Научная статья на тему 'Влияние внеурочных занятий на неуспеваемость учащихся младших классов'

Влияние внеурочных занятий на неуспеваемость учащихся младших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИХСЯ / ВНЕУРОЧНЫЙ / МЛАДШИЙ / КЛАСС / НЕУСПЕВАЕМОСТЬ / ПРЕДМЕТЫ / ЭПИЗОДИЧНЫЙ / ФАКТОРЫ / БИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ / STUDENTS / EXTRACURRICULAR / JUNIOR CLASS / POOR PERFORMANCE / SUBJECTS / EPISODIC / FACTORS / BIOPSYCHOLOGICAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерицян Гоар Беркаевна

Проблема снижения неуспеваемости школьников в учебном процессе считается одной из главных и сложных задач, особенно для воспитателей младших классов. В научной литературе посвящено немало работ причинам возникновения неуспеваемости учащихся в младших классах. В трудах ряда известных учёных предложены методы и способы преодоления неуспеваемости, особенно младших учащихся. В данном сообщении, используя метод внеурочного занятия, приводятся результаты проведённых исследований (при этом используя вопросы тестовых заданий) по преодолению неуспеваемости по разным предметам учащихся 3-го класса. Предложенный метод, как показали результаты нашего исследования, является одним из эффективных способов решения проблемы преодоления неуспеваемости младших школьников.The problem of reducing student underperformance in the educational process is covered by one of the main, at that time, difficult tasks, especially for primary school educators. In the scientific literature there are quite a few works related to the causes of student underperformance in primary grades. Methods and methods of overcoming the slowing of especially younger students are proposed. In this message, using the method of extracurricular activities, the results of the studies (using questions of test tasks) to overcome the poor performance in various subjects of students of the 3rd grade are presented. The proposed method, as shown by the results of our research, is one of the effective ways to solve the problem of overcoming the failure of primary school students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние внеурочных занятий на неуспеваемость учащихся младших классов»

ВЛИЯНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ НА НЕУСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Ерицян Г.Б. Email: Еritsyan17151@scientifictext.ru

Ерицян Гоар Беркаевна - учитель, Школа № 2 им. Хачатура Абовяна, г. Ереван, Республика Армения

Аннотация: проблема снижения неуспеваемости школьников в учебном процессе считается одной из главных и сложных задач, особенно для воспитателей младших классов. В научной литературе посвящено немало работ причинам возникновения неуспеваемости учащихся в младших классах. В трудах ряда известных учёных предложены методы и способы преодоления неуспеваемости, особенно младших учащихся.

В данном сообщении, используя метод внеурочного занятия, приводятся результаты проведённых исследований (при этом используя вопросы тестовых заданий) по преодолению неуспеваемости по разным предметам учащихся 3-го класса. Предложенный метод, как показали результаты нашего исследования, является одним из эффективных способов решения проблемы преодоления неуспеваемости младших школьников.

Ключевые слова: учащихся, внеурочный, младший, класс, неуспеваемость, предметы, эпизодичный, факторы, биопсихологический.

TOE IMPACT OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES ON STUDENT PERFORMANCE ЕLEMENTARY GRADES

Еritsyan G.B.

Eritsyan Gohar Berkaevna - Teacher, SCHOOL N2 AFTER KHACHATUR ABOVYAN, YEREVAN, REPUBLIC OF ARMENIA

Abstract: the problem of reducing student underperformance in the educational process is covered by one of the main, at that time, difficult tasks, especially for primary school educators. In the scientific literature there are quite a few works related to the causes of student underperformance in primary grades. Methods and methods of overcoming the slowing of especially younger students are proposed. In this message, using the method of extracurricular activities, the results of the studies (using questions of test tasks) to overcome the poor performance in various subjects of students of the 3rd grade are presented. The proposed method, as shown by the results of our research, is one of the effective ways to solve the problem of overcoming the failure ofprimary school students. Keywords: students, extracurricular, junior class, poor performance, subjects, episodic, factors, biopsychological.

УДК 373.31

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы [1]. Неуспеваемость учащихся - негативное явление, встречающееся в педагогической деятельности любого образовательного учреждения и заключающееся в неудовлетворительном усвоении школьниками учебного материала в течение года и имеющих академическую задолженность по одному или нескольким предметам.

