ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 373.31:004 DOI 10.26170/po20-06-09
ББК Ч420.243 ГРНТИ 14.25.05 Код ВАК 13.00.01
Дащенко Юлия Сергеевна,
магистрант 2 года обучения, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
Новоселов Сергей Аркадьевич,
доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: начальная школа; младшие школьники; воспитание культуры безопасности; культура информационной безопасности; информационная безопасность; воспитание младших школьников; информационно-коммуникационные технологии.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема значимости воспитания культуры информационной безопасности у детей младшего школьного возраста для снижения существующих рисков безопасности личности, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Актуальность этой проблемы обусловлена высокими темпами информатизации общества и, в том числе, ориентацией системы образования на использование обучающимися средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Цель исследования - обосновать необходимость воспитания культуры информационной безопасности детей младшего школьного возраста в рамках формирования информационной культуры. Методологической основой исследования выступили системный и личностный подходы, в соответствии с которыми все явления рассматривались в их взаимосвязи и с ориентацией на личность, как главную цель и субъект при осуществлении педагогического процесса. При проведении исследования использовались теоретические методы - анализ и синтез психолого-педагогической и социологической литературы по исследуемой теме. Среди важных результатов можно назвать следующие: рассмотренные аспекты информационной безопасности личности могут быть использованы для определения критериев и показателей сформированности культуры информационной безопасности; обозначено положительное влияние возрастных особенностей детей младшего школьного возраста на успешность формирования у них основ культуры информационной безопасности; помимо прочего процесс воспитания культуры информационной безопасности должен происходить при участии родителей и включать такие компоненты, как: формирование специфических психологических качеств личности, стандарты (шаблоны) поведения, комплекс этических норм поведения в информационном пространстве, составленный с учетом возрастных особенностей. Научная новизна исследования заключается в уточнении определения понятия «культура информационной безопасности» и определении феномена «воспитание культуры информационной безопасности», который до сих пор не имел научной дефиниции. Теоретическая значимость работы состоит в обосновании необходимости выделения в структуре информационной культуры детей младшего школьного возраста новой компоненты - культуры информационной безопасности, а также выявлении и описании основных аспектов воспитания культуры информационной безопасности. Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения могут быть использованы для решения проблемы формирования культуры информационной безопасности младших школьников в ходе создания специальной педагогической системы воспитания культуры информационной безопасности.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Дащенко, Ю. С. Воспитание культуры информационной безопасности как необходимый компонент формирования информационной культуры детей младшего школьного возраста / Ю. С. Дащенко, С. А. Новоселов. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2020. - № 6. - С. 80-86. - DOI: 10.26170/po20-06-09.
Dashenko Yuliya Sergeevna,
Master's Degree Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia Novoselov Sergey Arkadievich,
Doctor of Pedagogy, Professor, Director of Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
EDUCATION OF INFORMATION SECURITY AS A COMPONENT OF THE FORMATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN'S CULTURE
KEYWORDS: primary school; younger students; fostering a culture of safety; information security culture; Information Security; education of younger students; information and communication technology.
ABSTRACT. The article deals with the problem of the importance of education of an information security culture for children of primary school age to reduce personal security risks associated with the using of information and communication technologies. The urgency of this problem is due to the high rates of informatization of society and, in particular, the orientation of the education system to the use of educational tools of information and communication technologies for solving communication and cognitive problems. The purpose of the research is to substantiate the need to education an information security culture in primary school children within the framework of the formation of information culture. The methodological basis of the study was the systemic and personal approaches, in accordance with which all phenomena were considered in their interconnection and with an orientation towards personality, as the main goal and subject in the implementation of the pedagogical process. The research used theoretical research methods - analysis and synthesis of psychological, pedagogical and sociological literature on the topic under research. Among the important research results are the following: the considered aspects of information security of an individual can be used to determine the criteria and indicators of the formation of information security culture; the positive influence of the age characteristics of primary schoolchildren on the success of the formation of information security culture is indicated; among other things, the education of information security culture should take place with the participation of parents and include the processes of the formation of specific person psychological qualities, behavior patterns, as well as ethical norms of behavior in the information space. The scientific novelty of the research lies in the clarification of the definition of the "information security culture" concept and the definition of the "education of information security culture" phenomenon, which has not yet had a scientific definition. The theoretical significance of the work consists in substantiating the need to identify a new component in the structure of the information culture of primary school children - the information security culture, as well as identifying and describing the main aspects of educating the information security culture. The practical significance of the research lies in the fact that the theoretical provisions contained in it can be used to solve the problem of forming an information security culture in primary schoolchildren in the course of creating a special pedagogical system for education an information security culture.
