УДК 373.31
Pavlova E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosova (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Maksimova A.P, Deputy Director for Educational and Methodological Work, primary school teacher, Special (Correctional) Boarding School No. 34
«City of Yakutsk» (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF FOLK FAIRY TALES IN THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE PRIMARY SCHOOL CHILDREN. The article reveals a study, aimed at finding solution to the issue of forming an ecological culture in primary school children, aimed at further protecting the environment as a whole. The researchers noted that primary school age is an intrinsically valuable stage in the formation of an individual's ecological culture. One of the solutions to the problem under study, is seen in the use of the pedagogical potential of folklore in the educational process, particularly, in folk tales of Yakutia region that are associated with the interaction of man and nature. As part of the study, the researchers study theoretical foundations of environmental education and upbringing of children, the formation of environmental culture, effective forms, methods and techniques for its implementation. The work helps develop and test a program of extracurricular activities among third-grade students.
Key words: ecological culture, environment, folk tales, primary school children, circle activities.
Е.П. Павлова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
А.П. Максимова, зам. директора по учебно-методической работе, учитель начальных классов Муниципального общеобразовательного казенного
учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 34 городского округа «город Якутск»», г. Якутск,
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНЫХ СКАЗОК В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывается описание проведенного исследования, направленное на поиск решения вопроса формирования у младших школьников экологической культуры, целенаправленное на дальнейшую охрану окружающей среды в целом. Исследователями отмечено, что младший школьный возраст является самоценным этапом в формировании экологической культуры личности. Один из путей решений исследуемой проблемы нам видится в использовании педагогического потенциала народного фольклора в образовательном процессе, в частности народные сказки нашего региона, связанные с взаимодействием человека и природы, окружающей среды. В рамках исследования нами был изучены теоретические основы экологического образования и воспитания детей данного возраста, формирования экологической культуры, действенные формы, методы и приемы ее реализации, разработана и апробирована программа внеурочной деятельности с учащимися третьего класса.
Ключевые слова: экологическая культура, окружающая среда, народные сказки, младший школьник, кружковая деятельность.
В настоящее время на состояние природы в большей мере влияет деятельность человека, различные стихийные бедствия не оказывают более серьезного и долговременного отрицательного эффекта на окружающую среду. Ситуация ухудшается по мере развития технологий. В нашей стране для решения экологической проблемы была разработана и реализовывается государственная программа «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы, целенаправленная на повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем. Значимыми задачами программы обозначены обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека; сохранение и восстановление биологического разнообразия Российской Федерации и др. Так возник государственный заказ обществу об охране окружающей среды. В связи с этим экологическое образование и воспитание, формирование и развитие экологической культуры стали одним из актуальных вопросов образования в целом. Следует предположить, чем младше возраст ребенка, вовлекаемого в образовательный процесс по охране и защите окружающей среды, тем более возможен положительный результат. Так, проблема формирования экологической культуры у младших школьников является одним из важнейших вопросов начального общего образования.
Представленная работа является результатом научного исследования проблемы формирования экологической культуры младших школьников в условиях внеурочной деятельности. Теоретическая и практическая значимость исследования заключены в определенной систематизации научных знаний в условиях применения на этапе начального общего образования и возможности использования результатов исследования учителями начальных классов, педагогов дополнительного образования и родителями младших школьников. Целью нашего исследования было на основе изучения научных и специальных знаний определить пути формирования экологической культуры младших школьников посредством народных сказок в условиях внеурочной деятельности. Для этого нами были поставлены задачи: выявить сущность и раскрыть содержание формирования экологической культуры младших школьников; на основе выявленных особенностей формирования экологической культуры младших школьников посредством народных сказок разработать и апробировать на практике программу кружка для учащихся третьего класса по формированию экологической культуры с использованием народных сказок.