Основываясь на результатах современных исследований, можно утверждать, что затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15% до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Эти трудности связаны не

только с обучением и освоением школьных навыков, но также являются внутрисемейной, внутришкольной и общественной проблемой [2]. Учебная неуспеваемость может быть педагогической, психологической, биопсихологической и социальной. Неуспеваемость связана или с особенностями каждого ученика, или с воздействием внешних факторов. Чаще всего наблюдается комбинация внутренних и внешних факторов. П.П. Блонский неоднократно указывал, что успех в учёбе детей зависит от организации условий, в которых он протекает и от личности педагога [3]. Б.П. Есипов о причинах неуспеваемости, связанных с личностью педагога, выделяет следующие [4]:

- слабое знание учителем предмета и методов его преподавания;

- неумение проявлять неуклонную требовательность к учащимся;

- незнание индивидуальных особенностей учеников;

- плохая организация учёта их работы;

- неумение сочетать требовательность к ученику с уважением его личности;

- неправильный подход в установлении контактов с семьёй и т.д.

К педагогическим причинам неуспеваемости учащихся могут быть отнесены также: слабое владение преподавателями педагогическими технологиями и педагогическим мастерством, а также характер взаимоотношений между педагогами и учащимися, как то отсутствие индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, неумение предотвращать и преодолевать трудности в освоении нового материала, неповторение пройденного, слабость контроля и нетребовательность со стороны преподавателей.

К психологическим причинам относятся недостатки в развитии учебной мотивации: несовершенства уровня развития психических, познавательных, эмоциональных и волевых процессов, несформированность исполнительных механизмов учебной деятельности, недостаточный уровень или задержка психического развития учащихся и другие факторы.

К биологическим причинам относятся: наследственные, врождённые и приобретённые в онтогенезе недостатки физического развития, неудовлетворительное состояние здоровья, общая слабость организма, нарушения зрения, слуха, речи, отставание от возрастных норм физического развития, частые и хронические заболевания, низкая работоспособность и быстрая утомляемость, физическая гиперактивность и дефицит внимания, слабоумие (элементы олигофрении), биопсихологические зависимости, аутизм и другие.

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние [1, 5]. Внешними причинами неуспеваемости являются:

- социальные причины (снижение ценности образования в обществе);

- несовершенство учебного процесса;

- отрицательное влияние семьи, улицы;

- взаимоотношения между одноклассниками;

- пренебрежительное отношение педагога к ученику;

- регулярные упреки со стороны педагога, адресованные ученику и подчеркивающие его неспособность ликвидировать свое отставание по предметам.

Внутренними причинами неуспеваемости являются:

- дефекты здоровья школьников;

- слабое интеллектуальное (умственное) развитие;

- отсутствие мотивации к обучающему процессу;

- слабое развитие волевых способностей ученика.

Наиболее серьезными причинами неуспеваемости являются следующие:

- недостатки в учебно-воспитательной деятельности учителей;

- недостаточное внимание к развивающей стороне обучения;

- слабое развитие школьников и неспособность учиться рационально;

- неумение педагога воспитать у детей интерес к учению;

- отсутствия индивидуализированного подхода к учащимся в ходе учебного процесса;

- неумение вовремя обнаружить проблемы в знаниях учащихся;

- недостаточное внимание школы к формированию правильных взаимоотношений между учителем и учащимися.

Человек, независимо от своего возраста и социального положения, для получения соответствующей информации, в обязательном порядке, сталкивается со следующими необходимыми восприятиями [6]: визуальными, аудиальными, кинестетическими (восприятия движением), дигитальными (восприятия мышлением). Каждый индивидуум пользуется своим доминирующим типом восприятия. Задача преподавателя - изучение каждого неуспевающего ученика, с выяснением его склонностей к определенному типу соответствующего восприятия. К сожалению, в глазах некоторых педагогов, все неуспевающие ученики - на одно лицо. Это порождает целый ряд проблем, где нет индивидуального подхода, используются совершенно нерациональные методы работы с учащимися, педагоги не стараются найти правильную стратегию преподавания в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия учащегося.

Для решения вопроса неуспеваемости, в современной школе принято организовывать дополнительные занятия с отстающими учащимися во внеурочное время [7]. Такие занятия особенно продуктивны в отношении детей, работающих пассивно, то есть детей, нуждающихся в дополнительной мотивации и стимулах для полноценного вовлечения в образовательный процесс.