FOR CITATION: Dashenko, Yu. S., Novoselov, S. A. (2020). Education of Information Security as a Component of the Formation of Primary School Children's Culture. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 80-86. DOI: i0.26i70/po20-06-09.
В современном мире с высокими темпами информатизации всего общества дети начинают использовать различные цифровые устройства и сеть Интернет с раннего возраста. По данным за 2017 г., 45% опрошенных детей в возрасте от 3 до 4 лет уже имеют доступ в сеть Интернет. Среди детей в возрасте от 5 до 10 лет этот показатель составляет уже 57% [15, с. 1]. В 2020 году, согласно проведенному в России опросу, в начальной школе почти у 86% есть свой смартфон или планшет [9].
Развитию вовлеченности детей в использование информационных технологий способствует и образовательная система. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (далее - Стандарт), определяет необходимость формирования у младших школьников навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, а также умения соблюдать нормы информационной избирательности и этики [12, с. 6]. Кроме того, в числе метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы, устанавливаемых Стандартом, содержатся: использование различных способов поиска (в справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации, а также приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности [12, с. 9]. Таким образом, можно говорить о том, что Стандарт предусматривает приобщение учащихся к современным ИКТ и, как следствие, направлен на формирование основ информационной культуры у детей младшего школьного возраста.
Но при этом существующий в начальной школе образовательный процесс не предполагает обучения детей основам информационной безопасности для возможности адекватного противодействия существующим угрозам, связанным с использованием ИКТ. Ни в одном учебно-методическом комплексе начальной школы в явном виде нет уроков, посвященных информационной безопасности, хотя о наличии такой потребности свидетельствуют результаты опроса, проведенного в России в 2020 году, которые показывают, что среди детей школьного и дошкольного возраста 15% ребят теряли данные из-за вируса, 10% сталкивались с мошенничеством с использованием фальшивых сайтов или писем [9]. Для противодействия указанным угрозам дети должны обладать не только рядом специфических знаний и умений, но также особыми навыками и психологическими
© Дащенко Ю. С., Новоселов С. А., 2020
качествами, такими как внимательность и осторожность, а также личностными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями, которые также должны стать частью формируемой информационной культуры.
Учитывая глобальный характер информатизации, на наш взгляд, обучение основам информационной безопасности детей младшего школьного возраста, включающим, например, использование безопасных паролей или настройки приватности в социальных сетях, должно осуществляться наравне с обучением правилам безопасной жизнедеятельности, таким как правила безопасного движения, правила использования электроприборов и другие. При этом важной составляющей обучения информационной безопасности детей младшего школьного возраста является вовлеченность родителей, а также формирование определенных личностных качеств и шаблонов поведения детей, способствующих обеспечению информационной безопасности.
Таким образом, мы считаем, что следует говорить о воспитании культуры информационной безопасности у детей младшего школьного возраста как одной из составляющей информационной культуры.
Е. В. Никотина в своем труде определяет информационную культуру младшего школьника как часть общей культуры личности, включающую систему представлений об информационной картине мира, умений в области ИКТ и потребностей в их использовании, знаний правовых и этических норм поведения в информационном пространстве, творческий подход к осуществлению информационной деятельности, а также наличие развитой информационной рефлексии [7, с. 28].