Формирование знаний о природе в процессе экологического образования, воспитания и развития экологической культуры были исследованы и освещены в трудах Т.А. Бабановой, ПН. Волкова, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Л.П. Салеевой, В.И. Старостина, Н.А. Рыжовой, В.А. Ясвина и др. Экологическая культура формируется в условиях экологического воспитания и образования. А.Н. Захлебный считал, что экологическим образованием является непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на
формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций [1, с. 288], поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей природной среде [2, с. 25]. Исследователи считают, что ответственное отношение к окружающей среде начинает закладываться в детском возрасте, в частности на этапе начальной школы, в соответствии с современным учебным планом и программами. Такие аспекты содержания экологического образования, как научно-познавательный, ценностный, нормативный, практически-деятельностный, являются существенным условием формирования экологической культуры учащихся [3, с. 38]. Компонентами экологической культуры младших школьников, по мнению В.И. Старостина, являются сформиро-ванность основ экологически развитого сознания, эмоционально-чувственной, деятельностной сфер личности [4, с. 27]. Показатели сформированности экологической культуры следует исследовать на двух уровнях: внутреннем и внешнем - качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии младшего школьника с окружающим миром.
Практическое исследование проводилось в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Хагынская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) среди учащихся третьих классов.
Практическая часть исследования была начата с диагностирования, целенаправленного на изучение уровня сформированности экологической культуры младших школьников. Для этого нами были использованы следующие методы и методики: методика Л.В. Моисеевой, И.Р. Кастунова, диагностика уровня базовых знаний о природе местного края (когнитивный компонент экологической культуры); методика А.А. Макарова, исследование практических навыков и умений учащихся по отношению к природе родного края; методика исследования показателей отношения младших школьников к объектам живой природы; индивидуальная беседа и педагогическое наблюдение.
Основываясь на полученные данные констатирующего этапа, нами было разработано содержание последующей деятельности по формированию экологической культуры младших школьников во внеклассной деятельности. Цель формирующего этапа исследования заключалась в повышении уровня экологической культуры младших школьников посредством якутских народных сказок, связанных с взаимодействием человека с природой и окружающей средой.
Основой формирования экологической культуры детей начальной школы являются впечатления об окружающей действительности. Поэтому важно расширять его жизненный опыт и разнообразить его. С учетом этого на формирующем этапе в рамках исследования нами была разработана и апробирована программа кружка «Остуоруйа дойдута» («Сказочная страна»). В целях воспитания экологической культуры, нравственных устоев и положительного, бережного отношения к природе нами была создана развивающая среда для учащихся третьих классов.
Так, были организованы уголок экологии, мини-библиотека, мини-мастерская, мини-лаборатория и изостудия.
В разработке программы кружковой деятельности применялись традиционные формы работы по экологическому образованию и воспитанию детей, ознакомление с природой родного края, которые имеют практико-ориентированную направленность для более сложного обучения детей элементам экологической культуры [5, с. 159].
Далее приведем описание примерных фрагментов по темам проведенных занятий, соответствующих названиям якутских народных сказок.
Фрагмент 1. Занятие на тему «Куобах туhунан остуоруйа» («Сказка о зайце»). Для работы с данной сказкой ставились классические задачи. Например, формирование у младших школьников интереса к якутским народным сказкам, воспитание у них таких черт характера, как доброта, эмоциональная отзывчивость по отношению к животным; развитие у детей активности и инициативы, желания участвовать в игре-драматизации. В нашу задачу входило научить детей передавать характеры героев-животных путем использования соответствующих интонаций, характерных животным - героям сказки. Содержание работы на занятии включало: чтение произведения; беседа в интерактивной форме о прочитанном; лепка из пластилина героев произведения; проработка этюдов сказки для развития выразительности чтения детей; организация и проведение подвижной игры «Зайцы и волк» с целью закрепления игровых навыков общения; пересказ сказки с использованием настольного театра [6]; изготовление атрибутов костюмов животных из сказки и декорации; распределение ролей между младшими школьниками для игры; обыгрывание детьми сюжета сказки.
Фрагмент 2. Занятие на тему «Хабаратта эмээхсин, чыычаах уонна Алаа-Мо5ус» («Старуха Хабаратта, птица и Алаа-Могус)». Для проведения этого занятия ставились задачи: научить детей активному слушанию произведения; привлечь их к деятельному участию в инсценировке и драматизации отдельных эпизодов сказки; научить правильно передавать интонацию выразительности речи персонажей сказки; воспитание чувства сопереживания и эмпатии к героям произведения; развивать у учащихся выразительность речи и пантомимические навыки. Содержание работы во время занятия соответствовало поставленным задачам.
