Научная статья на тему 'ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1192
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ / ОТСТАВАНИЕ / ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ / ВИДЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ / ТИПЫ НЕУСПЕВАЮЩИХ ШКОЛЬНИКОВ / FAILURE / GAP / CAUSES OF FAILURE / TYPES OF FAILURE / TYPES OF FAILURE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремова С.В., Федорова М.А.

В статье рассматриваются проблемы неуспеваемости младших школьников, проанализированы признаки и причины неуспеваемости, отмечены факторы неуспеваемости, предложен общий подход к преодолению неуспеваемости младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING OF FAILURE JUNIOR SCHOOL STUDENTS

The article investigates problems of failure of junior school students, analyzed signs and causes of failure, marked factures of failure and proposed main approach to overcome the failure ofjunior school students.

Текст научной работы на тему «ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.3 ЕФРЕМОВА С.В.

преподаватель центра развития для детей «Шаг вперед», г.Орел

E-mail: sveta6633@yandex.ru ФЕДОРОВА М.А.

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и профессионального образования, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

E-mail: 09011975m@gmail.com

UDC 373.3 EFREMOVA S.V.

Teacher of the center of development for children "Step

forward», Orel E-mail: sveta6633@yandex.ru FEDOROVA M.A.

Associate Professor, PhD in Education, associate Professor of pedagogy and professional education Department, Orel

State University E-mail: 09011975m@gmail.com

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ OVERCOMING OF FAILURE JUNIOR SCHOOL STUDENTS

В статье рассматриваются проблемы неуспеваемости младших школьников, проанализированы признаки и причины неуспеваемости, отмечены факторы неуспеваемости, предложен общий подход к преодолению неуспеваемости младших школьников.

Ключевые слова: неуспеваемость, отставание, причины неуспеваемости, виды неуспеваемости, типы неуспевающих школьников.

The article investigates problems of failure of junior school students, analyzed signs and causes of failure, marked factures of failure and proposed main approach to overcome the failure ofjunior school students.

Keywords: failure, gap, causes of failure, types of failure, types of failure students.

Современное общество, его ценности и устои требуют изменений во всех сферах деятельности человека. В связи с этим необходимо заложить качественные знания в каждого ребенка, чтобы в будущем в современных условиях рыночных отношений, где конкуренция имеет особую роль, он мог проявить себя как творческая, активная, значимая для общества личность.

Младший школьный возраст наиболее ответственный этап школьного образования и является фундаментом для последующего обучения. Именно поэтому вопросам неуспеваемости младших школьников необходимо уделить особое внимание. Тем более, что сегодня эта проблема является неразрешенной.

Термин «неуспеваемость» педагоги и психологи определяют по-разному. Так, И.В. Дубровина под неуспеваемостью понимает «.. ..несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений» [5, с.14]. В.С. Цетлин неуспеваемость трактует, как «неусвоение знаний обучающихся, определяемых содержанием образования, которые фиксируются по истечении определенного отрезка в процессе обучения - серии уроков на определенную тему или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года» [9, с. 79]. Наиболее полное, на наш взгляд, понимание рассматриваемого феномена представляет П.И. Пидкасистый. Он определяет неуспеваемость, как «...

систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным» [7, с. 236].

Дифференцируя определения, данные педагогами и психологами, можно сделать вывод, что неуспеваемость - это несоответствие знаний обучаемого требованиям, предусмотренным учебными программами или ее разделам, а также уровню подготовки, необходимой для дальнейшего обучения.

Неуспеваемость связывают, прежде всего, с отставанием в учебной деятельности. Отставание - это невыполнение требований, предъявляемых к качеству усвоения содержания образования в процессе обучения. Отставание в учебе приводит к неуспеваемости школьника, а в дальнейшем - и к педагогической запущенности.

С точки зрения А.А. Бударного, существует два вида неуспеваемости - «абсолютная и относительная». «Абсолютная» неуспеваемость выражается оценкой «неудовлетворительно», соотносимой с баллами «2» и «1», что не соответствует даже минимальным требованиям школьной программы. «Относительную неуспеваемость» автор определяет, как познавательную нагрузку, недостаточную для тех учащихся, которые могли бы учиться лучше, превышая обязательные требования [3].

© Ефремова С.В., Федорова М.А. © Efremova S.V., Fedorova M.A.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

А. М. Гельмонт выделил три вида неуспеваемости «в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

- общее и глубокое отставание (по многим или всем учебным предметам длительное время);

- частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);

- неуспеваемость эпизодическая (то по одному, то по другому предмету, относительно легко преподаваемая)» [4, с. 106].

