Научная статья на тему 'Помощь неуспевающим ученикам: психологическое и педагогическое решение проблемы для российского и зарубежного образования'

Помощь неуспевающим ученикам: психологическое и педагогическое решение проблемы для российского и зарубежного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1272
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ / НЕУСПЕВАЕМОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ / УЧЕБНАЯ СРЕДА / SCHOOL DIFFICULTIES / UNDERACHIEVEMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FACTORS / METHODS OF CORRECTION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевелева Дария Евгеньевна

В статье рассматриваются теоретические основы школьной неуспеваемости, представлены психологические и педагогические причины низких академических результатов. В методологии компаративистского подхода сопоставлены тенденции помощи неуспевающим детям в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Helping Underachieving Students: Psychological And Pedagogical Solution For Russian And Foreign Education

The article deals with the theoretical foundations of school failure, presents psychological and pedagogical reasons for low academic results. The methodology of the comparative approach compares the trends of assistance to underachieving children in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «Помощь неуспевающим ученикам: психологическое и педагогическое решение проблемы для российского и зарубежного образования»

ПОМОЩЬ НЕУСПЕВАЮЩИМ УЧЕНИКАМ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шевелева Дария Евгеньевна,

педагог-психолог, e-mail: [email protected]

В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ, ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ НИЗКИХ АКАДЕМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ. В МЕТОДОЛОГИИ КОМПАРАТИВИСТСКОГО ПОДХОДА СОПОСТАВЛЕНЫ ТЕНДЕНЦИИ ПОМОЩИ НЕУСПЕВАЮЩИМ ДЕТЯМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ.

школьные трудности • неуспеваемость методы коррекции • учебная среда

психологические и педагогические факторы

В Большой современной энциклопедии «Педагогика» неуспеваемость определяется как «высокая степень отставания школьников в учении, при которой ученик за отведённое время не овладевает, знаниями, умениями и навыками, предусмотренными в учебной программе на удовлетворительном уровне» [5, с. 365]. Причины неуспеваемости на протяжении длительного времени, включая период современности, исследовались наукой России и зарубежья. В настоящее время полученные результаты являются основанием, в соответствии с которым выделяются базовые составляющие школьных трудностей и задачи помощи, различные в зависимости от первопричины таких трудностей.

Российские исследования конца XX — начала XXI века преемственны педологическому знанию (первая треть прошлого столетия), направленному на всестороннее изучение ребёнка и характеристик, влияющих на его физическое и психическое становление. В связи с вопросами психического развития и обучения в педологических исследованиях присутствовало два направления, которыми по-разному рассматривались основы школьной неуспеваемости, — биогенетическое и социогенетическое основание.

Сторонники биогенетического направления (П.П. Блонский, М.М. Шершень и др.) ос-

новную причину неуспеваемости видели в биологической неполноценности ребёнка. В частности, П.П. Блонским было выявлено, что неуспевающие учащиеся отстают от успевающих по физическим данным и подвержены более частым инфекционным заболеваниям.

С социогенетических позиций (А.Е. Аркин, А.Б. Залкинд и др.) появление неуспеваемости объяснялось социальными условиями (неблагополучная семья, плохие жилищные условия, недоедание, отсутствие книг и учебных пособий, переполненность классов, слабые педагогические кадры и т.п.). Следовательно, преодоление неуспеваемости — обширная социальная задача, выходящая за пределы системы образования и относящаяся к широкой сфере социальной и экономической политики [1].

В ряде советских (более позднего времени) и российских исследованиях присутствует сосредоточенность на познавательных и иных психологических качествах неуспевающих учеников, без анализа и оценки педагогических факторов (образовательной среды). Так, Л.С. Славиной в основу классификации причин неуспеваемости была положена психологическая причина в виде обобщающей психологической характеристики — запущенность ребёнка.

Внедрение и пршшш

Запущенность ребёнка может проявляться следующими видами: несформированное или неверно сформированное отношение к учёбе, трудности при усвоении учебного материала, невладение учебными навыками, отсутствие умения прилагать усилия для достижения цели, отсутствие познавательных и учебных интересов.

