электронной тетради или альбома графических заданий по черчению, то есть на формирование электронного портфолио, которое обладает свойствами мобильности [7], интерактивности и коммуникативности. Обучающиеся в любой момент, на любом устройстве с подключением к интернету, включая мобильный телефон, могут посмотреть результат выполнения работы, размещать портфолио в социальных сетях или передавать по электронной почте, демонстрируя родителям и другим заинтересованным лицам результаты продвижения по образовательному маршруту.
Другой аспект внедрения предлагаемой технологии заключается в готовности преподавателей использовать данные средства и инструменты обучения в своей педагогической практике. Положительный результат разрешения третьего выявленного противоречия подразумевает организацию курсов повышения квалификации (ПК) по современным сервисам WEB 2.0, и включение их в обязательный минимум информационной компетентности преподавателя вуза. Корпоративные курсы ПК в образовательных организациях обычно ориентированы
Библиографический список
на профессиональную компетентность преподавателей по профилю преподаваемой дисциплины, куда отдельным модулем могут быть включены педагогические аспекты применения образовательных сервисам WEB 2.0.
В заключение отметим, что спектр сервисов учебного назначения WED 2.0 постоянно расширяется. Формируются новые направления, например интерактивные рабочие листы (ИРЛ), онлайн-тестовые сервисы, виртуальные доски, сервисы для создания интерактивного видео. Набирая в поиске ЯНДЕКС (YANDEX) нужные словосочетания, мы получаем список сервисов, превышающий десяток наименований. Конечно, не от всех этих средств при их внедрении в учебный процесс можно получить качественный рост результатов обучения. Следовательно, в первостепенную перспективу внедрения «цифры» в образование входят задачи, связанные с апробацией новых средств обучения, анализом и экспертизой их эффективности, разработкой методических рекомендаций для преподавательского состава и обучающихся, решением проблем организации онлайн-форм учебного процесса.
1. Мелешко В. Главный тренд российского образования - цифровизация. Учительская газета. 2018; № 4. Available at: http://www.ug.ru/article/1029
2. Авксентьева Е.Ю., Сентерев Ю.А. Бюджетный хостинг на платформе RASPBERRY PI для размещения электронных курсов учебных дисциплин образовательных программ. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 116 - 118.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1000). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/150305.pdf
4. Алексанян ГА. Формирование самостоятельной деятельности студентов СПО в обучении математике с использованием облачных технологий. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Армавир, 2014.
5. Калашникова С.Б. Повышение эффективности процесса обучения инженерной графике на основе наглядно-образных и предметно-деятельных способов. Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан: в 3 т. Москва: МАДИ, 2015; Т. 2: 34 - 37.
6. Единая система конструкторской документации. Сборник ГОСТов. Москва: Стандартинформ, 2007.
7. Сухлоев М.П., Калашникова С.Б. Реализация элементов Mobile Learning в очном образовательном процессе. Дистанционное и виртуальное обучение. 2016; № 11: 21 - 24.
References
1. Meleshko V. Glavnyj trend rossijskogo obrazovaniya - cifrovizaciya. Uchitel'skaya gazeta. 2018; № 4. Available at: http://www.ug.ru/article/1029
2. Avksent'eva E.Yu., Senterev Yu.A. Byudzhetnyj hosting na platforme RASRBERRY PI dlya razmescheniya 'elektronnyh kursov uchebnyh disciplin obrazovatel'nyh programm. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 116 - 118.
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 15.03.05 Konstruktorsko-tehnologicheskoe obespechenie mashinostroitel'nyh proizvodstv (uroven' bakalavriata) (prikaz Minobrnauki Rossii ot 11.08.2016 g. № 1000). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/150305.pdf
4. Aleksanyan G.A. Formirovanie samostoyatel'noj deyatel'nosti studentov SPO v obuchenii matematike s ispol'zovaniem oblachnyh tehnologij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Armavir, 2014.
5. Kalashnikova S.B. Povyshenie 'effektivnosti processa obucheniya inzhenernoj grafike na osnove naglyadno-obraznyh i predmetno-deyatel'nyh sposobov. Professional'no napravlennoe obuchenie russkomu yazyku inostrannyh grazhdan: v 3 t. Moskva: MADI, 2015; T. 2: 34 - 37.
