Научная статья на тему 'ВАЖНЕЙШИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВАЖНЕЙШИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
928
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРЕОДОЛЕНИЕ / НЕУСПЕВАЕМОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ажиев Магомед Вахаевич, Эльсиева Марха Султановна, Нальгиева Индира Алиевна

В статье автор рассматривает важнейшие условия предупреждения и преодоления неуспеваемости младших школьников. Определение сущности понятия школьной неуспеваемости требует анализа со стороны психолого-педагогического аспекта. Разъяснение и определение сути понятия дает педагогу материал к изучению данного феномена, позволит установить причины его возникновения и условия предупреждения. Затруднения в учебном процессе по овладению школьником требований программы обучения, проявляются еще в начальных классах. Педагогические условия по преодолению неуспеваемости располагают систематическим характером. Работа с младшими школьниками требует немало времени и усилий для постепенного и систематического усвоения материала. Определены две группы условий: педагогическая; психологическая. Педагог обязан выявить сильные стороны ученика также, опираясь на них, предотвращать возникновение причин школьной неуспеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ажиев Магомед Вахаевич, Эльсиева Марха Султановна, Нальгиева Индира Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOST IMPORTANT CONDITIONS FOR PREVENTING AND OVERCOMING THE FAILURE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

In the article, the author examines the most important conditions for preventing and overcoming the failure of primary school students. The definition of the essence of the concept of school failure requires analysis from the psychological and pedagogical aspect. Clarification and definition of the essence of the concept gives the teacher the material to study this phenomenon, will allow to establish the causes of its occurrence and the conditions of prevention. Difficulties in the educational process of mastering the requirements of the curriculum by the student are manifested even in the elementary grades. Pedagogical conditions for overcoming academic failure have a systematic character. Two groups of conditions are defined: pedagogical; psychological. Working with younger students requires a lot of time and effort for the gradual and systematic assimilation of the material. The teacher is obliged to identify the strengths of the student and, relying on them, to prevent the occurrence of causes of school failure.

Текст научной работы на тему «ВАЖНЕЙШИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 37.012

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Ажиев Магомед Вахаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры методик начального образования Эльсиева Марха Султановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Нальгиева Индира Алиевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ВАЖНЕЙШИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье автор рассматривает важнейшие условия предупреждения и преодоления неуспеваемости младших школьников. Определение сущности понятия школьной неуспеваемости требует анализа со стороны психолого-педагогического аспекта. Разъяснение и определение сути понятия дает педагогу материал к изучению данного феномена, позволит установить причины его возникновения и условия предупреждения. Затруднения в учебном процессе по овладению школьником требований программы обучения, проявляются еще в начальных классах. Педагогические условия по преодолению неуспеваемости располагают систематическим характером. Работа с младшими школьниками требует немало времени и усилий для постепенного и систематического усвоения материала. Определены две группы условий: педагогическая; психологическая. Педагог обязан выявить сильные стороны ученика также, опираясь на них, предотвращать возникновение причин школьной неуспеваемости.

Ключевые слова: условия, предупреждение, преодоление, неуспеваемость, младшие школьники.

Annotation. In the article, the author examines the most important conditions for preventing and overcoming the failure of primary school students. The definition of the essence of the concept of school failure requires analysis from the psychological and pedagogical aspect. Clarification and definition of the essence of the concept gives the teacher the material to study this phenomenon, will allow to establish the causes of its occurrence and the conditions of prevention. Difficulties in the educational process of mastering the requirements of the curriculum by the student are manifested even in the elementary grades. Pedagogical conditions for overcoming academic failure have a systematic character. Two groups of conditions are defined: pedagogical; psychological. Working with younger students requires a lot of time and effort for the gradual and systematic assimilation of the material. The teacher is obliged to identify the strengths of the student and, relying on them, to prevent the occurrence of causes of school failure.