Фрагмент 3. Занятие на тему: Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин (Старуха Бяйбярикян с пятью коровами). Задачами данного занятия были связаны с формированием экологической культуры и воспитанием нравственных чувств; развитие умений взаимодействия и сотрудничества в коллективе детей; приобщение к бережному отношению и природоохранной деятельности народа саха. Содержание работы на занятии было построено в соответствии с задачами и включало проведение с детьми дидактической игры «Мин айыл5ам» (Моя природа).
Фрагмент 4. Занятие на тему «Чыычаах уонна Алаа-Мо5ус» («Птица и Алаа-Могус»).
Задачи данного занятия были следующие: научить детей изображать характеры разных персонажей сказки; воспитать умение взаимодействия, сотрудничества в согласованности действий детей для участия в драматизации отдельных эпизодов сказки; формирование и развитие у детей умений передавать различные интонации, мимику, характерные для героев-животных телодвижения. Содержание работы на занятии было построено поэтапно согласно поставленным задачам и включало показ постановки кукольного театра «Чыычаах уонна Алаа-Мо5ус» («Птица и Алаа Могус»).
Фрагмент 5. Занятие на тему «Тураах хара дьуhуннэммитэ» («Как Ворона стала черной»). Задачи на занятии ставились следующие: формирование и развитие у детей экологической культуры, чувств и представлений; развитие умений согласовывать собственные действия с поступками других людей; формирование и развитие у младших школьников навыков осознанности последствий поступков и действий. Содержание работы во время занятия соответствовало поставленным задачам, также были включены этапы рисования сюжетов сказки и составление ролевого диалога «Тураах хара дьуьуннэммитэ» («Как ворона стала черной»).
Данный этап включал и другие занятия, связанные с ознакомлением и изучением якутских народных сказок, целенаправленных на формирование и развитие у младших школьников экологической культуры. Так, в ходе занятий использовались различные формы, методы и приемы работы над текстом произведения: выразительное чтение, чтение в парах и группах, по ролям, переБиблиографический список
сказ, устное изложение, обсуждение и др. Например, использовались следующие тексты и виды работы над ними: «Атыыр уонна атыыр о5ус» («Кь^ын уhаабыта, сайын кылгаабыта») («Почему зима длиннее, а лето короче») с вовлечением детей в ролевую игру «Утары тыллары бул» («Найди сопоставления и антонимы)»; «Дыбыы-Кылыыhыт» («Дыбылыы-Кылыысыт») - в ходе занятия с детьми отрабатывались артистические навыки для постановки спектакля, при этом выполнялись задачи по развитию у них экологической культуры, воспитанию уважительного отношения к природе в соответствии с традициями народа саха и умений вежливого взаимодействия между собой и другими людьми и др.; «Сутурук са5а бухатыыр» («Богатырь с кулак»); Саhыл уонна бере ("Лиса и волк") и др.
Детям-третьеклассникам были наиболее интересны сказки, в которых действующими лицами были животные и звери. Входя в роль выбранного ими героя, животного или зверя, дети «вживались» в него и становились более раскрепощёнными как психологически, так и физически. Детям всегда увлекательнее и проще представлять себя зайцем, лисой, волком, собачкой и др. Известная в народе сказка «Таал-Таал эмээхсин» («Старуха Таал-Таал») небольшая по объему и лучше всего подходила для постановки детьми данного возраста. В спектакле участвовали все дети, занимавшиеся в кружке, показав такие личностные качества характера, как инициативность, активность, увлеченность, организованность и продемонстрировав навыки, приобретенные в ходе занятий. Вместе с тем наблюдение во время занятий показало, что детям особенно нравилось рисование эпизодов из якутских сказок «Птица и Алаа-Могус», «Старуха Таал-Таал», лепка героев сказок из пластилина и др.
