Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

499
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младшие школьники / цифровая грамотность / внеурочная деятельность / информационная безопасность / культура информационной безопасности / primary school students / digital literacy. extracurricular activities / information security / information security culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Лилия Викторовна, Волкова Юлия Сергеевна

Цель статьи – описать апробации результатов прикладного исследования по формированию у младших школьников цифровой грамотности. Акцент сделан на воспитании у обучающихся культуры информационной безопасности. Под информационной безопасностью понимается единство умений и психологических характеристик, позволяющих нейтрализовать существующие угрозы Интернет-пространства. К таким угрозам по отношению к детям отнесены криминальная информация, опасный контент, взлом информации, кибербуллинг, троллинг, угрозы здоровью и т. д. Ошибочное убеждение некоторых педагогов в том, что младшие школьники приобретут необходимые умения автоматически, опровергается результатами диагностики, проведенной в школах Пермского края с участием 1012 обучающихся и 54 педагогов. Для формирования информационной безопасности необходима системная работа учителей-наставников по обучению детей правилам безопасного поведения в Интернете. Широкий спектр возможностей для этого представляет внеурочная деятельность, в частности программы краткосрочных курсов. Такие курсы имеют определенные достоинства по сравнению с другими формами и средствами внеурочной деятельности. Бесспорными преимуществами краткосрочных курсов являются ограниченность времени, практико-ориентированность проблематики, проектная активность участников, модульность содержания для включения в иные программы. Важным педагогическим аспектом при проектировании программы краткосрочного курса становится понимание того уровня личностного результата, на который программа ориентирована, начиная со знаний правил защищенного поведения в Интернете и позитивных чувств при их соблюдении, заканчивая опытом самостоятельных безопасных действий в Сети. При проектировании авторских программ курсов педагоги учитывали три ключевых положения: понимание информационной безопасности, знание особенностей краткосрочных курсов, многоуровневость предполагаемого результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Лилия Викторовна, Волкова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR ACTIVITY FOR DEVELOPMENT OF INFORMATION SECURITY OF SCHOOLCHILDREN

The article describes the results of the applied research on digital literacy development among primary school students. The focus is on educating students about the culture of information security. Information security is the unity of skills and psychological characteristics that make it possible to neutralize the existing threats in the Internet. Such threats against children include criminal information, inappropriate content, identity theft, cyberbullying, trolling, health threats, etc. The erroneous belief of some teachers that primary school students will acquire the necessary skills automatically is refuted by the results of diagnostics conducted in schools in the Perm Krai with the participation of 1012 students and 54 teachers. The results show that the systematic work of mentoring teachers is necessary for the development of students' information security skills. Extracurricular activities provide a wide range of opportunities for this development, for example short-term course programs. Such courses have certain advantages in comparison with other forms and means of extracurricular activities, such as time limits, problem orientation, project participation, and the possibility of inclusion in other programs. A significant pedagogical aspect in designing a short-term course program is concentrating on knowledge of online privacy-protecting behavior rules, positive feelings when the rules are observed, and the experience of safe online actions. When designing the author's course programs, teachers considered three key points: the understanding of information security, knowledge of the features of short-term courses, and the multi-level nature of the intended result.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 11. С. 43-52. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022. No. 11. P. 43-52.