Keywords: conditions, prevention, overcoming, academic failure, junior schoolchildren.

Введение. Школьная учебная неуспеваемость является центральной проблемой педагогики и психологии развития ребенка. Большинство исследований прошлых лет позволили выявить условия и причины отставания ребенка от программы, которые базируются на нескольких факторах (социальные факторы, школьное окружение, квалификация учителей, родительское отношение, психологические особенности самого ребенка и многое другое). Однако данные факторы не решили проблему, что дает возможность поиска эффективного решения.

Учебная деятельность является сложно структурированной по своему содержанию, форме преподнесения, организации, она дается ребенку не сразу. Поэтому важно постепенно начать работу с младших классов, когда ребенок еще психологически привязан к игровой форме преподавания дошкольного учреждения.

Работа с младшими школьниками требует немало времени и усилий для постепенного и систематического усвоения материала. Но даже при условии целенаправленности формирующей учебной деятельности она усваивается не у всех детей. Так, в первые годы обучения многие младшие школьники не справляются с нагрузкой, что влечет к неуспеваемости. Поэтому целесообразно проводить меры по предупреждению данного факта.

Изложение основного материала статьи. Определение сущности понятия школьной неуспеваемости требует анализа со стороны психолого-педагогического аспекта. Разъяснение и определение сути понятия дает педагогу материал к изучению данного феномена, позволит установить причины его возникновения и условия предупреждения.

Систематическая неуспеваемость признается крайне нежелательной и опасной с точки зрения социальной и экономической. Это влияет на дальнейшую жизнь школьника — часто они пропускают занятия, бросают учебу.

Исходя из этого, неуспеваемость предстает как сложное и многогранное явление школьной жизни, которое требует многогранного решения условий ее предупреждения.

Согласно Ю.П. Вавилову неуспеваемость представлена как неусвоенность учебного материала и требований образовательной организации, неуспеваемость в усвоении опыта и разных видов деятельности [2, C. 19].

По исследованиям Л.В. Зубовой, неуспеваемость связана с движущими силами самого процесса обучения, педагогическими противоречиями. Автор считает, что неуспеваемость может возникать, когда обозначено противоречие в единстве возможностей у учащихся обучаться и связанные с этим нарушениями [4, C. 207].

Общим указанных действий признано типичное нежелание учащихся вступать во взаимодействие с учителем, читать самостоятельно учебник и выполнять задания на должном уровне. Без этого учащийся не может перейти на более сложный уровень урока или перейти к усвоению сложного метода обучения.

Большинство педагогических исследований зациклено не на определении сущности и условий развития феномена неуспеваемости, а фиксировано на нем как на факте, присутствующим в учебном процессе. Чтобы знать и применять в практике различные формы и методы необходимо использовать не только данность этого фактора, но и его условия формирования и развития.

Сущность неуспеваемости младших школьников раскрывается через закономерную связь с индивидуальными психологическими особенностями детей. Без учета данного вопроса педагог не может применять те или иные методики по предотвращению неуспеваемости класса или ученика в отдельности. Также стоит отметить существование условий, в которых протекает обучение - это также влияет на сущность неуспеваемости.

Исследование проблемы неуспеваемости и ее предупреждения среди младших школьников связано с широким кругом социальных вопросов, которые предполагается использовать во всех смежных науках (психологии, социологии,

педагогики). Особое внимание данной проблеме было уделено в дидактике, где четко определили сущность неуспеваемости, а также что ее решение не может находиться в ведомости одной научной области.

Так согласно дидактике, неуспеваемость определяется как отсутствие содержания и процесса обучения.

Элементом к пониманию сущности неуспеваемости школьников является отставание. Оно представлено процессом или действиями по неисполнению заданий учителя. В таком случае учащийся будет отставать от урока, невыполненные задания будут накапливаться невыполненных требований, что впоследствии приводит к неуспеваемости.

