Научная статья на тему 'Особенности формирования социальной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде'

Особенности формирования социальной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1567
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / KEY COMPETENCES / JUNIOR SCHOOLCHILD / SOCIALIZATION / SOCIAL FUNCTIONAL LITERACY / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молокова Анна Викторовна

Введение. Начальная школа является наиболее ответственным периодом в развитии личности, поскольку позволяет ученику не только овладеть учебной деятельностью, но и активно включиться в процесс социализации. Важно, что внешкольная и учебная деятельность современных школьников реализуется в условиях информатизации жизни общества и образования. Следовательно, учителя начальных классов должны осознать происходящие изменения в повседневной жизни учеников, изучить требования государства и корректировать профессиональную деятельность таким образом, чтобы решить проблему формирования социальной грамотности в цифровой школе. Сопоставление требований нормативных документов позволило определить цель исследования, состоящую в научно обоснованном моделировании процесса формирования социальной грамотности обучающихся. Материал и методы. Содержание статьи построено на основе использования теоретического анализа, экспертного метода, методов педагогического моделирования, анализа и интерпретации педагогической практики. Посредством уточнения понятийного поля на основе полинаучного анализа установлена связь содержания терминов: компетенции – функциональная грамотность, социализация – социальная грамотность. Сравнительный анализ представлений о ключевых компетенциях в разных странах мира способствовал конкретизации характеристик социальной грамотности и особенностей ее формирования в начальной школе. Результаты и обсуждение. Важнейшим результатом научного поиска стала педагогическая модель, разработанная на основе средового, компетентностного, личностно ориентированного и аксиологического подходов. К числу наиболее сложных профессиональных задач для учителя начальных классов аргументированно отнесены создание и развитие сообществ, воспитание ответственного поведения младших школьников в условиях информатизации. В качестве примера приведены результаты педагогической практики по реализации разработанной модели в условиях информационно-образовательной среды и их научная интерпретация в логике непрерывного профессионального развития педагога. Заключение. Подчеркивается необходимость учета новых условий организации образовательного процесса в начальной школе для формирования социальной грамотности младших школьников. Материалы статьи могут быть использованы руководителями программ повышения квалификации и переподготовки работников начального образования, административно-методическими командами образовательных организаций общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молокова Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF YOUNGER STUDENTS’ SOCIAL LITERACY FORMATION IN THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Introduction. Primary school is the most responsible period in the development of personality, because it allows the student not only to master the educational activities, but also actively participate in the process of socialization. It is significant that for modern junior schoolchildren both extra-curricular and educational activities are implemented in the conditions of informatization of the life of society and education. Aim and objectives. Consequently, primary school teachers should be aware of the changes taking place in the daily life of students, study the requirements of the state and adjust their professional activities in such a way as to solve the problem of social literacy in the digital school. Comparison of the requirements of regulatory documents allowed to determine the purpose of the study, which consists in scientifically based modeling of the process of formation of social literacy of students. Material and methods. The content of the article is based on the use of methods: theoretical analysis, expert method, methods of pedagogical modeling, analysis and interpretation of pedagogical practice. By clarifying the conceptu al field on the basis of a polynuclear analysis, a connection has been established between the content of the terms: competence – functional literacy, socialization – social literacy. Comparative analysis of ideas about key competences in different countries of the world, contributed to clarifying the characteristics of social literacy and the characteristics of its formation in primary school. Results and discussion. The most important result of scientific research was the pedagogical model developed on the basis of environmental, competence, personality-oriented and axiological approaches. The most difficult professional tasks for an elementary school teacher are reasonably attributed to the creation and development of communities and the education of responsible behavior of younger schoolchildren in the conditions of informatization. As an example, the results of pedagogical practice on the implementation of the developed model in the conditions of the information-educational environment and their scientific interpretation in the logic of the continuous professional development of the teacher are given. Conclusion. The conclusion emphasizes the need to take into account the new conditions of the organization of the educational process in primary school for the formation of social literacy of younger schoolchildren. Materials of the article can be used by managers of advanced training and retraining programs for primary education workers, administrative and methodological teams of educational institutions of general education.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования социальной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде»

УДК 373.31

00! 10.23951/1609-624Х-2019-3-18-26

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

А. В. Молокова

Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Новосибирск

Введение. Начальная школа является наиболее ответственным периодом в развитии личности, поскольку позволяет ученику не только овладеть учебной деятельностью, но и активно включиться в процесс социализации. Важно, что внешкольная и учебная деятельность современных школьников реализуется в условиях информатизации жизни общества и образования. Следовательно, учителя начальных классов должны осознать происходящие изменения в повседневной жизни учеников, изучить требования государства и корректировать профессиональную деятельность таким образом, чтобы решить проблему формирования социальной грамотности в цифровой школе. Сопоставление требований нормативных документов позволило определить цель исследования, состоящую в научно обоснованном моделировании процесса формирования социальной грамотности обучающихся.

