Педагогика
УДК 378.2
старший преподаватель Сидорова Евдокия Эдуардовна
Педагогический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка 4 курса Слепцова Юлия Евгеньевна Педагогический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ ЯКУТСКОГО ЭПОСА ОЛОНХО
Аннотация. В статье раскрывается понятие «художественно - творческие способности». Выявляются особенности формирования художествено-творческих способностей младших школьников. Говорится о значении иллюстрации олонхо в творческом развитии ребенка.
Ключевые слова: младший школьник, художественно-творческие способности, изобразительное искусство, иллюстрирование, олонхо.
Annotation. The article reveals the concept of "artistic and creative abilities". The article reveals the peculiarities of the formation of artistic and creative abilities of younger students. It is said about the importance of Olonkho illustration in the creative development of the child.
Keywords: junior school student, artistic and creative abilities, fine art, illustration, Olonkho.
Введение. Якутский эпос олонхо в 2005 году признан памятником нематериального наследия ЮНЕСКО. Олонхо это шедевр древнего устного народного творчества. Это пик духовного и творческого богатства нашего народа. Но по статистике последних годов, по Республике (Саха Якутия) изучение и актуализация олонхо все снижается. А одна из важнейших способностей для того, чтобы учитель раскрыл ученика как самостоятельного, инициативного, креативного и уверенного в себе человека - это формирование художественно-творческих способностей ребенка. Поэтому благодаря раннему развитию художественно-творческих способностей в процессе иллюстрирования олонхо, можно добиться цели и желаемого результата, при этом приобщая шедевр якутской культуры.
Цель нашего исследования - это теоретически обосновать и экспериментально доказать, что олонхо является одним из эффективных средств развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании представляется олонхо, которое является видом фольклора, который имеет особую форму чтения, используемый разными тропами, показывающий духовную культуру народа. Еще никогда не было жанра фольклора, который обладал такой сильной энергетики, во многом количестве, глубиной жизненной философией. В советское время люди воспринимали олонхо фантастикой и мифом, так как подход к олонхо был материалистическим, ограниченным во времени и в пространстве. По идее мир беспредельный, вечный, а мы воспринимаем ее лишь короткими отрезками времени и ограничиваемся границами географии. По олонхо народ Саха являются одними из первых людей на земле [8, с. 5].
Так же олонхо формирует эстетически воспринимать мир: ценить физическую и духовную красоту, чувствовать человеческие чувства, эмоции, переживания, сравнительно судить «прекрасное» и «безобразное». А художественный вкус в олонхо заключается в предметах, образах, одежде, украшающие быт человека, описывая разнообразием художественных образов и средствами выразительности языка.
Художественно-творческие способности - это проявление определенного человека художественной активности, когда он творчески выполняет разные прекрасные образы, предметы и явления, и стремится как можно четче передать все в изображение. Т.С. Комарова дает следующее определение: «Это художественно-творческая деятельность, которая направлена не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и выражение своего отношения к изображению» [3, с. 123].
Мир олонхо очень увлекательный, богатый и затягивающий. Три мира на земле олонхо (верхний, средний, нижний), а также его герои и их поступки очень завораживают и поучают. Очень необычны для чтения и восприятия для ребенка - форма повествования и напевность чтения олонхо.
Использование различных тропов, таких как гиперболизация, метафора, сравнение, а также эмоциональность, яркость и острый сюжет олонхо дает возможность ребенку неограниченно фантазировать и воображать. Образы героев и их поступков четко делятся на добрых и злых, красивых и безобразных, сильных и слабых. Герои олонхо помогают ребенку сформировать его нравственные ценности. Положительные герои прекрасны снаружи, как их внутренний мир, сознание и поступки. Они сильные духом, обладают находчивостью и волей, готовы до конца бороться за свое счастье и за родных. В конце олонхо добро всегда побеждает зло, потому что их духовно-нравственная ценность диктует, как поступит и действовать в определенных обстоятельствах [6, с. 167].
