Научная статья на тему 'Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления'

Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5631
797
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ / SCHOOL FAILURE / ОБУЧАЕМОСТЬ / LEARNING / УСПЕШНОСТЬ/НЕУСПЕШНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ / PSYCHOLOGICAL TESTS / КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА / CORRECTIONAL PROGRAM / SUCCESS / FAILURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киршин Пётр Аркадьевич

В статье рассматривается понятие школьной неуспеваемости, психологических особенностей неуспевающих школьников, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы. Раскрытие сущности неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без выявления причин этих проблем невозможна эффективная работа по их преодолению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The causes of school failure and ways to overcome them

The article discusses the concept of school failure, psychological characteristics of underachieving students, the causes and ways to overcome this problem. Disclosure of underachievement at these objectives and content of education, the identification of the structure of school failure, signs, which can be recognized its components, the development of science-based methods to detect these signs. Without this it is impossible to study the factors failure and the development of measures to combat it. Many students have difficulty learning. Without identifying the causes of these problems can not be effectively work to overcome them.

Текст научной работы на тему «Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления»

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ: ПРИЧИНЫ И СРЕДСТВА ЕЁ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Пётр Аркадьевич Киршин, педагог-психолог муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ № 7, г. Сарапул (Республика Удмуртия, РФ), [email protected]

• школьная неуспеваемость • обучаемость • успешность/неуспешность • психологические тесты • коррекционная программа

Несмотря на общеизвестность многих рекомендаций по предупреждению и преодолению отклонений в поведении и учебной деятельности обучающихся, эта проблема продолжает существовать и по сей день. Только у отдельных учителей или педагогических коллективов некоторых образовательных учреждений эта проблема решается успешно. В связи с этим возникают два вопроса:

1. Почему некоторые учителя и педагогические коллективы успешно справляются с этой проблемой?

2. Что мешает другим учителям решать эту проблему столь же успешно?

Отсюда возникает ещё одна трудность - это невозможность дать учителям точный, универсальный методический совет. Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств её предупреждения требуют использования двух терминов:

• «неуспеваемость»;

• «отставание».

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвящённых изучению одной темы или раздела курса, семестра, года). В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности учащихся, с реально достигнутым ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями.

Неуспевающий ученик - это ребёнок, который не может показать тот уровень знаний, умений, оперативность ума и исполнения операций, который демонстрируют одноклассники. Это не означает, что он хуже других. Исследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не хуже успевающих школьников. Учителя порой бывают удивлены: почему безнадёжный двоечник стал лучше учиться? А чуда никакого нет -этому ребёнку просто не подходила образовательная технология.

Несомненно, школа вынуждена обращать своё внимание на отстающих. Перечислим некоторые категории детей, которые могут быть отнесены к неуспевающим:

1. Имеющие задержку интеллектуального развития - те, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм. Им трудно выполнять задания, у них низкие представления о себе, они часто получают замечания от учителя.

2. Недостаточно развитые дети для требований школы (они составляют 25% всего контингента неуспевающих). У них выявлены нарушения в раннем периоде развития (патология беременности и родов, родовые травмы). Они болеют различными хроническими заболеваниями, часто живут в неблагополучных микросоциальных условиях, с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке.

3. Функционально не созревшие дети. Одни из них быстро устают (нет школьной выносливости), другие не могут сосредоточиться.

НИ.......У.......ИИ1

4. Ослабленные дети. Эти дети имеют проблемы приспособления к обучению в школе. Им свойственны недостаточная осведомлённость об окружающем мире, дефицит навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, трудности контакта со сверстниками, учителем, неправильное поведение в классе, недоразвитая учебная мотивация.

5. Системно-отстающие дети. Их характерные особенности - расторможенность, двигательное беспокойство, гиперактивность. Им трудно организовать свою деятельность, сосредотачивать своё внимание, устанавливать нормальные отношения со сверстниками. Нарушения поведения, как правило, сочетаются у таких детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении, математике.