Среди основных компонентов информационной культуры Е. В. Никотина выделяет операционный компонент, который, в частности, определяет то, насколько младший школьник умеет критически оценивать полученную информацию с точки зрения ее достоверности, точности и достаточности для решения поставленной информационной задачи, а также способен оценить уровень информационной безопасности при осуществлении своей деятельности [7, с. 35].
Также Е. В. Никотина говорит о том, что при формировании информационной культуры необходимо уделять внимание важному вопросу информационной самозащиты личности от угроз, которые могут быть вызваны информационным воздействием на психику людей. Таким образом, обозначается важность рассмотрения аспекта информационной безопасности при формировании информационной культуры.
О существовании взаимосвязи между информационной безопасностью и развитием информационной культуры личности говорила в своем исследовании А. М. Прихожан, которая указывала на то, что именно целенаправленное формирование информационной культуры является одним из главных путей обеспечения информационной безопасности [11, с. 141]. При этом информационная безопасность рассматривается А. М. Прихожан как с точки зрения защиты человека от информации, так и с точки зрения обеспечения доступности информации для реализации права человека на свободный поиск, получение и распространение информации.
Е. Г. Белякова, Э. В. Загвязинская и А. И. Березенцева также говорят о необходимости формирования информационной культуры школьников для противостояния рискам, которые несет в себе сеть Интернет, а также разработки способов и методов сохранения своей безопасности в информационном пространстве, освоение которых должно стать частью информационной культуры современного человека. Помимо способности к критическому восприятию информации авторы указывают на важность умения детей выбирать адекватную поведенческую модель при осуществлении действий в интернет-пространстве [3, с. 147].
И хотя в рассмотренных выше исследованиях обосновывается наличие тесной взаимосвязи между информационной культурой личности и информационной безопасностью до настоящего времени не отмечено попытки рассмотреть культуру информационной безопасности как структурный компонент информационной культуры. Кроме того, несмотря на существование множества определений информационной безопасности (детей и личности) как некоторого состояния защищенности в отношении существующих угроз, в науке до сих пор не был в достаточной мере изучен феномен культуры информационной безопасности личности.
Проведенное Л. В. Астаховой и С. С. Лушниковой исследование публикаций, посвященных культуре информационной безопасности и культуре кибербезопас-ности в зарубежных и российских источниках, свидетельствует о слабой развитости данной темы и отсутствии достаточного количества материала для теоретического фундамента знаний в этой области [1, с. 39]. Более того, в большинстве случаев понятие культуры информационной безопасности рассматривается применительно к организациям, структурам государственной власти или специалистам в области информационной безопасности. Это можно объяснить спецификой существующей системы обра-
зования в области информационной безопасности, которая ориентирована, прежде всего, на профессиональную подготовку специалистов в области защиты информации и во многом носит закрытый характер [10, с. 7]. Следствием этого является устоявшееся в общественном сознании представление о том, что информационная безопасность - это область профессиональной деятельности, которая не связана с повседневной жизнью людей и не требует изучения в рамках общего образования.
Однако многолетний опыт профессионалов в сфере информационной безопасности говорит об обратном. Большинство совершенных компьютерных преступлений связаны с неверными действиями жертв, то есть эти преступления можно было предотвратить, соблюдая базовые правила кибер-гигиены и цифровой грамотности. К таким правилам относится, в частности, использование настроек приватности в социальных сетях, создание сложных паролей и сохранение их в тайне, минимальное предоставление личной информации в сети и т. п.
Как и правила личной гигиены, правила кибергигиены должны приобрести характер ежедневных привычек, установок и особого поведения в цифровом пространстве, единых для всего общества и передающихся от поколения к поколению, и должны закладываться в детстве путем систематического воспитания. Однако на сегодняшний день около 19% родителей не проводили с детьми беседы о правилах безопасности и вопросах этики в сети. Более того, сами родители зачастую не обладают необходимыми знаниями и не используют никаких средств для контроля и обеспечения безопасности использования интернета детьми [14, с. 9].
