Научная статья на тему 'ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭПОСОМ ОЛОНХО В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ'

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭПОСОМ ОЛОНХО В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОЛОНХО / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRESCHOOL CHILDREN / OLONKHO / PLAY ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылова Марианна Александровна, Иванова Мария Кимовна

В статье раскрывается значение героического эпоса народа саха «олонхо» на воспитание и приобщение к культуре своего народа старших дошкольников. Описано содержание проекта лаборатории «Педагогика олонхо в ДОУ», раскрыты цель, задачи и направления деятельности лаборатории олонхо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копылова Марианна Александровна, Иванова Мария Кимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILIARIZING OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH THE OLONHO EPIC DURING THE GAME

The article reveals the meaning of the heroic epic of the Sakha people «olonkho» for the upbringing and introduction of older preschool children to the culture of their people. The content of the project of the laboratory «Pedagogy of olonkho in preschool educational institution» is described, the purpose, tasks and directions of the activity of the olonkho laboratory are revealed.

Текст научной работы на тему «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭПОСОМ ОЛОНХО В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ»

12. Суханова Н.Т. Мониторинг учебного процесса, как подсистема информационного образовательного пространства учебного заведения. // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства: Труды Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей, специалистов, Н. Новгород, НГПУ, 2012, 269 с.

13. Носов А.Л. Проблемы информатизации системы образования в постиндустриальном обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 1 (январь). - С. 1-5. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2015/15001.htm.

14. Жданов В.С. Проблемы информатизации образования [Электронный ресурс] URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/ BPA/8a1da1a3a5a3caffc3257641003e9c97

15. Роберт И.В. Научно-методические проблемы развития и информатизации отечественного образования [Электронный ресурс] URL: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2008_09_16.html

16. Никольская В.А., Родькина О.Я. Исследование угроз информационной безопасности при использовании программного обеспечения в госучреждениях и их влияния на отраслевое экономическое развитие// Успехи современной науки и образования / Белгород., 2017., №9, С. 97-102

Педагогика

УДК 373.24

студентка Копылова Марианна Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭПОСОМ ОЛОНХО В

ПРОЦЕССЕ ИГРЫ

Аннотация. В статье раскрывается значение героического эпоса народа саха «олонхо» на воспитание и приобщение к культуре своего народа старших дошкольников. Описано содержание проекта лаборатории «Педагогика олонхо в ДОУ», раскрыты цель, задачи и направления деятельности лаборатории олонхо.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, олонхо, игровая деятельность.

Annotation. The article reveals the meaning of the heroic epic of the Sakha people «olonkho» for the upbringing and introduction of older preschool children to the culture of their people. The content of the project of the laboratory «Pedagogy of olonkho in preschool educational institution» is described, the purpose, tasks and directions of the activity of the olonkho laboratory are revealed.

Keywords: preschool children, olonkho, play activities.

Введение. Олонхо - общее жанровое понятие героического эпоса, которое принадлежит якутам (самоназвание — саха) — одному из северных осколков тюркского народа, располагающийся приблизительно с VIII века в бассейне реки Лена. Сюжетный состав олонхо сформирован из множества различных сказаний,средний размер которых варьируется от 10 до 15 тысячстихотворных строк. Крупные олонхо могут достигать более 20 тысяч стихотворных строк [7, С. 52]. В ноябре 2005 г. всемирная организация ЮНЕСКО признала якутский героический эпос олонхо шедевром устного и нематериального наследия.

Следует отметить, что олонхо является достаточно богатым и сложным поэтическим произведением для учеников дошкольных образовательных учреждений. В связи с этим, при знакомстве с олонхо следует принимать во внимание возраст детей. Как показывает практика, при правильной организации слушания дошкольники с огромным удовольствием слушают эпос и начинают всерьез увлекаться им.

С нашей точки зрения, в современной мультикультурной среде нужно принимать меры с целью сохранения и приумножения самобытности этноса, его духовного, нравственного и культурного наследия. Формирование этнокультурной среды, которая обеспечивает языковое и культурное разнообразие образовательного процесса является одним из перспективных ориентиров развития национально-регионального элемента содержания общего образования.

С данной целью нами была разработана и внедрена в практику нашего детского сада методика ознакомления старших дошкольников с эпосом олонхо при помощи игровой деятельности.

Перед собой нами был поставлен следующий ряд задач:

- раскрыть главные цели и задачи применения игровой деятельностив процессе ознакомления дошкольников с эпосом олонхо;

- установить педагогические условия ознакомления дошкольников с эпосом олонхо в процессе проведения игр.

Ожидаемый результат: применение игровых методов при ознакомлении дошкольников с эпосом «олонхо» обеспечит повышение у них мотивации к изучению якутского фольклора в дальнейшем, а также будет способствовать пополнению игровой среда всей группы в целом по теме «Олонхо» в ходе работы с родителями.

