Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КЛУБ / КРУЖОК / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / АГИТБРИГАДА / ДИАГНОСТИКА / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / MODULAR APPROACH / COMPREHENSIVE SCHOOL / DESIGN / FUNCTIONAL LITERACY / CLUB / DIDACTIC GAME / CREATIVE WORKSHOP / PROPAGANDA TEAM / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русских Галина Анатольевна, Смирнов Дмитрий Витальевич

Авторы раскрывают теоретические основы проектирования организации внеурочной деятельности школьников в образовательной среде школы как необходимого условия реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Показано, что внеурочная деятельность в образовательной организации решает задачи развития творческих способностей обучающихся, формирования их предметных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и личностных действий, воспитания нравственного потенциала гражданина России. Охарактеризован процесс деятельности на внеурочных занятиях, отличающийся от деятельности обучающихся на уроке как по целям, содержанию, особенностям методики проведения занятий, так и формам организации самостоятельной работы участников образовательного процесса. Охарактеризованы формы внеурочной деятельности: клуб, кружок, дидактические игры, творческая мастерская, агитбригада, - позволяющие на личном практическом опыте каждому школьнику закрепить полученные на уроках знания, умения навыки и сформировать функциональную грамотность (читательскую, здоровьесберегающую, финансовую, коммуникативную, безопасной жизнедеятельности и др.). Представлена форма диагностики готовности школьников к исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русских Галина Анатольевна, Смирнов Дмитрий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN A COMPREHENSIVE SCHOOL BASED ON A MODULAR APPROACH

The authors reveal the theoretical foundations of designing the organization of extracurricular activities of schoolchildren in the educational environment of the school as a necessary condition for the implementation of the federal state educational standard of general education. It is shown that extracurricular activities in an educational organization solve the problems of developing students' creative abilities, forming their subject, meta-subject (cognitive, regulatory, communicative) and personal actions, educating the moral potential of a Russian citizen. The process of activity in extracurricular activities is characterized as differing from the activity of students in the lesson both in terms of goals, content, features of the methodology for conducting classes, and the forms of organization of independent work of participants in the educational process. The forms of extracurricular activities are characterized: a club, didactic games, a creative workshop, an agitation team allowing each schoolchild to consolidate the knowledge and skills acquired in the lessons and to form functional literacy (reading, health-saving, financial, communicative, safe life activities, etc.). A form of diagnosing the readiness of students for research activities is presented.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА»

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 37.013.75; 374.1; 351.858; 37.026.7; 37.026.9; 37.012;

Г. А. Русских, Д. В. Смирнов

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА

Авторы раскрывают теоретические основы проектирования организации внеурочной деятельности школьников в образовательной среде школы как необходимого условия реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Показано, что внеурочная деятельность в образовательной организации решает задачи развития творческих способностей обучающихся, формирования их предметных, мета-предметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и личностных действий, воспитания нравственного потенциала гражданина России. Охарактеризован процесс деятельности на внеурочных занятиях, отличающийся от деятельности обучающихся на уроке как по целям, содержанию, особенностям методики проведения занятий, так и формам организации самостоятельной работы участников образовательного процесса. Охарактеризованы формы внеурочной деятельности: клуб, кружок, дидактические игры, творческая мастерская, агитбригада, - позволяющие на личном практическом опыте каждому школьнику закрепить полученные на уроках знания, умения навыки и сформировать функциональную грамотность (читательскую, здоровьесберегающую, финансовую, коммуникативную, безопасной жизнедеятельности и др.). Представлена форма диагностики готовности школьников к исследовательской деятельности.

The authors reveal the theoretical foundations of designing the organization of extracurricular activities of schoolchildren in the educational environment of the school as a necessary condition for the implementation of the federal state educational standard of general education. It is shown that extracurricular activities in an educational organization solve the problems of developing students' creative abilities, forming their subject, meta-subject (cognitive, regulatory, communicative) and personal actions, educating the moral potential of a Russian citizen. The process of activity in extracurricular activities is characterized as differing from the activity of students in the lesson both in terms of goals, content, features of the methodology for conducting classes, and the forms of organization of independent

work of participants in the educational process. The forms of extracurricular activities are characterized: a club, didactic games, a creative workshop, an agitation team allowing each schoolchild to consolidate the knowledge and skills acquired in the lessons and to form functional literacy (reading, health-saving, financial, communicative, safe life activities, etc.). A form of diagnosing the readiness of students for research activities is presented.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, модульный подход, общеобразовательная школа, проектирование, функциональная грамотность, клуб, кружок, дидактическая игра, творческая мастерская, агитбригада, диагностика.