В школьных условиях преподаватели обращают внимание на неуспевающих школьников и составляют их характеристики. Это помогает в организации работы с ними. Отмечено исследователями педагогами - неуспеваемость школьников представляет собой слабую организованность учебного процесса, которая приводит к отсутствию каких либо эффективных техник или приемов обучения, способствующих успешному обучению. В первую очередь учеников отстающих не научили учиться.

Дети не располагают силами и терпением к данному виду деятельности, не имеют желания ее осуществлять. Такие школьники на уроках или дома не проводят логическую систематизацию знаний, не чувствуют необходимости учить уроки и выполнять их должным образом.

Такой подход к обучению не нагружает интеллект ребенка, его мышление не развивается, оставаясь на одном уровне, что приводит к систематическим отставаниям и далее к неуспеваемости.

Слабая самоорганизация неуспевающего учащегося проявляется также в отставании развития психических функций (например, отсутствует тренировка памяти, воображения, логики и т.п.). Школьнику со временем тяжелее становиться воспринимать новый материал из-за невнимательности, нет развития в способах усвоения.

Стоит отметить, что педагоги общеобразовательных учреждений замечают, что школьники, которые не успевают за программой обучения, имеют определенные характеристики и особенности поведения. Педагогические и психологические исследования данного феномена диагностировали это на основании изучения биографии, наблюдения, бесед. Это позволило выявить ряд условностей, которые способствовали формированию искажений и отставаний в физическом и психическом развитии личности неуспевающих школьников.

При разработке требований учителя ориентируется на нижний уровень детей согласно возрастным особенностям. При этом учитывается, что со временем данные возможности меняются, а это значит, что необходимо менять содержание и методы обучения.

Так, для успешного развития требуется сформированность социальных условий. Их необходимость обусловлена как фактор успеваемости согласно следующему, прямое влияние на возможность и силы учиться. В первую очередь ребенок будет учиться, если у него дома благоприятная обстановка, имеется доброжелательное окружение, когда школьная среда соответствует требованиям образовательных стандартов, имеется оборудование для учебы и отдыха, а специалисты предметники высококвалифицированные.

Но не всегда наличие одних и тех же условий хорошо влияет на успеваемость ребенка. Они по-разному влияют на ребенка, на формирование его личности и физическое развитие.

При использовании учебно-методических пособий, программ, оборудования существенно раскрывается содержание каждой стороны элементов неуспеваемости (дидактическая, методическая, психологическая). Учитель, изучая данные стороны, сможет определить цели и особенности детского обучения, чтобы преодолеть неуспеваемость.

В итоге, стоит отметить, что при соблюдении базовых факторов отставания в учебе, будет происходить накопительный эффект, приводящий к общей неуспеваемости всего класса, а не одного школьника. Несоответствие подготовленности ребенка к требованиям содержания образовательного материала и учебного процесса ведет к неуспеваемости.

Затруднения в учебном процессе по овладению школьником требований программы обучения, проявляются еще в начальных классах. Именно в данный возрастной период закладывается базы по систематизации знаний, опыта и подходов к ее воспроизведению. Отсутствие данной базы приводит к отставанию и последующей неуспеваемости, поэтому важно определить основные причины ее возникновения. Так, в начальных классах строится физическая и психологическая база. Для этого возраста важен уровень достижений и умений, чтобы ребенок мог радоваться полученным знаниям, новым умениям и навыкам, чтобы для дальнейшего рывка в учебе ребенок ощущал уверенность в своих возможностях и силах. Если же будет возникать неуспеваемость, то это затормозить его психический рост [3, С. 217].

Так, в обучении огромную роль играет школа. От ее условий, уровня квалификации учителей, оснащенности будет зависеть успеваемость детей.

Стоит отметить, что при отсутствии помощи, согласованности и поддержки со стороны учителей и родителей происходят изменения в личности школьника. Так у последнего нарастает негативное отношение к учебе, отмечается плохое поведение на занятиях. В итоге школьник перерастает в трудного подростка.