Во всех видах А. М. Гельмонт к неуспевающим относит тех учащихся, которые приходят к концу четверти с неудовлетворительными оценками.

На пути повышения успеваемости младших школьников следует уделить особое внимание типологии неуспеваемости учеников. Л.С. Славина, учитывая доминирующую причину, выделяет «три типа неуспевающих:

- учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения;

- дети со слабыми способностями к учению;

- школьники с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться» [8, с. 57].

П.П. Блонский за основу типологизации неуспеваемости берет характеристику учебного труда и структуру личности школьника. Исходя из этих двух оснований, педагог выделяет два типа неуспевающих школьников. «К первому типу, названному «плохой работник», он относит неуспевающего школьника со следующими чертами:

- воспринимает задания невнимательно, не понимает их, но разъяснений у учителя не просит;

- работает пассивно и постоянно нуждается в стимулировании;

- не подмечает своих трудностей и неудач;

- не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;

- либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;

- индифферентно относится к результатам работы.

Другой тип неуспевающего ученика он назвал патологическим. Это эмоциональные школьники, имеющие неудачи в учении, встречающие специфическое к себе отношение окружающих» [2, с. 123]. Обучающимся данного типа необходимо одобрении окружающих, они тяжело переносят трудности.

Н.И. Мурачковский, беря за основу личностные свойства школьника, выделил «три типа неуспевающих:

- учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности при положительном отношении к учителю и сохранении позиции школьника;

- школьники с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учителю и утрате позиции школьника;

- неуспевающие с низкой мыслительной деятель-

ностью, при отрицательном отношении к учителю и полной утрате позиции школьника, выраженной стремлением оставить школу» [6, с. 118].

Для повышения успеваемости младших школьников необходимо учитывать причины неуспеваемости в учебе. Факторы неуспеваемости можно разделить на две группы: внутренние, которые относятся к самому ученику и внешние, где происходит воздействие социума (учителя, сверстников, родителей, общества).

Е.Ю. Балашова выделила две группы причин неуспеваемости. Биологические, которые вызывают сбои в работе систем организма, в частности головного мозга. К ним относятся: наследственность, осложнение во время беременности и родов, соматические заболевания в раннем возрасте, индивидуальные особенности мозговой организации психических функций. Средовые причины: педагогическая запущенность, гиперопека, бедность предметной среды, окружающей ребенка, недостаточное упражнение психических функций на этапе дошкольного развития; незнание и непонимание индивидуальных особенностей структуры и динамики психического развития ребенка [1].

Поскольку причины неуспеваемости различны, то и пути ее устранения в отношении каждого неуспевающего ученика отличаются. Прежде всего, необходимо отметить, что в работе по повышению успеваемости должны принимать совместное участие педагоги, психологи, родители, медики, ученики.

Выстраивая деятельность по повышению успешности в обучении младших школьников, требуется учитывать их психологические особенности. В этот период у детей меняется образ жизни, появляется новая роль в социуме, ему предъявляются новые требования. Начальное образование является наиболее ответственным этапом школьного обучения, поскольку формируется новый ведущий вид деятельности - учебный. К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть и уметь учиться.

На этом этапе у обучающихся формируются словесно-логическое мышление, осознанность поведения, появляется смысл учения. Кроме того, из-за нового уклада жизни и физиологических изменений у детей наблюдается беспокойство и повышенная утомляемость. В младшем школьном возрасте развивается самооценка, у детей с низкой успеваемостью она занижена. Регулярные низкие отметки, неудачи порождают неуверенность в себе, что отрицательно сказывается на формировании личности ребенка.

Учитывая выше сказанное, для ребенка нужно обеспечить благоприятный социально-психологический климат, в котором он сможет комфортно сотрудничать с другими людьми. В детском коллективе должна быть обстановка доверия и доброжелательности. Учителю необходимо создать такую атмосферу в классе, где школьник сможет свободно выражать свое мнение относительно вопросов, касающихся всей группы детей, будет чувствовать себя членом коллектива, выражать сочувствие, проявлять взаимопомощь и принимать на

себя ответственность.