Изложение основного материала статьи. Не малую значимость для развития культурного наследия якутского народа представляет героический эпос «олонхо» и приобщение к нему детей дошкольного возраста. Якутский этнос должен сформировать у своих детей национальную самоидентификацию, создать чувство уверенности в себе, умение вести здоровый образ жизни, а также обеспечить физическое и нравственное воспитание детей и развить у них творческие способности и талант.

Помимо этого, в детских садах, где дети общаются на русском языке, есть немалый интерес к изучению эпоса «олонхо». Олонхо способен вызывать у детей искренний интерес, связанный с их любознательностью и склонностью к творчеству, к игровой деятельности. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - это игра. Используя игровую деятельность в качестве средства в ознакомлении детей дошкольного возраста

с эпосом «олонхо», педагог может развивать у детей интерес, любознательность, желание в получении новых знаний.

По мнению Л.С. Выготского [1, С. 55] и Д.Б. Эльконина [6, С. 25], игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, но исследователи имеют в виду не то, что она выступает преобладающим элементом в его практике среди остальных видов деятельности. А то, что именно игровая деятельность в данный период жизни способствует развитию дошкольника.

Е.И. Негневицкая [3, С. 23] и А.М. Шахнарович [7, С. 83] в своем труде «Язык и дети» отмечают важность учета ключевых качеств обучающей игры: она должна оставаться игрой. В советском энциклопедическом словаре «игра» трактуется как один из видов непродуктивной деятельности, мотив которой заключается непосредственно в самом процессе, а не в ее результате. В связи с этим, вводя в занятия игры, их дидактический результат представляет важность лишь воспитателя, и не может явиться побудительным мотивом для деятельности дошкольников.

Существует несколько причин, вызывающиху дошкольников интерес к эпосу «олонхо».

Во-первых, эпос «олонхо» имеет форму детского произведения, что позволяет ребенкухорошо воспринимать его именно в детском периоде и в ходе игровой деятельности.

Во-вторых, эпос «олонхо» содержит в себе основные звуки, слова и фразы, которые раскрывают культурные архетипы этноса. Поэтому детьмиони воспринимаютсяв качестве живой картины мира. При этом у них включается воображение, и игра становится как будто живой.

В-третьих, эпос «олонхо» построен на принципе целостного мышления, принципе образного мышления, что делает его целостным, художественно-мифологически-теологическим произведением. Подобного рода произведения вызывают особый интересу детей.

Игровая деятельность с использованием эпоса «олонхо» одновременно пробуждает несколько центров в мозгу ребенка. Природный интеллект (ийэ ой), как генератор, языковой (ийэ тыл), как транслятор и материнский ритмо-тембр звука голоса (ийэ кылысах), как реализатор мысли. При этом мозг ребенка работает на полную силу. Он не только исполняет олонхо, ставит театрализованные представления по его мотивам, но и замечательно рисует, иллюстрирует сюжеты олонхо [7, С. 23].

Игровая деятельность должна изменить сам стиль взаимоотношений между ребенком и взрослым воспитателем, который не может ничего навязывать: играть ребенок может только тогда, когда он этого хочет и когда это ему интересно, и с теми, кто ему симпатичен. Воспитатель не может выступать лишь организатором такой игры. Ему также необходимо принимать в ней активное участие, так как дети с большим удовольствием играют со взрослыми.

Для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с олонхо, мы организовали с детьми разные виды игр: интерактивная игра «Три мира олонхо», «Эрчимэн Бэргэн»; подвижная игра ДИП «Сонор» представлена в нашей работе в разных тематиках: «Ньургун Боотур и абаасы», «Богатырь Среднего мира и его кони», «Сабыйа Баай Хотун (мама) и дети Кун Дьирибинэ (мальчики), «Туйаарыма Куо в балагане», «Саха Саарын Тойон и дети Кун Дьирибинэ», «Туйаарыма Куо во дворе». По теме «История предков» включили следующие игры: игра «Шнуровка якутских посуд»; настольная игры «Хабылык» и «Хаамыска», строительно-конструктивная игра «Макет балагана».

Календарный план на один учебный год

Месяц Тема Цель и задача Итоговое мероприятия Работа с родителями

Октябрь «Героический эпос олонхо народа саха» Цель: Ознакомить с эпосом олонхо Квест-игра по интерактивной игре«Три мира олонхо» «Идем спасать Туйаарыма Куо» Изготовление вместе с ребенком макет якутского балагана и забора

Ноябрь «История предков» Цель: Ознакомить утварь и забор балагана Выставка макетов якутского балагана

Декабрь Знакомство героев с олонхо «Ньургун Ботур Стремительный» Цель: Ознакомить с характером героев олонхо и песенный разговор героев Презентация героев олонхо «Я знаю» Подготовить презентацию 1-го героя с олонхо

Январь «Игры Дыгына» Цель: Ознакомить с якутскими подвижными национальными играми Спортивные соревнования с родителями «Игры Дыгына» Участие в спортивной игре с детьми