Мастера художественного слова рекомендуют уделить вниманию на музыкально-ритмический строй, благозвучность и мелодичность стиха олонхо. Такой своеобразный гармоничный строй олонхо связан с развитой аллитерационно-ассонантной системой народного шедевра. Благодаря этой особенности, народная поэтическая речь олонхо, влияет полному эстетическому восприятию в музыкально-ритмической форме, дополненными выразительными и изобразительными средствами устно-поэтического творчества. Поэтому перед как ознакомиться с олонхо младшим школьникам, следует научить эмоционально воспринимать музыкально-ритмическую организацию стиха, которая связана отражением окружающей действительности обычной стихотворной речью [7, с. 152].
При чтении и иллюстрировании олонхо у ребенка формируется четкое разделение положительной и отрицательной стороны. Даже в цветовой гамме есть ассоциации с верхним миром - это белые, серебристые, желтоватые цвета. В среднем мире используются - зеленые, желтые, голубые, красные, коричневые цвета. А в нижнем мире - черные, холодно-синие, кроваво-красные цвета. При иллюстрации определенного мира или персонажа понятно, какую цветовую гамму использовать для ученика. Суть наших уроков не в том, чтобы научить детей передавать с помощью изобразительных средств рисунок, а чтобы дети научились чувствовать,
думать, различать «положительное» и «отрицательное», развивать эстетические вкусы с помощью мира олонхо, понимать разницу между подлинным и поддельным. Когда в конце олонхо, добро побеждает зло, дети очень радуются. В этом и заключается педагогическая ценность олонхо [2, с. 112].
По рисунку, смотря, что или какой отрывок из олонхо иллюстрировал ребенок, можно понять на каком моменте у него появились эмоции и чувства, какие впечатления у него остались [4, с. 178].
При иллюстрации вырабатываются, совершенствуются и закрепляются навыки правильно располагать положение главных героев и его окружение, передача эмоционального отклика в изображении, самостоятельность и оригинальность замысла, правильные композиции в бумаге, рисования пропорций, объема, положения героев, предметов, выбор грамотной цветовой гаммы. Чем чаще рисуют, тем больше закрепляются способность выразительно рисовать. У каждого ребенка свой метод рисования, своё представление, своя цветовая гамма. Тем самым формируются художественно-творческие способности [4, с. 212].
Олонхо - мудрость нашего народа и любой человек черпает из него глубочайшие познания жизни. И таким философским творением люди различных поколений обретают воодушевление красотой и мощью якутского языка [5, с. 89].
«Нюргун Боотур Стремительный» - героический эпос о появлении первого человека. Здесь рассказывается первая жизнь человека, который обустраивается на Среднем мире. Первый человек был чудесным и непростым. Его жизнь опередили духи, которые наблюдают с высоты. А Боотура направили, чтобы вел различные бои с чудовищами, которые мешали жить людям мирно и счастливо. Поэтому Нюргуна Боотура рассказывает и изображают самым красивым, великим и сильным [10, с. 121].
В начале урока изобразительного искусства по иллюстрированию олонхо, нужно сообщить о каком мире и герое сегодня пойдет речь. Далее сообщили цель и задание урока. Для примера, ознакомили с работами якутских художников-иллюстраторов олонхо В.С. Карамзина, И.Д. Корякина, Э.С. Сивцева., при условии, что дети не будут копировать эти работы. Далее сообщили, как правильно расположить в центре объект и его окружение, подробно показать последовательность исполнения иллюстрации. Потом дети придумали свою композицию и каким образом будут выполнять иллюстрацию. Будет лучше, когда ребенок сделает сначала эскиз и только тогда перейдет к иллюстрации. Дети показали предметы, пропорции, позу, одежду, характер, мимику героев, детали определенного мира и героя. Для иллюстрирования олонхо дети использовали такие материалы как ластик, кисточка, карандаши, гуашь или акварель (на выбор).
На самостоятельную работу детям отводилось 30-35 минут в уроке [9, с. 55].
По рабочей авторской программе Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А. Горяевой и др. «Изобразительное искусство» в разделе 3 класса «О чем говорит искусство» есть темы уроков «Изображение природы в различных состояниях», «Изображение характера человека: женский образ», «Изображение характера человека: мужской образ», « Человек и его украшения». Для проведения уроков изобразительного искусства по иллюстрации олонхо можно соотнести по темам этой рабочей программы [1, с. 162].