Наряду с этим нами был разработан и использован на занятиях ряд дидактических игр, связанных с живой природой. В ходе занятий дети пополняли свои знания о растениях родного края, которые сопровождались изучением правил личной безопасности поведения в лесу и природоохранной деятельности. Например, не ломай деревья без необходимости; если не знаешь растение, не трогай его, если на нем есть ягоды - не ешь их; собирай только те грибы, которые ты знаешь и др. В результате использования различных форм внеклассной экологической работы нами решались следующие задачи: освоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия человека с окружающим миром природы; составление памятки экологической безопасности; поиск новых для детей путей решения проблемы «человек и природа». Младшими школьниками также был реализован образовательный проект «Природа и мы»: в каждом кабинете начальных классов были созданы уголки природы; в школе организованы «Комната природы», «Зимний сад», в летнее время ребятами оформлен пришкольный участок, в котором дети имели возможность систематически наблюдать за явлениями, объектами и общаться с живой природой, в том числе родного края. Таким образом, на наш взгляд, закладывается осознанное, правильное отношение младших школьников к природе, что составляет основу их экологической культуры. В целях развития умений младших школьников решать экологические проблемы на основе изученных сказок учащимися была проведена доступная для них исследовательская работа. Например, проект «Мое дерево». Как показал опыт, часто младшими школьниками деревья не воспринимаются как живые объекты. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку в родном улусе, той среды, в которой они произрастают. Во внеурочное время учащиеся готовили разные сообщения о животных и растениях, используя содержание народных сказок.
Итоги первого контрольного среза измерения когнитивного компонента экологической культуры младших школьников дают основание говорить о том, что уровень эмоционально-деятельностного компонента экологической культуры младших школьников и показатели степени отношения младших школьников к живым объектам природы имели положительную динамику.
В ходе реализации кружковой деятельности третьеклассники пополнили и обогатили знания о природе, в том числе и родного края, а участие и игра в постановках-драматизациях изученных сказок показали сформированность их некоторых практических навыков экологической культуры. Значимым в кружковой деятельности являлось вовлечение младших школьников в игры-драматизации по якутским народным сказкам. В данный период формирующего этапа дети демонстрировали умения формулировать и отстаивать свою позицию в обсуждении современных экологических проблем. Полученные количественные показатели в ходе контрольного среза сформированности экологической культуры младших школьников подтверждают эффективность проведенной практической работы.
1. Лис Я.О., Афанасьева Л.И. Ценностные ориентации младших школьников. Повышение качества образования в современных условиях: сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции. Якутск: Северо-Восточный федеральный университет: имени М. К. Аммосова, 2020: 288 - 289.
2. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. Москва: Педагогика, 2011.
3. Горощенко В.П. Методика преподавания природоведения. Москва: Просвещение, 2014.
4. Старостин В.И. Природа в системе эстетического воспитания. Москва: ЭКО, 2010.
5. Григорьева Л.И., Оконешникова Н.В., Павлова Е.П., Сакердонова А.С. Организация кружковой работы по этноэкологическому воспитанию младших школьников. Инновации в образовании. 2018; № 10: 157 - 169.
6. Павлова Е.П., Павлова В.А. Роль творческого пересказа в проблеме восприятия художественного произведения младшими школьниками. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 223 - 225.
References
1. Lis Ya.O., Afanas'eva L.I. Cennostnye orientacii mladshih shkol'nikov. Povyshenie kachestva obrazovaniya v sovremennyh usloviyah: sbornik trudov V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Yakutsk: Severo-Vostochnyj federal'nyj universitet imeni M. K. Ammosova, 2020: 288 - 289.
2. Zahlebnyj A.N. Shkola iproblemy ohrany prirody. Moskva: Pedagogika, 2011.
3. Goroschenko V.P. Metodika prepodavaniya prirodovedeniya. Moskva: Prosveschenie, 2014.
4. Starostin V.I. Priroda v sisteme 'esteticheskogo vospitaniya. Moskva: 'EKO, 2010.
5. Grigor'eva L.I., Okoneshnikova N.V., Pavlova E.P., Sakerdonova A.S. Organizaciya kruzhkovoj raboty po 'etno'ekologicheskomu vospitaniyu mladshih shkol'nikov. Innovacii v obrazovanii. 2018; № 10: 157 - 169.
6. Pavlova E.P., Pavlova V.A. Rol' tvorcheskogo pereskaza v probleme vospriyatiya hudozhestvennogo proizvedeniya mladshimi shkol'nikami. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 223 - 225.
Статья поступила в редакцию 08.09.20
УДК 371.486
Pavlova E.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Pavlova V.A., student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF PLOT DRAWING IN PATRIOTIC EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN. The article discusses an issue of the need for patriotic education of primary school children, their knowledge of the history, culture of their people and the role of plot drawing in it. It is known that familiarizing children with folk culture is a means of forming patriotic feelings in them. The researchers see one of the ways of upbringing spirituality in children in acquaintance and study of the native culture through plot drawing in fine arts lessons in elementary grades. As part of the study, the paper reveals theoretical foundations of patriotic education and upbringing of primary school children, the peculiarities of constructing a compositional plot drawing, methods and techniques for its implementation, and also developed a cycle of lessons on teaching plot drawing. On the basis of theoretical substantiation, practical testing is carried out in order to test the hypothesis of the study.
