Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1119
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ / СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ УЧАЩИЕСЯ / ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ / СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / UNDERPERFORMANCE / POORLY PERFORMING STUDENTS / REASONS FOR UNDERPERFORMANCE / WAYS TO OVERCOME UNDERPERFORMANCE / YOUNGER STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Е. Г., Доренская И. С.

В статье раскрывается сущность понятий «неуспеваемость», «отставание», «слабоуспевающие учащиеся», обосновывается актуальность работы со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка в начальной школе, рассматриваются основные причины слабой успеваемости учащихся и пути её преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF WORKING WITH UNDERPERFORMING STUDENTS IN PRIMARY SCHOOL

The article reveals the essence of the concepts «failure», «lag», «poorly performing students», substantiates the relevance of working with low-performing students in Russian language lessons in primary school, considers the main reasons for poor student performance and ways to overcome it.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Коваленко Е.Г.,

кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

Доренская И. С.

магистрант кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

THEORETICAL FOUNDATIONS OF WORKING WITH UNDERPERFORMING STUDENTS IN

PRIMARY SCHOOL

Kovalenko E.,

Candidate of Philology science, assistant professor of Kuban State University

Dorenskaya I.

Master student of the Department ofpedagogy and methods ofprimary education of Kuban State University

Аннотация

В статье раскрывается сущность понятий «неуспеваемость», «отставание», «слабоуспевающие учащиеся», обосновывается актуальность работы со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка в начальной школе, рассматриваются основные причины слабой успеваемости учащихся и пути её преодоления.

Abstract

The article reveals the essence of the concepts «failure», «lag», «poorly performing students», substantiates the relevance of working with low-performing students in Russian language lessons in primary school, considers the main reasons for poor student performance and ways to overcome it.

Ключевые слова: неуспеваемость, слабоуспевающие учащиеся, причины неуспеваемости, способы преодоления неуспеваемости, младшие школьники.

Keywords: underperformance, poorly performing students, reasons for underperformance, ways to overcome underperformance, younger students.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни современного общества, модернизация и переход к цифровизации общего образования с каждым годом все более остро актуализируют проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии усвоить учебную программу, непрерывно растет. Это беспокоит не только учителей, психологов, родителей, но и самих учащихся, которые уже начинают задумываться о причинах своего отставания по тому или иному предмету в отличие от остальных учеников.

Неутешительная статистика последних лет показывает, что увеличивается число учащихся начальных классов, которые с трудом усваивают русский язык как учебный предмет. Русский язык -сложная дисциплина, изучение которой связано с рассмотрением абстрактных языковых понятий. В связи с такими возрастными особенностями младших школьников, как маленький объём памяти, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, несформированность произвольности выполнения действий, неуспевающие ученики требуют от учителя особых подходов и приёмов работы.

Вопросами школьной неуспеваемости всегда занимались и психологи, и педагоги (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, М.С. Певзнер, Л.С. Выготский, В.В, Давыдов, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Ю.К. Бабанский, Ю.З. Гильбух, Н.И. Му-рачковский, Л.С. Славина и др.). Проблему слабой

успеваемости детей младшего школьного возраста пытаются решить давно самыми различными способами, однако без выявления причин невозможна эффективная работа по преодолению трудностей, и в конечном итоге, повышению успеваемости учащихся. Педагогу необходимо все время находить все более совершенные способы и приёмы работы по их устранению, владеть специальными психодиагностическими методиками. Нельзя оставаться равнодушным ни к одной из причин низкой успеваемости и оставлять ее без коррекции.

Актуальность исследования определяется потребностью учителей в выявлении теоретических основ работы со слабоуспевающими учащимися, в поиске и обосновании таких эффективных подходов и методов обучения на уроках русского языка, которые способствовали бы успешному освоению учащимися языковых понятий, сокращению числа слабоуспевающих школьников.