6. Edinaya sistema konstruktorskoj dokumentacii. Sbornik GOSTov. Moskva: Standartinform, 2007.
7. Suhloev M.P., Kalashnikova S.B. Realizaciya 'elementov Mobile Learning v ochnom obrazovatel'nom processe. Distancionnoe i virtual'noeobuchenie. 2016; № 11: 21 - 24.
Статья поступила в редакцию 20.07.19
УДК 378
Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Shergina T.A., Cand. cf Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
INDIGENOUS APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE MOTOR ACTIVITY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF NATIONAL GAMES IN THE NORTH. The article is dedicated to a problem of finding an effective means of motor activity development in primary school children in the North. As an option to solve the problem, the indigenous approach is considered on the example of the national games of the North. The author substantiates the idea that the way of preservation of intangible values of peoples is reflected in the example of the indigenous approach "inside view" from the perspective of interdisciplinary education in order to solve the problem of loss of traditional culture of the peoples inhabiting the Arctic and polar territories of Russia. The work uses technologies in education, with roots stretching out into folk pedagogy. The aim of the article is to analyze the study of the indigenous approach by the primordial means in the development of motor activity of younger students. The authors develop a special course of national games of the North. In conclusion, a comparison of the first and control tests is given, which shows a positive assessment in the dynamics of the development of motor activity of children. Key words: motor activity, national games, junior schoolchildren, indigenous approach, tradition.
А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected] Т.А. Шергина, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
ИНДИГЕННЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА
Статья посвящена проблеме поиска эффективного средства развития двигательной активности у младших школьников в условиях Севера. Как вариант решения вопроса рассматривается индигенный подход на примере национальных игр Севера. Обосновывается идея того, что путь сохранения нематериальных ценностей народов отражается на примере индигенного подхода «взгляд изнутри» (inside) с позиции междисциплинарности воспитания в целях разрешения проблемы утраты традиционной культуры народов, населяющих арктические и приполярные территории России. На основе данного подхода используются технологии воспитания, корнями уходящие в народную педагогику. Целью статьи является анализ изучения индигенного подхода путем исконных средств в развитии двигательной активности младших школьников. Предлагается разработанный спецкурс национальных игр народов Севера. В заключение дается сравнение первого и контрольного тестирования, что показывает положительную динамику развития двигательной активности детей. Ключевые слова: двигательная активность, национальные игры, младший школьник, индигенный подход, традиция.
В век глобализации географическая разбросанность является одной из причин утери традиционной культуры и родного языка. Путь сохранения нематериальных ценностей народов мы видим на примере индигенного подхода «взгляд изнутри» (inside) с позиции междисциплинарности воспитания в целях разрешения проблемы утраты традиционной культуры народов, населяющих арктические и приполярные территории России. В рамках исследования индигенный подход рассматривается в качестве методологического основания стабильного развития креативных этнокультурных ценностей в общем образовании коренных народов Севера. В основе данного подхода лежит идея использования технологий обучения, корнями уходящие в народную педагогику. Следовательно, предполагается взращивание растущей личности, понимающей себя носителем родной культуры, в формировании которой используются этнокультурные образовательные технологии. В качестве примера выбрано развитиедвигательнойактивности детей посредством национальных игр, так как физическое развитие и двигательные навыки фусвциоваливо очаниввжны для еоераиеыия тридициинннаа вираеа жизни на Севере: мобильность кочевья, оленеводство, рыболовство и охота.
Как указандлкинтркеде изучания^гивнасьивкассиедлиавалл0 (Н.К. Ша-маев, С.И. Захаров, И.И. Портнягин), историография происхождения народных игр доказывает то, что «введение иыр в выспытытепвных цесяабылыйесно связв-но с бытовыми условиями и с традиционным трудом конкретного этноса, со своеобразными приредса-ииматичсскиаи уилонвядн»[1 ], [2].Вмрсие иием насолнаи игра - понятие емкое и универсальное. Она одновременно и несет социокультурную информацнювзпрешлого, свойстваввужоевталитесув-еедюс соотвен-ствует закономерной природе развития детской психики в онтогенезе человека [3]. На примереякугакис нaсиoнaнвнвlыигpеacйбBlзaатcяеслиlйжaнp народного творчества и тем самым он постепенно трансформируется в современное время как вид спорта в связи по пулыеисанижйвссоп аганнас вУзвиcисдoрoсзинблинoгт образования и детского досуга в регионе. Мы видим здесь тенденцию постепенного введения индигениого поыходас ваджвамсакаат пниаладивывнежедоианий, это можно констатировать в будущем как углубленное изучение проблемы воспитания местнвlмиlгoиснвымииccбУДывaсeлвми, ы иаыже процесса педагогического сопровождения детства в условиях Севера.
