Научная статья на тему 'Нейропсихологический подход к анализу проблемы готовности детей 6 - 7 лет к школьному обучению'

Нейропсихологический подход к анализу проблемы готовности детей 6 - 7 лет к школьному обучению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2502
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сойко К.В.

В данной статье рассматривается необходимость нейропсихологического подхода при исследовании индивидуальных особенностей психического развития детей 6 7 лет при зачислении в первый класс. В работе представлен современный взгляд на проблему готовности к школе, проведён анализ экспериментальных данных нейропсихологических исследований отечественных авторов, исследований вопроса о несформированности определенных групп высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH TO ANALYSIS OF THE PROBLEM READINESS OF CHILDREN 6 - 7 YEARS TO SCHOOLING

Summary The article discusses the need to study the individual characteristics of mental development of children. The relevance of neuropsychological syndrome analysis of the psychic sphere. Problem analysis of neuropsychological studies of senior preschool children for school readiness.

Текст научной работы на тему «Нейропсихологический подход к анализу проблемы готовности детей 6 - 7 лет к школьному обучению»

УДК 159.907: [376.3 + 378.1 : 376.3]

К.В. Сойко

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Институт инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка

На современном этапе развития психолого-педагогической науки особую актуальность приобретает проблема психологической готовности детей к процессу обучения в школе. Современная ситуация воспитания и обучения выдвигает новые цели, задачи, средства и методы, а также педагогические формы, к которым должен быть подготовлен ребенок как физиологически, так и психологически. Вместе с тем, значительное количество детей, несмотря на хронологический возраст и уже имеющиеся у них «школьные» навыки, испытывают в дальнейшем большие трудности в школьном обучении.

В настоящее время дети в нашей стране приступают к обучению в школе с 6-7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе, в целом, сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. По данным различных исследо-ваний, от 20 до 50% шестилетних детей не могут без напряжения усваивать школьную программу, что является одной из причин возникновения у ребенка школьных трудностей. Это, в свою очередь, повышает возможность возникновения психических, психологических и психосоматических расстройств и различных форм девиантного поведения, выступающих в качестве неадекватной компенсации неуспеха в школьной деятельности. Дети не сразу включаются в задание, их ориентировочная деятельность хаотична и неполна, они легко отвлекаются на посторонние раздражители, соскальзывают на более упроченный вариант выполнения действия, часто не доводят действие до конца и не сверяют результат действия с его образцом или замыслом. Частой причиной школьной неуспешности является тот факт, что дети

не достигли психологической готовности к обучению в школе.

В последнее время в психолого-педагогической отмечается значительный рост числа учащихся, отстающих в учебе. По мнению исследователей, уже на уровне готовности к школьному обучению, около 50% шестилетних детей составляют группу риска в возникновения школьных трудностей.

В настоящее время исследователи (Ахутина Т.В., Семенович А.В., Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Цветкова Л.С.), а также педагоги и родители констатируют накопление в современной детской популяции целого ряда патофеноменов:

- обилие сосудистых и мышечных дистоний, синкинезий, патологических ригидных телесных установок;

- резкое возрастание патологической леворукости и снижение порогов возбудимости мозга, незрелость корковой ритмики и изменение/искажение порогов чувствиительности (например, болевой или слуховой);

- высокая встречаемость гипертен-зионного синдрома и вегетососудистой дистонии от стертых до крайне грубых форм;

- гиперактивность и дефицит внимания, невротические расстройства, логопатии; недостаточность и/или дефици-тарность (базовых психических процессов: памяти, пространственных представлений, письма, произвольной саморегуляции и т.п.; заметный скачок индекса агрессивности и токсикомании;

- снижение иммунных механизмов и десинхроноз, дизритмии различных систем организма ребенка; разнообразные функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта, эндокринных, мочеполовых, сердечно-сосудистых систем и подсистем.

Таким образом, поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определенной части детей при усвоении школьной программы, являются одной из наиболее острых проблем образования.

Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Витцлак, В.Т. Горецкий, В.В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н.И. Непомнящая, С. Штребел, Д.Б. Эльконин). Одним из важнейших компонентов готовности к школе, как отмечается рядом авторов (А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Т.В. Пуртова, Г.Б. Яскевич), является достаточный уровень сформированности произвольности в общении со взрослыми, сверстниками и отношения к самому себе.