Научная статья УДК 37.017

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-11 -43-52

ФОРМИРОВАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ1

1 2 Лилия Викторовна Волкова , Юлия Сергеевна Волкова

1 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, volkova_lv@p spu. ru

2 Учебный центр компании «Форсайт», Пермь, Россия, yu.wlkw@gmail.com

Аннотация. Цель статьи - описать апробации результатов прикладного исследования по формированию у младших школьников цифровой грамотности. Акцент сделан на воспитании у обучающихся культуры информационной безопасности. Под информационной безопасностью понимается единство умений и психологических характеристик, позволяющих нейтрализовать существующие угрозы Интернет-пространства. К таким угрозам по отношению к детям отнесены криминальная информация, опасный контент, взлом информации, кибербуллинг, троллинг, угрозы здоровью и т. д. Ошибочное убеждение некоторых педагогов в том, что младшие школьники приобретут необходимые умения автоматически, опровергается результатами диагностики, проведенной в школах Пермского края с участием 1012 обучающихся и 54 педагогов. Для формирования информационной безопасности необходима системная работа учителей-наставников по обучению детей правилам безопасного поведения в Интернете. Широкий спектр возможностей для этого представляет внеурочная деятельность, в частности программы краткосрочных курсов. Такие курсы имеют определенные достоинства по сравнению с другими формами и средствами внеурочной деятельности. Бесспорными преимуществами краткосрочных курсов являются ограниченность времени, практико-ориентированность проблематики, проектная активность участников, модульность содержания для включения в иные программы. Важным педагогическим аспектом при проектировании программы краткосрочного курса становится понимание того уровня личностного результата, на который программа ориентирована, начиная со знаний правил защищенного поведения в Интернете и позитивных чувств при их соблюдении, заканчивая опытом самостоятельных безопасных действий в Сети. При проектировании авторских программ курсов педагоги учитывали три ключевых положения: понимание информационной безопасности, знание особенностей краткосрочных курсов, многоуровневость предполагаемого результата.

Ключевые слова: младшие школьники, цифровая грамотность, внеурочная деятельность, информационная безопасность, культура информационной безопасности

Для цитирования: Волкова Л.В., Волкова Ю.С. Формирование во внеурочной деятельности информационной безопасности младших школьников // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 11. С. 43-52. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-11-43-52

Original article

EXTRACURRICULAR ACTIVITY FOR DEVELOPMENT OF INFORMATION SECURITY OF SCHOOLCHILDREN

Liliya V. Volkova1, Yuliya S. Volkova2

1 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, volkova_lv@pspu.ru

2 Foresight Training Сenter, Perm, Russia, yu.wlkw@gmail.com

© Волкова Л.В., Волкова Ю.С., 2022

1 Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания на научные исследования по заказу Министерства просвещения

Российской Федерации (Гос. задание № 07-00080-21-02 от 18.08.2021 г. номер реестровой записи 730000Ф.99.1)

Abstract. The article describes the results of the applied research on digital literacy development among primary school students. The focus is on educating students about the culture of information security. Information security is the unity of skills and psychological characteristics that make it possible to neutralize the existing threats in the Internet. Such threats against children include criminal information, inappropriate content, identity theft, cyberbullying, trolling, health threats, etc. The erroneous belief of some teachers that primary school students will acquire the necessary skills automatically is refuted by the results of diagnostics conducted in schools in the Perm Krai with the participation of 1012 students and 54 teachers. The results show that the systematic work of mentoring teachers is necessary for the development of students' information security skills. Extracurricular activities provide a wide range of opportunities for this development, for example short-term course programs. Such courses have certain advantages in comparison with other forms and means of extracurricular activities, such as time limits, problem orientation, project participation, and the possibility of inclusion in other programs. A significant pedagogical aspect in designing a short-term course program is concentrating on knowledge of online privacy-protecting behavior rules, positive feelings when the rules are observed, and the experience of safe online actions. When designing the author's course programs, teachers considered three key points: the understanding of information security, knowledge of the features of short-term courses, and the multi-level nature of the intended result.

Keywords: primary school students, digital literacy. extracurricular activities, information security, information security culture

For citation: Volkova L.V., Volkova Yu.S. Extracurricular activity for development of information security of schoolchildren. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022;11:43-52. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-11-43-52

Введение

В условиях цифровой трансформации всех сфер человеческой жизни, в целом, и системы образования, в частности, особого внимания со стороны педагогов требует такое направление деятельности, как формирование цифровой грамотности детей и подростков. В обновленном федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования1 (ФГОС НОО) акцент сделан на формировании функциональной грамотности младших школьников, в т.ч. их цифровой грамотности. Реализация в ПГГПУ прикладного научно-исследовательского проекта Министерства просвещения РФ о функциональной грамотности учеников начальной школы (далее - Проект) позволила проработать вопросы цифровой грамотности учеников начальной школы и в теоретическом, и в практическом плане.