6. Депривированные семьёй и школой дети. Это рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой успеваемостью. У них возникает усталость уже на первом уроке. Уроки им кажутся непомерно длинными. Утомление у них выражается в резко сниженной работоспособности, медленном темпе деятельности, они не успевают выполнять задания со всем классом. Во время урока отвле-

каются на внешние раздражители, плаксивы, небрежны в работе. При чтении теряют строку, не делают смысловых ударений.

Чтобы учитель мог выделить процесс неуспеваемости, ему необходимо знать ряд типологий неуспевающих школьников.

Неуспеваемость - это общемировая проблема. Однако на Западе она началась раньше, и дела с успеваемостью там обстоят ещё хуже. По статистическим данным, на 2014 год учащихся со снижением внимания и гиперактивных учащихся в России насчитывалось 15-24% от общего числа учащихся. В Западной Европе - 25-34%, а в Америке - до 42% учащихся.

Например, в США многие неуспевающие учащиеся по показаниям врачей для усиления внимания употребляют специальные таблетки. В армии США 17% новобранцев с трудом читают, устав воинской службы в ней составлен по типу комиксов.

Психофизиологи считают, что часть этих проблем можно преодолеть педагогическими технологиями не только на ранних ступенях обучения, но и в системе профессионального образования.

Причины неуспеваемости школьников

УРОВНИ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА

Педагогический Низкая эффективность учебной деятельности Низкая интенсивность учебной деятельности Пропуски занятий

Психологический Несформированность познавательных мотивов и недисципли нированность Эмоциональные и волевые нарушения Несформированность знаний, умений и навыков Низкий уровень познавательных способностей

Нейрофизиологический Общая ослабленность организма Слабый тип нервной системы Сенсорные и речевые нарушения Микропоражение в коре головного мозга, которое вызывает следующие проблемы обучения (акалькулия, аграфия, алексия), т.е. нарушение счёта, почерка и чтения

Педагогический Внеличностная сфера

1. Нет дифференцированного подхода родителей и учителей. 2. Бедность психической стимуляции. 3. Дефицит любви и заботы родителей

ПОРТРЕТ НЕУСПЕВАЮЩИХ И ОТСТАЮЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

В нашей школе изучались психологические особенности учащихся, имеющих академическую неуспеваемость и угрозу второгодничества. Эта группа лиц выступала в качестве экспериментальной. Контрольная группа включала в себя обычных учащихся, которые продолжают обучение со средней успешностью. Изучение их психологических особенностей проводилось аналогично исследованию экспериментальной группы.

Ещё одной задачей работы являлось изучение связи уровня интеллектуального развития с фактом академической неуспеваемости и угрозы второгодничества. На этом этапе исследования планировалось проведение сравнительного анализа уровня интеллекта участников экспериментальной и контрольной групп.

Для исследования выраженности психологических свойств и качеств у разных групп учащихся была использована методика «16-факторный личностный опросник Кеттелла» (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF, Raymond Cattell, 1949).

По результатам исследования были выявлены индивидуально-психологические особенности школьников из группы риска, а также успевающих школьников.

По данным 16-факторного личностного опросника Кеттелла были выявлены следующие статистически значимые различия:

1. По фактору «общительность - отчуждённость» (фактор А) учащиеся группы риска демонстрируют большую общительность, яркость эмоциональных проявлений, они больше направлены на межличностные отношения по сравнению с группой успевающих учащихся.

2. По фактору «эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость» (фактор С) учащиеся группы риска отличаются от успевающих учащихся более низкими баллами, что свидетельствует о том, что таким школьникам не хватает эмоциональной устойчивости. Они часто чувствуют себя беспомощными, склонными обижаться на других, неспособными контролиро-

вать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме. Успевающие же школьники оказались в целом хорошо приспособленными, реалистичными в отношении к жизни, самокритичными, хорошо осознающими требования действительности, редко поддающимися случайным колебаниям настроения.

