Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМИ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ В ШКОЛАХ ДАГЕСТАНА'

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМИ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ В ШКОЛАХ ДАГЕСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ / НРАВСТВЕННОЕ И ДУХОВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шихшабеков Шихшабек Юсупович, Куршалиев Абуталиб Гамидович, Пайзулаев Магомед Камилович

Цель. Рассмотреть роль элементов восточных единоборств в физическом воспитании детей младшего школьного возраста в общеобразовательных школах Дагестана. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, обобщение. Результат. Статья посвящена одной из актуальных проблем теории и практики физической культуры - обновлению содержания образования по предмету «Физическая культура» (использование элементов восточных единоборств в физическом воспитании детей младшего школьного возраста в общеобразовательных школах Дагестана) и поиску путей, активизирующих интерес младших школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Вывод. Применение системы восточных единоборств на уроках физической культуры в школах Дагестана оказывает благотворное воздействие на развитие личности, формируя как физические, так и духовно-нравственные качества детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шихшабеков Шихшабек Юсупович, Куршалиев Абуталиб Гамидович, Пайзулаев Магомед Камилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN BY ELEMENTS OF MARTIAL ARTS IN DAGESTAN SCHOOLS

The aim of the article is to consider the role of elements of martial arts in physical education of elementary schoolchildren in general education schools of Dagestan. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, observation, generalization. Result. The article is devoted to one of actual problems of the theory and practice of physical culture - the renewal of educational content on the subject of "Physical culture" (the use of elements of martial arts in the physical education of children of primary school age in schools in Dagestan) and finding the ways of activating the interest of younger students to independently exercise. Conclusion. When using the system of martial arts in physical education classes in schools of Dagestan, it has a beneficial effect on the development of personality, forming both physical and spiritual and moral qualities of children of primary school age.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМИ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ В ШКОЛАХ ДАГЕСТАНА»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.037.1:796.8

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-85-89

Физическое воспитание младших школьников элементами восточных единоборств в школах Дагестана

Шихшабеков Ш. Ю. 1, Куршалиев А. Г.,1- 2 Пайзулаев М. К.1- 2- 3

1 Дагестанский государственный педагогический университет, 2 Дагестанский государственный технический университет, 3 Дагестанский институт развития образования, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть роль элементов восточных единоборств в физическом воспитании детей младшего школьного возраста в общеобразовательных школах Дагестана. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, обобщение. Результат. Статья посвящена одной из актуальных проблем теории и практики физической культуры - обновлению содержания образования по предмету «Физическая культура» (использование элементов восточных единоборств в физическом воспитании детей младшего школьного возраста в общеобразовательных школах Дагестана) и поиску путей, активизирующих интерес младших школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Вывод. Применение системы восточных единоборств на уроках физической культуры в школах Дагестана оказывает благотворное воздействие на развитие личности, формируя как физические, так и духовно-нравственные качества детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: восточные единоборства, система физического воспитания, младшие школьники, двигательная активность, урок физической культуры, физическое, нравственное и духовное совершенствование.

Формат цитирования: Шихшабеков Ш. Ю., Куршалиев А. Г., Пайзулаев М. К. Физическое воспитание младших школьников элементами восточных единоборств в школах Дагестана // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 4. С. 85-89. 001: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-85-89

Physical Education of Primary Schoolchildren by Elements of Martial Arts in Dagestan Schools

Shikhshabek Yu. Shikhshabekov 1 Abutalib. G. Kurshaliev 1 2,

Magomed K. Payzulaev 1 2 3

1 Dagestan State Pedagogical University, 2 Dagestan State Technical University, 3 Dagestan Institute of Education Development, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to consider the role of elements of martial arts in physical education of elementary schoolchildren in general education schools of Dagestan. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, observation, generalization. Result. The article is devoted to one of actual problems of the theory and practice of physical culture - the renewal of educational content on the subject of "Physical culture" (the use of elements of martial arts in the physical education of children of primary school age in schools in Dagestan) and finding the ways of activating the interest of younger students to independently exercise. Conclusion. When using the system of martial arts in physical education classes in

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 4. 2019

schools of Dagestan, it has a beneficial effect on the development of personality, forming both physical and spiritual and moral qualities of children of primary school age.

