Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
984
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борщевская Анастасия Юрьевна, Карпова Светлана Ивановна

Современная система общего образования ориентирована на позитивную социализацию личности и развитие функциональной грамотности обучающихся, интегративным компонентом которой является социальная грамотность. Социальная грамотность как целостное, системное, динамическое личностное образование обеспечивает готовность младших школьников к успешной социальной адаптации и позитивной социализации в постоянно меняющихся условиях современной социальной среды. Внеурочная деятельность содержит высокий потенциал для социального развития младших школьников посредством привлечения учреждений культуры, дополнительного образования детей, общественных организаций, участия младших школьников в социально-значимой деятельности, социально-ориентированных программах и проектах, способствующих расширению социального пространства обучающихся, увеличению их социальных контактов, обогащению социального опыта и воспитанию социально-значимых качеств личности. В то же время потенциал внеурочной деятельности не используется в полной мере педагогами начальных школ. Предлагаемая модель формирования социальной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности базируется на системном, деятельностном, аксиологическом, личностно-ориентированном, компетентностном, диалогическом и рефлексивном подходах, включает методологический, целевой, содержательный, организационный и оценочно-результативный структурные блоки. Подчеркивается необходимость организации системы взаимодействия начальной школы с социальными партнерами, их включение в проведение различных совместных мероприятий (проектов, социальных акций и др.), разработки и реализации методического сопровождения внеурочной деятельности с участием социальных партнеров, способствующей глубокой интеграции основного и дополнительного образования, совершенствованию педагогических компетенций участников, четкой координации совместных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борщевская Анастасия Юрьевна, Карпова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL LITERACY FORMATION AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The modern system of general education is focused on the positive socialization of the individual and the development of functional literacy of students, an integrative component of which is social literacy. Being a holistic, system-based, dynamic education of the individual, social literacy ensures the readiness of younger students for successful social adaptation and positive socialization in the constantly changing conditions of the modern social environment. Extracurricular activities contain a high potential for the social development of younger students through the involvement of cultural institutions, additional education for children, public organizations, the participation of younger students in socially significant activities, socially oriented programs and projects that expand the social space of students, increase their social contacts, enrichment social experience and education of socially significant personality traits. At the same time, the potential of extracurricular activities is not fully used by primary school teachers. The proposed model for the formation of social literacy of younger schoolchildren in extracurricular activities is based on a systemic, activity-based, axiological, person-oriented, competence-based, dialogic and reflexive approaches, includes methodological, targeted, meaningful, organizational and evaluative-effective structural blocks. We emphasize the need to organize a system of interaction between an elementary school and social partners, their inclusion in various joint activities (projects, social actions, etc.), development and implementation of methodological support for extracurricular activities with the participation of social partners, contributing to the deep integration of basic and additional education, improving pedagogical competencies of participants, clear coordination of joint actions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 373.24+37.035 DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-4-96-104

Поступила в редакцию / Received 18.10.2022 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 14.11.2022 Принята к публикации / Accepted 07.12.2022

оригинальная статья

Формирование социальной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности

Борщевская Анастасия Юрьевна и Ф , Карпова Светлана Ивановна

о

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4-1

и anastasia7608@mail.ru

Аннотация. Современная система общего образования ориентирована на позитивную социализацию личности и развитие функциональной грамотности обучающихся, интегративным компонентом которой является социальная грамотность. Социальная грамотность как целостное, системное, динамическое личностное образование обеспечивает готовность младших школьников к успешной социальной адаптации и позитивной социализации в постоянно меняющихся условиях современной социальной среды. Внеурочная деятельность содержит высокий потенциал для социального развития младших школьников посредством привлечения учреждений культуры, дополнительного образования детей, общественных организаций, участия младших школьников в социально-значимой деятельности, социально-ориентированных программах и проектах, способствующих расширению социального пространства обучающихся, увеличению их социальных контактов, обогащению социального опыта и воспитанию социально-значимых качеств личности. В то же время потенциал внеурочной деятельности не используется в полной мере педагогами начальных школ. Предлагаемая модель формирования социальной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности базируется на системном, деятельностном, аксиологическом, личностно-ориентированном, компетентност-ном, диалогическом и рефлексивном подходах, включает методологический, целевой, содержательный, организационный и оценочно-результативный структурные блоки. Подчеркивается необходимость организации системы взаимодействия начальной школы с социальными партнерами, их включение в проведение различных совместных мероприятий (проектов, социальных акций и др.), разработки и реализации методического сопровождения внеурочной деятельности с участием социальных партнеров, способствующей глубокой интеграции основного и дополнительного образования, совершенствованию педагогических компетенций участников, четкой координации совместных действий.