Наше исследование проводилось на базе МОБУ СОШ № 33 им. Л.А. Колосовой в городе Якутске. В исследовании участвовали 27 учащихся 3 класса.
На констатирующем этапе были проведены следующие диагностики для выявления уровней сформированности художественно-творческих способностей:
- методика для выявления уровня воображения учащихся на основе теста Э.П. Торренса «Неполные фигуры», где должны дорисовать стимульные фигуры и дать названия своим рисункам.
- методика для выявлений умений задумывать и выполнять геометрические узоры определенной формы, под названием «Нарисуй, какой хочешь узор».
- методика для проверки умений создавать сказочные образы «Сказочная птица», где дети должны реальные образы превратить в сказочные.
На первом этапе выявилось, что 12 учащихся находятся на высоком уровне, что составило 47%. В выполнении творческой работы, они проявили самостоятельность и фантазию. А в среднем уровне находятся 15 учащихся, что составило 53%. Эти дети испытывали трудности в выполнении заданий, недостаточно проявили самостоятельность и фантазию. Низкий уровень никто не показал.
На формирующем этапе мы провели 3 урока.
На первом уроке было дано задание по олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» нарисовать его образ в Верхнем мире. Для начала необходимо дать вводное слово, в котором можно привести сведения о том, что якутский эпос олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» является национальным достоянием народа Саха (Якутии) и известен до мирового уровня литературы и искусства. А рассказал и записал ее Платон Алексеевич Ойунский, основоположник якутской философии и литературы.
Далее вспомнили с детьми его подробное описание из олонхо Ньургуна Боотура. Ньургун Боотур -символ мужества, храбрости и силы. И на основе фантазии и воображения дети нарисовали его образ и Верхний мир. Сказали, чтобы дети изобразили его как можно ярче и выразительно, выделив соответствующие мужские качества. Главный в верхнем мире - Белый Юрунг Аар Тойон. Все персонажи верхнего мира шаманы, удаганки, одеты в белые одежды. Чистый белый цвет в верхнем мире означает внимание, заботу и исполнений желаний людей среднего мира.
Второй урок был посвящен к образу идеалу женской красоты народа - Туйаарыма Куо в среднем мире. В олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» П. А. Ойунского Туйаарыма Куо - дочь Саха Саарын Тойона и Сабыйа Баай Хотун, сестра-близнец богатыря Кун Джирибинэ. Также нужно сначало вспомнить детям и рассказать отрывок о ее жизни, внешности, действиях. Она была необычайной красоты: алые губы, белоснежное лицо, хрупкое тело. Но при этом она обладала выдержкой, находчивостью, героизмом. Она была девушкой, за которую боролись мужчины-богатыри земли олонхо за право обладать такой красотой. Этот мир, в котором живут люди и духи иччи. Как говорится в олонхо, «люди с поводьями за спиной». Это означает, что божество управляет с помощью солнечных лучей «поводьев». Здесь люди живут обыденной жизнью, ведут скотоводство и. домашнее хозяйство.
В основе вдохновения красотой и воображения Туйаарымы Куо, детям далось задание изобразить ее красивые пропорции лица, жесты, действие среднем мире. Это задание помогает детям изобразить вдохновение и вообразить красоту.
На третьем уроке было задание изобразить злое, страшное существо похожего на змею и дракона из нижнего мира - Уот Усутаакы. Дети помнили, что он живет в низшем, темном царстве и является
предводителем для своих родичей. Это существо, которое похитило Туйаарыма Куо девушку самой необычайной красоты из среднего мира. Если посмотреть место жительство абаа^1 нижнего мира, то мы увидим каменные скалы, черные облака, мертвую землю, кровь. Сами абааьы описываются безобразными образами, одноглазыми циклопами, страшными телами. У них присущи такие качества как ненависть, злость, похоть. Все черное, мрачное и мысли у них такие же.
Для стимуляции детей, устроили выставку в классе на неделю стенгазету «Мир олонхо» из трех мира и их героев. Каждый ребенок почувствовал важность и гордость своей работы.