Keywords: martial arts, physical education system, primary schoolchildren, motor activity, physical education lesson, physical, moral and spiritual improvement.

For citation: Shikhshabekov Sh. Yu., Kurshaliev A. G., Payzulaev M. K. Physical Education of Primary Schoolchildren by Elements of Martial Arts in Dagestan Schools. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 4. Pp. 85-89. DOI: 10.31161/19950659-2019-13-4-85-89 (In Russian)

Введение

По итогам рейтинга, проводимого агентством «РИА Рейтинг» в 2018 г. в регионах российской федерации по пристрастию жителей к здоровому образу жизни, наша республика Дагестан находилась на первом месте, большим приоритетом для жителей Дагестана является здоровье и физическая подготовленность детей и молодежи. Восточная система физического воспитания, схожа с физической культурой народов Дагестана, которая в некоторой степени является воспитательным кодексом, образом жизни, быта и является приоритетом нравственности, гуманности дагестанского народа.

Проблему физического воспитания, формирования культа здорового образа жизни и поиска путей, активизирующих интерес самостоятельно заниматься физическими упражнениями с использованием элементов восточных единоборств, нужно решить через восточную систему физического воспитания детей, а именно детей младшего школьного возраста, так как данный возраст как никакой другой подходит для решения этой проблемы.

Целю исследования являлось рассмотреть роль элементов восточных единоборств в физическом воспитании детей младшего школьного возраста в общеобразовательных школах Дагестана.

Методы - анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, обобщение.

Результаты и обсуждение

Статья посвящена одной из актуальных проблем теории и практики физической культуры - обновлению содержания образования по предмету «Физическая культура» в начальных классах школ Дагестана.

Значительные сдвиги и лучшие показатели двигательной деятельности в физическом развитии детей младшего школьного возраста были достигнуты за годы советской власти.

В наше время степень физического развития, состояние здоровья детей младшего школьного возраста и подростков можно оценить как весьма неудовлетворительное. У многих детей младшего школьного возраста костно-мышечный аппарат имеет отклонения в развитии, в период обучения у обучающихся увеличивается близорукость, нарушается осанка, появляются плоскостопие и ожирение. В данном возрасте больше всего нарушается физическое развитие детей.

Большинство из этих нарушений имеют неустойчивый функциональный характер, и потому можно их исправить посредством физического развития детей, т. е. гимнастикой, играми, упражнениями. Нужно еще в раннем младшем школьном возрасте избавиться от всех этих недостатков, пока они еще исправимы.

С большим опозданием в нашу страну доходят сведения из-за рубежа о новинках в области методики оздоровительной физической культуры. Между тем, в последние годы в международной практике наблюдается взаимопроникновение достижений этой области. Это является естественным процессом, характерным для прогресса во всех сферах человеческой культуры [1, с. 145].

Однако попытки найти сколько-нибудь адекватно адаптированную к условиям учебно-педагогического процесса общеобразовательной школы восточную систему физического воспитания не привели к положительному результату [1, с. 145].

Восточная система физического воспитания содержит в себе рациональную интеграцию более ценного и полезного, в данном случае - это проверенные и оправданные годами, комплексные виды упражнений.

Для развития и становления гармоничной полноценной личности младшего школьника, невозможно применить спортивную сторону восточных единоборств практически изолированно, так как восточная система физического воспитания,

как и восточные единоборства служит частью воспитательного кодекса, образа жизни и является приоритетом нравственности и гуманности. Многообразные виды единоборств существовали почти у всех народностей. Сконцентрировать интегрированные приё мы единоборства в слаженную систему с четкой классификацией, позицией и техникой, включив в нее моральную, этико-эстетическую базу, использовав не только в физическом, но и духовно-нравственном, психологическом, совершенствовании людей, сумели исключительно на Востоке.

Искусство, ставшее не только неотъемлемой частью культуры и традиций народа, но и образом жизни тех, кто занимается им всерьё з. А именно поэтому оно сохранилось до наших дней. Искусство, требующее не слепого повторения давно установленных канонов, а осмысливания, проникновения в каждое движение и - творчества. Искусство, которое развивает у человека самые разные, порой абсолютно неожиданные способности и даё т ему возможность полнее раскрыться, глубже познать себя и окружающих, самореализоваться в любой области [1, с. 146].