Актуальность изучения готовности детей к школе посещающих старшую группу детского сада, связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: усложнение программы, все более высокие требования, предъявляемые к детям, идущим в первый класс. Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи. В психолого-педагогической литературе

встречается большое разнообразие подходов к рассмотрению сущности, структуры, содержания, условий формирования готовности к обучению в школе.

В качестве основополагающих аспектов выделяются: состояние физического и психического здоровья, уровень морфологической зрелости организма, уровень развития познавательной деятельности и речи, стремление занять более значимую социальную позицию, сформированность произвольности поведения, внеситуативное общение со взрослыми и сверстниками.

В научной литературе выделяется три компонента готовности ребенка к обучению в школе:

1) физическая готовность, которая определяется состоянием нервной системы ребенка, данными физического развития ребенка от рождения до поступления в школу;

2) социальная готовность, определяющаяся уровнем сформированности у ребенка готовности принятия новой социальной роли школьника. Выражение этой личностной готовности состоит в конкретном отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителю, сверстникам, родным и самому себе [3];

3) психологическая готовность, в которую входит ряд составляющие, таких как эмоционально-волевой, интеллектуальный, речевой и мотивационный [4; 5].

Среди психологических причин школьной неуспеваемости, по мнению многих авторов, наряду с «эмоционально-мотивационными факторами, социальной ситуацией развития ребенка» значительную роль играют «индивидуальные особенности церебрального морфо- и функциогенеза мозга», которые могут быть обусловлены как отставанием темпа развития определенных мозговых зон и систем, так и относительно стойкими минимальными мозговыми дисфункциями [1]. Поэтому особую значимость приобретает рассмотрение понятия «готовность» к обучению в школе в более контексте нейропсихо-логического подхода.

Исследования в области нейропсихологии вносят важный вклад в решение вопросов о развитии и строении высших психических функций (далее - ВПФ), их связи с мозгом. Нейропсихологический подход адекватен при изучении законно-мерностей формирования мозговой организации психических процессов в онтогенезе, изучении, психологического и психофизиологического уровня их строения.

Как отмечалось выше, созревание мозга и развитие психических функций в онтогенезе необходимо рассматривать в единстве формирования структурно-функциональной организации мозга и психических процессов. Анализ научной литературы позволяет сделать ряд выводов, существенных для анализа проблемы возникновения школьных трудностей у ребенка.

1. Общая морфологическая архитектура мозга ребенка, которая выступит в последующем мозговой основой функциональных систем, обеспечивающих

психические процессы, складывается к моменту рождения ребенка или на ранних этапах онтогенеза. На начальных стадиях постнатального онтогенеза формируется основа единой системы распределения активности мозга, «каркас», связывающий разные отделы мозга в целостную динамическую систему и создающий почву для включения различных мозговых центров в функциональные системы.

2. Развитие различных областей мозга у ребенка в онтогенезе происходит неравномерно. Первыми к моменту рождения ребенка созревают подкорковые образования. В корковых отделах мозга сначала оформляются зоны, относящиеся к работе анализаторных систем (задние отделы мозга). Более позднее и постепенное созревание присуще ассоциативным отделам коры и связям между различными областями мозга. Наиболее медленный темп развития характерен для лобных отделов мозга, функцией которых являются произвольная регуляция и интеграция различных мозговых зон в целостные функциональные системы (передние отделы мозга). Правопо-лушарные структуры начинают формироваться раньше, чем левополушарные (Семенова Л.К., Фарбер Д.А. Еремеева В.Д., Хризман Т.П.).

3. Существует определенная хронология созревания различных отделов мозга. В ней можно выделить возрастные пики, связанные с достижением зрелости у целого ряда мозговых структур. Наиболее значительные из них приходятся на первые два года и на возраст 6-7 лет.

4. Переход к произвольной регуляции деятельности происходит в 7-10 лет.

Возраст 7 лет является наиболее важным периодом созревания мозга, так как в этот период многие поля лобной области, обеспечивающие ребенку возможность программирования, регуляции и контроля психической деятельности и поведения, достигают максимального развития.

