тивной и стабильной. 4) Специфика содержания эмоционального компонента ПИ студентов бакалавриата проявляется в том, что процесс эмоционального самоотождествления с профессией у них развивается на средневысоком уровне. 5) Особенности мотивационноценностного компонента ПИ студентов бакалавриата заключаются в среднем уровне сфор-мированности и зрелости образа профессионального будущего.
Литература
1. Андрющенко О.Е. Взаимообусловленность профессионального образования и профессиональной активности студенческой молодежи // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2009. № 1. С. 152-156.
2. Ермолаева Е.П. Психология реализации профессионала в условиях социально-экономических изменений : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2009.
3. Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и практика. М. : Изд-во СГУ, 2009.
4. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М. : Изд-во МГУ, 1988.
5. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М. : УРАО, 2002.
6. Шадриков В.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль : ЯрГУ, 1981.
7. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001.
8. Kroger J. Discussions on Ego Identity // Lawrence Erlbaum Associates, publishers. New Jersey Hove and London, 1993.
9. Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations / S. Worchel, W.G. Austin (eds.). Chicago: Nel-son-Hall, 1986. P. 7-24.
Research of professional identity of bachelor students
Transition to the system of multilevel education made the issue of professional identity urgent. There is investigated the content of the given phenomenon in the new educational context. The results of empiric research prove the specific contents of cognitive, emotional, motivational and value components of professional identity of bachelor students.
Key words: professional identity, components of professional identity, attitude to profession, image of profession, professional purposefulness, bachelor students.
о.Н. столповская
(Новомосковск)
КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ типичных ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Представлены локальные результаты экспериментального исследования причин неуспеваемости младших подростков в ходе специально организованной совместной деятельности учителей и школьных психологов. Обоснованы направления диагностического исследования причин неуспеваемости, выделены их типологические группы и описаны пути коррекции образовательного процесса в рамках повышения успешности обучения младших подростков.
Ключевые слова: причины неуспеваемости, педагогическая диагностика, психологическая диагностика, совместная деятельность, индивидуальные особенности.
На современном этапе развития образования у педагогов имеются все необходимые средства для успешного обучения школьников. Обучение на индивидуальнодифференцированной основе предполагает учет особенностей развития каждого школьника для полной реализации его потенциальных возможностей в обучении. В то же время проблема школьной неуспеваемости остается актуальной, особенно для младшего подросткового возраста, что отмечается многими исследователями. Успешность работы педагогического коллектива по преодолению неуспеваемости зависит от правильного установления причины, лежащей в основе данного явления. Для решения этой задачи сегодня имеются теоретические и практические предпосылки.
Существует ряд психологических и педагогических исследований, посвященных изучению причин школьной неуспеваемости. П.П. Блонский, А.М. Гельмонт, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, В.С. Цетлин, Ю.К. Бабанский и др. исследовали недостатки педагогического труда, которые приводят к школьной неуспеваемости. Ю.К. Бабанский предложил систему конкретных рекомендаций по выбору эффективных форм и методов предупреждения неуспеваемости, основанную на всестороннем изучении причин неудач школьников. Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделили две группы причин неуспеваемости: внешние и внутрен-
© Столповская О.Н., 2012
ние. К числу внешних исследователи в первую очередь отнесли причины социального плана, а именно: снижение ценности образования в обществе, несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, проблемы в знаниях), отрицательное влияние семьи и т.д. Одной из главных внутренних причин неуспеваемости ученые считали дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей.
Психологи Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, Н.И. Мурачковский, В.И. Зыкова и др. выявили зависимость между способностями детей к обучению и школьной успеваемостью. Основные причины неуспеваемости исследователи видели в личностных особенностях обучающихся: неспособности к обобщению, слабой осознанности мыслительной деятельности; инертности, косности, пассивности, подражательности ума, явном несоответствии между уровнями интуитивно-практического и словесно-логического мышления.
Современные исследователи В.И. Панов, В.П. Лебедева, А.Б. Орлов, В.В. Рубцов, В.И. Дубровина раскрыли психодидактический подход к направлениям развития образования, уделив особое внимание учету индивидуальных психологических особенностей школьников при обучении. Основные психологические причины неуспеваемости ученые объединили в две группы: недостатки познавательной деятельности и недостатки в развитии мотивационной сферы детей [2, с. 191].