Так, по мнению указанных педагогов в первую очередь причинами неуспеваемости ребенка признается учитель и его действия (бездействие).

Однако в педагогике имел место и противоположный подход к изучаемой проблеме. Основной причиной неуспеваемости младших школьников П.П. Блонский читал внутренние аспекты - биологическая неполноценность ребенка, его неспособность к обучению. Определяя данную причину, педагог выделил следующие формирующие аспекты: низкий уровень работоспособности школьника; отсутствие интереса к учебе; нежелание учиться; плохие условия проживания школьника; слабые профессиональные кадры образовательного учреждения; переполненность класса [1, С. 153].

Также стоит отметить, что серьезные нарушения в успеваемости ребенка вызывают сами родители. Так, их желание быстро воспитать ребенка, приводят к частым нравоучениям, психологическому давлению, контролю над действиями ребенка. Это воспитает в нем чувство неуверенности, поставить психологические якоря. Так воспитанные дети могут панически бояться делать ошибки, что будет заставлять их сидеть над изучаемой темой долгое время, пока она не будет понята идеально, тогда как со следующей возникнут трудности.

Неправильная оценка учителем типа трудностей, с которыми ребенок сталкивается при изучении материала, считается основной причиной плохой успеваемости ученика. Это, в свою очередь, приводит к накоплению проблем с обучением, которые с каждым годом становится все труднее решать. Так возникает хроническая задержка, нарушение психосоциальной активности.

Чтобы предотвратить проблемы с академической неуспеваемостью, психологи рекомендовали младшему школьнику развивать умение работать с конкретным материалом, также необходимо следить, чтобы в первое время он не испытывал затруднения и не начал отставать от класса.

Педагогические условия по преодолению неуспеваемости располагают систематическим характером. Так педагоги-исследователи определяют две группы условий: педагогическая; психологическая. Педагогические условия представлены требованиями по соблюдению качества функционирования педагогического процесса. Психологические условия

представлены методологическими разработками и установками, которые обеспечат формирование психики младшего школьника на должном уровне.

Специальные педагогические условия по предупреждению неуспеваемости представлены методами психолого-педагогического диагностирования и коррекции. Так, данные методы реализуются с помощью общих средств для обоих направлений (в педагогике и психологии):объективность по предвзятости; диагностирование индивидуальности как целостной структуры; соблюдение единства при изучении школьника и его среды; валидность и надежность методов исследования; исследование ребенка непосредственно в его учебной деятельности; предоставление ребенку условий для лучшего проявления индивидуальности.

В условиях общеобразовательной школы действуют следующие общие условия по предупреждению неуспеваемости младших школьников:

1. Стимулирование мотивационной сферы по отношению к игровой, учебной и познавательной деятельности. Для этого используют педагогические средства - познавательные игры, создание эмоциональных ситуаций, поощрение.

2. Условия по организации жизни детского коллектива - праздники, конкурсы, соревнования, частая коллективная работа, индивидуальные творческие задания.

3. Условия по реализации общения в классе на основании уважения, убеждения, понимания, доверия, побуждения, сочувствия и т.п.

4. Реализация условий педагогического воздействия и стимулирования мотивации ребенка к учебной деятельности.

5. Корректировка дисгармоничных факторов развития на основании взаимопонимания, рационализации педагогического процесса, включения творческой и познавательной деятельности.

6. Создание условия по предотвращению тревожности ребенка при нахождении в классе. Данные условия должны поспособствовать развитию социальной рефлексии, преодолеть трудности ребенка в общении со сверстниками и учителями.

7. Коррекция игровых и реальных отношений в учебном процессе. Реализуется с помощью средств положительного стимулирования, игровой деятельностью, учебной.

8. Создание условия по учеты индивидуальных, физических, возрастных особенностей детей.