Keywords: extracurricular activities, modular approach, comprehensive school, design, functional literacy, club, didactic game, creative workshop, propaganda team, diagnostics.

Известно, что одной из основных проблем современного образования является проблема мотивации обучающихся к познавательной деятельности. Однако в общеобразовательной школе в процессе внеурочной деятельности, которая, в отличие от урочной, организуется с учётом интересов и потребностей детей, проблема мотивации решается более эффективно. Успех обучающихся во внеурочной деятельности мотивирует их познавательный интерес и способствует развитию стремления школьников к активной, творческой и познавательной деятельности, в которой они самовыражаются, самопроявляются в своих талантах и самореализуются [21; 22; 23]. Учебный материал в нестандартной и неформальной обстановке усваивается обучающимися значительно легче, именно поэтому внеурочная деятельность является важным компонентом содержания современного школьного образования в Российской Федерации [11; 12; 16].

В настоящее время в общеобразовательной школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование российского общества. Эту задачу могут решить интеллектуально развитые, трудолюбивые, творческие люди, подлинные граждане своего Отечества.

Развитие перечисленных качеств личности, по мнению учителей-практиков, можно успешно осуществить при педагогически целесообразном проектировании образовательной системы, которая интегрирует познавательный процесс обучающихся в условиях урочной и внеурочной деятельности.

Цель статьи - раскрыть теоретические основы проектирования организации внеурочной деятельности школьников в образовательной организации как необходимого условия реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Внеурочная деятельность в образовательной организации решает задачи развития творческих способностей обучающихся, формирования их предметных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и личностных действий, воспитания нравственного потенциала гражданина России [9]. Более того, внеурочная деятельность позволяет практически на личном опыте каждого школьника закрепить полученные на уроках знания, умения и навыки и сформировать функциональную грамотность (читательскую, здоровьесберегающую, финансовую, коммуникативную, безопасной жизнедеятельности и др.) в различных сферах жизнедеятельности [7; 14; 19; 27].

Процесс деятельности школьников, а как «высший пилотаж» -самодеятельности на внеурочных занятиях отличается от деятельности обучающихся на уроке по целям, содержанию, особенностям методики проведения занятий и формам организации самостоятельной работы участников образовательного процесса [9; 10].

Важное значение в организации и управлении самостоятельной познавательной деятельностью школьников имеет план внеурочной деятельности. Этот документ раскрывает логику и последовательность мероприятий, отражает основное содержание работы на внеурочных занятиях, определяет активные формы самостоятельной работы школьников (фронтальные, групповые и индивидуальные), раскрывает эффективные технологии взаимодействия учителя-предметника, педагога-организатора, руководителя школьного музея и др. и обучающихся, демонстрирует приемы мониторинга оценки уровня (качества) достижений школьников. План, как правило, составляется на учебный год в соответствии с основным планом работы образовательной организации и утверждается директором школы.

К проектированию (планированию) внеурочной деятельности педагога, как правило, необходимо и полезно привлекать наиболее активных школьников и родительскую общественность. Таким образом, при проектировании учитываются потребности, пожелания и интересы обучающихся и их родителей [3; 17]. Активное вклю-