Важную роль в улучшении успеваемости играет формирование у обучающегося мотивации к учебе. В первую очередь у ребенка должна быть сформирована внутренняя позиция школьника, при которой он будет испытывать эмоциональную привлекательность школы. Из-за отсутствия мотивации обучение становится нецеленаправленным, и как следствие, учащийся не использует все свои интеллектуальные возможности. Поэтому основой процесса обучения должна стать активная деятельность ученика, взаимодействие учителя с детьми.

Поскольку в младшем школьном возрасте ценность самих знаний дети не осознают в полной степени, то для них достаточной мотивацией выступают школьные отметки и оценка взрослых. Родители не должны использовать чрезмерную похвалу, применять жестких наказаний, использовать в качестве поощрения материальные ценности, оценка должна быть объективной.

Следует отметить, что именно мотивация выступает главным двигателем в формировании произвольности психических процессов младших школьников: речь, внимание, наблюдение, запоминание. Произвольность этих процессов происходит с огромным усилием для ребенка.

Повышая мотивацию в учебной деятельности, у ребенка появится уверенность в себе, гордость за свои успехи, он будет признавать педагогов и одноклассников, разовьются творческие способности, следовательно, повысится успеваемость.

Педагогу необходимо построить процесс обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей

детей. Важно, что бы уроки были интересны учащимся, их темп должен быть согласован со скоростью работы всех учеников класса. На уроках целесообразно использовать разноуровневые задания, чаще проверять и оценивать работу школьника, создавать ситуации успеха и возможности для проявления творчества.

Деятельность по повышению успеваемость следует начать с диагностики, которая дает возможность изучить личность неуспевающего ученика, проверить знания, выявить причины неуспеха в учебе, организовать психолого-педагогическую коррекцию. На основе диагностики проводится консультирование всех участников учебного процесса, где даются информация о проблемах, связанных с отставанием в учебе ученика и конкретные рекомендации по повышению успеваемости и эффективности учебного процесса. Далее строится работа по преодолению трудностей в учебе и развитию ученика в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями ребенка. На этом этапе школьнику необходимо помочь устранить пробелы в знаниях, сформировать умение учиться, повысить эффективность обучения, воспитания и развития. На этапе коррекции необходимо уделить особое внимание здоровью ребенка, повышению его трудоспособности, улучшению семейных и бытовых условий, повысить мотивацию к учебе, развивать способности и т.п.

Таким образом, для преодоления школьной неуспеваемости необходим анализ индивидуальных особенностей ребенка, определение типа неуспеваемости, создание оптимальных условий для обучения и развития обучающегося.

Библиографический список

1. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика М.: Генезис, 2012. URL: https: //www.litmir.me/ br/?b=594824&p=1 (Дата обращения 16.07.2019)

2. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость // Избранные педагогические произведения М.: 1961.

3. БударныйА.А. Преодолевать неуспеваемость М.: Народноеобразование, 1963.

4. ГельмонтА.Н. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М.: 1954.

5. ДубровинаИ.В., АкимоваМ.К., БорисоваЕ.М. Рабочая книга школьного психолога М.: Просвещение, 1991.

6. МурачковскийА.И. Типы неуспевающих школьников. Советская педагогика: 1965.

7. Педагогика: учеб.пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2006. URL:https://alleng.org/d/ped/ped013.htm (Дата обращения 16.07.2019)

8. СлавинаЛ.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам М.: 1958.

9. ЦетлинВ.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение М.: Педагогика, 1977.

References

1. Balashova E.Yu., Kovyazina MS Neuropsychological diagnosis M .: Genesis, 2012. URL: https: //www.litmir.me/br/?b=594824&p=1 (Treatment date: 07/16/2019)

2. BlonskyP.P. School failure // Selected pedagogical works M .: 1961.

3. BudarnyA.A. Overcome a failure - Moscow: National Education, 1963.

4. HelmontA.N. On the causes of failure and ways to overcome it. M .: 1954.

5. DubrovinaI.V., AkimovaM.K., BorisovaE.M. The working book of the school psychologist M .: Enlightenment, 1991.

6. MurachkovskyA.I. Types of under-performing students. Soviet pedagogy: 1965.

7. Pedagogy: study guide for students of pedagogical universities and pedagogical colleges / ed. P.I. Pidkasistogo. M., 2006. URL: https: // challeng.org/d/ped/ped013.htm (appeal date 07/16/2019)

8. SlavinaL.S. Individual approach to poor and undisciplined students Moscow: 1958.

9. Tsetlin V.S. School failure and its prevention M .: Pedagogy, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.