Определив цифровую грамотность как совокупность знаний, умений, готовности и способности младшего школьника совместно с другими работать с информацией, безопасно используя информационные технологии, разные цифровые средства и ресурсы для повседневной жизни и образования, выдвинули на первый план три умения - работать с информацией, действовать совместно и следовать правилам информационной безопасности.

Результаты проведенного в феврале 2022 г. исследования с участием 1012 учеников 3 и 4 классов школ Пермского края (апробационных площадок Проекта) показали, что более половины респондентов самостоятельно используют Интернет около 3-х часов в день для радости, игр, увлечений [Волкова Л.В., Лизунова, Волкова Ю.С. 2022]. Пристального участия взрослых требует информационная безопасность детей и развитие культуры безопасного поведения в Интернете.

Обсуждение итогов упомянутого исследования с участвующими в апробации педагогами позволило сделать вывод о том, что первые два умения (работа с информацией и совместная деятельность) системно формируются ими как на уроке, так на внеурочных занятиях. Для этого учителями используется каскадная технология проектирования и использования практико-ориентированных задач с итеративно усложняющимися заданиями,

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения 31 мая 2021 г. № 286.

где итеративность усложнения предусматривает уровневое структурирование заданий: от самостоятельно выполняемых без взаимодействия с другими (пороговый уровень) через парную работу с взаимным контролем результата (базовый уровень) до коллективной работы с обязательным взаимодействием с другими и контролем качества полученного результата (повышенный уровень).

Третье умение ЦГ (умение соблюдать требования культуры информационной безопасности), по утверждению педагогов, будучи актуальным и востребованным, не получает пока должного внимания в педагогической деятельности по целому ряду и объективных, и субъективных причин. Бытует распространенное убеждение о том, что, будучи «цифровыми уроженцами», младшие школьники автоматически приобретают необходимые навыки безопасного поведения в Интернете. Поскольку в практике механически этого не происходит, информационная безопасность как элемент ЦГ требует заботы и сосредоточения в рамках внеурочной деятельности.

Основная часть

Для понимания сути деятельности по формированию информационной безопасности важно осознание трех понятий: «информационная безопасность», «культура информационной безопасности», «воспитание культуры информационной безопасности».

Под информационной безопасностью детей понимается (Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») состояние защищенности человека, при котором отсутствуют риски, связанные с причинением информацией или субъектами компьютерного и сетевого пространства вреда здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию человека и (или) материального вреда, в том числе риски несанкционированного получения и использования личной информации человека для нанесения такого вреда. Состояние защищенности предполагает формирование наличие культуры информационной безопасности.

Культура информационной безопасности трактуется как часть информационной культуры личности, включающая систему представлений об информационной безопасности личности, знаний правовых и этических требований и норм в области обеспечения информационной безопасности, а также совокупность умений, навыков и психологических качеств, обеспечивающих нейтрализацию существующих угроз информационной безопасности для всех субъектов информационного пространства. Формированию культуры информационной безопасности способствует специально организованный процесс воспитания.

Воспитание культуры информационной безопасности - это специально организованный процесс создания условий для полноценной передачи от поколения к поколению опыта обеспечения информационной безопасности личности на основе осмысления и принятия системы представлений об информационной безопасности личности, знаний правовых и этических требований и норм в области обеспечения информационной безопасности, а также совокупности умений, навыков и психологических качеств, обеспечивающих нейтрализацию существующих угроз информационной безопасности для всех субъектов информационного пространства [Дащенко, Новоселов 2020].

Воспитание культуры информационная безопасности требует особого внимания со стороны педагога, по причине того, что в Интернете ребенок может столкнуться с разными угрозами: с криминальной информацией, компьютерными преступлениями, заспамленностью, похищением информации и нерегламентированным доступом, шантажом, манипулированием, угрозами жизни и здоровью и др. Противостоять этим угрозам призвана информационная безопасность.

Информационная безопасность школьников бывает двух типов: безопасность при непосредственной работе с информацией и безопасность в процессе Интернет-общения.

Второй тип безопасности мыслится как психологический комфорт и нейтрализация существующих коммуникативных угроз. Иными словами, коммуникативная безопасность в глобальной сети - это исключение и предотвращение кибербуллинга [Бочавер, Хломов 2014], под которым понимается преднамеренное, систематическое агрессивное поведение со стороны одного человека или группы против жертвы, с целью нанесения психологического вреда через сервисы мгновенных сообщений, социальные сети, электронную почту и др.