чение в творческий процесс проектирования мероприятий внеурочной деятельности позволяет наполнить ее новым смыслом детского творчества. Таким образом, внеурочная деятельность позволяет расширить образовательный кругозор детей, способствует развитию метапредметных умений, помогает сформировать функциональную грамотность обучающихся и использовать им в новых условиях в неформальной обстановке познавательный опыт. Одно из условий внеурочной деятельности - участие школьников в проектной и учебно-исследовательской работе, результаты которой могут быть использованы учителем и учащимися как на уроке, так и вне урока, в том числе в процессе дополнительного образования.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в общеобразовательной школе осуществляется на основе реализации определенного методологического подхода. Одним из наиболее перспективных направлений реализации интеграции в деятельности школьников, как показывают результаты опытно-экспериментальной деятельности ряда экспериментальных площадок ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (Белгородская область, г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Киров, г. Нижний Новгород и др.), является модульный подход в обучении, развитии, воспитании, профессиональном самоопределении и социализации, который позволяет сконструировать оригинальную систему взаимодействия педагогов (учителя-предметника, педагога-организатора, руководителя школьного музея и других специалистов) и обучающихся на уроке и вне урока, создать условия для проектирования индивидуального образовательного маршрута школьника, обеспечить преемственность идей основного и дополнительного образования [6; 8; 14].

Модульное обучение - такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой обучающийся работает с учебной программой, составленной из модулей. Суть модульного обучения заключается в организации процесса «управляемого самообучения» (И. Б. Сенновский, П. И. Третьяков) [25]. Управляемое самообучение осуществляется с помощью заданий для самостоятельной работы разного уровня сложности. Важно, что внутри модуля задания взаимосвязаны как по содержанию учебного материала, так и по дидактической цели. В процессе модульного обучения учебное содержание разбивается на несколько тематических блоков, каждый блок представляет собой законченный по смыслу и мето-

дическим приемам фрагмент обучения. Модуль содержит дидактический материал для самостоятельного изучения блока информации в индивидуальном режиме и дает возможность каждому обучающемуся осуществить познавательный процесс с учетом своих интересов и учебных возможностей при реализации индивидуального образовательного маршрута. Таким образом, технология модульного обучения является одним из направлений индивидуального обучения школьников, что позволяет организовать процесс самообучения, регулировать в индивидуальном режиме отбор содержания учебной информации, темп самостоятельной работы, оригинальность оформления авторского (ученического) текста и образовательного продукта как интегрированного итога учебной и внеучебной деятельности.

Авторы-разработчики технологии модульного обучения опирались на следующие идеи:

1) взаимодействия учителя и обучающихся в зоне их ближайшего развития (развивающий подход);

2) активного обучения с учетом индивидуального темпа познавательной деятельности детей (программированное обучение);

3) поэтапного усвоения учебных действий (теория поэтапного формирования умственных действий);

4) гибкого управления деятельностью обучающихся (кибернетический подход);

5) рефлексивного управления развитием универсальных учебных действий (рефлексивный подход).

Как следствие, и ученые, и педагоги рассматривают модуль в виде целевого структурно-функционального узла по одной или нескольким учебным дисциплинам в системе учебной и внеучебной деятельности. В модуле интегрируются как учебное содержание, так и методика (технология) овладения им [1; 4]. Педагоги-практики обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, которая состоит из следующих компонентов: 1) учебная цель; 2) целевая программа; 3) банк информации; 4) методические рекомендации по организации и управлению самостоятельной познавательной и/или учебно-исследовательской деятельности школьников; 5) практические занятия по развитию универсальных учебных действий (умений) и формированию компонентов функциональной грамотности; 6) самостоятельная работа диагностиче-

ского характера с целью определения уровня достижений школьников по освоению содержания данного модуля.

В педагогической практике учитель, который реализует модульный подход в обучении, прежде всего разрабатывает модульную программу, которая включает следующие компоненты: пояснительную записку; цель модуля; планируемые результаты (цели по содержанию); задачи освоения модуля; формы организации познавательной деятельности школьников; формы проведения учебных занятий; оценку результатов деятельности школьников. Следовательно, модульная программа - это программа деятельности школьников по изучению определенной темы в режиме самостоятельной работы. Рассмотрим последовательность действий учителя по составлению модульной программы: 1) определение комплексной цели освоения модуля; 2) отбор содержания учебного материала; 3) отбор методов и средств учебной деятельности (конструирование системы заданий для самостоятельной работы школьников); 4) моделирование учебных занятий с учетом реализации теоретических основ модульного обучения; 5) определение диагностического инструментария (входной контроль, обратная связь по освоению содержания модуля, итоговый контроль, коррекция деятельности школьников); 6) подбор источников информации (на бумажных и электронных носителях) для самостоятельной работы школьников; 7) оформление модульной программы.