Внеурочные занятия обычно проводят с неуспевающими детьми, условно находящимися в следующих группах:

- общее и глубокое отставание по многим или по всем учебным предметам в течение длительного времени;

- частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному или трём сложным предметам, как правило, по родному и иностранным языкам, по математике;

- относительно легко преодолеваемая эпизодическая неуспеваемость по одному из предметов.

Достаточно трудным является решение проблемы неуспеваемости для школьников, вошедших в первую из вышеуказанных групп. Эти учащиеся относятся к группе детей с общим слабым развитием или к группе, имеющей психобиологические отклонения.

В данном сообщении приводятся результаты анализа неуспеваемости 3 -го класса, в трёх потоках (а, б, в) школы № 2, им. Х. Абовяна, г. Ереван, Республика Армения. Следует отметить, что в указанных потоках отсутствуют учащиеся с общим и глубоким отставанием. Ниже в таб. 1. приводятся как общее число учащихся в третьем классе указанных потоков, так и число неуспевающихся школьников в соответствующих потоках.

Таблица 1. Неуспевающие учащиеся по потокам и по предметам

о н о кол. учащихся неуспевающие по предметам Частичная неуспеваемость эпизодическая неуспеваемо сть по родной речи по математике по окруж. среде

е общие я у Л девочки общие ки у Л девочки общие ки у Л девочки общие ки у Л девочки общие ки у Л девочки общие ки у Л девочки общие ки у Л девочки

8 8 8 8 8 8 8

я 34 16 18 9 3 6 1 - 1 7 3 4 2 1 1 5 2 3 2 - 2

ю 32 17 15 9 6 3 1 1 - 7 4 3 2 2 - 5 2 3 2 2 -

а 30 15 15 9 5 4 1 1 - 7 3 4 1 1 - 5 2 3 3 2 1

итого 96 48 48 27 14 13 3 2 1 21 10 11 5 4 1 15 6 9 7 4 3

Как следует из таб. 1, из 96 - общего числа учащихся, 24 школьника являются неуспевающими, из которых 3 ученика имеют неуспеваемость по двум предметам. Неуспевающие школьники составляют 25% от общего числа учащихся, при этом доля мальчиков составляет 0,52, а девочек - 0,48.

По предметам неуспеваемость учащихся выглядит так: по математике -15,62%,по родной речи - 5,2%, по окружающей среде - 7,3% соответственно.

Не трудно заметить, что неуспеваемость учащихся по математике значительно выше, по сравнению с неуспеваемостью по родной речи и окружающей среде.

Ниже, в таб. 2, приводится число (поименно) неуспевающих школьников по потокам и по отдельным предметам.

Таблица 2.Имена неуспевающих школьников в потоках по отдельным предметам

8

X о имена по окружающей

¡5 по родной речи по математике

О = школьников среде

1 2 3 4 5

Нуне - - +

Ольга + +

Кнарик + - +

Србуи + - +

Седа + + -

Вачаган + - +

Григор - + +

Месроб + - +

Рима + - +

Ашхен + - +

Эля + - +

Алекс + + -

б. Петрос - + +

Сергей + - +

Вардан + + -

Ншан - - +

Арусяк + - +

Виктория + - +

Рузанна + + -

Сирануш + - +

Левон + + -

Вазген + + +

Ерванд + - +

Ишхан - + -

Примечания: - неуспевание по предмету; +успевание по предмету

Из таб. 2.следует, что во всех потоках неуспеваемость по математике значительно выше-15%,по сравнению с неуспеваемостью по таким предметам как родная речь и окружающая среда, 5% и 7% соответственно. Следует отметить, что для выявления неуспевающих учащихся из 96, общего числа школьников, трижды было проведено тестирование знаний по трём выше указанным предметам. Из таб. 2 видно, что только 3 ученика, Нина, Ншан и Ишхан, имеют неуспеваемость по двум предметам, а остальные учащиеся, в трёх потоках, имеют по одной неуспеваемости.

Далее, в таб. 3, представлено распределение неуспевающих по трём предметам учащихся в зависимости от их пола (таб. 3).