Ключевые слова: внеурочная деятельность; младшие школьники; социальное партнерство; методическое сопровождение

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Борщевская А.Ю., Карпова С.И. Формирование социальной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 4. С. 96-104. DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-4-96-104

© Борщевская А.Ю., Карпова С.И., 2022

original article

Social literacy formation among younger schoolchildren in extracurricular activities

Anastasia Yu. Borshchevskaya ®

©

, Svetlana I. Karpova

©

Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystvenny Dr., Moscow 129226, Russian Federation

® anastasia7608@mail.ru

Abstract. The modern system of general education is focused on the positive socialization of the individual and the development of functional literacy of students, an integrative component of which is social literacy. Being a holistic, system-based, dynamic education of the individual, social literacy ensures the readiness of younger students for successful social adaptation and positive socialization in the constantly changing conditions of the modern social environment. Extracurricular activities contain a high potential for the social development of younger students through the involvement of cultural institutions, additional education for children, public organizations, the participation of younger students in socially significant activities, socially oriented programs and projects that expand the social space of students, increase their social contacts, enrichment social experience and education of socially significant personality traits. At the same time, the potential of extracurricular activities is not fully used by primary school teachers. The proposed model for the formation of social literacy of younger schoolchildren in extracurricular activities is based on a systemic, activity-based, axiological, person-oriented, competence-based, dialogic and reflexive approaches, includes methodological, targeted, meaningful, organizational and evaluative-effective structural blocks. We emphasize the need to organize a system of interaction between an elementary school and social partners, their inclusion in various joint activities (projects, social actions, etc.), development and implementation of methodological support for extracurricular activities with the participation of social partners, contributing to the deep integration of basic and additional education, improving pedagogical competencies of participants, clear coordination of joint actions.

Keywords: extracurricular activities; younger students; social partnership; methodological support

There is no conflict of interest

For citation: Borshchevskaya A.Yu., Karpova S.I. Social literacy formation among younger schoolchildren in extracurricular activities. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 4, pp. 96-104. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-4-96-104

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования характеризуются целенаправленным формированием функциональной грамотности как способности обучающихся решать жизненные задачи в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений начиная с младшего школьного возраста. Уровень функциональной грамотности рассматривается как один из

важных показателей качества освоения школьниками образовательных программ [1]. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) функциональная грамотность - это «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающая овладение ключевыми компетенциями, состав-

ляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию»1.

Отечественными учеными (Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, Н.Ф. Молокова и др.) функциональная грамотность младших школьников определяется как базовое образование личности, структуру которого образуют предметные (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная) и интегративные (коммуникативная, читательская, информационная, социальная) составляющие. При этом отмечается, что социальная грамотность является наименее изученным компонентом функциональной грамотности [2].

Социальная грамотность младших школьников проявляется в овладении ими социальными знаниями, нравственными ценностями, основами здоровой и безопасной жизни, правовыми и финансовыми аспектами жизнедеятельности, умениями регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе социокультурными нормами и правилами [3].

В то же время, как показывает практика, педагоги в начальной школе приоритетное внимание уделяют овладению учащимися предметным компонентам функциональной грамотности, и менее - интегративными компонентами. Недостаточно используются возможности внеурочной деятельности, интегрирующей основное и дополнительное образование, позволяющей выстраивать продуктивное взаимодействие с учреждениями культуры, спорта, дополнительного образования детей, общественными организациями, привлекать их к участию в совместных мероприятиях для расширения социальных контактов школьников, обогащения их знаний о социуме, формирования социального опыта, социально-коммуникативных умений и навыков.