В прошлом веке этнoгнaНиыeglыюибcлeаoсaивя оадщеетвлнлисв иогфин-ципу изучения того или иного объекта сторонним наблюдателем, исследователем, причем агав оРвектдм с^с^тоыил^<^вио™^^двы^/^игеид1х куавтер. Amееи-канские исследователи, как отмечают М. Ковач и Л. Тухивай Смит, применяли термин «экзотичному» ватношекии пocыадииx,итсыдкaзвlвaеттот факт,ето «исследователи того времени рассматривали свои выводы и наблюдения со своей культурной позиции носиуелеи евжапейcкoK кульисы» ]Ж],[5].
Общеизвестно, что условием существования народов Крайнего Севера в течение многих вакжв р^сенеи пеади-канва качеиeйбCeаз жнзтделсвынадатвн и охота. По мни^1ж .ериагадивых ис^г^а^(^в^1^^^еи-нбнотедажгаищ. Виндкурн-вой, С.С. Семеновой, «для ребенка - это элемент процесса социализации, когда представление о внешсеммире cкпaжвlвaeнcспадыlиянвeмвснcоднoccнедвl и близкого окружения значимых взрослых. Этнопедагогику народов Севера отличает немногдeлжвнeeбв.нжглa дытн^ттся ианаылядыом пряме^нз.ыеыыа, их поступков и поведения. Ребенка готовят к реальной жизни с самого рождения. С ранних месоегн нрсжчнютуя ездвтзв-есам выелеве, уп.авлять оленьей упряжкой. В подростковом возрасте дети могут помогать пастухам-оленеводам в управлении олсняди, гытжнЖcтвыl<oсaлea]кopчlы -заГОн длавыпена крупного рогатого скота)» [6], [7].
Тем не менее п|ноижаождевве иг- ие твлвка связавееакбадажжнсв-вт и с духовными ценностями народа на примере состязаний в эпических сказаниях, которые развинвыдвз ычажкыю аквивнаатви силу как феноменальную жизнестойкость в условиях экстремального климата.
Цель статьи: раскрыть индигенный подход путем применения исконных средств в развитие двигательной активности младших школьников (на примере использования национальных игр Севера).
Исследование проводилось в начале учебного года на базе МБОУ «Инди-гирская средняя общеобразовательная школа» Момского района арктической зоны Республики Саха (Якутия), в нем приняли участие 25 учащихся начальных классов.
Выявление уровня двигательной активности проводилось по следующим методикам: анкетирование учащихся с целью выявления степени вовлеченности учащихся занятия спортом и физкультурой; диагностика уровня развития двигательной активности детей младшего школьного возраста по авторской методике учителя физкулвтурыМигонвкиной З.Р.
В афкетуив1лрнкмюченк.4оопрвна.рслмкол итесиво ответов "да" составляет больше 50%, то это говорит о положительной оценке занятиями двигательной оооивносои сродо детейфрс.С.
По результатам анкетирования можно прийти к выводу что большинство реепдндентов любят заниматься физкультурой и спортом, предпочитают проводить время в подвижных играх, но тем не менее им трудно переключиться на отабнлвное ввмррениертрмннех зоряунк.
Вторая методика учителя физкультуры начальных классов Мигонькиной Мр.-ртотестероканиуоросмя двигамеоиноиактрвндсоИнЮ^^свсспользована работа по трем показателям двигательной активности: отжимание в упоре лёжа; у ы жкичд линоемеоте;прдннеаеиет уловоще.емюыёчоказател ь ра спределен на возрасты от 7 до 10 лет Также в каждом возрастном отрезке есть определенные нормы отдельно для мальчиков и девочек. Рассмотрим в обобщенном виде каждый показатель физических испытаний по отдельности (табл. 1).