Материал и методы. Содержание статьи построено на основе использования теоретического анализа, экспертного метода, методов педагогического моделирования, анализа и интерпретации педагогической практики. Посредством уточнения понятийного поля на основе полинаучного анализа установлена связь содержания терминов: компетенции - функциональная грамотность, социализация - социальная грамотность. Сравнительный анализ представлений о ключевых компетенциях в разных странах мира способствовал конкретизации характеристик социальной грамотности и особенностей ее формирования в начальной школе.

Результаты и обсуждение. Важнейшим результатом научного поиска стала педагогическая модель, разработанная на основе средового, компетентностного, личностно ориентированного и аксиологического подходов. К числу наиболее сложных профессиональных задач для учителя начальных классов аргументированно отнесены создание и развитие сообществ, воспитание ответственного поведения младших школьников в условиях информатизации. В качестве примера приведены результаты педагогической практики по реализации разработанной модели в условиях информационно-образовательной среды и их научная интерпретация в логике непрерывного профессионального развития педагога.

Заключение. Подчеркивается необходимость учета новых условий организации образовательного процесса в начальной школе для формирования социальной грамотности младших школьников. Материалы статьи могут быть использованы руководителями программ повышения квалификации и переподготовки работников начального образования, административно-методическими командами образовательных организаций общего образования.

Ключевые слова: ключевые компетенции, младший школьник, социализация, социальная функциональная грамотность, информационно-образовательная среда.

Введение

Начальная школа является самым вовлеченным в инновационные процессы уровнем общего образования в Российской Федерации. Среди ярких инноваций - развивающее обучение, введение новых учебных предметов, реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), применение современных образовательных технологий, включая информационно-коммуникационные (ИКТ). Очевидны причины этого явления:

- начало системного обучения и воспитания детей, находящихся в особом сензитивном и значимом для успешного становления личности периоде развития;

- потенциальная возможность для дальнейшей преемственности и в случае необходимости коррекции педагогических усилий;

- возрастные особенности младших школьников, позволяющие авторитетному взрослому - учителю оказывать позитивное влияние на формирование системы ценностей обучающихся.

Одной из таких ценностей является общение с окружающими людьми, насыщенная событиями жизнь младшего школьника в сообществе со сверстниками и педагогами, его изменившийся в сравнении с дошкольным детством социальный статус, значимость которого предстоит осознать, а возможности реализовать в ходе учебной деятельности. Однако приоритетность задач социализации младших школьников далеко не всегда представляется очевидной работникам начального образования в связи с масштабностью происходящих на современном этапе развития изменений, отраженных в нормативных документах [1, 2]. Наибольшие затруднения учителя начальных классов испыты-

вают при формулировании и, соответственно, достижении личностных результатов учебного занятия. Одновременно 89,8 % из 315 опрошенных считают, что главная задача в соответствии с ФГОС НОО - научить детей учиться, осваивая учебные предметы. При этом, проектируя содержание учебных занятий и образовательного процесса в целом, учителя прежде всего нацелены на овладение младшими школьниками конкретным предметным содержанием, но даже для решения этой привычной профессиональной задачи применяют ИКТ лишь для визуализации и проверки. Возникшее противоречие между социальным запросом о реализации потенциала начального образования в решении задач эффективной социализации личности и традиционным приоритетом формирования предметных знаний, умений и навыков младших школьников без учета изменившихся условий, в которых реализуется образовательный процесс, актуализирует решение научной проблемы. Необходимо обосновать пути и средства формирования социальной грамотности на первом уровне школьного образования в условиях информационно-образовательной среды.

Сопоставительный анализ требован

Аспектный анализ содержания ФГОС НОО и профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее -стандарт «Педагог») позволяет констатировать акцентирование требований государства в части решения задач успешной социализации младшего школьника (табл. 1).