Активные методы и формы внеурочной деятельности позволяют реализовать модульный подход в реализации требований ФГОС общего образования. Методы организации внеурочной деятельности адекватны методам организации и управления самостоятельной познавательной деятельности школьников на уроке [5; 20]. В соответствии с уровнем сложности заданий для самостоятельной работы (репродуктивные, конструктивные и творческие), наиболее часто в педагогической практике используется классификация методов по уровню познавательной самостоятельности школьников: репродуктивные (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) и продуктивные (частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский). Важно, что методы в процессе организации и проведения внеурочных занятий школьников отбираются с учётом: 1) цели и содержания занятия; 2) зоны ближайшего развития обучающихся; 3) уровня педагогического мастерства учителя.

Известно, что формы организации внеурочной деятельности различаются по целям, по охвату количества обучающихся, по методике подготовки и проведения внеучебных занятий. Формы организации внеурочной деятельности развиваются и совершенствуются в соответствии с развитием урочной деятельности в социокультурной среде конкретной общеобразовательной организации [2; 3; 6; 8].

В практике работы учителей-мастеров школы № 6 г. Киро-во-Чепецка Кировской области эффективно работает система внеурочной деятельности школьников, которая включает взаимосвязанные между собой модули (каждый модуль по 6-8 часов). Каждый модуль имеет свои особенности, но вписывается по содержанию методов и средствам работы с детьми в общую концепцию внеурочной деятельности. Модули представлены разнообразными формами организации творческой деятельности школьников: 1) кружок; 2) игра и игровая ситуация; 3) творческая мастерская; 4) агитбригада; 5) клуб.

Рассмотрим особенности каждой из перечисленных форм организации творческой деятельности школьников.

Кружок имеет особое значение в образовательной практике. Организовать занятия кружка можно со школьниками разного возраста, но наиболее эффективна эта форма в младшем школьном и подростковом возрасте. Кружок создаётся с учётом потребностей и интересов обучающихся. Чтобы интерес к кружковым занятиям не снижался, учителю-предметнику необходимо чередовать теоретические и практические виды деятельности участников образовательного процесса. Важно, что при подготовке и проведении занятий каждый кружковец выполняет индивидуальную работу творческого характера, следовательно, реализует свой творческий потенциал. Кружки по содержанию деятельности школьников подразделяются на занимательные (основная задача - привитие интереса к предмету); с программным содержанием (основная задача - расширение предметного кругозора школьников, развитие их предметной культуры); практической направленности (основная задача - формирование опыта работы школьников со средствами обучения, приборами, инструментами и др.); по отдельным разделам научных знаний (основная задача - углублённое изучение отдельных теоретических вопросов, научных проблем); творческой направленности (основная задача - изучение разнообразных средств

выразительности, создание творческих проектов) и др. Особую роль в становлении и развитии интереса к изучению своей страны и родного края играют кружки туристско-краеведческой направленности [10; 20].

Туристско-краеведческие кружки наиболее эффективно зарекомендовали себя как форма воспитания, развития, профессионального самоопределения и социализации обучающихся в системе должностно-ролевого самоуправления (по А. А. Остапцу-Свешни-кову) методом социально-профессиональных проб [15; 18; 21; 24].

Организация кружка, как правило, начинается с выявления интересов обучающихся. С этой целью учитель проводит диагностику интересов и подготовленности обучающихся в форме анкетирования. Анализ ответов на вопросы анкет помогает учителю определить направление (краеведческий, туристско-спортивный, этнографический, геологический, орнитологический, экологический и пр.) и тематику работы кружка. На первом занятии избирается актив, разрабатываются эмблема, устав и девиз кружка, составляется план работы, намечаются ближайшие и дальние перспективы (по Макаренко) [13]. Выбираются и ответственные за подготовку информации о наиболее интересных мероприятиях кружка на сайт школы. Результативность работы кружка определяется по эффективности реализации программы кружковой работы, развития ответственности кружковцев, повышения их уровня познавательной или учебно-исследовательской самостоятельности по предмету, представленным по итогам года образовательным продуктам ИОМ (отчетам, презентациям, гербариям, коллекциям, оформленным экспозициям, выставкам, выступлениям на конференциях, печатным статьям в сборниках или газетах, фото- и видеоотчетам или видеосюжетам и пр.).