Цель исследования заключается в разработке педагогической модели формирования социальной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 11.09.2022).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Аналитический обзор научных источников показал, что взрывной интерес к использованию понятия «грамотность» в науках об образовании был вызван признанием ЮНЕСКО2 в качестве ключевой задачи образовательных систем разных стран формирование «функциональной грамотности» населения. Понимаемая как набор минимальных требований к уровню обученности человека, «функциональная грамотность» стала важным ориентиром для определения степени эффективности просветительской политики правительств и деятельности образовательных систем.

На социальную направленность функциональной грамотности указывает В.С. Безрукова, определяя ее «как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью» [4, с. 5]. Функциональная грамотность ориентирована на обеспечение подготовленности человека к жизни в современном обществе, успешному выполнению им социальных функций.

Отечественными исследователями (Г.С. Ковалева, О.Е. Лебедев, П.И. Фролова и др.) функциональная грамотность рассматривается с позиции компетентностного подхода как основа развития компетентности - «способности решать стандартные и нестандартные задачи, связанные с реализацией социальных функций человека» [5, с. 183].

В исследованиях (М.Б. Бершадская, Н.Ф. Виноградова, И.А. Колесникова, Н.А. Назарова, С.А. Тангян, А.В. Хуторской и др.) обоснованы методологические подходы к формированию функциональной грамотности школьников (системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентирован-ный, аксиологический и др.), представлены разработанные учебно-методические материалы, направленные на формирование предметных и интегративных компонентов функциональной грамотности в учебной деятельности, описаны психолого-педагогические кон-

2 UNESCO. Revised Recommendation concerning the International Standardization of Educational Statistics https://en.unesco.org/about-us/legal-affairs/revised-recommendation-concerning-international-standardization-educational (дата обращения 10.09.2022).

цепции формирования функциональной грамотности (Н.Ф. Виноградова, И. Логвина, Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева, Г.С. Сметан-никова, Г.А. Цукерман и др.).

Возможности внеурочной деятельности для формирования социальной компетентности, социального опыта, исследовательских умений, нравственных и духовных ценностей младших школьников раскрыты в работах С.В. Быковой, Н.А. Виноградовой, О.А. Гала-ковой, А.П. Гладковой, М.И. Кузнецовой, Е.В. Михайловой, А.В. Молоковой, Н.Ф. Пупковой и др. [6].

Младший школьный возраст определяется как сензитивный период для становления системы ценностных ориентаций, социально-значимых качеств личности, усвоения социокультурных норм, накопления нравственного опыта, коррекции поведенческих нарушений (В.В. Давыдова, Л.В. Байбородова, В.С. Мухина, Н.Ф. Пупкова и др.).

В то же время проблема развития социальной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности не являлась предметом специального научного исследования. В связи с этим актуализируется проблема поиска педагогических решений, направленных на разработку моделей социальной грамотности младших школьников, выявления педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования социальной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Теоретический анализ проблемы исследования позволил нам определить социальную грамотность как целостное, системное, динамическое образование личности, обеспечивающее готовность младших школьников к успешной социальной адаптации и позитивной социализации в постоянно меняющихся условиях современной социальной среды.

Структуру социальной грамотности младшего школьника образуют единство когнитивно-познавательного, эмоционально-моти-вационного, поведенческого и рефлексивного компонентов, содержание которых включает:

- когнитивно-познавательный компонент - элементарные знания о социуме, нравственных и социальных ценностях, социокультурных нормах, принятых в обществе, правилах здорового образа жизни, представления о правовых и финансовых аспектах жизнедеятельности, способах коммуникации, межличностного взаимодействия, разрешения конфликтных ситуаций, в том числе в информационной среде;

- эмоционально-мотивационный компонент - проявление эмоциональной отзывчивости, эмпатии к окружающим, мотивации к социальному взаимодействию, ответственности за свои слова и поступки, стремление корректировать свое поведение в соответствии с социальными нормами и правилами;

- поведенческий компонент - владение элементами правовой и финансовой культуры, основами здоровой и безопасной жизни, социально-коммуникативными умениями и навыками, сценариями поведения в типичных общественных ситуациях, выработка новых поведенческих сценариев, позволяющих адаптироваться в сложных ситуациях и находить варианты решения, продуктивно взаимодействовать с окружающими;

- рефлексивный компонент - осознание себя, своих личностных качеств как субъекта социального поведения и взаимодействия; осознание своей идентичности народу, его культуре, Родине, государству, обществу, семье. Структура социальной грамотности отражена на рис. 1.