Очевидна необходимость обеспечения условий для присвоения ребенком социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения. Ярко выраженная корреляция между личностными результатами выпускника начальной школы и требованиями к содержанию трудовых действий и умений педагога применительно к ведущим трудовым функциям (обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность), а также частотность их предъявления в текстах нормативных документов (около 35 % от общего количества действий и умений) подтверждают приоритетность задач социализации. Эффективность этого процесса во многом зависит от детального изучения его сущности, понимания педагогами этапов, направлений и

Таблица 1

й ФГОС НОО и стандарта «Педагог»

Личностные результаты выпускника согласно ФГ ОС НОО (п. 10) Трудовые действия и умения педагога согласно требованиям стандарта «Педагог» (п. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3)

Осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативу, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов Организовывать различные виды внеурочной деятельности с учетом места жительства и историко-культурного своеобразия региона

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде, формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Формировать мотивацию к обучению, находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе Регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды, определять и обеспечивать принятие школьниками четких правил поведения в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка. Создавать условия для присвоения детьми образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формировать толерантность и позитивные образцы поликультурного общения

Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей Проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников, формировать детско-взрослые сообщества

особенностей реализации предъявляемых к ним требований. Кроме того, особое значение имеет учет актуальных изменений в условиях развития начального образования, прежде всего необходимость проектирования и реализации образовательного процесса в информационно-образовательной среде. В связи с этим проблема научного поиска заключается в обосновании и моделировании процесса социализации младшего школьника, обеспечивающего формирование его социальной грамотности в условиях информационно-образовательной среды начальной школы. Цель исследования -выделить и содержательно раскрыть основные компоненты педагогической модели, прогнозировать эффекты и риски ее реализации.

Материал и методы

Для достижения цели был использован комплекс теоретических и эмпирических методов. Их конкретизация и соотнесение с задачами, раскрывающими процесс достижения цели, позволили определить границы содержания исследования (табл. 2).

Результаты и обсуждение

Результаты проведенного исследования соотносятся с поставленными задачами и состоят в следующем. В ходе решения первой задачи было установлено, что процесс социализации младшего школьника принято считать периодом адаптации личности, характеризующимся некритическим подражательным усвоением социального опыта у

первичных агентов социализации, среди которых особое значение имеет учитель начальных классов, транслируемые им образцы поведения, нормы и культурные ценности. Согласно современным научным представлениям, эта стадия социализации характеризуется тесной зависимостью эффективности процесса от результативности овладения ребенком новым ведущим видом деятельности -учебной, уровнем познавательной мотивации личности и успешностью обучения. Важнейшим измерителем этой успешности принято считать грамотность личности [3-5]. При этом изучение различных трактовок этого термина в историческом контексте приводит к выводу о его многозначности и необходимости аспектной конкретизации. Учеными зафиксировано развитие понимания грамотности в целом и младшего школьника в частности: от умения читать и писать до обладания определенным объемом необходимых знаний в той или иной области и овладения навыками их применения в ходе участия в значимых социальных процессах, которые отдельными исследователями определяются как компетенции. Выделяют грамотность в овладении различными учебными предметами, технологическую, экологическую, компьютерную грамотность младшего школьника и другие. Социальная грамотность относится к наименее изученным видам функциональной грамотности. В связи с этим уместно привести современное понимание родового понятия, разработанное коллективом Центра начального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» [5,

Таблица 2

Взаимосвязь задач, методов и содержания педагогического исследования

Задача Метод Содержание исследования

Уточнить понятие «социальная грамотность младшего школьника» Полинаучный анализ философской, психологической, социологической и педагогической литературы, диссертационных исследований Устанавливается связь понятий «социализация», «социальная грамотность», «компетенция». Уточняется содержание понятия «социальная грамотность младшего школьника» как одного из видов функциональной грамотности, формируемой в начальной школе

Провести анализ зарубежного опыта развития социальных компетенций школьников Сравнительный анализ сведений о приоритетах и особенностях развития ключевых компетенций в разных странах Определяются сходное и различное в содержании ключевых компетенций в части решения задач социализации личности в целом и формирования социальной грамотности в частности

Разработать модель формирования социальной грамотности учеников начальной школы в условиях развития информационно-образовательной среды Моделирование Конкретизируются составляющие социальной грамотности младшего школьника и определяются условия поэтапного развития каждой из них в условиях информационно-образовательной среды школы

Апробировать реализацию модели в педагогической практике, анализировать и интерпретировать результаты апробации Педагогический эксперимент, методы опроса (анкетирование, беседа), наблюдение, изучение продуктов учебной и творческой деятельности младших школьников Проверяется возможность реализации педагогической модели в практике начального образования, определяются возможности для повышения эффективности формирования социальной грамотности в условиях информационно-образовательной среды школы и риски этого процесса

с. 16-17]. Ученые определяют функциональную грамотность как базовое образование личности, характеризующееся готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся миром, возможностью решать учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения; владением разнообразными рефлексивными умениями. При этом составляющими социальной функциональной грамотности младшего школьника являются готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе; совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности; способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, проектировать способы реализации своих интересов и свое развитие; наличие качеств личности, которые обеспечивают ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, рефлексивные качества [5, с. 218].