3. По фактору «доминантность - конформность» (фактор Е) учащиеся группы риска демонстрируют более высокий уровень доминантности по сравнению с успевающими школьниками. Им свойственна выраженная тенденция к самоутверждению, игнорированию социальных условностей и авторитетов, они могут агрессивно отстаивать свои права на самостоятельность. Успевающие школьники больше руководствуются мнением окружающих, легко подчиняются авторитетам, склонны к чувству вины, скромны, послушны. Таким образом, оппозиционность, выявляемая в группе риска, является препятствующим успешному обучению фактором.

4. По фактору «беспечность - озабоченность» (фактор F) средние показатели в экспериментальной группе значительно выше, чем показатели в контрольной группе. Это может свидетельствовать о том, что учащиеся группы риска живут, не задумываясь над событиями, легко относятся к жизни, не заботятся о будущем, строят жизнь по принципу «авось пронесёт», верят в удачу, доверчивы, импульсивны. Учающиеся с такими характеристиками с трудом могут удерживаться в условиях, требующих ответственности, необходимости планировать и регулировать деятельность, произвольно поддерживать мотивацию, что предусматривает процесс обучения.

5. По фактору «высокая совестливость - недобросовестность» (фактор G) для группы риска характерны более низкие баллы, чем для группы успевающих учащихся. Это говорит о том, что испытуемые экспериментальной группы могут быть охарактеризованы как слабо мотивированные, недобросовестные и эгоистичные. Они не прилагают усилий к выполнению общественных требований и культурных норм. Такая личность склонна к непостоянству и может легко бросить начатое дело, отказаться от своих обя-

НИ.......У.......ИИ1

зательств. Эти особенности также ограничивают возможность адаптироваться к образовательному процессу, препятствуют добросовестности, последовательности, постоянству в подготовке к занятиям.

6. По фактору «контроль желаний - импульсивность» (фактор 03) для учащихся группы риска характерен слабый самоконтроль, внутренняя недисциплинированность, невнимательность к другим. Их деятельность хаотична, они часто теряются, не умеют организовать своё время и порядок выполнения дел. Учащиеся контрольной группы, в свою очередь, хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов, сдержанны, с развитым чувством ответственности, хорошим самоконтролем. Они хорошо осознают социальные требования и стараются выполнять их, умеют контролировать свои эмоции и поведение.

Не достигали уровня статистической значимости различия между испытуемыми экспериментальной и контрольной группы по уровню интеллекта (который измерялся как с помощью теста Равена, так и по фактору В «высокий - низкий интеллект» 16-фактор-ного личностного опросника Кеттелла), по уровню тревожности (методика Тейлор), уровню нервно-психической напряжённости (методика ОНПН), мотивации избегания неудачи (методика Элерс). Эти данные говорят о том, что интеллект, тревожность, нервно-психическая устойчивость и направленность мотивации скорее всего не выступают значимыми личностными детерминантами школьной неуспешности.

По совокупным данным личностных тестов можно составить психологический портрет учащегося, имеющего академическую неуспеваемость и угрозу второгодничества. Ему присущи такие особенности, как: невысокая способность к эмоциональной регуляции поведения, что в сочетании с повышенной импульсивностью, беспечностью обусловливает трудности адаптации к среде, предъявляющей повышенные требования к волевой регуляции поведения; способности оттормаживать свои импульсы, подчинять поведение ближайшим и долговременным целям, критично относиться к себе; повышенная оппозиционность, доминантность, гипертрофированная тенден-

ция к самоутверждению, которые и привели к фактам неуспеваемости и угрозе второгодничества.

Учащимся группы риска присущи такие особенности, как слабая мотивированность, непостоянство, пониженная добросовестность. Они могут легко бросить начатое дело, отказаться от обязательств, непостоянны в подготовке к занятиям. Для них характерны слабый самоконтроль, внутренняя недисциплинированность, невнимательность к другим. Снисходительность к своим промахам, склонность обвинять других в своих неудачах затрудняют формирование устойчивой учебной мотивации и целенаправленности в достижении образовательных целей.