В работах Н.А. Менчинской школьная неуспеваемость, как проявление пониженной обучаемости, рассматривалась в качестве сложного психологического феномена, объединяющего ряд психологических характеристик. В результате лонгитюдных исследований (проведённых в начальных и средних классах) было установлено: учеников с пониженной обучаемостью отличают слабость процессов восприятия, памяти, мышления и недостаточность учебных интересов и мотивации. Также при обобщении результатов были выделены более сложные и системные психологические качества, отставание и нарушения которых предопределяют пониженную обучаемость — когнитивные, эмоционально-волевые, мотивационно-пот-ребностные. Ввиду необходимости помощи отстающим ученикам и создания в связи с этим технологий выравнивания Н.А. Мен-чинская отмечает, что недостаточность одной из сфер может быть компенсирована за счёт достаточно развитой другой сферы; при обращении к более сформированным качествам возрастают общие учебные возможности и повышается успеваемость [6].

Дифференциация причин неуспеваемости биологического (внутреннего) и социально-педагогического (внешнего) свойства содержится в монографии Ю.К. Бабанского «Оптимизация процесса обучения» (80-е годы XX столетия). В этом подходе присутствует преемственность научных традиций, комплексно рассматривающих разнообразные факторы. К первой группе причин (внутренних) неуспеваемости отнесены дефекты здоровья и развития, пробелы у детей в знаниях, учебных умениях и навыках; ко второй группе (внешних) — недостатки педагогической работы в школе и недостаточное влияние со стороны внешней среды.

В странах зарубежья также была проведена обширная исследовательская работа, посвя-щённая сущности и причинам неуспеваемости. Аналогично российским исследова-

ниям среди причин неуспеваемости выделяются две обширные группы: относящиеся к психологическим характеристикам учащихся и обусловленные внешними факторами (недостаточно эффективная организация обучения).

Американским учёным в области педагогической психологии Н.Л. Гэйджем в качестве основных выделяются три причины дидактических неудач: методические ошибки учителей; недостатки знаний у учащихся; отсутствие систематической помощи отстающим в учении детям. Х.Д. Шмидт (Германия) определил причины неуспеваемости в подходах к обучению и специфике подачи учебного материала: учебный материал подаётся крупными фрагментами, без разделения на более мелкие, понятные и доступные детям элементы, без выделения основных положений. Болгарским учёным Б. Ивановым была установлена взаимосвязь низких учебных результатов с быстрой утомляемостью учащихся, отсутствием внимания и интереса к обучению. Из этого следует, что разнообразие причин и их системность требуют комплексной помощи, воздействующей на различные функции и психологические качества ребёнка.

Теоретические положения в России и за рубежом, объясняющие причины неуспеваемости, в современной психологии и педагогике преобразуются в прикладную сферу и предоставляют для системы образования подходы к решению проблемы. Массив предлагаемых в разных странах технологий и методов по преодолению неуспеваемости может быть разделён на две группы: психологические технологии, воздействующие на высшие психические функции (ВПФ) учащихся; и педагогические способы, с помощью которых варьируются подходы в образовании, и тем самым создаётся продуктивная учебная среда со способами коррекции школьных трудностей.

В нашей стране широко представлены психологические, в частности нейропсихологичес-кие методы, корректирующие нарушенные ВПФ и восстанавливающие учебную деятельность. В этом подходе обнаруживается преемственность с биогенетическим направлением педологии и более поздними исследованиями, рассматривающими благополучие и состояние психики ребёнка с точки зрения нормальных или повреждённых структур

организма. В настоящее время в исследование причин неуспеваемости внесён вклад нейропсихологическими исследованиями, которые нарушения счёта, письма и чтения (то есть более сложных по сравнению с отдельными ВПФ учебных навыков) рассматриваются с позиции функциональной недостаточности различных зон головного мозга.

Нейропсихологические представления о строении психической деятельности и отдельных действий базируются на системном подходе к работе головного мозга и на учении о локализации мозговых зон, каждая из которых вносит специфический вклад в организацию ВПФ (Л.С. Выготский, А.Р. Лу-рия). Системный подход нейропсихологии используется при выявлении причин неуспеваемости, т.к. позволяет определить нарушенные ВПФ и выявить первичные факторы отставания в школе. Также в связи с широкими перспективами нейропсихологии при исследовании генезиса неуспеваемости ряд российских авторов обращает внимание на особую востребованность этого подхода для учеников первого-второго классов. Этот период характеризуется формированием и закреплением у детей навыков письма, счёта и чтения, которые определяют дальнейшую успешность в школе. Следовательно, своевременные выявление и коррекция трудностей письма, счёта и чтения являются психолого-педагогическим основанием, которое позволяет прогнозировать способность детей в дальнейшем усваивать школьную программу [3; 7].