Неуспевающие школьники (распределение по полу и предметам)

потоки родная речь математика икру,каштан среда

общая мальчики девочки общие мальчики девочки общие мальчики девочки

а б в 2 2 1 1 2 1 1 5 5 5 2 2 2 3 3 3 2 2 3 2 2 2 1

итого 5 4 1 15 6 9 7 4 3

Как следует из таблицы 3, из 27 неуспевающих учащихся имеют неуспеваемости: по родной речи - 18,52% (мальчики 14,81%, девочки - 3,7%) по математике - 55,55% (мальчики - 22,22%, девочки - 33,33%) по окружающей среде - 25,92% (мальчики - 14,81%, девочки - 11,11%). Из вышеприведенного анализа следует, что число неуспевающих школьников по математике значительно выше, чем по предметам родная речь и окружающая среда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для уменьшения неуспеваемости по отдельным предметам, в соответствующих потоках, организовывались занятия во внеурочное время. Внеклассные занятия проводились по каждому предмету отдельно, с формированием соответствующих групп учащихся. Для занятий по математике были созданы две, а по двум остальным предметам (родная речь и окружающая среда) - по одной группе. С каждой группой занятия составляли 45 минут, два раза в неделю. Также после каждого урока, по каждому предмету, задавались домашние работы, которые проверялись и оценивались. Ключевой формой проверки знаний учащихся и степени усвоения ими учебного материала явились тестовые задания. Ниже приводятся вопросы тестовых заданий по всем указанным выше предметам. Тестовые вопросы по родной речи: разделить следующие слова по слогам:

второстепенный, существовать, водопад, поляна; составить предложения со следующим словами: зима, хороший, дерево, река; написать форму множественного числа для следующих слов : карандаш, игрушка, ручка, дерево; найти орфографические ошибки в словах:

вада, миасо, винаград, таварищ; дописать пропущенные буквы: дожд..., пр...гать ,м...локо, голосовать;

- указать на какие вопросы отвечают подлежащее и сказуемое:

- указать главные члены в предложениях: Ален учится отлично.

Я люблю свою Родину.

- определить подлежащее и сказуемое в следующем предложении:

Ашот пошёл в лес собирать грибы.

- написать антонимы к следующим словам: ходить, смеятся, кричать, умный;

- определить числительноев в следующем предложении: У курицы вылупились одиннадцать цыплят. Тестовые вопросы по математике:

- В первой корзине 56 яблок, во второй корзине на 8 яблок меньше чем в первой. Сколько яблок в обеих корзинах?;

- на сколько 240 больше чем 40 а)на 180, б) на 200,в) на 210;

- От доски длиной 130 см отрезали 50 см. Какой длины оставшаяся часть доски?

- Периметр квадрата равен 180 см.Чему равна одна сторона квадрата?

- Сумма чисел 80 и 9 равна: а)85,б) 89,в) 93;

- Выбери выражения с одинаковой разницей:

а) 25 - 4, б)36 - 8, в) 45 - 18, г) 58 - 30, д) 24 - 20, е) 40 - 12;

- При умножении каких двух чисел можем получить 50? а) 50 х 1, б) 7 х 8, в) 8 х 5,г) 25 х 2, д) 5 х 10, е) 9 х5

- На дереве сидели 20 воробьев. Из них 7 улетели, а через минуту трое вернулись. Сколько воробьев на дереве?

- В мешке было 80 игрушек, их поровну поместили в четыре ящика. Сколько игрушек в каждом ящике ?

- Число 85 представить в виде суммы слагаемых. Тестовые вопросы по окружающей среде:

- каким цветом окрашиваются луга весной?

- в какое время года идёт снег?

а) летом, б) весной, в) зимой, г) осенью;

- назови времена года;

- назови первый цветок весны: а)подснежник, б) роза, в)гладиолус, г) гвоздика

- арбуз это

а) фрукт, б) овощ, в) ягода

- где созревает клубень картофеля? а) на дереве, б) под землёй

- какое животное кролик? а) домашнее, б) дикое

- где обитают рыбы? а) на суше, б) в воде

- из деревьев выдели фруктовые:

а) сосна, б) яблоня, в) груша, г) дуб, е) слива

- виноград это:

а) фрукт, б ) ягода

Независимо от предмета, если на вопросы тестовых заданий даётся 65% и более положительных ответов, то ставится знак плюс и учащийся по данному предмету считается успевающим. Результаты опросов по тестовым заданиям приводятся в таб. 4.