На этапе начального обучения в школе ведущей становится учебная деятельность детей. Основное новообразование этого возраста - появление отвлеченного словесно-логического и рассуждающего мышления, что перестраивает другие

познавательные процессы, а также умение произвольно регулировать свое поведение и управлять им.

Вместе с тем, каждый ребёнок развивается своим индивидуальным путём, обусловленным наследственными и, не менее важными, средовыми факторами, поэтому у детей выявляется ситуация неровности, неравномерности функционального развития, когда одни функции сформированы лучше, чем другие. Более того, важно отметить, что не все психические функции развиваются одновременно и окончательно сформированы к началу обучения ребёнка в школе. В частности, в нейропсихологии сформировано представление о

неравномерности развития психических функций и их отдельных компонентов. Наряду с гетерохронией развития, определяемой видовой генетической программой и задающей «расписание» развития психических функций, выделяется еще неравномерность развития, задаваемая индивидуальной генетической программой и средовыми влияниями и определяющая индивидуальные особенности состояния ВПФ (Ахутина Т.В.) [1].

Анализируя состояние ВПФ неуспевающих школьников, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе описали «нейропсихологи-ческий портрет» неуспевающего школьника. Общей чертой, характерной для неуспевающих учеников, является специифическое состояние процессов внимания и «энергетического» обеспечения психической деятельности [1]. На основании проведённого исследования, авторами было выделено три варианта нейропсихоло-гических синдромов отклонений в развитии когнитивной сферы. В первом случае выделяется группа детей, имеющих преимущественно дефицит в речевой сфере. У другой группы неуспевающих школьников «когнитивный дефицит» затрагивал в основном пространственные и квазипространственные функции. Третий вариант отклонений в развитии познавательных функций связан с наличием фактора левшества и обусловлен не минимальными мозговыми дисфункциями [1].

Нейропсихологический анализ психического развития детей позволил выявить

группу детей, которые, «не демонстрируя абсолютно никаких патологических знаков, отчетливо отстают от своих сверстников по готовности к обучению [1].

На основании проведённого экспериментального исследования, посвященного нейропсихологическому анализу степени сформированности психической сферы у детей, поступающих в общеобразовательную школу (под руководством Л.С. Цветковой и С.Н. Котягиной) позволило выделить 4 группы детей:

1) дети с высоким уровнем готовности к обучению в школе — 35 %;

2) дети со средним уровнем готовности к обучению в школе — 37 %;

3) дети с низким уровнем готовности к обучению в школе — 20 %;

4) дети, неготовые к обучению в общеобразовательной школе, — 8 %.

Полученные результаты позволили исследователям сделать важные выводы.

Во-первых, экспериментальные данные подтвердили известное в детской психологии положение о том, что ВПФ у детей формируются неравномерно в пределах одного возрастного этапа. Степень сформи-рованности ВПФ обусловлена гетерохронией роста и темпов анатомического созревания мозга и формирования функциональных систем, определяется индивидуальными различиями морфо-функциогенеза различных зон мозга.

Во-вторых, у детей к моменту обучения оказываются недостаточно сформированными определенные ВПФ или их отдельные структурные звенья, а именно: динамическая, пространственная организация движений, слухоречевая память и в некоторой степени вербально-логическое мышление.

В-третьих, наибольшая частота встречаемости несформированности ВПФ или их звеньев в возрастном этапе 6— 7лет обнаруживается в таких функциях, как динамика моторных процессов, пространственный праксис и гнозис, слухоречевая память, речь, произвольная организация, программ-мирование и контроль деятельности в целом.

В-четвертых, недостаточно сформированные ВПФ или их звенья оказываются наиболее уязвимыми к неблагоприятным воздействиям социального и биологи-

ческого характера и подвергаются наибольшему нарушению.

Анализ результатов нейропсихоло-гического исследования психической сферы детей старшего дошкольного возраста показывает, что наиболее незрелыми, «слабыми» зонами мозга по причине отставания их морфофункционального созревания являются передние, задние лобные отделы, средние височные, теменно-височно-затылочные отделы головного мозга, преимущественно левого полушария, а также субкортикальные структуры головного мозга.

