Таблица 1
Комплекс занятий этнокультурного воспитания младших школьников на основе тендерного подхода
№ п/п Название внеурочного деятельности Цель Задачи
1. Истоки народного творчества саха Создать условия для развития творческой деятельности, самовосприятия, личности в целом и трудолюбия - раскрыть истоки народного творчества саха; - совершенствовать умения и формировать навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; - формирование творческих способностей, духовной культуры; - осуществлять трудовое, этнокультурное воспитание школьников; - воспитать в школьниках уважение к своему государству, любовь, патриотизм; - добиться самостоятельности в творческом мышлении
2. Национальная кухня Создание условий для использования труда как эффективное средство социализации и индивидуализации личности ребенка - формирование у обучающихся ценностного отношения к трудовому становлению; - выявление первичного уровня знаний о кулинарии, побуждение интереса к кулинарному искусству; - формирование у школьников навыков правильного, здорового и рационального питания; - развитие у обучающихся стремления к участию в общественной деятельности, уважения к труду, этнокультурное воспитание школьников
3. Педагогика олонхо Формирование этнокультурных ценностей в условиях наилучшей социализации учеников общеобразовательных школ - формирование базовых знаний об этнокультуре своего народа саха; - формирование коммуникативных умений, социализация младших школьников; - развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации; - профориентационная работа: знакомство с работой журналиста, корреспондента, художника, корректора и др.
4. Якутские настольные игры Определить условия для формирования познавательных аспектов в работе со школьниками посредством якутских настольных игр у детей младшего школьного возраста - формирование базовых знаний об этнокультуре своего народа; - формирование коммуникативных умений, социализация младших школьников; - привитие национальных и этнических ценностей народа саха; - помощь в формировании внутренней самостоятельности и навыков самоорганизации; - формирование творческого мышления; - привитие навыков толерантности к мнению других и владения ораторскими способностями в выступлениях и в диалогах
констатирующем этапе, по сравнению с результатами контрольного этапа, видно повышение знаний об особенностях якутской традиционной культуры, активности и любознательности. Во время внеурочного занятия девочки научились любить и видеть красоту природы, воплощать в своих творческих работах чувства и мысли. Продуктивное использование педагогического опыта этнокультурного
Библиографический список
воспитания девочек на основе гендерного подхода способствует дальнейшему развитию в контексте современных тенденций образования и воспитания: гуманизации обучения, духовно-нравственному и личностному развитию, формированию патриотических чувств, этнокультурному воспитанию, культуры межнационального общения.
1. Шергина Т. А., Бугаева А.П., Кожурова А.А. Этнокультурное воспитание младших школьников в условиях Арктики. Якутск: Издательский дом СВФУ 2018.
2. Баишева М.И. Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха. Якутск: Издательский дом СВФУ 2015.
3. Кожурова А.А., Шергина Т.А. Воспитание младших школьников в поликультурной среде. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016.
4. Чехордуна Е.П., Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н. и др. СЭДИП как образовательная технология педагогики олонхо. Киров: Издательство МЦИТО, 2021.
References
1. Shergina T.A., Bugaeva A.P., Kozhurova A.A. 'Etnokul'turnoe vospitanie mladshih Shkolnikov v usloviyah Arktiki. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2018.
2. Baisheva M.I. Stanovlenie sozidayuschego cheloveka v 'etnokulturnyh tradiciyah naroda saha. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2015.
3. Kozhurova A.A., Shergina T.A. Vospitanie mladshih Shkolnikov v polikul'turnojsrede. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2016.
4. Chehorduna E.P., Neustroev N.D., Neustroeva A.N. i dr. S'EDIPkakobrazovatel'naya tehnologiya pedagogikiolonho. Kirov: Izdatel'stvo MCITO, 2021.