Обратимся к рассмотрению сущности понятия «неуспеваемость» в теории и педагогической практике. В теории признаки неуспеваемости - это элементы, в совокупности образующие ее состав, так как речь идёт о научном определении понятия. В практической работе под признаком неуспеваемости следует понимать не сам элемент неуспеваемости, а его внешнее проявление. Наряду с термином-понятием «неуспеваемость» используются термины: «отставание», «отставание в обучении», «слабая успеваемость», т.е. неуспеваемость относительно какого-либо норматива.

Под неуспеваемостью понимается отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными программой. Основными причинами выступают: разного рода недостатки в развитии познавательной сферы ребенка; недостатки в обучении; совокупность причин.

В образовательном контексте отставание -это несоответствие уровня достижений человека или группы людей ожиданиям или тому потенци-

алу, который у них имеется [1, с. 195]. Для выявления отставания С.Ю. Курганов выделяет три основных фактора успеваемости:

1) требования к учащимся, вытекающие из целей школы;

2) психофизиологические возможности учащихся;

3) социальные условия их жизни, воспитания и обучения в школе и вне школы.

В таблице 1 представлены определения понятия «неуспеваемость», которые приводятся разными учёными.

Таблица 1

Определения понятия «неуспеваемость»

Автор Определение понятия «неуспеваемость»

М.А. Данилов Неуспеваемость связана с движущими силами процесса обучения - его противоречиями

М.Е. Волков Неуспевающий ученик - это ученик, учебно-личностные достижения которого не соответствуют содержанию образования, государственному образовательному стандарту

В. Оконь Неуспеваемость есть нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними условиями

А.А. Бударный Неуспеваемость - понятие в известной мере условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс

А.М. Гельмонт К неуспевающим относятся те учащиеся, которые приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок. Выделяются три вида неуспеваемости: 1) общее и глубокое отставание; 2) частичная, но относительно стойкая неуспеваемость; 3) неуспеваемость эпизодическая

В.С. Цетлин Наряду с фиксированной неуспеваемостью существует неуспеваемость скрытая, школьная неуспеваемость может выражаться не только в пробелах знаний, но и в отношении учащихся к учению

Н.П. Локалова Выделяются два типа школьной неуспеваемости: 1) общее отставание в учебе, 2) отставание по отдельным предметам

Ребенок с некоторым отставанием в развитии, со способностями к учебе ниже среднего уровня, требующий специальных учебных методик в процессе обучения, относится к группе отстающих в обучении, а отдельные учащиеся, недостаточно усвоившие текущий учебный материал, - к слабоуспевающим учащимся [2, с. 206].

Понятие «слабоуспевающие учащиеся» можно рассматривать с разных сторон. С точки зрения временного интервала, неуспевающими можно считать учеников, если они имеют неудовлетворительную оценку по предмету в четверти, а слабоуспевающими, если их знания, умения, навыки оцениваются неудовлетворительно в течение четверти, на каком-то промежуточном этапе. С точки зрения содержания образования, слабоуспевающий

ученик - это ученик, учебно-личностные достижения которого не соответствуют содержанию образования, в частности, требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Таким образом, неуспеваемость младших школьников рассматривается как несоответствие их подготовки тем обязательным требованиям ФГОС начального общего образования, которые предъявляются к уровню освоения знаний, умений, навыков и приобретению опыта творческой деятельности выпускника начальной школы.

Для того чтобы добиться эффективности в работе по преодолению слабой успеваемости учащихся, необходимо, прежде всего, определить причины, вызывающие ее. В таблице 2 приведены причины школьной неуспеваемости, отмеченные А.М. Гельмонтом и Н.И. Мурачковским.