Анализ вышеуказанных научных исследований показал, что для выявления и устранения причин слабой успеваемости каждого ребенка необходимо объединение усилий всех участников образовательного процесса. Диагностируя причины неуспеваемости, следует помнить выдвинутые Ю.К. Бабанским правила их выявления и анализа [1, с. 122]:
1) дифференциация причин на доминирующие и сопутствующие, причины первого и второго порядка;
2) всесторонний, комплексный подход, при котором охватываются одновременно особенности личности и внешние влияния на нее, а само явление изучается с позиций наук, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме, т.е. не только педагогики, но и психологии, физиологии, социологии;
3) динамичный подход к анализу неуспеваемости, рассмотрение типичных причин
данного явления не в застывшей форме, а в движении, изменении под влиянием многообразных обстоятельств.
Выявление причин неуспеваемости школьников как направление диагностической работы предполагает объединение педагогической и психологической диагностики. Целью последней является изучение особенностей психического развития неуспевающих школьников, а первая направлена на исследование адекватности применяемых педагогических средств индивидуальным особенностям школьников. Задача педагогической диагностики заключается в объединении информации о ребенке из различных источников (психологическое, социальное, физиологическое исследования) для определения индивидуального маршрута его обучения. В целях решения этой задачи необходимо организовать совместную деятельность учителей-предметников, школьных психологов и других участников образовательного процесса.
Данные идеи были положены в основу опытно-экспериментальной работы, направленной на изучение содержания, форм и методов совместной деятельности психологов и учителей по выявлению причин неуспеваемости младших подростков, в которой приняло участие 49 неуспевающих обучающихся 5-6-х классов, 58 учителей и 4 педагога-психолога. Исходя из профессиональных обязанностей участников совместной деятельности по выявлению причин неуспеваемости младших подростков, мы определили направления диагностического исследования. Психологическое исследование осуществлялось педагогами-психологами образовательных учреждений и включало изучение особенностей познавательной (внимание, память, мышление, речь), мотивационной (познавательные интересы, отношение к обучению, ведущие мотивы деятельности) и эмоционально-волевой (самооценка, тревожность, самостоятельность, настойчивость) сфер.
Медицинские работники изучали особенности физиологического развития неуспевающих младших подростков (общее состояние здоровья, соответствие физиологического развития возрастным нормам, переносимость физических нагрузок, наличие хронических заболеваний, патологических влечений). Социальные педагоги и классные руководители исследовали условия воспитания и быта в семьях неуспевающих школьников, направленность интересов и отношений младших подростков с окружающими людьми. Задача учителей-предметников заключалась в организации наблюдения за обучающимися на уроке и фик-
сации трудностей, испытываемых младшими подростками в обучении.
Исследование причин неуспеваемости младших подростков мы проводили, основываясь на общепсихологических принципах диагностики [6].
1. Изучение должно быть направлено на выявление особенностей психического развития ученика.
2. Оценка результатов диагностики производится не путем их сравнения с какими-либо нормами или средними величинами, а главным образом - путем их сопоставления с данными предыдущих диагностических проверок того же ученика для выявления характера и величины его продвижения, усилий.
3. Диагностика должна не только выявлять наличный, актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и проводиться с учетом возможной «зоны ближайшего развития» (перспектив развития школьника при сотрудничестве со взрослыми).
4. Изучение личности школьника важно не само по себе. Оно направлено на решение определенной педагогической задачи, под которую и выбирается методика исследования.
5. Исследование индивидуальных качеств должно вестись с учетом возрастных особенностей, в частности, экспериментальные задания необходимо предъявлять в доступной для учащихся каждой возрастной группы форме.
6. Изучение психического развития должно проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
В качестве интегрирующей формы совместной диагностической деятельности мы выбрали психолого-педагогический консилиум. По итогам диагностической работы предполагаемые педагогами и психологами причины неуспеваемости были отражены в индивидуальных картах младших подростков, которые изучались участниками школьных консилиумов и на основании которых в ходе совместного обсуждения определялись доминирующие факторы неуспеваемости.
Полученные результаты изучения причин неуспеваемости младших подростков мы типизировали по сферам развития обучающихся (психологическая, социально-педагогическая, физиологическая) и проранжировали по признаку преобладания, не учитывая гендерных различий среди неуспевающих младших подростков.
Причины неуспеваемости:
1) психологические:
- низкая мотивация к обучению - 20;
- нарушения в эмоциональной сфере - 14;
- нарушения в познавательной сфере - 13;
2) социально-педагогические:
- несформированность общеучебных умений - 11;
- пробелы в знаниях - 7;
- педагогическая запущенность - 7;
3) физиологические:
- хронические заболевания - 7;
- повышенная утомляемость - 4.
Полученные нами данные совпадают с результатами большинства исследований и позволяют сделать вывод о том, что чаще всего факторами неуспеваемости младших подростков выступают низкая мотивация обучения, нарушения в эмоциональной и познавательной сферах психического развития детей. В то же время низкая мотивация и эмоциональные проблемы довольно часто являются следствиями воздействия социально-педагогических и физиологических причин.