Дидактические игры. Их цель - способствовать развитию у обучающихся умения работать в команде при сотрудничестве, научиться принимать решения в процессе взаимодействия с одноклассниками, что приобретает особое значение во внеурочной деятельности в последнее время для формирования коммуникативной функциональной грамотности школьников [14; 19; 27] и в сфере безопасной жизнедеятельности [19]. Игра в педагогическом процессе обладает особым признаком - четко поставленной образовательной целью и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается при помощи игровых прие-

мов и ситуаций, которые выступают как средство и условие стимулирования обучающихся к самостоятельной познавательной творческой и/или проектной/учебно-исследовательской деятельности. Для каждой игры характерны свои правила, и именно игровые правила являются существенным признаком игры и игровой ситуации. Известно, что игра как форма познания окружающего природного и социального мира имеет важное значение для развития детей младшего школьного возраста, приобретения ими навыков межличностной коммуникации. Но и в подростковом, и в юношеском возрасте игра эффективно используется в педагогической практике работы. В подростковом возрасте у школьников наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира - комфортной среды, в стремлении к взрослости, самовыражению, самоутверждению и самореализации, в бурном развитии воображения, фантазии, желании общаться со сверстниками [9].

Особенностями игры в юношеском возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, ориентация на речевую деятельность, поэтому наиболее эффективной технологией организации игровой деятельности школьников и в подростковом и в юношеском возрасте является деловая игра.

В учебном процессе и во внеурочной деятельности применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Деловую игру Г. П. Щедровицкий [26] определяет как: а) особое отношение к окружающему миру; б) субъективную деятельность участников; в) социально заданный вид деятельности, который исключает пассивную позицию участников игры; г) особое содержание усвоения учебного материала, в котором знания и умения воспринимаются участниками игры естественно; д) форму организации, в которой отрабатываются определенные формы социального поведения.

Таким образом, игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, важное средство организации самостоятельной познавательной и/или учебно-исследовательской (проектной) деятельности школьников.

Взаимодействие учителя и обучающихся определяет логика подготовки и проведения деловой игры, которая состоит из следующих этапов:

I. Подготовка деловой игры. На этом этапе:

а) Формулируется тема игры в развернутых, но конкретных и точных формулировках. Тема может предполагать как однозначный сценарий игры, так и множественность вариантов, но в рамках единого замысла.

б) Формулируются учебные цели игры, в которых конкретизируется, какой материал предполагается изучить и закрепить в данной игре, какими методами анализа предполагается инициировать интерес участников.

в) Дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, предлагаются основы для составления общей или частной моделей игры.

г) Определяется состав участников игры, их роли и возможности адаптации к численности участников группы; оговаривается система стимулирования активности участников проводимой игры.

д) Прорабатывается сценарий деловой игры, расписывается процедура проведения игры, используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, определяются временные границы проведения игры.

II. Проведение деловой игры. На этом этапе по сценарию игры разыгрывается учебная ситуация. Действия участников игры в соответствии с правилами направлены на взаимодействие по изучению и обсуждению проблемной информации, принятию решения.

III. Подведение итогов деловой игры. Это заключительный этап, для которого предусматривается время с целью подведения итогов, дается общая оценка всем участникам и каждому в отдельности, подробно разбирается ход игры с позиции результативности деятельности её участников по принятию решения. Рефлексируют сами участники игры, они в процессе анализа оценивают собственную деятельность, формулируют предложения по совершенствованию игровой деятельности.