Стоит обратить внимание на условия опроса и его особенности для неуспевающих школьников для определения причин их отставания. Рекомендовано педагогами позволить тратить детям больше времени на обдумывание ответа, в учебе разрешается использовать не просто письменный или устный ответ, а построение, которое поможет структурировать мысли (схема, рисунок, таблица и т.п.).

Одной из форм предупреждения неуспеваемости младших школьников является вид подачи домашней работы. Этот вопрос еще мало разработан, однако для профилактики были разработаны программированные пособия для отстающих, где проигрывается проблемная ситуация, а каждое задание индивидуализируется.

Перед организацией условий по предупреждению неуспеваемости от педагога требуется в первую очередь изучение состава класса, чтобы определить группы школьников, которые склоны к отставанию. Для организации учебного процесса, обеспечивающего полноценную успеваемость младших школьников, учитываются некоторые категории детей.

В начальной школе дети могут уже испытывать трудности с усвоением школьной программы, поскольку именно в начальной школе закладываются основы знаний, и без этой основы у детей могут возникнуть трудности в обучении позже. Предоставление адекватной и своевременной помощи может помочь ребенку. Однако для достижения желаемого результата потребуется выявить основные причины неуспеваемости и методы работы с ней.

В психолого-педагогической литературе выявлено множество причин неуспеваемости.

Д.Д. Чепурная классифицирует людей с низкой успеваемостью по одной основной причине. В первую группу входят дети, у которых нет мотивации к обучению. Вторую группу составили дети с плохими способностями к обучению. К третьему - с неправильно сформированными навыками воспитательной работы и учащиеся, которые не умеют трудиться [5, С. 89].

Таким образом, причины школьной неуспеваемости, можно разделить на 3 группы: психологические - познавательный уровень, мотивационный, творчество, мышление и т.п.; педагогические - организация учебного процесса, оснащение, внеклассная работа; социальные - техническая оснащенность, квалификация учителей, уровень родительского воспитания и образования.

Анализируя причины неуспеваемости, необходимо учитывать их сложный характер, взаимосвязь и взаимозависимость причин, а также системный характер их проявления. Необходимо максимально полно исследовать личность неуспевающего ученика и все внешние воздействия на нее. Для предотвращения школьной неуспеваемости, как показал анализ условий, вызывающих задержку, важно улучшить учебный процесс, потребуется усиление обучения, воспитания и развития. Наши рекомендации в исследовании будут строиться на решение указанных проблем как при индивидуальной работе, так и при коллективной.

Выводы. Таким образом, мы рассмотрели лишь некоторые пути преодоления неуспеваемости в младшем школьном возрасте. Педагог обязан выявить сильные стороны ученика также, опираясь на них, предотвращать возникновение причин школьной неуспеваемости.

Литература:

1. Блонский П.П. Школьная успеваемость / П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2006. - 423 с.

2. Вавилов Ю.П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников / Ю.П. Вавилов // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №2. - С. 19-24

3. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова; под общ. ред. М.В. Гамезо. - Изд. 2-е. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.

4. Зубова Л.В. Неуспеваемость школьников. Проблемы и пути их решения / Л.В. Зубова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - №22. - С. 207-210.

5. Чепурная Д.Д. Школьная неуспеваемость и пути её преодоления / Д.Д. Чупурная // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - 2016. - № 4-3 (75). - С. 88-90.

Педагогика

УДК 378.18

кандидат педагогических наук, доцент Акимова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); студент Акимов Владислав Олегович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗА К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ

СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ РОССИИ И КИТАЯ

Аннотация. Статья посвящена вопросу подготовки студентов вуза к межкультурному взаимодействию в поликультурной образовательной среде. В качестве содержания подготовки предложено изучение традиционных семейных ценностей двух дружественных стран - России и Китая. В статье проведен сравнительный анализ традиций семейного воспитания в России и Китае, выявлено общее и особенное в воспитательных системах этих двух стран.