Существуют разные виды кибербуллинга [Хачикян, Заборина, Фролова 2021]. Назовем самые распространенные (табл. 1).

Таблица 1. Виды кибербуллинга

№ п/п Наименование вида Суть

1 Флеминг Обмен короткими эмоциональными репликами с целью нарушить эмоциональное спокойствие

2 Киберсталкинг Направление сообщений с различными угрозами с целью вызвать любую негативную реакцию

3 Секстинг Использование конфиденциальной информации с целью подрыва репутации

4 Взлом «Превращение» в другое лицо с целью публикации недостоверной информации

5 Троллинг Размещение провокационных насмешек

6 Отчуждение Игнорирование с целью изоляции

7 Киберпреследование Скрытое «выслеживание» жертвы с целью организации нападения

8 Хеппислепинг Распространение видео со сценами насилия с целью угнетения

Причины виртуальной травли раскрываются в многочисленных работах отечественных ученых и практиков [Бочавер, Жилинская 2015; Солдатова, Ярмина 2019; Санина, Дегтярев 2020; Мишина, Воробьева 2020; Башмакова, Дегтярева 2021 и др.] Это враждебное стремление к превосходству и лидерству, желание добиться признания в коллективе, скрытое соперничество и зависть, желание самоутвердиться, скука, месть или страх, межкультурные конфликты, разрыв дружеских отношений. Также обширен предлагаемый исследователями перечень стратегий по противодействию кибербуллингу [Березина 2015; Осадчая, Макарова 2018; Профилактика... 2019; Молчанова, Новикова 2020; Нелюбова, Гришанова 2020; Крюкова 2022 и др.].

Значительно скромнее выглядит пул статей, ориентированных на вопросы информационной безопасности младших школьников [Пучкова, Игнатьева 2018; Волчегорская, Жукова, Шишкина, Фролова 2019 и др.]. Тем не менее выработаны и зафиксированы определенные правила и рекомендации для детей начальной школы в ходе формирования их готовности и способности к информационной безопасности. Например, во избежание травли младший школьник должен знать простые правила такие, как: контактирование в сети только с лично знакомыми людьми; избегание в ходе разговора грубости и оскорблений; соблюдение тайны персональных данных; выключение компьютера при появлении любого подозрительного контента и т. п.

Кроме того, младшему школьнику следует соблюдать определенные рекомендации. Предположим, следующие:

1. Сделать профиль в социальной сети закрытым и ограничить основной доступ только для друзей.

2. Соблюдать приватность и не разглашать свои персональные данные.

3. Следить за информацией, которая выкладывается в сеть. Дозировать и фильтровать контент.

4. Не посылать сообщения с изображениями и не выкладывать контент оскорбительного характера.

5. Не отвечать на агрессию и не мстить.

6. Игнорировать и блокировать поступающие негативные мессенджеры.

7. Управлять списком лиц, которые могут оставлять комментарии.

Для освоения школьниками незамысловатых правил безопасного поведения в Интернете нужна системная работа педагогов, которые, становясь наставниками, обучают детей основам безопасной работы Интернете; инициируют установку школьных программ, ограничивающих опасные и вредоносные сайты; контролируют обязательность антивирусных программ; работают с родителями по проектированию и реализации совместного плана обеспечения Интернет-безопасности детей.

Наиболее результативной и эффективной формой работы по формированию информационной безопасности младших школьников во внеурочной деятельности, как показал наш опыт, могут выступать краткосрочные курсы (КСК), имеющие серьезные преимущества перед другими формами работы.

Во-первых, краткосрочные курсы реализуются в сжатые сроки (8-16 часов), а значит позволяют быстро получить заявленный результат.

Во-вторых, их содержание, как правило, носит практико-ориентированный характер, что делает его актуальным и интересным для детей.

В-третьих, основной формой работы в рамках краткосрочного курса выступает проектная деятельность, которая позволяет создать определенный продукт и оценить качество полученного результата. И наконец, модульность и краткость содержания способствуют «встраиванию» краткосрочных курсов в разные программы и планы.