Неэффективные способы учебной работы:

1. Заучивание без предварительной логической обработки материала.

2. Выполнение различных упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил.

3. Недостатки контролирующей деятельности и др.

4. Пользование подсказкой одноклассника.

5. Попытки списать у товарищей.

Одной из важных характеристик процесса обучения является обучаемость.

Обучаемость - восприимчивость к обучению. Она зависит от интеллектуальных особенностей учащегося.

Компоненты обучаемости:

1) обобщённость мыслительной деятельности;

2) экономичность мышления;

3) самостоятельность мышления;

4) гибкость мыслительных процессов и др.

Согласно психологическим исследованиям, слабые и инертные по своим нейродинами-ческим особенностям школьники хуже учатся, чаще относятся к категории слабоуспевающих, чем учащиеся с сильным и средним типом нервной системы.

Виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:

1) длительная напряжённая работа;

2) ответственная, требующая напряжения контрольная работа или экзамен при дефиците времени;

3) ситуация, когда учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует немедленного ответа;

4) неожиданные вопросы;

5) работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;

6) работа в условиях шума;

7) работа, требующая переключения или распределения внимания;

8) работа после резкого замечания учителя;

9) ситуация, где требуется усвоения большого по объёму материала.

Рекомендации учителям по работе с учащимися со слабой нервной системой:

1) не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;

2) требовать ответа предпочтительно не в устной, а в письменной форме;

3) избегать подачи сложного материала в условиях дефицита времени;

4) использовать похвалу и поощрения;

5) осторожнее оценивать неудачи;

6) давать время для подготовки ответа.

Виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся с инертной системой:

1) выдача учителем разнообразных заданий;

2) высокий темп подачи материала учителем;

3) угроза отрицательной оценки в условиях цейтнота (дефицита времени);

4) когда требуется частое отвлечение;

5) когда требуется переключение внимания;

6) выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

Рекомендации учителям по работе с инертными учащимися:

1) не требовать немедленного включения в работу, так как их активность возрастает постепенно;

2) избегать выдачи им разнообразных заданий;

3) не требовать от инертного учащегося быстрого изменения неудачных формулировок, избегать импровизаций;

4) не проводить опрос в начале урока в силу вязкости их мыслительных процессов;

5) не давать неожиданных вопросов при дефиците времени;

6) не отвлекать в момент выполнения заданий;

7) давать использовать графики, схемы, таблицы.

Обоснование коррекционных воздействий на неуспевающих учащихся

Известно, что умственное развитие учащихся является продуктом школьного и семейного воспитания и обучения. Состояние умственного развития, его уровень не есть нечто неизменное, их можно улучшить. С этой целью необходимо установить пробелы и недостатки умственного развития школьника. Анализ этих пробелов, проявляющихся в виде недостаточного усвоения конкретных дидактических единиц по дисциплинам или ошибок при выполнении заданий теста умственного развития (который есть у любого психолога), необходим для характеристики особенностей умственного развития неуспевающего школьника. Качественный анализ ошибок, допущенных неуспевающими учащимися при тестировании, - отправной пункт для составления индивидуального варианта коррекции умственного развития неуспевающего школьника. При наличии отклонений разрабатывается план их ликвидации.

Полученные учителем или психологом с помощью качественного анализа теста данные позволят выявить, какие именно пробелы в умственном развитии того или иного неуспевающего школьника необходимо ликвидировать в первую очередь с помощью коррекционной работы. Для этого следует соотнести данные анализа ошибок и их возможных причин с теми заданиями коррекционной программы, которые призваны развивать необходимые логические операции, типы функциональных отношений между понятиями и т.д. Таким образом, можно решить, какие разделы коррекцион-ной программы следует отрабатывать с данным школьником в наибольшей степени. Поэтому нельзя ограничиваться в работе с отдельным учащимся простым «прогоном» всей коррекционной программы. Для каждого неуспевающего школьника, в зависимости от его ошибок и трудностей

НИ.......У.......ИИ1

в выполнении теста, следует разработать индивидуальную тактику проведения психологической коррекции. Так, например, некоторые разделы программы следует повторять с некоторыми неуспевающими учащимися неоднократно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, прежде чем приступить к работе с коррекционной программой, необходимо предварительно проанализировать трудности и ошибки, возникающие у школьников, и спланировать индивидуальную тактику проведения корректирующих воздействий.