Статья поступила в редакцию 31.03.22
УДК 37.014.3
Serebryakova N.V., postgraduate, Institution of Additional Education (Mytishchi, Russia), E-mail: [email protected]
Stepanova L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Regional University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF SCHOOL FAILURE IN THE SCIENTIFIC AND JOURNALISTIC CREATIVITY OF P.P. BLONSKY. The article presents an analysis of the most significant journalistic works by P.P. Blonsky, a prominent domestic teacher and psychologist of the 20-30s of the twentieth century, devoted to one of the key problems of learning - school failure, which was considered by him exclusively in the context of continuity and development of progressive pedagogical ideas of the past based on knowledge of the laws of mental, primarily mental development of the child. In the analyzed journalistic publications, which published the works of P.P. Blonsky, the innovative component of his ideas regarding the organization of the educational process, the need not only for training, but also for the education of the child's mind, which ensures the full development of the student, is shown. The enduring importance of the issues of overcoming and preventing school failure considered by P.P. Blonsky, based on a solid psychological basis, is emphasized.
Key words: P.P. Blonsky, education, upbringing, school failure, pedagogical journalism.
Н.В. Серебрякова, соискатель, педагог дополнительного образования, г. Мытищи, E-mail: [email protected]
Л.А. Степанова, д-р пед. наук, проф., Московский государственный областной университет, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ В НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ П.П. БЛОНСКОГО
Статья посвящена анализу наиболее значимых публицистических работ видного отечественного педагога и психолога 20-30-х годов ХХ века П.П. Блонского, посвященных одной из ключевых проблем обучения - школьной неуспеваемости, которая рассматривалась им исключительно в контексте преемственности и развития прогрессивных педагогических идей прошлого на основе знаний закономерностей психического, в первую очередь умственного развития ребенка. В анализируемых публицистических изданиях, публиковавших работы П.П. Блонского, показана инновационная составляющая
его идей в отношении организации учебного процесса, необходимость не только обучения, но и воспитания детского ума, что обеспечивает полноценное развитие школьника. Подчеркивается непреходящее значение рассматриваемых П.П. Блонским вопросов преодоления и профилактики школьной неуспеваемости, основанных на прочной психологической основе и сформулированных ценных выводов и положений, актуальных для школьной практики. Ключевые слова: П.П. Блонский, обучение и воспитание, школьная неуспеваемость, педагогическая публицистика.
Цель статьи: на основе изучения трудов П.П. Блонского рассмотреть предлагаемые им подходы к решению вопроса школьной неуспеваемости и выявить особенности исследований, наиболее актуальных с точки зрения современного состояния проблемы неуспеваемости школьников.
Выдающийся отечественный педагог и психолог человек разносторонних интересов, оставивший богатое наследие по разным вопросам педагогики, психологии, философии, П.П. Блонский внес неоценимый вклад в развитие теории и практики школьного образования, рассматривая в своих работах принципиальные проблемы воспитания и обучения, которые он тесным образом связывал с разработкой возрастной и педагогической психологии. Многие идеи ученого и сегодня не потеряли своей актуальности для современного образовательного процесса.
Теоретическая значимость состоит в расширении научной базы исследований по проблеме преодоления и профилактики школьной неуспеваемости, основанных на изучении достижений отечественной науки и прогрессивной практики, нашедших отражение в творчестве видных ученых ХХ столетия.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты, представленные в материалах статьи, могут использоваться при разработке учебных курсов в сфере профессионально-педагогической подготовки, а также в практике профилактики школьной неуспеваемости.
В первых публикациях, относящихся к 1914-1916 гг. - периоду, который П.П. Блонский называл годами педагогического просветительства, отразился его интерес к историко-философским и историко-педагогическим вопросам обучения и воспитания. Самой значимой в эти годы явилась опубликованная в одном из лучших научно-популярных журналов России «Вестник воспитания» статья «Задачи и методы новой народной школы» (1915), которая позже (1918 г) вышла отдельным изданием. П.П. Блонский считал, что воспитание ребенка сопоставимо с выращиванием, поэтому основная его цель - «доведение до полного, совершенного развития заключенный в ребенке еще в зачаточном состоянии образ человека» [1, с. 7]. Подобные размышления проходят через целый ряд его работ. При этом ученый считал, что воспитание должно рассматриваться как помощь естественному развитию ребенка, которая будет способствовать проявлению его индивидуальных способностей. П.П. Блонский писал по этому поводу: «Воспитание есть организация упражнения избранных воспитателем врожденных свойств и воспитание посредством соответствующих стимулов» [2, с. 63].