Существенно, что в рассмотренных работах, раскрывающих сущность функциональной грамотности в целом и социальной грамотности в частности, не устанавливается взаимосвязь их составляющих с содержанием понятий «компетенции» и «компетентность». Дополнить представление о том, как в ходе социализации младших школьников может реализовываться компетентностный подход, удалось в ходе решения второй задачи исследования. Анализ данных о приоритетах развития ключевых компетенций школьников в разных странах показал следующее:

- количество наиболее значимых для государства компетенций, как правило, от четырех до семи;

- содержание каждой отдельной компетенции раскрывается через различные виды грамотности;

- социальная грамотность в виде отдельных характеристик или в качестве комплексного понятия включена в число ключевых компетенций во всех анализируемых источниках;

- в начальной школе инструментом формирования всех ключевых компетенций, включая социальную грамотность или ее составляющие, определены: обучение через исследование, креативные и экспериментальные занятия, интерактивные формы и средства взаимодействия субъектов образовательного процесса [7, 8].

В качестве примера сходных по содержанию представлений о сущностных характеристиках социальной грамотности в понимании российских и зарубежных ученых можно привести некоторые факты. Так, представления российских ученых о необходимости обучать в начальной школе основам природной и социальной экологии, правилам здоровой жизни и способам самостоятельной организации здоровьесберегающей деятельности со-

гласуются с набором ключевых компетенций в Южной Корее, Финляндии и Китае. Там соответственно выделены «управление собой и своей жизнью», «способность управлять эмоциями» и «здоровый образ жизни: признание жизни как ценности, ориентация на целостность личности, управление собой».

Особое значение в структуре социальной грамотности российских младших школьников занимает ее общекультурная составляющая, а именно осознание своей идентичности народу, Родине, государству, современной культуре, включая семью, общество, деловые отношения, потребность присвоения культурного наследия человечества, интерес к творческой деятельности. При этом в Канаде выделены в качестве ключевых компетенций креативность, гражданская грамотность как способность конструктивно действовать в неоднозначных обстоятельствах и воспитание характера. В Финляндии акцент сделан на развитие умения видеть риски, самооценку и оценку других через конструктивную критику, а также преодоление вызовов и принятие совместных решений сложных, в том числе и кросс-культурных, проблем. В Китае гуманитарный контекст проявлен в выделении таких составляющих, как аккумуляция культуры, развитие общечеловеческих чувств и формирование эстетического интереса учеников. В перечне ключевых компетенций Южной Кореи близкое содержание отнесено к компетенции «Эстетика и эмоциональность», включающей умение находить и принимать смыслы и ценности жизни, базируясь на эмпатии и понимании окружающих, их культурных особенностей.

К числу сравнительно новых составляющих социальной грамотности в российской начальной школе могут быть отнесены правовая и финансовая. В Австралии в состав компетенции «жизнь в мире» входят личная и социальная ответственность. Умение нести ответственность включено в одну из значимых компетенций выпускника школы в США. В Южной Корее сходным содержанием наполнена компетенция «гражданская грамотность». Важно, чтобы активность личности в изменении общества к лучшему сочеталась с такими ценностями и установками, в том числе в правовой и финансовой сферах, чтобы стать частью местного, национального и глобального сообществ. В число китайских ключевых компетенций помимо ответственности входит и практичность в решении проблем, а в финском образовании персональная и социальная ответственность относятся к обязательным навыкам для повседневной жизни. Предпринимательство и необходимые для его развития умения являются значимым компонентом канадской модели ключевых компетенций. Итогом

проведенного сравнительного анализа является вывод о наличии существенного сходства в понимании содержания социальной грамотности в разных странах в части формирования установок личности на безопасный для себя и других образ жизни, адекватную персональную и общественную культурную идентификацию и ответственное взаимодействие с другими людьми.

Решая третью задачу, удалось разработать педагогическую модель формирования социальной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде, которая характеризуется:

- необходимостью постоянно пополнять и обновлять технологические средства, приобретение и освоение которых требует существенных затрат;

- разнообразием форм взаимодействия участников образовательных отношений, осуществляемых с использованием средств ИКТ, включая дистанционные технологии;

- активным совершенствованием ИКТ-компе-тенций педагогов, обучающихся и администрации при системной технической и методической поддержке специально организованными службами внутри и вне образовательной организации;

- обеспечением возможностей для реализации различных видов деятельности в электронной форме, включая планирование, создание, сохранение и размещение на внешних носителях и в сети Интернет информации о ходе и результатах образовательного процесса, взаимодействие с участниками образовательных отношений и специалистами различных организаций для решения педагогических задач в рамках действующего законодательства.

