Научная статья на тему 'О некоторых подходах к решению проблемы образования школьников, испытывающих трудности в обучении в условиях общеобразовательных учреждений'

О некоторых подходах к решению проблемы образования школьников, испытывающих трудности в обучении в условиях общеобразовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1446
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобцева О. В.

The article reveals the essence of education problem of the children having difficulties in training, characterizes this category of children, analyzes approaches to the definition of schoolchildren's poor progress, and reveals the reasons of difficulties in studies of the schoolchildren. The evolution of views of the reasons for poor progress and the main reason of its appearance in comprehensive institutions of Russia in XX century is traced.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобцева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some approaches to the education problems of schoolchildren having difficulties in the studies under conditions of comprehensive institutions

The article reveals the essence of education problem of the children having difficulties in training, characterizes this category of children, analyzes approaches to the definition of schoolchildren's poor progress, and reveals the reasons of difficulties in studies of the schoolchildren. The evolution of views of the reasons for poor progress and the main reason of its appearance in comprehensive institutions of Russia in XX century is traced.

Текст научной работы на тему «О некоторых подходах к решению проблемы образования школьников, испытывающих трудности в обучении в условиях общеобразовательных учреждений»

7. Сажин М.В. Современная космология в популярном изложении. М., 2002.

8. Лауреаты Нобелевской премии 2006 года по физике // Природа. 2007. № 1. С. 67-72.

9. Вайнберг С. Гравитация и космология. Волгоград, 2000.

10. Долгое А.Д., Зельдович Я.Б., Сажин М.В. Космология ранней Вселенной. М., 1988.

11. Линде А.Д. Физика элементарных частиц и инфляционная космология. М., 1990.

Поступила в редакцию 30.01.2007 г.

О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

О.В. Кобцева

Kobtseva O.V. On some approaches to the education problems of schoolchildren having difficulties in the studies under conditions of comprehensive institutions. The article reveals the essence of education problem of the children having difficulties in training, characterizes this category of children, analyzes approaches to the definition of schoolchildren’s poor progress, and reveals the reasons of difficulties in studies of the schoolchildren. The evolution of views of the reasons for poor progress and the main reason of its appearance in comprehensive institutions of Russia in XX century is traced.

Современный период в общественной и экономической жизни нашей страны сопровождается существенным снижением показателей социальной защищенности и здоровья детей. По данным Министерства образования и науки РФ 76 % детей 6-7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, 18-20 %

имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У этих детей ограничены учебные возможности, недостаточная работоспособность, повышена утомляемость. Значительная часть таких школьников не имеет классических форм отклонений в развитии, но вместе с тем они испытывают стойкие трудности в учении и освоении социальной роли ученика.

В психолого-педагогической литературе используются различные термины для обозначения изучаемого контингента детей: «дети с отклонениями в развитии», «дети с задержкой психического развития», «дети

группы риска», «дети с пониженной обучаемостью», «школьники с проблемами в обучении», «отстающие в учении», «учащиеся с трудностями в обучении», «неуспевающие школьники» и др. [1]. В иностранной литературе встречаются термины: «дети со специфическими трудностями обучения», «ребе-

нок с проблемами», «медленно обучающиеся дети и др.» [2].

Сложность разграничения и выделения интересующей нас категории детей, испытывающей трудности в обучении, заключается в том, что строго научного понятия нормы личности не существует. Между нормальным и патологическим состоянием находится огромное количество переходных форм [3]. Точно также обстоит дело и с трактовкой понятия «отстающие школьники», «неуспевающий обучающийся».

В психолого-педагогической и социально-педагогической литературе термин «неуспевающий» также имеет неоднозначное толкование. В словарях по социальной педагогике неуспеваемость рассматривается или как комплексная неподготовленность учащихся, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения, отсюда неуспевающие учащиеся - это наиболее распространенный тип «трудных» в школьной жизни (С.А. Завражин), или как отставание в учении, при котором школьник не овладевает за отведенной время знаниями, предусмотренными учебной программой (Л.В. Мардахаев). В психолого-педагоги-ческом словаре под редакцией П.П. Пидка-систого неуспеваемость обучающихся рассматривается с точки зрения Закона РФ «Об

образовании» (п. 4, ст. 17) как негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии обучающихся в общеобразовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум и более предметам. Они по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в класс компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования [4].

С психологической точки зрения неуспевающих школьников отличают затруднения в обучении, которые характеризуются отсутствием действительных мотивов учения, неправильно сформированными навыками учебного труда, слабыми способностями к учению (Л.С. Славина); «слабой самоорганизацией», проявляющейся в неумении ученика управлять собственными психологическими процессами (вниманием, памятью), отсутствием сформированных рациональных способов умственной работы (Н.И. Мурачковская).