Идеи П.П. Блонского, как и все его научное творчество, пронизано мыслями о построении образовательного процесса в школе на гуманистических началах. «Будущая народная школа, - отмечал он, - должна быть школой человечности в полном смысле этого слова, она должна стать местом, где организовано не только обучение, но и вся жизнь ребенка [5, с. 120]. А это, по мысли П.П. Блонского, означало, что обучение и воспитание должно строиться на основательном знании психологических закономерностей личностного развития ребенка, его потребностей и интересов. Как и многие его известные современники (В.М. Бехтерев, В.П. Вахтеров, А.П. Нечаев. М.М. Рубинштейн), он развивал антропологический принцип воспитания, выдвинутый К.Д. Ушинским, считая, что новая школа должна опираться на комплекс знаний о человеке, способном к творческому преобразованию окружающей его действительности. «Творчество ребенка, развитие инициативы и самостоятельности есть страхование будущих поколений от пассивности и инертности» [5, с. 104]. Отсюда ценность работ П.П. Блонского, посвященных психологическим аспектам обучения и воспитания, в которых он отстаивал идею необходимости психологизации процесса обучения и воспитания, подчеркивая строгую обязательность знания педагогом возрастных особенностей детей. В таких известных работах, как «О так называемой моральной дефективности», «Развитие мышления школьника» и др., обобщаются результаты изучения Блонским актуальных проблем педагогической психологии.
П.П. Блонский настойчиво пропагандировал генетический метод, считая его оптимальным в воспитании и обучении, подчеркивая при этом, что недопустимо с ранних лет втискивать душу ребенка в общепринятые социальные шаблоны и забывать о том, что воспитывать ребенка надо только сообразно законам детской психологии. «То, что я предлагаю, - отмечал он, - называется генетический метод. Ребенок повторяет историю, генезис науки» [4, с. 8]. При этом он утверждал, что у ребенка имеются наследственные задатки, которые обусловливают индивидуальные особенности его умственного и физического развития, однако раскрываются они под влиянием внешних условий. Человеческая личность, по мнению П.П. Блонского, базируется на определенной врожденности. «Во врожденности, - писал он, - мы должны искать ядро человеческой личности» [там же, с. 9].
Ценными для современности являются мысли П.П. Блонского о том, что воспитание, по сути, есть не что иное, как самовыражение и самоопределение, и учитель в данной связи должен играть роль сотрудника, помощника и руководителя для ребенка в его собственной работе. Выступая за свободу педагогического мышления и творчества, он говорил о том, что только широкая образованность, глубокое знание своего предмета и методов его преподавания, любовь
и уважительное отношение к личности ребенка смогут обеспечить успешную деятельность учителя [2].
Рассмотрение П.П. Блонским общепедагогических вопросов проецировалось на обсуждение проблемы школьной неуспеваемости. Вместе с такими выдающимися исследователями, как М.М. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.Д. Бе-карюков, Н.И. Озерецкий, он начал разработку психолого-педагогических аспектов проблемы школьной неуспеваемости, считая, как и его коллеги-ученые, что одной из основных причин неуспеваемости является биологическая неполноценность ребенка, а также нарушения, задержки в его психическом развитии. Исходя из этого, предлагался ряд мер, которые способствовали бы решению проблемы неуспеваемости с учётом её психолого-биологического характера.
По мнению П.П. Блонского, чтобы добиться успехов в учебном процессе, необходимо предварительно решить важную задачу, а именно: сделать доступными сообщаемые учащемуся знания. В то же время он понимал, что добиться этого не так просто, когда мышление ребенка не развито. При этом истиной является лишь то, что он непосредственно воспринимает внешними чувствами, а за явлениями не видит сущности [3]. Разрешение этого объективно существующего в учебном процессе противоречия П.П. Блонский видел в использовании генетического метода, суть которого заключалась в том, чтобы знакомить учащихся с добытыми наукой результатами, давать возможность ученикам «пережить в сокращенном виде» историю открытий, проследить генезис науки. Практически это означало введение в обучение элементов историзма.