Л. В. Астахова и С. С. Лушникова определяют культуру информационной безопасности как «способ организации информационной деятельности субъекта, при котором знания и ценностные модели его поведения обеспечивают ему и другим субъектам безопасное функционирование и развитие в информационно-технологической среде» [1, с. 44]. Данное определение авторы предлагают использовать по отношению к любому субъекту информационных отношений в современной культуре: личности, обществу и государству. Однако данное определение не учитывает динамики культурных процессов, не позволяет рассматривать формирование культуры информационной безопасности личности как процесс и скорее представляет конечную цель, то есть высший уровень сформированности культуры информационной безопасности.
Отдельно стоит сказать о том, что и су-
ществующие определения информационной безопасности (личности и детей) также не в полной мере отражают все аспекты обеспечения безопасности при осуществлении деятельности в информационном пространстве.
Так, Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» определяет понятие информационной безопасности детей как состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию [13].
Используя приведенное выше определение информационной безопасности детей, С. В. Баринов сформулировал определение информационной безопасности личности как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию человека [2, с. 102].
Данные определения рассматривают информационную безопасность детей и личности в целом только с точки зрения риска, связанного с вредоносным воздействием информации на человека. Однако существует ряд других проблем информационной безопасности, включая интернет-мошенничество, кибербуллинг, груминг, заражение вредоносными программами и прочее [16], которые обусловлены использованием ИКТ субъектами компьютерного и сетевого пространства в качестве средств реализации противоправных действий в отношении человека, в частности детей.
Еще одним важным аспектом информационной безопасности личности, который на текущий момент не учитывается приведенными определениями, является защита личной информации и, соответственно, противодействие угрозам, связанным с несанкционированным доступом к личным данным и их раскрытием, а также использованием этих данных злоумышленниками для реализации других угроз по отношению к человеку. Данный аспект является особенно актуальным для детей ввиду высокой популярности различных социальных сетей (ВКонтакте, Instagram, УоиТиЪе, Т1кТок и др.) среди школьников. Так, по данным исследований у 40% детей младшего школьного возраста уже есть страница в социальных сетях [9]. При этом около 80% детей в России раскрывают в социальных сетях свои личные данные, включая фамилию, имя, отчество, дату рождения и реальный возраст, номер школы, номер мобильного телефона, а также имена родственников и отметки о местонахождении. Дети за-
частую не осознают и недооценивают негативные последствия, к которым может привести распространение такой информации о себе, что увеличивает вероятность столкновения с рисками информационной безопасности. Именно поэтому необходимо не только учить детей правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, но и объяснять им возможные последствия [14, с. 8].
Кроме того, рассмотренные выше аспекты информационной безопасности личности рассматривают человека только с позиции жертвы по отношению к существующим рискам. Однако каждый субъект информационного пространства может сам выступать в качестве источника угроз по отношению к другим. Например, в случае с кибербуллингом инициаторами травли, как и ее жертвой, становятся дети [4, с. 184]. В связи с этим, не менее значимым является проблема формирования у детей этических норм и принципов как один из аспектов информационной безопасности. По мнению О. А. Кононова и О. В. Кононовой, именно этические нормы могут гарантировать обеспечение информационной безопасности личности, поскольку они определяют поведение участников информационного взаимодействия [5, с. 76].
Важность решения в системе образования педагогических проблем, связанных с обучением основам информационной безопасности, в своем труде подчеркивал В. П. Поляков. Он указывал на необходимость использования системного подхода для решения указанных проблем, включающего методологические, организационные, содержательные, дидактические и технологические аспекты. Кроме того, по мнению В. П. Полякова, система подготовки в области информационной безопасности должна охватывать все уровни образования [10, с. 7].