В диссертационном исследовании В.В. Оси-повой, посвящённом причинам неуспеваемости младших школьников, показано, что в этих случаях имеют место нарушения энергетического обеспечения головного мозга, кинестетических (удержание положения тела, например, при письме) и кинетических (организация движений) функций, произвольной регуляции и понимания пространственных отношений. Такие синдромы отрицательно влияют на формирование навыков письма, счёта и чтения, соответственно у детей наблюдается резкое снижение учебных возможностей [4]. Этот факт показывает, что диагностическая и коррек-ционная работа с неуспевающими детьми должна начинаться на ранних этапах школьного обучения и тем самым предупреждать

дальнейшее академическое отставание.

За рубежом проблема неуспеваемости активно решается в рамках образовательной политики и системы образования, которыми (при исследовательской работе в педагогике) в практику вводятся технологии подвижной, создаваемой в соответствии с трудностями детей учебной среды. Также в разных странах существуют утверждённые программы и нормативно-правовая база, которыми регулируется деятельность массовой школы в вопросах повышения успеваемости и помощи неуспевающим ученикам. Тем самым можно говорить о функциях общего образования, которое приняло на себя обязательство — качественное обучения всех детей и помощь детям с учебными трудностями.

Прикладная сфера педагогики США, непосредственно решающая в образовании проблему сниженных учебных способностей, основывается на бихевиоризме — направлении в психологии, рассматривающем поведение и действия человека как зависимые от внешних воздействий и стимулов. В качестве базовой идеи взяты положения Б.Ф. Скиннера об управляемом поведении и обучении, результаты которого (при грамотной организации) всегда положительные. Б.Ф. Скиннером было установлено, что поведение или отдельные действия могут возобновляться или затухать в зависимости от положительных или отрицательных ответов. То есть человек организует своё поведение таким образом, чтобы получать положительную реакцию из внешней среды (одобрение окружающих людей). Обучение в категориях бихевиоризма: выполнение учениками правильных действий и их закрепление (ошибки сводятся к нулю вниманием учителя только к верным ответам); учение происходит путём создания в школе педагогических условий такого типа (дидактическое обеспечение), при которых достигается стопроцентная академическая успеваемость [2].

С позиции бихевиоризма причины неуспеваемости и, следовательно, способы её преодоления находятся не в биологических факторах (психофизиологических нарушениях) и не в неблагоприятной социальной ситуации; данные факторы имеют только опосредованное значение в школьных трудностях. То есть искажённые биологические и социальные

Внедрение и нрпмш

факторы создают отрицательный фон для учебной деятельности, на котором могут возникнуть (или при благоприятной образовательной ситуации не возникнут) учебные трудности. Основная причина неуспеваемости заключается в образовательном пространстве и учебной ситуации, которые создаются без учёта когнитивной и мотиваци-онной сфер учащихся и не могут обеспечить успеваемость всех детей. В случае корректной учебной среды возникает правильная «функциональная связь» (в определении Б.Ф. Скиннера) и учащиеся получают возможность безошибочно выполнять все задания.

Как пишет Дж. Варгас в монографии «Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости», правильно подобранные технологии и методы обучения исключают учебные трудности и неуспеваемость, всецело ориентированы на полное усвоение знаний и безошибочное выполнение заданий. В качестве примера педагогической технологии, ориентированной на усвоение всеми учащимися полного объёма знаний, приводится программированное обучение, предупреждающее академическое отставание и шире — неуспеваемость. Этот тип обучения позволяет всем детям, отличающимся по учебным возможностям, полностью усваивать материал в удобном для себя темпе и с индивидуальной скоростью переходить к следующим разделам программы [2].

Сутью программированного обучения (в виде выполнения заданий на компьютере) является немедленная обратная связь, которая позволяет определить уровень ученика в изучении той или иной темы и при необходимости предложить ему подсказку. В случае значительных ошибок и недостаточно отработанных навыков ученик не переходит к новой теме и заданиям, а возвращается к предыдущему материалу. Учащиеся в совершенстве осваивают каждый шаг или уровень и, следовательно, готовы к переходу к более сложным действиям.