На контрольном этапе исследования дети повторно выполнили тест Е. Торренса «Неполные фигуры», «Нарисуй, какой хочешь узор», «Сказочная птица».
На этом этапе уже 15 учащихся показали высокий уровень, что составило 53%. В выполнении творческой работы, они проявили самостоятельность и фантазию. А в среднем уровне находились 13 учащихся, что составило 47%. Эти дети испытывали трудности в выполнении заданий, недостаточно проявили самостоятельность и фантазию. Низкий уровень тоже никто не показал.
Выводы. Проанализировав результаты исследования, на контрольном этапе количество детей с высоким уровнем художественно-творческих способностей увеличилось, чем на констатирующем этапе. В итоге пришли к выводу, что изученные методы работы иллюстрирования олонхо с детьми дают результат, следовательно, их нужно применять на практике, так как они продуктивно влияют на развитие художественно-творческих способностей младших школьников.
Таким образом, олонхо - это гордость и богатство народа Саха, которое с любовью передается из поколения в поколение. Это великое достоинство народа. Поэтому хочется верить, что еще долгие годы олонхо будет передаваться в дальнейшие поколения и вдохновлять сердца людей. Хотим, чтобы олонхо была живой памятью народа Саха, чтобы размышлять и философствовать о жизни, развиваться и нравственно, так и творчески.
Литература:
1. Авдеев Владислав Иванович, Богатыри олонхо: по мотивам олонхо "Нюргун Боотур Стремительный". - Якутск: Бичик, 1995. - 18 с.
2. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука, 1980. 375 с.
3. Иванов Василий Николаевич, «Олонхо - уникальное явление в мировой эпической культуре»: -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. - 166 с.
4. Лобок А.М. Алмазная земля педагогики Олонхо. - Якутск: Бичик, 2007. - 176 с.
5. Нюргун Боотур Стремительный (якутский героический эпос). - Якутск: Якутское книжное изд-во, 1982. - 544 с.
6. Оросин Константин Григорьевич, Дьулуруйар Ньургун Боотур: олонхо: алын кылаас о§олоругар. -Якутск, Бичик, 2008. - 55 с.
7. Петров Николай Егорович, Олонхо - шедевр устного и нематериального наследия человечества Издательство: ЯГУ, 2009. - 162 с.
8. Семенова Л.Н. Эпический мир олонхо: пространственная организация и сюжетика. СПб, 2006. - 213 с.
9. Сидоров Егор Сидорович, Очерки по Олонхо, ЯГУ, 2004. - 132 с.
10. Философия и религия народа саха в олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» - Якутск: Сайдам, 2019. - 185 с.
Педагогика
УДК 37
старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой продюсерства и музыкального образования Медведева Татьяна Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
НИЖЕГОРОДСКАЯ СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Аннотация. В статье исследуется процесс становления системы музыкально-педагогического образования Нижегородской области. В рамках проведенного исследования рассматриваются краткие сведения о различных исторических периодах отечественной культуры, оказавших непосредственное влияние на процесс становления и развития музыкального образования на территории Нижегородской области. Выделены и освещены профессиональные пути становления педагогов-музыкантов Нижегородской области, принявших участие в становлении системы музыкально-педагогического образования Нижегородской области. Проведено исследование процесса становления системы музыкально-педагогического образования Нижегородской области от периода Царской России до наших дней.
Ключевые слова: Нижегородское музыкальное образование, ИРМО, становление, просветительство.
Annotation. The article examines the process of formation of the system of musical and pedagogical education in the Nizhny Novgorod region. Within the framework of the research, we consider brief information about various historical periods of Russian culture that directly influenced the process of formation and development of music education in the Nizhny Novgorod region. Dedicated and professional lit the path to becoming teachers-musicians of Nizhny Novgorod region, took part in the establishment of the system of musical and pedagogical education, Nizhny Novgorod region. The study of the process of formation of the system of musical and pedagogical education in the Nizhny Novgorod region from Tsarist Russia to the present day.
Keywords: Nizhny Novgorod, musical education, Irmo, formation, enlightenment.