О необходимости введения в содержание образования новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности, также говорит Т. А. Малых. По мнению Т. А. Малых, одним из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности является обучение ребенка критическому осмыслению информации, ее адекватной оценке и восприятию на основе нравственных и культурных ценностей. Особую роль при этом Т. А. Малых отводит начальной школе, где возможность развития необходимых умений и навыков информационной безопасности определяется сензитивностью возраста, высоким уровнем доверия к педагогу и стремлением к познанию нового [6, с. 4].
Аналогично, Е. Г. Белякова, Э. В. Загвя-зинская и А. И. Березенцева говорят о том, что прививать детям основы информаци-
онной безопасности и учить их противостоять существующим рискам нужно начиная с младшего школьного или даже дошкольного возраста [3, с. 157].
Таким образом, выделение в структуре информационной культуры детей младшего школьного возраста новой компоненты -культуры информационной безопасности, а также создание специальной педагогической системы [8, с. 127] воспитания культуры информационной безопасности являются закономерными потребностями развития современного общества.
Поскольку существующие на данный момент дефиниции ключевых понятий, рассмотренные выше, не в полной мере отвечают требованиям современного общества, в качестве теоретической основы создания педагогической системы воспитания культуры информационной безопасности предлагается использовать следующие определения:
Информационная безопасность личности - состояние защищенности человека, при котором отсутствуют риски, связанные с причинением информацией или субъектами компьютерного и сетевого пространства вреда здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию человека и (или) материального вреда, в том числе риски несанкционированного получения и использования личной информации человека для нанесения такого вреда.
Культура информационной безопасности - это часть информационной культуры личности, включающая систему представлений об информационной безопасности личности, знаний правовых и этических требований и норм в области обеспечения информационной безопасности, а также совокупность умений, навыков и психологических качеств, обеспечивающих нейтрализацию существующих угроз информационной безопасности для всех субъектов информационного пространства.
Воспитание культуры информационной безопасности - это специально организованный процесс создания условий для полноценной передачи от поколения к поколению опыта обеспечения информационной безопасности личности на основе осмысления и принятия системы представлений об информационной безопасности личности, знаний правовых и этических требований и норм в области обеспечения информационной безопасности, а также совокупности умений, навыков и психологических качеств, обеспечивающих нейтрализацию существующих угроз информационной безопасности для всех субъектов информационного пространства.
Таким образом, анализ взаимосвязи
информационной безопасности и информационной культуры детей младшего школьного возраста показал наличие противоречия между степенью разработанности проблемы обучения детей основам информационной безопасности в системе образования начальной школы и фактическим уровнем актуальных угроз информационной безопасности, связанных с потребностью использования ИКТ, обусловленной современными требованиями общества. Для устранения этого противоречия мы предлагаем выделить в структуре информа-
ционной культуры новый компонент -культуру информационной безопасности, и создать специальную педагогическую систему воспитания культуры информационной безопасности детей младшего школьного возраста. Уточненные и сформулированные в статье понятия позволят в будущем охарактеризовать основные цели и процессы воспитания культуры информационной безопасности, а также определить критерии и показатели сформированности культуры информационной безопасности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астахова, Л. В. Культура информационной безопасности предприятия: сравнительный анализ зарубежных и российских исследований / Л. В. Астахова, С. С. Лушникова // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. - 2019. - № 1 (31). - С. 37-45.
2. Баринов, С. В. О правовом определении понятия «информационная безопасность личности» / С. В. Баринов // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 4 (65) апрель. - C. 97-104.
3. Белякова, Е. Г. Информационная культура и информационная безопасность школьников / Е. Г. Белякова, Э. В. Загвязинская, А. И. Березенцева / / Образование и наука. - 2017. - Т. 19, № 8. - С. 147-162.
4. Бочавер, А. А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов. - Текст : электронный // Психология. - Журнал ВШЭ. - 2014. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberbulling-travlya-v-prostranstve-sovremennyh-tehnologiy (дата обращения: 21.11.2020).