П.П. Блонский и Н.К. Крупская одними из первых в педагогике высказали идею о необходимости внутреннего стимулирования активности учащихся как важнейшем факторе их действенного воспитания. Углубленное изучение личности ребенка, оптимистическая оценка его потенциальных возможностей привели П.П. Блонского к закономерному выводу: «Воспитание должно быть не обработкой, не шлифованием, но внутренним стимулированием развития ребенка» [4, с. 27]. При этом П.П. Блонский считал необходимым «исходить при воспитании ребенка из учета наличной детской психологии» [5, с. 176].
Ученый критически относился к профессиональному уровню современных ему учителей, порой достаточно жестко высказываясь в их адрес: «Но я все больше и больше убеждаюсь в том, что учитель часто из всех людей наименее годится для воспитания детей» [5, с. 177]. П.П. Блонский писал о том, что многие учителя - плохие воспитатели и не стремятся разобраться в истинных потребностях ребёнка, действуя схематически и считая нужным в первую очередь учить, а не воспитывать. По его мнению, «учительские выверты» (то есть увлечение новаторскими педагогическими технологиями, поиск методических новинок и т. п.) необходимо заменить простой любовью к своим ученикам [5, с. 178]. Причины отсутствия у детей интереса к учёбе и неуспеваемости учеников исследователь видел в первую очередь в недостаточном внимании к ним со стороны учителей, в их нежелании быть психологами. Призывая учителя к постоянному профессиональному совершенствованию, он подчеркивал, что «учитель, если не учится, не учитель» [2, с. 67].
Исследуя проблему школьной неуспеваемости, П.П. Блонский выделял несколько причинных факторов. Среди них - стремление большинства учителей слышать «вызубренный» ответ. Он отмечал, что хорошая память - ещё не признак правильного развития ребёнка: «Именно среди более слабых учеников встречается значительный процент так называемых "зубрил"» [6, с. 69]. Для учителей удобно видеть детей, которые хорошо, без запинки отвечают материал, и они часто даже не спешат выяснить, а осознан ли данный материал или просто «вызубрен». Ещё один фактор неуспеваемости, по мнению П.П. Блонского, - несовершенство школьной программы. «К примеру, - говорил он, - задачи на гипотетические рассуждения предлагаются детям в том возрасте, когда они ещё не способны такие рассуждения производить. ...Учителей возмущает то, что дети не могут научиться решать такие задачи, а на самом деле следовало немного подождать, и они смогли бы усвоить данную тему без особого напряжения [там же, с. 95].
Для П.П. Блонского важным было разобраться в причинах любого случая детской неуспеваемости, в чём бы она ни заключалась. В книге «Педология в массовой школе первой ступени» он поднимает самые разные, связанные с этим, вопросы: «Почему дети плохо пишут и как они выучиваются хорошо писать?», «Почему дети плохо читают и как они выучиваются хорошо читать?», «Почему детям трудна арифметика?», «Почему ребёнок плохо учится и когда ему легче учиться?» [7]. Ученый полагает, что для хорошей учёбы ребёнку более важен не талант, а умение трудиться, аккуратность, чистоплотность, добросовестность, настойчивость. Более всего негативны в этом плане «скучные уроки требовательного учителя» [там же, с. 107].
П.П. Блонский обращал внимание на особенности жизни школьника, делая акцент на том, что она «отличается организованностью с большой точностью и определенностью» и по мере взросления школьника развиваются его мышление, воля, трудовые навыки. «В школе ребенок более дисциплинирован, - отмечал он, - в большей степени умеет сдерживать свои эмоции и движения» [5, с. 440]
Для улучшения восприятия школьником информации, П.П. Блонский предлагал учителям придерживаться ряда правил, этому способствующих, а именно:
1) показыванию должно предшествовать ознакомление;
2) заинтересованность ученика предметом;
3) подготовленность ученика к предлагаемой информации.