Элемент соревнования, который является обязательным условием игровой технологии, дает возможность перевести дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Творческая мастерская - это оригинальная форма внеклассной работы, которая позволяет привлечь учащихся всех возрастов к самым различным видам самостоятельной творческой деятельности. Творческая мастерская характеризуются следующими черта-

ми: 1) в мастерской могут творить ученики независимо от их успеваемости и уровня развития; 2) дети выбирают индивидуальную программу работы и создают авторский продукт; 3) время выполнения авторской работы соответствует трудовым возможностям и навыкам обучающихся; 4) в процессе выполнения работы учитель выполняет роль консультанта и эксперта; 5) результаты работы, которую выполняет ученик-мастер, имеют практическую направленность и используются в деятельности других людей; 6) в творческой мастерской деятельность учащихся имеет профессиональную направленность. Например, в мастерской «Математическая игротека для первоклассников» (МКОУ СОШ № 6 г. Кирово-Че-пецка), где под руководством учителя математики Н. В. Комаровой обучаются школьники 6-го класса, авторским продуктом являются разнообразные интеллектуальные настольные игры, которые создаются для урочной и внеурочной деятельности первоклассников. Организация и методика работы в мастерской зависит от цели и творческого потенциала учителя.

Агитбригада - это форма внеурочной деятельности, которая характеризуется оригинальным содержанием и яркими художественно-выразительными средствами публичного выступления. Именно публичный характер выступлений позволяет формировать коммуникативные умения школьников, воспитывать их готовность к общественно-политической практике. В агитбригаду, как правило, объединяются различные группы: информационно-поисковая, сценарная, музыкальная, вокальная, танцевальная, техническая, художественно-оформительская, режиссерская. Оптимальное количество участников этих групп на начальном этапе деятельности агитбригады - от двух до пяти человек.

Члены той или иной группы могут вносить предложения и участвовать в работе любых других групп агитбригады. Распределение поручений в агитбригаде позволяет обеспечить ритмичность и продуктивность ее работы. Каждая агитбригада, как правило, имеет оригинальное название, эмблему, девиз, особую форму одежды, свою песню.

Выступления агитбригады требуют серьезной подготовки, которая предполагает несколько этапов: 1) определение темы выступления, ее ведущей идеи; 2) сбор материала для предстоящей программы; 3) создание сценария; 4) подготовка программы; 5) репетиция выступления.

Главное в выступлениях - это современность, меткость, острота исполняемых куплетов, сценок, которые призывают молодежь не оставаться безразличной, а активно включаться в жизнь общества. Так, например, «Экологическая агитбригада» пятиклассников под руководством учителя биологии Е. Е. Обуховой считает, что главная ценность выступлений состоит в социальной направленности и активной жизненной позиции каждого участника агитбригады.

Клуб - это форма внеурочной деятельности, которая объединяет школьников разного возраста по интересам. Отличительная особенность работы клуба - наличие органов детско-юношеского самоуправления [10]. Клуб имеет свою символику и атрибутику: название, эмблему, положение, устав. Работа клуба реализует определенные педагогические принципы, такие как добровольность, общественная направленность, инициатива и самодеятельность, занимательность и эмоциональность ситуаций, учет возрастных и индивидуальных особенностей участников клубной работы. Особое место во внеурочной деятельности занимают читательские клубы. Так, по мнению учителя русского языка и литературы М. В. Сычу-говой, читательский клуб организуется для создания условий общения и развития читательских интересов школьников, удовлетворения их общения с книгой (художественной, научной или публицистической); расширения читательского кругозора в области классической и современной литературы.

Итак, каждая из перечисленных форм имеет свои особенности, но в целом перечисленные формы дополняют друг друга и создают для школьников возможность через участие в различных видах деятельности приобретать качества личности, необходимые для современного человека.

Реализация деятельностного подхода в образовании стимулирует развитие системы учебно-исследовательских умений и навыков обучающихся. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся предполагает совместный творческий процесс учителя и школьника. Под учебно-исследовательской деятельностью обучающихся понимается такая форма организации самостоятельной работы, которая связана с решением творческих, исследовательских задач. Учебно-исследовательские работы могут выполняться индивидуально и коллективно под руководством учителя, педагога-тьютора, научного консультанта, руководителя школьного краеведческого музея, родителя [2].