5. Кононов, О. А. Социальные и этические аспекты обеспечения информационной безопасности / О. А. Кононов, О. В. Кононова. - Текст : электронный // Проблемы управления. - 2009. - № 1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnye-i-eticheskie-aspekty-obespecheniya-informatsionnoy-bezopasnosti (дата обращения: 21.11.2020).
6. Малых, Т. А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Малых Т. А. ; Иркутский гос. пед. ун-т. - Иркутск, 2008. - С. 4-67.
7. Никотина, Е. В. Формирование информационной культуры детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Никотина Е. B. ; Ставр. гос. пед. ун-т. - Ставрополь, 2012. - С. 14-40.
8. Новоселов, С. А. Педагогические системы развития технического творчества в учреждении профессионального образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Новоселов С. А. ; Урал. гос. проф.-пед. ун-т. -Екатеринбург, 1997. - С. 127-134.
9. Опрос: «Взрослые и дети в интернете: цифровая грамотность». - Текст : электронный // Защита детей. - 2020. - URL: https://kids.kaspersky.ru/article/opros_vzroslye_i_deti_v_internete_ cifrovaya_gramotnost (дата обращения: 21.11.2020).
10. Поляков, В. П. Аспекты информационной безопасности в информационной подготовке / В. П. Поляков. - М. : ФГБНУ «ИУО РАО», 2016. - С. 7.
11. Прихожан, А. М. Информационная безопасность и развитие информационной культуры личности / А. М. Прихожан // Мир психологии. - 2010. - С. 135-141.
12. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Начальное общее образование. - 2009. - С. 6, 9.
13. Российская Федерация. Законы. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию : федер. закон № 436-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2010 г. : одобрен Советом Федераций 24 дек. 2010 г.]. - URL: https://rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html (дата обращения: 10.11.2020). -Текст : электронный.
14. Солдатова, Г. У. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты Всероссийского исследования / Г. У. Солдатова [и др.]. - Текст : электронный // Фонд развития Интернета. -М., 2013. - URL: http://www.ifap.ru/library/book536.pdf (дата обращения: 21.11.2020).
15. Children's Internet Access at Home. - Text : electronic // National Center for Education Statistic. -2020. - URL: https://nces.ed.gov/programs/coe/pdf/coe_cch.pdf (mode of access: 04.07.2020).
16. Livingstone, S. Children's online activities: risks and safety / S. Livingstone, J. Davidson, J. Bryce. -Text : electronic // The UK Council for Child Internet Safety. - 2017. - URL: https://assets.publishing.service. gov.uk /government/uploads/system/uploads/attachment_data/file /759005/Literature_Review_Final_October _2017.pdf (mode of access: 21.11.2020).
REFERENCES
1. Astakhova, L. V., Lushnikova, S. S. (2019). Kul'tura informatsionnoy bezopasnosti predpriyatiya: sravnitel'nyy analiz zarubezhnykh i rossiyskikh issledovaniy [Enterprise information security culture: comparative analysis of foreign and Russian studies]. In Vestnik UrFO. Bezopasnost' v informatsionnoy sfere. No. 1 (31), pp. 37-45.
2. Barinov, S. V. (2016). O pravovom opredelenii ponyatiya «informatsionnaya bezopasnost' lichnosti» [On the legal definition of the concept of "information security of a person"]. In Aktual'nye problemy rossiyskogo prava. No. 4 (65) April, pp. 97-104.
3. Belyakova, E. G., Zagvyazinskaya, E. V., Berezentseva, A. I. (2017). Informatsionnaya kul'tura i infor-matsionnaya bezopasnost' shkol'nikov [Information culture and information security of schoolchildren]. In Obra-zovanie i nauka. Vol. 19. No. 8, pp. 147-162.