Нами была разработана модель формирования социальной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности, базирующаяся на системном, деятельностном, аксиологическом, личностно-ориентирован-ном, компетенностном, диалогическом и рефлексивном методологических подходах.

Системный подход рассматривает формирование социальной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности как целостную педагогическую систему, структуру которой образуют взаимосвязанные компоненты (В.А. Барабанщиков, В.П. Беспалько, М.А. Данилов, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Л.И. Новикова и др.).

Рис. 1. Структура социальной грамотности младших школьников Fig. 1. Structure of social literacy of younger schoolchildren

Согласно деятельностному подходу формирование социальной грамотности осуществляется посредством включения младших школьников в различные виды и формы организации внеурочной деятельности (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.А. Кара-ковский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Новикова, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.).

В соответствии с аксиологическим подходом формирование социальной грамотности младших школьников опирается на принятые в обществе социокультурные нормы и систему нравственных ценностей (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Л.И. Вершинина, С.Г. Во-ровщиков, В.А. Сластенин и др.).

Личностно-ориентированный подход предполагает выстраивать процесс формирования социальной грамотности с учетом личностных особенностей каждого ребенка, его социальной ситуации развития в семье (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, А.М. Матюшкин, Н.Г. Савина, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.).

Компетентностный подход ориентируется на изучение социальной грамотности младших школьников с позиции формирования ключевых компетенций, позволяющих самостоятельно решать проблемные ситуации в повседневной жизни (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Макарова, А.И. Савенков, А.В. Хуторский).

Согласно диалогическому подходу взаимодействие педагогов, семьи, учреждений культуры, дополнительного образования детей, общественных организаций выстраивается как равноправные партнерские отношения, направленные на поиск совместных способов решения актуальных проблем воспитания и образования школьников (М.М. Бахтин, А.М. Виноградова, В.А. Петровский, А.А. Ухтомский и др.).

Рефлексивный подход акцентирует внимание на понимание младшими школьниками цели социального взаимодействия, осознание себя как субъекта социального взаимодействия, собственной роли и способов участия в групповой совместной деятельности (Т.И. Бакланова, Е.И. Григорьева, А.П. Маркова, Е.В. Сподаренко, В.Я. Суртаева и др.).

Модель формирования социальной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности включает взаимосвязанные структурные блоки: методологический, целевой, содержательный, организационный, оценочно-результативный.

Методологический блок образуют основные методологические подходы (системный, деятельностный, аксиологический, ком-петентностный, личностно-ориентированный, диалогический, рефлексивный) и принципы организации внеурочной деятельности младших школьников (свобода выбора видов деятельности, ориентация на зону ближайшего

развития ребенка, учет его интересов и склонностей, создание ситуации успеха, установления партнерских отношений между участниками, доверия, сотрудничества, сотворчества).

Целевой блок содержит определение цели и задач внеурочной деятельности, ориентированной на формирование социальной грамотности младших школьников.

Содержательный блок модели представлен авторской программой внеурочной деятельности «Строгино - моя малая Родина», которая ориентирована на учащихся 3 и 4 классов и рассчитана на два года обучения (288 акад. часов).

Структуру программы образуют три образовательных модуля.

Первый модуль предусматривает реализацию с младшими школьниками долгосрочного проекта «История Строгино и его жителей», ориентированного на ознакомление с историей родного края. Модуль формирует интерес младших школьников к историческому поиску, представления об историческом развитии своего района, начиная с XVI в. В рамках реализации проекта школьники встречаются с представителями клуба ветеранов «Герои среди нас», ветеранами Великой Отечественной войны, их семьями (в Строгино располагалось несколько зенитных батарей, формировалась первая автоколонна с продуктами для блокадного Ленинграда, проходили испытания самых первых танков-амфибий), ветеранами труда, работавшими на строительстве канала «Москва-Волга», в колхозе имени Кирова и др.