Рассмотрим этапы деятельности учителя и обучающихся в процессе выполнения исследовательской работы: 1) подготовительный; 2) выбор и утверждение темы; 3) теоретическая подготовка; 4) практическая подготовка; 5) планирование исследования; 6) конкретизация цели и гипотезы исследования; 7) анализ литературы по теме исследования; 8) работа над основной частью исследования; 9) оформление научной работы (оформление текста); 10) подготовка к защите исследовательского проекта; 11) презентация.

Требования к исследовательской деятельности обучающихся. Работы учащихся должны отвечать следующим требованиям:

1) носить исследовательский характер: а) формируется цель исследования; б) выдвигается гипотеза; в) определяются задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута; 2) содержать характеристику того, что известно по данному исследованию (дается в обзоре литературы по проблеме); 3) содержать описание того, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте); 4) представляются собственные данные, полученные при исследовании; 5) оформление и защита исследовательской работы.

Диагностика готовности школьников к исследовательской деятельности. В ходе диагностики школьники заполняют лист самоанализа готовности к учебно-исследовательской работе. Работая с листом, школьники выбирают в качестве ответа один из вариантов: владею умением; владею, но с помощью научного консультанта; мне нужно еще учиться. Лист самоанализа содержит следующие положения: 1) интерес к исследовательской деятельности;

2) умение самостоятельно выбирать актуальные темы исследовательской работы; 3) умение ставить цели, формулировать гипотезу исследования; 4) умение самостоятельно планировать свою исследовательскую деятельность; 5) умение выбирать и применять адекватные методы исследования; 6) умение самостоятельно проводить эксперимент; 7) умение организовать свою исследовательскую деятельность; 8) умение самостоятельно интерпретировать результаты эксперимента; 9) умение делать выводы на основании проведенной исследовательской работы.

В педагогической практике развитие учебно-исследовательских умений осуществляется поэтапно.

I этап - учитель проводит диагностику уровня учебных возможностей обучающихся, уровня их познавательного интереса, изучает мотивы и потребности деятельности школьников.

II этап - учитель определяет основные проблемы для самостоятельной работы обучающихся в процессе подготовки к защите творческого проекта, разрабатывает примерную тематику исследовательских проектов; предлагает им выбрать для себя тему самостоятельной работы.

III этап - учитель проводит групповую консультацию, цель которой познакомить обучающихся с основными приёмами работы над исследовательским проектом.

IV этап включает занятия по обучению школьников создавать проект.

V этап - индивидуальная самостоятельная работа обучающихся над исследовательским проектом, индивидуальное и групповое консультирование, подготовка творческой работы к защите.

VI этап - защита школьниками исследовательских проектов школьников на научно-практической конференции - выступление с докладом-презентацией с обязательным обсуждением (дискуссией экспертов).

Следовательно, целенаправленная работа по развитию исследовательских умений позволяет подготовить учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.

Примечания

1. Голованова Ю. В. Модульность в образовании: методики, сущность, технологии // Молодой ученый. 2013. № 12. С. 437-442.

2. Горский В. А., Русских Г. А., Смирнов Д. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников : монография. М. : Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения», 2010. 151 с.

3. Горский В. А., Смирнов Д. В., Горячев А. А. Проектирование комплексной программы развития взаимосвязи и преемственности формального и неформального образования : учеб. пособие / под ред. В. А. Горского ; ФГНУ Ин-т содержания и методов обучения РАО. М. ; Киров : Изд-во ВятГГУ, 2012. 162 с.

4. Агержанокова М. М. Теоретические основы технологии модульного обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. № 3. С. 143-145.

5. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» // Дополнительное образование и воспитание. 2013. № 4. С. 10-16.

6. Белорыбкина Е. А., Огнева Е. Н., Смирнов Д. В. Оценка и контроль учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования:

промежуточные итоги деятельности опытно-экспериментальной площадки // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 3. С. 90-110.

7. Виноградова Н. Ф., Хомякова И. С., Рыдзе О. А. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение : кн. для учителя. М. : Вентана-Граф, 2018. 288 с.

8. Голованов В. П., Смирнов Д. В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в учебной и во внеурочной деятельности // Взаимодействие основного и дополнительного образования детей (из опыта работы гимназии № 278 Адмиралтейского района Санкт Петербурга) : монография. СПб., 2013. С. 37-44.