Исходя из представленных характеристик и сущности понятия «социальная грамотность» методологической основой модели ее формирования являются средовой, компетентностный, личностно ориентированный и аксиологический подходы [911]. Важнейшим педагогическим принципом избран принцип полисубъектного взаимодействия [12], поскольку для решения широкого спектра задач, связанных с обеспечением условий эффективного развития социальной грамотности личности, потребуется активное включенное участие всех педагогов, а также родителей обучающихся в образовательно-воспитательных внеурочных событиях и в повседневной внешкольной жизни младших школьников. Ведущей образовательной технологией, используемой учителями для достижения планируемого результата, избрана технология обучения в сотрудничестве и ее российский аналог -технология организации коллективных творческих дел. По каждой из составляющих социальной грамотности определены особенности ее развития, отраженные в организационно-деятельностном

компоненте модели и раскрывающие поэтапное формирование этого вида функциональной грамотности в условиях развития информационно-образовательной среды. В аналитико-результативном компоненте модели акцентируется внимание на возможности интегративного решения задач формирования компьютерной и социальной грамотности младших школьников [13, 14].

В результате решения четвертой задачи удалось осуществить апробацию разработанной модели в педагогической практике. Среди прочего было выявлено следующее:

- у значительного числа учителей начальных классов возникли затруднения в реализации трудовых действий, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса (воспитания, обучения и развития) в аспекте создания и развития разновозрастных, педагогических и детско-взрослых сообществ;

- назрела необходимость развития различных сообществ в информационной образовательной среде школы, в частности, освоения и применения современного информационно-телекоммуникационного обеспечения для взаимодействия участников образовательных отношений посредством интернет-форумов и интернет-конференций;

- дальнейшего изучения требует возможность создания анимационных и видеопродуктов; коллективно-распределенная деятельность по решению актуальных для участников сообщества проблем, в том числе и нравственно-этических, например, эстетическая оценка языковых проявлений в Интернете и др.

Для научно-методической поддержки учителей начальных классов в рассматриваемом аспекте деятельности автором статьи была разработана дополнительная программа повышения квалификации «Профессиональный стандарт педагога: создание и развитие сообществ». Организовав ее освоение учителями начальных классов, удалось устранить возникшие в ходе реализации модели трудности и способствовать профессиональному развитию слушателей в части формирования социальной грамотности младших школьников в информационно-образовательной среде. Примерами решения практических задач краткосрочного повышения квалификации являются:

- олимпиадные сообщества, функционирующие в реальном и виртуальном пространстве, обеспечивающие не только высокую результативность участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах и конференциях, но и готовность успешно социализироваться в новых обстоятельствах, активно включаться в коллаборации, проектировать собственное развитие, осваивать корректную лексику сетевого взаимодействия;

- сообщество «Виртуальные путешественники», позволяющее младшим школьникам существенно расширить границы информационно-образовательной среды, а также овладеть основами природной и социальной экологии, приобщиться к культурному наследию человечества и малой родины, осознать образовательный потенциал современных технологий обработки информации;

- издательские проекты электронных газет и журналов, создаваемых в результате совместной партнерской деятельности взрослых и детей, являющихся значимым ресурсом для развития и реализации интереса младших школьников к творческой социально значимой деятельности, освоения способов взаимодействия с людьми разных возрастов и интересов, применения средств ИКТ для популяризации и визуализации персонально значимых ценностей [15].

Следует отметить еще один важный результат реализации разработанной модели - обращение к проблеме воспитания ответственности личности за результаты своей деятельности, одному из сложнейших аспектов формирования социальной грамотности младших школьников. Выделение этого направления и проведение специального научного исследования [16] позволило доказать, что:

- воспитание ответственного поведения в условиях информатизации есть процесс накопления младшими школьниками практического опыта использования средств ИКТ, взаимодействия с другими членами информационного общества на основе социальных норм в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