В восточной системе самосовершенствования, весьма сильной стороной являются каноны, соблюдая которые обучающиеся проходят определё нные жизненные позиции, следуя кодексу чести. В основе восточных систем воспитания имеются весьма знакомые заповеди, которые схожи с ценностями народов Дагестана - уважать старших, почитать учителей, уважать соперника, помогать слабым, избегать насилие и т. д., определяющие этико-эстетические правила отношений в нынешнем культурном развитии общества.

Исходя из вышесказанного, мы приходим к заключению, о том, что в нынешней практике физического воспитания учащихся начальных классов общеобразовательных школ Дагестана, необходимо применить в физическом воспитании элементы восточного единоборства, дошедшие до нас в виде разнообразных систем физических упражнений.

Повысить основы технического уровня мастерства детей младшего школьного возраста можно не только доступными различными видами физической культуры и спорта, а также элементами восточного единоборства. У детей младшего школьно-

го возраста физиологические функции организма ещё не до конца сформировались, а внутренние органы ещё не созрели, поэтому методика занятий с детьми данного возраста непохожа на методики тренировок взрослых.

На занятиях физической культуры с детьми младшего школьного возраста нельзя применять подряд все упражнения восточных единоборств, так как большая техническая сложность некоторых упражнений требует многолетнего специального обучения и освоения боевой направленности некоторых приемов. Но при этом в основе восточных единоборств имеются упражнения, доступные в использовании учениками разновозрастного контингента, обладающие значительной степенью оздоровительного влияния, а также высоким педагогическим потенциалом.

Выводы

В младшем школьном возрасте тренировки нужно вести, учитывая физиологические особенности организма учащихся. Нарушение выполнения упражнений с детьми младшего школьного возраста, отразится на здоровье и повлияет на их полноценный рост:

1. В младшем школьном возрасте необходимо обучать элементарным и простым базовым элементам. Тело в данной возрастной категории очень гибкое и эластичное, но недостаточно сильное, поэтому упор нужно делать на простейших движениях. Необходимо начать обучать детей с постижения техники работы рук. Нижние конечности лучше начинать тренировать с базовых стоек, после чего можно приступить к отработке наиболее простых ударов ногами. После определенных укрепительных упражнений и приобретения детьми младшего школьного возраста необходимых навыков, можно повысить технический арсенал понемножку перейдя к обучению детей некоторым вращательным ударам ногами, балансировке, прыжкам.

2. В младшем школьном возрасте тренировать детей не должны чрезмерно долго, в процессе обучения нельзя забывать и об отдыхе. Мышцы в данном возрасте недостаточно сильны, легко устают и ослабевают; стойкость детских мышц также недостаточна, в связи с этим не нужно проводить слишком длительные и интенсивные тренировки и нельзя вслепую усиливать нагрузку, наоборот, в результате каждого

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 4. 2019

занятия нужен отдых. Нельзя забывать, что в младшем школьном возрасте, нижние конечности слабее, чем верхние, отчего на стойку нужно выделить меньше времени и трудные упражнения ног должны быть недолгими. Так как в младшем школьном возрасте кости и связки ещё довольно слабые, прочности недостаточно, при падении с легкостью ребенок может вывихнуть суставные кости и травмироваться, поэтому педагогу нужно беречь учащихся, уменьшив численность равновесий, кувырканий и прыжковых упражнений.

3. Наглядные методы обучения в младшем школьном возрасте являются самыми действенными, поэтому нужно привлечь внимание детей самыми зрелищными элементами, усиливая при этом интерес к занятиям по физическому воспитанию. Так как дети младшего школьного возраста являются обладателями чудесной способности подражать, потому педагогу-учителю нужно стремиться показать все на личном примере, опыте и наглядных методах обучения, на теоретический материал уделять немного времени, а больше показывать. Занятия в начальных классах должны всегда сопровождаться девизом «Делай как я, делай лучше меня», чтобы дети свободно смогли разъяснить и воспроизвести движения точно и живо.

