Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ ОТСТАВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОСВОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ'

ПРИЧИНЫ ОТСТАВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОСВОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
930
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ / СУЩНОСТЬ НЕУСПЕВАЕМОСТИ / ПРОБЛЕМА НЕУСПЕВАЕМОСТИ / ТИПЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акишева Айсулу Кенесовна, Карамеңди Айгерим Мараткызы

В статье рассматривается понятие школьной неуспеваемости, психологические особенности неуспевающих школьников, причины возникновения и путей преодоления данной проблемы. Раскрывается сущность неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявляются структуры неуспеваемости, признаки, по которым могут опознаваться ее компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ ОТСТАВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОСВОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ»

УДК 376.1

ПРИЧИНЫ ОТСТАВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОСВОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ

Акишева А.К.

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (г. Нур - Султан, Республика Казахстан)

Карамевди А.М.

Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассматривается понятие школьной неуспеваемости, психологические особенности неуспевающих школьников, причины возникновения и путей преодоления данной проблемы. Раскрывается сущность неуспеваемости при данных целях и содержании образования, выявляются структуры неуспеваемости, признаки, по которым могут опознаваться ее компоненты.

Ключевые слова: причины неуспеваемости, сущность неуспеваемости, проблема неуспеваемости, типы неуспеваемости.

Работа с педагогически запущенными детьми гораздо эффективнее, чем с плохо обучающимися. Тяжело обучающиесяучащиеся нуждаются в большей квалификации в учебно-воспитательном процессе. Но в первом и во втором случаее общее направление работы одинаковое. Педагогически запущенных детей нужно брать в руки до школы. Проведение учебно-воспитательной работы с

дошкольниками должно быть направлено на качественное образование и воспитание. С этой целью можно использовать в различных дидактических и ролевых играх. Большое внимание следует уделить развитию речи детей, активному обогащению их словарного запаса. На уроках и во внеурочное время необходимо развивать любознательность, внимание и память. Для того чтобы работа с неуспевающими учениками стала эффективной, необходимо, прежде всего, выявить конкретные причины неуспеваемости. Причина этих трудностей заключается в том, что у ребенка сформированы психические особенности, и эти особенности связаны с некоторыми органическими аномалиями мозга, поэтому они не могут быстро реагировать на внешние воздействия. К таким внешним воздействиям быстро поддаются дети, которые в очень раннем возрасте оказались под влиянием негативных социально-педагогических

условий. Для предупреждения такого отставания работа должна быть направлена на

активизацию умственной деятельности детей, развитие речи, расширение практического опыта [1].

Проблема школьной неуспеваемости занимает центральное место в педагогике и педагогической психологии. Анализ литературных источников показывает, что многие авторы исследуют проблему неуспеваемости школьников. Как показывает практика активная и полноценная жизнь, не только позволяют ребенку нормально учиться, но и поддерживают его физическое и психическое здоровье.

Выяснилось, что неуспеваемость в школе может быть следствием

непсихологических причин: семейных обстоятельств, педагогической халатности, уровня образованности родителей и недостатков в психологической, когнитивной, потребности в мотивационной сферах, индивидуально-психологических особенностях учащихся, отсутствии анализа и синтеза.

Из-за недостатка методов работы с неуспевающими детьми, затрудняет усилия учителя по их выявлению, и во многих случаях учитель выбирает традиционный метод работы с неуспевающими учениками - дополнительные уроки, которые в основном состоят из повторения предыдущего учебного материала. Поэтому, дополнительные занятия часто проводятся с несколькими отстающими

учениками. Однако эта работа, требующая много времени и усилий [2].

Для некоторых детей процесс обучения в общем образовании затруднен. Трудности в освоении школьной программы могут быть вызваны разными причинами, например: детский инфантилизм, развитие моторики, пространственного зрения, нарушение памяти, письма, навыков чтения, математических навыков, ограниченные общие знания, астенические состояния, различные

психотравматические состояния. Чтобы эффективно работать с детьми с низкой успеваемостью, необходимо прежде всего определить конкретные психологические причины, мешающие каждому ученику полностью усвоить знания.

Правильный и разумный подход к проблемам ребенка в семье и в школе, знание причин плохой успеваемости, своевременная помощь повысят продуктивность, облегчат его адаптацию к коллективу школы и, в конечном итоге, укрепят уверенность в своих силах. Но, к сожалению, не все родители и педагоги знают, из-за чего дети не успевают в школе и как помочь им преодолеть трудности, доступные для понимания программы [3].

В настоящее время для научной мысли характерна теория двух факторов, а именно восприятие биологической и социальной теорий. По мнению экспертов, проблема неудач носит педагогический, медицинский, психологический и социальный характер. Поэтому в последнее десятилетие прозвучал призыв объединить усилия профессионалов разного профиля для повышения успеваемости учащихся. Бытует мнение, что для определения причин неуспеваемости, необходимо комплексное обследование. Психологическое обследование должно включать:

антропометрическое (телосложение) и психофизиологическое (свойства нервной системы).