На основе результатов диагностики педагоги совместно с психологами разработали индивидуальные программы обучения неуспевающих младших подростков, которые включали организацию коррекционной работы с ребенком и группами детей со схожими причинами неуспеваемости. Например, работа по коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей проходила в групповой форме (психологические тренинги), а пробелы в знаниях компенсировались в ходе индивидуальных консультаций.
Для учета педагогами индивидуальных особенностей школьников при планировании и организации уроков психологи составили диагностические таблицы по исследованным параметрам, которые позволяли наглядно увидеть не только причину неуспеваемости, но и положительные стороны в развитии каждого ребенка, опираясь на которые учителя компенсировали влияние негативных факторов. Следуя принципу комплексности в организации коррекционной работы, педагогический коллектив направил усилия не только на устранение доминирующей причины неуспеваемости, но и на общее психическое и социальное развитие младшего подростка, чтобы обеспечить достижение оптимального уровня обученности ребенка.
Важно отметить, что успех коррекционной работы педагогического коллектива по устранению причин неуспеваемости или уменьшению их влияния на обучение младших подростков зависит от наличия у педагогов и психологов знаний, необходимых для организации коррекции, а также их заинтересованности в совместной деятельности со всеми участниками образовательного процесса. Выполнение этих условий предполагало отбор содер-
жания, форм и методов просветительской работы с педагогическим коллективом и родителями, адекватных реальной образовательной ситуации в школе.
В ходе реализации индивидуальных образовательных программ неуспевающих младших подростков учителя нередко испытывали затруднения при планировании урока и в организации работы с родителями. По запросу им оказывалась индивидуальная консультативная помощь психологов. Индивидуальные формы работы были организованы и с родителями младших подростков, когда факторы школьной неуспеваемости были выявлены в единичных случаях. По итогам полугодий проводились заседания консилиумов для анализа и корректировки процесса реализации индивидуальных образовательных программ. Следует отметить, что лучше коррекционная работа проходила в педагогических коллективах, которые по итогам специального психологического исследования показали высокие значения сплоченности и ценностноориентационного единства. Это еще раз доказывает зависимость успешности обучения школьников от реализации единой системы индивидуальных требований и подходов к обучению каждого из них.
Повторная психолого-педагогическая диагностика по итогам учебного года показала положительные изменения в уровне обученности младших подростков и ослабление влияния доминирующих причин неуспеваемости у 35% из них. По сдвигам в обучаемости школьников можно судить о правильности определения причин их неуспеваемости.
В рамках одной статьи невозможно описать все аспекты организации совместной деятельности учителей и психологов по выявлению причин неуспеваемости младших подростков как главному средству коррекции образовательного процесса. Оба эти направления совместной деятельности учителей и школьных психологов требуют организации специальных педагогических условий, влияние которых на успешность совместной деятельности мы будем определять в дальнейшем исследовании.
литература
1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М. : Педагогика, 1989.
2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб. : Питер, 2004.
3. Методика подготовки и проведения психо-лого-педагогического консилиума // Завуч. 2005. №6.
4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М. : Просвещение, 1993.
5. Родионов В. Психолог и педагог: Взаимодействие в учебном процессе. М. : Ред.-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2000.
6. ФридманЛ.М.,ПушкинаТ.А.,КаплуновичИ.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
Complex investigation of typical reasons for poor progress of younger teenagers
There are given the local results of experimental research of the reasons for poor progress of younger teenagers in the course of specially organized joint work of teachers and school psychologists. There are substantiated the areas of diagnostic research of the reasons for poorprogress, sorted out the typological groups of reasons and described the ways of educational process im-provementfor increasing the level of learning progress of younger teenagers.
Key words: reasons for poor progress, pedagogic diagnostics, psychological diagnostics, joint work, individual peculiarities.
Е.С. фоМИНЬІХ (оренбург)
нарушения личностных границ студента-инвалида в контексте его виктимной деформации
Рассматриваются сущность психологической суверенности как интегративного свойства личности, роль психологических границ в личностном здоровье; анализируются специфика нарушений границ психологического пространства студента-инвалида и виктимогенный потенциал последнего.
Ключевые слова: психологическая суверенность, де-привированность, психологическое пространство, личностные границы, виктимность.
Процесс личностного развития и социализации человека - это освоение внешнего пространства и превращение его во внутреннее. Наличие стабильного личного пространства обусловливает субъектность человека, позволяющую сохранять постоянство пространства и
© Фоминых Е.С., 2012