Используемые нами упражнения кор-рекционной программы

Упражнение 1. Метод словесных ассоциаций (ускоряет процесс воспроизведения слов и перевода пассивного словаря в активный). Например, требуется подобрать свободные ассоциации к слову: «стол» -комната, качается, большой. Или «программа» - федеральная, финансируемая, социальная.

Упражнение 2. Подбирается к понятиям «специалист» и «культура» только нарицательное существительное: Например: «специалист» - профессионал, «культура» - искусство.

Упражнение 3. Подбирается к понятиям «физика» и «шрифт» только прилагательное. Например: «физика» - ядерная, «шрифт» - наклонный.

Упражнение 4. Подбирается к понятиям «металл» и «скульптура» только глагол. Например: «металл» - ржавеет, «скульптура» - стоит.

Упражнение 5. Произвести обобщение и ограничение понятий. Например: «отрицательное число»: а) сумма; б) число; в) минус пять; г) положительное число.

Для понятия «отрицательное число» родовым является понятие «число», а видовым - «минус пять».

Упражнение 6. Назвать обобщающее (родовое) и ограничивающее (видовое) понятия. Например: христианство. Родовое: религия, видовое: православие.

Упражнение 7. Произвести ряд последовательных обобщений до предела. Например: пятиугольник.

Пятиугольник - многоугольник - плоская фигура - фигура.

Упражнение 8. Расположить понятия по порядку от частных к общим. Например: газ, состояние вещества, кислород, жидкий кислород.

Жидкий кислород - кислород - газ - состояние вещества.

Упражнение 9. Из понятий построить систему. Например, даны понятия: факторы, влияющие на величину прибыли; внутренние факторы; производственные факторы; внешние факторы; внепроизводственные факторы; экстенсивные факторы; интенсивные факторы.

Таким образом, опираясь на анализ диагностики обучаемости, составляется прогноз абсолютной и качественной успеваемости отдельных школьников (можно и всего класса). Далее следует адресная помощь неуспевающим учащимся. Все перечисленные меры призваны оптимизировать процесс обучения.

Вывод. Исследования последних лет убедительно доказывают, что несоответствие режимов и методов обучения функциональным возможностям детей ведёт к нарастающему ухудшению состояния здоровья школьников, увеличению числа учащихся, испытывающих непреодолимые трудности при обучении.

Логика устранения проблем усвоения школьного материала проста. С помощью психодиагностических средств устанавливается недостаточность в развитии тех или иных когнитивных процессов или особенностей личностной сферы. Затем с помощью системы психологических заданий осуществляются целенаправленные коррекци-онно-развивающие воздействия на установленные причины анализируемых трудностей, результатом чего является их устранение.

Данный материал может помочь не только анализу причин школьной неуспеваемости, но и организации совместной с педагогами работы по коррекции школьных трудностей. □

Литература

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Ось-89. - 1997. - 224 с.

2. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. - М.: В. Секачёв, 2007. - 128 с.

3. Киршин П.А. Педагогическая работа с неуспевающими студентами / П.А. Киршин // Приложение к журналу СПО. - 2010. - № 11. -С. 116-126.

4. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашов Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. - М.: Российское педагогическое агентство. - 1997. - 123 с.

5. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. - М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ. -2008. - 428 с.

6. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. - М.: Ось-89, 2003. -96 с.

7. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.

8. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка: Избранные педагогические труды. - М.: Издательство московского психолого-социального института, 2004. - 512 с.

9. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. - СПб.: Речь, 2010. - 200 с.

10. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.