В нашем исследовании мы, вслед за С.Г. Шевченко, под «школьниками, испытывающими трудности в обучении», будем подразумевать учащихся, которые в силу различных социальных и психологических причин испытывают стойкие затруднения в усвоении общеобразовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы [5]. Трудности обучения младших школьников рассматриваются как проявления временного характера (B.C. Мухина, Г.Ф. Кумарина, М.С. Певзнер, С.Г. Шевченко, Г.А. Цукерман и др.), возникающие в результате снижения уровня адаптации ребенка к школе и зависящие от степени созревания отдельных функциональных систем (М.М. Безруких, Л.Л. Сиротюк, Л.П. Слободяник и др.).

Поиск путей преодоления затруднений в обучении, неуспеваемости школьников имеет давнюю историю. Как проблема острого социально-педагогического характера вопрос о преодолении отставания школьников и преодоления их неуспеваемости был поставлен в начале XX в. в работах В.А. Артемова, П.Г. Вельского, П.П. Блонского, Л.С. Выгот-

ского, В.П. Кащенко и других ученых, которые во главу угла ставили факт глубоких индивидуальных различий в общем развитии между детьми одного возраста.

Именно в 20-е гг. в российской педагогической науке возникла идея, где соединились представления о качестве обучения, возможности обеспечения успешности школьной работы, адаптации ребенка к жизни и деятельности в трудовой общественной среде. Результатами научной деятельности явилась трактовка понятий «успешность школьной работы», «успешность» или «не-успешность» детей, а затруднения детей понималась как общая проблема, с которой можно и нужно справляться.

История педагогики позволяет выделить особый период 30-50-х гг. XX столетия, в котором определяющим фактором в борьбе с неуспеваемостью учащихся является сам учитель и методико-дидактические технологии организации его работы. Причина неуспеваемости школьников понималась как нерадивость ученика или недоработка учителя, на неуспеваемость реагировали как на брак в педагогической работе. На отношении к наличию в школе неуспевающих детей сказывались идеологические амбиции, переоценка сил учителя и возможности внешнего воздействия на детей.

Устранение «коренного недостатка»

приобрело форму повсеместной борьбы с неуспеваемостью и второгодничеством, а в педагогической среде сформировалось и впоследствии утвердилось мнение, что «качество знаний учащихся зависит от качества преподавания, учитель должен уметь перенести в школу тот опыт борьбы за качество и количество продукции, который уже накопил рабочий класс» [1, с. 44].

Но преодоление второгодничества - это не только дидактическая проблема. Методические приемы, совершенствование форм организации учебной работы, бесспорно, имеют большое значение, так как это научно обоснованная система руководства процессом ликвидации неуспеваемости. Однако причины отставания школьников различны и одно изменение форм организации работы или методики ведения занятий со всеми учащимися не дает положительных результатов [6].

Дальнейшее исследование проблемы обучения детей с трудностями в обучении,

ликвидации неуспеваемости учащихся, выявление их индивидуальных особенностей, анализ трудностей обучения были вызваны необходимостью перехода школы к всеобщему обязательному среднему образованию. В 1950-1956 гг. в СССР было внедрено семилетнее, а затем восьмилетнее образование. В конце 60-х гг. начался переход ко всеобщему среднему образованию. Однако обязательный средний всеобуч вводился без достаточной научной проработки этой сложной проблемы. Хотя достигнутая массовость охвата учащихся средним образованием вела к унификации школы и не сопровождалась должным совершенствованием подготовки педагогов, содержания и методик школьного обучения.

В исследованиях, проведенных А.М. Гель-монтом, установлено, что при использовании всех возможных средств помощи учащимся преодолеть глубокую и устойчивую неуспеваемость педагогам удается лишь в 29 % случаев. В 1955-1963 гг. эксперимент в школах Эстонии показал, что в результате второгодничества переростки составили 48 % из наблюдаемых школьников, причем у 68 % из них неуспеваемость обнаруживалась еще в начальных классах.

Изучение неуспевающих школьников вновь привлекает к себе внимание ученых в 70-х гг. Анализ качественных составляющих процесса обучения слабоуспевающих школьников находит отражение в работах Т.П. Антоновой, Ю.К. Бабанского, А.А. Бударного, Л.В. Занкова, М.В. Зверевой, З.М. Истоминой, Н.А. Менчинской, B.C. Цетлин и др.

Одно из главных достоинств результатов исследований - констатация факта, более низкая обучаемость большой группы слабоуспевающих учащихся, проявляющаяся при отсутствии у них патологических изменений в интеллектуальных сферах. Была высказана предпосылка о том, что своеобразие процесса учения таких учащихся может и должно быть учтено в процессе общеобразовательного обучения.

Именно на этом этапе, т. е. в 50-70-е гг. в педагогике обозначилось направление практического изучения путей преодоления неуспеваемости школьников, а в многочисленных работах того времени можно найти немало новых методов и подходов. В работах

А.А. Бударного, А.М. Гельмонта,

Н.К. Гончарова, М.А. Данилова,

Э.И. Моносзона, Л.М. Славиной дано обозначение разнооб-разных причин неуспеваемости. Изучение различных типологических характеристик неуспевающих школьников ознаменовали собой целую эпоху как по отношению к самому феномену неуспеваемости, так и по методам его изучения.