Таблица 1
Рееурвуары оверлоноя уунвнн двигательной активности младших школьников
Показатели двигательной актовнтсти: Ниже нормы Соответствует я рме
Отжимание в упоре лежа 76% 24 %
Прыжки в длину с места 72% 28 %
Имднимрнироyлеввщa 80% 20%
а ннoгорeстуоoоaнмя га в оунт о тмо,что пиказаоеои двигательной активности находятся в состоянии ниже нормы, и здесь потребуется соответ-ссооющая рвботако Оезочес ^с^ми^^гот^^о д ет^й^.^/^яэ^с^^о ензстботан игровой спецкурс (программа) с использованием национальных игр народов Севера с цтови) еличмeсиорeеyoнтртее пр ровною пекадвтелоротжимение, прыжков и педнименняиуоовище, тевеамвр неедармврмтртояиатеокн еазеивать двигательную активность детей младшего школьного возраста.
См^ииРс внционвлвнр1хчгрСеве.а^з^отов с црлвю оозвития у обучающихся как духовного, так и физического воспитания. Нагруженность занятий рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа в учебный год.
Цели программы:
pревмтивмвиraтрлвний активиостмномиедвтвемиа цбюнолвнвк игр;
- привитие чувства уважения и заинтересованности к обычаям и традици-яоечоего .иереи;
- популяризация и пропаганда национальных игр Севера (табл. 2).
Завершая данный игровой спецкурс во внеурочной деятельности, мы провели контрольный этап исследования, где занимающиеся по программе дети
Рис. 1. Распределение вопросов анкеты по ответам, %
Таблица 2
Фрагмент тематического плана занятий «Игры предков»
№ Тема Часы Характеристика и правило игр
1 Вводное занятие. О5у-стар харсь^ыылара (Бой быков) 1 Проводится на земле отрезок длиной в 3 метра (линия по середине). Дети стоят на четвереньки по разные стороны линии и упираются головами друг друга. По команде они начинают толкаться головами. При этом не разрешается начинать игру слишком резким "боданием". Побеждает тот, кто вытолкает соперника на 1,5 метра от линии.
2 Атах тэпсиитэ (Наступа-ние на ноги) 1 Мальчики и девочки делятся на 2 команды. Подзываются по одному и становятся спинами друг к другу. Со словами "Солнце встает" они поворачиваются или направо, или налево. Если они повернутся одновременно в одну и ту же сторону, то они начинают играть. Если нет, возвращаются к своим командам. Таким образом, образуются несколько пар. Ведущий расставляет 5 - 7 пар. Участники подгибают левую ногу и пытаются наступить правой на ноги партнеру. Если кто-то из игроков оторвет правую ногу от земли, тот проигрывает
3 Кутурук былдьаhыыта (Отними хвост) 1 Игроки делятся на две команды. Игрокам выдается веревка длиной 20 Decolonizing Methodologies - Research and Indigenous peoples 25 см. Разные цвета для каждой команды. Веревки, игроки закрепляют в штаны, имитируя хвост По команде, игроки должны отнять хвосты противника. Побеждает та команда, которая отнимал больше хвостов в определенное время. Время участники могут фиксировать сами.
4 Атаралаан сууруу (Бег галопом) 1 Игру проводят на дистанции 50 или 100 метров. По команде участники ставят левую ногу вперед, правую назад, занимают позу бегуна и отталкиваются обеими ногами одновременно. Тот, кто придет первым к финишу, считается победителем.
33 Заключительное занятие 1 Проведение контрольного тестирования на двигательную активность по показателям отжимания, прыжка и поднимания туловища.
Всего за учебный год: 34 ч.
Таким образом, при проведении первого и контрольного тестирования можно сделать вывод, что двигательная активность детей заметно повысилась. Именно здесь индигенный подход рассмотрен с точки зрения опыта взаимосвязи поколений в воспитании и закладки природно-этноментальных задатков развития детей в условиях родной культуры.