При применении программированного обучения усложнение материала и изучение новых тем происходят постепенно и также дифференцированно в зависимости от способностей учеников. Продвижение по новому материалу со стороны учителя заключа-

ется в уменьшении помощи, которая требуется ребёнку. Поступательное сокращение помощи приводит к незначительному числу ошибок или позволяет добиваться полностью безошибочной работы с новыми разделами учебной программы [2, с. 264].

В США с 60-х годов XX века действует Программа «Project Follow Through», в которой преодоление неуспеваемости виделось как одно из решений социальных проблем нищеты и низкого качества жизни. Ставилась задача выравнивания шансов неблагополучных и отстающих учащихся посредством качественного образования, учитывающего их образовательный уровень и учебные возможности. В 1967-68 годах на пилотное исследование трёх проектов, образующих эту Программу, было выделено по $ 85 000.

Начальным и основополагающим тезисом Программы являлся посыл, что традиционная организация обучения и способы преподавания не обеспечивают для части учеников успешного продвижения в знаниях, умениях и навыках. Таким образом, должна быть выработана стратегия помощи и альтернативных способов педагогической работы.

Представленные в Программе три проекта имеют различное содержание и направлены на сферы, в которых может происходить помощь и при обращении к которым повышается успеваемость отстающих учеников. Направления составляют: формирование базовых навыков, формирование когнитивных функций, аффективно-когнитивная модель.

Формирование базовых навыков включает прямое обучение, анализ поведения, развитие языковых навыков, Калифорнийскую модель образования. Прямое обучение направлено на совершенствование навыков письма, счёта и чтения; анализ поведения строится на принципах бихевиоризма и представляет собой одобрение и поощрение правильных ответов (ошибки учеников учителем игнорируются); развитие языковых навыков предназначалось для детей-билингвов (двуязычных) и совмещало обучение на родном и английском языках; в Калифорнийской модели образования внимание сосредоточено на индивидуальных особенностях учащихся и целях образования, которые определяются школой

совместно с родителями ребёнка.

Проект Программы по формированию когнитивных функций включает образование для родителей, модель раннего образования, когнитивно-ориентированная учебная программа, модель обучения чтению, письму (грамоте) и чтению.

Образование для родителей состоит из вариативного образовательного плана, который разрабатывается с учётом индивидуальных особенностей учащихся, и обучения родителей в качестве помощников для своих детей. Модель раннего образования направлена на широкое развитие интеллектуальных навыков и формирование у детей положительного отношения к обучению. Когнитивно-ориентированная учебная программа представляет роль учителя в качестве организатора обучения и фигуры, стимулирующей собственную познавательную деятельность детей, а не транслятора знаний (научных фактов и способов выполнения учебных заданий). Модель обучения чтению, письму (грамоте) и чтению основывается на положениях бихевиоризма и использует положительное подкрепление как основу для продвижения учеников к более сложным разделам программы и безошибочного выполнения заданий.

Аффективно-когнитивную модель составляют модель математических операций, адаптивное образование, независимое обучение, модель Банк-Стрит, открытое образование.

Модель математических операций строится на инициативе и умении учащихся самостоятельно принимать решения (также используется положительное подкрепление). Адаптивное образование — развитие навыков решения проблем, способности работать с информацией и самоопределение учеников. Независимое обучение организуется посредством объединения учащихся в небольшие группы и включает в себя игровые методы; в процессе обучения у детей улучшаются навыки письма, счёта и чтения. Банк-Стрит сосредоточивается на развитии у учащихся креативности, высокой самооценки и языковых навыков (для лучшего формулирования и высказывания собственных мыслей). Модель открытого образования направлена на создание учебной сре-

ды, в которой стимулируется когнитивное развитие учащихся; приобретение базовых академических навыков происходит в свободной, непринуждённой обстановке и не воспринимается детьми как выполнение учебных заданий [9].