Второй модуль программы «Культура и таланты Строгино» предполагает участие школьников в проектах художественно-эстетической направленности совместно с участниками ГБУ г. Москва «Культурный центр Строгино», обучающимися организаций дополнительного образования: Центром детского и юношеского творчества «Строгино» и Арт-студии «Зеленый маяк». В аспекте формирования социальной грамотности основными задачами модуля являются организация социального взаимодействия школьников в процессе подготовки и реализации совместных творческих проектов в области художественно-эстетической деятельности, раз-

витие социальной инициативы, ответственности, навыков группового взаимодействия, умений работать в команде, планировать совместные действия, добиваться поставленной цели.

Третий модуль программы включает проведение социально-значимых акций, таких как: «Внуки по переписке», «Подари книгу», «Экологический десант», «Новогодний сюрприз», «Ребята-волонтеры», «Все для победы Донбасса», «Бессмертный полк» и др. Задачи модуля: привлечение младших школьников и их семей к участию в социальных акциях, в том числе благотворительной направленности, формирование у школьников гражданской позиции, эмоциональной отзывчивости, милосердия, эмпатии, нравственных качеств личности.

Организационный блок образуют педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования социальной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности:

- создание системы социального партнерства начальной школы с семьями обучающихся, учреждениями культуры, дополнительного образования детей, общественными организациями района с целью расширения воспитательного пространства, ориентации младших школьников в социокультурной среде, обогащения их социального опыта, интеграции ресурсов партнеров для реализации цели и задач формирования социальной грамотности;

- организация методического сопровождения внеурочной деятельности младших школьников (составление планов совместных мероприятий, разработка их содержания и методических рекомендаций к проведению и др.).

Оценочно-результативный блок предусматривает проведение мониторинга промежуточных и итоговых результатов формирования социальной грамотности младших школьников посредством сравнительного анализа данных диагностики уровня развития компонентов социальной грамотности, проводимой в начале и конце каждого учебного года.

Педагогическая модель представлена на рис. 2.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИИ БЛОК

-m-

ЦЕЛЬ

Щ

Подходы

I

Принципы

определение теоретико-методологической базы для проектирования и разработки содержания формирования социальной грамотности младших школьников

системный, деятельностныи, личностно-ориентированныи, аксиологическии, компетентностный, диалогический, рефлексивный

свобода выбора видов деятельности, ориентация на зону ближайшего развития ребенка, создание ситуации успеха, установление партнерских отношений, сотрудничества, сотворчества и др.

ЦЕЛЕВОИ БЛОК

ЦЕЛЬ

Задачи

- разработка и реализация содержания и форм организации внеурочной деятельности для формирования социальной грамотности младших школьников;

- разработка программы внеурочной деятельности, организация взаимодействия с социальными партнерами, составлении плана мероприятий, методических рекомендаций и др.

F

--

содержательный блок -"il-

Авторская программа внеурочной деятельности младших школьников «Строгино - моя малая Родина»

Первый модуль «История Строгино и его жителей» Задачи: формирование знаний и представлений младших школьников об истории своего района, его жителях, производственных предприятиях района, организация социального взаимодействия школьников с представителями общественных организаций. Второй модуль «Культура и таланты моего края» Задачи: организация социального взаимодействия школьников с учащимися Арт-студии и культурного центра «Строгино» в процессе реализации совместных проектов художественно-эстетической направленности. Третий модуль «Социальные акции» Задачи: привлечение младших школьников и их семей к участию в социальных благотворительных акциях; формирование навыков социального взаимодействия с участниками проведения акций; развитие социальной рефлективности младших школьников.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

IL

Формирование системы социального партнерства начальной школы с семьями обучающихся, учреждениями культуры, дополнительного образования детей, общественными организациями

Создание системы методического сопровождения внеурочной деятельности (составление планов совместных мероприятий, разработка методических рекомендаций их проведения и др.)

Рис. 2. Педагогическая модель формирования социальной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности

Fig. 2. Pedagogical model of social literacy formation among younger schoolchildren in extracurricular activities

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что внеурочная деятельность содержит высокий педагогический потенциал для формирования социальной грамотности младших школьников: расширяет образовательное и социальное пространство обучающихся, способствует обогащению их социального опыта посредством привлечения к участию в мероприятиях учреждений культуры, дополнительного образования детей, общественных организаций, участия младших школьников в социально-значимой деятельности, социально-ориентированных программах и проектах. Основанная на свободе выбора обучающимися различных направлений деятельности в соответствии со своими интересами, склонностями и предпочтениями, в условиях отсутствия внешнего оценивания результатов, внеурочная деятельность активизирует внутреннюю мотивацию младших школьников на проявление творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, стремление к конструктивному взаимодействию с участниками совместной деятельности и достижению успеха.