4. Правильная осанка играет огромную роль в младшем школьном возрасте. Для сохранения правильной осанки в данном возрасте важно основательное повышение мастерства, которое еще и дает огромный потенциал для укрепления здоровья. Младший школьный возраст - пора

физического воспитания Китая. М. : Молодая Гвардия, 1990. 76 с.

2. Минбулатов В. М. Некоторые проблемные вопросы физического воспитания в сельских школах Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1977. 19 с.

3. Савилов В. А. Кэндо - путь к мужеству и благородству: книга для учащихся старших классов. М. : Просвещение, 1992. 144 с.

cheskogo vospitaniya Kitaya [Wushu: traditions of spiritual and physical education in China]. Moscow, Molodaya Gvardiya Publ., 1990. 76 p. (In Russian)

энергичного взросления, физиологического и физического развития, так как хрящевые и костные ткани ещё не укрепились, скелет является гибким, подвижным. Неправильная методика обучения и тренировки могут привести к искривлё нному позвоночнику и нарушению осанки детей. Искривлё нный позвоночник можно предупредить и даже поправить правильными тренировками, сохранив при этом, ровную, прямую осанку. При прыжках, кувырканиях, беге и других действиях, связанных с резким падением, растяжением, педагогу-учителю нужно уделять особое внимание учащимся начальных классов для предотвращения ушибов, повреждений в процессе выполнения данных упражнений.

Нравственное воспитание должно сопровождать на протяжении всей жизни, не только детей младшего школьного возраста, но и всего поколения человечества. При занятиях с детьми младшего школьного возраста важно, чтобы они не хвастались своими силами, обижая слабых, так как самой главной особенностью восточного единоборства являются эффективные удары защитного и наступательного характера. Используя подобные комплексные тренировки воспитания важно не только популяризировать и распространять восточные единоборства, но и повлиять на интеллектуальное, физическое, нравственное развитие детей младшего школьного возраста, воспитать чувство прекрасного и трудолюбия. Обучение тренировкам всё время должно проводиться с учетом возрастных особенностей детей.

евых искусствах Востока. М. : Молодая Гвардия, 1990. 363 с.

5. Шихшабеков Ш. Ю., Магомедов О. М., Пайзулаев М. К., Элементы восточных единоборств в системе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4. С. 144-146.

prosy fizicheskogo vospitaniya v sel'skih shkolah Dagestana [Some problematic issues of physical education in rural schools of Dagestan]. Ma-

Литература

1. Маслов А. А. Ушу: традиции духовного и 4. Фомин В. П., Линдер И. Б. Диалоги о бо-

References

1. Maslov A. A. Ushu: tradicii duhovnogo i fizi- 2. Minbulatov V. M. Nekotorye problemnye vo-

khachkala, Daguchpedgiz Publ., 1977. 19 p. (In Russian)

3. Savilov V. A. Kendo - put' k muzhestvu i blagorodstvu: kniga dlya uchashchihsya starshih klassov [Kendo - the path to courage and nobility: book for high school students]. Moscow, Pros-vesheniye Publ., 1992. 144 p. (In Russian)

4. Fomin V. P., Linder I. B. Dialogi o boevyh is-kusstvah Vostoka [Dialogues about the martial

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Шихшабеков Шихшабек Юсупович,

кандидат педагогических наук, профессор, кафедра физического воспитания, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Куршалиев Абуталиб Гамидович, заведующий кафедрой физической культуры и спорта, Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Пайзулаев Магомед Камилович, старший преподаватель, кафедра развития профессионального и дополнительного образования, Дагестанский институт развития образования, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

arts of the East]. Moscow, Molodaya Gvardiya Publ., 1990. 363 p. (In Russian)

5. Shikhshabekov Sh. Yu., Magomedov O. M., Payzulaev M. K. Elements of martial arts in the system of physical education of secondary school students. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. 2016. No. 4. Pp. 144-146. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Shikhshabek Yu. Shikhshabekov, Ph. D.

(Pedagogy), professor, the chair of Physical Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Abutalib G. Tursaliev, the head of the chair of Physical Culture and Sports, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia; email: [email protected]

Magomed K. Payzulaev, senior lecturer, the chair of Development of Professional and Additional Education, Dagestan Institute of Education Development, Makhachkala, Russia; email: [email protected]

Принята в печать 26.11.2019 г.

Received 26.11.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.