При разработке и оформлении рабочих программ краткосрочных курсов педагогу следует руководствоваться федеральными и региональными документами, локальными документами образовательной организации. Следует помнить, что нормативная база обновляется, вносятся дополнения и коррективы. Так, в соответствии с обновленным ФГОС НОО (п. 29) рабочие программы должны содержать три раздела:1) целевой; 2) содержательный; 3) организационный.

Целевой раздел в свою очередь предполагает: пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися программы; систему оценки достижения планируемых результатов. Содержательный раздел демонстрирует основное содержание программы, а также виды, формы приемы воспитательной деятельности с учетом специфики образовательной организации, интересов субъектов воспитания, тематики реализуемых учебных модулей. Организационный раздел определяет организационные механизмы и условия реализации программы.

Важно заметить, что программы краткосрочных курсов могут быть оформлены с учетом представленных в федеральных документах разъяснений и требований, а также в соответствии с установленными в образовательной организации правилами делопроизводства, локальными нормативными документами («Положение о рабочей программе», «Положение о внутренней деятельности» и т. д.).

Программа краткосрочного курса могут включать в себя такие структурные элементы: титульный лист, пояснительная записка, тематическое планирование, содержание программы, методический раздел

В ходе разработки программы КСК педагогу целесообразно обратить внимание на диагностику результативности участия ребенка во внеурочной деятельности по той или иной программе.

Для определения результативности программы КСК можно воспользоваться подходом, разработанным по трем уровням на основе участия обучающегося в конкретных мероприятиях или в ходе выполнения им ряда работ [Григорьев, Степанов 2014].

Первый уровень результатов - приобретение школьником, во-первых, социальных знаний об возможностях и угрозах Интернета, общественных нормах поведения в Интернете, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в нем и т. п.), во-вторых, первичного понимания социальности реального и виртуального мира.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Основными формами работы для получения результатов первого уровня становятся беседы, индивидуальные игры, совместные упражнения и др.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям работы и общения в Интернете (безопасность, безопасное поведение, культура безопасного поведения), ценностного отношения к социальности реального и виртуального мира.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение важности приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Ключевыми формами работы для приобретения результатов второго уровня видятся мастер-классы, тренинги, проекты, олимпиады, групповые и коллективные игры и т. д.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного безопасного действия в Интернете как для разного рода операций с информацией, так и для общения и коммуникации посредством информационных технологий. Только в самостоятельном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социально активным деятелем, свободно использующим возможности Интернета для решения своих образовательных, жизненных, социальных задач. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается готовность и способность действовать безопасно и эффективно.

Достижение трех уровней результатов КСК увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в самых разных ее аспектах (страновом, этническом, культурном и т. д.)

При реализации КСК для младших школьников необходимо учитывать их возрастные особенности. Так, поступив в 1-й класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность (в том числе и виртуальную).

Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2-м и 3-м классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к 4-му классу реальную возможность побуждения к активному (в т.ч. и общественному) действию в пространстве Интернета (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду.

Свойственные современной социальной ситуации конфликтность, неопределенность, криминогенность в Интернете должны быть в известной степени педагогами и родителями ограничены для обеспечения безопасности младших школьников, что, как уже неоднократно отмечалось, становится одной из основных составляющих цифровой грамотности последних.

Понимание взаимосвязи результатов и форм КСК должно позволить педагогам, во-первых, четко определять результат деятельности; во-вторых, оптимально выбирать именно те формы работы, которые способствуют достижению воспитательного результата определенного уровня; в-третьих, модульно выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого; в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности; и наконец, оценивать качество реализуемых программ КСК (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.).

Тематика краткосрочных курсов может быть поливариантной: «Кибербезопасность», «Нетикет», «Язык смайликов», «ЛкТок для учебы», «Алиса в учебе», «Я и роботы», «Я и искусственный интеллект», «Кибертеатр», «Цифровое кафе», «Кликай быстро, кликай безопасно», «Как победить Зловира», «Закон на службе информационной безопасности» и т. д. и т. п.