Таблица 2

Причины школьной неуспеваемости_

Степени (виды) неуспеваемости Причины возникновения

Общее и глубокое отставание (по многим или всем предметам длительное время) - неподготовленность; - неблагоприятные условия (болезнь, семейные обстоятельства); - нерадивость, лень; - недостаточный уровень общего развития

Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость (по 1-3 наиболее сложным предметам) - недостатки преподавания; - недоработки в предыдущих классах; -отсутствие интереса к учебе, сознательности

Эпизодическая неуспеваемость (то по одному, то по другому предмету) - недочеты преподавания; - неаккуратное посещение школы

В своих работах Л.С. Славина при рассмотрении причин неуспеваемости и классификации неуспевающих учеников берет за основу аспект психологической запущенности:

- учащиеся с неправильно сформированным отношением к учению;

- учащиеся, испытывающие трудности при усвоении учебного материала («неспособные»);

- учащиеся, не владеющие необходимыми навыками и способами учебной работы;

- учащиеся, не умеющие трудиться;

- учащиеся, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы [3, с. 13].

Более частные характеристики учебного труда учащихся даны в работе Р.Л. Гинзбурга, который отметил основную причину неуспеваемости - нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.

Фундаментальные исследования школьной неуспеваемости были проведены П.П. Блонским, который выделил несколько причин, ведущих к неуспеваемости:

1) низкая работоспособность школьников, связанная с их состоянием;

2) неумение правильно организовать свой труд;

3) отсутствие интереса к учению, желания учиться;

4) слабое развитие школьников.

Систематизацию типов неуспевающих школьников П.П. Блонский проводил по двум внутренним причинам - физическая слабость и умственная неразвитость и одной внешней причине - домашние условия и сильные внешкольные интересы.

А.М. Гельмонт определил степень выраженности каждой категории неуспеваемости и создал классификацию причин отставания, которые отражены в таблице 3.

Таблица 3

Классификация причин отставания учащихся

Категория неуспеваемости (отставания) Степень выраженности Причины отставания

Общая (глубокая) Учащийся не успевает по всем или по многим предметам хронически, часто на протяжении не одного учебного года - плохая подготовленность и значительные пробелы в знаниях; - неблагоприятные бытовые условия; - нерадивость учащихся, лень, нежелание учиться; - недостаточный уровень общего развития

Частичная Относительно стойкая неуспеваемость только по наиболее трудоемким и сложным учебным предметам - недостатки преподавания этих предметов; - недоработки по этим предметам в предшествующих классах («рыхлость знаний, зыбкость умений»); - недостаточный интерес и недостаточно сознательное отношение к предметам, требующим высокого уровня развития умственных способностей, большого напряжения воли учащихся, сосредоточения внимания, мобилизации памяти и приложения больших усилий

Эпизодическая Эпизодами - недочеты преподавания, которые зависят от самих учащихся и проявляются в неаккуратном посещении школы, невнимательности; - невыполнение заданий, ложь, самодемобилизация в период между ответами и др.

Одной из самых распространенных причин неуспеваемости является некачественная работа учителя из-за недостаточного владения методикой преподавания предмета, а также неумения организовать деятельность учащихся на уроке. Как правило, учитель не осуществляет индивидуальную работу с неуспевающими или слабоуспевающими учащимися из-за недостатка времени на уроке.

Оказанная помощь слабоуспевающим ученикам на уроках русского языка должна быть дифференцированной и индивидуально направленной. Во многих школах учителя пользуются традиционным способом работы: всех учеников, нуждающихся в помощи, определяют в одну группу и проводят с ними дополнительные занятия, состоящие в основном из повторений и дополнительных разъяснений учебного материала. Педагог обучает всех одинаково, не всегда считаясь с индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Но, как показывает

опыт многих учителей, эти занятия далеко не всегда дают желаемый результат. В лучшем случае они могут привести лишь к временным положительным сдвигам в учении и не устраняют подлинные причины трудностей школьников. Поэтому наиболее эффективным средством является сочетание коллективной,

дифференцированной, индивидуальной работы (в том числе психодиагностической) в классе

Как известно, при объёме и сложности учебного материала выше оптимального уровня значительная часть школьников не выполняет требований учебной программы по русскому языку, а, стремясь выполнить их, испытывает переутомление на уроках, что приводит к снижению работоспособности, нервному напряжению, к понижению качества усвоения последующих тем, к снижению познавательного интереса и активности.

