska's Educational Programs from Pre-School through Graduate Study: A First Look ISER Working Paper 2010.1 Revised January 2010. https://www.citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1

11. The professional standard of the teacher. Access mode: https: //minobrnauki.rf/.../12.02.15. Teacher_standard_% 28project% 29.pdf. September 24, 2017

12. City researcher Paul Alacorn on where to live and what to fear in big cities. Access mode: https://www.the-village.ru/village/city/city-interview/169449-intervyu-paul-alakorn 09/09/2019.

13. Jarvis, P. International Dictionary of Adult and Continuing Education // P. Jarvis - London, UK and Sterling, USA: Kogan Page, 1999, p. 79.

14. Skrynnik, I.K. Non-formal education as a means of increasing the efficiency of non-profit organizations: dis. ... cand. ped Sciences: Stavropol, 2006 .-- 217 p.

15. Coombs P. and Ahmed M. Attacking Rural Poverty. How nonformal education can help, Baltimore: John Hopkins Press., 1974.

16. Matskevich V.V., Matskevich S.A. Vodolazhskaya T. Standards and standardization in non-formal education: approaches and definitions // Adukatar: [Zh. informally. education]. - 2006. - No. 9. - S. 13-21.

17. Non-formal education. In Glossary of Adult Learning in Europe / ed. By Paolo Federighi. - Hamburg: UNESCO Institute for Education, 1999 .-- 122 pp.

18. Memorandum of continuing education of the European Union. URL: http://www.znanie.org/ jornal / n1_01 / nepreriv_obraz.html (accessed September 11, 2012).

19. Jeffs, T. Using Informal Education. An alternative to casework, teaching and control / T. Jeffs, M.K. Smith (eds). - Milton Keynes: Open University Press. - 1999. - 68 pp., P. 23.

o w

o> ei Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.