Участвующие в Проекте по формированию ЦГ младших школьников педагоги разработали и реализовали авторские КСК. Например, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 37» (г. Пермь) Л.А. Раимова предложила четвероклассникам программу «СТОПбуллинг» (8 ч.), в которой дети вместе со своим наставником искали ответы на непростые вопросы: что такое буллинг? Как проанализировать свое эмоциональное состояние? Что такое травля? В чем отличие игры-шутки от буллинга? Как правильное реагировать на травлю? Как избежать ошибок в ситуации незащищенности? Где помогут, если тебя травят?

Ребята из МАОУ «СОШ № 1» (г. Соликамск) со своим учителем Н.Н. Кузьминых освоили программу краткосрочного курса «Соликамск на Яндекс.Картах», в которой, путешествуя на предложенном цифровом сервисе, узнавали историю своей малой родины -Соликамска (которому в 2030 г. исполнится 600 лет). Используя ссылки и QR-коды как элементы безопасного и качественного краеведческого содержания, ученики знакомились с архитектурой Соликамска, его особняками и памятными местами. При этом формирование культуры информационной безопасности проходило незаметно в процессе интересных виртуальных экскурсий.

Заключение

В статье представлен практико-ориентированный материал о результатах прикладного научно-исследовательского проекта по формированию посредством краткосрочных курсов такого аспекта цифровой грамотности младших школьников, как информационная безопасность. Подчеркнем основные теоретические положения для организации подобной работы в школе.

Первое положение. Одним из основных умений, которые необходимо воспитывать у младших школьников в процессе формирования их цифровой грамотности, становится умение соблюдать правила информационной безопасности. В основе последней лежит состояние защищенности ребенка от различных угроз, связанных с причинением вреда или информацией, или субъектами сетевого пространства. Сегодня в образовательной среде уже сформулированы правила безопасного поведения в Интернете и даны необходимые рекомендации, как для школьников, так и для их родителей и работающих с ними педагогами. Основная педагогическая задача - организовать воспитание у детей культуры информационной безопасности.

Второе положение. Широкий спектр возможностей для формирования информационной безопасности открывают программы практико-ориентированных краткосрочных курсов, позволяющих в короткие сроки добиваться не только запланированных воспитательных результатов, но и достигать определенных воспитательных эффектов. Все рабочие образовательные и воспитательные программы (в т. ч., и программы КСК) должны содержать три раздела: целевой; содержательный; организационный. Особого внимания требует тематика и проблематика предлагаемого детям курса.

Третье положение. Для определения результативности КСК можно воспользоваться подходом Д.В. Григорьева и П.В. Степанова о трех уровнях воспитательных результатов. Три уровня воспитательных результатов условно соответствуют единству конкретных знаний, умений и навыков, а именно: знаний безопасного поведения в Интернете -позитивного отношения к проявлению культуры информационной безопасности - опыта самостоятельного безопасного действия в глобальной Сети для решения разного рода жизненных задач. Каждому уровню результатов КСК соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень - более сложными, третий уровень - самыми сложными формами внеурочной деятельности.

Список литературы

1. Башмакова Е.А., Дегтярева Е.А. Факторы и социальные причины буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-1. С.36-38.

2. Березина О.С. Социальная профилактика кибербуллинга среди подростков // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи. 2015. № 6. С. 63-67.

3. Бочавер А.А., Хломов А.А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 3. С. 177-191.

4. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Школьная травля и позиция учителей // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 1. С. 103-116.

5. Волкова Л.В., Лизунова Л.Р., Волкова Ю.С. Цифровая грамотность младших школьников: результаты диагностики // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13. № 3. С. 39-50.

6. Волчегорская Е.Ю., Жукова М.В., Шишкина К.И., Фролова Е.В. Подверженность кибербуллингу детей младшего школьного возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 10 (176). С. 412-416.

7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014. 223 с.

8. Дащенко Ю.С., Новоселов С.А. Воспитание информационной безопасности как необходимый компонент формирования информационной культуры детей младшего школьного возраста // Педагогическое образование в России. 2020. № 6. С. 80-86.

9. Крюкова Е.А. Психологические и организационные аспекты безопасности школьников в связи с использованием в образовательном процессе сети Интернет // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 85-93.