Разработанная модель воспроизводит структуру и последовательность элементов системы педагогической работы по формированию социальной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности.

Особая роль принадлежит организации социального партнерства начальной школы с семьями обучающихся, районными учреждениями культуры, дополнительного образования, общественными организациями, привлечение их в качестве субъектов в проведение мероприятий внеурочной деятельности, что позволяет значительно расширить социальное пространство младших школьников, увеличить количество их социальных контактов, обогатить социальный опыт, сформировать социально-коммуникативные навыки. Важное значение для формирования социально-значимых качеств личности, накопления позитивного социального опыта и усиления мотивации к социальной деятельности имеет участие родителей (членов семьи) в организации и проведении социальных акций, демонстрация ими примеров просоци-ального поведения, навыков продуктивного взаимодействия с разновозрастными участниками. Разработка и реализация методического сопровождения внеурочной деятельности с участием социальных партнеров способствует глубокой интеграции основного и дополнительного образования, совершенствованию педагогических компетенций участников, обеспечивает четкую координацию их действий на всех этапах организации и проведения совместных мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Добротенко Ю.Б., Назарова Н.А. Функциональная грамотность как объект междисциплинарного исследования и условие повышения качества образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 66-71.

2. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Функциональная грамотность младшего школьника. М.: Российский учебник «Вента-Граф», 2018. 288 с.

3. Кузибецкий А.Н., Розка В.Ю., Святина М.А. Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях: нормативно-правовые и методические основы. Волгоград: РИЦ ГАУ ДПО «ВГАПО», 2022. 144 с.

4. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000. 937 с.

5. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). С. 179-185. DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.23.179

6. Молокова А.В. Особенности формирования социальной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (200). С. 18-26. DOI 10.23951/1609-624X-2019-3-18-26

REFERENCES

1. Dobrotenko Yu.B., Nazarova N.A. Functional literacy as an object of interdisciplinary research and a condition for improving the quality of education. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education, 2021, no. 72-2, pp. 66-71. (In Russian).

2. Vinogradova N.F., Kochurova E.E., Kuznetsova M.I. Functional Literacy of a Younger Student. Moscow, Rossiyskiy uchebnik "Venta-Graf" Publ., 2018, 288 p. (In Russian).

3. Kuzibetsky A.N., Rozka V.Yu., Svyatina M.A. Formation and Assessment of Functional Literacy Among Students in Educational Institutions: Legal and Methodological Foundations. Volgograd, SAI APE "VSAAE" Publ. Center , 2022, 144 p. (In Russian).

4. Bezrukova V.S. Basics of Spiritual Culture (Encyclopedia for Educators). Ekaterinburg, 2000, 937 p. (In Russian).

5. Frolova P.I. The historical development of the «functional literacy» concept in educational theory and practice. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya = The Science of Person: Humanitarian Researches, 2016, no. 1 (23), pp. 179-185. (In Russian). DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.23.179

6. Molokova A.V. Features of younger students' social literacy formation in the information and educational environment. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2019, no. 3 (200), pp. 18-26. (In Russian). DOI 10.23951/1609-624X-2019-3-18-26

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Борщевская Анастасия Юрьевна - аспирант, департамент педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: anastasia7608@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9994-0347 Вклад в статью: поиск и анализ литературы, проведение исследования, написание статьи.

Карпова Светлана Ивановна - доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: karpova svetlana@inbox.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9663-1592 Вклад в статью: общая идея статьи, систематизация и обобщение литературы, написание текста.

Anastasia Yu. Borshchevskaya - Post-Graduate Student,

Pedagogy Department. Moscow City University, Moscow,

Russian Federation.

E-mail: anastasia7608@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9994-0347

Contribution: literature search and analysis, research

processing, article writing.

Svetlana I Karpova - Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: karpova svetlana@inbox.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9663-1592 Contribution: main study conception, literature classification and evaluation, text writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.