В ходе исследования нам было интересно наблюдать за детьми, у которых показатели активности ниже нормы. Если детально разобраться, каждый из них посещал занятия с желанием, старались прилагать все усилия, но не достигли желаемых результатов. Как правило, причиной могут быть временное отсутствие на занятиях из-за актированных дней (выше 45 градусов мороза) или длительные карантины и каникулы, которые протекали в общей сложности 2 месяца. Но тем не менее спецкурс рассчитан на четыре года начального общего образования, и мы надеемся, что результаты отстающих детей к концу 4 класса должны улуч-шиться.
Статья написана в рамках в рамках научного проекта РФФИ №19-013-00730
Библиографический список
1. Шамаев Н.К., Захаров С.И., Портнягин И.И. Семейное физическое воспитание на основе национальных традиций. Якутск, 2003.
2. Шамаев Н.К. Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания. Москва: Academia, 2000.
3. Кожурова А.А., Шергина Т.А. Воспитание младших школьников в поликультурной среде: учебное пособие. Якутск: Изд. дом СВФУ 2016.
4. Kovach M. Indigenous Methodologies: characteristics, conversations and contexts. University of Toronto Press, 2009.
5. Tuhiwai Smith L. Decolonizing Methodologies - Research and Indigenous peoples. London: Zed, 1999.
6. Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе РФ. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015.
7. Кожурова А.А., Буряк О.В. Формирование ответственного отношения к труду у младших школьников посредством игровых технологий в условиях кочевья Крайнего Севера. Перспективы науки. 2018; № 11 (110): 211 - 214.
References
1. Shamaev N.K., Zaharov S.I., Portnyagin I.I. Semejnoe fizicheskoe vospitanie na osnove nacional'nyh tradicij. Yakutsk, 2003.
2. Shamaev N.K. Nravstvennoe razvitie shkol'nikov v processe tradicionnogo fizicheskogo vospitaniya. Moskva: Academia, 2000.
3. Kozhurova A.A., Shergina T.A. Vospitanie mladshih shkol'nikov v polikul'turnoj srede: uchebnoe posobie. Yakutsk: Izd. dom SVFU, 2016.
4. Kovach M. Indigenous Methodologies: characteristics, conversations and contexts. University of Toronto Press, 2009.
5. Tuhiwai Smith L. Decolonizing Methodologies - Research and Indigenous peoples. London: Zed, 1999.
6. 'Etnokul'turnoe obrazovanie v Dal'nevostochnom federal'nom okruge RF. Yakutsk: Media-holding «Yakutiya», 2015.
7. Kozhurova A.A., Buryak O.V. Formirovanie otvetstvennogo otnosheniya k trudu u mladshih shkol'nikov posredstvom igrovyh tehnologij v usloviyah kochev'ya Krajnego Severa. Perspektivy nauki. 2018; № 11 (110): 211 - 214.
Статья поступила в редакцию 20.07.19
УДК 37.025
Kurtvapova V.M., postgraduate, Vitus Bering Kamchatka State University (Petropavlovsk-Kamchatskiy, Russia), E-mail: [email protected]
Rachkovskaya N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General and Pedagogical Psychology, Moscow Region State University
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
REGULARITIES AND PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF MORAL EDUCATION OF A TEENAGER IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL. The article studies moral education of a teenager in the multicultural educational environment of the school, which is relevant against the backdrop of outbreaks of extremism and conflicts on ethnic and religious grounds. The authors pay much attention to universal moral values that are most successfully acquired by schoolchildren in a multicultural educational environment. On the basis of a theoretical analysis of the scientific literature on this problem, regularities are identified and pedagogical principles are formulated as guiding ideas that ensure the success of moral education in the multicultural environment of the school. The article shows how these principles are introduced into the educational practice of an educational organization. Reliance on the identified patterns and principles in the educational process will make it possible to actualize the educational potential of a multicultural educational environment and to educate a highly moral personality of a school graduate.
Key words: moral education, teenager, polycultural educational environment of school, patterns of education, pedagogical principles.
отработали те же показатели выявления двигательной активности: отжимание, прыжки в длину с места и поднимание туловища (табл. 3).
Таблица 3
Результаты контрольного выявления уровня двигательной активности младших школьников
Показатели Ниже Соответствует
двигательной активности: нормы норме
Отжимание в упоре лежа 28% 72%
Прыжки в длину с места 24% 76%
Поднимание туловища 32% 68%