Выполняя государственный заказ, НИИ дефектологии АПН СССР в 1967 г. начал проводить систематические медико-психоло-го-педагогические исследования сравнительного характера, направленные на изучение общего и специфического в развитии детей с выраженными стойкими трудностями в обучении, умственно отсталых и нормально развивающихся (возглавил работу проф.

В.И. Лубовский). Авторы исследований предлагают различные подходы к обучению детей, испытывающих трудности в обучении:

1) обучение таких детей должно было проходить в условиях обычного класса массовой школы (совместное обучение) (М.И. Ба-рышева, Т.И. Богданова, Л.А. Ефимова, Н.И. Паршина, И.С. Якиманская и др.);

2) обучение данной категории детей осуществляется в обычном классе с коррекционными занятиями в дополнительное время (Н.Л. Гаврилович, Р.В. Овчарова, В.Н. Тарасова и др.);

3) предлагались отдельные классы

(компенсирующего обучения, коррекции, коррекционно-развивающего обучения, выравнивания) в массовой школе (раздельное обучение) (Г.М. Капустина, Г.Ф. Кумарина,

Н.Н. Малофеев, С.Г. Шевченко,

Л.М. Шипицына и др.).

В качестве организационных форм обосновывались: 1) классы компенсирующего

обучения (С.А. Беличева, Л.Н. Винокуров, Г.Ф. Кумарина, И.В. Попова и др.); 2) классы коррекции, коррекционно-развивающего обучения (Н.Н. Гурова, Н.П. Райзман, Н.Н. Малофеев, С.Г. Шевченко и др.); 3) классы адаптации, педагогической поддержки и др. (З.В. Дощицина, И.Н. Щербо, А.К. Маркова и др.) ит. д.

С середины 80-х гг. научные разработки и практические преобразования в школах ведутся по двум направлениям: отражающим, с одной стороны, стремление к интеграции детей с трудностями в обучении в общеобразовательной школе, с другой -

обосновывающим необходимость введения с учетом этой интеграции разноуровневых учебных программ, соответственно, и разных требований [7].

Современная школа, по данным, полученным многими учеными, продолжает испытывать возрастающие трудности реализации рекомендаций теории коррекционнопедагогической помощи детям с трудностями в обучении в практической работе. Результаты исследования В.М. Галузинского, например, показывают, что понимание сложности и значимости проблем педагогической помощи у педагогов непрерывно возрастает, а пути ее решения по-прежнему остаются неясными.

Неправомерно, как это нередко делается, искать причины сложившейся ситуации лишь в том, что основная масса педагогов не готова воспользоваться в полном объеме рекомендациями теории. Налицо недостаточная разработанность на теоретико-методологическом уровне педагогического содержания системного подхода к обучению детей, испытывающих трудности в обучении, а также обоснование условий, при которых эта система коррекционно-педагогической помощи из категории теоретической должна превратиться в закономерность педагогического процесса.

Таким образом, сегодня существует объективная необходимость в проведении ин-

тенсивных исследовании вопросов обучения школьников, испытывающих трудности в обучении, в различных социально-педагогических условиях поиска эффективной модели коррекционно-педагогической работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении, в условиях общеобразовательного учреждения, предложение оптимального варианта организационной формы образовательного процесса для данной категории детей.

1. Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: дис. ... канд. пед. наук. М., 1965. С. 117.

2. Дембеле Бабой. Интеллектуальные причины неуспеваемости младших школьников: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1994. С.18.

3. Психолого-педагогический словарь / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1988. С. 59.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2-е изд. М., 2002. С. 3.

5. Шевченко С.Г. // Дефектология. 1996. № 1.

С. 21.

6. Урвант Я.М. О педагогических путях преодоления второгодничества в школьной области. Пенза, 1970.

7. Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР. М., 1986.

Поступила в редакцию 30.01.200l г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В г. ТАМБОВЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ

И.В. Чувинова

Chuvinova I.V. Organization of preventive work in Tambov on formation of a healthy way of life of teenagers. The article presents the basic trends of preventive activity of the Tambov Municipal Center of medical preventive measures and other establishments interested in formation of a healthy way of life of teenagers. New forms of information-educational work and perspective trends in social policy of the Tambov Region on preservation and strengthening of health of the rising generation are shown.

Уровень здоровья, сложившийся к концу XX столетия, и прогноз его таков, что следует констатировать имеющуюся угрозу национальной безопасности, связанную с невосполнимым снижением численности населения, особенно трудоспособного возраста,

как следствие ухудшения здоровья детей, подростков и молодежи, прогрессивного снижения рождаемости и ухудшения здоровья взрослых репродуктивного возраста.

Вопросам разработки новых технологий укрепления здоровья уделяется большое вни-

10S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.