4. Bochaver, A. A., Khlomov, K. D. (2014). Kiberbulling: travlya v prostranstve sovremennykh tekhnologiy [Cyberbullying: bullying in the space of modern technologies]. In Psikhologiya. - Zhurnal VShE. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberbulling-travlya-v-prostranstve-sovremennyh-tehnologiy (mode of access: 21.11.2020).
5. Kononov, O. A., Kononova, O. V. (2009). Sotsial'nye i eticheskie aspekty obespecheniya informatsionnoy bezopasnosti [Social and ethical aspects of information security]. In Problemy upravleniya. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-i-eticheskie-aspekty-obespecheniya-informatsionnoy-bezopasnosti (mode of access: 21.11.2020).
6. Malykh, T. A. (2008). Pedagogicheskie usloviya razvitiya informatsionnoy bezopasnosti mladshego shkol'nika [Pedagogical conditions for the development of information security of a primary school student]. Dis. ... kand. ped. nauk. Irkutsk, pp. 4-67.
7. Nikotina, E. V. (2012). Formirovanie informatsionnoy kul'tury detey mladshego shkol'nogo vozrasta v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya [Formation of information culture of children of primary school age in institutions of additional education]. Dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol, pp. 14-40.
8. Novoselov, S. A. (1997). Pedagogicheskie sistemy razvitiya tekhnicheskogo tvorchestva v uchrezhdenii professional'nogo obrazovaniya [Pedagogical systems for the development of technical creativity in a vocational education institution]. Dis. . d-ra ped. nauk. Ekaterinburg, pp. 127-134.
9. Opros: «Vzroslye i deti v internete: tsifrovaya gramotnost'» [Survey: "Adults and Children on the Internet: Digital Literacy"]. (2020). In Zashchita detey. URL: https://kids.kaspersky.ru/article/opros_ vzroslye_i_deti_v_internete_cifrovaya_gramotnost (mode of access: 21.11.2020).
10. Polyakov, V. P. (2016). Aspekty informatsionnoy bezopasnosti v informatsionnoy podgotovke [Information security aspects in information training]. Moscow, FGBNU «IUO RAO», p. 7.
11. Prikhozhan, A. M. (2010). Informatsionnaya bezopasnost' i razvitie informatsionnoy kul'tury lichnosti [Information security and development of personal information culture]. In Mirpsikhologii, pp. 135-141.
12. Rossiyskaya Federatsiya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki. Federal'nyy gosudarstvennyy obra-zovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Russian Federation. Ministry of Education and Science. Federal state educational standard of primary general education]. (2009). In Nachal'noe obshchee obra-zovanie, pp. 6, 9.
13. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. O zashchite detey ot informatsii, prichinyayushchey vred ikh zdo-rov'yu i razvitiyu : feder. zakon № 436-FZ : [prinyat Gos. Dumoy 21 dek. 2010 g. : odobren Sovetom Federatsiy 24 dek. 2010 g.] [Russian Federation. The laws. On protecting children from information that is harmful to their health and development]. URL: https://rg.ru/2010/12/31/deti-inform-dok.html (mode of access: 10.11.2020).
14. Soldatova, G. U., et al. (2013). Tsifrovaya kompetentnost' rossiyskikh podrostkov i roditeley: rezul'taty Vserossiyskogo issledovaniya [Digital competence of Russian adolescents and parents: results of the all-Russian research]. In Fond razvitiya Interneta. Moscow. URL: http://www.ifap.ru/library/book536.pdf (mode of access: 21.11.2020).
15. Children's Internet Access at Home. (2020). In National Center for Education Statistic. URL: https://nces.ed.gov/programs/coe/pdf/coe_cch.pdf (mode of access: 04.07.2020).
16. Livingstone, S., Davidson, J., Bryce, J. (2017). Children's online activities: risks and safety. In The UK Council for Child Internet Safety. URL: https://assets.publishing. service.gov.uk/government/ uploads/system/uploads/attachment_data/file/759005/Literature_Review_Final_October_2017.pdf (mode of access: 21.11.2020).