На протяжении ряда лет в США проводились исследования, посвящённые вопросам результативности Программы «Project Follow Through» и выбору наиболее эффективной из предложенных моделей для помощи отстающим школьникам. При отсутствии значимых положительных результатов всей Программы рост академических показателей наблюдался у детей, обучавшихся по модели открытого образования. В этой категории показатели детей приближались к 50-му процентилю, т.е. уровень успеваемости находился на среднем уровне относительно всех (в том числе хорошо успевающих учеников) [8]. Этими итогами была подтверждена концепция учебной среды, которая содержит в себе условия для лучших результатов в массовой школе и исключает факт неуспеваемости. Как отмечено в современном исследовании Дж. Вар-гас, правильно организованное учебное пространство обеспечивает достижение всеми детьми, в том числе с низкими учебными способностями, положительных результатов в образовании [2].

В Польше проблема неуспеваемости исследована (аналогично России) в категориях мозговых дисфункций, а также на законодательном уровне представлены механизмы предупреждения/устранения школьных трудностей. Функциональная недостаточность зон головного мозга рассматривается в категориях возможного, потенциально отрицательного влияния на успеваемость, в связи с чем востребовано обучение кор-рекционно-развивающей направленности (для учащихся массовой школы).

К числу форм нарушенного развития, отрицательно влияющих на общие учебные способности, польскими специалистами отнесены дисфункции зрительного и слухового восприятия, латерализации (несфрмиро-ванность полушарий головного мозга по доминантному признаку), нарушения схемы тела, моторики и зрительно-моторной координации. (Отметим, что эти дисфункции могут наблюдаться у детей с относительно

Внедрение и прпмш

сохранным уровнем интеллектуального развития и не нуждающихся в обучении в специальной школе.) Разнообразие биопсихических причин провоцирует различные нарушения учебной деятельности, но все имеют тождественную характеристику в качестве фактора, который снижает общие учебные способности.

Нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти провоцируют трудности распознавания букв и цифр, сложности письма и рисования, малый объём запоминаемой информации (которая подаётся в визуальной форме). Следствие слуховых дисфункций — ошибки при восприятии устной речи (замена одних фонем другими, непонимание различий между похоже звучащими словами), сниженные возможности слухоречевой памяти, сложности и множество ошибок при письме под диктовку. При недостаточно сформированной латерали-зации у детей присутствуют нарушения пространственной ориентации (в том числе трудности ориентации на странице книги и тетради), зеркальное письмо, трудности становления почерка. Нарушения моторики также является фактором, который тормозит формирование навыков письма, затрудняет соблюдение строки в тетради и рисование геометрических фигур. Зрительно-моторной координацией обеспечиваются плавные, прослеживающие движения глаз при чтении, соблюдение строки в процессе письма и способность последовательно (без пропусков строк) проверять написанное; без этих навыков и операций значительно нарушается вся учебная деятельность.

Функциональная недостаточность головного мозга и, следовательно, низкие учебные результаты в польской педагогике также анализируются в качестве психологического фактора, участвующего в формировании личности ребёнка. Академическая неуспешность провоцирует конфликтное поведение, трудности контактов со сверстниками и учителем, снижение самооценки. Из этого следует, что дети с низкой успеваемостью находятся в «зоне риска» появления отрицательного отношения ко всему обучению и неблагоприятного развития личности [11].

В связи с задачей помощи неуспевающим

в Польше было принято Распоряжение Министра Национального Образования о правилах организации и оказания психолого-педагогической помощи в государственных детских садах, школах и учреждениях (2017). В соответствии с Распоряжением в массовых школах должны быть организованы коррекционные (терапевтические) классы, в которые зачисляются дети с пониженной обучаемостью. Кроме того, для учеников, нуждающихся в дополнительной помощи, проводятся психолого-педагогические выравнивающие занятия с целью восстановления ВПФ и формирования лучших (по сравнению с исходным уровнем) способностей к обучению [10].

В заключении по итогам сопоставления российских и зарубежных материалов можно указать, что феномен «школьная неуспеваемость» имеет междисциплинарный характер и для помощи детям должны привлекаться психологические и педагогические подходы. При верной диагностике, показывающей основание учебных трудностей, и адекватной помощи (включая выбор педагогических и психологических методов) допустим прогноз о дальнейших результатах обучения — рост успеваемости отстающих школьников. В этом случае можно говорить о реализации массовой школой гуманистической парадигмы — обучение всех детей в соответствии с их учебными возможностями и избрание для каждого ребёнка технологий, которые представляются наиболее эффективными для сопроводительной корректирующей работы. □

Литература

1. Балашов Е.М. Педология в России в первой трети XX века. — СПб.: Нестор-История, 2012. — 192 с.

2. Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. — М.: Оперант, 2015. — 480 с.

3. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропси-хологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Хрестоматия по нейропсихологии, под ред. Е.Д. Хомской. — М.: Институт общегуманитарных исследований, Московский

психолого-социальный институт, 2004. — 896 с.

4. Осипова В.В. Формирование когнитивных функций младших школьников как средства преодоления неуспеваемости: дисс. ... канд. психол. наук. — Москва, 2009.

5. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2005. — 720 с.

6. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н.А. Мен-чинковской. — М.: Педагогика, 1971. — 272 с.

7. Цветкова Н.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.

8. Grossen B. Overview. The Story Behind Project Follow Through: https://darkwing. uoregon.edu/~adiep/ft/grossen.htm

9. Project Follow Through: A Case Study of Contingencies Influencing Instructional Practices of the Educational Establishment: http://www.behavior.org/resources/901.pdf

10. Rozporzqdzenie Ministra Edukacji Narodowej z dnia 9 sierpnia 2017 r. w sprawie zasad organizacji i udzielania pomocy psychologiczno-pedagogicznej w publicznych przedszkolach, szkolach i placowkach (Dz.U. z 2017 r., poz. 1591): http://prawo.sejm.gov.pl/isap.nsf/ DocDetails.xsp?id=WDU20170001591

11. Trudnosci i niepowodzenia szkolne: https:// www.bryk.pl/wypracowania/pozostale/ pedagogika/2381 7-trudnosci-i-niepowodzenia-szkolne.html

10

11

issledovanij, Moskovskij psihologo-sotsial'nyj institut, 2004. 896 s. Osipova V.V. Formirovanie kognitivnyh funktsij mladshih shkol'nikov kak sredstva preodolenija neuspevaemosti. Diss. kand. psihol. nauk. — Moskva, 2009. Pedagogika. Bol'shaja sovremennaja *en-tsiklopedija / Sost. E.S. Rapatsevich. Mn.: Sovremennoe slovo, 2005. 720 s. Psihologicheskie problemy neuspevaemosti shkol'nikov, pod red. N.A. Menchinkov-skoj. M., Pedagogika, 1971. 272 s. Tsvetkova N.S. Nejropsihologija scheta, pis'ma i chtenija: narushenie i vosstanovle-nie. M., Moskovskij psihologo-sotsial'nyj institut; Voronezh, NPO «MOD'EK», 2000. 304 s.

Grossen B. Overview. The Story Behind Project Follow Through. URL: https://dar-kwing.uoregon.edu/~adiep/ft/grossen.htm Project Follow Through: A Case Study of Contingencies Influencing Instructional Practices of the Educational Establishment http://www.behavior.org/resources/901.pdf Rozporzqdzenie Ministra Edukacji Narodowej z dnia 9 sierpnia 2017 r. w sprawie zasad organizacji i udzielania pomocy psychologiczno-pedagogicznej w publicznych przedszkolach, szkolach i placowkach (Dz.U. z 2017 r., poz. 1591): http://prawo.sejm.gov.pl/isap.nsf/ DocDetails.xsp?id=WDU20170001591 Trudnosci i niepowodzenia szkolne: https:// www.bryk.pl/wypracowania/pozostale/ pedagogika/23817-trudnosci-i-niepowodzenia-szkolne.html

9

References

1. Balashov E.M. Pedologija v Rossii v pervoj treti XX veka. SPb.: Nestor-Istorija, 2012. 192 s.

2. Vargas Dzh. Analiz dejatel'nosti uchaschih-sja. Metodologija povyshenija shkol'noj us-pevaemosti. M.: Operant, 2015. 480 s.

3. Korsakova N.K., Mikadze Ju. V., Balasho-va E. Ju. Neuspevajuschie deti: nejropsi-hologicheskaja diagnostika trudnostej v obuchenii mladshih shkol'nikov / Hresto-matija po nejropsihologii, pod red. E.D. Homskoj. M.: Institut obschegumanitarnyh

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.