Число неуспевающих учеников после внеурочных занятий по предметам

Имена учащихся родная речь математика окружающая среда

до после до после до после

занятия занятия занятия занятия занятия занятия

1 2 3 4 5 6 7

Нина - + - - 0 0

Ольга 0 0 0 0 - +

Кнарик 0 0 - + 0 0

Србуи 0 0 - - 0 0

Седа 0 0 0 0 - +

Вачаган 0 0 - - 0 0

Григор - + 0 0 0 0

Месроб 0 0 - + 0 0

Рима 0 0 - - 0 0

Ашхен 0 0 - + 0 0

Эля 0 0 - + 0 0

Алекс 0 0 0 0 - +

Петрос - - 0 0 0 0

Сергей 0 0 - + 0 0

Вардан 0 0 0 0 - +

Ншан - + - - 0 0

Арусяк 0 0 - + 0 0

Виктория 0 0 - - 0 0

Рузанна 0 0 0 0 - +

Сирануш 0 0 - + 0 0

Левон 0 0 0 0 - +

Вазген 0 0 - + 0 0

Ерванд 0 0 - + 0 0

Ишхан 0 0 0 0 - -

итого 1,0 6,0 1,0

Примечание: + ликвидация неуспеваемости, - сохранение неуспеваемости, 0 стабильная успеваемость по предметам.

Из таб. 2 и 3 следует, что применение метода внеурочных занятий, независимо от изучаемого предмета, приводит к существенному сокращению числа неуспевающих учащихся. Из таблиц также следует, что из 27 неуспевающих по различным дисциплинам школьников, остались только лишь 8 неуспевающих (неуспеваемость сократилась на 70,4%). Сокращение неуспеваемости по отдельным предметам выглядит так: по родной речи - 80%,по математике - 60%, по окружающей среде -85,7% соответственно. Проводя дополнительные занятия с оставшимися неуспевающими школьниками (8 человек) в терминальный период учебного года, предполагается довести их успеваемость до удовлетворительного уровня.

Список литературы /References

1. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и её предупреждение. М. Педагогика 1977,120 с.

2. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Кумарина Г.Ф., Вайнер М.Э., Вьюнков Ю.Н. и др.; под ред. Кумариной Г.Ф. М: Изд. Центр «Академия», 2001. 320.

3. Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. пед. произв. М., 1961. 696 с

4. Есипов Б.П. Основы дидактики. М. Просвещение, 1967. 472 с.

5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: М. Педагогика, 1977. 256 с.

6. Учебные пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. Пидкасистого П.И. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.

7. Бычкова Н.В. Организация процесса обучения неуспевающих и слабоуспевающих учащихся на уроках внеурочных занятиях. Методическое пособие. Брянск, 2003.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СЛЕДСТВИЕ ВОСПИТАНИЯ

СЕМЬИ

Кожухова Е.М. Email: Kozhuhova17151@scientifictext.ru

Кожухова Елена Михайловна - социальный педагог, Ликино-Дулевский политехнический колледж - филиал Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Ликино-Дулево

Аннотация: в данной статье освещён вопрос влияния воспитания на формирование у подростка девиантного поведения. Разобраны как психологические, так и биологические теории формирования девиантного поведения. Выявляются факторы воздействия воспитания в семье, где есть подросток с девиантным поведением. Поднимается вопрос о том, на сколько вероятно, что девиантное поведение - это врождённый фактор. Может ли семья быть первоисточником отклоняющегося поведения у подростка. Какова роль социального работника при работе с данной категорией подростков.

Ключевые слова: девиантное поведение, семейное воспитание.

DEVIANT BEHAVIOR AS A CONSEQUENCE OF FAMILY

EDUCATION Kozhuhova E.M.

Kozhuhova Elena Mikhailovna - Social Teacher, Likino-Dulevo Polytechnic College - Branch STATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION OF THE MOSCOW REGION STATE UNIVERSITY OF HUMANITIES AND TECHNOLOGY, LIKINO-DULEVO

Abstract: this article highlights the issue of the influence of education on the formation of deviant behavior in adolescents. Both psychological and biological theories of the formation of deviant behavior are analyzed. The factors of the impact of parenting in a family where there is a teenager with deviant behavior are identified. The question is raised of how likely it is that deviant behavior is an innate factor. Can a family be the primary source of deviant behavior in a teenager? What is the role of a social worker when working with this category of adolescents.

Keywords: deviant behavior, family education.

УДК 316.624

Заглянув в любой школьный класс (с 1-го по 11-ый), где дети ровесники между собой, невольно выделяешь ребят непослушных, дерзких, грубых. Такое поведение называют девиантным (отклоняющимся). Поступки таких ребят не соответствуют принятым в обществе нормам и правилам поведения: проявление агрессии,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.