- актуальным является уточнение содержания совместной деятельности обучающихся со взрослыми участниками образовательных отношений, а именно: конкретизация норм и правил, значимых в условиях информатизации, обсуждение последствий их нарушения; оценивание успехов друг друга в части ответственного поведения; разработка рекомендаций для разных категорий пользователей, регламентирующих работу со средствами ИКТ; оперативное взаимодействие в ходе работы сетевого сообщества; демонстрация, оценка и создание информационных продуктов в процессе учебных занятий, детско-родительских собраний, внеурочных мероприятий;

- основными показателями ответственного поведения младших школьников при применении средств ИКТ являются поступки, демонстрирую-

щие ответственное отношение к соблюдению правовых, нравственных, этических норм и правил здорового и безопасного образа жизни;

- требуются особые организационно-педагогические условия воспитания ответственного поведения по соблюдению обучающимися норм поведения при применении средств ИКТ, например, дополнение содержания начального образования специальным курсом внеурочной деятельности и целевыми классными часами; объединение усилий всех участников образовательных отношений в решении проблем формирования социальной грамотности школьников в рассматриваемом аспекте и др.

Заключение

Социальная грамотность младшего школьника является одной из целей и ожидаемых результатов формирования функциональной грамотности обучающихся начальной школы. Педагогическое сообщество в России, как и в других странах мира, опирается на реестр ключевых компетенций XXI в., выделяя и развивая в ходе общего образования наиболее актуальные из них. Социальные компетенции являются инвариантом, поскольку позволяют ученику адаптироваться к изменяющемуся миру, быть готовым к эффективному взаимодействию с другими людьми, безопасной и экологичной жизни. Социальная грамотность в понимании российских ученых - это реальный результат, который, с учетом возрастных особенностей, может быть достигнут в начальной школе. Его проявлениями выступают готовность младших школьников адаптироваться к социальной среде, оценивать и корректировать социальную ситуацию, проектировать собственное развитие, включая такие качества личности, как ответственность, целеустремленность, дисциплинированность, в ходе освоения правил здоровой и безопасной жизни, культурного наследия человечества, правовых, этических и финансовых аспектов жизнедеятельности. Информационно-образовательная среда является одним из актуальных условий, в которых реализуется начальное образование, поэтому использование ее возможностей для повышения эффективности формирования социальной грамотности имеет существенное значение. Особенно сложным и при этом наиболее общественно востребованным применительно к решению задач социализации следует считать воспитание ответственного поведения младших школьников в процессе применения средств ИКТ.

Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785) в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576 / М-во образования и науки Рос. Федерации. 6-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2018. 53 с.

2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) / Минтруда России. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/ orders/129 (дата обращения: 30.01.2019).

3. Плюснина Е. М. Феномен грамотности в отечественном начальном образовании XX века: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003. 178 с.

4. Бунеев Р. Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 34-36.

5. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.

6. Сухаревская Е. Ю. Социальное взаимодействие - феномен современного российского образования // Начальная школа. 2013. № 11. С. 18-23.

7. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни (Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning). М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2013. 45 с.

8. Компетенции XXI века в национальных стандартах школьного образования: аналитический обзор в рамках проекта подготовки международного доклада «Ключевые компетенции и новая грамотность: от декларации к реальности» // Институт образования НИУ ВШЭ, 2017. URL: https://vbudushee.ru/files/4countrycases_1.pdf (дата обращения: 30.01.2019).

9. Игнатенко А. В. Информационная среда и развитие коммуникативных навыков младшего школьника // Начальная школа. 2013. № 5. С. 58-60.

10. Содержание образования в начальной школе: система ценностей: сб. научных трудов / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.; СПб.: Нестор-История, 2011. 136 с.

11. Виноградова Н. Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф. 2017. 64 с.

12. Поздеева С. И. Инновационное развитие современной начальной школы: построение открытого совместного действия педагога и ребенка. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 168 с.

13. Молокова А. В. ИКТ-компетентность и воспитанность личности: единство противоположностей // Сибирский учитель. 2016. № 1. С. 41-43.

14. Крамер Е. А. Воспитание ответственного поведения младших школьников при использовании средств ИКТ: метод. пособие для учителя / под ред. А. В. Молоковой. Новосибирский ИПКиПРО. Новосибирск: Сибпринт, 2016. 72 с.

15. Медиаобразование как средство воспитания личности // Интерактивное образование. 2018. Вып. 78-79, октябрь. URL: http://io.nios.ru/ articles2/97/3 (дата обращения: 30.01.2019).

16. Молокова А. В., Крамер Е. А. Педагогическая модель воспитания учащихся младших классов в рамках реализации проекта «Цифровая школа» // Начальное образование. 2019. № 1. С. 15-19.

Анна Викторовна Молокова, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой начального образования, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (Красный проспект, 2, Новосибирск, Россия, 630007). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 13.02.2019.