Несмотря на то, что учителя и психологи, ученые и практики уделяют пристальное внимание проблеме школьной неуспеваемости, количество учеников с трудностями в обучении постоянно растет. Обучение - универсальная форма развития ребенка как основа усвоения способов взаимодействия с объектами, создаваемыми обществом, задач и мотивов человеческой

деятельности, норм человеческих отношений, всех достижений культуры и науки.

Неуспеваемость, связанная с

неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам. Если не обратить внимание на неправильные навыки и приёмы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учёбе. Неуспевающие учащиеся

характеризуются недостаточной

сформированностью основных психических процессов. Эта психологическая причина неуспеваемости считается более скрытой. По этой причине возникают трудно выявляемые ошибки и промахи учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приёмам и способам работы, а также к особенностям памяти и внимания учеников.

Психолог З. И. Калмыкова [4] разработала специальное понятие

"обучаемость", как восприимчивость к обучению. Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека, влияющих на успешность обучения. Мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьников. Именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания являются распространённой психологической причиной неуспеваемости школьника.

Психологи рассматривают

интеллектуальную пассивность как следствие не правильного воспитания и обучения, когда ребенок не прошел определенный путь умственного развития до школы, не знает необходимых интеллектуальных навыков и умений.

Для предупреждения неуспеваемости необходимо своевременно обнаружить и устранить все ее составляющие. Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение и воспитание детей в школе. Именно дидактика призвана дать определение неуспеваемости.

Человеку со слабой нервной системой характерна низкая трудоспособность, неустойчивость к внешним раздражителям.

Неуспеваемость некоторых

обучающихся обусловлена так называемыми астеническими состояниями. Характерной особенностью астенических состояний является нарушение интеллектуальной деятельности при первично-сохранном интеллекте. В процессе работы у таких детей быстро наступает утомляемость, нервное истощение, возникают головные боли. В результате этого нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети плохо

сосредотачиваются при выполнении задания, либо отвлекаются.

Всё это создаёт для ребёнка реальные затруднения в обучении. Они выражаются в том, что дети с астеническими состояниями, несмотря на отсутствие локальных речевых расстройств, испытывают трудности в процессе овладения чтением, письмом, счётом. При чтении они часто теряют строку, не выделяют предложений, не делают смысловых ударений. В письме допускают разнообразные ошибки: не дописывают буквы и слова, соединяют несколько слов в одно, пропуская при этом отдельные буквы и слоги. При нарастании утомления и отсутствии спокойных условий работы продуктивность учебной деятельности снижается. Часто, из-за боязни ответить неправильно, обучающиеся вовсе отказываются отвечать. У некоторых детей низкая продуктивность работы. Они не могут сосредоточить внимание на выполняемых заданиях и постепенно становятся неуспевающими учащимися. Эти физически ослабленные дети обычно не пользуются авторитетом в классе и служат предметом насмешек. Всё это приводит к потере интереса к школьным занятиям, к

недисциплинированности [5].

Неуспеваемость младших школьников может быть вызвана и другими причинами.

Важно определить зону ближайшего развития ребёнка, то есть то, что он в состоянии понять и усвоить сам при минимальной помощи взрослого, а также то, как относится ребёнок к предлагаемым ему задачам. Каждый педагог обязан знать о причинах неуспеваемости школьников и по мере сил должен стремиться делать так, чтобы в школе было как можно меньше слабоуспевающих школьников.

Понятно, что формирование поколения начинается со школы, в первую очередь, с начального образования. Поэтому, необходимо повышать качество учебников и образовательных программ, чтобы не допустить неудач в начальной школе. Мы также делаем вывод, что способ предотвратить неудачи учеников начальной школы - это вовлечение их в творческую деятельность, как в учебном процессе, так и во внеклассной деятельности. Кроме того, предотвращение неудач школьников зависит от воспитания в каждой семье и ответственности родителей.

Библиографический список

1. Бабаев С. Бастауышмектеппедагогикасы. -Алматы, 2007.

2. Рачеева Ю. О. Тревожность и мотивация к учению как факторы школьной неуспеваемости. // Научные исследования и разработки молодых учёных. Новосибирск. № 10, 2016. - 246с.

3. Педагогикальщжэнежасерекшелшпсихоло гия. /Редакцияныбаскдрган А.В. Петровский. -Алматы, 1987.

4. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. Издательство Знание №3, 2008г.

5. Чепурная Д. Д. Школьная неуспеваемость и пути её преодоления. // Новая наука: теоретический и практический взгляд. Уфа. № 4-3 (75), 2016. - 288 с.

Акишева Айсулу Кенесовна, научный руководитель, доктор PhD, доцент, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Республика Казахстан, г. Нур - Султан)

Карамевди Айгерим Мараткызы, магистрант ОП «Педагогика и методика начального обучения» кафедры социально-педагогических дисциплин, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау). e-mail: [email protected] Дата поступления статьи: 21.04.2021

© Акишева А.К., Караменди А.М., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.