В решении вопросов школьной неуспеваемости П.П. Блонский уделял особое внимание развитию навыков внимания у школьников, подчеркивая, что «внимание является необходимым условием хорошего учения» [5, с. 446]. Ученый пришел к выводу, что во время занятий необходимо устранять все, что отвлекает внимание ребенка. Кроме того, П.П. Блонский говорил о целесообразности рациональной нагрузки ребенка заданиями и смене видов деятельности, которая зависит от возраста школьника. По-прежнему современны рекомендованные учителям правила, сформулированные П.П. Блонским: обучение проходит легче, если оно: 1) связывает учебную тему с жизнью самого ребенка и его собственным опытом; 2) связано с деятельностью; 3) эмоционально; 4) наглядно. При этом он считал целесообразным выработать трудовую психотехнику для формирования правильных навыков учения: 1) не мешать чужой работе; 2) помогать товарищам; 3) уметь работать в коллективе; 4) уметь соблюдать экологию труда (не работать с надрывом, не перегружать себя и т.п.) [5, с. 446].
П.П. Блонский считал необходимым выяснить, кто же такие неуспевающие дети, какие они. Он указывал на то, что эти дети чаще всего «худые, узкогрудые и длинноногие» [там же, с. 111], что среди них много детей с плохим слухом, пропускающих уроки, бедных, безнадзорных, избалованных, дезорганизаторов, слабо развитых умственно, невнимательных, а вот «ленивых детей среди них не больше, чем в других детских группах» [там же, с. 112]. Подробный и вдумчивый анализ качеств неуспевающих детей помог П.П. Блонскому осознать следующие причины школьной неуспеваемости: «болезненность и слабость детей, неблагоприятная домашняя обстановка, плохое умственное развитие и слабая заинтересованность школой» [там же, с. 112]. Отсутствие вины ребёнка в том, что он плохо учится, для П.П. Блонского несомненно, поэтому его концепция является гуманистической. Только взрослый, по его мнению, способен и обязан разобраться в сложной ситуации, помочь ребёнку улучшить его успеваемость.
П.П. Блонский заявлял о том, что работоспособность в сильнейшей степени зависит от здоровья ребенка, а также от условий, в которых протекает труд. Производившиеся им неоднократно антропометрические измерения неуспевающих школьников показали, что в среднем неуспевающие ниже, легче, слабее и т.д, чем их успевающие ровесники. Приблизительно % неуспевающих учеников, согласно его исследованиям, быстро утомляются. «Физические недуги обусловливают быструю и сильную утомляемость внимания» [5, с. 458].
П.П. Блонский сопоставлял манеру ученика работать и его школьную успеваемость. Он писал: «Плохая работоспособность может быть не только вследствие плохого здоровья и быстрой утомляемости. Она может быть и по психологическим причинам, по неумению работать [там же, с. 458]». Экспериментальные исследования П.П. Блонского обнаружили большую связь между умением работать и успеваемостью. П.П. Блонский считал педагогически важным в воспитании учащихся обращать внимание на следующие стороны работы ученика: 1) инициативность; 2) отсутствие негативного или пассивного отношения к необходимости выполнения задания; 3) способность работать самостоятельно и осознание собственных ошибок, а также осознание цели, увлеченность ею; 4) отношение к работе и к результату. Кроме этого П.П. Блонский утверждал, что учение требует от учащихся не только работоспособности и умственного развития, но и организованности. «При такой концентрированной и усидчивой работе, какой является учение, необходимо уметь мобилизовать моторику и интеллектуальные функции и сохранить их в таком состоянии нужное количество времени», - писал он [там же, с. 462]. Ученик с дезорганизованным поведением не может успешно учиться сам и является помехой в этом остальным ученикам. Дезорганизованность, по мнению ученого, ведет к неуспеваемости. П.П. Блонский предлагал пути преодоления дезорганизованности учащихся в зависимости от причин, ее вызывающих, и рекомендовал в каждом конкретном случае применять комплекс специальных упражнений, мероприятия по привитию культуры поведения, работу с окружением, в котором находится ученик-дезорганизатор. Процесс извлечения ученика-дезорганизатора из некультурной среды, по мнению П.П. Блонского, и вовлечение его в здоровую культурную жизнь детского коллектива - самый верный путь перевоспитания.