Февраль Чарующие звуки якутских музыкальных инструментов Цель: Ознакомить с якутскими музыкальными инструментами Викторина: «Угадай мелодию» Изготовление ударных и шумовых якутских музыкальных инструментов

Март Инсценировка олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» Цель: Постановка театрализованной игры «Ньургун Боотур Стремительный» Театрализованная постановка «Ньургун Боотур Стремительный»

Апрель Разучивание якутского танца «Осуохай» Цель: Ознакомить для чего нужен танец осуохай Путешествие по трем мирам «Встреча солнца» Изготовление костюмов для театрализованной постановки

Май Подготовка к национальному празднику «Ысыах» Цель: Закрепить пройденный материал Интегрированное открытое музыкальное занятия

В целях дальнейшего изучения и ознакомления с эпосом олонхо детей старшего дошкольного возраста необходимо подключить всех воспитателей детского сада и, конечно, родителей. Нами был разработан проект лаборатории «Педагогика олонхо в ДОУ».

Цель работы лаборатории: построение инновационной сети методической поддержки педагогов дошкольных образовательных учреждений района по педагогике олонхо.

Задачи:

1. Создание условий, обеспечивающих возможность распространения опыта работы на основе накопления и передачи ресурсов (нормативных, методических, практических, информационных и т.д.) в области педагогики олонхо.

2. Трансляция опыта работы по педагогике олонхо в педагогическом сообществе.

3. Повышение уровня теоретических знаний и практических умений педагогических работников дошкольных учреждений по использованию педагогики олонхо в детском саду.

Направления работы педагогической лаборатории:

- организационное: планирование работы лаборатории, выявление и учет потребностей образовательной среды, обеспечение методического сопровождения работы лаборатории; организация обучающих мероприятий для педагогических работников ДОУ, подготовка методических материалов, внедрение накопленных ресурсов в практику дошкольных учреждений района;

- методическое: сбор методической базы обобщение и распространение опыта работы по педагогике олонхо, оказание персональной методической помощи педагогам в организации работы по педагогике олонхо;

- учебное: внедрение разработанных и освоенных методов и технологий педагогики олонхо в практику работы ДОУ района и распространение накопленных опыта среди педагогического сообщества района и города;

- научно-исследовательское: разработка и апробация инновационных технологий и методик по педагогике олонхо;

- педагогическое направление: повышение уровня теоретических знаний и практических умений педагогических работников ДОУ в области педагогика олонхо, развитие мотивации педагогических работников к формированию индивидуального стиля педагогической деятельности по педагогике олонхо.

Выводы. Таким образом, для правильного использования игрового метода при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с эпосом олонхо необходимо взаимодействие всех педагогов детского сада, а также родителей детей. В этом случае лаборатория «Педагогика олонхо в ДОУ» станет основой этнопедагогики, направленной на сохранение и распространение эпоса олонхо в ДОУ.

Можно сказать, что внедрение эпоса «олонхо» в развивающую игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста можно рассматривать как создание:

- условий для естественного восприятия родной речи детьми старшего дошкольного возраста, то есть -умение слушать «олонхо», где раскрывается красота, звучность, поэтичность родной речи;

- условий приобщения детей к этическим нормам общения человека с природой, со взрослыми, сверстниками на примере героев эпоса-олонхо;

- этнопедагогической связи воспитательного процесса ребенка, дошкольного образовательного учреждения и воспитания в семье.

Таким образом, эпос олонхо через традиционные игры, игры-путешествия, через изобразительную, музыкальную трудовую деятельность детей может глубоко проникнуть в кут (душу) ребенка и иметь значительное влияние на его воспитание.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии.- 1966. - № 6. - С. 62-76.

2. Дмитриева З.С. Гендерное воспитание мальчиков 5-6 лет на материале олонхо / З.С. Дмитриева, М.К. Иванова // Под ред. Т.Ю. Ковтун, В.В. Находкина. Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. - Киров: МЦИТО, 2018. - С. 148-151.

3. Негневицкая, Е.И. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. - М.: Наука, 1981. - 111 с.

4. Попова Г.С. Санаайа. Методы чтения текста олонхо: учеб.-метод. пособие. - Новосибирск: Наука, 2010. - 184 с.

5. Шолпо, И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учеб.пособие по методике преподавания англ. яз. для пед. вузов, колледжей и училищ по спец. «Преподаватель иностр. яз. в детском саду» / И.Л. Шолпо. - СПб.: Спец. лит., 1999. - 150 с.

6. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978.

7. Эпическое наследие народов Якутии: традиции и современность: материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной XII Республиканскому Ысыаху Олонхо-2018 в Алданском районе Республики Саха (Якутии) (г. Алдан, 8-9 декабря 2017 г.) / [редкол.: А.Н. Жирков и др., сост.: Р.В. Корякина и др.]. - Якутск: «Медиа-Холдинг» Якутия, 2018. - 244 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.