DOI 10.23951/1609-624X-2019-3-18-26

FEATURES OF YOUNGER STUDENTS' SOCIAL LITERACY FORMATION IN THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

A. V Molokova

Novosibirsk Institute for Advanced Studies and Retraining of Educators, Novosibirsk, Russian Federation

Introduction. Primary school is the most responsible period in the development of personality, because it allows the student not only to master the educational activities, but also actively participate in the process of socialization. It is significant that for modern junior schoolchildren both extra-curricular and educational activities are implemented in the conditions of informatization of the life of society and education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Aim and objectives. Consequently, primary school teachers should be aware of the changes taking place in the daily life of students, study the requirements of the state and adjust their professional activities in such a way as to solve the problem of social literacy in the digital school. Comparison of the requirements of regulatory documents allowed to determine the purpose of the study, which consists in scientifically based modeling of the process of formation of social literacy of students.

Material and methods. The content of the article is based on the use of methods: theoretical analysis, expert method, methods of pedagogical modeling, analysis and interpretation of pedagogical practice. By clarifying the conceptu-

al field on the basis of a polynuclear analysis, a connection has been established between the content of the terms: competence - functional literacy, socialization - social literacy. Comparative analysis of ideas about key competences in different countries of the world, contributed to clarifying the characteristics of social literacy and the characteristics of its formation in primary school.

Results and discussion. The most important result of scientific research was the pedagogical model developed on the basis of environmental, competence, personality-oriented and axiological approaches. The most difficult professional tasks for an elementary school teacher are reasonably attributed to the creation and development of communities and the education of responsible behavior of younger schoolchildren in the conditions of informatization. As an example, the results of pedagogical practice on the implementation of the developed model in the conditions of the information-educational environment and their scientific interpretation in the logic of the continuous professional development of the teacher are given.

Conclusion. The conclusion emphasizes the need to take into account the new conditions of the organization of the educational process in primary school for the formation of social literacy of younger schoolchildren. Materials of the article can be used by managers of advanced training and retraining programs for primary education workers, administrative and methodological teams of educational institutions of general education.

Keywords: key competences, junior schoolchild, socialization, social functional literacy, information and educational environment.

References

1. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 06.10.2009 no. 373 "Ob utverzhdenii i vvedenii v deystviye federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo stan-darta nachal'nogo obshchego obrazovaniya" (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 22.12. 2009 no. 15785) v redaktsii prikazov minobrnauki Rossii ot 26.11.2010 no. 124, ot 22. 09.2011 no. 2357, ot 18.12.2012 no. 1060, ot 29.12.2014 no. 1643, ot 18.05.2015 no. 507, ot 31.12.2015 no. 1576) [Order of the Ministry of Education and Science of Russia No. 373 of October 6, 2009 On the Approval and Implementation of the Federal State Educational Standard of Primary General Education (registered in the Ministry of Justice of Russia on December 22, 2009 No. 15785) as amended by the Ministry of Education and Science of Russia No. 1241 of November 26, 2010, 22.09. 2011 No. 2357, of December 18, 2012 No. 1060, of December 29, 2014 No. 1643, of May 18, 2015, No. 507, of December 31, 2015, No. 1576]. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. 6-ye izd., pererab. [Ministry of Education and Science of the Russian Federation. 6th ed., revised]. Moscow, Prosve-shcheniye Publ., 2018. 53 p. (in Russian).

2. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 no. 544n (red. ot 05.08.2016 "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya (vospitatel', uchitel')" (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 06.12.2013 no. 3055) [The Order of the Ministry of Labor of Russia from 10 October 2013 No. 544n (ed. from 5 August 2016) On the Approval of the Professional Standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" (registered in The Ministry of Justice of Russia on December 6, 2013 No. 30550)]. Mintruda Rossii [Ministry of Labor of the Russian Federation]. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (in Russian) (accessed 30 January 2019) .

3. Plyusnina E. M. Fenomen gramotnosti votechestvennom nachal'nom obrazovaniiXXveka. Dis. kand. ped. nauk [The phenomenon of literacy in the domestic primary education of the XX century. Diss. cand. ped. sci.]. St. Petersburg, 2003. 178 p. (in Russian).

4. Buneyev R. N. Ponyatiye funktsional'noy gramotnosti [The concept of functional literacy]. Obrazovatel'naya sistema "Shkola 2100". Pedagogika zdravogo smysla. Pod nauch. red. A. A. Leont'yeva [Educational system "School 2100". Pedagogy of common sense. Under scientific ed. A. A. Leontiev]. Moscow, Balass Publ., 2003. Pp. 34-36 (in Russian).