9. Дополнительное образование специалистов : аннотированный указатель авторефератов диссертаций. Вып. 4. Самоопределение личности / сост. Д. В. Смирнов, А. Я. Журкина ; под ред. В. А. Горского. М. : Сов. спорт, 2001. 192 с.

10. Казьмина Е. Г., Смирнов Д. В. Роль взрослых в самодеятельных общественных объединениях детей и подростков // Доп. образование. 2000. № 12. С. 18-20.

11. Куприянов Б. В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы // Народное образование. 2012. № 5. С. 59-62.

12. Леонтович А. В. Научно-практическое образование становится прочной основой внеурочной деятельности // Народное образование. 2013. № 3. С. 116-120.

13. Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Макаренко А. С. Пед. соч. : в 8 т. М. : Педагогика, 1984. Т. 3. С. 397.

14. Махов И. И., Махова О. В. Формирование коммуникативной функциональной грамотности подростков средствами и формами спортивно-оздоровительного туризма: результаты деятельности опытно-экспериментальной площадки // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2018. № 1. С. 117-128.

15. Мусиенко А. В. Социально-профессиональные пробы в туристском походе: строительство пешеходного моста через малую реку за 50 минут // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. № 3. С.164-168.

16. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ; под ред. В. А. Горского. 4-е изд. М. : Просвещение, 2014. 111 с.

17. Русских Г. А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика : монография. М. ; Киров : ВятГГУ, 2003. 208 с.

18. Смирнов Д. В., Конова С. В. Социально-профессиональные пробы в детско-юношеском спортивном туризме // Состояние и перспективы развития физкультурного образования на современном этапе : материалы Между-нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 17-20 окт. 2007 г.) / Федер. агентство по

образованию ; ГОУ ВПО Белгород. гос. ун-т ; Управ. образования и науки Белгород. обл. Белгород : Изд-во БелГУ, 2007. С. 41-45.

19. Смирнов Д. В. Безопасность жизнедеятельности как компонент функциональной грамотности // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 3. С. 90-101.

20. Смирнов Д. В. Оценка эффективности содержания формального и неформального образования в дополнительном туристско-краеведческом образовании // Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма : [материалы междунар. науч.-практ. конф. «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», 1 декабря 2013 г.] / сост. И. А. Дрогов, Ю. С. Константинов, Д. В. Смирнов. М. : МосгорСЮТур, 2013. С. 280-285.

21. Смирнов Д. В. Социально-профессиональные пробы учащихся в туристско-краеведческой деятельности // Педагогическое образование и наука. 2008. № 8. С. 59-64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Смирнов Д. В., Сысолятина О. В. Туристско-краеведческий оздоровительный лагерь общеобразовательного учреждения как среда самореализации подростков // Туризм и культурное наследие Сибирского региона : материалы Х науч.-практ. Всерос. турист.-краевед. конф. г. Ханты-Мансийск, 17-19 февраля 2011 г. / Югорский гос. ун-т. Ханты-Мансийск : Ред.-изд. отдел АУ ДПО ХМАО-Югры «Ин-т развития образования», 2011. С. 88-91.

23. Смирнов Д. В., Сысолятина О. В. Формирование социокультурной и развивающей образовательной среды в общеобразовательном учреждении // Социокультурная среда как средство формирования и развития личности : Рос. науч.-практ. конф., г. Рязань. 24-25 марта 2011 г. / Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2011. С. 136-144.

24. Смирнов Д. В., Холодцова И. И. Социально-педагогические предпосылки саморазвития и самореализации подростков и молодежи средствами учебно-исследовательской деятельности // Образование и саморазвитие. 2008. № 2(8). С. 166-171.

25. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе : практико-ориентированная монография. М. : Новая школа, 2001. 352 с.

26. Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра // Оптимальные коммуникации : эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ http://jarki.ru/wpress/2010/04/21/1105/ (дата доступа 11.03.2018).

27. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы. Из портфеля главного редактора [Н. Ф. Виноградова] // Начальное образование. 2017. № 4 (июль - август). С. 3-8 (продолжение. Начало -2017. № 3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.