Одним из условий школьной успешности П.П. Блонский называл интерес к учению и желание учиться. «Ученик со слабым интересом к учению называется ленивым. Среди ленивых учеников большинство - неуспевающие» [там
Библиографический список
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
же, с. 464]. П.П. Блонский выделял особую категорию ленивых учеников - это ученики, ставшие ленивыми из-за попадания в резко несоответствующий их подготовке класс, и призывал разбираться по поводу каждого конкретного случая, поскольку в одних случаях необходимо лечение, в других - переход в другой класс, в-третьих - интеллектуальное развитие ученика.
Изучая проблему школьной неуспеваемости, П.П. Блонский пришел к выводу о том, что школьная успешность напрямую зависит от культурного уровня семьи ученика, утверждая, что «интеллектуальная отсталость является результатом плохих культурных условий дома» [8, с. 325]. Кроме того, педагог указывал на то, что безнадзорность детей, влияние на них улицы и плохой компании, распад семей и т.п. вызывает серьезные проблемы со школьной учебой. Ученый предлагал в связи с этим осуществлять различные виды социальной помощи детям, в частности использовать возможности культурного досуга, и воздействие на отношение семьи к такому ученику, состоящем в более внимательном и рациональном воспитании.
Применяемое повсеместно в качестве меры борьбы со школьной неуспеваемостью оставление на второй год, резко критиковалось П.П. Блонским: «Второгодничество, - утверждал он, - приносит пользу лишь в небольшом числе случаев: 1) когда ребенок остался в случае болезни; 2) когда второгодник - малолетка; 3) когда ребенку не позволяли учиться домашние условия» [там же, с. 329]. Особенно вредным П.П. Блонский считал второгодничество для детей-переростков, поскольку второгодничество дезорганизует детей и отрицательно сказывается на всем классе, в котором учится второгодник. Исходя из этого, П.П. Блонский считал, что второгодничество несет в себе больше вреда, нежели пользы для успешного учения ребенка.
В качестве одной из мер борьбы со школьной неуспеваемостью П.П. Блон-ский видел помещение слабоуспевающего ученика в более благоприятные условия. Он предлагал «не сажать в один класс неграмотных и грамотных ребят, поскольку развитые дети забивают неразвитых..., а создать отдельную группу и дать ей одного из лучших учителей школы, а для обучения этой группы использовать пособия Монтессори. Кроме того, для усиления педагогического воздействия применять клубные занятия, кружковую работа и т.д., словом, мы индивидуализируем их обучение» [9, с. 231].
В решении проблемы школьной неуспеваемости П.П. Блонский видел организацию для неуспевающих учеников дополнительных занятий, на которых неуспевающие дети могли получить дополнительную индивидуальную помощь в учебе. В этом же ключе предлагалось организовать в школе особые комнаты для занятий, в которых дети могли заниматься по вечерам подготовкой уроков на дом. Помимо этого, большое значение придавалось воспитательской работе неуспевающих учеников.
П.П. Блонский рекомендовал заниматься просветительской работой, беседами на свободные темы развивающего характера «Мы придаем значение воспитанию в неуспевающих детях аккуратности, чистоплотности, отношению к работе» [9, с. 233]. В качестве одной из мер воспитания бодрости духа и уверенности в себе П.П. Блонский употреблял следующий прием: учитель оставляет неуспевающего ученика в покое на некоторое время в классе, потом несколько раз вызывает отвечать на тему, заранее им подготовленную на дополнительных занятиях, чтобы ученик дал достоверно правильный ответ. Неуспевающих детей, говорил ученый, надо развивать, нужно обращать особое внимание на развитие и оживление в них культурных интересов [5, с. 533]. Нужно стараться изо всех сил, призывал он педагогов и воспитателей, чтобы дети полюбили культурную жизнь и стремились к ней. Для этих целей П.П. Блонский считал необходимым создавать клубные занятия, в которые вовлекались бы именно малоразвитые дети.
Итак, на основании изучения трудов П.П. Блонского 20-30-х годов ХХ века можно резюмировать, что среди путей профилактики и преодоления школьной неуспеваемости наиболее актуальными являются дифференциация обучения, индивидуальный подход к неуспевающим ученикам, дополнительные коррек-ционные и развивающие занятия. Каждый из неуспевающих детей заслуживает особого внимания педагога, стремящегося понять причины его отставания, и в связи с этим организовать работу по его преодолению.