Ключевые слова: межкультурное взаимодействие; поликультурная образовательная среда; семейное воспитание; традиционные семейные ценности.

Annotation. The article is devoted to the issue of preparing university students for intercultural interaction in a multicultural educational environment. As the content of the preparation, the study of traditional family values of two friendly countries - Russia and China - is proposed. The article provides a comparative analysis of family education in Russia and China, reveals the general and special in the educational systems of these two countries.

Keywords: intercultural interaction; multicultural educational environment; family education; traditional family values.

Введение. Способность учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия - одна из значимых проблем современного общества и важный целевой приоритет подготовки студентов - будущих педагогов в условиях реализации ФГОС нового поколения. Создание поликультурной образовательной среды в современном вузе и формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов способствует успешной адаптации выпускников на внутреннем и мировом рынках труда, интеграции в международное образовательное пространство, в национальную и мировую культуру.

По мнению психолога И.А.Зимней важнейшими характеристиками современного культурного человека являются необходимость учета этно-социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в моно- и межкультурном взаимодействии. В этой связи поликультурное образование должно обеспечить студентов знаниями о других культурах, пониманием общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, привить уважение к разным культурным системам.

Изложение основного материала статьи. КГУ им. К.Э. Циолковского имеет обширные связи с университетами Европы и Азии. В целях осуществления научного и культурного обмена между учебными заведениями, сотрудничества в области научных исследований подписаны договоры о международном сотрудничестве с университетами Франции, Польши, Сербии, Вьетнама, Туниса, Лаоса. Одним из важнейших является Соглашение об установлении побратимских отношений c Шаньдунским профессиональным институтом иностранных языков (Китай), в рамках которого производится обмен профессорско-преподавательским составом и студентами. Китайская молодежь обучается в Калуге на отделениях бакалавриата и магистратуры, в то время как калужские студенты проходят обучение в Китае. Совершенно очевидно, что разница культур и менталитетов дает о себе знать в условиях каждодневного общения студентов как в стенах вуза, так и во внеучебной деятельности. Как же помочь русским и китайским студентам лучше понять друг друга? На наш взгляд необходимо обратиться к изучению традиционных ценностей этих двух стран, в первую очередь семейных, так как семья в ценностной системе России и Китая занимает особое место.

Проблеме ценностей посвящены научные труды Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревской, Б.С. Братусь, Л.А. Вершининой, А.Н. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Н.А. Щурковой.

Семейное воспитание формирует в человеке основные нравственные качества и ценности, свойственные данной культуре. Для сравнительного анализа традиционных систем воспитания в Китае и России, мы рассмотрели менталитет этих народов и различия в их этических системах. В рамках такого анализа мы считаем целесообразным рассмотреть традиционные ценности русского и китайского народов, показать какими характеристиками наделяется образ «достойного человека» - мужчины и женщины - в данных культурах, что считается недостатком, что вообще не оценивается в терминах «хорошо - плохо».

На протяжении нескольких столетий в России ведутся споры, что для русских Китай. Китай в традиционном понимании русских - это огромная страна, великий сосед, от характера отношений с которым во многом зависит безопасность и благополучие России. С другой стороны, китайская культура, поведение китайцев, их образ мыслей всегда воспринимался в России как совершенно чуждые своим и европейским.

Каждая конкретная этническая культура характеризуется самобытной ценностной системой, которая отличает ее социального носителя от субъектов других культур.

В таблице 1 представлены традиционные ценности России и Китая.

Таблица 1

Традиционные ценности России и Китая

Россия Китай

Традиционная культура и язык Мир

Нравственные идеалы, православная этика Порядок

Историческая память Гармония

Идея державности, сильного государства Иерархия

Коллективизм, общинность, семья. Совершенство

Семья

Социальная справедливость

Для сравнительного анализа рассмотрим подробнее основные ценности в России и в Китае [5, 6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.