Key words: plot drawing, primary school children, patriotic education, culture, national culture, national-regional component.
Е.П. Павлова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
В.А. Павлова, студентка, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
РОЛЬ СЮЖЕТНОГО РИСУНКА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается вопрос о необходимости патриотического воспитания младших школьников, познания ими истории, культуры своего народа и роли сюжетного рисунка в нем. Известно, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств. Одним из путей воспитания духовности у детей нам видится в ознакомлении и изучении родной культуры посредством сюжетного рисунка на уроках изобразительного искусства в начальных классах. В рамках исследования нами были изучены теоретические основы патриотического образования и воспитания детей младшего школьного возраста, особенности построения композиционного сюжетного рисунка, методы и приемы его реализации, также разработан цикл занятий по обучению сюжетному рисованию. На основе теоретического обоснования была проведена практическая апробация с целью проверки определенной нами гипотезы исследования.
Ключевые слова: сюжетный рисунок, младший школьник, патриотическое воспитание, культура, национальная культура, национально-региональный компонент.
Повышение национального самосознания, стремление понимания и познания истории, культуры своего народа является характерным для современного общества. Согласно государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» был сформирован общественный заказ современному образованию. Так, в воспитании молодежи проблема научного обоснования национальных факторов, таких как сохранение и возрождение культурного наследия, начинается с изучения родного края. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обозначено, что к результатам индивидуальных достижений обучающихся относятся, наряду с другими задачами, и индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. [1].
Формирование и развитие первых представлений об окружающем мире, ознакомление с традициями культурной среды [2, с. 11], историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона, в котором проживает ребенок, является основой становления его личности. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - актуальная задача современного образования и общества.
Вопросы патриотического воспитания, развития патриотических чувств детей, воспитания патриотизма освещены в трудах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлин-ского, Дж. Дьюи, П.Ф. Каптерева, Е.В. Белоусовой, ПХ. Валеевой, А.Н. Вырщико-ва, Т. А. Ильиной, Е.А. Ануфриева, С.Е Матушкина, А.П Вороненко, Л.В. Кокуевой и др.
В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается, что художественно-эстетическое воспитание предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [1; 3].
Результаты исследований эстетического воспитания младших школьников были освещены в трудах Н.А. Ветлугиной, Н.П Тагильцевой, А.Ю. Пончарук, А.Ж. Овчинниковой, А.Ф. Лобова и др.; изучением развития умений и навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста занимались ПП. Григорьева, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, и др.; знания о формировании и развитии детской одаренности, детского творчества и воспитания освещены в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Богоявленской, А.В. Бакушинского, Л.А. Венгера и др.
Сюжетное рисование - вид рисования, для которого характерна передача связного содержания. В содержании сюжетного рисования отражается целостная ситуация, персонажи, которые в ней действуют, и отношения, в которые они вступают. Сюжетное рисование тесно связано с развитием образного мышления и освоением объяснительно-сопроводительной и планирующей функций речи. При выполнении рисунка ребенком используются следующие средства выразительности: цвет, линия, форму, композиция [4, с. 26].
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении педагогических условий ознакомления детей младшего школьного возраста с культурой народа саха в процессе обучения сюжетному рисованию. В ходе исследования нами была проверена гипотеза, заключавшаяся в том, что дети младшего школьного возраста успешно ознакомятся с культурой саха посредством сюжетного рисунка, если создать предметно-пространственную среду в группе, способствующую свободному проявлению творческого воображения и мышления ребенка; обеспечить включение младших школьников в творческую деятельность, в процессе которой будут решаться творческие задачи по ознакомлению с культурой народа саха; разработать систему занятий по сюжетному рисованию, разделенных на циклы с отражением в тематике национально-регионального компонента.
В проведении исследования нами были применены следующие методы: анализ теоретического материала, литературы и других информационных источников, педагогический эксперимент, целенаправленное наблюдение и беседа. Практическое исследование проводилось в муниципальном автономном образовательном учреждении «Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа № 2» (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «Пород Якутск») Республики Саха (Якутия). На констатирующем