На сегодняшний день проблема школьной неуспеваемости не потеряла своей остроты, приобретая новые грани. Решить ее можно лишь с опорой на накопленный научно-теоретический потенциал прошлого, в котором исследованиям П.П. Блонского отводится особое место. Предложенные П.П. Блонским пути преодоления неуспеваемости школьников нуждаются в дальнейшей научной интерпретации и осмыслении дальнейших перспектив развития школьного образования.
Блонский П.П. Введение в дошкольное воспитание. Москва, 1916.
Степанова Л.А. Взгляды отечественных ученых-педагогов на проблему развития общеметодических основ обучения и их реализации в школьной практике. Москва, 2018.
Блонский П.П. Задачи и методы новой школы. На путях к новой школе. 1918; № 1: 36 - 43. Блонский П.П. Личность ребенка и воспитание. Психология и дети.1917; № 1: 27 - 31. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. Москва, 1979; Т. 1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. Москва, 1979; Т. 2. Блонский П.П. Педология в массовой школе первой ступени. Работник просвещения. 1930; № 2.
Блонский П.П. К вопросу о мерах борьбы со школьной неуспеваемостью. Избранные педагогические произведения. Москва. 1961: 529 - 533. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость. Москва, 2001.
References
1. Blonskij P. P. Vvedenie v doshkol'noe vospitanie. Moskva, 1916.
2. Stepanova L.A. Vzglyady otechestvennyh uchenyh-pedagogov na problemu razvitiya obschemetodicheskih osnov obucheniya i ih realizacii v shkol'noj praktike. Moskva, 2018.
3. Blonskij P.P. Zadachi i metody novoj shkoly. Na putyah knovojshkole. 1918; № 1: 36 - 43.
4. Blonskij P.P. Lichnost' rebenka i vospitanie. Psihologiya ideti.1917; № 1: 27 - 31.
5. Blonskij P. P. Izbrannye pedagogicheskie i psihologicheskie sochineniya: v 2 t. Moskva, 1979; T. 1.
6. Blonskij P. P. Izbrannye pedagogicheskie i psihologicheskie sochineniya: v 2 t. Moskva, 1979; T. 2.
7. Blonskij P.P. Pedologiya v massovoj shkole pervoj stupeni. Rabotnikprosvescheniya. 1930; № 2.
8. Blonskij P.P. K voprosu o merah bor'by so shkol'noj neuspevaemost'yu. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya. Moskva. 1961: 529 - 533.
9. Blonskij P.P. Shkol'naya neuspevaemost'. Moskva, 2001.
Статья поступила в редакцию 30.03.22
УДК 159.944
Sheveleva N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Pedagogical Technologies of Continuing Education, Institute of Continuing Education,
Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE MAIN SCIENTIFIC PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF PREVENTION OF PROFESSIONAL EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS. According to research, the professional activity of teachers is stressed due to a variety of factors that can lead to the formation of both symptoms and the burnout syndrome itself. The relevance of studying the phenomenon of emotional burnout syndrome is due to an increase in the quality of domestic education, which is influenced by such a factor as the professional well-being of the teacher, including the level of professional burnout. Analysis of research shows that there are several approaches to the definition of "professional burnout". The article presents the main scientific psychological and pedagogical approaches to the organization of prevention of emotional burnout of teachers. The article defines the main models of the burnout syndrome, representing the components of its structure or the process of occurrence.
Key words: emotional burnout syndrome, models of emotional burnout, psychological well-being, prevention of emotional burnout.
Н.Н. Шевелёва, канд. пед. наук, зав. каф. педагогических технологий непрерывного образования института непрерывного образования
Московского государственного педагогического университета, г. Москва, E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
По данным исследований, профессиональная деятельность учителей подвергается стрессу вследствие множества факторов, которые могут привести к формированию как симптомов, так и самого синдрома эмоционального выгорания. Актуальность изучения феномена синдрома эмоционального выгорания обусловлено повышением качества отечественного образования, на которое влияет такой фактор, как профессиональное самочувствие учителя, в том числе уровень профессионального выгорания. Анализ исследований показывает, что существует несколько подходов к определению понятия «профессиональное выгорание». В статье представлены основные научные психологические и педагогические подходы к организации профилактики эмоционального выгорания педагогов. В статье определены основные модели синдрома эмоционального выгорания, представляющие компоненты его структуры или процесса возникновения.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, модели эмоционального выгорания, психологическое благополучие, профилактика эмоционального выгорания.