5. Vinogradova N. F., Kochurova E. E., Kuznetsova M. I. Funktsional'naya gramotnost' mladshego shkol'nika: kniga dlya uchitelya. Pod red N. F. Vinogradovoy [Functional literacy of the younger student: teacher book. Ed. by N. F. Vinogradova]. Moscow, Rossiyskiy uchebnik: Ventana-Graf Publ., 2018. 288 p. (in Russian).

6. Sukharevskaya E. Yu. Sotsial'noye vzaimodeystviye - fenomen sovremennogo rossiyskogo obrazovaniya [Social interaction - the phenomenon of modern Russian education]. Nachal'naya shkola - Primary School, 2013, no. 11, pp. 18-23 (in Russian).

7. Rukovodstvo po informatsionnoy gramotnosti dlya obrazovaniya na protyazhenii vsey zhizni [Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning]. Moscow, MOO VPP YUNESKO "Informatsiya dlya vsekh" Publ., 2013. 45 p. (in Russian).

8. Kompetentsii XXI veka v natsional'nykh standartakh shkol'nogo obrazovaniya: analiticheskiy obzor v ramkakh proyekta podgotovki mezhdu-narodnogo doklada "Klyuchevyye kompetentsii i novaya gramotnost': ot deklaratsii k real'nosti" [Competences of the 21st century in national school education standards: analytical review in the framework of the project of preparing the international report Key Competences and New Literacy: From Declaration to Reality]. Moscow, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics Publ., 2017 (in Russian). URL: https://vbudushee.ru/files/4countrycases_1.pdf (accessed 30 January 2019).

9. Ignatenko A. V. Informatsionnaya sreda i razvitiye kommunikativnykh navykov mladshego shkol'nika [Information environment and the development of communication skills of the younger student]. Nachal'naya shkola - Primary School, 2013, no. 5, pp. 58-60 (in Russian).

10. Soderzhaniye obrazovaniya vnachal'noy shkole: sistema tsennostey: sb. nauchnykh trudov. Pod red N. F. Vinogradovoy [The content of education in primary school: a system of values: collection of scientific articles. Ed. by N. F. Vinogradova]. Moscow, St. Petersburg, Nestor-istoriya Publ., 2011. 136 p. (in Russian).

11. Vinogradova N. F. Kontseptsiya nachal'nogo obrazovaniya: "Nachal'naya shkola XXI veka" [The concept of primary education: "Primary School of the XXI century"]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2017. 64 p. (in Russian).

12. Pozdeyeva S. I. Innovatsionnoye razvitiye sovremennoy nachal'noy shkoly: postroyeniye otkrytogo sovmestnogo deystviya pedagoga i rebenka [Innovative development of a modern elementary school: building an open joint action of a teacher and a child]. Tomsk, TSPU Publ., 2013. 168 p. (in Russian).

13. Molokova A. V. IKT-kompetentnost' i vospitannost' lichnosti: yedinstvo protivopolozhnostey [ICT competence and personality education: the unity of opposites]. Sibirskiy uchitel'- Siberian Teacher, 2016, no. 1, pp. 41-43 (in Russian).

14. Kramer E. A. Vospitaniye otvetstvennogo povedeniya mladshikh shkol'nikov pri ispol'zovanii sredstv IKT: metodicheskoye posobiye dlya uchitelya. Pod red. A. V. Molokovoy [Training responsible behavior of younger schoolchildren when using ICT tools: a teacher's handbook. Ed. A. V. Molokova]. Novosibirsk, Sibprint Publ., 2016. 72 p. (in Russian).

15. Mediaobrazovaniye kak sredstvo vospitaniya lichnosti [Media education as a means of educating the individual]. Interaktivnoye obrazovaniye elektronnaya gazeta, 2018, October, no. 78-79. URL: http://io.nios.ru/articles2/97/3 (in Russian) (accessed 30 January 2019).

16. Molokova A. V., Kramer E. A. Pedagogicheskaya model' vospitaniya uchashchikhsya mladshikh klassov v ramkakh realizatsii proyekta "Tsifro-vaya shkola" [Pedagogical model of education of primary schoolchildren in the framework of the Digital School project]. Nachal'noye obrazovaniye - Primary Education, 2019, no. 1, pp. 15-19 (in Russian).

Molokova A. V., Novosibirsk Institute for Advanced Studies and Retraining of Educators (pr. Krasnyy, 2, Novosibirsk, Russian Federation, 630007). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.