Таким образом, детям с несформиро-ванностью ВПФ определенной степени выраженности необходимо предварительное обучение по формированию отстающих в развитии ВПФ [1]. Кроме того, проведенное исследование выявило, что ранняя диагностика психического развития детей, в частности исследование сформирован-ности / несформированности ВПФ у детей на этапе подготовки к школе, может предупредить явления школьной неуспеваемости и социальной дезадаптации в целом.

Таким образом, актуальность и важность нейропсихологического подхода при анализе психологической готовности ребенка к обучению в школе не вызывает сомнения. Именно нейропсихологический синдромный анализ развития психической сферы ребенка дает возможность изучить психику на разных уровнях ее функционирования, позволяет устанавливать адекватные связи между особенностями формирования психических функций и развитием мозга ребенка. Своевременное, по-возможности раннее, нейропсихоло-гическое обследование ребенка еще до его поступления в школу может дать возможность установить уровень психического развития ребенка и его готовности к обучению в школе, обозначить «слабые» и «сильные» стороны, тем самым, предупредить или уменьшить трудности обучения.

References:

1. Aktual'nye problemy nejropsihologii detskogo vozrasta: Ucheb, posobie / L.S. Cvetkova, A.V. Semenovich, S.N. Kotyagina, E.G. Grishina, T.YU. Gogberashvili; Podred.

L.S. Cvetkovoj. - 2-e izd., ispr. - M.: Izdatel'stvo Moskovskogo

psihologosocial'nogo instituta; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEHK», 2006. — 296 s.

2. Ahutina T.V., Pylaeva N.M., Preodolenie trudnostej ucheniya: nejropsihologicheskij podhod. - SPb.: Piter, 2008. -320s.

3. Bozhovich, L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. M : Znanie,

2008. 306 s.

4. Venger, L.A. Psihologicheskie voprosy podgotovki detej k obucheniyu v shkole, «Doshkol'noe vospitanie». M : Prosveshchenie,

2009. T. 289 s.

5. Kravcova, E.E. Psihologicheskie problemy gotovnosti detej k obucheniyu v shkole. M : Pedagogika, 2007. 145s.

6. Mikadze, YU.V. Nejropsihologicheskaya diagnostika sposobnosti k obucheniyu // Vestn. Mosk. unta. Ser. 14. Psihologiya, 1996.

7. Nejropsihologicheskaya diagnostika, obsledovanie pis'ma i chteniya mladshih shkol'nikov / Pod obshchej red. T.V. Ahutinoj, O.B. Inshakovoj. — M.: V. Sekachev, 2008. - 128 s.

Soiko K.V.

NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH

TO ANALYSIS OF THE PROBLEM READINESS OF CHILDREN 6 - 7 YEARS TO SCHOOLING

Belarusian state pedagogical university named after Maksim Tank, Minsk Summary

The article discusses the need to study the individual characteristics of mental development of children. The relevance of neuropsychological syndrome analysis of the psychic sphere. Problem analysis of neuropsychological studies of senior preschool children for school readiness.

УДК 316.647.5 - 057.875

И.А. Юшкевич

ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

УО «Гродненский Государственный Медицинский Университет»

Современный мир определяет себя как свободное мультикультурное общество, объединяющей чертой которого является множественность культур, религий и политических взглядов. Основой мира является способность уважать отличия других людей, их мысли, религию, традиции и культуру.

Основой толерантного отношения к представителям других этнических групп является этническая идентичность, представляющая собой баланс толерантности по отношению к собственной группе и другим этническим группам.

Толерантность - это определенная мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые, идеи, обычаи, культуру, нормы поведения, основная ее суть - терпимость к «чуждому»,

«иному» [1, с.55]. Она является ключевым духовно-нравственным принципом

гражданского общества и характеризует личные качества, нравственную зрелость и культуру индивидуума и обусловливает его отношения с другими людьми.

Понимание толерантности естественно связано с пониманием интолерантности. Интолерантность основывается на убеждении, что ценности собственной группы превосходят над ценностями остальных групп. Нетерпимость может вести к господству, агрессии, предпочтению подавления, а не убеждения. Для нетерпимости характерна неспособность рассмотреть, понять и принять особенности культуры другой группы, если они не совпадают или субъективно противоречат некой устоявшейся модели.

По данным исследования Г. У. Солдато-вой, к толерантным лицам относятся те

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.