По данным исследований, профессиональная деятельность учителей подвергается стрессу вследствие конфликтов, введением различного рода инноваций, излишними контрольно-оценочными процедурами, авторитарным стилем руководства, обсуждением в СМИ и сети интернет образовательной деятельности, несправедливыми обвинениями, отсутствием возможности защитить честь и достоинство, отсутствием достойного вознаграждения за профессиональную деятельность. Все эти факторы могут привести к формированию как симптомов, так и самого синдрома эмоционального выгорания. Необходимость осмысления сущности действий по профилактике профессионального эмоционального выгорания педагогов как условия оптимизации их профессиональной деятельности детерминирует актуальность темы данной статьи.
Цель статьи - выявить особенности профессионального эмоционального выгорания педагогов и ключевые подходы к организации его профилактики. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать отечественные и зарубежные исследования в области определения подходов к содержанию понятия профессионального эмоционального выгорания, организации его профилактики;
- классифицировать на группы существующие подходы к изучению феномена профессионального выгорания;
- выявить особенности моделей синдрома эмоционального выгорания в современных исследованиях.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в историографии вопросов разработки содержания понятия профессионального эмоционального выгорания и мер по его профилактике. Практическая значимость обусловлена возможностью использования результатов проведенного исследования в оптимизации работы педагогических коллективов, своевременной профилактике профессионального выгорания. Научная новизна связана с осмыслением многообразия научных подходов к профилактике профессионального и эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной литературе.
Известно, что исследование эмоционального выгорания в образовании было начато в зарубежной педагогике не так давно - во II половине XX в. С другой стороны, немаловажно отметить, что изучение поведения человека в
конфликте, стрессе в различной профессиональной деятельности изучается не только зарубежными, но и отечественными учеными.
Категорию «эмоциональное выгорание» как профессиональный термин определил Х. Фрейденберг (1974 г). Он определяет данное понятие как психологическое состояние людей, которое характеризуется профессиональным истощением, свойственное тем людям, чья деятельность связана с интенсивной коммуникацией, длительным эмоциональным напряжением [1]. Известно, что понятие эмоционального выгорания переводят как термин со значением «выгорать». Первоначально исследователи говорили о работниках кризисных центров, психиатрических клиник, в дальнейшем к ним стали относить и тех, кто постоянно осуществляет коммуникацию в профессиональной деятельности.
«Выгорание» в психиатрии (Freudenberger, 1974) и социальной психологии (Maslach, 1993; Maslach&Jackson, 1981) - состояние депрессии, психологического и физического истощения, деперсонализации, нарушений в сфере общения и социальных отношений, вызванное неспособностью справиться с профессиональным стрессом.
Многие исследователи и учёные руководствуются описанием синдрома эмоционального выгорания (далее - СЭВ) [1]. Мы можем встретить различные теоретические взгляды на проблему профессионального эмоционального выгорания, которые обусловили многозначность этого понятия, поэтому нет единой точки зрения на сущность понятия его структуру. Исследователи отмечают, что выгорание проявляется как потеря энтузиазма, эмоциональное опустошение, утрата идеализма и разочарование в моральных ценностях.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает 5 групп симптомов эмоционального выгорания - физических, эмоциональных, интеллектуальных, поведенческих и социальных. Однако И.А. Новикова, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев условно выделяют три группы симптомов выгорания: психофизиологические, социально-психологические и поведенческие [2].
Анализ исследований показывает, что существует несколько подходов к определению понятия «профессиональное выгорание». Так В.Н. Димова определяет подходы к описанию выгорания, выбрав в качестве основания вызывающие его причины: индивидуальный, межличностный и организационный. Исследова-