10. Мишина М.М., Воробьева К.А. Психологическое особенности участников кибербуллинга в популярных социальных сетях // Вестник Московского государственного областного университета. 2020. № 3. С. 29-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Молчанова Д.В., Новикова М.А. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта. М: НИУ «ВШЭ», Институт образования, 2020. 72 с.

12. Нелюбова Я.К., Гришанова О.С. Социально-психологические аспекты профилактики школьного буллинга в условиях цифровой среды // Известия Саратовского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2020. Т. 20. Вып. 4. С. 422-426.

13. Осадчая А.В., Макарова Е.А. Кибербуллинг как разновидность школьных издевательств и копинг-стратегии для его преодоления //Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9. № 8. С. 88-104.

14. Профилактика кибербуллинга среди обучающихся образовательной организации / Департамент образования вологодской области, Вологодский институт развития образования; [Н.В. Носова, Е.М. Калинкина, Н.Ю. Камракова]. Вологда: ВИРО, 2019. 52 с.

15. Пучкова Е.Б., Игнатьева Н.А. Детерминанты психологической безопасности младшего школьника в интернет-пространстве [Электронный ресурс] // Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. 2018. № 4 (13). С. 48-53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/determinanty-psihologicheskoy-bezopasnosti-mladshego-shkolnika-v-intemet-prostranstve/viewer (дата обращения: 01.09.2022).

16. Солдатова Г.У., Ярмина А.Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии // Национальный психологический журнал. 2019. № 3 (35). С.17-31.

17. Санина Е.И., Дегтярев Е.А. Профилактика кибербуллинга как цель социализации подростков в условиях цифровой среды // Проблемы современного педагогического образования.

2020. № 3. С. 141-143.

18. Хачикян Е.И., Забродина М.А., Фролова Е.А. Кибербуллинг как психолого-педагогическая проблема 21 века [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования.

2021. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kiberbulling-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema-21-veka (дата обращения: 26.07.2022).

References

1. Bashmakova E.A., Degtyareva E.A. Faktory i sotsial'nye prichiny bullinga i kiberbullinga v podrostkovom vozraste [Factors and social causes of bullying and cyberbullying in adolescence]. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2021, no. 71-1, pp. 36-38. (In Russ.).

2. Berezina O.S. Sotsial'naya profilaktika kiberbullinga sredi podrostkov [Social prevention of cyberbullying among teenagers]. Informatsionnaya bezopasnost' i voprosy profilaktiki kiberekstremizma sredi molodezhi. 2015, no. 6, pp. 63-67. (In Russ.).

3. Bochaver A.A., Khlomov A.A. Kiberbulling: travlya v prostranstve sovremennykh tekhnologii [Cyberbullying: bullying in the space of modern technologies]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. 2014, vol. 11, no. 3, pp. 177-191. (In Russ.).

4. Bochaver A.A., Zhilinskaya A.V., Khlomov K.D. Shkol'naya travlya i pozitsiya uchitelei [School bullying and the position of teachers]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. 2015, vol. 6, no. 1, pp. 103116. (In Russ.).

5. Volkova L.V., Lizunova L.R., Volkova Yu.S. Tsifrovaya gramotnost' mladshikh shkol'nikov: rezul'taty diagnostiki [Digital Literacy of Primary School Students: Diagnostic Results]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2022, vol. 13, no. 3, pp. 39-50. (In Russ.).

6. Volchegorskaya E.Yu., Zhukova M.V., Shishkina K.I., Frolova E.V. Podverzhennost' kiberbullingu detei mladshego shkol'nogo vozrasta [Exposure to cyberbullying of children of primary school age]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019, no. 10 (176), pp. 412-416. (In Russ.).

7. Grigor'ev D.V., Stepanov P.V. Vneurochnaya deyatel'nost' shkol'nikov. metodicheskii konstruktor [Extracurricular activities of schoolchildren. methodical constructor]. Moscow, Prosveshchenie, 2014, 223 p. (In Russ.).