На рисунке 1 представлены факторы, приводящие к перегрузке учащихся.

Рисунок 1 - Факторы, ведущие к перегрузке учащихся

Чтобы составить полное представление о причинах неуспеваемости того или иного ученика, необходимо, наряду со школьной работой по предупреждению и ликвидации неуспеваемости, проанализировать влияние на его занятия условий жизни в семье.

В современной дидактике выделяют основные пути преодоления неуспеваемости, которые получили отражение на рисунке 2.

Педагогическая профилактика

Педагогическая диагностика

Педагогическая терапия

■ Воспитательное воздействие

Рисунок 2 - Основные пути преодоления неуспеваемости

Под педагогической профилактикой понимается система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, которые вызывают те или иные недостатки в развитии ребенка. Ю.К. Бабанский в своё время предложил концепцию оптимизации учебно-воспитательного процесса. Педагогическая диагностика включает в себя систематический контроль и оценку результатов обучения, предполагающие своевременное выявление пробелов (беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией результатов, педагогический консилиум). Педагогическая терапия опирается на меры по исключению отставаний в учебе (дополнительные занятия, группы выравнивания). Необходима также и педагогическая коррекция, содержание которой -возврат к неусвоенным разделам программы посредством приёмов объяснения, многократного повторения, упражнения, одобрения и порицания. В основе воспитательного воздействия - индивидуально-планируемая воспитательная работа, включающая и работу с семьей школьника.

Таким образом, при организации учебного процесса со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка в начальной школе учителю следует учитывать следующие рекомендации: учебная деятельность на уроках должна быть богатой по содержанию; необходимо применять разнообразные виды работ на уроках и дома, сочетать коллективную, дифференцированную, индивиду-

альную формы работы; использовать нестандартные задания, развивающие игры, стимулирующие мыслительную деятельность детей; требовать от школьников интеллектуального напряжения при условии доступности изучаемого языкового материала; формировать положительную самооценку, чтобы учащиеся поверили в свои силы, испытали успех в учебе.

Следует отметить, что знание и предотвращение наиболее актуальных причин неуспеваемости учащихся позволит сделать процесс обучения школьников более эффективным, а для продуктивного обучения ученика необходимы следующие условия: отсутствие у ребёнка существенных недостатков умственного развития; мастерство учителя; достаточный культурный уровень семьи; материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека.

Список литературы

1. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия / В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993-1999. - 1617 с.

2. Костенкова Ю.А. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития / Ю.А. Костенкова. - М.: Прометей, 2011. - 140 с.

3. Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге / С.Ю. Курганов. - М.: Просвещение, 1999. - 318 с.

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Дуброва Т.И.

ФГБОУВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», заведующий кафедрой специального и профессионального образования, здорового и безопасного образа жизни, кандидат педагогических наук

DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE SYSTEM OF INCLUSIVE PROFESSIONAL

TRAINING

Dubrova T.

FSBEI HE "Ulyanovsk State Ulyanov Pedagogical University", Head of the Department of Special and Professional Education, Healthy and Safe Lifestyle, candidate of pedagogical sciences

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы современного этапа развития цифровой трансформации в условиях организаций среднего профессионального образования. Показана необходимость обновления инклюзивных практик в профессиональном обучении. Представлен опыт работы по организации цифровой образовательной среды как нового формата профессиональной подготовки по рабочим специальностям будущих специалистов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Abstract

The article discusses the issues of the current stage of development of digital transformation in the context of secondary vocational education organizations The necessity of updating inclusive practices in vocational training is shown. The experience of organizing a digital educational environment as a new format for professional training in working specialties of future specialists from among persons with disabilities is presented.

Ключевые слова: цифровая трансформация, среднее профессиональное образование, профессиональное обучение, инклюзия, ограниченные возможности здоровья.

Keywords: digital transformation, secondary vocational education, vocational training, inclusion, disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.