8. Dashchenko Yu.S., Novoselov S.A. Vospitanie informatsionnoi bezopasnosti kak neobkhodimyi komponent formirovaniya informatsionnoi kul'tury detei mladshego shkol'nogo vozrasta [Education of information security as a necessary component of the formation of information culture of children of primary school age]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2020, no. 6, pp. 80-86. (In Russ.).

9. Kryukova E.A. Psikhologicheskie i organizatsionnye aspekty bezopasnosti shkol'nikov v svyazi s ispol'zovaniem v obrazovatel'nom protsesse seti Internet [Psychological and organizational aspects of schoolchildren's safety in connection with the use of the Internet in the educational process]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika ipsikhologiya. 2022, no. 9, pp. 85-93. (In Russ.).

10. Mishina M.M., Vorob'eva K.A. Psikhologicheskoe osobennosti uchastnikov kiberbullinga v populyarnykh sotsial'nykh setyakh [Psychological characteristics of cyberbullying participants in popular social networks]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 2020, no. 3, pp. 29-42. (In Russ.).

11. Molchanova D.V., Novikova M.A. Protivodeistvie shkol'nomu bullingu: analiz mezhdunarodnogo opyta [Countering school bullying: an analysis of international experience]. Moscow, NIU «VShE», Institut obrazovaniya, 2020, 72 p. (In Russ.).

12. Nelyubova Ya.K., Grishanova O.S. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty profilaktiki shkol'nogo bullinga v usloviyakh tsifrovoi sredy [Socio-psychological aspects of the prevention of school bullying in the digital environment]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika». 2020, vol. 20 iss. 4, pp. 422-426. (In Russ.).

13. Osadchaya A.V., Makarova E.A. Kiberbulling kak raznovidnost' shkol'nykh izdevatel'stv i koping-strategii dlya ego preodoleniya [Cyberbullying as a kind of school bullying and coping strategies to overcome it]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. 2018, vol. 9, no. 8, pp. 88-104. (In Russ.).

14. Profilaktika kiberbullinga sredi obuchayushchikhsya obrazovatel'noi organizatsii [Prevention of cyberbullying among students of an educational organization]. Vologda, VIRO, 2019, 52 p. (In Russ.).

15. Puchkova E.B., Ignat'eva N.A. Determinanty psikhologicheskoi bezopasnosti mladshego shkol'nika v internet-prostranstve [Determinants of psychological safety of a younger student in the Internet space]. Kollektsiya gumanitarnykh issledovanii. Elektronnyi nauchnyi zhurnal. 2018, no. 4 (13), pp. 48-53. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.m/article/n/determinanty-psihologicheskoy-bezopasnosti-mladshego-shkolnika-v-internet-prostranstve/viewer (accessed: 01.09.2022).

16. Soldatova G.U., Yarmina A.N. Kiberbulling: osobennosti, rolevaya struktura, detsko-roditel'skie otnosheniya i strategii [Cyberbullying: features, role structure, child-parent relationships and strategies]. Natsional'nyipsikhologicheskii zhurnal. 2019, no. 3 (35), pp. 17-31. (In Russ.).

17. Sanina E.I., Degtyarev E.A. Profilaktika kiberbullinga kak tsel' sotsializatsii podrostkov v usloviyakh tsifrovoi sredy [Prevention of cyberbullying as a goal of socialization of adolescents in a digital environment]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020, no. 3, pp. 141-143. (In Russ.).

18. Khachikyan E.I., Zabrodina M.A., Frolova E.A. Kiberbulling kak psikhologo-pedagogicheskaya problema 21 veka [Cyberbullying as a psychological and pedagogical problem of the 21st century]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberbulling-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema-21-veka (accessed: 26.07.2022).

Информация об авторах Л.В. Волкова - кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет;

Ю.С. Волкова - преподаватель-исследователь, старший специалист по обучению,

Учебный центр компании «Форсайт».

Information about the authors L. V. Volkova - Ph.D. (Education), Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University;

Yu.S. Volkova - Research Teacher, Senior Training Specialist, Foresight Training Center.

Статья поступила в редакцию 20.07.2022; одобрена после рецензирования 16.08.2022; принята к публикации 03.09.2022

The article was submitted 20.07.2022; approved after reviewing 16.08.2022; accepted for publication 03.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.